Обоснование выбора темы проекта и ее актуальность:
На уроках ОБЖ, классных часах большое внимание уделяется здоровому образу жизни, правильному питанию, другим проблемам, актуальным для нашего времени. Но, к сожалению, мало кто уделяет должное внимание проблемам, связанным со всеобщей цифровизацией и технологическими открытиями. Современная жизнь уже невозможна без такой вещи как интернет. Незаменимый кладезь знаний, чей объём даже не поддаётся подсчёту, мы каждый день пользуемся им. Он упрощает миллионы процессов, позволяет получить доступ к любой информации почти мгновенно, а так же всегда быть на связи.
Но неужели у него совсем нет минусов? Конечно есть.
И об одном таком сегодня мы и поговорим.
Информационный шум, что это, чем он так опасен и опасен ли в принципе?
Даная работа посвящена проблеме взаимодействия людей с информационным шумом (излишним контентом), а так же его влиянию на работоспособность человека.
В своём докладе я дам оценку этому явлению, а так же предложу способы защиты от ненужного контента.
Вложение | Размер |
---|---|
НПК проект "Информационный шум" секция психология. | 505.71 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горхонская средняя общеобразовательная школа № 73»
671333 Заиграевский район п. Горхон ул. Железнодорожная д. 22 тел. 8-301-36-50-7-39
VI районная научно- практическая конференция «Школа поиска и открытий – 2023 г», посвящённая памяти Заслуженного учителя Республики Бурятия, Почётного работника общего образования РФ, учителя физики – Шиширюхиной Елены Владиславовны, а так же году педагога и наставника в России в 2023 г.
Тема: «Информационный шум»
Наименование номинации: секция «Психология»
Подготовила: ученица 5 класса Троицкая Вера
Руководитель: Сураева Мария Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Горхонская СОШ № 73»
2023 г.
Оглавление.
Введение ………………………………………………………………………………… 3 - 4
I. Теоретическая часть
1.1 Понятие шума ………………………………………………………………………. 4 - 5
1.2 Виды информационного шума …………………………………………………….. 5
1.3 Причины и источники информационного шума………………………………….. 5 - 6
1.4 Информационная гигиена………………………………………………………….. 6 - 7
II. Практическая часть
1. Рекомендации для снижения информационной нагрузки………………………… 7 - 8
Заключение………………………………………………………………………………. 8
Список литературы……………………………………………………………………… 9
Приложение 1…………………………………………………………………………… 10
Введение
Обоснование выбора темы проекта и ее актуальность:
На уроках ОБЖ, классных часах большое внимание уделяется здоровому образу жизни, правильному питанию, другим проблемам, актуальным для нашего времени. Но, к сожалению, мало кто уделяет должное внимание проблемам, связанным со всеобщей цифровизацией и технологическими открытиями. Современная жизнь уже невозможна без такой вещи как интернет. Незаменимый кладезь знаний, чей объём даже не поддаётся подсчёту, мы каждый день пользуемся им. Он упрощает миллионы процессов, позволяет получить доступ к любой информации почти мгновенно, а так же всегда быть на связи.
Но неужели у него совсем нет минусов? Конечно есть.
И об одном таком сегодня мы и поговорим.
Информационный шум, что это, чем он так опасен и опасен ли в принципе?
Даная работа посвящена проблеме взаимодействия людей с информационным шумом (излишним контентом), а так же его влиянию на работоспособность человека.
В своём докладе я дам оценку этому явлению, а так же предложу способы защиты от ненужного контента.
Проблема исследования: в необходимости знаний учащихся нашей школы о вредном воздействии информационного шума на организм человека.
Цель проекта: дать оценку явления Информационного шума, а так же предложить способы защиты от ненужного контента.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- разработать рекомендации для учащихся по снижению информационного шума и его вредного воздействия;
- ознакомить школьников и учителей с результатами исследования.
Объект исследования: влияние информационного шума на человека.
Предмет исследования: явление информационного шумового загрязнения и его влияние на работоспособность людей.
Гипотеза: невозможно как-либо измерить потребление человеком ненужного контента и рекламы, однако вполне возможно разработать методы для его ограничения в информационном пространстве конкретного индивида.
I. Теоретическая часть
1.1 Понятие шума
Так что же такое Информационный шум, Википедия даёт следующее определение данного понятия.
Информационный шум — это культурный феномен, возникший в XX веке, который описывает наличие в тексте элементов, усложняющих его понимание, искажающих смысл изложенного или вовсе полностью препятствующих адекватному пониманию его содержания. Понятие информационного шума относится к современному медиа пространству и способам распространения информации в условиях информационной «перегруженности» общества.
Если проще, то Информационный шум- это явление появившееся во времена развития средств массовой информации, связанное с переизбытком лишнего контента в нашей жизни, что, как следствие, пагубно влияет на способность индивида адекватно анализировать ситуацию и «фильтровать» получаемую информацию в силу перегруженности, вызываемой обилием информационных сообщений.
Оно возникло за долго, до появления интернета, и было частично описано в литературных произведениях (в частности, в книге «Шок будущего» Элвина Тоффлера)1 – «Автор книги обращает внимание на неслыханный темп, который характерен для современных культурных, политических изменений. Человечество может погибнуть не из-за экологической катастрофы, ядерной реакции или истощения ресурсов. Информационный шок, который испытывают люди, приводит к психологическому онемению, к самой реальной опасности, которая подстерегает человечество. Это главная угроза. Надо осознать ее и по возможности устранить. Автор надеется, что предложенные им меры смогут помочь человеку выжить в новой реальности и предотвратить шок будущего»
Однако, появление последнего позволило этому явлению разрастись с новой силой. Алгоритмы рекомендаций в соц. сетях, навязчивая реклама на каждом сайте, реклама по TV, всё это ежедневно влияет на каждого из нас.
В последующем термин получил широкое распространение: Билл Гейтс в своей книге «Дорога в будущее», опубликованной в 1996 году, отметил, что данный феномен, а именно «перегрузка информацией является достаточно распространённой». Из этого следует, что исследуемое понятие не стоит связывать только с онлайн-сферой: ещё задолго до того, как интернет стал сетью, используемой по всему миру, проблема информационной перегрузки имела место (в традиционных СМИ, например).
1.2 Виды информационного шума
В ходе анализа данного феномена, стоит обратить внимание на классификацию, приведённую молдавским учёным Аркадием Дмитриевичем Урсулом. Так, профессор выделяет две группы информационных шумов:
1. Шум, возникающий из-за переизбытка неважной для индивида информации;
2. Шум-следствие переизбытка важной и релевантной, но при этом неоднократно повторяющейся информации.
Так, к первой группе «шумов» учёный относит рекламные сообщения, любого рода пропагандистскую информацию, спам и контекстную рекламу.
Вторая группа, в свою очередь, состоит из, по сути, информационно наполненных и нужных для реципиента сообщений, повторяющих друг друга, например, конспектирование.
1.3 Причины и источники информационного шума
Причины информационного шума
Основная причина — всеобщая доступность огромного объёма информации. Ещё несколько десятилетий назад для поиска нужных сведений приходилось долго стоять в очередях за нужными публицистическими изданиями, искать книги в библиотеках, обращаться за консультацией к специалистам.
Для мозга большая часть окружающей нас информации является шумом, который ему необходимо постоянно перерабатывать. Всего за час через него проходит огромной объем информации, зачастую не несущий никакой практической пользы. Полностью исключить её из жизни нельзя, но можно научиться её фильтровать и ограничивать негативное воздействие.
Основными источниками шума являются:
Реклама
Пожалуй самый яркий и сильный поставщик «Шума» в наш мозг.
Рекламная информация окружает нас везде на баннерах, экранах, бегущих строках, в буклетах и журналах, на телевидении и радио, в интернете. С рекламой невозможно бороться. Даже когда кажется, что она уже не воспринимается, реклама продолжает воздействовать на подсознательном уровне, формируя узнаваемость и отношение к тем или иным продуктам.
Интернет
Сам по себе интернет не является генератором подобного шума, однако заложенные людьми алгоритмы для рекламы своих «продуктов» и наполняют его этим самым «шумом». Тонны ненужной рекламы, пропаганда, проплаченные обзоры и видео. Всё это бесконечным потоком выливается на пользователей интернета.
Телевидение
Один из ключевых источников информационного шума, через который проходят огромные объёмы ненужной информации: рекламы, различных шоу, новостей, фильмов.
Сюда же относится переключение каналов в поисках чего-нибудь интересного, когда мозгу приходится анализировать новые картинки.
Радио
В наше время радио далеко не самый популярный источник информации, влияние радио на современного человека уже практически сведено к нулю в силу его непопулярности.
Однако, пусть и мизерное, но влияние есть. Например в прямом эфире ведущие и гости обсуждают пустые темы, ставят различную музыку и рекламные блоки. Всё это фоном грузит мозг.
Общий информационный фон
В эту группу можно отнести другие источники, которые в большом количестве окружают людей в повседневной жизни: книги, смартфоны, инструкции и регламенты, указатели и так далее.
1.4 Информационная гигиена.
Большая нагрузка из-за обилия окружающей информации на мозг вызывает утомление и усталость, провоцирует стресс. Всё более важную роль начинает играть информационная гигиена.
Информационная гигиена — направление, которое изучает закономерности влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие человека, его работоспособность и продолжительность жизни.
К целям информационной гигиены относится уменьшение негативного воздействия большого количества данных и информационного шума на психическое и физическое состояние человека, отдельных социальных групп и населения в целом. Помимо этого информационная гигиена отвечает за профилактику развития болезней, которые связаны с информационной нагрузкой, и оздоровление среды.
II. Практическая часть
1. Рекомендации для снижения информационной нагрузки – информационного шума.
Как избавиться от информационного шума?
Полностью избавиться от данного явления, увы, невозможно так как рекламные баннеры, различные логотипы и прочее постоянно существуют вокруг человека. Однако важно структурировать всю информацию вокруг, отказаться от лишнего и нормировать время, которое тратится на полученные новых сведений. Таким образом, пусть и не полностью, но можно снизить уровень информационного «шума» в информационном поле каждого отдельного человека.
1. Тематические подборки. Отсутствие структуры — одна из причин, которая провоцирует стресс от излишней информации. Пролистывая ленту в социальных сетях всего за 10 минут можно получить информацию о шоу-бизнесе, политике, здоровье, деятельности фармацевтических компаний, новых законах и лекарственных препаратах, технологиях и многом другом. Такое разнообразие существенно осложняет процесс обработки и запоминания информации. Чтобы облегчить работу мозга рекомендуется заранее сортировать новости или выбрать тематические подборки, которые помогут сконцентрироваться на информации одного типа.
2. Локальные новости (новости в определённой сфере жизни интересующей человека). Если нет возможности отказаться от просмотра новостей, стоит сосредоточиться на тех, которые относятся к вам напрямую. Например, сведения о землетрясении в Перу вряд ли несёт какую-то пользу большей части населения России. При этом они провоцируют развитие стресса, негативную реакцию и расстройство из-за ситуации.
3. Больше книг. Ученые из Университета Сассекса установили интересную статистику: 6 минут чтения книг снижает уровень стресса на 68%. В отличие от хаотичного набор новостей, книги имеют структурированную и глубокую передачу темы.
Они чаще дают возможность задуматься и провести параллели между сюжетом и какими-то жизненными ситуациями, задают вопросы «Как?» и «Почему?». Новости в коротком формате информируют о текущих событиях, актуальных только в данный момент.
4. Дни тишины. Рекомендуется регулярно устраивать для себя отдых от информации. Для этого можно выбраться за город, погулять в парке или саду, заняться любимым хобби, спортом и даже ремонтом — сменить форму привычной деятельности. Ограничить поток входящей информации помогает визит в деревню или на дачу.
5. Осознание информации. Никто не может знать всё. Поэтому вместо того, чтобы поверхностно изучать большое количество потенциально полезных материалов, лучше осознать фундаментальную информацию по одному важному вопросу.
Соблюдение базовых законов информационной гигиены поможет значительно снизить нагрузку на мозг и выровнять психическое состояние при частых стрессах и сильном нервном напряжении.
Заключение.
Проблема информационного шума по-настоящему актуальна в наше время, в первую очередь из-за сильного развития СМИ, постоянная «бомбардировка» новостями, рекламой и иным контентом - это реалии нашего времени. Полностью проблему не искоренить, однако я уверена, что благодаря моим рекомендациям вы сможете ощутить себя гораздо спокойнее внутри своего информационного пространства.
Таким образом, я считаю, что моя гипотеза подтвердилась - невозможно как-либо измерить потребление человеком ненужного контента и рекламы, однако вполне возможно разработать методы для ограничения информационного шума в пространстве конкретного индивида.
Список литературы.
1. Элвин Тоффлер «Шок будущего» АСТ издательство Москва 2002 г.
2. Билл Гейтс «Дорога в будущее», 1996 г.
3. Горбаткова А. Ф, Котлярова В. В. Проблема информационного шума в жизни человека XXI века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017 г.
4. Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/714/647/1231/013_elyakov.pdf (дата обращения 11.02.2018)
5. Тарасенко Е. В., Попов В. А. Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 210-212.
6. Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Торопова А.И., Федосеева Л.А. Информационный шум // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/10/87654 (дата обращения: 25.02.2023).
7. Пронина Л. А. Информационная культура как фактор развития информационного общества. [Электронный ресурс]: Аналитика культурологии. URL: http://analiculturolog.ru/component/k2/item/531-article_13.html (дата обращения 21.04.2013)
8. Урсул А. Д. Информационный шум. §5// Социальная информатика. М.: Академический Проект,Фонд «Мир», 2009. 281 с.
9. Евдокименко, Е. Ю. Понятие информационного шума в социально-гуманитарных науках / Е. Ю. Евдокименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 564-566. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7765/ (дата обращения: 12.03.2023).
Приложение 1
Рекомендации для снижения информационной нагрузки – информационного шума.
1. Тематические подборки. Отсутствие структуры — одна из причин, которая провоцирует стресс от излишней информации. Чтобы облегчить работу мозга рекомендуется заранее сортировать новости или выбрать тематические подборки.
2. Локальные новости. Если нет возможности отказаться от просмотра новостей, стоит сосредоточиться на тех, которые относятся к вам напрямую. Негативные новости провоцируют развитие стресса, негативную реакцию и расстройство из-за ситуации.
3. Больше книг. Ученые установили интересную статистику: 6 минут чтения книг снижает уровень стресса на 68%. В отличие от хаотичного набор новостей, книги имеют структурированную и глубокую передачу темы.
4. Дни тишины. Рекомендуется регулярно устраивать для себя отдых от информации. Погулять в парке, заняться любимым хобби, спортом и даже ремонтом — сменить форму привычной деятельности.
5. Осознание информации. Никто не может знать всё. Поэтому вместо того, чтобы поверхностно изучать большое количество потенциально полезных материалов, лучше осознать основную информацию по одному важному вопросу.
Ищите и пользуйтесь информацией правильно!!! Удачи!
Невидимое письмо
Нора Аргунова. Щенята
Сочинение
Прекрасное далёко
Агния Барто. Сережа учит уроки