Аннотация
Театральное и киноискусство имеет очень много поклонников по всему свету. Но сегодня существует проблема, которая состоит в том, что школьники не так часто посещают театр, как кино и считают, что театр - пережиток прошлого.
Объектом исследования выбраны такие виды искусства, как театр и кино.
Искусство кинематографа и театральное искусство являются важнейшей частью жизни человека. И если театральное искусство возникло еще в древние времена (до нашей эры), то кинематограф – это современное изобретение.
Цель работы - провести исследование на тему «что сегодня важнее театр или кино и что они значат для современного школьника?».
В процессе работы автором решены следующие задачи:
- Изучена история возникновения театра и кино.
- Описана роль театра и кино в жизни современного человека.
- Исследовано отношение к театру и кино современных школьников.
Гипотеза исследования – не смотря на то, что кино сегодня более популярно и доступно, все же театр не утратил своей актуальности и популярности и сегодня – подтвердилась.
Структурно работа состоит из двух частей – теоретической и практической. В практической части исследованы история, виды кино и театра, в практической части проведено анкетирование и исследование данной проблемы.
Практическая значимость. Результаты исследования можно использовать на внеурочных занятиях.
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_ili_kino.docx | 178.64 КБ |
Слет научных обществ обучающихся
образовательных организаций общего и дополнительного образования
города Нижневартовска в 2022 – 2023 учебном году
Секция 12. «Прикладное искусство и дизайн. Живопись.Культурология»
Театр или кино?
Автор: | Ростовцева Алена Ивановна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 имени А. В. Войналовича», 8 А класс |
Руководитель: | Корнеева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 имени А. В. Войналовича» |
2023
Театр или кино?
Ростовцева Алена Ивановна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 имени А. В. Войналовича», 8 А класс
Аннотация
Театральное и киноискусство имеет очень много поклонников по всему свету. Но сегодня существует проблема, которая состоит в том, что школьники не так часто посещают театр, как кино и считают, что театр - пережиток прошлого.
Объектом исследования выбраны такие виды искусства, как театр и кино.
Искусство кинематографа и театральное искусство являются важнейшей частью жизни человека. И если театральное искусство возникло еще в древние времена (до нашей эры), то кинематограф – это современное изобретение.
Цель работы - провести исследование на тему «что сегодня важнее театр или кино и что они значат для современного школьника?».
В процессе работы автором решены следующие задачи:
- Изучена история возникновения театра и кино.
- Описана роль театра и кино в жизни современного человека.
- Исследовано отношение к театру и кино современных школьников.
Гипотеза исследования – не смотря на то, что кино сегодня более популярно и доступно, все же театр не утратил своей актуальности и популярности и сегодня – подтвердилась.
Структурно работа состоит из двух частей – теоретической и практической. В практической части исследованы история, виды кино и театра, в практической части проведено анкетирование и исследование данной проблемы.
Практическая значимость. Результаты исследования можно использовать на внеурочных занятиях.
Театр или кино?
Ростовцева Алена Ивановна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 имени А. В. Войналовича», 8 А класс
План исследований
№ | Элементы исследования | Наименование элементов исследования | Методы исследования | Сроки |
1 | Объектная область | Искусство, культура | Исторический | Изучила историю создания 22.11. 2022 |
Объект | Театр и кино | |||
Предмет | Отношения школьников к театру и кино | |||
2 | Выбор темы | Что выбрать «Театр или кино?» | Восхождения | 2022 |
3 | Актуальность исследования | Театральное и киноискусство имеет очень много поклонников по всему свету. Но сегодня существует проблема, которая состоит в том, что школьники не так часто посещают театр, как кино и считают, что театр пережиток прошлого. | Проблемный | |
4 | Сбор материала для исследования | Обработка данных | 2022-2023 | |
5 | Изучение материала исследования | Составление анкеты | Анкетирование, опрос | 2022 |
6 | Уточнение темы | «Театр или кино?» | Эвристический | 2023 |
7 | Определение гипотезы исследования | Не смотря на то, что кино сегодня более популярно и доступно, все же театр не утратил своей актуальности и популярности и сегодня | Аналитический | 2022 |
Проблема | Сегодня школьники мало посещают театр, а больше отдают предпочтение кинематографу. | Аналитический | 2022 | |
8 | Определение цели исследования | Провести исследование на тему: какую роль играет искусство театра и кино в жизни человека, что более значимо кино или театр. | Аналитический | 2022 |
9 | Конкретизация задач исследования: 1. Изучить историю история возникновения театра и кино. 2. Описать роль театра и кино в жизни современного человека. 3. Исследовать отношение к театру и кино современных школьников. | исторический, эвристический, проблемный, анкетирование, опрос, анализ, синтез, наблюдение, сравнение. | 2022 - 2023 | |
10 | Проведение исследования | Анкетирование одноклассников | Анализ анкетирования | 2021 |
11 | Изучение дополнительных тем | 1. Современное киноискусство 2. Мировая индустрия кино 3. Особенности производства кинофильмов 4. Театры мира 5. Отличие театра и кино | Опережающее обучение | 2020-2021 |
12 | Оформление учебно-исследовательской работы | 1. Театральный словарь 2. Кино словарь 3. Результаты опроса | Анализ, сравнение | 2023 |
13 | Защита результатов исследования | Ораторское искусство | 2023 | |
14 | Выводы и предложения | Данная тема исследования вызывает у меня интерес. Планирую продолжить работу над ней: а) изучение темы популярности отдельных жанров кино и киноискусства. б) анализ мирового театрального искусства. |
Содержание
1.1. Возникновение театра и кино 3
1.2. История возникновения кино 4
Приложение I. Театральный словарь 10
Приложение II. Кино словарь 11
Приложение III. Результаты опроса 12
Театр или кино?
Ростовцева Алена Ивановна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 имени А. В. Войналовича», 8 А класс
Введение
Актуальность. Кино и театр имеют большое значение в жизни человека. Все мы смотрим фильмы и посещаем театры. Спектакль или фильм рассказывает нам каждый раз удивительную историю, в которую мы погружаемся. Мы сочувствуем и сопереживаем героям, учимся у них, следим за развитием событий. Поэтому данные виды искусства так популярны.
Проблема. Современные школьники больше предпочитают кино, нежели театр. У кино и театра как вида искусства есть свои достоинства и недостатки. Поэтому важно понять, какую роль играет искусство театра и кино в жизни человека, что более значимо кино или театр?
Гипотеза: Несмотря на то, что кино в настоящее время более популярно и доступно, все же театр не утратил своей актуальности и популярности и сегодня.
Всё вышеизложенное и определило цель и задачи моего исследования.
Цель: провести исследование на тему «Что сегодня важнее театр или кино и что они значат для современного школьника?»
Задачи:
1. Изучить историю история возникновения театра и кино.
2. Описать роль театра и кино в жизни современного человека.
3. Исследовать отношение к театру и кино современных школьников.
Объект исследования: театр и кино.
Предмет исследования: Отношение школьников к театру и кино.
Методы исследования: исторический, эвристический, проблемный, анкетирование, опрос, анализ, синтез, наблюдение, сравнение.
Новизна исследования заключается в рассмотрении данной проблемы в рамках актуальности и значимости ее для учащихся.
Практическая значимость. Результаты исследования можно использовать во внеклассной работе.
Сначала следует разобраться, что такое театр.
Слово «театр» произошло от греческого theatron — места для зрелища, зрелище. В театре актеры, перевоплощаясь в героев действия, воссоздают перед зрителями искусственную реальность, показывают развитие ситуации. В зависимости от формы актерской игры выделяют драматический, оперный и балетный театр. Это основные формы театра, но существует еще несколько промежуточных. Театром также называют здание, в котором происходят театральные представления.
Театр, таким, каким мы его знаем, зародился в Греции как часть религиозного обряда. Сценой был покрытый дерном круг, на котором верующие танцевали вокруг алтаря Диониса. Сцена обычно располагалась у подножия холма так, чтобы зрители, которые сидели на его склонах, могли видеть танцующих. Это положило начало традиционному устройству греческих театров с полукругом сидений, расположенных по склонам холма.
Театр, построенный в Афинах около 500 года до нашей эры, был круглым и назывался партером. Там давались представления. Это был прообраз нынешней сцены. За пределами круга строили специальные помещения, выглядевшие величественно. Эти помещения служили местом переодевания участников представления, а также своеобразным экраном, задним фоном действия пьесы. Греки почти не пользовались декорациями и совсем не прибегали к искусственному освещению, потому что пьесы ставились в дневное время.
В Риме первый каменный театр был построен в 52 году до нашей эры. Римские театры очень походили на греческие, но строились они на ровной площадке. Римляне были первыми, кто установил в партере сиденья, а пьеса игралась на приподнятой сцене, за которой был экран.
После того как римляне обратились в христианство, в течение тысячелетий театры не строились. И только в 1618 или в 1619 году был построен театр Фарнези в Парме, Италия. Его сцена не выдвигалась далеко в зал, в партер, а располагалась вдоль одной из стен. Чтобы отделить зрительный зал от сцены, использовался занавес. Кроме того, у занавеса была еще одна функция: он скрывал от зрителей смену декораций.
В наши дни театр как род искусства, существующий не одно столетие, доказал свою индивидуальность и неповторимость, свое право на существование. Несмотря на появление и широкое распространение кинематографа, телевидения и радио, вопреки прогнозам театр остается таким же популярным.
Существует множество видов театрального искусства.
Театр, где на сцене люди играют всё, как в жизни, называется драматическим. Многие считают, что в основе такого театра лежит драматическое произведение, то есть пьеса. Но на самом деле в современном драматическом театре могут сыграть и телефонную записную книжку.
Существует также театр неживой материи, когда на сцене действие разыгрывают куклы, тени или предметы.
Если в основе спектакля — музыкальное произведение, то речь идёт о музыкальном театре.
Если в спектакле не произносят ни слова, а всё объясняется жестами, — это театр пантомимы.
Он может быть оперным, где артисты почти не двигаются и исполняют сложные арии.
Если в спектакле и говорят, и танцуют, и поют, то это оперетта или мюзикл.
Очень часто можно услышать выражение «синтетический театр». Это значит, на сцене смешиваются разные виды театра, и сложно назвать постановку только драматической или только кукольной.
Также театр может быть балетным, где артисты танцуют.
Девятнадцатый век подарил человеку множество открытий и изобретений, в числе прочего и такой вид искусства как кинематограф.
Кинематограф — в широком смысле слова, система, позволяющая воспроизводить плоское фотографическое движущееся изображение и обладающая способностью мгновенно и полностью изменять это изображение. В последнее время в это понятие часто включают также телевидение.
Слово «кино» — это сокращённое «кинематограф». В переводе с греческого языка означает «запись движения». Кинокамера фотографирует движение шаг за шагом, кадр за кадром. Проектор показывает эти фотографии, и на экране мы видим движение. Первые фильмы так и называли — «ожившие фотографии».
Первый публичный платный сеанс прошел на бульваре Капуцинов в Париже 28 декабря 1895 г. в подвале «Гран-кафе». Первые сюжеты, представленные новыми техническими средствами, назывались «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», «Завтрак младенца», «Вылавливание красных рыбок», «Вольтижировка». Эти сюжеты снимались с натуры. Огромный успех имел первый постановочный комедийный скетч «Политый поливальщик». Со своим изобретением братья Люмьер посетили Лондон, Нью-Йорк, Бомбей. Так началась эра кино.
Неудивительно, что Жорж Мельес вспоминает о том, как он «увидел» свой первый фильм («Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота») на первом же сеансе: «При виде этого зрелища мы сидели с открытыми ртами, остолбеневшие от удивления, поражённые донельзя... В конце представления все были в упоении, и каждый спрашивал себя: каким образом могли достичь таких результатов?»[1].
Видов кино существует множество.
Все фильмы, которые когда-либо были созданы, можно разделить на две большие категории — игровые и неигровые (рис. 1).
Рисунок 1. Виды фильмов
Неигровое кино окружает нас повсюду. Это и полноценные документальные фильмы, и «сториз» в ВК, и выпуски новостей по телевидению, и научно-популярные ролики на YouTube.
Виды неигрового кино:
- документальное — фильм, фиксирующий реальные события и их участников («Одиссея Жака Кусто: Мир без солнца», 1964 г.);
- художественно-документальное — фильм, созданный на стыке документального и игрового кино; в его основе — реальные люди и события, часто показаны документальные съемки, но если не хватает документального материала, то события реконструируют актеры («Хребет. Кавказ от моря до моря», 2016 г.);
- научно-популярное — фильм, снятый по сценарию, но имеющий научную основу и просветительские цели; он объясняет сложные вопросы науки, техники, культуры, истории, природы и пр. Часто сопровождается рассказами специалистов («История Земли за 2 часа», 2011 г.);
- образовательное — фильм, главная цель которого — обучение; такие ленты могут сочетать в себе анимацию, игровое кино, документальное и др. («Безвредные советы: безопасность в городе», 2019 г., создатели — поисковый отряд «Лиза Алёрт»);
- мокьюментари, или псевдодокументальное, — обычное игровое кино, которое подражает документальному; так снимают мистификации и фальсификации («Зелиг», 1983 г.);
- документальная анимация — мультфильм о реальных событиях и людях («Гибель Лузитании», 1918 г.).
Виды игрового кино: эпопея, роман, повесть, драма и мелодрама, трагедия, комедия и трагикомедия, исторический и приключенческий фильм, фэнтези, детектив, фильм ужасов, фильм-катастрофа, триллер, боевик или фильм действия (экшн), вестерн, мюзикл, «мыльная опера» и др.
Выводы: Мир театра и кино – это волшебный мир. Искусству театра более двух тысяч лет, а кинематографу чуть больше ста. При этом, кинематограф более популярен в наше время, чем театр.
Многие школьники посещают и театры, и кинотеатры. Нам предстоит выяснить их отношения к этим видам искусства. Нами было проведено анкетирование школьников 8 класса с целью выявить уровень популярности кино и театра, а также их отношение к ним.
Задачи исследования:
1. Проследить, как часто школьники посещают кино и театр.
2. Определить уровень популярности кино и театра.
3. Выявить отношение к ним школьников.
На данном этапе исследования было проведено анкетирование. В анкете было представлено несколько вопросов с вариантами ответов, на которые были даны ответы 20 школьников 8 класса.
В анонимной анкете были представлены следующие вопросы:
1. Что ты предпочитаешь больше кино или театр?
2. Как часто ты ходишь в кинотеатр?
3. Как часто ты ходишь в театр?
4. Для чего нужен людям театр?
5. Для чего нужно людям кино?
6. Считаешь ли, что театр необходим человеку?
7. Считаешь ли, что кино необходимо человеку?
8. Хотелось бы тебе связать свою профессию с кино или театром?
Результаты анкетирования приведены в Приложении.
Вывод. Проведенный опрос и анализ его результатов свидетельствуют о том, что:
- 17 школьников предпочитают кино и только 3 школьника театр;
- 12 школьников ходят в кино несколько раз в год, 6 школьников несколько раз в месяц, а 2 человека вообще не посещают;
- 14 школьников ходят в кино несколько раз в год, 1 школьник несколько раз в месяц, а 5 человек вообще не ходят;
- 8 школьников считают, что театр нужен для расширения кругозора, 7 человека считают, что для развлечения, 4 - для эстетического наслаждения, а 1 человек считает, что это бесполезное занятие;
- 3 школьников считают, что кино нужно для расширения кругозора, 12 человек считают, что для развлечения, 1 - для эстетического наслаждения, а 4 человека считает, что это бесполезное занятие;
- 16 школьников считают, что театр необходим человеку, 2 - что он не нужен и 2 не знают ответа;
- 15 школьников считают, что кино необходимо человеку, а 5 думают, что оно не нужно;
- 4 школьника хотели бы связать свою профессию с кино или театром, 14 ответили отрицательно, а 2 затрудняются с ответом.
Для современного человека такие виды искусства, как кино и театр, кажутся обычным явлением, однако на заре своего изобретения они вызывали неимоверный восторг и восхищение.
Исследование показало, что современные школьники, конечно, чаще ходят в кино, но и в театре бывают нередко.
Преимущества тетра: на живых актеров смотреть интереснее, можно больше погрузиться в сюжет. Недостатки театра: высокая стоимость билетов, не всегда можно найти спектакль по душе, бывает сложно достать билеты.
Преимущества кино: можно посмотреть дома, всегда есть билеты в наличии, кинотеатры более доступны. Недостатки кино: мало хороших фильмов, нельзя полноценно прочувствовать сюжет.
Основная цель проекта - провести исследование на тему «Что сегодня важнее театр или кино и что они значат для современного школьника?» - достигнута.
В процессе работы реализованы следующие задачи:
1. Изучена история возникновения театра и кино.
2. Описана роль театра и кино в жизни современного человека.
3. Исследовано отношение к театру и кино современных школьников.
Гипотеза исследования - несмотря на то, что кино сегодня более популярно и доступно, все же театр не утратил своей актуальности и популярности и сегодня – подтвердилась. Исследование показало, что школьники любят посещать театр и считают, что он необходим в жизни человека.
Таким образом, можно сказать, что театр будет существовать и дальше, и кино его вытеснить не сможет, ведь это два разных вида искусства и каждый из них хорош по- своему. В театре есть свой особый мир, который не заменит кино или другие виды искусства. В театре ты можешь лучше прочувствовать какое-либо литературное произведение. Декорации театра могут лучше погрузить зрителя в сюжет. Театр создан больше для души, а кино для развлечения. И как говорила Ф. Раневская: «Вот почему кажутся мне неверными пророчества неизбежного конца театра в век телевидения и кино. Театр будет жить вечно - не может умереть великое чудо возникновения искусства на глазах зрителя». С чем нельзя не согласиться.
Книги и литература:
Интернет - ресурсы:
Авансцена — передняя часть сцены (между занавесом и рампой).
Акт — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.
Амфитеатр — античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. В современном театре — места, расположенные за партером и отделенные от него широким проходом.
Антракт — перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта. Балкон — верхний или нижний ярус в зрительном зале.
Бельэтаж — первый ярус в театре, расположенный над амфитеатром; имеет центр, правую и левую стороны.
Бутафория — предметы, специально изготовливаемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.
Декорация — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.
Кулисы — плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.
Мизансцена — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.
Оперетта — музыкально-сценическое произведение комедийного характера, в котором пение чередуется с разговором и танцами.
Партер — нижний этаж зрительного зала с местами перед сценой.
Премьера — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.
Рампа — нижний барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительную аппаратуру, установленную по переднему краю сцены, а также сама эта аппаратура.
Реквизит — предметы, используемые в театральных постановках.
Софит — часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.
Суфлер — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.
Сцена — площадка, где происходит театральное представление.
Труппа — актерский состав театра.
Приложение II.
Видеомонтаж — это редактирование отснятого видеоряда, в результате которого получается готовый фильм.
Дублирование фильма — изготовление фонограммы фильма на другом языке, смысловое содержание которой соответствует оригиналу.
Звукорежиссер — один из основных творческих работников в съемочной группе; специалист по звуковому оформлению фильма в соответствии с общим художественным замыслом его создателей.
Кинематография — область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии.
Кино — 1) художественный или документальный фильм; 2) вид искусства.
Кинооператор (оператор-постановщик) — один из основных создателей фильма, непосредственно работающий над его изобретательным решением, осуществляющий его съемку.
Киносеанс — отрезок времени, необходимый для демонстрирования фильмов по установленной программе.
Киностудия — организация, основным видом деятельности которой является создание киновидеопродукции.
Кинотеатр — это помещение, где демонстрируются фильмы.
Прокат фильма — распространение фильма в любой форме и любыми способами.
Режиссер-постановщик фильма — лицо, возглавляющее творческую работу по созданию кинопроизведения. Является одним из авторов фильма.
Саундтрек — это музыкальное сопровождение, звуковая дорожка фильма.
Субтитры — это текстовый перевод аудиоряда фильма.
Сцена — это часть истории, изложенной в литературном сценарии, характеризуемая единством времени, места и действия.
Сюжет фильма — это избранная автором последовательность событий, как они должны быть рассказаны зрителю для достижения определенных драматургических целей.
1. Что ты предпочитаешь больше кино или театр?
2. Как часто ты ходишь в кинотеатр?
3. Как часто ты ходишь в театр?
4. Для чего нужен людям театр?
5. Для чего нужно людям кино?
6. Считаешь ли, что театр необходим человеку?
7. Считаешь ли, что кино необходимо человеку?
8. Хотелось бы тебе связать свою профессию с кино или театром?
[1] Ахметов К.С. Кино как универсальный язык.- М.: АСТ, 2019. С. 73.
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Хитрый коврик
Два Мороза
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Философские стихи Кристины Россетти