Исследовательская работа на тему "Заволочская чудь" выполнена учеником 4 класса. Рассмотрено одно из мистических чудес Архангельской олбласти.
Вложение | Размер |
---|---|
chud_zavolochskaya.docx | 187.08 КБ |
XVIII городской конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников "Я – исследователь"
Направление Сердцу милый уголок
Заволочская чудь
Исследовательская работа
Выполнена учеником 4 «Б» класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа "Город Архангельск" "Средняя школа № 59" Юдиным Владиславом Владимировичем Научный руководитель – учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа "Город Архангельск" "Средняя школа № 59" Еременко Евгения Анатольевна
|
г. Архангельск, 2024
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………………………..4
Заключение……………………………………………………………………………...10
Библиографический список………...………………………………………………….11
Введение
Однажды наш классный руководитель Евгения Анатольевна объявила нам: «Ребята, в пятницу, после уроков, мы идем на научно-познавательную игру «Мистические места Архангельской области», которая будет проводиться в центре «Контакт» на Лесотехнической 1. Честно говоря, услышав это название, мы немного испугались. Но, бояться было нечего. Игра оказалась очень интересной и познавательной. Ведущая рассказывала нам про известные места нашей области, которые оказались еще и мистическими. Так же, в ходе рассказа, речь зашла про древнейший народ севера- чудь заволочскую и чудь белоглазую. Этот рассказ оказался довольно интересным и, когда мы с классным руководителем выбирали тему проекта, сомнений не было: будем изучать материал про чудь. Начался поиск информации. Но, как оказалось, литературы на эту тему не слишком много. Но мы не отступали: сходили в школьную библиотеку, съездили в Маймаксанскую библиотеку №6 имени Г.А. Скребицкого, искали статьи в сети Интернет. Главная цель нашей работы заключалась в том, чтобы расширить знания о русской мифологии, познакомиться с народными легендами о Заволочской чуди, развить навыки самостоятельного поиска информации, провести исследование этого объекта с целью получить ответы на важные вопросы о его возникновении, структуре и функции.
. В ходе работы было проведено исследование и анализ литературных источников.
Исследовательская работа представляет собой особый вид активности, направленной на получение новых знаний и расширение научных границ. В рамках данной работы мы будем изучать заволочскую чудь как редкий геологический объект, обладающий уникальными природными особенностями. Нами были определены главными следующие задачи:
На эти многочисленные вопросы мы попытаемся ответить в основной части нашей работы.
Основная часть
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте для начала разберемся- где же территориально находилось то самое Заволочье? Проработав книги и статьи на эту тему, можно сказать, что Заволочье- это участок суши между Онежским озером и Белоозером, по которому новгородцы тащили волоком свои суда, чтобы попасть на северные территории. Все, что располагалось за этой местностью, они называли Заволочьем1. Территория Заволочья расширялась по мере продвижения на север и северо-восток. Поначалу это были земли за ближайшим волоком озерного бассейна, потом область за рекой Онегой, затем за Двиной, по Вычегде, и, наконец, — бассейн Печоры. Так же известно, что народ, названный новгородцами чудью заволочской обитал в бассейнах рек Мезени и северной Двины, по берегам Лузы, Юга, Пушмы. На рисунке 1 представим карту, на которой мы видим расселение восточных славян и их соседей, среди которых видно чудь Заволочскую.
Рисунок 1- Расселение восточных славян и их соседей
Теперь настало время поговорить про чудь. Это древнее население Завольчья, которое до сих пор является исторической загадкой. Многие историки утверждают, что это были финно-угорские племена, которые заселяли эти обширные северные территории2. Например, летописец XI века Нестор в «Повести временных лет», перечисляя в своем произведении народы Восточной Европы, назвал эту народность именно в ряду других финно-угорских племен того времени1.
Почему же народ назвали именно чудь? На этот вопрос существует множество разных ответов. Исследователь отечественной истории Ф.Н. Глинка считал, что «чудь» по-венгерски обозначает «чудо». Другие специалисты переводят чудь как «чудак». В словаре В. Даля слово «чудь» зафиксировано как синоним слов «странный», «чудаковатый», идущий против русских обычаев. Но готский историк Иордан утверждал, что название «чудь» имеет куда более сложную историю. Слово это в переводе с готского обозначает «чужой народ».
Сказания о «чуди» известны по всему Русскому Северу, о ней говорят русские, коми, карелы, саамы и ненцы.
1 Список населенных местностей Российской империи. Т. Архангельская губерния. СПб., 1864. С. 17.
2 Крестинин В. Исторические начатки о двинском народе древних, средних, новых и новейших времен. СПб., 1784. С. 8.
Ученый Л. Н. Гумилев утверждал, что существует два типа чуди: светлая (белоглазая) и смуглая. Само название «белоглазая» говорит о том, что эти люди были светлокожие, северного происхождения. Северной, светлой чудью могли быть скандинавы, русы, балты. Смуглая (темная) чудь- это южные народы. А историк Криничная Н. А. говорит о том, что по мимо белоглазой чуди, существовала еще и «черноглазая», «черноволосая», «темнокожая» и «краснокожая» чудь3. Чудь белоглазая- это были люди среднего и выше среднего роста, предположительно светловолосые и со светлыми глазами, по облику более всего напоминавшие современных карелов и финнов.
Историки утверждают, что чудь была народностью бесписьменной и не оставила после себя ни летописи, ни иных каких-либо документов. Они не сохранились как народ, не оставили до наших дней ни обычаев своих, ни языка, чудь растворилась бесследно среди русских пришельцев и соседних народов. О чудских племенах напоминают только легенды и названия, данные когда-то рекам и озерам, среди которых они жили4.
Чудские племена владели гончарным кузнечным ремеслом, умели ткать, обрабатывать дерево и кость. С металлом они были знакомы не так уж давно: на поселениях находят много орудий из кости и кремня. Жили чуди, занимаясь охотой и рыболовством. Занимались так же и земледелием, выращивали неприхотливые северные культуры: овес, рожь, ячмень, лен. Держали домашних животных, - хотя при раскопках поселений в Заволочье находят больше костей диких животных, чем домашних. Охотились не только для добывания мяса, промышляли и пушного зверя. Пушнина в те времена была в ходу наравне с деньгами.
Все сведения о быте, одежде и внешнем облике чудских племен известны только по результатам археологических раскопок. Археологи ищут обычно в местности с каким-нибудь «чудским» названием. Находят либо следы селения, либо городище, либо чудской могильник – древнее кладбище. По находкам можно определить, была ли это чудь, или другое финно-угорское племя, или пришедшие на эту землю позже скандинавы и славяне. Чудь и других финнов можно с уверенностью отличить от прочих по двум видам находок: по остаткам их глиняной посуды и по украшениям. Глиняная посуда слеплена обычно без гончарного круга, вручную, с толстыми стенками, часто она имеет не плоское, а круглое дно, потому что еду в ней готовили не в печках, а в очагах, на открытом огне.
3 Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этн. истории. М., 1992. С. 154.
4 Максимов С.В. Год на Севере. Архангельск, 1984. С. 570.
Снаружи такая посуда украшена орнаментом, выдавленным по сырой глине с помощью палочек и специальных штампов; такой орнамент называется ямочно-гребенчатым и встречается только у финно-угорских народов. Следы чудских жилищ состоят в основном из ям и землянок, в которых иногда находят остатки бревен, груды глины и части печей-каменок. Говорили они на языке, близком к языку современных вепсов и карелов.
Судя по преданиям, встреча с представителями чуди белоглазой, которые иногда появлялись ниоткуда, выходили из пещер, появлялись в туман, могла приносить одним удачу, а другим — несчастье. Обитают они под землёй, где ездят на собаках, пасут мамонтов или земляных оленей. Мифические представители чуди белоглазой считаются хорошими и умелыми кузнецами, металлургами и отменными воинами, что можно сравнить с поверием скандинавских племён в гномов, которые также обладают невысоким ростом, являются хорошими воинами и искусными кузнецами. Чудь белоглазая могут украсть ребёнка, навести порчу, напугать человека. Они умеют внезапно появляться и так же внезапно исчезать.
Русский этнограф XIX века Петр Ефименко в своей книге «Чудь заволочская» приводит народные предания жителей Шенкурского уезда Архангельской губернии: «Чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжений новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам. Услышав и узнав о пришествии новгородцев, туземцы во всяком возвышенном и удобном месте строили крепости и оттуда с остервенением защищались от пришельцев. Однако же им трудно было противостоять стремлению новгородцев, и они должны были уступить одно место за другим. При явной неудаче отпора некоторые из чуди бежали в леса, другие добровольно умерщвляли себя копьями и луками, иные со всем своим имуществом погребались живыми в глубоких рвах, а некоторые оставались в своих местах. Закапывалась в землю чудь, по преданию, таким способом: выкапывала ямы, ставила по углам столбики, делала над ними крыши, накладывала на крыши камни и землю, потом сходила в ямы с имуществом и, подрубив подставки, погибала»5.
По другой версии-Чудь исчезла с приходом христианства. Их собственная религия была языческой. Легенды о чуди гласят примерно следующее: Чудь жила в лесу, в землянках, имела свою веру. Когда им предложили перейти в христианство, они отказались. А когда их хотели окрестить насильно, они выкопали большую яму и сделали земляную кровлю на столбах, а потом все зашли туда, подрубили столбы, и их засыпало землей. Так древняя чудь ушла под землю. Чудь, не желая креститься и быть покоренной, пошла на групповое самоубийство.
Еще существует версия о том, что Чудь, убегая от Новгородцев, провалилась в широкую полынью на реке Мезени. «И погнали они Чудь из города в ту сторону, где лежала полынья; провалилась вся чудь от мала до велика, потонула… и прослыла деревушка Новгородская Чудьпалой за тем, что тут последняя чудь пала»6.
В Пермской области существуют подобные же предания о чудских богатырях, которые спят в подземных пещерах под Уральскими горами до назначенного часа. Также и Пара-богатырь стережёт чудские богатства. Много ещё неразгаданных чудских тайн хранит уральская земля, но как предсказывал Бажов П.П., настанет время, когда эти тайны раскроются, и, одарённые скрываемыми до поры сокровищами, люди заживут светлой счастливой жизнью: «Будет и в нашей стороне такое времечко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут.
5 Ефименко П.С. Чудь заволочская. Архангельск. 1869. С. 172.
6 Максимов С.В. Год на Севере. Архангельск, 1984. С. 577.
Один такой подойдёт к Азов-горе и громко так скажет «дорогое имечко», и тогда выйдет чудь из-под земли со всеми сокровищами человеческими».
На самом деле чудь заволочская разделила судьбу финских племен, растворившихся среди русских пришельцев и соседних народов: муромы, мери, наровы, мещеры, веси. Они все когда-то упоминались в русских летописях рядом с чудью. Та часть чуди, которую все же удалось крестить, легко слилась с русскими, в результате чего со временем образовались субэтносы, соединившие в себе культурные черты славян и финно-угров. Самый известный из них — поморы, среди которых различают еще более мелкие этногруппы усть-цилёмов и пустозёров. В их лексиконе сохранилось множество слов из чудских наречий.
Часть их, сопротивлявшаяся вторжению русских, была, по-видимому, истреблена; часть приняла христианскую веру и слилась с русским населением, постепенно утратив свой язык и почти все обычаи; и немалая часть соединилась с соседними, во многом родственными народами.
В 2010 году в официальном «Перечне национальностей и языков РФ» чудь зафиксирована под кодом № 351. На сегодняшний день официальных сведений о численности чуди в России нет, но, по некоторым данным, с этой национальностью ассоциируют себя более двухсот человек. Подавляющее большинство из них живет в Пинежском районе Архангельской области. Племя Чудь является одним из самых загадочных явлений на территории нашей страны. Его история давно обросла тайнами, былинами и даже слухами, как вполне правдоподобными, так и совсем фантастичными. Об этом племени известно не очень много, чтобы судить по этим сведениям о полной истории его представителей, но вполне достаточно, чтобы говорить самые невероятные сказания. Учёные и исследователи до сих пор пытаются раскопать свидетельства той эпохи, расшифровать тот удивительный мир, полный загадок, который подарило нам племя Чудь.
Заключение
Многие исторические исследования начинаются с цитирования «Повести временных лет». Мы тоже следовали этому принципу, когда писали эту работу. Так же мы использовали в своем докладе слова известных историков и ученых. Чудь, как нам показалось, народ странный и достаточно загадочный. С одной стороны, про них известно многое, но очень многое нам не известно. В своей работе мы описали несколько версий того, куда же делась чудь. Скорее всего, она, действительно, никуда не делась. Просто представители этого племени ассимилировались среди других народностей: карелов, вепсов, русских. Будучи язычниками, они все же наравне с другими приняли христианство и, соединившись с вновь обращенными, просто растворились среди них, приняв их письменность, какой у чуди не было вовсе.
Итак, сейчас хочу подвести итог проделанной нами работы. Работа была интересной, мы много нового узнали о таком народе, как чудь. Во введении нами поставлены задачи, которые нужно было решить. Собрав всю необходимую информацию, надеемся, что мы ответили на все вопросы, которые необходимо было раскрыть в рамках этой темы. Также нами было проведено исследование, результаты которого оказались следующими:
В заключение исследования хотелось бы выделить несколько практических рекомендаций по использованию темы «Заволочская чудь» в учебной деятельности. Прежде всего, педагоги могут организовать экскурсию на место обнаружения заволочской чуди, чтобы учащиеся имели возможность наблюдать ее в естественной среде. Это позволит им более глубоко вникнуть в ее особенности и узнать больше о ее влиянии на окружающую среду.
Также, учитель может провести урок, посвященный Заволочской чуди, где расскажет об истории ее возникновения, жизни этого народа, особенностях их быта и традиций. Затем можно предложить учащимся провести собственные исследования. Это поможет развить их навыки наблюдения, анализа и оформления результатов. Также рекомендуем использовать тему «Заволочская чудь» в различных творческих заданиях.
Библиографический список
https://monomah.org/archives/13053?ysclid=led9yhlnnt365649335
https://serg-slavorum.livejournal.com/528001.html?ysclid=leda03o2uw171091798
http://kenozerjelive.ru/bulatov-chudj.html?ysclid=leda24872482132936
Сладость для сердца
Белый лист
Что общего у травы и собаки?
Горячо - холодно
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен