В своей исследовательской работе Бастрыгин Дмитрий рассматривает важную тему формирования личности ребенка и факторов, оказывающих влияние на это процесс. Несомненно, игры являются одними из важнейших факторов, поскольку игровая деятельность – это ведущий вид деятельности ребенка в раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте. Особенно важными для успешного формирования гармоничной личности являются сюжетно-ролевые игры.
В работе Дмитрий показывает нам основные различия сюжетно-ролевых и компьютерных игр, объясняет их сильные и слабые стороны, доказывая необходимость создания условий для того, чтобы дети могли играть в сюжетно-ролевые игры, развивать свои коммуникативные и эмпатические навыки и успешно социализироваться.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota_bastrygin_d.a.docx | 28.58 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОЛГОРЕЧЕНСК
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ»
Научно-исследовательская работа на тему:
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ VS КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ
(сравнительный анализ влияния на формирование
личности ребенка)
Направление: Психология
Автор: Бастрыгин Дмитрий Александрович,
учащийся 11А класса МБОУ «СОШ №2»
Руководитель: Максимова Надежда Николаевна, учитель иностранного языка,
советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями
ВВЕДЕНИЕ
Согласно толковому словарю Т.Ф. Ефремовой игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе [2]. С.И. Ожегов объясняет термин «игра» как занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования [3]. Игра в педагогике – это важная составляющая в организации обучения и досуга людей. Российская педагогическая энциклопедия дает следующее толкование: «Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания» [8].
Все выше перечисленное доказывает, что игра является одним из уникальнейших явлений человеческой деятельности. Она не только помогает ребенку в становлении личности и в приобретении необходимого жизненного опыта, но также является одним из наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
В современной педагогике игра рассматривается как один из ведущих видов деятельности ребёнка младшего и среднего школьного возраста. Однако следует отметить, что с развитием общественных отношений и информационно-коммуникационных технологий изменилась и игровая деятельность детей. Игра рассматривается как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей использования сюжетно-ролевых и компьютерных игр для становления успешной и целостной личности ребенка.
Задачи работы:
- определить роль и место игры в формировании личности;
- сравнить сюжетно-ролевые и компьютерные игры;
- определить сильные и слабые стороны рассматриваемых игр для формирования личности ребенка.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Игра играет важную роль в развитии личности ребёнка. Она способствует формированию важнейших черт характера и обогащению внутреннего мира. В процессе игры воспитание переходит в самовоспитание.
Правильно подобранные игры позволяют формировать у детей такие качества, как выдержка, терпение, ловкость, выносливость; дают представление о чести, смелости, мужестве; развивают способности находить решения проблемных ситуаций, навыки творческих действий; выступают в роли своеобразной школы жизни и формируют воображение.
В процессе игры ребёнок проявляет интерес к процессу игры, получает от этого удовольствие; принимает решения, оценивает своё отношение к действиям друзей и результатам своих действий.
Единой классификации детских игр не существует, поскольку сложно определить исходную базу для их подразделения.
Вот некоторые классификации [6]:
По П. Ф. Лесгафту выделяют игры по правилам (подвижные игры, организованные на базе предписанных норм) и имитационные игры (игры подражательного характера).
Согласно классификации С. Л. Новоселовой выделяют инициативные игры детей; инициативные игры взрослых и традиционные народные игры.
Современная классификация предлагает разделить все игры на две большие группы: творческие игры (режиссёрские, сюжетно-ролевые, театрализованные и конструкторские) и игры по правилам (дидактические и подвижные).
Среди всех игр особое, ведущее место занимает сюжетно-ролевая игра. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Центральным моментом ролевой игры являются роли, которые берут на себя принимающие участие в игре. При этом важно не просто назвать свою роль, но и действовать соответственно этой роли, как бы отождествляя себя с ней. Сюжетно-ролевая игра не требует реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Но именно эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир ребенка и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.
Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность [7].
Сюжетно-ролевые игры содействуют обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи, а также нравственному развитию ребенка (правила взаимоотношения с окружающими, усвоение норм поведения).
Таким образом, воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер [7].
Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельный характер деятельности детей. Игра - продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.
Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет (под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх), содержание (это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но прежде всего содержание детских игр), роль [3].
В сюжетно-ролевой игре ребенок, свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности, но в тоже время не свободен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры, от сложившихся в обществе традиций.
К сожалению, сегодня сюжетно-ролевые игры, не смотря на всю их пользу и важность, теряют свою популярность. Многие дети предпочитают играть в компьютерные игры, привлекательные своей яркостью, захватывающим сюжетом, возможностью повторного прохождения отдельных этапов игры. Компьютерные игры зачастую не требуют присутствия других игроков, из-за чего общение со сверстниками сходит почти на нет. Однако именно сюжетно-ролевые игры являются особенно важными для формирования важнейших качеств личности, умения общаться и жить в социуме.
Основные отличия компьютерных игр от сюжетно-ролевых заключаются в следующем:
1). Играя в сюжетно-ролевые игры, ребенок повторяет действия старших и при этом приобретает свой первый опыт человеческой деятельности. Сюжетно-ролевая игра учит планировать действия, намечать их цели, искать подходящие средства. Сюжетно-ролевая игра позволяет моделировать разнообразные социальные роли и соответствующее этим ролям поведение. После начала игры игроки вряд ли смогут поменять роли, что, однако не исключает возможности переиграть игру еще раз, поменять роли игроков, добавить персонажей или удалить некоторых из них. При этом игроки сами решают, какими качествами, навыками и умениями будут обладать их персонажи, опираясь на ранее полученный опыт или условия игры (если игру организует кто-то ещё, например, учитель, воспитатель, вожатый). Компьютерные игры предлагают ограниченный набор ролей, предполагают достижение целей, но выбор средств также ограничен и уже предложен.
2). Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию коммуникативных навыков, поскольку для успешной и интересной игры детям необходимо общаться друг с другом, договариваться о ролях и условиях до начала игры, активно взаимодействовать друг с другом во время самой игры, уметь уступать и/или отстаивать свою точку зрения, разрешать возникающие конфликты, понимать желания и эмоции других игроков. Это, на мой взгляд, самое главное отличие – компьютерные игры не подразумевают прямого непосредственного общения между играющими. Конечно, нельзя упускать тот факт, что сегодня во многие компьютерные игры можно играть вдвоём, втроём или даже компанией. При этом игроки необязательно должны быть знакомы в реальной жизни. Но общение во время игры посредством сети интернет, пусть даже в реальном времени при помощи аудио- и видеосвязи не идет не в какое сравнение с непосредственным общением между игроками, когда они находятся рядом друг с другом, видят действия друг друга, понимают эмоции и чувства по взглядам и жестам.
3). Сюжетно-ролевая игра подразумевает соблюдение правила игры, а, следовательно, тренирует внимание и волевые качества играющих, способствует формированию самоконтроля. Ребенок не может просто «выключить» сюжетную игру в процессе её развития в отличие от компьютерной игры. Сюжетно-ролевую игру можно, конечно же, «переиграть» заново. Но это будет уже новая игра.
4). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию воображения, творческих способностей, развитию памяти и мышления. Все эти качества имеют огромное значение, важны для дальнейшей учебы и становления личности человека. Тот факт, что сегодня дети все меньше играют в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, вызывает большое беспокойство психологов и специалистов в области педагогики. Этот факт объясняется тем, что у детей – дошкольников и младших школьников, которые мало играют с сюжетно-ролевые игры, могут быть не в достаточной мере сформированы те социальные навыки и психологические качества, которые необходимы для осуществления разных видов деятельности в реальной обычной повседневной жизни. Дети испытывают сложности в общении, предпочитают одиночество, зачастую очень стеснительны, им бывает сложно следовать советам и правилам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать следующие выводы: сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом. Одной из важнейших характеристик сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. В игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр. Компьютерные игры не несут в себе такого мощного потенциала для развития личности ребенка. Они носят более развлекательный характер и, как уже говорилось ранее, не могут гарантировать гармоничное развитие личности.
Список использованной литературы и интернет-источников
1. Басюк В.С. Основы педагогики и психологии. – М.: «Просвещение», 2024
2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
3. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2000
4. Коломинский Я.Л. Человек: психология
Кн. для учащихся старших классов. — М.: Просвещение, 1980.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / 27 изд., испр. - М.: «АСТ», 2022
6. Репринцева Е. А. Педагогика игры: теория, история, практика. – Курск: Изд-во Курс. гос. ун-та, 2005
7. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов. — Москва: «Юрайт», 2024
8. https://rus-pedagog-enc.slovaronline.com/
9. http://elib.gnpbu.ru/text/reprintseva_pedagogika-igry_2005/
Как напиться обезьяне?
Белый лист
Голубая лягушка
Груз обид
Зимний дуб