ИЗ ИСТОРИИ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ У БУРЯТ
В настоящее время опыт народов мира в области лечения болезней привлекает все больше внимания специалистов самых разных областей знания. Будь то медики, этнографы и ботаники, каждый, по-своему изучает народную медицину - эту своеобразную сферу народной жизни.
Известно, что многие современные методы и лекарственные средства ходят к народной медицине. Однако возможности использования ее богатейшего арсенала, по-видимому, на сегодняшний день еще далеко не исчерпаны. Поэтому не удивительно, что многовековой опыт борьбы к века со своими недугами, который представляет собой, по выражению академика Ю.А. Бромлея, «итог вынужденного экспериментирования и наблюдений, полученный в результате огромного числа проб и ошибок» привлекает сейчас столь большое внимание.
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istorii_narodnoy_meditsiny_u_buryat.doc | 51 КБ |
Комитет образования по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное Образовательное Автономное Учреждение
Физико-математическая школа №56
XХX научно-практическая конференции школьников
«Шаг в будущее»
Выполнила : Дашиева Ирина Владимировна
ученица 11 «Б» класса
Руководитель: Туманова Екатерина Вячеславовна,
учитель истории и обществознания
г. Улан-Удэ
2023г.
ИЗ ИСТОРИИ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ У БУРЯТ
В настоящее время опыт народов мира в области лечения болезней привлекает все больше внимания специалистов самых разных областей знания. Будь то медики, этнографы и ботаники, каждый, по-своему изучает народную медицину - эту своеобразную сферу народной жизни.
Известно, что многие современные методы и лекарственные средства ходят к народной медицине. Однако возможности использования ее богатейшего арсенала, по-видимому, на сегодняшний день еще далеко не исчерпаны. Поэтому не удивительно, что многовековой опыт борьбы к века со своими недугами, который представляет собой, по выражению академика Ю.А. Бромлея, «итог вынужденного экспериментирования и наблюдений, полученный в результате огромного числа проб и ошибок» привлекает сейчас столь большое внимание.
Как и многие стороны традиционной культуры, медицинские знания : достаточно открытыми для заимствований из других культур и, подобно археологическим, историческим и этнографическим свидетельствам, в наши дни служить ценными источниками, позволяющими восстановить историю этнических контактов в прошлом. Также неоспорима роль народных медицин в выявление неизвестных современной науки
лекарственных средств природного происхождения и своевременном принятии мер их охраны в естественной среде.
Возрождение народной медицины в последние годы реальностью культурной жизни и быта населения Бурятии, это движении находит поддержку общественных и научных кругов республики определенный интерес к нему наблюдается и за пределами Бурятии,
Исследователи и путешественники прошлых веков отмечали, бурят «болезней мало», и перечисляли - сибирская язва или чума ( чаще всего встречались горячка, местная лихорадка (хулун убушун). (хаму), брюшной тиф и оспа. Наличие тех или иных болезней част обусловлено спецификой хозяйственной деятельности, особенностями и питания. Отдельные болезни были занесены из других регионов (например, оспа).
В целом обилие солнца, горный климат, проведение большей времени на природе, на свежем воздухе, в движение, душевный покой все это располагало к тому, чтобы люди были здоровы. И все - таки бытовых особенностей того времени среди населения были pacпpоcтранены специфические болезни, как, например, глисты ( санха хорхой ). Причина здесь заключалась в том, что буряты традиционно предпочитали мясо слегка проваренным и часто потребляли в сыром виде свежую и замори ж печень животных. Наиболее распространенные недуги были связаны с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, кожными и простудными болезнями.
Специфичностью отличались и методы лечения, которые в основе своей были как рациональные, так и магические. Первые основывались на применении лекарственных средств растительного и животного происхождения, а также минеральных источников. В лечебной практике широко использовались хирургические приемы.
Традиции, связанные с охраной здоровья, многообразны по своей функциональной значимости и по форме проявления. Одни связаны с регулированием системы питания, другие с выбором места жительства и построения жилищ, одеждой и уходом за детьми.
Традиции обычно формировались в виде конкретных требований и запретов. В частности, существовал ряд правил, связанных с особым отношением и некоторым частям тела. Во время сильных морозов и холодных ветров рекомендовалось, например, тщательно укреплять и колени, так как считалось, что в противоположном случае это могло стать причиной опасных и хронических заболеваний суставов, почек, сердца и т.д., запрещалось, особенно детям, ходить по горячему песку, сидеть на холодной сырой земле или на холодных камнях, ходить зимою или в ветреную погоду с открытой грудью.
Можно также отметить у бурят особую щепетильность по отношению к сырости. При выборе места жительства они обычно предпочти ни места, продуваемые, расположенные подальше от болот и водоем па того существовала теория, которая обосновывала это. Согласно ей, на поверхности земли имеются особые точки, через которые земля дышит. Подобных точек довольно много. Через одни земля как бы выдыхает обработанные газы, через другие вдыхает свежий воздух. Выдох как раз и и осуществляется через точки, расположенные в сырых и влажных местах, чаще всего на болотах и озерах. Эти точки считались наиболее опасными для здоровья человека.
Из лечебных средств животного происхождения использовались мускусная струя кабарги, свежая печень косули, маральи панты, медвежья желчь и жир. Мускус кабарги (худэрийн унгэлээ) находился в высушенном виде в домашней аптечке каждой семьи. Главное его лечебное свойство жаропонижающее, поэтому его применяли при простудных заболеваниях детей, а также при мочеиспускании и грыже.
Медвежья желчь (баавгайн hэлхэн) использовались для смазывания |< мочек у детей при стоматите. Желчь очень эффективна при лечении ангины, её применение приводит к полному избавлению от болезни. Медвежья желчь незаменима при воспалениях горла, отеках гортани а также она оказывает благоприятное воздействие при женских болезнях и желтухи.
Медвежий жир помогает от кашля, особенно при бронхите, болезнях кишечника и желудка. Его применяли также для натираний при ревматизме.
При туберкулезе легких (уушхан ханяадан) рекомендовалось пить кумыс, особенно свежий три раза в день. Кумыс не только лечит болезнь. Он в целом укрепляет организм, делает его невосприимчивым к разным недугам, Печень диких и домашних животных потребляли в сыром виде страдающие малокровием, истощенные. Полезно для всех питье теплой, свежей крови особенно косули. Настойку пантов (маральи рога) использовали как средство, способствующее заживлению ран, повышению жизненных сил омолаживанию организма. Она широко применялась при болезнях верхних дыхательных путей, легочных заболеваниях (бронхит,трахеит), повышенной температуре, лихорадке, женских болезнях, кровотечениях.
Особый метод лечения, характерный для кочевников скотоводов, заключался в заворачивании больного в мокрую или еще в теплую шкуру только, что забитого животного и накладывание на тело больного внутренних органов животного по принципу «печень - на печень» и т.д. Эта процедура называлась «арhанда уруулха» - «введение в шкуру», или «жэн табиха» - «компресс». Она способствовала, прежде всего, выведению из организма больного вредных веществ, очищению, обновлению организма. Для полного выздоровления полагалось проделать описанную процедуру три раза.
Кочевники - скотоводы хорошо были знакомы с анатомией животных, щи знания в этой области они с успехом применяли в отношении человеческого тела. Поэтому естественно, что среди бурят было много самобытных хирургов, костоправов (баряашан, яhа баридаг хун). Искусство костоправов передавалось из поколения в поколение.
Среди бурят было много умельцев, владевших искусством . кровопускания. У них имелся набор несложных инструментов - миниатюрных ножичков, шила и т.д. Эти лекари хорошо знали, при какой болезни, в каком месте и в каком количестве делать кровопускание. Кровопускание практиковалось при гипертонической болезни и производилось из поверхностной височной, лобной, затылочной артерий и тыльной артерии носа, при заболеваниях зубов и полости рта – из наружной челюстной и подъязычной артерий. При хронических заболеваниях мягких тканей и суставов нижних конечностей кровь пускали из задней лодыжковой и внутренней лодыжковой артерий, а также из мелки ч артерии стопы. Объем выпускаемой крови не превышал 250-300 мл
Вплоть до настоящего времени у бурят сохранился обычай выезжать на на целебные источники для того, чтобы отдохнуть, принять лечебны» поправить свое здоровье эти источники нередко окружались ореолом святости и служили предметом поклонения. Использование целебной прежние времена не носило беспорядочного характера, как может иона первый взгляд. Оно регулировалось обычно вековыми традиции разных недугах широко пользовались целебной силой при источников - аршанов. В настоящее время мы, естественно, не можем сказать, как и каким образом были определены целебные свойства расположенных на территории Бурятии источников. Однако имеются свидетельства о том, что они определялись в прошлом народными медиками на вкус. Например, название «хотын аршан» (желудочный аршаи) указывало на то, что данный источник используется против желудочных заболеваний, название «нюдэнэй аршан» (глазной аршан) - на то, что он предназначен при глазных заболеваниях. Кроме того, еще в недавнем прошлом прямо на выходе источника можно было встретить деревянные или каменные таблички с надписями на письменном монгольском или тибетском повествующие о его лечебных свойствах. Почти каждая местность имеет свой аршан, который благоустраивался за счет населения. Слава о и свойствах аршанов передавалось «из уст в уста».
Методы народной медицины очень многообразны и полезны для здоровья человека, и они передавались от одного носителя культуры к другому путем непосредственной передачи знаний и опыта. Своеобразие народной медицины бурят объясняется рядом исторически обусловленных факторов: полиэтническим происхождением этноса, особенностями хозяйственной деятельности, сохранностью ранних форм религиозных верований.
Список литературы:
1 Ю.А. Бромлей Этнографические аспекты изучения народных м* расширении использования природных ресурсов лекарственных растений. 1 Гтч С.72
Литература
1.Баторов П.П. Материалы по народной медицине аларских бурш медицина бурят . Иркутск, 1926.
2. Ленхобоев Т.Л., Жамбалдагбаев Н.Ц. К изучению бурятской народиной медицины. //Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ, 198'
3.Очерки истории культуры Бурятии. Улан-Удэ, 1974. 4.1.
4.Намсараева Г. Т. О некоторых аспектах развития бурятской традиционной
дицины //Тибетская медицина Бурятии- достояние России. Улан-Удэ, 2000.
5.Избранные вопросы истории медицины Бурятии. Улан-Удэ, 2001
6. Галданова Г.Р. Закаменские буряты. Улан-Удэ, 1999.
Невидимое письмо
Лупленый бочок
За чашкой чая
Упрямый зяблик
Рисуем ананас акварелью