В наши дни многие буряты забывают свою культуру, язык, обычаи и традиции, в том числе и про то, как воспитывались дети в традиционных бурятских семьях. И конечно, не хотелось бы стать народом без своих уникальных черт. Кроме того на данный момент институт семьи переживает кризис, одним из проявлений которого является рост неполных и разведенных семей, увеличивающееся число матерей-одиночек, и как результат - безотцовщина. Все это коснулось и современной бурятской семьи. За последние десятилетия в связи с процессами глобализации и интеграции произошла трансформация семейных отношений, поведения, ценностных ориентаций и установок у бурят. Сейчас поколение, которое ещё хранит остатки родной культуры, постепенно уходит, в связи с этим встает острая проблема сохранения их знаний и доведения до молодежи. Сегодня актуальным становится возврат к истокам своих культур, приобщение к традициям, необходимым для сознания принадлежности к своей нации, для этнической самоидентификации в меняющемся мире. Необходимо возрождать в современной бурятской семье интерес к традициям, обрядам, обычаям и ритуалам. Именно семья является носителем и хранителем традиционных ценностей.
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_v_buryatskikh_semyakh_2_1_2_4-1.docx | 468.81 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Физико-математическая школа №56 г. Улан-Удэ»
«Воспитание детей в бурятских семьях»
Работа ученицы 10 «Б» класса
Ф.И.О. обучающегося
Николаева Арьяна Вячеславовна
Руководитель проекта Ф.И.О. Туманова Екатерина Вячеславовна, учитель истории
г. Улан-Удэ
2022г.
Оглавление
1.Введение
Глава I. Бурятская семья и её особенности в воспитании…………..…3-6
1.1 Характерные особенности бурятской семьи………………………..3-5
1.2. Особенности воспитания детей в бурятской семье ..…………...…5-6
Глава II. Особенности развития бурятской семьи на современном этапе ……………………………………………………………………….........6-13
2.1.Выявление различных черт в воспитании современной бурятской семье и традиционной бурятской семьи………………………………...…..……6-8
2.2. Социологический опрос……………………………………….........8-12
2.3. Пути решения проблемы……………………………………………...13
Введение
Актуальность проекта: В наши дни многие буряты забывают свою культуру, язык, обычаи и традиции, в том числе и про то, как воспитывались дети в традиционных бурятских семьях. И конечно, не хотелось бы стать народом без своих уникальных черт. Кроме того на данный момент институт семьи переживает кризис, одним из проявлений которого является рост неполных и разведенных семей, увеличивающееся число матерей-одиночек, и как результат - безотцовщина. Все это коснулось и современной бурятской семьи. За последние десятилетия в связи с процессами глобализации и интеграции произошла трансформация семейных отношений, поведения, ценностных ориентаций и установок у бурят. Сейчас поколение, которое ещё хранит остатки родной культуры, постепенно уходит, в связи с этим встает острая проблема сохранения их знаний и доведения до молодежи. Сегодня актуальным становится возврат к истокам своих культур, приобщение к традициям, необходимым для сознания принадлежности к своей нации, для этнической самоидентификации в меняющемся мире. Необходимо возрождать в современной бурятской семье интерес к традициям, обрядам, обычаям и ритуалам. Именно семья является носителем и хранителем традиционных ценностей.
Цель проекта: Найти эффективные средства и пути передачи навыков и знаний в воспитании бурятских детей современной молодежи.
Задачи проекта:
1) Сформулировать культуру общения родителей и детей в бурятской семье.
2) Показать способы разрешения проблемных ситуаций в незнании традиционных бурятских способов воспитания детей.
3) Пробудить заинтересованность к бурятским традициям и культуре.
4) Повысить эффективность сотрудничества родителей и детей.
Объект проекта: Родители и дети в бурятской семье.
Предмет проекта: Взаимоотношения родителей и детей и знания культуры своего народа.
Глава 1. Бурятская семья и её особенности в воспитании.
1.1 Характерные особенности бурятской семьи
Жизнь и быт бурятской семьи регулировались исторически сложившимися обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение. Наиболее важными регуляторами внутрисемейного воспитания у бурят являлись взаимоотношения между родителями, между родителями и детьми, общения с близкими родственниками, которые обеспечивали необходимое полноценное развитие ребенка. Так же следует отметить, что у бурят не было детей сирот без попечения взрослых, так как ближайшие родственники осиротевшего ребенка забирали его к себе в семью. То же и касалось других родственников. Их либо забирали к себе в семью, либо помогали чем могли.
Отец считался хозяином всего состояния, это определяло и его положение в семье. Он – патриарх имел право распоряжаться судьбой своих дочерей до их замужества, и держать в повиновении сыновей до их «полной зрелости». Хотя по нормам обычного права отец обладал неограниченной властью, случаев грубого самоуправства с его стороны в бурятских семьях не наблюдалось. Воля, желания отца для всей семьи были законом.
Все хозяйственные дела могли решаться сообща, однако последнее слово принадлежало отцу. Спорить со старшими, пререкаться, ослушиваться, тем более, грубить было недопустимо.
Этим определялись и отношения между остальными членами семьи: младшие подчинялись старшим. Уважение и почитание старших выражалось и в том, что младшие обращались к старшим не по имени, а пользовались принятой в быту терминологией родства:
Отец – аба;
Мать – эжы;
Дедушка по отцу – хугшэн аба;
Бабушка по отцу – хугшэн эжы;
Дедушка по матери – нагаса аба;
Бабушка по матери – нагаса эжы;
Старшая сестра – эгэшэ;
Старший брат – аха.
Бурятская женщина была совершенно отстранена от участия в общественной жизни. Женщина не могла получить начальное образование, на которое имел право мужчина, так как обучать девочек считалось совсем не обязательным, поскольку им предстояло заниматься только домашним хозяйством и семье.
Помимо приготовления пищи, дойки коров и ухода за скотом, обработки молочных продуктов, уборки жилищ, воспитания детей, женщины должны были заниматься шитьем одежды, обуви, головных уборов и постельных принадлежностей для всех членов семьи. Особенно много времени и сил требовала обработка сырья: выделка овчин, кож, катание войлока, витье веревок из конского волоса.
Женщина – мать пользовалась большим авторитетом и уважением со стороны детей. Непослушание, грубое отношение к ней считалось совершенно недопустимым. Дети подростки становились первыми ее помощниками. Дети окружали мать теплом и вниманием, предоставляли ей полное право по своему усмотрению распоряжаться в доме.
Для бурят понятие «быть счастливым» связано прежде всего с детьми, потомством. Чем многодетнее была семья, тем счастливее были родители. В представлениях бурятского народа, мужчина должен быть богат не только скотом, но и детьми, особенно сыновьями, что дети – главное счастье человека, продолжатели его рода, его трудов, можно найти во всех жанрах устного народного творчества.
1.2. Особенности воспитания детей в бурятской семье
Буряты очень заботились о своих детях. Относились к детям исключительно мягко, очень любили их, но требовали беспрекословного послушания.
Буряты не наказывали своих детей и не били. Ни криков, ни брани. Разве что погрозят высечь крапивой, этим дело и заканчивалось. Дети были абсолютно свободны - играли и веселились, где только могли.
Новорожденным мальчикам радовались больше, чем девочкам. Это наследник, будущий хозяин и продолжатель рода. При рождении мальчика кололи бычка, а при рождении девочки - барана. После рождения проводилось много обрядов для очищения и защиты.
Мальчик с самого рождения зачислялся как мужчина в состав общины и при переделах покосных угодий получал «душевой» надел, в чем была заинтересована семья. Мальчику отдавали лучший кусок еды, ему символически подавали чашку с тарасуном (молочным вином) в праздник. Таким образом, он признавался важным членом рода. Если бы мы жили 100-200 лет назад и были мальчиками в бурятской семье, с двух-трех лет мы бы уже держался в седле. Лет с пяти-шести мы бы начали пасти на лошади овец и коров, затем совершать дальние поездки за табунами лошадей и верблюдов. А в 7-9 лет мы бы участвовал в конных состязаниях наравне с взрослыми.
А еще были ежегодные облавы - коллективные охоты на диких зверей и птиц. Они же были и военными учениями. В облавах иногда участвовало по 1000 человек, в полном боевом снаряжении, в кольчугах и шлемах, имея луки и большой запас стрел, а также сменных лошадей. Все мальчики могли показать себя и научиться воинскому искусству. Так каждый бурят - монгол становился с детства умелым воином.
Рождение девочки встречалось в семье менее радостно. Однако традиции воспитания способствовали тому, что девочки с 12 лет были уже умелыми мастерицами и вовсю помогали по хозяйству.
Они к этому возрасту постигали все премудрости под руководством мамы, тетушек и бабушек. Привлечение детей к труду начиналось у бурят довольно рано. Это обуславливалось нормами народной педагогики.
Большая любовь к детям, стремление сохранить их жизнь порождали и поддерживали у бурят веру в различного рода обереги и магические действия.
Наши предки знали, что имя влияет на жизнь, характер и темперамент человека, поэтому давали красивые хорошие имена: золото, цветок, радость. Но иногда придумывалось прозвище, чтобы злые духи не обратили внимания на ребенка.
Ребенка, чтобы не сглазить, вне семьи следовало называть страшненьким, безобразным, плохим, глупым и так далее. Было запрещено хвалить ребенка при чужих людях, даже если он это заслужил.
Каждый ребенок проходил домашнюю школу, ему прививались трудолюбие, честность, доброжелательность, мужество. Историю рода и генеалогию племени знал каждый. Много в традициях воспитания детей сохранилось и сегодня в 21 век и т.д.
Глава 2.Особенности развития бурятской семьи на современном этапе
2.1. Выявление различных черт в воспитании современной бурятской семье и традиционной бурятской семьи.
Динамика изменений внутрисемейных связей хорошо прослеживается в послевоенные годы, в связи с переменами в образовательно-культурном, социально-квалификационном уровне взрослых членов семьи, в их психологии и мировоззрении, внедрением советских ценностей в сознание бурятского народа. Иная организация жизнедеятельности, экономическая стабильность, социальная реорганизация привели к образованию современного нуклеарного типа семьи. Часто дети, вырастая, отделяются от родителей и живут самостоятельно. Пожилые родители в таком случае остаются с одним из детей, или вовсе живут отдельно. Роли мужского и женского стали размыты, мужчина может выполнять функции женщины в домашнем хозяйстве, и наоборот. Взаимоотношения между членами семейного коллектива изменились в сторону демократизации и равенства. Значительно изменился институт главенства, как правило, ранее, во главе семьи стоял старший мужчина - отец. Теперь, поскольку наступила экономическая стабильность и изменился культурный уровень всех членов семьи, понятие «глава семьи» сохраняется, но во многих случаях имеет формальный характер. Произошла некоторая модификация структуры семьи и ее уклада, но при этом внутреннее содержание и сами взаимоотношения внутри семьи в период советского строя сохранились в большинстве случаев. Почитание своих предков, уважительное отношение к старшим, любовное отношение к детям, связь между родителями и ребенком, сестрами и братьями и ребенком остались неизменными и в настоящее время. В результате соприкосновения бурятского уклада жизни с «советским» укладом привели к новой культурной конфигурации, где доминантой стала выступать русская культура, так как русский язык стал первостепенным средством общения, необходимым условием для социальной интеграции в советское общество. В современных условиях глобализации и унификации всех сфер жизнедеятельности, очень важным и актуальным встает вопрос этнического самоопределения бурятского народа. При утрате родного языка, традиций и обычаев, преемственности, стирании границ между культурами, становится очевидным насколько меняются сознание, мировоззрение и мышление человека. Проблема национального самоопределения этноса, вопрос о путях развития этноса, самоидентичности каждого индивида в отдельности остается открытым. На данном этапе исследования можно предположить возможность нескольких вариантов путей самоидентификации бурят:
1. Полная утрата собственной родной культуры;
2. Абсолютное обособление от взаимодействия с иными культурами, следование только своим принятым нормам и правилам, ортодоксальный образ жизни, применение которому так же находят многие люди, отдельные регионы;
3. Нахождение компромисса, существуя в условиях мировой глобализации и сохранения национальной самоидентичности. Человек может соучаствовать с внешним миром, и при этом принадлежать к своей этнической культуре, в этом случае личность самоидентифицирует себя как преемник родной этнической культуры. Здесь важную роль играет семья и внутрисемейные связи, так как родители закладывают в сознание ребенка этническую и культурную принадлежность. А гибкость мышления и неконфликтное взаимодействие с иными культурами и процессы глобализации в целом дают ему возможность принимать чужое, сохраняя свою преемственность.
Представляется, что третий путь - путь интеграции является наиболее продуктивным в формировании бурятской идентичности внутри (или рядом) с российской. Хотя, отметим, что и механизмы интеграции самосознания бурята в мировой опыт требуют тщательного и многоаспектного изучения.
2.2.Социологический опрос. Практическое исследование.
В рамках данного проекта мною было проведено исследование путем проведения социологического опрос, целью которого явилась найти эффективные средства и пути передачи навыков и знаний в воспитании детей в бурятских семьях среди учащихся нашей школы. В анкетировании участвовало 20 учащихся 8-10 классов МАОУ «ФМШ№56». Данный опрос выявил насущную проблему, связанной с угасанием интереса к бурятским традициям в воспитании детей. Были заданы следующие вопросы:
Результаты исследования:
Из проведенного выше исследования мы можем понять, что очень многое в обыденном укладе бурятской семье изменилось. Патриархат, который был основой традиционной семьи перешел на равенство обоих полов. Непристойное поведение ребенка, выражавшееся через конфликт со взрослым в наши дни, судя по опросу абсолютно обычная практика, хотя в традиционной бурятской семье это осуждалось целым родом. Привычная для бурятской семьи в прошлом терминология родства потихоньку сбавляет свое активное использование, так же как и совместная жизнь с более старшим поколением ( с бабушками и дедушками). Огромной проблемной является, что нынешнее поколение практически не знают о традициях и ценностях воспитания детей в бурятских семьях. Хотя стоит отметить, что они готовы и хотят знать о наших бурятских традициях, обычаях и обрядах, но в силу того, что данная тема не изучена и не найдешь в литературе, в интернете, люди просто забывают. Но отрадно , что в семьях чувствуется преемственность многие прошедшие опрос до сих пор помогают всей семьей своим родственникам второго и третьего поколений, лишь малый процент от числа опрошенных родственников своих не знает. В следствии результатов исследования, мы можем сделать вывод о медленной потере навыков и знаний в воспитании традиционной бурятской семье, что в будущем может повлечь за собой угасание целой истории и достаточно своеобразной и интересной страницы нашей бурятской культуры.
Молодое поколение показали малый объем знаний по данным вопросам. Из этого можно сделать вывод, что знания молодых основываются на информации, полученной от родителей, которая является неполной. К сожалению, это говорит о культурной безграмотности учащихся, о слабом знании традиций, обычаев, обрядов нашего населения, отсутствии воспитания нашей культуры на их примере. Положительно то, что у всех и у родителей, и у учащихся, есть востребованность изучения традиций, обычаев и обрядов.
2.3. Пути решения проблемы
Заключение
Работая над темой моего исследования, я пришла к выводу, что в бурятской семье существуют прекрасные традиции. В детях воспитывают уважительное, доброе и ответственное отношение к старшему поколению, прививают любовь к бурятской культуре, воспитывают чувство прекрасного через личный пример, праздники, обряды, трудовую деятельность, что позволяет восстанавливать утраченные нравственные традиции, обычаи, обряды бурят. Но в современных условиях мы видим, что интерес к своей культуре снижается. Из проведенной нами работы мы поняли, что бурятская культура находится под большой угрозой, так как институт семьи попадает под влияние глобализации, а на сколько нам известно все необходимые для дальнейшей жизни и развития ребенка качества и навыки берутся именно из семьи. Но из-за глобализации детей в бурятских семьях родители не могут в полной мере окунуть их в традиции своего народа. Мы для решения этой проблемы составили памятку по воспитанию детей в бурятских семьях, конечно, многое в методах в воспитании детей устарело, но тем не менее все эти традиции в воспитании надо помнить и чтить. Этническая принадлежность есть изначальная данность и закономерность и существования человеческого рода. На сегодняшний день это утверждение особенно актуально, так как идет активный процесс этнической мобилизации и самоидентификации народов России. На этом фоне характерно возвращение к культурным традициям, обычаям, обрядам, желание сохранить и уберечь ценности культурного наследия у бурят.
Литература
Композитор Алексей Рыбников
Никто меня не любит
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Волшебная фортепианная музыка
Позвольте, я вам помогу