Исследовательская работа на тему "География в стихах", тип работы - информационный.
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnaya.docx | 64.15 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №93»
Исследовательская работа
по направлению: география
«География в стихах»
Тип исследовательской работы:
информационный
Работа допущена к защите на НПК «_____»_______2023 г С решением «_____________» Председатель НПК________________ Члены НПК: ______________________________ | Автор проекта: Галчанина Наталья Класс:5 Руководитель: Мыльникова Дарья Ивановна учитель географии |
г.Барнаул, 2023
1. Введение. | 3 |
2. Основная часть. 2.1. Что такое стих? | 4 4 |
2.2. Виды стихотворений2.3. Признаки стихотворений | 4 4 |
3. География в стихах 4. Практическая часть. | 5-9 10-11 |
5. Заключение. | 12 |
5.1. Выводы и рекомендации. 6. Литература. | 12 13 |
1. Введение
Есть удивительная наука – география. Но первое знакомство с основами этой науки происходит задолго до поступления в пятый класс. В начальной школе мы учим стихи и даже не подозреваем, что в них заложена информация о каких либо природных явлениях, которые учат нас простым истинам. Именно они, впервые знакомят нас с географическими знаниями. К такому выводу я пришла, сопоставив некоторые моменты из стихов с реальными научными данными.
«География» имеет практически неограниченные возможности связи с другими предметами, это позволяет обогащать географические знания, повышать мотивацию изучения.
Взаимосвязь географии с литературой - позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет логически мыслить, пробуждает желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают интерес к учебной деятельности. У нас, как у учеников, это вызывает определенные эмоции и чувства.
Эмоционально окрасить содержание урока можно различными способами.
1.Через литературные эпиграфы к уроку:
2. Через образное описание природы и явлений.
Считаю свою работу актуальной. Образы родной природы занимают видное место в творчестве поэтов. С их помощью одни поэты выражали самые разнообразные чувства, другие осмысливали взаимоотношения человека и природы. Поэтические образы наталкивают учащихся на выводы о закономерностях и подводят их к пониманию причинно-следственных связей в природе. В своей работе приведу несколько таких примеров.
Цель работы – выявить особенности географических объектов, процессов, по средствам стихов; показать взаимосвязь географии, с литературными произведениями
Задачи проекта:
Гипотеза: для лучшего изучения географического материала можно использовать литературные произведения
Актуальность: стихи – это азы будущих знаний географии.
Предмет исследования: стихи.
Методами исследования являются:
2. Основная часть.
2.1 Что такое стих?
Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.
Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).
Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:
2.2Виды стихотворений
Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:
2.3 Признаки стихотворения
Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:
3.География в стихах
В замечательной сказке А.С. Пушкина «О царе Салтане», которая имеет глубокий смысл, рассмотрим следующий момент:
…Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
Думаю, что здесь можно рассмотреть действие цунами
Цунами - длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. В сказке 33 богатыря обладают мощной силой и выходят из моря на сушу, так же как и мощное цунами вырывается на сушу на расстояние до 10 км.
Извержение вулкана – грозное и страшное явление природы.
И это явление сумел реалистично описать Пушкин. Несколько строк он посвятил извержению вулкана Везувий, которое произошло в Италии в 79 году нашей эры.
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя,
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом,
Под каменным дождём бежит из града вон.
В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
Сергей Есенин Тема: «Природные комплексы»
А степь под пологом зеленым
Кадит черемуховый дым
И за долинами по склонам
Свивает полымя под ним.
О, сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска.
Пустыня
Налево – шаг, направо – шаг:
Кругом – сплошной песок!
Пустыня – это не пустяк ни вдоль, ни поперёк.
Внутри пустыни – пустота, она ничем не занята
Ни летом, ни зимою.Одни барханы – там и тут,
Да иногда качнёт верблюд горбатою спиною.
За шагом – шаг, за шагом - шаг...
Пройти пустыню – не пустяк, ступаю осторожно...
Тут можно три часа бродить,
Зато уж ноги промочить в пустыне невозможно.
И горло больше не болит, и вообще – здоровый вид
Да только мама говорит:
– Ну на сегодня хватит!
Вот сорванец!.. И как ты мог
Пойти в пустыню без сапог?!
А вдруг потоп! А вдруг поток...
Лежи-ка ты в кровати!
Е. Евсеева
А)Вновь возвращаемся к А.С.Пушкину
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась
Б) Мороз и солнце, день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный……
В) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя….
Эти строки можно использовать для изучения атмосферных процессов в 8 классе, когда изучаются циклоны и антициклоны, атмосферные вихри.
«Море и Туча»
Говорило Море Туче,
Той, что ливень пролила:
— Эй, ты, Туча! Что ж ты лучше
Места выбрать не смогла?
Отвечала Морю Туча:
— Я у всех морей в долгу!
И сегодня выпал случай:
Расплатилась, чем могу.
С.В. Михалков
Компас
В пути, в неведомом краю
Нам компас лучший друг.
Одной заглавной буквой «Ю»
На нем отмечен Юг.
А стрелка легкая — магнит —
На Север кончиком глядит.
Довольно Север мне найти,
И я в короткий срок
Определить могу в пути,
Где Запад, Юг, Восток.
С.Я. Маршак
«Погода и ее предсказание»
Народные приметы
Так, если лебеди, на лоне тихих вод
Плескаясь вечером, окликнут твой приход,
Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,
Знай: завтра сонных дев разбудит гром ревучий
Иль бьющий в окна град…
А.С. Пушкин
«Дары Терека»
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
-Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
«Степь»
Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху над степью,
Тишина немая.
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет:
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь – как шальные
Кони мчатся степью,
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами
Две – три старых ивы –
И опять в траве волнами
Ветры – переливы.
Иван.Захарович. Суриков
Ветер
Ветер – и работник, и проказник,
Надувает в море паруса,
Может делать сотню дел он разных
И творить в природе чудеса.
Ветерок бывает нежен, ласков:
Летом освежает нас прохладой,
Травам и цветам бормочет сказки…
Иногда ж с ним очень трудно сладить!
Разбушуется, рассердится ветрище,
Обернётся страшным ураганом,
Как разбойник, над землёй засвищет,
Нанося ей вред, и боль, и раны…
Ветер, ветерок, ветрище –
Это всяческие бризы и муссоны…
Снова ветер в небе что-то ищет:
Он за облачком отправился в погоню…
Валентина.Витальевна. Яроцкая
Эльбрус
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус двуглавый, величавый,
Белел на небе голубом.
А.С. Пушкин
ОТПЕЧАТКИ НА УГЛЕ
(образование каменных углей)
Тянулись ввысь из джунглей разогретых
Таинственных растений веера.
Далекое младенчество планеты,
Беспечное ее позавчера.
Не донесли к нам черные скрижали
Великолепья зарослей густых –
Лишь отпечатки тайно удержали,
Лишь знаки отрицательные их.
Чтоб углем стать, за тысячи столетий
Распались их объемы и цвета;
Всей их красы единственный свидетель –
От них оставшаяся пустота.
Как детские ошибки и мечтанья,
Их оттиск смутен и неповторим,
Но о былом своем существованье
Они твердят отсутствием своим.
Игорь.Васильевич. Шувалов
4. Практическая часть.
Практический этап часть моей работы включает:
2. Проведение опытно-практической работы - анкетирование, в дальнейшем ОПР.
В опытно-практической работе ведущим стал метод анкетирования (Таблица 1.), т. к. он способствует накоплению массового эмпирического материала, представлению состояния дел в практике одной взятой школы в общем виде.
Анкетирование – разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогики, позволяющего на основе анализа письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов (В.Г. Рындак).
Цель проведения анкеты – выявить, какие географические знания получили учащиеся из стихов, сделать вывод об их умении выделять сходство с географическими объектами.
Анализ результатов опроса
В контрольную группу входило 25 учеников моего 5б класса
Результаты опроса помещены в таблицы 1.
Таблица1
Результаты анкетирования
№п\п | Отрывок из произведения | Географический объект, явление | Назвали | % назвавших |
1 | …Где-то вздуется бурливо Окиян, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря… | Цунами | 25 | 100 |
2 | Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя Широко развилось, как боевое знамя, Земля волнуется – с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом, Под каменным дождём бежит из града вон. | Извержение вулкана | 25 | 100 |
3. | В душном воздуха молчанье, | Смогли определить, что предшествует грозе | 20 | 80 |
4. | Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. Но, по степи разбегаясь, Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит: -Расступись, о старец море, Дай приют моей волне! Погулял я на просторе, Отдохнуть пора бы мне. | Смогли определить какая река и куда впадает | 23 | 92 |
Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что большинство учащихся смогли определить географические объекты и явления (93%).
Можно сделать вывод, что учащимся интересны стихи и сказки, так предмет география
5.Заключение
В предложенном проекте по географии на тему "География в стихах" я сопоставила стихи русских поэтов с географической информацией
Результаты проведенной работы позволяют сделать следующий вывод:
1.Именно они, стихи, впервые знакомят нас с географической информацией. К такому выводу я пришла, сопоставив некоторые моменты из стихов с реальными научными данными, т.е. мною было доказано, что география неразрывно связана с литературой и другими науками.
2.Кроме этого, читая стихи можно научиться - бережно относиться к природным ресурсам, научить любить свой край познавать окружающий мир.
5.1 .Выводы и рекомендации.
1. Цель работы достигнута, мы провели исследование и узнали особенности географических объектов, процессов, по средствам стихов; показали взаимосвязь географии, с литературными произведениями
2.Что изучать географию можно по стихам. И это очень интересно!
3.Наша гипотеза подтвердилась
4.Данная исследовательская работа может быть использована на уроках географии, литературы, а также на классных часах и внеклассных мероприятиях.
6.Список литературы
1. Бердышев С.Н. Большая энциклопедия природы 12 томов, Москва.: Мир книги 2003г.
2. Летягин А.А. Начальный курс: 6 класс: учебник.: Вентана – Граф, 2012
3. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки.: Москва Просвещение 1983 г.
4. Пушкин А.С. Сказки
6. рисунки, фотографии, использованные для создания презентации – ресурсы интернет.
Рисуем весеннюю вербу гуашью
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Сказка об осеннем ветре
Круговорот воды в пакете
Без сердца что поймём?