Сказкопсихопедагогика. Варианты ее использования.
Вложение | Размер |
---|---|
skazkopsihopedagogika.docx | 17.37 КБ |
В дошкольном возрасте активно развивается фантазия и именно через фантазию и игровую деятельность мы можем повлиять на развитие ребенка, а наиболее способствует этому – сказка. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; - что тоже относится к сказкопсихопедагогике, имеющей возможность психолого-педагогической помощи и индивидуальный подход по любому вопросу. Именно сказкопсихопедагогика отвечает современным требованиям ФГОС ДО и ФОП так как несет в себе недирективную коррекционную и развивающую функцию. С помощью метафор ребенок себя принимает.
Изучением влияния сказки на развитие ребенка дошкольного возраста занимались такие исследователи, как И.В. Вачков, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, С.М. Зинина, и многие другие. Они изучали сказкопсихопедагогику, раскрывая педагогический потенциал, затрагивали проблему применения сказкопсихопедагогики для формирования нравственного развития у дошкольников.
Изначально применялся термин сказкотерапия автором которого является Т.Д.Зинкевич - Евстигнеева, но в 2011 году С.М. Зинина ввела термин сказкопсихопедагогика, так как она используется в именно педагогическом процессе и только педагогами.
Сказка может вызвать эмоциональное переживание у ребенка, и с помощью этого начинает работать его воображение. Сказки имеют большой смысл для детей, так как дают им опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям.
Сказкопсихопедагогика — область знаний, в которой объединяется психология, педагогика и сказкотерапия. Сказкопсихопедагогика изучает возможности использования сказок для развития личности, решения психологических проблем, обучения и воспитания детей разными способами.
Выделяются следующие виды сказок, используемых в сказкопсихопедагогике:
Возрастные особенности: на разных возрастных этапах нужно использовать разные типы сказок: от простых с легкими для понимания сюжетами и знакомыми персонажами (животные, дети, взрослые) для детей 1-3 лет, до более сложных с понятным сюжетом и определенной моралью для детей 4-5 лет. С 5-6 лет ребенок уже способен понимать сказки с реальным сюжетом, в которых действуют животные, люди, маги. С 6-7 лет формируются представления о красоте языка произведений.
Сказкопсихопедагогику в условиях ДОУ можно использовать следующими вариантами: моделирование сказок (планирование сказки и переработка ее в процессе проигрывания); Выразительные движения (развитие творческих способностей детей); Проблемные ситуации (детям предлагается найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности); Творческие задания (после выполнения появляется продукт, являющийся новым и уникальным); Игровые задания (Продолжи сказку, от точек - к сказке, нарисуй сказку); Дидактические игры.
Хочется отметить, что сказкопсихопедагогика является новым, малоиспользуемым направлением в деятельности педагогов. Эта работа позволит педагогам и родителям использовать различные литературные произведения для всестороннего развития ребенка.
«Течет река Волга»
На горке
Сила слова
Дерево в снегу
Агния Барто. Сережа учит уроки