Со своей научно-исследовательской работой Герасимова Ида выступала в Муниципальном конкурсе "Старт в будущее-2023г".
Вложение | Размер |
---|---|
Образ Лисы в творчестве отечественных и зарубежных писателей | 52.06 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа-детский сад с. Тунгор Охинского района Сахалинской области
Научно- практическая конференция «Старт в будущее»
Тема: Образ лисы в творчестве отечественных и зарубежных писателей.
Автор работы:
Герасимова Ида Ивановна
ученица 6 класса
Руководитель:
Дедеева Наталья Владимировна
учитель русского языка и литературы
с. Тунгор, 2023 г.
Оглавление
Введение ………………………………………………………….3
1. Основная часть………………………………………………… 5
1.1. Образ лисы в фольклоре ………………………….……… 5
1.2. Образ лисы в отечественных произведениях ……................7
1.3.Образ лисы в зарубежных произведениях ……………… 11
2. Практическое исследование …………………………… 13
2.1. Анкетирование учеников …………………………… 13
3. Заключение ……………………………………………… 16
4. Литература …………………………………………. 18
Приложение 1 Пословицы и поговорки о лисе
Приложение 2 Русские народные сказки.
Приложение 3 Отечественная литература.
Приложение 4 Басни И.А. Крылова.
Приложение 5 Зарубежная литература.
Введение.
Абсолютно каждый человек, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие источники информации. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. У каждого народа – свои сказки. И все они по-своему интересны, все мудры и прекрасны, только рассказаны они на своём языке, имеют свои национальные особенности.
Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Тема нашей исследовательской работы: Образ лисы в творчестве отечественных и зарубежных писателей.
Идея изучения данной темы возникло во время чтения сказок сестре,где она задавала вопросы о характере лисы и на анализах данного персонажа на уроках.
Цель исследования — выявить идейно - художественную роль образа лисы. Произвести анализ на предмет отличий в зарубежной и отечественной литературе.
Объектом исследования стал образный мир отечественных и зарубежных детских писателей (А. Толстой «Приключение Буратино», басни Ивана Андреевича Крылова: «Ворона и Лисица», «Лисица и Сурок», «Добрая Лисица», Лисица и виноград», «Лисица и Осел», «Мирская сходка», «Щука», «Пестрые овцы», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»,
Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса», братья Гримм «Странствия Мальчика-с-пальчика»).
Предмет исследования — образ лисы в произведениях указанных авторов.
Методы исследования:
1) Размышление;
2) Чтение книг, анализ текста, поиск информации о лисе в разных источниках;
3) анкетирование, анализ результатов.
Исходя из целей работы, определила постановку и решение следующих задач:
1. Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ лисы.
2. Обозначить проблему, которая раскрывается с помощью образа лисы в художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей.
3. Выяснить какую роль играет образ лисы в произведениях авторов.
4.Определить нравственные уроки, которые пытаются донести авторы произведений через отношение лисы и других героев.
5. Составить список рекомендуемой литературы.
Суть выдвигаемой гипотезы раскрывается в следующем: образ лисы играет важную роль в произведении: авторы приравнивают персонажа к людям, «наградив» четвероногого персонажа человеческими пороками и добродетелями. Основными качествами, которыми обладает лиса, является хитрость, ум и легкость вхождения в доверие.
Практическая значимость: материал можно использовать на уроке, на классном часе, на факультативных занятиях.
1. Основная часть
1.1. Образ лисы в фольклоре
Хищник, который побеждает не столько силой, сколько умом и хитростью, может одурачить не только добычу, но и человека. Недаром говорят «хитрый, как лиса». Образ лисы вошел во многие сказки и легенды про лисицу различных народов. Лисы были как олицетворением нечистой силы, так и символом огня, очищения.
У славян было особое отношение к лисе, как к тотемному животному. С древних времен образ лисы присутствовал в русских народных сказках. Главными чертами Лисы остаются ее хитрость, коварство и целеустремленность. Например, в русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» [«Русская народная сказка "Лиса и волк". Издательство: Эксмо, 2011г.] Лиса хитростью проникает в возок с рыбой, которую она затем выбрасывает на дорогу. Свои уловки Лиса держит в тайне. Волку она советует опустить хвост в прорубь, чтобы наловить рыбы, умалчивая о том, как она сама добыла пищу. Но встает вопрос: зачем Лиса обманывает Волка, ввергая его в крайне неприятную ситуацию? Можно, конечно, объяснить поступок Лисы ее пренебрежительным отношением к окружающим, ее чувством собственного превосходства. Подобное предположение едва ли проливает свет на сущность проблемы. У Лисы, как у плута, особая роль в сказочном «обществе». Конечно, Лиса преследует лишь собственные цели. Однако попутно она выступает в качестве своего рода наставника для тех, кто с ней общается. Лиса учит своих «жертв» не доверять никому слепо, не рассуждая, иными словами, она учит думать. В этом ее педагогическая роль сопоставима с влиянием на личность самой жизни. Пока урок не усвоен, ситуация будет повторяться. Ситуация обмана в случае с Волком действительно повторяется: Лиса едет на нем верхом, приговаривая: «Битый небитого везет».
Однако Лисе не чужды понятия благодарности, верности обещанию и даже бескорыстия. В сказках разных народов встречается сюжет, согласно
которому Лиса (или Лис) помогает ребенку вернуться домой. В русской
народной сказке «Снегурушка и лиса» [Хрестоматия для маленьких
Издательство: «Просвещение» Москва, 1982 г.] Лиса приносит к бабушке и дедушке их потерявшуюся внучку, не требуя никакой награды. В немецкой сказке, обработанной братьями Гримм и озаглавленной «Странствия Мальчика-с-пальчик»,[Сказки Братьев Гримм - Издательство: «ФТМ» Москва, 2012 г.] Лис относит главного героя в дом его родителей за заранее оговоренное вознаграждение (всех кур со двора). Уже в этих сказках Лисы выступают в роли провожатого, чудесного помощника героя. В других сказках эта функция Лисы просматривается еще четче. Например, в русской народной сказке «Кузьма Скоробогатый» [Русские народные сказки: Кузьма Скоробогатый. Издательство: «Алтей» Москва, 2010] Лиса помогает герою стать богатым и жениться на царской дочери. Подобный сюжет встречается в фольклоре многих народов. Согласно другому сюжету, также весьма распространенному, две Лисы в числе прочих зверей-помощников сопровождают двух братьев, странствующих в поисках приключений.
Какой же можно сделать вывод их всего вышесказанного? Лиса может издевается над недальновидными героями, наказывает тех, кто ее обидел, но, случается, и щедро вознаграждает тех, кто ей помог или просто завоевал ее симпатии. Лиса нередко воспроизводит те формы поведения, которые она воспринимает как ведущие к успеху. Однако этот персонаж способен и на поступки, продиктованные высокими мотивами.
1.2. Образ лисы в отечественных произведениях
В знаменитой сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино». [А. Толстой «Приключение Буратино» Издательство: «ЭнасКнига» 2016 год] второстепенным отрицательным героем является нищая лиса Алиса со своим напарником котом Базилио. Автор очень ярко передает характер лисы через диалог с Буратино при первой встрече на дороге:
...«Буратино хотел пройти мимо, но лиса Алиса сказала ему умильно:
- Здравствуй, добренький Буратино! Куда так спешишь?
- Домой, к папе Карло.
Лиса вздохнула еще умильнее:
- Уж не знаю, застанешь ли ты в живых бедного Карло, он совсем плох от голода и холода...
- А ты это видела? - Буратино разжал кулак и показал пять золотых.
Увидев деньги, лиса невольно потянулась к ним лапой....
«Добренький, хорошенький Буратино, что же ты будешь делать с этими деньгами?
- Куплю куртку для папы Карло... Куплю новую азбуку...
-Азбуку, ох, ох! -- сказала лиса Алиса, качая головой. --
Не доведет тебя до добра это ученье... Вот я училась, училась, а - гляди -хожу на трех лапах.....
- Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?
- Конечно, хочу! А как это делается?
-Проще простого. Пойдем с нами.
-Куда?
- В Страну Дураков.
Буратино немного подумал. -Нет, уж я, пожалуй, сейчас домой пойду.
-Пожалуйста, мы тебя за веревку не тянем, - сказала лиса,- тем хуже для тебя....
-Ты сам себе враг, - сказала лиса.
-Ты сам себе враг, - проворчал кот.
-А то бы твои пять золотых превратились в кучу денег...
Буратино остановился, разинул рот.
Лиса Алиса умеет быть ласковой, благодаря чему легко входит в доверие к еще маленькому и неопытному Буратино. Ей совсем не жалко этого порядочного деревянного мальчика, который хочет позаботиться о своем отце. Но как умело лиса подбирает слова в диалоге! Подталкивает собеседника принять нужное ей решение — пойти в страну Дураков и закопать деньги. Ведь она уже заранее предвидит тот момент, когда сможет забрать имеющиеся у Буратино монеты.
Когда малыш спрятал золотые в ямку, лиса Алиса незамедлительно придумала, как избавится от него. «Лиса самым благонамеренным голоском сказала:
- Господин мужественный дежурный, нельзя ли задержать одного беспризорного воришку? Ужасная опасность грозит всем
богатеньким и почтененьким гражданам этого города».
После чего Буратино арестовали, и она смогла спокойно подобраться к запрятанным монетам.
Лиса Алиса обладает всеми лисьими качествами русского фольклора. Она хитра, мастерски льстит, добивается своего путем обмана и ложной доброты.
С легкостью добивается поставленной цели — заимствовать золотые монеты.
В баснях Ивана Андреевича Крылова частым образом является Лисица. Ее характер не замыкается только на одной черте – хитрости. Она и находчива, ласкова и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.
В басне «Ворона и Лисица» [Басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица» Издательство: «Самовар» 2014 г.] главная черта – хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!»
В басне «Лисица и Сурок» [Басни Ивана Андреевича Крылова «Лисица и Сурок» Издательство: «Самовар» 2014 г.] – желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.
«Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Чтоб этому была причастна я греху?»
В басне «Добрая Лисица» [Басни Ивана Андреевича Крылова «Добрая Лисица» Издательство: «Самовар» 2014 г.] – рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.
«Послушайте меня: докажем, что в лесах
Есть добрые сердца и что…» При сих словах
Малютки бедные все трое…
Попадали к Лисе, на низ.
Что ж кумушка? – Тотчас их съела
И поученья не допела.
В басне «Лисица и виноград» [Басни Ивана Андреевича Крылова «Лисица и виноград» Издательство: «Самовар» 2014 г.] – умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.
Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!
На взгляд – то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
В басне «Лисица и Осел» [Басни Ивана Андреевича Крылова «Лисица и Осел» Издательство: «Самовар» 2014 г.] – умение иронизировать.
«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…
«Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»
Но иногда, как в басне «Лиса» – промашка, надежда на авось, желание ничем не поступиться даже ради спасения собственной шкуры.
Щепотки волосков Лиса не пожалей –
Остался б хвост у ней.
Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика: «Мирская сходка», «Щука», «Пестрые овцы», [Басни Ивана Андреевича Крылова «Мирская сходка», «Щука», «Пестрые овцы», Издательство: «Отчий Дом» 2004 г.] но ее советы всегда присутствует ее выгода.
Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду, готового на лесть и подобострастие.
1.3. Образ лисы в зарубежных произведениях
Читая «Сказки дядюшки Римуса» [Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» Издательство «Мелик-Пашаев», 2014 г.] американского писателя Джоэля Чандлера Харриса, не замечаешь, что этому произведению уже больше ста тридцати лет. Автор всех зверей и животных называет не иначе как «братец», и этим он приравнивает их к людям, «наградив» четвероногих персонажей человеческими пороками и добродетелями.
Но «Сказки дядюшки Римуса» не только высмеивают ложь, лень и другие плохие качества, они учат читателей тому, что и из безвыходной ситуации можно найти выход, надо только постараться. Взять хотя бы сказку «Смоляное чучелко». Ведь там Братец Кролик уже попал в лапы Братцу Лису, и его ждала неминуемая смерть. Но благодаря смекалке Братец Кролик отделался лишь лёгким испугом.
Лису, почему-то все авторы без исключения наделили хитростью и коварством. И как бегал зайчик от лисы в русских народных сказках, так до сих пор бегает и Братец Кролик от Братца Лиса. Только не прячется он в кустах, а придумывает всё новые каверзы: как отомстить Лису за свои переживания.
И сказка про масло перекликается с русской народной сказкой про Медведя и Лису, которая съела мёд у Медведя, а потом ему живот вымазала этим лакомством, чтобы отвести от себя подозрения. А «Смоляное чучелко» [«Сказки дядюшки Римуса» Чендлер Джоэль Харрис Издательство: «Речь» - 2016г.] «Бычок-смоляной бочок» [« Бычок - смоляной бочок.» Нечаев Александр Николаевич. Издательство: «»Нигма» 2014г.] Две сказки с разных континентов, а сколько у них общего! Читая же сказку «Как Братец Кролик лишился хвоста», так и видишь вместо Кролика, сидящего у проруби с длинным пушистым хвостом, «нашего» Волка, которого обвела вокруг носа Лисичка-сестричка.
Из всего выше прочитанною мною следует, что в жизни, как и в сказках, бывают недруги, похожие на Братца Лиса или Братца Волка, с которыми надо ухо держать востро, чтобы тебя не «съели».
Но как хочется, чтобы люди учились жизни не на своих ошибках, набивая шишки и синяки, а с помощью таких, поистине народных произведений, как «Сказки дядюшки Римуса» о Братце Кролике и Братце Лисе, актуальных и в наши дни.
Антуан де Сент-Экзюпери, автор сказки «Маленький принц», [Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Издательство: «Эксмо» 2010г.]
создал необычайно привлекательный и живой образ Лиса, в котором проявились самые лучшие черты этого персонажа. Лис, с которым повстречался Маленький принц, становится другом героя. В этой роли Лиса наиболее полно проявляет функции наставника, проводника и чудесного помощника. Действительно мудрый Лис подробно рассказывает Маленькому принцу, что означает приручить другое существо, как нужно это делать, и какое это имеет значение для обоих участников процесса приручения. Таким образом, Лис для Маленького принца становится своего рода проводником, который помогает герою перейти из состояния одиночества к дружбе. Очевидна и роль чудесного помощника: дружба с Лисом способствует тому, что герой начинает иначе видеть окружающую реальность, наконец-то осознает, что толкнуло его отправить в странствия, и в чем состоит его долг.
Как любой нормальный сказочный Лис, он, естественно, ставит перед собой цель и достигает ее. Однако в чем заключается его цель? Лис сам признает, что он охотится за курами, но это не цель, а необходимость, которая не наполняет жизнь смыслом. Будучи личностью разумной и целеустремленной, Лис ищет этот смысл и видит его в дружбе, во взаимоотношениях, свободных от расчета и корысти. Этот плут оказывается способен на переживания, он искренне желает быть кому-то нужным и испытывать привязанность к другому существу: «...Если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится... Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...».
Лис открыл Маленькому принцу истину мира: «Самого главного глазами не увидишь». Главное – это не положение в обществе, не богатство. Главное – это понимание, бескорыстие, верность, любовь.
Ещё одну важную вещь узнал Маленький принц: человек в ответе за тех, кого полюбил. «Приручил» - как говорил Лис.
2. Практическое исследование:
Анкетирование учащихся.
Свое исследование я начала с анкетирования ребят с пятого по девятые классы. Им были заданы следующие вопросы:
1. Любите ли вы читать книги о животных?
2. Вы предпочитаете зарубежных или отечественных авторов?
3. В каких произведениях встречается лисица?
4. Какие черты характера присущи лисице?
5. Как вы считаете, может ли лисица быть положительным героем? Приведите примеры.
Из 19 опрошенных школьников на первый вопрос ответили положительно — 12, отрицательно — 7.
На второй вопрос лишь несколько человек отметили, что любят читать зарубежных авторов — 3 , а остальные отдают предпочтение отечественной литературе.
Третьим вопросом я хотела выяснить, с какими произведениями знакомы школьники, где встречается лисица.
И я была удивлена, что многие указали лишь русские народные сказки, такие как: «Колобок», «Кот и лиса», «Волк и лиса», «Заячья избушка». «Рукавичка» и другие.
Так же некоторые ребята указали басни Ивана Андреевича Крылова:
Очень порадовало то, что один ученик вспомнил про известную многим сказку А.Н. Толстого «Приключение Буратино». Несмотря на то, что в этом произведении лиса Алиса является второстепенным героем.
Так же хотелось бы выделить ответ троих школьников, которые написали про зарубежного автора Антуана Дэ Сента Экзюпери, вспомнив литературное произведение «Маленький Принц».
На четвертый вопрос ребята отметили следующие качества характера, присущие лисице:
Хитрость — 19, Ум — 6, Ловкость — 4, Коварность — 2,Смекалка — 2, Жадность-1
На пятый вопрос: «Как вы считаете, может ли лисица быть положительным героем?» Школьники ответили:
Итак, по результатам анкетирования можно сделать выводы: что ребята предпочитают читать отечественную литературу. В основном образ лисицы сформирован у большинства благодаря фольклорным произведениям. Одноклассники отмечают такие качества характера лисы, как хитрость, ум и ловкость, которые чаще всего встречаются у отрицательного героя. Заключение.
Проанализировав произведения, я пришла к следующим выводам:
Лиса — действующее лицо, персонаж.
Символ, позволяющий выявить: уровень образованности, доверия других действующих лиц.
Я увидела, что образ лисы, действительно важен в произведении, ведь через поступки животных авторы учат жизни и отношению между персонажами.
Исследовав функции данного образа в фольклоре русского народа, в произведениях отечественных и зарубежных авторов, выдвинула гипотезу: исследование образа лисы играет важную роль в произведении. Авторы приравнивают персонажа к людям, «наградив» четвероногого персонажа человеческими пороками и добродетелями. Основными качествами, которыми обладает лиса, является хитрость, ум и легкость вхождения в доверие.
В ходе исследования гипотеза подтвердилась.
Проведя анкетирование учеников, я сделала вывод, что современные читатели отдают предпочтение отечественной литературе. Образ лисы сложился на основе русских народных сказках и баснях Ивана Андреевича Крылова.
Лиса безжалостно издевается над дураками и неудачниками, не испытывая к ним снисхождения, наказывает тех, кто ее обидел, но, случается, и щедро вознаграждает тех, кто ей помог или просто завоевал ее симпатии. Не имея непоколебимых этических установок, Лиса нередко воспроизводит те формы поведения, которые она воспринимает как ведущие к успеху.
Однако этот персонаж способен и на поступки, продиктованные высокими мотивами.
Список использованных источников и литературы
1.Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Издательство «Эксмо» 2010
2. Басни Ивана Андреевича Крылова Издательство Самовар 2014 г
«Ворона и Лисица»,
«Лисица и Сурок»,
«Добрая Лисица»,
Лисица и виноград»,
«Лисица и Осел»,
«Мирская сходка»,
«Щука»,
«Пестрые овцы»
3. . Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» Издательство «Мелик_Пашаев», 2014 г
4. . Словарь современного русского литературного языка. Москва «Русский язык» 1991 – с. 360
5.Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»
6.С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» 2007г.
6. Толстой Алексей Николаевич «Приключение Буратино» Издательство «ЭнасКнига» 2016 год
«Щука»,
«Пестрые овцы»,
7. Хрестоматия для маленьких Издательство: «Просвещение» Москва, 1982 г.
Воздух - музыкант
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Сила слова
По морям вокруг Земли
Сказка про Серого Зайку