С 1613 года на русском троне утвердилась новая царская династия – династия Романовых. Правление Романовых совпадает с вступлением России в новое время. Изменяется очень многое: структура управления государством, экономика, культура, меняются нравы. Постепенно меняется уклад семейной жизни, взгляды на воспитание детей, в том числе царских детей. Если раньше в княжеской семье воспитание княжичей мало чем отличалось от воспитания других детей в богатых семьях, так как запутанный порядок престолонаследия не позволял четко определить, кто именно из княжеских детей будет следующим правителем, то теперь новая династия получила от своих предшественников более четкий порядок престолонаследия. Он был заложен представителями московской ветви Рюриковичей и окончательно утвердился вместе с формированием русского централизованного государства. Этот новый порядок престолонаследия (от отца к старшему сыну) позволял более или менее точно знать, кто будет следующим государем, а значит, позволял воспитывать и обучать царского ребенка сообразно его великой миссии.
Насколько хорошо мы представляем себе, как строилось воспитание и обучение детей в царской семье Романовых?
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_po_tsarski.docx | 113.26 КБ |
Комитет образования по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное Образовательное Автономное Учреждение
Физико-математическая школа №56
XХVIII научно-практическая конференции школьников
«Шаг в будущее»
Воспитание царских детей
династии Романовых
Выполнила : Мальцева Мария
Вячеславовна
ученица 10 «б» класса
Руководитель: Туманова Екатерина Вячеславовна,
учитель истории и обществознания
г. Улан-Удэ
2021г.
ВВЕДЕНИЕ
С 1613 года на русском троне утвердилась новая царская династия – династия Романовых. Правление Романовых совпадает с вступлением России в новое время. Изменяется очень многое: структура управления государством, экономика, культура, меняются нравы. Постепенно меняется уклад семейной жизни, взгляды на воспитание детей, в том числе царских детей. Если раньше в княжеской семье воспитание княжичей мало чем отличалось от воспитания других детей в богатых семьях, так как запутанный порядок престолонаследия не позволял четко определить, кто именно из княжеских детей будет следующим правителем, то теперь новая династия получила от своих предшественников более четкий порядок престолонаследия. Он был заложен представителями московской ветви Рюриковичей и окончательно утвердился вместе с формированием русского централизованного государства. Этот новый порядок престолонаследия (от отца к старшему сыну) позволял более или менее точно знать, кто будет следующим государем, а значит, позволял воспитывать и обучать царского ребенка сообразно его великой миссии.
Насколько хорошо мы представляем себе, как строилось воспитание и обучение детей в царской семье Романовых? Чтобы выявить представления моих сверстников по этой теме, была разработана и проведена небольшая анкета (Приложение 1)
Результаты анкетирования показали, что большинство моих сверстников считает, что детство царских детей проходило в роскоши и неге, хотя многие сомневаются, что оно было счастливым. Большинство опрошенных хотели бы более подробно узнать о воспитании и обучении царских детей в России.
Цель моего исследования: Выявление особенностей системы воспитания и обучения наследников в семьях династии Романовых.
Задачи исследования:
Анализ исторической литературы, знакомство с Интернет – сайтами, посвященными подобной проблематике позволяет сделать вывод, что в данном виде (обобщение принципов воспитания детей в семье Романовых от Михаила Романова до Алексея Николаевича Романова) тема не раскрывается. Исследование построено на изучении следующей литературы:
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ ГОСУДАРЕЙ.
1.1 Алексей Михайлович Романов
Основатель династии Михаил Романов стал царем в возрасте 16 лет, то есть уже достаточно взрослым человеком. Он находился под сильным влиянием своего отца Филарета Романова, а после смерти отца прислушивался более всего к советам боярина Бориса Морозова. Подготовлен к роли правителя Михаил Романов не был, может быть, поэтому большое внимание уделял воспитанию своего сына Алексея, как наследника трона. Маленький царевич воспитывался в тереме Московского дворца, до пятилетнего возраста по обычаям того времени был окружен мамками и няньками. С пяти лет его воспитателем был назначен боярин Борис Иванович Морозов. Он учил царевича грамоте, письму, чтению божественных книг, церковному писанию. Рядом с образованием шли и царские забавы: царевичу покупали игрушки, среди прочих и иностранные. Так были у маленького Алексея «конь немецкого дела, латы, музыкальные инструменты» [1] Были у царевича и неведомые другим детям новинки: «немецкие гравированные листы» - картинки из Германии, которые Морозов использовал для обучения царевича. Была у царевича и библиотека из 13 томов.[2]
В 16 лет Алексей осиротел (в 1645 году потерял и отца и мать) так оказался он царем в том же возрасте, что и его отец. Однако воспитание, сообразное царскому положению сделало свое дело. Алексей Михайлович оказался гораздо более сильным правителем, чем его отец. Он укрепил позиции государства, решил многие внешние и внутренние проблемы государства.
От первого брака с Марией Ильиничной Милославской у Алексея Михайловича в живых остались дети: Федор, Софья, Иван. Федор не отличался хорошим здоровьем, Иван к слабости физической имел слабость умственную. Тем не менее, Алексей Михайлович строго следил за тем, чтобы его дети получили достойное царей образование. Наставником детей был назначен один из умнейших людей своего времени – Симеон Полоцкий – просветитель, ученый, поэт. Федор, благодаря усилиям Полоцкого, знал польский, латынь, умел слагать стихи, был осведомлен о жизни европейской заграницы (Польши и Литвы) Хорошее образование получила и Софья, хотя обучать девочек не было традицией того времени.
После смерти своей первой жены, Алексей Михайлович женился вторично на молодой боярышне Наталье Кирилловне Нарышкиной. Одной из причин брака было желание получить здорового наследника. К радости отца 30 мая 1672 года в царской семье появился младенец мужского пола, богатырского роста, нарекли мальчика Петром. Воспитание и образование Петра (будущего великого реформатора Петра Великого) протекало в несколько иных условиях, чем у его сводных братьев и сестры. Детские годы оставили неизгладимый отпечаток на всей личности Петра, определили его склонности, дали направление будущим реформам.
2.2 Петр Алексеевич Романов (Петр Великий)
Маленький Петр был очень желанным и любимым ребенком. C раннего детства его баловали, окружали роскошью, невиданными до селе игрушками. У трехлетнего Петра была маленькая, отделанная под золото карета, в которую его усаживали во время торжественных выездов. Карету везли низкорослые лошадки в сопровождении пеших и конных карликов, были маленькие ружья, сабелька, барабан и даже кораблик иностранной работы[3].
Маленький Петр был сбывшейся надеждой своего отца, здоровым и крепким малышом. Но, счастливый период в жизни Петра закончился неожиданно быстро, ему не исполнилось и четырех лет, когда умер отец. На престол в 1676г. вступил старший сводный брат Петра Федор Алексеевич. Смерть отца круто изменила судьбу Петра его сестры Натальи и особенно их матери, царицы Натальи Кирилловны. Её оттеснили на второй план родственники первой жены умершего царя – Милославские. От дел были отстранены люди, близкие к Нарышкиным, опала коснулась и ближайших родственников Нарышкиных, также высланных из столицы. Наталья Кирилловна жила в постоянном страхе за жизнь Петра, так как понимала, что он главная угроза на пути Милославских к трону.
В конце апреля 1682г. царь Федор Алексеевич умер, вновь решался вопрос о преемнике. По обычаю престол должен был занять старший из сыновей, Иван, но все знали о его неспособности к управлению ни в данный момент, ни позже, когда он повзрослеет. Царем стал Петр, что вызвало изменения и в положении Нарышкиных. Царица Наталья становилась регентшей, она должна была править страной до совершеннолетия сына. Такой поворот событий не устраивал Милославских, оказавшихся в положений опальных. Они решили вступить в борьбу заговором сохранить за собою власть, возглавила заговор царевна Софья, которая сумела привлечь на свою сторону стрельцов.
15 мая 1682 года с барабанным боем и развернутыми знаменами стрельцы двинулись к Кремлю, чтобы расправиться со сторонниками Нарышкиных, список которых им подбросил кто-то из лиц, поддерживающих Софью. Началась кровавая расправа. Князя Михаила Юрьевича Долгорукого стрельцы сбросили с крыльца на копья своих товарищей, стоявших внизу. Помимо нескольких бояр, думных дьяков, стрельцы зарубили Ивана и Афанасия Кирилловичей Нарышкиных – братьев царицы Натальи. Казни потрясли десятилетнего Петра. События 15-17 мая 1682 года запечатлелись в сознании мальчика на всю жизнь. Стрельцы запомнились ребенку, как жестокие, беспощадные люди, которые убивали его близких, и которых до смерти боялась любимая маменька. В 1689 году, будучи уже царем, Петр жестоко расправился со стрельцами, посмевшими поднять бунт. Он казнил 799 стрельцов[4], расправляясь не столько со стрельцами, столько со своими детскими страхами.
В 1682 году началось семилетнее правление Софьи. Что должен был делать Петр в годы правления сводной сестры Софьи? В нормальных условиях он должен был сидеть за партой и овладевать знаниями – он находился в том возрасте, когда надо было учиться. Но с обучением у Петра дело обстояло из рук вон плохо. На восьмом году из женских рук он был передан в мужские – его воспитателем стал боярин Родион Матвеевич Стрешнев, который начал обучать царя грамоте. Позднее учителями Петра стали подьячий Никита Зотов и Афанасий Нестеров. Оба учителя сами не отличались ни особенной образованностью, ни эрудицией и могли сообщить своему воспитаннику лишь элементарные сведения по арифметике, чтению и письму, а также отрывочные сведения по истории и географий. Конечно же, пытливый ум Петра способен был усвоить все премудрости знаний того времени, но, предоставленный самому себе, занимался он мало.
Возникает вопрос, неужели Наталья Кирилловна не могла нанять учителями для Петра более образованных людей? Скорее всего, учителя подбирались не по образованности, а по верности Нарышкиным. Наталья Кирилловна постоянно опасалась, что через учителей Софья может отравить Петра, поэтому никто из прежних учителей царских детей в семью допущен не был.
Нельзя сказать, что годы жизни в Преображенском прошли бесполезно и не оставили следа в сознании юноши. Натура увлекающаяся и непоседливая, Петр находил себе занятия, которым отдавался со страстью одержимого. Три увлечения поглощали энергию Петра: ремесло, военное дело и плавание по Переяславскому озеру на небольшом боте.
Ремеслами Петр овладевал легко и в зрелые годы без напряжения мог выполнять работы, посильные мастерам, по крайней мере, 12 специальностей: он был плотником и каменщиком, кузнецом и штукатуром, кораблестроителем и сапожником.
Военным потехам Петр отдавал почти все свое свободное время. Началось это еще в детские годы с игрушечных пистолетов и пушек, луков и стрел. Позже на смену игрушечным пушкам и пистолетам пришли настоящие, и Преображенское мало-помалу стало превращаться в военный городок. Чтобы развлечь царевича ко двору были набраны его ровесники. Сверстники Петра составляли потешные роты, обучавшиеся настоящему военному делу с пушечной пальбой и стрельбой из пистолетов. Потешные роты потом преобразуются в Преображенский и Семеновский полки и станут вооруженной опорой молодого царя.
Больше всего Петра влекло морское дело. По рассказу самого Петра, в 1687 году князь Долгорукий, отправляясь послом во Францию, в разговоре с царем сказал, что у него был инструмент, которым можно «брать дистанций», то есть измерять расстояния, не доходя до того места, да жаль, инструмент украли [5]. Петр попросил князя купить ему такой инструмент во Франции, и в следующем году Долгорукий привез ему астролябию. Не зная, что с ней делать, Петр прежде всего обратился к немцу-доктору; тот сказал, что и сам не знает, но сыщет знающего человека. Скоро он привел к царю голландца Тиммермана. Под его руководством Петр «гораздо с охотой» принялся учиться арифметике, геометрии, артиллерии и фортификации, овладел астролябией, изучил строение крепостей и научился вычислять траекторию полета пушечного ядра [6]
Осматривая с тем же Тиммерманом в селе Измайлове амбары деда Никиты Ивановича Романова, Петр нашел завалявшийся английский бот. По его настоянию другой голландец Христиан Брант починил бот, приделал мачту и паруса[7]. Обучение плаванию на ботике происходило на Яузе, узенькой речушке, в берега которой «судно» то и дело упиралось. Поиски большой воды, где в полной мере можно было овладеть искусством управления ботиком, привели шестнадцатилетнего Петра на Переяславское озеро.
Если бы детские годы Петра не были омрачены стрелецким бунтом, изгнанием в Преображенское, то, скорее всего, он вырос бы в обычной атмосфере Кремля, воспитывался в старинных традициях, и кто знает, стал бы он впоследствии великим реформатором, значительно изменившим ход исторического развития России. Совсем не царское детство - излишняя свобода, военные потехи, общение со сверстниками далеко не знатного рода, знакомство с жизнью Немецкой слободы сделали Петра (Приложение №3) таким, каким мы его знаем: неутомимым в преобразованиях, ценившим людей за ум и дела, а не за знатность, привыкшим рассчитывать только на себя, презиравшим излишние церемонии и пышность дворцов.
После смерти Петра I Россия вступила в длительную череду дворцовых переворотов, вызванных нарушением уже устоявшегося порядка престолонаследия от отца к старшему сыну. Причиной такого нарушения стал Указ Петра I, который давал императору право выбрать наследника самому. Неразбериха в череде наследников, их борьба за трон завершились при Павле I, который отменил указ Петра и восстановил престолонаследие от отца к старшему сыну.
За время дворцовых переворотов многое изменилось в России. Правление Елизаветы Петровны и Екатерины II окончательно закрепило реформы Петра I. Россия все более становилась могущественной европейской державой. Теперь в семье Романовых воспитывались будущие императоры европейского масштаба. И их воспитанию и образованию уделялось самое серьезное внимание.
ГЛАВА II.
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЦАРСКИХ ДЕТЕЙ В XVIII-XIX веках
2.1. Система воспитания Екатерины II .
Екатерина II (Приложение № 4) заложила новую систему воспитания наследников, которой впоследствии придерживались все Романовы. Она не смогла в полной мере реализовать себя как мать, но зато оказалась замечательной бабушкой. Екатерина приходила в ужас от старорусских традиций воспитания, которые в свое время применялись к ее сыну Павлу (Приложение № 4) Елизаветой Петровной. В своих воспоминаниях Екатерина II писала, что Павла держали в очень жаркой комнате, заворачивали в теплые одеяла, сверху покрывали одеялом, подбитым мехом чернобурых лисиц.[8] Последствия такого воспитания плохо отразились на здоровье Павла, став взрослым, он простужался от малейшего сквозняка. Ребенка окружали многочисленные няньки, которые своими рассказами о привидениях и домовых пугали мальчика, он очень переживал, часто боялся темноты, прятался под столом[9].
Воспитание царевичей (своих внуков) Екатерина предполагала строить на основе идей Просвещения: простое разумное воспитание, развитие всех лучших сторон ребенка, формирование нужных черт характера на основе подражания великим образцам человеческого духа. В 1784 г. Екатерина II составила подробную инструкцию («Азбуку») для воспитателей и наставников своих внуков. В инструкции, составленной Екатериной, главное внимание было обращено на гигиену, физическое воспитание детей, а также на развитие в них силы воображения и чувства сострадания. В этом педагогическом труде были заложены основные принципы воспитания личности, главными чертами которой являлись естественность, разумность, свобода, нормальный здоровый быт. Обстановка, которая окружала Александра Павловича (Приложение № 4) и его брата Константина Павловича, больше походила на быт просвещенных европейских семей, чем на быт России.
Приведу некоторые Наставления из «Азбуки» Екатерины II[10]:
Подробные предписания содержались и для обучения наследников[11]
Впоследствии созданная Екатериной II система воспитания стала применяться и к следующим поколениям детей в семье Романовых.
2. 2. Жизнь детей в царской семье.
Жизнь детей в царской семье обычно протекала отдельно от жизни родителей, детский и взрослый миры практически не соприкасались. Комнаты детей находились далеко от родительских комнат, в Зимнем дворце — даже в другом здании. Дети гораздо больше времени проводили с нянями, воспитателями и учителями, чем с собственными родителями. Маленькие дети — и мальчики, и девочки — жили в одной комнате, их воспитанием занимались женщины. По достижению ими 6-7 лет мальчики и девочки селились отдельно, но все равно в каждой комнате — по нескольку детей. С этого возраста воспитанием мальчиков занимались мужчины. Детей утром приводили к родителям здороваться, а вечером — прощаться перед сном. Для маленьких детей это было настоящим путешествием, занимавшим немало времени. У них для этого путешествия имелись даже специальные комнатные кареты. День царских детей планировался заранее, и этот план необходимо было соблюдать. Великих князей приучали ежедневно вести личный дневник, куда они записывали все свои впечатления и события, произошедшие за день. Нельзя было лечь спать, не сделав очередную запись. Это укрепляло в царских детях сознание важности своей жизни для государства и приучало их к вдумчивому и ответственному отношению ко всему происходящему.
Любимым временем царских детей было пребывание в загородных дворцах вместе с родителями. В это время (обычно летом) придворных церемоний было немного, можно было больше бывать вместе с мамой и папой. Например, любимым местом отдыха семьи Александра III (Приложение № 6) был Гатчинский дворец. В Гатчине обучение детей не прекращалось. Помимо курса различных наук, занимались танцами, играли на различных инструментах и посещали уроки гимнастики. Свободное время также проводили с пользой: стряпали, столярничали, мастерили кукол для своего театра, шили им костюмы. Для игрушечных военных баталий клеили солдатиков. В Арсенале играли в бильярд, в пятнашки, в «воланы»; по коридорам огромного дворца катались на велосипедах. В комнатах великих князей стоял стереоскоп – «волшебный фонарь», с помощью которого можно было побывать в дальних загадочных странах, вновь вспомнить о местах былых путешествий. По вечерам вместе с Марией Федоровной играли в четыре руки на фортепиано. Для детей родители часто устраивали вечера: цирковые представления, кукольные спектакли. Детские пьесы, часто на иностранных языках – немецком или французском, готовили сами младшие обитатели дворца [12]
Большое значение придавалось физическому воспитанию императорских детей, их закаливанию. Хотя они с детства были окружены роскошью, красотой и комфортом, но воспитание делало их независимыми от этой роскоши, и они были готовы без особого труда приспособиться к лишениям и трудностям, которые иногда случались в их жизни. Дети много времени проводили на свежем воздухе, причем в любую погоду, совершали продолжительные пешеходные и верховые прогулки. Летом, живя в пригородных резиденциях, императорские дети учились простым крестьянским работам. Они работали на собственных грядках, возили землю в тачках, выращивали овощи, разводили цветы. Выращенные детьми овощи после созревания подавались нас стол, и вся семья отведывала урожай. Мальчики играли в военные игры, и, если это происходило на улице, они строили крепости под руководством опытных инженеров, заодно осваивая сложное фортификационное искусство. Дети ловили рыбу, стреляли из луков.
Царских детей не только не баловали, но, напротив, держали в весьма суровых, спартанских бытовых условиях. В повседневной жизни они питались более чем скромно. Например, Николай I в детстве всегда просыпался рано, в 7 часов утра, и выпивал чашку чая; его обед также не был обилен, а в ужин он съедал кусок черного хлеба с солью. Девочкам из дворянских семей и императорским дочерям практически не давали сладостей, чтобы они сохраняли стройную фигуру.
За ошибки и различные прегрешения царских детей, как и детей из простых семей, наказывали: ставили в угол или на колени на длительное время, сажали посередине комнаты на стул на целый час, отсылали на весь день в его комнату, где ребенок должен был в одиночестве пить чай и ужинать.
Еще одно наказание придумал для своих воспитанников великих князей Николая и Михаила Павловичей граф Ламздорф. По натуре он был человеком суровым, даже черствым. Он приказывал детям каждый день собственноручно записывать свои ошибки и просчеты в «неудовлетворительный» журнал, который вывешивался на стене в классной комнате. Это говорит о том, что воспитатели не всегда уважали человеческое достоинство в своих воспитанниках и позволяли себе унижать их.
В семье Романовых мужчины из поколения в поколение передавали увлечение военным делом, поэтому воспитание мальчиков строилось на воинских традициях, наследники присутствовали на разводах караула, парадах, смотрах войск. Из мальчиков стремились вырастить настоящих мужчин. Проиллюстрировать это можно наставлением Александра III воспитателям своих детей: «Они (дети) должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите хорошенько, спуску не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доносчику — первый кнут. Это — самое мое первое требование».[13]
В отличие от обычных семей царственные родители не могли уделять своим детям слишком много времени, так как много времени тратили на исполнение царских обязанностей : приемы, балы, церковные службы, парады, посещение благотворительных заведений и т.п, кроме того постоянное нахождение детей рядом с родителями считалось нарушением придворного этикета. Но дети есть дети, даже царские; они так же любили маму и папу, и так же как все дети хотели играть или просто быть рядом с ними.
Дети тоже должны были исполнять определенные придворные обязанности. Придворные обязанности начинались для наследников буквально в младенческом возрасте. Например, уже на втором году жизни Николай Павлович участвовал вместе с сестрой Анной Павловной в танцах по заранее составленному церемониалу. Он также участвовал в парадных выходах царственной четы, присутствовал при поздравлении родителей по случаю рождения великого князя Михаила и при его крещении. На эти мероприятия собиралось несколько тысяч человек, придворных и приглашенных. Ребенок должен был вести себя достойно, не капризничать, выполнять все предписанные случаем ритуалы. После смерти отца, Павла I, четырехлетнего Николая возили в Москву на коронацию старшего брата Александра, где он участвовал во всех мероприятиях, делал немало официальных выездов. Уже в трехлетнем возрасте Николай начал носить офицерский мундир лейб-гвардии Конного полка, шефом которого он был назначен от рождения. Первому батальону этого полка было присвоено его имя; когда Николаю исполнилось 5 месяцев от роду, он уже имел звание полковника этого полка и получал жалованье.[14]
Но, несмотря на редкое общение в императорской семье Романовых чаще всего царили взаимоотношения любви и нежности между родителями и детьми. Редкие минуты общения с родителями очень ценились. Вот как вспоминает об этом Николай I: "Мы спускались регулярно к отцу в то время, когда он причесывался; это происходило в собственной его опочивальне; он тогда бывал в белом шлафроке и сидел в простенке между окнами. Мой старый Китаев, в форме камер-гусара, был его парикмахером, - он ему завивал букли. Нас, т. е. меня, Михаила и Анну впускали в комнату с нашими англичанками, и отец с удовольствием нами любовался, когда мы играли на ковре, покрывавшем пол этой комнаты".[15]
В таком же духе написаны и воспоминания полковника Владимир Оллегрэна, который воспитывался вместе с детьми Александра III : «Обстановка в семье царя была спокойной и дружелюбной. В семейных делах и вопросе воспитания детей решающее слово оставалось за матерью. Она назначала им учителей и требовала от них послушания и выполнения своих обязанностей. Дети рвались к матери, грелись у ее теплоты, не хотели оторваться, но, увы! Официальное время шло, и родителям нужно было уезжать в Зимний дворец, где они проведут потом целый день, до поздней ночи... Перед расставанием наступало огромное удовольствие: Мария Федоровна всех по очереди катала нас на шлейфе своего платья. Эта была постоянная дань за расставание. И, покатавшись, обласканные на целый день, мы снова спускались на свою половину к мрачным книгам и тетрадям», уроки начинались ровно в девять, а вне урока мы часто рисовали огромного папу и маленькую маму с зонтиком» [16]
2. 3. Наставничество
Воспитание будущих императоров России было традиционно построено на назначении им наставника, который определял и предлагал программу обучения будущего императора. Сознавая высокое предназначение своих детей, русские цари заботились о том, чтобы их воспитателями были достойные люди, чаще всего на роль воспитателей назначались крупные военные чиновники, воспитание в военном духе приветствовалось в семье: так, воспитателем Александра I был полковник Лагарп, воспитателем Николая I генерал Ламздорф, Николая II генерал Данилович. Военные в роли воспитателей зачастую были строги к своим подопечным, особенно это касалось генерала Ламздорфа (Приложение № 5). Николай I затаил на своего непомерно строго воспитателя обиду на всю жизнь. В своих воспоминаниях Николай I писал о Ламздорфе: "Лишившись отца, остался я невступно пяти лет; покойная моя родительница, как нежнейшая мать, пеклась об нас двух с братом Михаилом Павловичем, не щадя ничего, дабы дать нам воспитание, по ее убеждению, совершенное. Мы поручены были как главному нашему наставнику генералу графу Ламздорфу, человеку, пользовавшемуся всем доверием матушки. Граф Ламздорф умел вселить в нас одно чувство - страх, и такой страх и уверение в его всемогуществе, что лицо матушки было для нас второе в степени важности понятий. Сей порядок лишил нас совершенно счастья сыновнего доверия к родительнице, к которой допущаемы мы были редко одни, и то никогда иначе, как будто на приговор. Ламздорф и другие, ему подражая, употребляли строгость с запальчивостью, которая отнимала у нас и чувство вины своей, оставляя одну досаду за грубое обращение, а часто и незаслуженное. Одним словом - страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум". [17]
Возможно, именно эти безрадостные воспоминания о своем наставнике привели к тому, что на роль воспитателя свое старшего сына Александра Николай I назначил не только человека военного - капитана Мердера, но и известного поэта В.А. Жуковского (Приложение № 5). Цель воспитания наследника Николай I определил так: Я хочу воспитать в сыне моем человека, прежде чем сделать из него государя» [18]
Василий Жуковский составил, а затем и реализовал на практике, подробнейший план многолетнего обучения наследника престола – невиданный ранее в русской истории педагогический проект.
«План обучения», составленный Жуковским был принят императорской четой. Это был план подготовки государственного мужа. Воспитание и обучение наследника престола подразделялось на три периода: отрочества, юности и первых лет молодости. Наследнику престола предстояло провести за партой немало времени, усевшись за нее восьмилетним ребенком и покинув класс уже двадцатилетним юношей. Программа предусматривала изучение широчайшего круга вопросов и одновременно предполагала изучение предметов без какой-либо спешки, подобно и тщательно. Набор предметов, предложенный Жуковским, включал в себя: русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, закон Божий; языки: французский, немецкий, английский и польский. Большое внимание уделялось рисованию, музыке, гимнастике, фехтованию, плаванию и вообще спорту, танцам, ручной работе и декламаций. Два раза в год наследнику устраивались экзамены, часто в присутствии самого государя, который в целом оставался доволен успехами сына и усердием учителей.[19]
Обучали Александра вместе с двумя товарищами-сверстниками - графом Иосифом Вильегорским и Александром Паткулем. Распорядок дня был строгим. Подъем в 6 часов утра, утренняя молитва, завтрак. В 7 начинались классы и заканчивались в полдень. После двухчасовой прогулки, в два часа дня садились за обед. Затем до пяти часов дети гуляли, играли, отдыхали. С пяти до семи занимались гимнастикой. Александр II особенно любил прыгать на батуте. С 8 часов было время для писания дневника, в 9 ложились спать[20]
Требовательность к ученикам была столь высокой, что мальчик, ощущая лежащую на нем особенную ответственность, не раз признавался своим воспитателям, «что он не желал бы родиться Великим Князем»[21]. Выручало только то, что, согласно планам Жуковского, обучение шло не спеша.
Жуковский считал полезным для наследника, привлечение к обучению знаменитых людей своего времени, так курс лекций «Беседы о законах» читал М.М. Сперанский, знакомство с состоянием российских финансов проводил министр финансов граф Е.Ф. Канкрин, с высшей стратегией и военной политикой наследника знакомил барон Жомини, бывший начальник штаба маршала Нея. Впоследствии привлечение знаменитых ученых и политиков для обучения наследников также практиковалось. Так обучение Николая II велось выдающимися русскими учеными-академиками с мировым именем: Н. Н. Бекетовым, Н. Н. Обручевым, Ц. А. Кюи, М. И. Драгомировым, Н. Х. Бунге, К. П. Победоносцевым и др.
В своем плане обучения Жуковский предусматривал два обязательных путешествия: сначала по России, затем в Европу. При этом в поездке по России Александр первым из царского рода посетил Сибирь, после чего способствовал облегчению положения заключенных. Побывал наследник и в «горячей точке» империи - на Кавказе. Будучи в Чечне, Великий князь участвовал в боевом столкновении с горцами, за что был награжден Георгиевским крестом 4-й степени [22]
Подобная программа воспитания наследника была необычайно удачной. Александр II стал не просто императором, он провел множество реформ, которые изменили жизнь страны к лучшему, по мнению многих современников и потомков Александр II - один из лучших правителей России.
Итак, что значило проводить детство по-царски? Проведенное мной исследование позволяет сделать вывод: быть царским ребенком – очень нелегко. Это значит, что от тебя будут требовать очень многого: быть лучшим, соблюдать этикет, участвовать в утомительных придворных церемониях. Царские дети проводят со своими родителями очень мало времени, они лишены той свободы, которая есть у обычных детей, они не могут сами заводить себе друзей, играть с другими ребятами и делать многое из того, чем запоминается счастливое детство.
Представление о том, что царские дети воспитывались изнеженными, и все их капризы немедленно исполнялись неверно. Их воспитывали по-спартански, в строгости и дисциплине, приучали терпеть лишения и невзгоды – так как это могло понадобиться в их будущей жизни императоров.
ГЛАВА III. НЕВИННЫЕ ЖЕРТВЫ ВЕНЦА
3.1. Иван Антонович (Иван VI)
Царская корона могла принести ребенку не только почести, но и несчастья. История дома Романовых знает много примеров, когда царская корона приносила ребенку – ее обладателю лишь страдания, горе и даже смерть. Среди таких детей наиболее трагична судьба Ивана VI и цесаревича Алексея Николаевича.
Иван VI Антонович Романов род. 12 авг. 1740г (Приложение № 3) Еще в 1731 г. императрица Анна Иоанновна издала указ о престолонаследии и назначила приемником сына своей племянницы, имевшей 13 лет отроду. Все подданные должны были присягать на верность этому еще не существовавшему наследнику. Мать его перешла в православие только через два года после того, переменив немецкое имя на русское. Она стала зваться Анной Леопольдовной. Шталмейстеру Карлу Левенвольде поручено было подыскать за границей жениха. Рассмотрев несколько партий, он предложил Антона-Ульриха Брауншвейгского. Наследник появился на свет и был окрещен Иваном Антоновичем. Он родился как раз вовремя, так как через два месяца императрица умерла. За день до своей кончины она назначила регентом наследника герцога Бирона. 18 октября 1740 года, на другой день после смерти Анны, маленького Ивана перевезли с большой торжественностью в Зимний дворец, а уже 8 ноября гвардейцы, возглавляемые фельдмаршалом Минихом, арестовали Бирона и отстранили его от власти. Регентшей была объявлена Анна Леопольдовна. Однако всем известен был ее образ жизни и то, что она не в состоянии реально править империей. Целые дни Анна проводила неодетая и нечесаная, или в мечтах, или за чтением романов, управление страной перешло к доверенным лицам Анны Леопольдовны. В результате власть перешла к Миниху, но потом его оттеснил хитрый Остерман, сумевший отправить своего противника в отставку. Но это правительство продержалось недолго. 24 ноября 1741 года произошел новый государственный переворот. Дочь Петра - Елизавета, опираясь на поддержку гвардии, арестовала Брауншвейгскую чету, Остермана и их немногочисленных сторонников. Царствование Ивана VI кончилось прежде, чем он начал осознавать себя. Кормилица отнесла его в кордегардию, где, взяв его на колени, Елизавета растрогалась. “Бедный малютка! – сказала она. – Виноваты одни твои родители”. Она взяла его в сани и увезла с собой. Слыша радостные возгласы на улице, ребенок развеселился и, улыбаясь Елизавете, запрыгал у нее на руках.[23]
Сначала Елизавета хотела просто выдворить Брауншвейгскую фамилию из России, но потом передумала. Свергнутую регентшу и ее мужа, доехавших уже почти до границы, задержали в Риге и посадили в тюрьму. 13 декабря 1742 года семья была переведена в большой тайне в Дюнамюнде, а в июле того же года – на север, в Холмогоры. Этот далекий северный город стал местом их окончательной ссылки. Анна Леопольдовна умерла в 1746 году, а ее муж пережил ее на тридцать лет.
Но и это место не показалось Елизавете достаточно надежным. В 1756 году Ивана Антоновича тайком перевезли из Холмогор и заключили в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. По целым годам после этого он не видел человеческого лица. В его камеру входили, предварительно приказав ему спрятаться за ширму. Он никогда так и не узнал места своего заключения. И для Елизаветы, и для сменивших ее Петра III и Екатерины II, Иван продолжал оставаться постоянной угрозой. Хотя он и был теперь уже почти легендой, его не забыли. Несколько раз возникали заговоры, имевшие целью освободить свергнутого императора, и вновь возвести его на престол. Последняя такая попытка была предпринята в 1764 году, когда офицер Мирович, несший караульную службу в Шлиссельбургской крепости, склонил на свою сторону часть гарнизона, чтобы освободить “царя Ивана”. Но при Иване Антоновиче находились безотлучно два сторожа, которым было приказано: скорее умертвить пленника, но не выпускать его на волю. При поднявшейся тревоге его и убили.
Подобные жестокости в отношении царских детей творились не только в России. Существует легенда, что подобная судьба постигла и брата-близнеца Людовика XIV. Его заточили в тюрьму и надели железную маску, чтобы никто и никогда не увидел его. Вся вина выросшего в заточении Ивана Антоновича заключалась в том, что он был неугодным наследником.
3.2. Царевич Алексей Николаевич.
Одна из самых трагических судеб, постигших царских детей – несомненно, судьба царевича Алексея Николаевича, сына Николая II и Александры Федоровны.
Алексей Николаевич был пятым ребенком в семье императора Николая II и единственным мальчиком, родился 12 августа 1904 г. Его рождение было отпраздновано как долгожданное и очень радостное событие, наконец, в семье появился наследник. Но уже с первых дней жизни малыша стало ясно, что он очень серьезно болен. Врачи нашли у него гемофилию, эта болезнь могла превратить любое падение, любую незначительную травму в трагедию. Болезнь царевича долгое время скрывалась от окружающих, заставляла родителей ежеминутно беспокоиться за жизнь сына (Приложение № 7)
Семья Николая II вела более простой образ жизни, чем предшествующие императорские семьи. И царь, и царица не любили придворных церемоний и предпочитали любую свободную минуту проводить со своими детьми. Ежедневно дети и родители обязательно проводили вместе хоть какое-то время, вместе читали, разыгрывали домашние спектакли, концерты, гуляли. Следуя традициям воспитания в доме Романовых, детей приучали к труду. Царевич Алексей в парке Александрия возле Петергофа, сам посеял, вырастил и убрал пшеницу (Приложение № 7) Позже, находясь в заточении, царские дети вместе с отцом заготовляли дрова на зиму, выращивали овощи на огороде, расчищали дорожки от снега (Приложение № 7)
К царевичу Алексею были приставлены два телохранителя – матросы Деревенко и Нагорный. Они должны были оберегать мальчика от возможных травм и падений. Учителем был назначен Пьер Жильяр, уже обучавший до этого сестер Алексея.
Пьер Жильяр оставил подробные воспоминания о семье Николая II , к которой искренне привязался. Жильяр вспоминает, что ему удалось уговорить царя и царицу дать наследнику больше свободы, так как постоянная опека угнетала веселого и любознательного мальчика. Алексей Николаевич был в восторге от разрешения родителей и полученной свободы, старался не злоупотреблять ею. [24]
Когда наследник был здоров, распорядок дня его был таким:[25] уроки начинались в 9 часов с перерывами между 11 часами и полуднем. Царские дети изучали русский, французский, английский, немецкий языки, историю, арифметику, географию, грамматику и Закон Божий. По воспоминаниям Жильяра они ежедневно выезжали на прогулку в карете, санях или в автомобиле, затем занятия возобновлялись до завтрака, который происходил в час дня. После завтрака, они всегда проводили два часа на воздухе. Великие Княжны и Государь, когда бывал свободен, присоединялись к ним, и Алексей Николаевич веселился с сестрами, спускаясь с ледяной горы, которая была устроена на берегу небольшого искусственного озера. Он любил также, играть со своим ослом “Ванькой”, которого запрягали в маленькие санки, или со своей собакой “Джой”(Joy), темно-коричневой болонкой на низких лапах с длинными, падающими шелковистыми ушами. Эти два животных играли большую роль в жизни Алексея Николаевича, у которого было очень немного развлечении.
Николай II делал все, чтобы из-за болезни жизнь его сына не замыкалась пределами дворца. Алексей совершал короткие путешествия вместе с отцом, а в 1915 ему отец взял его с собой в Ставку Главнокомандующего в Могилев. Прибыв туда вместе со своим наставником, Алексей знакомился с солдатами, посещал раненых, участвовал в смотре войск (Приложение № 7)
Во всех воспоминаниях людей, близко знавших царевича от предстает перед нами, человеком с замечательными качествами души, добрым искренним. «Наследник Алексей был ласков, чужд надменности, он не любил придворного этикета, ему нравилось общаться с солдатами. Он был горячим патриотом, умен, благороден, добр, отзывчив, постоянен в своих симпатиях и чувствах. Он проявлял большую чуткость к несчастным и обездоленным и не упускал случая, когда мог сделать что-нибудь приятное окружающим. Ощущение чистоты, доброжелательства и живого интереса к людям у Царевича Алексея было естественно и просто.» - так характеризуют наследника современники. [26]
В записях одной из фрейлин двора С. Я. Офросимовой содержится такая характеристика царевича: «Наследник цесаревич имел очень мягкое и доброе сердце. Он был горячо привязан не только к близким ему лицам, но и к окружающим его простым служащим. Никто из них не видел от него заносчивости и резкого обращения. Он особенно скоро и горячо привязался именно к простым людям. Любовь его к дядьке Деревенко была нежной, горячей и трогательной. Одним из самых больших его удовольствий было играть с детьми дядьки и быть среди простых солдат. С интересом и глубоким вниманием вглядывался он в жизнь простых людей, и часто у него вырывалось восклицание: “Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы”.[27]
А вот запись из дневника настоятеля Федоровского собора в Екатеринбурге, где царская семья находилась в заключении, Афанасия Беляева: «Как шла исповедь, говорить не буду…впечатление получилось такое: Дай, господь, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего царя.» [28]
Когда в феврале 1917 года в России произошла революция, Николаю II было предложено отречься от престола, он подписал отречение в пользу своего брата Михаила, не желая оставлять разбушевавшуюся страну своему маленькому и больному сыну. С этого времени Алексей перестал быть наследником, а его отец императором.
Царская семья была водворена в Царское Село, где находилась под надзором. В октябре 1917 года власть в России перешла в руки большевиков, вскоре началась Гражданская война. Семья Николая II была вывезена в Екатеринбург. При переезде в Екатеринбург часть сопровождающих семью людей получили приказание немедленно покинуть царскую семью, среди них и воспитатель П. Жильяр. Царская семья осталась практически в одиночестве. Находясь в ссылке, Николай Александрович и Александра Федоровна сами преподавали некоторые уроки детям. Вечера часто проводились в кругу семьи. Занимались музыкой, беседами, рукоделием и чтением.
Если Император присоединялся, то он читал вслух, отдавая предпочтение истории, русской литературе, поэзии или евангельским текстам. Вся семья жила в большой трогательной дружбе между собой и находила в себе любовь и твердость переживать и с терпением и кротостью переносить наступившие для нее дни тяжелого унижения, а порой и оскорбления. По свидетельству приближенных дети поразительно сознательно и мужественно относились к постигшей их родителей перемене, преданной любовью и поразительной заботливостью старались облегчить им горечь обид и унижений.
Бывший при арестованных комендант полковник Кобылинский сделал такое заключение: «Про всю Августейшую Семью в целом же могу сказать, что все они очень любили друг друга. Жизнь в своей семье всех их духовно так удовлетворяла, что они иного общения не требовали и не искали. Такой удивительно дружной, любящей семьи я никогда в жизни не встречал…» [29]
В 1918 году, когда возникла возможность освобождения царской семьи войсками белой армии, большевистским правительством было принято решение о расстреле царской семьи. Вот как пишет об этом трагическом событии в своих записках П. Жильяр, который имел возможность изучать все обстоятельства дела в 1918 году во время расследования по делу о расстреле царской семьи: «Комиссар Юровский пришел в комнату царской семьи и объявил о том, что их переводят в другое место. В скором времени вся семья: Николай II, Александра Федоровна, княжны Мария, Ольга, Татьяна, Анастасия, царевич Алексей, доктор Боткин, Анна Демидова спустились в комнату, указанную им Юровским. Им приказали ждать в этой комнате, пока за ними не придут. Внезапно в комнату возвращается Юровский с семью австро-германцами и двумя своими друзьями, комиссарами Ермаковым и Вагановым. Юровский подходит и говорит государю: «Ваши хотели вас спасти, но это им не удалось, и мы принуждены вас казнить», он тотчас поднимает револьвер и стреляет в упор в Государя, который падает как сноп. Это сигнал к залпу. Каждый выбрал себе жертву. Юровский взял на себя Государя и Цесаревича. Для большинства заключенных смерть наступила почти немедленно, однако Алексей Николаевич слабо застонал.. Юровский прикончил его выстрелом из револьвера. Анастасия Николаевна была только ранена и при приближении убийц стала кричать; она падает под ударами штыков. [30] (Приложение № 7)
Царская корона стоила царевичу Алексею жизни. Он не успел стать взрослым, не совершил никаких деяний, как царь, да и царем стать не успел. Вся вина его заключалась лишь в том, что он родился в царской семье, был наследником дома Романовых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, как же было построено воспитание и обучение детей – будущих императоров России в семьях династии Романовых, что означало провести детство по-царски?
Первоначально, когда династия лишь утверждалась на троне, особого внимания воспитанию и образованию наследников не уделялось. С 7 лет они получали образование, их воспитанием и обучением занимались наставники, именно от наставника зависело, каким будет это образование и воспитание.
Впервые серьезное внимание проблеме воспитания и обучения царских детей уделила Екатерина II. Ей была разработана программа воспитания, основанная на идеях Просвещения – воспитание личности здоровой физически и нравственно, разумной, любознательной, дисциплинированной. Особое внимание уделялось условиям жизни: наследников не баловали, воспитывали по-спартански, приучали к физическому труду, регулярным физическим упражнениям. Впоследствии эта программа стала применяться при воспитании царских детей. Кроме того, в правилах царствующего дома Романовых было воспитание мальчиков в армейских традициях, наследники обучались военному делу, участвовали в парадах, смотрах войск, военных кампаниях.
Жизнь царских детей не была легкой, они могли видеть своих родителей гораздо реже, чем обычные дети, на детей возлагалась обязанность соблюдать этикет, участвовать в придворных церемониях. Дети чувствовали свою особую ответственность, от них многого требовали и многого ожидали, нужно было оправдывать эти ожидания. Зачастую царская корона могла стоить царскому ребенку свободы или жизни.
Мне кажется, что в программе воспитания и обучения царских детей было много хорошего, разумного, что можно было бы применять и сегодня.
Список литературы
http://www.rus-sky.com/history/library/kravtzova
Приложение № 1.
Результаты анкетирования учащихся 7-8 классов.
Вопрос 1. Считаете ли вы, что детство царских детей в России было намного счастливее, чем обычных?
Вопрос 2. Считаете ли вы, что царские дети в России воспитывались в роскоши, были изнежены?
Вопрос 3. Хотели бы вы быть ребенком из семьи российских царей?
Вопрос 4. Хотели бы вы подробнее узнать о том, как воспитывали детей в царской семье в России
[28]28 Коняев Н. «Романовы. Расцвет и гибель династии»/ М.: Вече, 2007. – 320с
[29]29. Салтыков-Волоткович М.В публикация «Духовно-нравственные аспекты воспитания детей в Царской семье»/ http://orthos.org/grodno/publ/
[30]30 «Император Николай II и его семья» по личным воспоминаниям П. Жильяра. С издания Книгоиздательства «Русь» Вена 1921 г/ М.: малое предприятие НПО «Мада», 1991. - 288 с., стр. 279
Четыре художника. Осень
Три коробки с орехами
Одна беседа. Лев Кассиль
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Как напиться обезьяне?