В современном образовании большое внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Один из эффективных способов достижения этой цели - организация школьных спектаклей для учеников всех ступеней обучения. Такие мероприятия не только способствуют развитию творческого мышления, но и помогают ученикам развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе и способность к коллективной работе.
Вложение | Размер |
---|---|
ilina_v._proekt_9b.docx | 974.21 КБ |
ilina_v._9b_compressed_1.pdf | 2.35 МБ |
Областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей-интернат посёлка имени Маршала Жукова»
ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: «Создание школьного спектакля»
Автор проекта: Ильина Валерия,
обучающаяся 9Б класса
ОБОУ «Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова»
Руководитель проекта: Давыдова Надежда Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
ОБОУ «Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова»
Курск 2024
Оглавление
ПОДБОР СЮЖЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ 7
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РЕЖИССЕРОМ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ 9
ОРГАНИЗАЦИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ В ШКОЛЬНОМ СПЕКТАКЛЕ 11
СОЗДАНИЕ ДЕКОРАЦИЙ И КОСТЮМОВ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ 14
УЧЕТ ТЕХНИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ В ШКОЛЬНОМ СПЕКТАКЛЯ 16
ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ 21
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОКАЗА ШКОЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ 23
Название | Создание школьного спектакля |
Автор | Ильина Валерия |
Регион | Курская область |
Город | Поселок имени Маршала Жукова |
Учебное заведение | ОБОУ «Лицей-интернат пос. имени Маршала Жукова» |
Класс | 9Б |
Руководитель проекта, ФИО, должность | Давыдова Н.В., учитель русского языка и литературы |
Контактная информация | nadezhda-daveed@mail.ru |
Аннотация | Информационно-исследовательский проект по литературе на тему: "Создание школьного спектакля" направлен на организацию работы школьного театра. В ходе работы над проектом был сделан продукт (чек-лист), который поможет в создании качественного спектакля для школьников. |
Комментарии |
В современном образовании большое внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Один из эффективных способов достижения этой цели - организация школьных спектаклей для учеников всех ступеней обучения. Такие мероприятия не только способствуют развитию творческого мышления, но и помогают ученикам развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе и способность к коллективной работе.
Создание школьного спектакля – это сложный и многогранный процесс, требующий тщательной подготовки и планирования. От выбора подходящего сюжета до организации показа спектакля - каждый этап играет важную роль в формировании положительного опыта для учащихся. Подбор сюжета, который будет интересен и понятен ученикам данной возрастной группы, является первоочередной задачей. Далее необходимо разделить роли и задачи среди учащихся, учитывая их способности и интересы, что способствует эффективной работе коллектива.
Сотрудничество с режиссером или педагогом играет ключевую роль в успешной реализации проекта. Профессиональный подход специалиста поможет правильно воплотить задуманное, а также обеспечит качественное руководство учащимся на протяжении всего процесса подготовки спектакля. Создание декораций, костюмов и учет технических аспектов также требует особого внимания, поскольку атмосфера и визуальное оформление спектакля играют важную роль в его восприятии зрителями.
Наконец, организация показа школьного спектакля - это завершающий этап, на котором учащиеся могут продемонстрировать свои достижения и получить заслуженное признание. Все вышеперечисленные аспекты важны для успешной реализации проекта по созданию школьного спектакля, который не только развлечет зрителей, но и станет ценным опытом для учащихся, способствующим их творческому и личностному росту.
Данный Проект направлен на создание рекомендаций, которые помогут ученикам и педагогам реализовать школьный спектакль. Организация и планирование всех этапов процесса играют важную роль в достижении успеха проекта.
Тип: исследовательский проект
Идея проекта: рекомендации, основанные на анализе методических пособий и практическом опыте, помогут организовать школьную театральную постановку.
Цель проекта: разработать рекомендации, которые помогут создать школьный спектакль для учеников 5-9 классов.
Проблема: отсутствие коротких точных рекомендаций для учеников и педагогов, желающих поставить школьный спектакль.
Целевая аудитория: обучающиеся 5-9 классов, педагоги.
Задачи проекта:
1. Изучить методические пособия.
2. Использовать полученные знания из пособий на практике.
3. Создать рекомендации.
Продукт: чек-лист «Как создать школьный спектакль» с интерактивным элементом.
Школьный спектакль – дело, требующее очень глубокого личностного участия. Первым важным этапом в создании спектакля является выбор пьесы, которая должна быть актуальна, понятна и интересна для всех участников спектакля. Нельзя забывать, что актеры – дети, которые только начинают свое знакомство с театральным искусством. Классика беспроигрышна и подходит для любого возраста. И в современном обществе могут возникнуть ситуации, в которые попадают герои Мольера, Гоголя, Островского, Чехова… Правильно подобранный сюжет спектакля может не только увлечь зрителей, но и помочь учащимся лучше понять и вжиться в роли персонажей, развивая их творческое мышление и эмпатию.
При определении материала первой работы рекомендуется опираться на «Вахтанговскую триаду»: время-автор-коллектив. То есть — почему именно в это время собираетесь ставить именно этого автора именно с этим коллективом.
Для начала выбора сюжета можно обратиться к различным источникам, предлагающим готовые сценарии спектаклей.
Одним из самых авторитетных источников является сайт Театрального института Бориса Щукина, на котором размещены сборники пьес, инсценировок для школьных театров, перечень театральных постановок для совместного просмотра с детьми. Пособия созданы в рамках Всероссийского проекта «Школьная классика», который стартовал в 2020 году, при поддержке Министерства просвещения РФ. Данные методические пособия содержат пьесы и инсценировки для постановки на сцене школьного театра. Сборники подготовлены Центром науки и методологии Театрального института имени Бориса Щукина, в помощь педагогам дополнительного образования, учителям и классным руководителям. Данные сборники способствуют формированию поликультурной среды, всестороннему развитию личности, приобщению учеников к общечеловеческим ценностям посредством стимулирования развития театральных студий в образовательных организациях всех регионов нашей страны. Удобство таких сборников заключается в распределении произведений по возрастным категориям, а также в наличии методических рекомендаций по постановке пьес.
На сайте nsportal.ru можно найти сценарий спектакля на английском языке под названием "Pigmalion", который рассчитан на учащихся 9-11 классов. Этот сценарий может послужить вдохновением для создания адаптированной версии спектакля для учеников младших классов.
Также стоит обратить внимание на спектакли, действие которых происходит в школьной обстановке. На сайте afisha.ru представлена подборка спектаклей, где события разворачиваются именно в школе. Это может быть интересным выбором для школьного спектакля, так как ученики легче смогут вжиться в роли школьников и понять сюжет спектакля.
Дополнительно, автор "Записок театрального ребенка" на платформе Dzen.ru собрал подборку пьес и инсценировок для школьного театра [3]. Эти материалы могут предложить разнообразные варианты сюжетов, которые будут интересны и понятны ученикам 5-9 классов. При выборе сюжета для школьного спектакля важно учитывать не только интересы учеников, но и их возрастные особенности, уровень подготовки и возможности актерского состава. Рекомендуется провести обсуждение с учащимися, чтобы узнать их предпочтения и мнения относительно потенциальных сюжетов, а также учесть рекомендации педагогов и режиссера спектакля.
Таким образом, подбор сюжета для школьного спектакля требует внимательного и творческого подхода, учитывая возможности и интересы учащихся, а также доступные ресурсы и поддержку со стороны педагогов и родителей.
Взаимодействие с режиссером в процессе создания школьного спектакля играет ключевую роль в формировании качественного и запоминающегося выступления для учеников 5-9 классов. В рамках создания школьного спектакля режиссером может стать педагог, ученик или заинтересованный родитель. Режиссер является идейным вдохновителем и лидером театральной труппы, он должен иметь теоретические и желательно практические знания в области театрального искусства и иметь опыт в постановке спектаклей. Режиссер школьного спектакля – это лидер, который знает и умеет больше, готовый поделиться всем, что умеет сам, готовый учиться новому вместе с юными актерами.
Перед режиссером школьного спектакля стоит несколько задач – раскрыть всевозможные грани способностей актера, дать шанс ему попробовать разные виды деятельности, познать себя и свой потенциал, помочь детям поверить в себя и свою уникальность, познакомить с миром искусства театра и развить в эстетическое чутьё.
Первоначальное взаимодействие актеров с режиссером начинается с обсуждения общей концепции спектакля и выбора подходящего сюжета. Режиссер может предложить различные варианты сюжетов, которые будут интересны и понятны целевой аудитории - ученикам 5-9 классов. Важно учесть, что спектакль должен быть не только увлекательным, но и содержательным, поэтому выбор пьесы играет важную роль в формировании воспитательного контента спектакля.
Режиссер активно участвует в работе над текстом спектакля. Он помогает адаптировать текст под возрастную категорию зрителей, делает акцент на важных моментах сюжета, помогает актерам правильно передать эмоции и мысли персонажей. Работа с текстом требует тщательного подхода, и режиссер играет здесь решающую роль, направляя актеров и помогая им погрузиться в атмосферу спектакля [5].
В процессе создания школьного спектакля, режиссер непрерывно взаимодействует с театральным коллективом. Он может проводить или организовывать мастер-классы для учеников, помогая им понять особенности актерской работы, развития сюжета и создания атмосферы спектакля. Такое сотрудничество способствует более глубокому взаимопониманию между всеми участниками процесса и способствует успешной постановке спектакля.
Кроме того, режиссер может предложить использование театрализованных игр в процессе подготовки к спектаклю. Такие игры помогут актерам лучше понять своих персонажей, научат работать в команде, разовьют актерское мастерство и помогут создать единую атмосферу в коллективе. Театрализованные игры станут отличным инструментом для формирования сплоченности и доверия между участниками проекта.
Важно отметить, что помимо работы с участниками спектакля, режиссер также взаимодействует с другими педагогами, которые помогают развивать школьный театр и подбирать подходящий репертуар для выступлений. Совместная работа режиссера, актеров, учителей и наставников способствует созданию качественного и запоминающегося школьного спектакля для учеников 5-9 классов.
(Приложение 1)
Процесс постановки спектакля начинается не с распределения текста между артистами. Прежде чем начать раздавать роли и репетировать сцены спектакля, организатор школьного спектакля «презентует» учащимся сценарий будущей театральной постановки, «погружает» в события, растолковывает замысел и идею автора, знакомит с жанром, характерами персонажей, мотивацией поступков героев. Знакомит детей с историей произведения и биографией его автора. Если есть возможность, можно организовать просмотр театральных постановок по выбранному произведению в театре или предложить дома посмотреть телеспектакль.
После знакомства с произведением и просмотра спектакля, рекомендуется всем участникам вслух почитать отрывки, подготовленные заранее руководителем, и провести обсуждение, высказать свое мнение, отстоять свою точку зрения. Во время обсуждения произведения выявляется мировоззрение участников, проявляется собственная позиция по отношению к разным конфликтным вопросам и проблемным ситуациям, происходит пересмотр и формирование новых убеждений. Самое сложное для руководителя состоит в том, чтобы научить ребят видеть то, что стоит за текстом.
Одновременно с этим выбирается тема, созвучная со сценами выбранного спектакля. Ничего не разъясняя, руководитель предлагает детям показать зарисовки из этой темы, как они это понимают. Этюд – это территория выбора детей, их фантазии, их свободы (но этому надо сначала научить, объяснить). Задача руководителя – следить, чтобы творчество детей оставалось в рамках приличия и в пределах театрального искусства (не скатывалось на уровень стендап шоу).
Для режиссера очень важна эта подготовительная работа. Наблюдая за обсуждением, он «примеряет» на участников их роли.
Следующий этап. Поделить пьесу на эпизоды, раздать роли детям и организовать творческий пересказ этих эпизодов. Можно попробовать представить отдельные эпизоды в форме этюдов.
При подборе исполнителей ролей в спектакле и организаторов театрального представления в школе, необходимо открыто объяснять детям причину данного выбора. Не скрывать от ребенка его сегодняшнюю данность как актера или организатора, но в свою очередь, показывать те возможности, которые могут быть открыты именно им на предложенном месте. Безусловно, делать это нужно серьезно и максимально тактично. Каждому ребенку необходимо понимать, как именно его личностные качества соотносятся с выполняемыми функциями, и осознавать важность его работы в общем деле. В этом случае внешне незначительная работа становится значимой в его собственных глазах и в глазах сверстников. Помочь ребенку найти свое место в структуре школьного театра и сделать его весомым в глазах коллектива – один из способов ухода от конфликта и обид.
Перед режиссером стоит важная задача – при распределении ролей в предстоящем спектакле необходимо занять всех желающих, причем так, чтобы каждый чувствовал себя нужным и мог проявить себя на сцене. Поэтому каждому желающему нужна пусть маленькая, но интересная роль, а не просто минутный выход «в массовке». Для решения этой задачи существует два пути: использовать для постановки подходящее произведение, добавив и сократив какие-то роли, или сделать распределение «на два состава». Не надо бояться двойных-тройных составов (когда на одну роль утверждаются два-три ребенка). Это может быть необходимо не только в условиях нестабильной эпидемиологической ситуации. Текучка кадров в школьном театре может серьезно порушить далекоидущие планы, если сильно понадеяться на участие конкретных ребят. На уход школьников из школьного театра может повлиять множество внешних факторов: неожиданное изменение самочувствия, смена места жительства или расписания, появление репетиторов, факультативов для подготовки к ОГЭ или ЕГЭ и пр. При распределении ролей на два-три состава важно помнить: в школьном театре не должно быть «первого» и «запасного» состава – все составы равнозначны, а играющие одну роль – не конкуренты, а союзники, каждый со своим видением, помогающие друг другу в создании образа! Все актеры студии имеют право на выход на сцену, все имеют право на свое индивидуальное прочтение роли, каждый из них привыкает к возможной вариативности действий на сцене, таким образом снижается риск «звездной» болезни. И главное – все составы ОБЯЗАНЫ получить право сыграть спектакль для зрителя!
Таким образом, организация разделения ролей в школьном спектакле требует внимательного планирования и последовательного выполнения этапов подготовки. Важно помнить о равноправии участников, индивидуальных особенностях каждого ученика и необходимости качественной подготовки к премьере спектакля.
При создании декораций и костюмов для школьного спектакля ученикам классов необходимо уделить особое внимание каждой детали, чтобы обеспечить качественное и запоминающееся представление. Важно помнить, что декорации и костюмы играют ключевую роль в создании атмосферы спектакля и помогают передать задумку автора произведения.
Одним из важных аспектов при создании декораций является архитектурно-пространственная декорация. Этот принцип позволяет создать особую атмосферу на сцене, помогая зрителям погрузиться в мир спектакля. Работа над декорациями требует творческого подхода и внимания к деталям, чтобы каждый элемент соответствовал общей концепции спектакля.
Костюмы также играют важную роль в создании образов персонажей. Они помогают актерам лучше вжиться в роль, передать характер и настроение персонажа. При изготовлении костюмов необходимо учитывать эпоху, стиль и особенности каждого персонажа, чтобы обеспечить их соответствие общей концепции спектакля.
Работа над декорациями и костюмами требует тесного взаимодействия с режиссером и другими участниками творческой команды. Важно обсуждать идеи, пробовать различные варианты, учитывать замечания и предложения коллег, чтобы добиться гармонии и целостности в оформлении спектакля. К работе над декорациями и костюмами можно привлекать и родителей юных актеров, это повысит интерес к будущему спектаклю со стороны родительского сообщества. Только благодаря совместным усилиям можно создать по-настоящему яркое и запоминающееся представление.
При создании декораций и костюмов для школьного спектакля полезно обратиться к опыту и советам специалистов в области театрального искусства. Изучение методических разработок и статей, посвященных созданию декораций и костюмов, поможет расширить кругозор и получить новые идеи для воплощения творческих замыслов.
Таким образом, создание декораций и костюмов для школьного спектакля – это творческий процесс, требующий внимания к деталям, тщательной проработки и совместной работы всей команды. Соблюдение принципов архитектурно-пространственной декорации, учет стиля и эпохи при создании костюмов, а также тесное взаимодействие с коллегами помогут достичь высокого качества.
Школьный спектакль – это не только возможность для учеников проявить свои таланты и выразить себя на сцене, но и целый процесс, включающий в себя различные аспекты, включая технические.
Один из ключевых моментов – это организация работы над спектаклем. Как указывается на одном из сайтов, школьные спектакли режиссируются для учителей, учеников и родителей. Это подразумевает не только подбор сюжета и ролей, но и учет технических аспектов, которые помогут создать атмосферу иллюзии на сцене. Важно помнить, что в зрителях таких спектаклей участвуют школьники разных параллелей, учителя и другие люди, поэтому каждый момент должен быть продуман до мелочей.
Когда в театре открывается занавес, как правило, первое, что мы видим на сцене – декорации. Основная роль театральных декораций – визуализация происходящего действия, что усиливает воздействия на зрителя. Декорации помогают создать определенную атмосферу, настроение, достигнуть большего эффекта погружения в происходящее, ярче раскрыть события на сцене. Режиссер сам решает, должны ли быть декорации к спектаклю, какими они будут, из чего будут изготовлены. Главное, чтобы они были устойчивыми, функциональными и выразительными.
В школьных спектаклях очень часто используют обыгрываемые декорации, с помощью которых актеры взаимодействуют во время спектакля (предметы мебели, лестницы, кубы и т.д.). Можно из одних и тех же стульев выстраивать мизансцену библиотеки и салона самолета, представить на сцене истории из школьной жизни, изобразив класс или кинотеатр. С помощью полотна ткани можно создать образ бушующего моря-океана. Можно использовать в качестве декорации теневую проекцию, созданную с помощью светового оборудования, фонариков или мобильных телефонов. Интересный вид декораций – бумажная пластика. Можно использовать вид метафорических декораций, которые не включают конкретные предметы мебели и окружающего пространства, однако помогают передать дух и характер постановки. Или на заднике сцены создать «декорацию» с помощью слайда или видеосюжета.
Способов создания театральных декораций существует множество. Поиск новых приемов оформления сцены бесконечен. Эскизы декораций к спектаклю руководитель школьного театра вместе с учащимися составляет заранее. Команда «художников» создает оформление сцены по этим эскизам. Задачи художественного оформления спектакля – организация сценического пространства, создание правдивой, выразительной среды спектакля (исторической, бытовой, социальной и пр.).
Кроме декораций к художественному оформлению сцены относятся реквизит, бутафория и костюм.
К реквизиту относятся все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене или с которыми выходят на сцену и действуют актеры: веер, зонтик, книги, часы и прочее. В реквизите много предметов, отражающих эпоху или место действия. Это могут быть мелкие предметы быта или аксессуары, дополняющие костюм. Вещи, необходимые актерам по ходу театрального представления могут быть подлинными или бутафорскими. Что может быть на сцене бутафорским (не настоящим, имитирующим подлинное)? Очень часто это оружие, деньги, посуда, еда и т.п. Из чего в школьном театре можно сделать бутафорский предмет? Самый распространенный вид – папье-маше, подходит для изделия посуды, еды, скульптур. Также можно использовать пенопласт, ткань, веревочные изделия.
Используя на сцене дополнительные подлинные или бутафорские предметы, надо учитывать, что любая вещь на сцене может использоваться только в том случае, если она необходима, играет конкретную роль и находится на своем месте. Нельзя «захламлять» сцену реквизитом. Используя на сцене большое количество реквизита, зритель может потерять интерес к действию.
Костюм - один из самых ярких элементов театрального зрелища. Театральный костюм – это часть сценического образа актера. Он помогает перевоплотиться, отражает внешние признаки и характеристики изображаемого персонажа. От того, как актеры одеты, во многом зависит общее впечатление от спектакля. Создание эскиза театрального костюма – это сложное и интересное задание. Костюм должен быть не только красивым, но и уместным, убедительным, отражающим эпоху и место проживания героя, чтобы зрители поверили в то, что они видят. Иногда важен не полный костюм, а его стилизация – внятные детали, которые будут точно передавать необходимый смысл, необходимую эпоху или настроение. Для создания костюмов подойдет любая ткань, может понадобиться поролон, бумага. Важно, чтобы юные актеры творчески подходили к созданию образов. Необходимо прививать художественно-эстетический вкус через просмотр кинофильмов, спектаклей и произведений живописи, приучать скрупулезно собирать необходимую визуальную информацию для организации собственного представления.
Искусство грима – дополнительный инструмент в создании образа, помогающий актеру воплотить режиссерский замысел. Театральный грим – это не только макияж, способный изменить внешность. С помощью грима можно сделать лицо человека молодым или старым, худым или толстым, красивым или страшным. Можно мимически изобразить настроение: гнев, радость, восторг, грусть. Среди основных видов грима можно выделить два: условный грим – жанровый, гротескный, сказочный или фантастический, и грим реалистичный – возрастной, национальный, исторический, портретный, характерный.
Свет неразрывно связан со сценографией, замыслом спектакля и является важнейшим выразительным средством. С его помощью решается множество задач – от создания условий видимости на сцене до тончайшего психологического и физического воздействия на зрителей. С помощью света можно имитировать рассвет, закат или картину пожара, передавать тончайшие цветовые переходы, обогащая цветовое решение как спектакля в целом, так и отдельных эпизодов. Место света в сценографии спектакля зависит от технических средств постановочного освещения. (Приложение 1)
На сцене актеры говорят спокойно, четко, не кричат, а голос актера слышен в любой части зрительного зала. В театре на помощь актерам приходит звукооператор. В рамках создания школьного спектакля звукооператором может стать учитель музыки. Задача звукооператора – добиться хорошего качества живого звука и фонограмм. Для этого звукооператор работает с акустикой зала, обеспечивает правильное расположение подвесных микрофонов, чтобы голос актера был слышен с любого зрительского места. Актер театра не работает с микрофоном напрямую (у актера в руках не должно быть микрофона), за исключением музыкальных спектаклей, где актер использует гарнитуру, т.к. поет под фонограмму. В современном театре часто для создания шумовых эффектов используют качественную звукозапись. С помощью фонограммы можно воспроизвести не только музыку и звук голоса, но и шум ветра или моря, пение птиц, шум вокзала, звонок телефона, пистолетный выстрел, визг тормозов автомобиля, бой часов, звон колоколов и т.д.
Таким образом, учет технических аспектов в школьном спектакле для учеников 5-9 классов является неотъемлемой частью успешного проведения мероприятия. От подбора декораций и костюмов до организации светового и звукового оформления – каждая деталь имеет значение и способствует созданию незабываемого театрального опыта для участников и зрителей.
Самый сложный и ответственный этап - репетиционный процесс. Поиск музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Использование светового оборудования, уместность декораций, реквизита, звуков на сцене… Это далеко не полный перечень повседневных забот руководителя школьного театра.
Определив идею и сквозную линию спектакля, актер начинает работа над ролью. Создать образ, постараться понять логику действий, поступков, мыслей героя, «вжиться» и почувствовать своего героя - для юных актёров эта задача не из легких. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным и световым оформлением. Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпо-ритма спектакля.
После определения всех ответственных назначается день для генеральной репетиции. Генеральная репетиция должна проходить так, как будто зрители уже смотрят. На генеральной репетиции не должно быть заминок, остановок, переговоров. Если актер где-то ошибся, пусть не останавливается, а импровизирует, ведь в реальной ситуации ему никто не поможет. После репетиции комментарии руководителя. Перед показом ничего нельзя кардинально менять, можно только постараться доработать.
Важным условием в школьном театре, так же, как и в профессиональном, является работа в коллективе, ответственность за то дело, которое выполняет лично каждый. И тогда каждый ребенок почувствует себя нужным и значимым - выходя на сцену, как главный герой трагедии, или рассаживая малышей в зрительном зале, объясняя им, куда и зачем они пришли.
Как зрительская общественность сможет узнать о предстоящем спектакле школьного театра? Вариантов много:
Важные действующие лица – это видео и фотооператоры, которые ведут летопись создания спектакля с первых дней и до её премьерного показа. Зрителю очень интересно наблюдать за процессом репетиций. Поэтому у школьного театра обязательно должны быть люди, отвечающие за распространение видео и рекламы.
В современном мире нельзя оставаться в закрытом пространстве. Чтобы о мероприятиях театральной студии или школьного театра узнало, как можно больше людей, надо создать узнаваемый сайт или страничку в социальных сетях со своим логотипом или эмблемой. Постоянно обновлять там информацию. Таким образом, все подписчики будут в курсе событий театральной студии – они смогут следить за культурной жизнью школьного театра, получать информацию о предстоящих мероприятиях. В этом же пространстве можно организовать фотогалерею, также можно создать 21 раздел «из истории театра» или «театральный словарь» . В результате это интернет-пространство будет отражать «портрет» театральной студии.
Афиша – это реклама театральной постановки. Театральная афиша – первое, с чем встречается зрительская аудитория до того, как пойти в театр. Основной задачей афиши является оповещение о предстоящем театральном событии максимального количества людей за короткий срок. Афиши украшают яркими изображениями и «громкими» фразами с простой целью: побудить потенциального зрителя к действию – посетить событие в назначенное время. На сайтах современных театров есть раздел «Афиша», который информирует о предстоящих спектаклях на определенный период времени, как правило на месяц. Также на фасадах зданий театров или на специальных тумбах размещаются театральные афиши в виде ярких плакатов, рекламных баннеров, электронных ЖК экранов, которые приглашают зрителей на спектакль или концерт. Чтобы заинтересовать зрителей школьного театра, рекомендуется сделать свои афиши: электронную для сайта школы, в бумажном варианте для размещения на входе в школу или на информационном стенде. Сначала создается эскиз афиши с указанием названия школьного театра или логотипом/эмблемой театра, с названием спектакля и указанием его автора, местом, датой и временем представления. На афише нужно разместить яркий рисунок или фотографию фрагмента спектакля, которые дают представление о сюжете и артистах. Возможно, уместна будет интригующая фраза или элемент, отражающие суть театральной постановки. Афишу можно нарисовать или распечатать на принтере, важно соблюсти целостность и общее стилевое решение. Вот пример афиши, которая сделана по всем правилам. (Приложение 2)
Организация показа школьного спектакля для учеников 5-9 классов является важным этапом в процессе создания и проведения театрального представления. Для успешного проведения спектакля необходимо уделить внимание нескольким ключевым аспектам, которые помогут сделать показ интересным и запоминающимся для зрителей.
Таким образом, организация показа школьного спектакля для учеников 5-9 классов требует внимательного планирования и координации всех этапов. Соблюдение всех аспектов, начиная от подготовки спектакля и заканчивая работой с аудиторией, поможет сделать представление запоминающимся и успешным для всех участников.
Постановка спектакля – это результат общих стараний и усилий! Пусть не принято в профессиональных театрах, а в школьном театре необходимо и очень важно в конце спектакля поблагодарить всех, кто трудился над созданием праздника – администраторов, организаторов, гримеров, костюмеров, художников, работников сцены, режиссёра, актеров. Даже если представление всех участников будет затянутым, имя каждого участника, кто создал театр в школе, должно быть объявлено публично! И каждый причастный с трепетом и радостью должен услышать: «Сегодняшний спектакль школьного театра «название» для вас подготовили (перечисляются все участники, кроме артистов) и сыграли (артисты), режиссёр спектакля «ФИО». Рефлексия со всеми участниками школьного театра. Обсуждение спектакля, подведение итогов работы сразу после показа.
Все перечисленные рекомендации были проверены опытным путем – в январе 2024 года школьный театр «Инверсия» ОБОУ «Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова» показал спектакль «Морозко» для учеников, сотрудников и гостей лицея-интерната. При работе над спектаклем режиссер и актеры школьного театра придерживались этапов, описанных в продукте проекта.
Первоочередной задачей был подбор подходящего сюжета для спектакля, который был интересен и познавателен для данной возрастной группы. Этот этап требовал тщательного анализа и выбора материала, способного заинтересовать и вовлечь школьников.
Далее, важным этапом стало разделение ролей и задач среди учащихся с учетом их способностей и интересов. Это позволило каждому ученику найти свое место в процессе подготовки спектакля, развивая их творческие и коммуникативные навыки.
Сотрудничество с режиссером или педагогом играло ключевую роль в успешной реализации задуманного. Благодаря профессиональной поддержке удалось правильно воплотить идеи и обеспечить качественное исполнение ролей.
Создание декораций, костюмов и технических аспектов для спектакля также требовало особого внимания. Каждая деталь была важна для создания атмосферы и передачи задуманного настроения зрителям.
Наконец, организация показа спектакля для аудитории стала завершающим этапом проекта. Это был результат многих усилий и труда, который был вознагражден аплодисментами и радостью зрителей.
В целом, работа над созданием школьного спектакля не только позволила ученикам проявить свой творческий потенциал, но и научила их командной работе, ответственности и самовыражению. Этот проект стал не только ярким событием в школьной жизни, но и важным шагом в развитии личности каждого участника.
Приложение 1
Рисунок 1. Свет на сцене
Схема 2. Взаимодействие режиссера и актера
Взаимодействие актеров с режиссером начинается с обсуждения общей концепции спектакля и выбора подходящего сюжета.
Далее режиссер может проводить различные мастер-классы и театральные игры, чтобы раскрыть всевозможные грани способностей актёра
Совместная работа режиссера и актеров способствует созданию качественного школьного спектакля
Приложение 2
"Афиша школьного спектакля "Морозко"
"Афиша школьного спектакля "Тайное становится явным"
Приложение 3
"Чек-лист "Как создать школьный спектакль"
Рисуем тыкву
Наводнение
Всему свой срок
Рождественские подарки от Метелицы
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного