Исследовательская работа " Образ учителя в ХХ веке"
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 38.67 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«Образ учителя в русской литературе XX века»
Выполнила: Бутилович В.А.
ученица 9 Б клааса;
Руководитель : Серебренникова Л.А.
учитель русского языка и литературы.
Таксимо 2022
Содержание
Введение……………………………………………………….2
Глава 1. Учитель и общество в исторической действительности XX века………………………………….5
Глава 2. Образ учителя в произведениях русской литературы……………………………………………………9
Социальный опрос……………………………………….…16
Глава 3. Отношение к образу учителя в
20 веке на примере разных стран………………………17
Заключение………………………………………………….23
Список литературы……………………………...…………24
Введение
Жизнь не стоит на месте, меняются эпохи, меняются требования к образованию и учителю, но во все времена роль учителя в жизни обучаемого трудно переоценить. Она поистине огромна. И человек, взявший на себя эту обязанность, должен в полной мере осознавать всю ответственность и важность своей миссии. Этот человек становится для нас проводником на пути к знаниям, он не только обучает своих учеников ряду предметов, но и заботится о правильном их восприятии, о мыслительном процессе, о личностной самореализации и раскрытии творческих способностей.
От того, как учитель преподает ту или иную науку, во многом зависит, насколько усвоит ученик поданный материал, насколько глубоко проникнет в суть предмета, да и как, собственно, воспримет сам процесс обучения. Перед учителем стоит весомая задача: доказать своим ученикам необходимость, важность науки, а также понять каждого из них, найти ключик, подход к сердцу обучаемого.
Настоящий учитель с большой буквы также заботится о правильном формировании человеческой личности, он учит нас анализировать их, учит нас думать, размышлять, иметь обо всем свое собственное суждение.
Целый ряд писателей обращается к традиционной «школьной» теме, в которой ведущая роль принадлежит учителю. В литературоведении неоднократно говорилось о «высоком» типе учителя, в образе которого отразились духовные, нравственные, религиозные искания писателей.
К учителю были применимы выражения «вторая мама», «второй папа», «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Взрослые люди также разделяли эти чувства. Но все-таки отношение к учителю было неоднозначным, ибо любые его действия оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег и др.
«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру»,– писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Современное общество должно проникнуться уважением к учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. А настоящий учитель должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком творческим, открытым, высоконравственным, с неординарным мышлением. Художественные произведения отражают все изменения, происходящие в обществе, в том числе и то, как меняется личность учителя и отношение к нему. Поэтому актуальность работы может быть определена необходимостью изучения произведений, написанных в различные периоды ХХ века, посвященных образу педагога, частично раскрывающих отдельные вопросы его нравственного облика и взаимоотношений с учениками. Писатель берет за основу жизненные истории, поэтому книга объективно отражает отношение к профессии педагога во все времена. Поэтому в своей работе мы определили следующие цель и задачи.
Цель - проследить динамику образа учителя в русской литературе ХХ века. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
1.Подобрать художественные произведения русской литературы ХХ века, в которых присутствует образ учителя.
2.Проследить динамику личностного развития учителя, а также отношения к нему общества.
3.Определить характер изменения образа учителя в литературе ХХ века и степень влияния исторической действительности на художественный образ.
Предметом исследования являются художественные произведения писателей XX века.
Объектом исследования является образ учителя.
Методы исследования: элементы анализа текста, анализ анкет учащихся.
Гипотеза нашей исследовательской работы заключается в том, что созданные мастерами художественного слова образы педагогов воплощают в себе все изменения, отражают все особенности, происходящие с людьми этой профессии в исторической действительности.
Глава 1. Учитель и общество в исторической действительности XX века.
Исследуя специфику отношений учителя и социума, нужно обратить внимание на дореволюционный период исторической действительности, поскольку именно тогда стали закладываться основы современных отношений.
Беспрекословное подчинение ученика учителю, безусловная правота педагога стали возводиться в ранг школьного закона в первой половине XIX в. В этот момент стала формироваться государственная система образования, и Николай I, следивший за этой работой, не случайно взял за основу прусскую систему. Такой вариант образования привлекал императора именно четким единообразием программ, учебников, методов и позволял контролировать систему воспитания и обучения.
Должность учителя представляла собой низкий чин. В.И.Лещинский в своей книге «Прав ли учитель?» акцентирует внимание на том, что любой вышестоящий мог проверить деятельность педагога, неверно ее оценить, и учитель не мог за себя постоять: возражения не принимались.
В таких условиях у педагога не оставалось времени на творчество, и система шаблонов проникла в сферу образования. Творческое начало было сведено к соблюдению дисциплины учащихся. Следствием этого стало формирование стереотипа «учитель всегда прав, даже если он не прав».
Следует отметить, что особенности личности учителя данного периода определялись следующими явлениями: низкой престижностью положения, привычкой подчиняться, невозможностью высказать свое мнение, страхом, вызванным постоянными проверками, и при этом уверенностью в своей власти над учениками.
В первые послереволюционные годы отношения между учителями и учениками сильно изменились по сравнению с дореволюционным временем.
Свободное общение и диспуты, совместная работа учкомов и администрации, даже некоторая подчас анархическая вольница среди учеников – всё это способствовало демократизации школьной жизни.
В «Основных принципах единой трудовой подготовки», которые создали Луначарский и Крупская, особый упор был сделан на необходимости уважать личность учащегося, учитывая его интересы.
Тем не менее, главный стереотип дореволюционной школы – «учитель всегда прав» окончательно укрепился к 30-м годам. Причиной этого стала политическая ситуация 30-х годов, которая нашла отражение в школьной деятельности.
В.И.Лещинский охарактеризовал эту ситуацию следующим образом: «Учителя лишают инициативы, возможности творчески выполнять свой профессиональный долг. Правильно лишь то, что спущено «сверху». Никаких споров и возражений. Никаких потуг на индивидуальность. Жёстко регламентировано всё: от содержания обучения до формы взаимоотношений людей…». Однако в этих условиях отмечается подъем сознания. Несмотря на сходство политической ситуации дореволюционного времени и периода 30-х годов, на давление и жесткую регламентацию, школа на данном этапе формирует у учеников высокие идеалы, ценные качества: человечность, честность, сострадание, верность революции. Теперь положение учителя изменяется. Если до революции отношение учеников к педагогу было скорее негативным, то в 30-е годы оно становится иным: взгляды школьников меняются под воздействием педагогов. Теперь отношение учителя к работе нельзя назвать формальным: он по-настоящему заинтересован в будущих поколениях и делает все, чтобы вырастить достойных людей.
Таким образом, взаимоотношения учителя и других людей, прежде всего учеников, изменяются. Они характеризуются взаимоуважением, доверием, пониманием. Такой ситуация остается до современного этапа.
Анализируя положение учителя в «застойный» и постперестроечный периоды, следует отметить наличие других тенденций. В книге «Всегда ли прав учитель?» перестроечная эпоха определяется как «эпоха каких-то странных игр, поддавков, обманов и самообманов». По всей вероятности, причина перемен заключается в подмене моральных ценностей материальными, в их переоценке на данном этапе исторического развития. На первый план выходят не общественные, а личные интересы. Такая тенденция находит отражение и в школе. В.И.Лещинский отмечает, что в это время «все стремятся только к одному – хорошо выглядеть в глазах начальства…» и действует другая шкала ценностей, свойственная «…двойственной личности и двойной морали». Люди во всем ищут способ заработка, и учителя не становятся исключением. Деньги становятся основным интересом. Следующее место в этом рейтинге занимает карьера. В таких условиях нет возможности сохранить прежние положительные отношения ученика и учителя.
Со стороны учеников намечается протест, и стереотип «учитель всегда прав» начинает расшатываться. Другой причиной снижения авторитета педагога становится чрезмерная свобода учащихся. Ученик имеет теперь права наравне с учителем и активно ими пользуется. Свобода действий и слова приводит к негативным последствиям – частичному или полному отсутствию границ между нравственностью и безнравственностью, моральной неразвитости.
Подводя итог, следует отметить, что любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками.
Глава 2. Образ учителя в произведениях русской литературы.
Общие стандарты взаимоотношений всегда преломлялись сквозь призму индивидуальных особенностей и личных качеств учителей. Ценным источником информации о деятельности педагогов является художественная литература, которая всегда являлась зеркалом жизни общества, в ней очень чётко можно рассмотреть как положительные, так и отрицательные явления, происходящие в школе. Поэтому во многих художественных произведениях мы сможем найти образы учителей. Их портреты будут разными, ведь как нет двух похожих людей, так не может быть и одинаковых учителей. Их могут объединять общие качества. Качества как положительные, так и не совсем привлекательные. Но больше внимания всё-таки уделяется образам хороших, мудрых, понимающих учителей, которые играют важную роль в судьбе каждого человека.
В произведении Чингиза Айтматова «Первый учитель»
Дюйшен и есть первый учитель, о котором повествует Ч. Айтматов. Это человек, имеющий всего лишь начальное образование, но решившийся учить детей грамоте, потому что его послал комсомол. И несмотря ни на какие преграды, которые он встречает в аиле, Дюйшен обучает детей тому, что знает сам. Это человек чистой души и большого сердца.
Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Автор показывает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах».
В годы, описанные В. П. Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. По нашему мнению, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение.
Внутренний облик учителя раскрывался в широкой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника.
Взрослые люди также разделяли эти чувства: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми наряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных…».
В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном Ф. Искандером, у педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, и многим она кажется неподходящей. В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе юмор может быть очень действенным. Даже "трудные" подростки боятся выглядеть смешными, ведь это может сказаться на авторитете. Недаром говорят, что насмешка проникает даже сквозь панцирь черепахи». Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда ее результатом может стать конфликт ученика и учителя. В анализируемом рассказе дети каждую шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой, Харлампий Диогенович вызывает даже уважение за то, что сразу же установил в нашем классе образцовую тишину.
Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка явно положительна: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда».
Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя прежде всего оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников, даже если внешне способ педагогического воздействия не кажется приемлемым.
В середине 70-х годов ХХ века была написана повесть А. Алексина «Безумная Евдокия». Это произведение до сих пор вызывает массу неоднозначных откликов. Тем интереснее рассмотреть нам образ главной героини – педагога с большим стажем, классной руководительницы 9 «Б» класса Евдокии Савельевны. О ней рассказывает отец ученицы Оли, именно его глазами мы смотрим на все, что происходит в жизни класса, подчас он откровенно иронизирует над нелепо выглядевшей учительницей, а иногда возмущен ее действиями. Так, наверное, и ведет себя большинство родителей. Чем же вызвана такая реакция Олиного отца на происходящее в школе?
Мы читаем и представляем себе женщину 54 лет, которая называет себя «предпенсионеркой», но «она была, как говорят, женщиной без возраста». Повествователь, усмехаясь, пишет о внешности и манерах Евдокии Савельевны, когда на одном из родительских собраний она объясняла, как важно прививать детям чувство прекрасного. «А у самой при этом поверх модных брюк была какая-то непомерно широкая юбка и в неё заправлена мужская ковбойка… Она могла ранней весной выйти на улицу в белой панаме, хотя все ещё ходили в пальто».
Да, она подчас выглядит нелепо: до себя ей, видимо, нет дела. Но она всегда окружена детьми: то она идет с ними в музей, в поход, то организует встречи выпускников. Она искренний, эмоциональный человек: негодует, восхищается, изумляется одинаково громко. Она радуется любым успехам детей, даже самым маленьким, и учит всех радоваться за них. Она знает, что происходит в душе каждого из её воспитанников.
Однажды Оля, постоянно потешавшаяся над окружающими, назвала учителя «безумной Евдокией», и этот иронический тон усваивает отец, продолжая так же неуважительно называть классного руководителя дочери.
Девятиклассница Оля, талантливая, своенравная, с усмешкой относится ко многим коллективным мероприятиям «безумной Евдокии», к её вулканическому характеру, ко всякого рода встречам нынешних учеников Евдокии Савельевны сеё бывшими: «Их отрывает от дела. Нас отрывает». Родители Оли не поддерживали авторитет учительницы, а внушали дочери, что она должна быть снисходительна к ней. И девочка продолжала иронизировать по поводу классной руководительницы.
Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца. Он чувствует вину перед учителем: “Судьба отомстила нам за это глупое прозвище, - говорит герой.- Безумие вошло в наш дом. Что может быть страшнее?”. В своей самовольной ограниченности девятиклассница не хотела видеть немалых достоинств учительницы: её одержимости в работе, внимательного отношения к каждому, даже самому рядовому ученику.
В конце повести рассказчик мысленно признаёт, что, хотя он вместе с женой сумел отстоять право формировать характер дочери и таким образом победил Евдокию Савельевну, «эта победа стоила Наденьке жизни. Или здоровья». Такова цена этической невоспитанности их дочери. Такова цена прозрения отца Оли.
В рассказе В.Г Распутина «Уроки французского» с разных точек зрения можно оценить поступок Лидии Михайловны, учительницы французского.
В этой девушке можно найти не только наставника, но и очень хорошего друга: когда нужно было помочь мальчику, она без раздумий помогла ему. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, то есть выполнила основную задачу.
Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как недоразумение, случайность: «Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь, - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, - она потрепала меня по голове и ушла. И больше я её никогда не видел».
Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому.
Проанализировав эти значимые, на наш взгляд, произведения об Учителе, можно сказать, что образ педагога в литературе характеризуется положительно. Отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.
К сожалению, в литературе встречаются и другие образы учителей. И это тоже отражение реальной действительности.
Рассмотренные произведения позволяют сделать вывод о том, что образ учителя в период «застоя», в доперестроечное время характеризуется положительно. Писатели отражают общее уважительное отношение к профессии педагога, который играет роль духовного наставника не только учеников, но и их родителей. Отношения в системе учитель – ученик строятся на взаимоуважении доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность. В перестроечное время у людей меняются взгляды. На первый план выходят материальные ценности: деньги, власть. Наравне с традиционным, положительным образом педагога появляется новый тип учителя - стремящегося сделать карьеру и занятого личными делами. Вследствие подобных изменений отношения ученика и учителя тоже меняются.
Это наблюдается в повести Л.Нечаева «Ожидание друга, или признание подростка». Учительница представляет собой человека, для которого успехи детей служат прежде всего средством подъёма по карьерной лестнице. «У меня показательный класс,- сказала учительница. – Я буду ориентироваться на сильных учеников, буду работать с сильными…»
Учительница беспокоится за внешнюю успеваемость класса. Она стремится выделиться, ей нужно, чтобы её заметили, поэтому она выдаёт желаемое за действительное, не считается с мнением ребят. Ученик не интересует ее как личность со своими желаниями, стремлениями, переживаниями. Особенно ярко эта особенность проявляется в эпизоде подготовки к 23 февраля: « Пусть папы придут не двадцать третье февраля с наградами, орденами и медалями. Мы будем их славить». Так сказала она, а я подумал: «Что-то она не то говорит.… Как же она не подумала, что у половины класса нет пап! Папы – в разводе…» Мало того. Тот же Рудой встал и сказал: «А у моего папы нету наград». Тогда она заявила: «Что же это за папа – без наград!». Подобное отношение к детям вызывает у них сначала недоумение, а затем неприятие учителя.
Так, авторы указанных произведений данного периода отмечают, что в литературе появляется проблема потери авторитета по вине самого учителя. В постперестроечное время учитель оказывается в сложных условиях: с одной стороны, к учителю предъявляются определенные требования со стороны учеников, их родителей. Педагог постоянно должен помнить о личностных особенностях ребенка, строить свою деятельность в соответствии с его интересами и т.д. С другой стороны, к учителю предъявляются требования со стороны школьной администрации, определяющие его стиль поведения.
Социологический опрос.
На основе ответов старшего поколения на вопрос «Каким должен быть идеальный учитель?» у нас получился вот такой образ идеального учителя: пол и возраст не имеют значения, но учитель должен обладать приятной внешностью, быть образованным. Важно, чтобы педагог мог увлекательно и интересно преподавать свой предмет. Быть добрым, не должен задавать домашнюю работу, но при этом должен быть строгим и справедливым одновременно, относиться одинаково уважительно ко всем ученикам, не выделяя «любимчиков». Идеальный учитель никогда не должен кричать на учеников. Все опрошенные понимают сложность профессии учителя, поэтому считают, что чувство юмора необходимо педагогу. Также выделяют такие качества, как отзывчивость, терпение, понимание. При этом педагог должен развиваться, повышая свой профессионализм. И, безусловно, хочется, чтобы учителя с пониманием и уважением относились к своим ученикам.
Некоторые отмечают, что пока они не встречали идеального учителя, а есть такие ученики, которые довольны тем, что некоторых учителей они считают действительно идеальными.
Не менее интересным был следующий вопрос: «Почему вы не выбрали профессию учителя?», на который мы получили следующие ответы: нет, слишком много ответственности. Нет, потому что объяснять что-то кому-то очень сложно. Нет, это скучная работа. Нет, не хочу тратить нервы. Никто из опрошенных не стал учителем. Это говорит о том, что профессия учителя сложна и ответственна.
Я считаю, что не каждый человек может работать учителем, ведь учитель – это не столько профессия, сколько призвание.
Глава 3. Отношение к образу учителя в
20 веке на примере разных стран.
Россия.
Отношение к учителю в России всегда было уважительным и трепетным. Учитель всегда «сеет разумное, доброе, вечное»… Однако на современном этапе изменилось отношение общества к учителю. Учитель становится в их понимании функционером, который должен многое делать в деле воспитания школьников, ему можно мало давать, но при этом много с него требовать. Нельзя отрицать, что статус современного учителя значительно снизился в настоящий период времени и виновато в этом общество, в котором сменились многие приоритеты. Только российский педагог ради успехов учеников забывает о собственных нуждах, а иногда трудится столь увлечённо, что при этом лишает своих родных нужных им тепла и заботы. Ему некогда жаловаться на маленькую зарплату и прочие неурядицы, и при этом он продолжает трудиться. Наш учитель — «уникальное национальное достояние»! Это утверждение почерпнуто из книг Ш. А. Амонашвили.
В наше сложное время педагоги готовы быть энтузиастами своего дела, строить школу будущего, отдавать все силы, но такое состояние дел, которое мы видим сегодня в педагогике, измотает даже самого закалённого человека. Так и хочется процитировать слова великого В. Сухомлинского, призывавшего избавить учителя от лишней бумажной работы, отчётности, дать ему возможность творить просто — в соответствии с тематическим планированием по предмету. Сухомлинский утверждал, что в этом случае педагог будет свободнее, счастливее, а значит, отдаст больше сил работе и общению со своими воспитанниками.
Япония
Учительствование в Японии всегда священнодействие. Культ учителя, мастера и наставника одна из характерных черт Японии. Учитель это не столько тот, кто учит, но, прежде всего, "тот, кто знает", кто обладает истинностью знания и способен его передать. Абсолютным критерием такого учителя-мудреца в Японии было обладание им Благой Силой, идущей от Неба и являющейся по сути дела проявлением Высшего Начала в человеке.
На Востоке наставничеству отводится большая роль, в то время как в Европе это понятие размыто. Вероятно за счет большей склонности именно Востока к своим корням, традициям.
Культ Учителя, а тем более Наставника священен, но это определяется не столько социальным и о6щественным положением и даже не старшинством (нередко учитель или наставник намного моложе своих учеников). Преклонение перед учителем (наставником) определено в первую очередь данью уважения к тому титаническому труду, посредством которого человек обрел способность учительства или наставничества. Именно способность, так как знания – это только знания и ничего больше.
Помимо того, что Учитель показывает приемы и способы, он передает учение и учит уже одним своим присутствием. Он несет истину и может свидетельствовать о ней ученикам.
Япония сделала миру бесценный дар – сохранила понятие уважения – к себе, к Учителю, к Высшему Началу. Уважение начинается с того мгновения, когда ученик переступает порог и кланяется своему учителю. Поклон при входе является не причудливым элементом восточной традиции, а внешним проявлением уважения к авторитету, и выполняется независимо от мастерства и возраста человека. Отношения между учеником и учителем действительно являются прямым отражением восточных традиций. Hа учителя смотрят с уважением, граничащим с благоговением; ученики относятся к своим наставникам с абсолютной преданностью. Взаимоотношения учителя и ученика напоминают связь между строгим отцом и сыном, который полностью подчиняется авторитету старшего. Аналогия "отец и сын" является подходящей во многих отношениях, потому что учитель не читает лекции у доски; наоборот, он стоит перед своим учеником как живое воплощение определенной духовной дисциплины. Он преподает урок не только на словах, но и на примере своей личности – своей позой и своим отношением к ученикам. Что бы он ни делал, он является образцом, которому следуют ученики.
Учитель олицетворяет собой все, чему ученик надеется научиться, и потому заслуживает безраздельного внимания и уважения. Если ученик не может сделать этот первый шаг и научиться уважению к своему наставнику, он никогда не обретет уважения к самому искусству. Hо, обучаясь уважению к своему преподавателю, ученик обретает четкую цель: стать таким, как учитель. Любая практика непременно требует дисциплины.
Особенно ценной в институте духовного наставничества является способность к согласованию традиционных учений с новыми условиями жизни: Учитель не даёт умереть и очерстветь древним учениям, одухотворяя их животворящим огнём своего сердца и раскрывая скрытый смысл древнего знания. Учитель может приоткрыть тайну космической Беспредельности, но ученик должен для этого развивать в себе наблюдательность, зоркость, психическую чуткость и чувствование.
Свободное и осознанное почитание Учителя составляет одну из основных красот Японии. Живучесть традиции учительства – устной передачи накопленной тысячелетиями мудрости, влияние Учителя на ученика живым примером своей подвижнической жизни – всё это является свидетельством глубины мышления и духовности. Проходят века, сменяется качество цивилизации и культуры, но Учитель и Ученики останутся в том же благом соотношении, которое издавна существовало в Японии. С помощью ряда специальных приёмов духовная личность учителя возрождается в ученике.
Нам кажется, что в наше сложное с духовной и материальной точки зрения время необходимо больше и глубже изучать отношения между Учителем и учеником, в частности традицию этих отношений в Японии, чтобы глубже понимать принципы уважения, которые пришли к нам из глубины веков. Ведь именно на этих принципах строится вся система преемственности в современной культуре.
Ниже нам бы хотелось привести притчу об Учителе:
Однажды ученики спросили своего наставника, какова его основная задача, как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию горы, у которого им раньше не приходилось бывать.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Тот отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? - изумились ученики.
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну, а взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.
Нет, — сказал Хинг Ши, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.
Турция
Когда турецкие мамы и папы отдают своего ребенка в школу, они зачастую говорят учителю: «Он весь ваш». Уважительное отношение к учителю должны демонстрировать и турецкие ученики. При виде педагога в знак уважения школьник обязан застегнуться, если, к примеру, он шел нараспашку. А вот выпускники начальной школы после ее окончания порой даже, чтобы выразить свою благодарность, целуют руки своим наставникам.
Кроме того, в Турции бытует мнение, что чем ближе отношения между педагогом, учеником его родителями, тем плодотворнее будет проходить учеба. Поэтому родители стремятся подружиться с учителями.
Турецкие семьи (даже в больших городах) частенько приглашают педагогов к себе в гости, а по праздникам отправляют своих детей к ним с подарками.
Заключение.
Подводя итог, следует отметить, что образ учителя динамичен: он развивается в соответствии с особенностями исторической действительности. На каждом этапе времени образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
1.Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающим, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на ее жителей, в том числе и учителей.
2.Каждое изменение реальности отражается в литературе. То же самое происходит и с образом учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.
Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее. Подводя итог, необходимо отметить, что наша гипотеза подтвердилась: личностное развитие учителя в исторической действительности нашло свое отражение в литературе.
Список литературы.
1.Алексин А. Безумная Евдокия. М.,1978 – 357с.
2.Астафьев В. Последний поклон. Красноярск, 1996. – 248 с.
3.Иванов А. Географ глобус пропил. М., 2004. – 306с.
4.Искандер Ф. Избранные произведения. М., «Детская литература», 1995. -221 с.
5.Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель? М., «Педагогика», 1990. – 160с.
6.Нечаев Л. Ожидание друга, или признания подростка/ Школьные годы. Выпуск 2.М., «Детская литература», 1990. – 414 с.
7.Распутин В. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996. – 164с.
9.Соломко Н. Белая лошадь - горе не мое. « Детская литература», 2015.- 254с.
10. Чингиз Айтматов «Первый учитель»
Кто должен измениться?
Заяц, косач, медведь и весна
Золотая хохлома
Весенние чудеса
Кто чем богат, тот тем и делится!