Доклад учениц 8 класса, в которой отражены основные вехи в истории нашей школы - МОУ ЦО "Открытие" г. Комсомольска-на-Амуре, уникального учебного заведения нашего города.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota.docx | 36.76 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
А.П. МАРЕСЬЕВА «ОТКРЫТИЕ»
(МОУ ЦО «ОТКРЫТИЕ»)
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема:
НУЖНО ЛИ ЗНАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕЙ ШКОЛЫ?
Выполнили: Грачкова Елизавета Павловна,
ученица 8 «М» класса,
Томазова Дарья Валерьевна,
ученица 8 «М» класса
Научный руководитель: Жигалин Тимофей Александрович,
учитель истории
Комсомольск-на-Амуре, 2024
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 1. История школы №18 в биографиях первых педагогов и директора.… 2. История школы №18 в биографиях её выпускников………………….. 3. От общеобразовательной школы №18 до Центра образования «Открытие»………………………………………………………………….. Заключение………………………………………………………………….. Список использованных источников……………………………………… | 3 5
8 11 12 |
Введение
Школа. Родная школа. Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних - это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность.
Школа играет большую роль в жизни человека. Может не быть дошкольного образования, может не быть средне-специального образования или высшего, но среднее (полное) общее образование получает каждый человек. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно.
Актуальность нашей исследовательской работы в том, что сегодня в образовании не менее важно воспитание чувства патриотизма у учащихся. На наш взгляд, изучение истории своей школы может стать фундаментом для воспитания нравственных качеств учеников, небезразличного отношения к судьбе своей Родины.
Гипотеза исследования – история нашей школы богата на достижения и биографии замечательных людей, что может стать наглядным подспорьем для формирования нравственных и моральных ценностей подрастающего поколения.
Цель исследования – изучить историю становления и развития Центра образования «Открытие» в событиях, лицах и документах.
В соответствии с поставленной целью был определен круг задач:
1. Собрать и проанализировать материал об истории школы, начиная с года её открытия;
2. Опираясь на данные музейного архива, воспоминания ветеранов педагогического труда собрать сведения о педагогах и выпускниках школы.
Объект исследования – МОУ ЦО «Открытие».
Предмет исследования – история МОУ ЦО «Открытие» в биографиях педагогов и выпускников.
При проведении исследовании использовались такие научные методы, как анализ, синтез и гипотеза. В рамках исследования также были использованы опрос и метод анализа документов.
Научная новизна работы в том, чтобы продолжить работу по сбору и систематизации информации об истории школы.
Практическая значимость работы в том, что материалы, собранные нами, послужат частью школьной экспозиции для виртуального музея. Результаты нашего исследования могут быть использованы учителями на уроках, на классных часах, направленных на патриотическое воспитание, воспитание чувства гордости за свою школу.
1. История школы №18 в биографиях первых педагогов и директора
Школа №18 была открыта в 1968 году. Первым директором школы была Попова Галина Петровна, которая возглавляла учреждение 16 лет. Ещё до начала строительства новой школы Галина Петровна возглавляла школу №17, молодой коллектив которой перешёл вместе с директором в новое учреждение. По воспоминаниям Галины Петровны школа вмещала в себя 1500 учеников и 70 учителей. Приходилось работать в три смены. На торжественной линейке 1 сентября главный прораб, который был ответственен за стройку, вручил Галине Петровне ключ – «ключ» от знаний, который и сегодня хранится в школьном музее.
В первый же год на базе школы №18 Министерство образования СССР проводило эксперимент по внедрению новых учебников физики. Руководил этой работой кандидат физико-математических наук, преподаватель Комсомольского-на-Амуре педагогического института Давид Хаимович Рубинштейн.
Галина Петровна добивалась, чтобы в каждом кабинете были технические средства. Уже к 1970-м годам пять кабинетов школы – физики, химии, истории, биологии и географии – имели киноаппараты «Украина». В школе было организовано два лингофонных кабинета, в которых проводились уроки по иностранным языкам. Впервые в городе именно на базе нашей школы был создан кабинет программированного обучения, в создании которого помогли студенты и аспиранты Новосибирского университета.
Галина Петровна была инициатором первого школьного музея, который носил имя Феликса Эдмундовича Дзержинского, видного политического деятеля. На протяжении 17 лет (1970-1987) музеем руководила Набокова Антонина Васильевна, учитель истории. В эти годы музей отражал направление идейно-нравственного воспитания молодёжи через октябрятско-пионерское и комсомольское движения.
Отдельно стоит сказать об учителях, чьи биографии золотом вписаны в «Энциклопедию успешных людей» нашего города. Наше внимание привлекла Лопатова Валентина Петровна, учитель математики. Ветеран педагогического труда, Отличник народного просвещения РСФСР, Заслуженный учитель РСФСР. 36 лет своей педагогической деятельности Валентина Петровна посвятила школе №18. На её счету 4 выпуска учеников как у классного руководителя и 8 выпусков, как у учителя-предметника. Параллельно с тем, как становился учительский и ученический коллектив новой школы, происходило и становление Валентины Петровны как учителя математики. По её воспоминаниям, огромную методическую помощь оказывали опытные коллеги - Черноморцева Нелли Алексеевна и Симионова Нина Ивановна.
2. История школы №18 в биографиях её выпускников
Выпускники Валентины Петровны успешно сдавали вступительные экзамены не только в высшие и средние учебные заведения Комсомольска-на-Амуре, но и в другие города России: Хабаровск, Владивосток, Новосибирск, Санкт-Петербург, Москву. Более 50% выпускников окончили Комсомольский-на-Амуре технический университет и сегодня продолжают работать ведущими специалистами на предприятиях города. Так, начальником вычислительного центра авиационного завода был Курильский Андрей, выпускник 1983 года.
Но особой гордостью школы всегда были выпускники, решившие посвятить себя медицине. Например, Писарева Светлана, выпускница 1974 г., является хирургом высшей категории городской больницы №7. Делает сложнейшие операции выпускник 1972 г. Рыков Александр Геннадьевич. Заслуженный врач Российской Федерации, заведующий травматолого-ортопедическим отделением Хабаровской железнодорожной больницы. Александр Геннадьевич первый на Дальнем Востоке провёл операцию по замене сустава. Одной из его пациенток стала 12-летняя Светлана, которая получила множественные переломы во время землетрясения в Нефтегорске. Доктор провёл ей 9 сложнейших операций, и в итоге спас девочку. В музее нашей школы хранится медицинская шапочка, в которой оперировал Александр Геннадьевич.
3. От общеобразовательной школы №18 до Центра образования «Открытие»
Дело Галины Петровны продолжало жить. В 1984 году на пост директора школы пришла Светова Алифтина Афанасьевна, которая проработала директором 20 лет. Её отличало чуткое отношение к ученикам и педагогам. Алифтина Афанасьевна – Отличник народного просвещения. Параллельно с работой в школе совмещала должность депутата городской думы г. Комсомольска-на-Амуре.
В это же время поменялось и руководство музея – теперь им заведовала учитель географии Васильева Вера Ивановна. Под её чутким руководством школьный музей собирал материалы по истории заселения русскими Приамурья на основе путешествий по Комсомольскому району.
Также руководили нашей школой Гуйван Елена Петровна и Богданова Оксана Рудольфовна. С их деятельностью связано возрождение музея нашей школы, в помещении которого на протяжении десяти лет размещался учебный класс. Историко-краеведческий музей «Школьный мир» был открыт в 2004 году, а 6 сентября 2006 года музей был зарегистрирован Министерством образования РФ. Его бессменным руководителем и в наши дни является Колесникова Антонина Алексеевна. Антонина Алексеевна работает в нашей школе со дня её открытия – сначала в должности учителя русского языка и литературы, потом учителя изобразительного искусства, параллельно возглавляя профсоюзную организацию МОУ СОШ №18.
Актив музея ведёт научно-исследовательскую работу по разным направлениям, участвует в городских и краевых конкурсах экскурсоводов, конкурсах «Рождественские чтения», «Возрожденные имена», «Земляки», «Имя на обелиске».
А с 2007 года школу №18 возглавила Саулова Людмила Николаевна, которая сделала большой рывок в сторону обновления материально-технической базы. Школа становилась апробационной площадкой для реализации различных проектов, в том числе и Федеральных государственных образовательных стандартов II и III поколений. Красной линией своей деятельности Людмила Николаевна считает бережное и внимательное отношение к работе с ветеранами, устраивая различные мероприятия, среди которых самое значительное – военный парад на территории Центра.
С 2011 года на базе школы №18 формируются медицинские классы. Ребята на базе Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета и Медицинского колледжа проходят практику, изучают фармакологию и медсестринское дело, учатся оказывать первую медицинскую помощь. Из медицинских классов в поликлиники города пришли наши выпускники: Орлов Сергей, Булышев Дмитрий и другие, кто сразу принял на себя удар коронавирусной инфекции – и стал бороться за жизнь комсомольчан в красной зоне.
В 2016 году по инициативе Людмилы Николаевны в нашем городе произошло создание уникального образовательного учреждения – Центра образования «Открытие». 2 августа 2016 г. нашему образовательному учреждению присвоено гордое имя первостроителя города Комсомольска-на-Амуре, Почётного гражданина города, Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева. О его подвиге ещё во время войны написал книгу Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке».
Центр образования «Открытие» был сформирован на базе детского сада №20 и школ №18 и №26. Школа №26 тоже имеет свою богатую историю. Например, в суровые военные годы она была удостоена внимания Генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина тем, что учащиеся и педагогический коллектив вели работу по поддержке Красной Армии. Было собрано 24700 рублей на строительство катера «Морской охотник» и подарки солдатам.
Одно время школу №26 возглавлял Табацкий Даниил Семёнович, фронтовик-орденоносец, учитель истории. При нём на базе школы проходил апробацию новый учебник истории.
В рамках своего исследования мы планируем заняться изучением истории как школы №26, так и детского сада №20.
Заключение
Проведя исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что историю родной школы надо знать обязательно, так как она является связующей нитью между поколениями. Люди, забывающие своё прошлое – не имеют будущего. Вся наша история, а в конкретном случае, история школы – это память. Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и перед будущим поколением.
В ходе нашего исследования мы систематизировали данные истории школы с её возникновения и по наши дни. Проанализировав материал, имеющийся в школьном музее, мы восстановили информацию о том, как трудился ученический и педагогический коллективы и кто руководствовал общеобразовательным учреждением.
Таким образом, мы считаем, что поставленная цель и стоящие перед нами задачи были достигнуты, гипотеза доказана и данная работа в дальнейшем может быть использована в учебно- воспитательном процессе.
Список использованных источников
1. С любовью к людям : о Валентине Петровне Лопатовой : [учитель школы № 18 г. Комсомольска-на-Амуре] ( Материалы городской научно-практической конференции "История и становление народного образования города Комсомольска-на-Амуре" : / редкол. : Е.А.Шабовта, Н. В. Муханова, О. Н. Горлова С. 39-42 стр., Комсомольск-на-Амуре : ГОУВПО "КнАГТУ", 2010. - 80с.)
2. Школы г. Комсомольска-на-Амуре: дайджест / составитель С. М. Талаева. — Издание 2-е, дополненное. — Комсомольск-на-Амуре : Центральная городская библиотека им. Н. Островского, 2023. — 7о с.: ил.
3. Экскурсия по музею «Школьный мир» [Электронный ресурс]. – URL: http://otkrytie-kms.lbihost.ru›wp-content/uploads/sites/ (дата обращения: 01.04.2024).
4. История создания музея «Школьный мир» [Электронный ресурс]. – URL: http://otkrytiekms.lbihost.ru/%D0%B8% (дата обращения: 03.03.2024).
Привередница
Снежная сказка
По морям вокруг Земли
Бабочка
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)