Актуальность работы связана с активизацией интереса к народному костюму как к источнику идей для современного дизайнера. Традиционный народный костюм - уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии народа. В традиционном костюме пересеклись мировоззренческие и эстетические представления народа, утилитарность и декоративность. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь к новым условиям жизни его носителя. На формирование состава, покроя, особенностей орнаментаци народного русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.
Вложение | Размер |
---|---|
ip_maltseva_ev_3.docx | 365.84 КБ |
Паспорт проекта
Название проекта: «Народный костюм семейских Забайкалья»
Руководитель проекта: Туманова Екатерина Вячеславовна
Автор проекта: Мальцева Мария Анотоновна
Учебная дисциплина: История
Тип проект: Исследовательский
Цель работы: исследовать уникальность народного костюма семейских Забайкалья, изготовить макет костюма
Задачи работы:
1) собрать информацию о костюме из разных источников;
2) проследить этапы формирования национального костюма семейских Забайкалья;
3) выявить существенные особенности, колорит традиционной одежды;
4) выявить уникальность народного костюма семейских Забайкалья;
5) выяснить значение терминов, обозначающих элементы костюма семейских Забайкалья;
Вопрос проекта: Почему не все знакомы с культурой и обычаями семейских Забайкалья и не могут описать традиционный костюм?
Краткое содержание проекта:
Глава 1. Формирования костюма семейских Забайкалья как традиционного
Глава 2. Создание костюма семейских Забайкалья.
Практическое исследование.
Результаты исследования.
Заключение.
Результат проекта (продукт): изготовление семейского народного костюма на модели (кукле).
Реализация проекта (для 10 класса):
1. Разработка темы проекта.
2. Сбор информации по теме, затем ее обобщение в теоретической части.
3. Реализация практической части ( изготовление костюма)
4. Заключение.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Физико-математическая школа №56 г. Улан-Удэ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«Народный костюм семейских Забайкалья»
Работа ученицы 10 Б класса
Мальцевой Марии Антоновной
Руководитель проекта
Туманова Екатерина Вячеславовна
Учитель истории
Работа допущена к защите «__»_________2021 г.
Подпись руководителя проекта_________(_____________)
Итоговая оценка_____/____________
Председатель комиссии______/______________
г. Улан-Удэ
2022 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Формирования костюма семейских Забайкалья как традиционного………………………………………………………………..........
1.1. История появления семейского народного костюма………………………5
1.2. Эволюция традиционного костюма семейских Забайкалья во второй половине XX века………………………………………………………………5-6
1.3. Женский костюм семейских Забайкалья…………………………………6-8
1.4 Мужской костюм семейских Забайкалья………………………………...8-10
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………
2.1Создание модели семейского народного костюма………….………….11-12
2.2Результаты………………………………………………………………...13-14
Заключение…………………………………………………………………........15
Список литературы……………………………………………………………...16
Приложения………………………………………………………………………...
Введение
Актуальность работы связана с активизацией интереса к народному костюму как к источнику идей для современного дизайнера. Традиционный народный костюм - уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии народа. В традиционном костюме пересеклись мировоззренческие и эстетические представления народа, утилитарность и декоративность. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь к новым условиям жизни его носителя. На формирование состава, покроя, особенностей орнаментаци народного русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.
Сегодня в современном мире имеет большое значение сохранение культурных ценностей своего народа. Только знание национальных традиций может способствовать проявлению уважительного отношения к культурному наследию. Традиционные особенности наиболее выразительно можно показать на примере традиционного костюма, который основывался на многовековом опыте предков и создавался с учетом эстетических вкусов и природных условий. Семейский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
Цель работы: исследовать уникальность народного костюма семейских Забайкалья, изготовить макет костюма
Задачи проекта:
Объект исследования: традиционный костюм семейских Забайкалья как отражение культуры этого народа.
Предмет исследования: уникальность традиционного костюма семейских Забайкалья.
Методы исследования: При организации и проведении исследовательской работы были использованы различные методы:
Поисковый – работа с литературными источниками, использование интернет – ресурсов; анализ материала, подведение результатов.
Гипотеза исследования: Традиционный костюм – это отражение культуры, заглянув в которое, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Новизна исследования. На сегодняшний день еще не сложилась наука о костюме. И хотя тема нашей работы в целом не является новой, тем не менее новизна нашей работы, заключается в рассмотрении уникальности традиционного костюма семейских Забайкалья который предавал этой этнической группе индивидуальную неповторимость, выделяя ее среди других.
Практическая значимость: данный материал можно использовать на уроках МХК, изобразительного искусства, в комплексных викторинах, а также для широкого круга лиц, интересующихся культурой семейских Забайкалья.
Социальная значимость: в том, чтобы ознакомить как можно большего числа детей и родителей к изучению семейского народного костюма и вызвать интерес к народному искусству.
Личностная значимость: состоит в том, чтобы через традиционный костюм открыть для себя много нового и интересного в культуре народа своей малой родины - Забайкалья.
Глава 1.Формирования костюма семейских Забайкалья как традиционного.
1.1. История появления семейского народного костюма.
Семейские Забайкалья – этнографическая группа русского старообрядческого населения, компактно проживающего в пределах Бичурского, Мухоршибирского и Тарбагатайского районов Республики Бурятия, а также в Красночикойском районе Забайкальского края. Значительная удаленность большинства семейских селений от городских промышленных центров, замкнутый образ жизни и тесные семейно-родственные связи, диктовавшиеся религиозными устоями, способствовали сохранению жизненного уклада и культуры данной этнокультурной группы. Группа ссыльнопоселенцев прибыла в Восточную Сибирь от западной границы России (ветковский центр старообрядцев) одновременно с «поляками» Западной Сибири. В Восточной Сибири они были поселены на территории коренных жителей — бурят (Бурятская АССР, аймаки Улан-Удэнский, Мухор-Шибирский, Бичурский). Ссыльнопоселенцы, получившие наименование «семейских», сохраняли русскую народную культуру и носили традиционную одежду не только как моленную, но и как повседневную, еще во второй половине XX в. Даже молодежь, переходя на городской костюм, в праздничные дни надевала старинную одежду, бережно хранимую и передаваемую из поколения в поколение.
1.2. Эволюция традиционного костюма семейских Забайкалья во второй половине XX века
Традиционной при покрое рубах семейских женщин была общеславянская поликовая конструкция. Такой крой в прошлом был характерен для всех групп старообрядцев Забайкалья. Однако в 1940–1950 гг. у семейских стали появляться рубахи на кокетке (пелеринке) и с рукавами-брызжами, что можно рассматривать как заимствование элементов культуры у русских сибиряков. Последние такие нововведения приняли гораздо раньше – в конце XIX – начале ХХ в. Подобные рубахи шили в основном молодые девушки, пытаясь подражать городской моде. Женщины старшего возраста предпочитали традиционный крой. Для изготовления смертной одежды использовалась поликовая конструкция.
К концу ХХ в. традиционный костюм постепенно вышел из постоянного обихода. Сейчас комплекс с сарафаном надевают лишь в церковь: те, кто постарше носят его на все службы, а помоложе – только по большим праздникам (Пасха, Рождество, престольный праздник). Еще в 1950-е годы исследователи отмечали нежелание замужних женщин носить кичку. Особенно это касалось жительниц Бичурского района Бурятии. Кичку заменяли платком. На современном этапе можно говорить о дальнейшей трансформации традиционного костюма семейских. Заметна тенденция еще большего укорачивания сарафана. Руководители фольклорных ансамблей заказывают пошив костюмов у не всегда знающих мастериц. Отсюда нарушения канона: например, на девочках и девушках от 5 до 20 лет зачастую можно увидеть сарафан с темным полем и без лент, что в традиционной культуре характерно только для женщин преклонного возраста. Участницам фольклорных коллективов повязывают атласные ленты вокруг головы. Этот факт можно объяснить требованиями сценического искусства. Подобные нововведения играют отрицательную роль в бытовании традиционного костюма, деформируют культурное наследие, нивелируют этнокультурную специфику семейских Забайкалья, постепенно приводят к стиранию грани между локальными вариантами традиционного костюма, низводя его до единого псевдонародного сценического образца.
1.3. Женский костюм семейских Забайкалья
Основой женского костюма у семейских являлся сарафан и поликовая рубаха. Но при общей конструктивной основе в нем, как представляется, можно выделить два локальных варианта – хилокский и чикойский, различия между которыми сохраняются вплоть до настоящего времени. Хилокский вариант бытовал в семейских селах Бурятии, расположенных в долине р. Хилок – в границах Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского районов современной Республики Бурятия и с. Хасурта Хоринского района Забайкальского края. Костюм семейских этого ареала включал круглый сарафан, поликовую рубаху с кошеными рукавами, нижнюю юбку, запан, головной убор. Нательная рубаха семейских состояла из верхней части – чехлика, нижней – станушки (стануха, стан, низ), рукавов, поликов и ворота. Шили ее из яркой, но однотонной ткани. На верхнюю часть брали ткани более дорогие, красивые, чаще всего красного, бордового или зелёного цветов. Для станухи использовали более дешёвую ткань, часто домотканую. Рукава рубах семейские кроили кошеными к запястью. Застегивали рубаху на пуговицу или на запонку. У данной группы преобладает отложной воротник, хотя и воротник-стоечка тоже встречался. У семейских хилокской группы рукава и чехлик соединяли цветным игольным кружевом – расшивкой (прошва, прошвочка) шириной 1,5-2 см, длина каждого звена от 1,5 до 5 см. Существовало несколько вариантов плетения расшивки, одно из называний, которое удалось зафиксировать – ёлочка. Делали её обычно из шёлка, мулине, ириса. Также рукава украшали полосками контрастной по цвету ткани, либо треугольниками из ткани другого цвета; причем нашивались они нитками, контрастирующими по цвету с полем ткани – белыми, чёрными или цветными. В центре нередко помещалась строченая розетка с шестью лепестками, окружённая волнистыми линиями. Снизу к чехлику пришивали станушку, обычно белую хлопчатобумажную ткань.Поверх рубахи надевают сарафан, или как говорят семейские, сарахван. Его шили из 4–6 прямых полотнищ ткани, собирали борочками, позже стали закладывать мелкие склады и застрачивать у узкого пояса тали (талички). По борочкам и складам строчили узоры, чаще всего волну или зигзаг. От талички отходили лямки, на спине они соединялись с проймой и снова пришивались к таличке. Иногда встречаются цельнокройные лямки, т. е. пройма и лямки выкроены из цельного отреза ткани. На пройме могли быть строченые узоры, чаще всего прострачивали трилистник. Женщины, которые имели грудных детей, делали на передней части сарафана разрез для удобства кормления грудью. Низ сарафана обычно украшали нашитыми полосками атласных лент или ткани (от 1-й до 3-х полос), а также могли украсить широким вязаным кружевом. Обязательной принадлежностью костюма был пояс. Его носили поверх сарафана, но под запаном. Пояса семейских достигали от 5 до 15-ти см в ширину и 2,5–3,5 м в длину.
Девичий головной убор в Красночикойском районе в настоящее время почти полностью утрачен. Имеется один экземпляр в школьном музее с. Шимбилик, а также в коллекции Читинского областного краеведческого музея. Это убор в виде повязки. Каркас из бересты обтянут бархатом спереди и хлопчатобумажной тканью с боков и изнанки. Очелье расшито перламутровыми и стеклянными бусинами. На лоб и виски спускается поднизь из перламутровых бусин. По верхнему краю убора – цветы из вощеной бумаги. В день свадьбы девичий головной убор заменяли на кичку. У семейских чикойской группы она сохранялась дольше, чем во всех остальных местах, т. к. играла роль важного статусного символа. Головной убор, как следует из полевых исследований, вышел из повседневного употребления уже в начале XX в. По воспоминаниям глубоких стариков, он состоял из гумажки – твёрдой основы с заострённым верхом, которую оборачивали цветастым платком и завязывали вокруг головы так, что верх головы оставался открытым. Женский головной убор хилокского ареала представлял собой кичку. «В Бичурском, Мухоршибирском и Тарбагатайском районах кичку делали в форме небольшого копытца. Кичка по очелью украшалась пояской – полоской ткани с поднизью из бисера и иногда селезневыми пёрышками (они назывались кучери, их окунали в кипящее масло, чтобы придать им загнутую форму). Кокошник, составлявший праздничный убор, надевался поверх кички, соответствуя ей по форме; шили его с небольшим закругленным очельем. Подзатыльник подвязывали сзади на кичку под кокошник, шили его из бархата, парчи, шёлка, украшали позументами или вышивали золотой нитью. Кокошник сплошь покрывали узором из золотой или серебряной нити или вышивали, оставляя просветы фона… поверх кокошника повязывался шёлковый платок – атлас – или тонкая кашемировая шаль, причем так, чтобы было видно расшитое дно кокошника. В обычные дни ходили в одной кичке, повязывая поверх неё шаль или платок.»
Во время русского свадебного обряда невеста расставалась с девической жизнью, как бы умирала для нее, и начинала жить новой жизнью – жизнью замужней женщины. У семейских головной убор невест и молодух украшался живыми или искусственными цветами. «Одежда невесты символизировала, подчеркивала неопределенность, неустойчивость ее социовозрастного статуса, отчужденность от окружающего мира, переход девушки в другой биосоциальный статус. По древнеславянским верованиям, этот переход мыслится как резкое, внезапное изменение, смерть старого и рождение нового «я», вследствие чего выходящая замуж навсегда утрачивала волю, независимость, право распоряжаться своей жизнью и смертью». Эта перемена происходила прямо во время свадебного обряда, как правило, в специальном помещении при церкви (или доме уставщика): волосы девушки расплетали на две косы, одевали кичку. Поверх кички – позатыльник (подзатыльник) и кокошник, расшитые золотой нитью. Кичка поверх закрывалась «атласом» с кистями – фабричным платком из узорного шелкового атласа. Платок завязывался особым образом, в завязанном виде напоминая чалму.
1.4 Мужской костюм семейских Забайкалья.
Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, штанов, головного убора, верхней одежды и обуви. Рубаху носили на выпуск, подпоясывая широким узорным поясом, реже - узким пояском или тесьмой. Штаны (шкеры) украинско-белорусского типа с широким шагом собирались у пояса на шнурке (шить на пояске с застежкой на пуговицу считалось грехом).
Мужчины носили валяные из овечьей шерсти колпаки, шляпы. Зимой - шапки из овчины, заячьи, зажиточные - лисьи. Из обуви семейские мужчины носили чирки и ичиги. У бурят заимствовали унты и пимы.
Для мужчин семейских характерны были длинные волосы, ношение бороды и усов. Женщины залетали волосы в две косы, их укладывали под кичку. Девушки и девочки заплетали одну косу, приплетая "косник" из разноцветных ленточек и тряпочек.
Таким образом костюм представляет собой целостный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений, обуви, головного убора, прически. Мужской костюм семейских состоял из рубахи-косоворотки и штанов с широким шагом.
Рубаха-косоворотка шилась долгой, со скошенными бочками и рукавами из дабы, далембы, праздничная - из китайской чечуи красного, синего, зеленого и желтого цветов. По-старинному шили ее голошейкой, т. е. без воротника, обшивая ворот и разрез шнурком и застегивая на узелок, игравший роль пуговицы. С начала XIX в. рубахи стали шить более короткими и с небольшим стоячим воротником. Шить рубаху с разрезом посередине груди считалось "за грех". Рубаху носили на выпуск, подпоясывая широким узорным поясом, реже - узким пояском или тесьмой.
Штаны шили с широким шагом. Старинные шаровары собирались у поле; на шнуре; такое устройство их у семейских сохранялось дольше, чем у других русских, так как шить на пояске с застежкой (на пуговицу) тоже долгое время считалось грехом. Шаровары шили обычно из дабы, далембы, для праздника - из кашемира, а зажиточные крестьяне - из плиса. Кроились шаровары с круглым огузъем - четырехугольной вставкой между штанинами (калошами) или же с ластовицей - ромбовидной вставкой (перегнутой пополам).
Старинными головными уборами были валяные из овечьей шерсти колпаки, а также шляпы с широкими полями, катанные из верблюжьей шерсти, привозившейся из Монголии. Зимой носили меховые шапки - овчинные, волчьи, заячьи, а наиболее зажиточные в праздники надевали лисьи шапки. В Большом Куналее вспоминают и о старинных шапках с квадратным плисовым верхом. Охотничьи шапки были того же типа, что и в Приангарье. Круглую шапку - татарку - носили не все, многие считали ее ношение "грехом". В южных районах Бурятии (но р. Чикой) носили куртики, плотно облегавшие корпус, сшитые в талию или доходившие до талии, их украшали вышивкой. Очень любопытна вышивка разноцветными нитками - шерстью и шелком - груди, бортов и особенно лацканов куртиков. В узорах встречаются излюбленные семейские круги-розетки, различные растительные и геометрические узоры (полосы, городки и др.), которые часто встречались на рубахах, в росписи изб, потолков, опечков и мебели.
Кожаная и меховая обувь семейских мало чем отличалась от обще сибирской, в частности от обуви сибиряков Забайкалья.
Характерны широко распространенные у семейских шерстяные чулки, носки, вязаные одной иглой вкруговую, без пятки. Вязаные на нескольких спицах чулки с пяткой появились позднее, чем у других представителей населения, и не имели большого распространения.
У семейских в силу приверженности старине и религиозных воззрений очень долго сохранялись старинные формы национальной одежды. Одежда семейских представляла своеобразный вариант русского национального костюма, отличный по ряду деталей от одежды сибиряков и сходный с одеждой других двух старообрядческих групп, поселившихся в Забакалье. Наиболее существенным отличием семейского комплекса являются женские головные уборы и прямой сарафан (ранее косоклинный), который не встречался у старожилов Восточной Сибири.
Одежда семейских приняла свой окончательный вид в конце 17 - начале 18 вв., когда староверы проживали в Польше. Она включала в себя не только северо-великорусские особенности наряда (прямой сарафан в шесть полос и кичку), но и некоторые элементы польского, белорусского, украинского костюмов (гачи, шаровары, ношение корольков, различные способы повязывания платков)
Глава 2. Практическая часть.
В ходе исследования, была выявлена проблема: не все знакомы с культурой и обычаями семейских Забайкалья и не могут описать традиционный костюм. Такое незнание истории и культуры, по моему мнению, обедняет наши знания об истории малой родины и не способствует проявлению патриотических чувств к родному краю. Для определения знаний, о национальных народных костюмах, я подготовила модель женского семейского народного костюма на кукле.
Выкройка сарахвана.
Шили его из яркой, но однотонной ткани. На верхнюю часть брали ткани более дорогие, красивые, чаще всего красного, бордового или зелёного цветов.
Я использовала атласную ткань семи цветов. Можно взять и ситец с рисунком и синтетику. Пошив сарафана начинаем с определения середины переда, находим её, отмечаем иголками, прикалываем с обеих сторон, вдоль середины переда, Пришиваем. Низ и боковые края сарафана надо обметать. (ред.) Верх сарафана стянуть, проложив крупную строчку близко к краю, до длины пояса. Верх сарафана оформляем подобно вороту рубашки. Не забываем совместить середину пояса-кокетки и середину сарафана и сколоть их. Припуски боковых швов при пришивании пояса отгибаем на изнаночную сторону и пристрачиваем вместе с поясом.
Переносим на ткань , сшиваем, примеряем на куклу и получаем сарафан.
Плавно мы дошли до последнего элемента изделия-кички. За основу берём проволоку, но не очень толстую , чтобы кичка была гибкой. Обмеряем голову куклы и скручиваем каркас. Берём материал и при помощи термоклея.
фиксируем нас каркас на материале. Вырезаем по контуру.
Далее для декорирования я взяла обычный платок для головы, вырезав из него небольшой кусочек, бисер и пайетки. Закрепила все это. Наша кичка готова.
Янтарины сделаны из обычного бисера.
Заключение
Подводя итог своей работы в рамках исследования уникальности костюма семейских Забайкалья вижу в следующем:
Староверы- переселенцы из центральных районов России, получили здесь название "семейские". Они выделяются как особая этнокультурная группа среди русского населения. Живя в отдалении от больших городов, «семейские» сохранили культурное наследие допетровской Руси, в том числе и в традиционном костюме.
Одежда «семейских» содержит элементы многих костюмов, в нем прослеживаются элементы одежды из самых разных регионов России и ближнего зарубежья, тем не менее она отличается от одежды других народов, в том числе и близко живущих с ними.
Облик традиционного костюма семейских складывался постепенно. Этому способствовали, ряд особых исторических событий, торговые и культурные связи с рядом живущими народами и природные условия.
Одежда забайкальских старообрядцев поражает красочностью. Покрой и расцветка одежды – один из наиболее характерных отличительных признаков костюма забайкальских старообрядцев.
Религиозные мировоззрения и приверженность древних традиций, образ жизни старообрядцев сыграли роль длительного сохранения старинного вида одежды.
Традиционный костюм не только защищал от холода и плохой погоды, но и украшал, информировал окружающих о статусе одетого в него человека, оберегал от дурного глаза.
Говорится, что "встречают по одежке…", поэтому одежда, не просто вещь, а, часть внутреннего мира человека. Рассматривая праздничную одежду семейских Забайкалья, не перестаешь удивляться необыкновенной гармонии, силе жизни, исходящей от этих вещей, способности не только донести до нас зримый образ предков, но и понять их духовную сущность. В результате моего исследования я убедилась, в том, что народный костюм – это волшебное зеркало, в котором отражаются глубинные смысловые традиции народа, и целостное мировосприятие мира.
Список используемой литературы:
~ ~
Девочка-Снегурочка
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Как нарисовать черёмуху
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Флейта и Ветер