В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами.
Действительно в подростковом возрасте у многих несовершеннолетних возникают трудности, конфликты, но в ряду этих разнообразных проблем, особое место отводится буллингу. Подростковый буллинг – это не обычная ссора, а это травля, унижение и создание подростками долговременного статуса для выбранного человека; статус жертвы, изгоя. Анна Кузнецова, будучи уполномоченной при Президенте РФ по правам ребенка, в сентябре 2021 года сообщила о том, что 55% детей в российских учебных заведениях подвергались травле. 39% из них предпочли умолчать о случившемся. «То есть основная беда травли — это ее латентность, когда взрослым не хватает времени, может быть, профессионализма или желания увидеть, что ребенок страдает. Это может обернуться большой бедой», — сказала детский омбудсмен. Жертвой буллинга может стать кто угодно. Многое зависит от микроклимата в коллективе и наличия «лидера».
Вложение | Размер |
---|---|
vladimirova_vika_1.docx | 469.6 КБ |
Комитет образования по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное Образовательное Автономное Учреждение
«Физико-математическая школа №56»
XХ городская научно – практическая конференции школьников
«Шаг в будущее»
Секция : «Обществознание»
Тема: «Проблема буллинга в школе»
Выполнили: Владимирова В.Б.
ученица 6 «Б» класса МАОУ «ФМШ№56»
Научный руководитель: Туманова Екатерина Вячеславовна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «ФМШ№56»
г. Улан-Удэ
2023 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. История буллинга …………………………………………………………4-8
Глава 2. Исследование учащихся 6-ых классов о наличии в школе проблемы
«буллинга». ……………………………………………………………………………9-12
2.1 Анкетирование учащихся по проблеме «буллинга» ……………………………9-10.
2.2. Результаты анкетирования обучающихся нашей школы….……………………..11 Заключение..…………………………………………………………………………….12
Список используемой литературы…………………………………………………...13
Приложение 1…………………………………………………………………………..14-18
Приложение 2…………………………………………………………………………..19
Введение
В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами.
Действительно в подростковом возрасте у многих несовершеннолетних возникают трудности, конфликты, но в ряду этих разнообразных проблем, особое место отводится буллингу. Подростковый буллинг – это не обычная ссора, а это травля, унижение и создание подростками долговременного статуса для выбранного человека; статус жертвы, изгоя. Анна Кузнецова, будучи уполномоченной при Президенте РФ по правам ребенка, в сентябре 2021 года сообщила о том, что 55% детей в российских учебных заведениях подвергались травле. 39% из них предпочли умолчать о случившемся. «То есть основная беда травли — это ее латентность, когда взрослым не хватает времени, может быть, профессионализма или желания увидеть, что ребенок страдает. Это может обернуться большой бедой», — сказала детский омбудсмен. Жертвой буллинга может стать кто угодно. Многое зависит от микроклимата в коллективе и наличия «лидера».
В буллинге существует ряд особенностей, одна из них – чувство безнаказанности у агрессоров. Это чувство «стирает» нравственные границы и носит социально-опасный характер, поскольку агрессор делает всё, чтобы возникла блокировка обратной связи от «жертвы».
Таким образом, намного сложнее узнать о проблеме буллинга от самой «жертвы».
Является важным не допустить переход обычных подростковых конфликтов в более опасную форму, такую как буллинг.
В XXI веке буллинг вышел на новую ступень эволюции – кибербуллинг, травля, происходящая в Интернете.
Цель данной работы: исследование наличия или отсутствия феномена буллинга в МАОУ «ФМШ №56» города Улан-Удэ.
В ходе исследования решались следующие задачи:
Объект исследования: учащиеся 6-х классов.
Предмет исследования: явление буллинга.
Методы исследования:
1. сбор и изучение теоретического материала;
2. систематизация, обобщение и анализ собранной информации;
3. анкетирование учащихся школы и обработка результатов.
Актуальность работы в том, что проблема распространения буллинга среди подростков в нашей школе не изучена.
Практическая ценность состоит в возможности использования материалов работы на классных часах.
Гипотеза исследования: буллинг – явление широко распространённое в школьной среде.
Глава 1 . История «буллинга» . Теоретическая часть.
Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.
Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой «школьной дедовщины», а теперь жертвами буллинга?
Школьная травля, или буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.
Буллинг – явление массовое. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда это систематическая травля со стороны одноклассников.
Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.
Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.
1. 2.Типы буллинга:
Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.
1.3.Социальная структура буллинга
Социальная структура буллинга включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.
Булли (агрессоры)
Инициаторами травли также могут быть дети:
1. мечтающие быть лидерами в классе;
2. желающие быть в центре внимания;
3. с высоким уровнем притязания;
4. уверенные в своём превосходстве над жертвой;
5. дети, не признающие компромиссов;
6. агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве;
7. интуитивно чувствующие - какие одноклассники не окажут сопротивление;
8. со слабым самоконтролем.
В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер - булли, то остальные - последователи инициаторов травли одноклассников.
«Союзники» или «зрители» булли чаще всего дети:
Жертвы буллинга
Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.
Особенности детей, являющихся жертвами, поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:
1.4 . Пути решения проблемы . Буллинг: как остановить детскую травлю.
Стратегия действий на уровне школы предполагает два момента. Это принятие четких, справедливых и единых для всех правил поведения, а также формирование доверия между педагогами и детьми. Правила поведения могут быть закреплены в школьном уставе. Желательно, чтобы в его разработке участвовали дети. «Кодекс» поведения должен быть непреложным. Важно, чтобы несоблюдение правил — инициирование буллинга — влекло за собой известные последствия. Согласно исследованиям, в коллективах, в которых осуждалась агрессия, ее проявлений действительно становилось меньше. Издевательства просто не воспринимались как способ решения проблем, и обидчики не могли навязать свой стиль общения всем.
Не менее важно выстроить конструктивные отношения между педагогами и детьми.
Доверие между взрослым и ребенком в школе снижает риски виктимизации.
Школьники должны быть уверены в том, что в случае проблем могут попросить помощи у взрослых.
Травли меньше в коллективах, в которых учителя и другие сотрудники гарантированно вмешиваются в конфликты школьников.
Но беда в том, что жертвы не всегда обращаются за помощью. Детей, которые долго подвергаются нападкам и молчат об этом, значимо больше, чем тех, кто, сообщив о буллинге, смог вырваться из этого круга. Нужно много работать с ребятами, подвергшимися травле.
Следующая стратегия это помощь жертвам травли. Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.
Как вести себя родителям ?
Первый и самый главный пункт – снять с ребёнка чувство вины!
Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.
1. Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».
2. Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.
3. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.
4. Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.
5. Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.
6. В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы.
Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми.
В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.
Что делать ребёнку – жертве травли?
Теперь хочется обратиться к детям:
1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.
Практическая часть.
2.1. Анкетирование учащихся МАОУ ФМШ №56.
Практическая часть работы реализовывалось через анкетирование учащихся 6-ых классов , в опросе участвовало 84 ученика 11-12 лет После изучения социальной структуры буллинга, было проведено исследование. Среди них было проведено анкетирование на знание понятия «буллинг» и отношения к нему. Учащимся были заданы следующие вопросы представленные в таблице:
АНКЕТА | 6Б (25 чел) | 6В (23 чел) | 6 Г (17 чел) | 6 М (19 чел) |
1. Вы знаете, что такое «буллинг»? | ||||
а) да | 25 | 23 | 16 | 18 |
б) нет | 0 | 0 | 1 | 1 |
2. Сталкивались ли вы с ситуациями издевательства одних людей над другими? | ||||
а) да, сталкивался | 20 | 16 | 7 | 16 |
б) никогда не встречал(а) | 5 | 9 | 4 | 2 |
в) другое | 1 | 2 | 1 | 1 |
3. Если да, то в какой форме: | ||||
а) унижение (бойкот, изоляция, воровство) | 3 | 9 | 3 | 2 |
б) оскорбления (насмешки, обзывание, сплетни) | 17 | 16 | 14 | 11 |
в) физическое насилие (расправа) | 1 | 4 | 2 | 1 |
д) киберуллинг (угрозы, издевательства и унижение в интернете) | 5 | 11 | 10 | 2 |
4. Где чаще всего встречается травля? | ||||
а) в школе | 5 | 9 | 8 | 6 |
б) во дворе, на улице | 1 | 2 | 1 | 1 |
в) в соц. сетях, в интернете | 8 | 7 | 12 | 9 |
г) везде (все вышеперечисленные ответы) | 6 | 3 | 5 | 1 |
5. Кто, с вашей точки зрения, чаще подвергается травле (буллингу)? | ||||
а) тот, кто слабее и не может дать сдачи | 13 | 11 | 14 | 10 |
б) тот, кто отличается от других (внешне, физически) | 12 | 9 | 6 | 5 |
в) тот, кто имеет своё мнение | 4 | 3 | 2 | 1 |
г) другие причины | 4 | 6 | 7 | 2 |
6. Как вы считаете, есть ли дети, явно нуждающиеся в помощи и защите? | ||||
а) да, и много | 10 | 10 | 7 | 8 |
б) да, но мало | 14 | 12 | 9 | 10 |
в) нет | 1 | 1 | 1 | 1 |
7.Испытывали ли буллинг на себе? | ||||
а) да | 5 | 11 | 6 | 2 |
б) нет | 20 | 22 | 11 | 17 |
8.Если да, то как вы поступали? | ||||
а) не рассказывали о буллинге | 2 | 5 | 3 | 2 |
б) делились с друзьями | 3 | 1 | 2 | 3 |
в) рассказали родителям | 4 | 2 | 3 | 3 |
г) обращались к учителям | 1 | 2 | 1 | 1 |
9. Как решать проблему буллинга в школе | ||||
а) ужесточение дисциплины в школе | 13 | 14 | 8 | 5 |
б ) улучшение контроля и надзора за поведением учащихся | 7 | 6 | 5 | 8 |
в)обсуждение на кл. часах проблемы насилия | 5 | 3 | 4 | 4 |
2.2.Результаты тестирования
По результатам анкетирования, основная часть учащихся 97,7% известна тема буллинга, ребята знают об этой проблеме , подростки понимают, что такое травля, только 2,3 % учащихся 6-х классов не знают. Явление буллинга испытало на себе 28, 6% шестиклассников, но отрадно что основная часть не подвергалось ему. Мы допускаем ,что это были разовые и единичные случаи буллинга, которые не носят систематический характер. Самыми распространенными типами буллинга среди шестиклассников являются оскорбления (72,6%), затем кибербуллинг (34,5 %) , унижения (21,4%). Чаще всего буллинг встречается в интернете (42.9 %) и в школе (33,3%). По результатам исследования заметили, что жертвой буллинга может стать человек, который слабее и не может дать сдачи (60,7%), а также тот, кто отличается от других школьников внешне (52%). Среди подростков 58,3% опрошенных нуждается в помощи и защите. .
Ребята, которые подверглись буллингу в первую очередь рассказывают об этой ситуации родителям 40,5%, но есть и те кто об этом замалчивает 35,7%. Для решения данной проблемы учащиеся назвали следующие действия На первом месте стоит ужесточение дисциплины в школе 37% , на втором месте – улучшение контроля и надзора за поведением учащихся 35% , а на третьем месте – обсуждение на кл. часах проблемы насилия 2
III.Заключение. Выводы.
В ходе проведенного исследования, было выяснено, что такое буллинг, его формы и типы, социальная структура буллинга, проведено анкетирование среди учащихся 6-х классов МАОУ «ФМШ №56» города Улан-Удэ .
В ходе исследования получила подтверждение гипотеза, что буллинг – явление широко распространённое в школьной среде. Актуальность данной темы также не вызывает сомнения, так как рассмотрено явление буллинга среди обучающихся 6-х классов, а также распространение нового вида буллинга- кибербуллинга.
В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:
Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели. Данную ситуацию нельзя пускать на самотек, здесь необходимо обсудить эту проблему с учителями и родителями и постараться найти выход. Обязательно необходимо поговорить о буллинге с учащимися, объяснить, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Очень важно развивать у подростков эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором. В связи с тем, что обучающиеся чаще всего явление буллинга наблюдают в школе и интернете, продуктом нашего исследования стали презентация и памятка для подростков, чтобы школьники понимали, как вести себя в ситуации буллинга.
Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Буллинг — (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого.
Выявление буллинга:
В школе
Первичные признаки:
Вторичные признаки:
Что делать, если Вы стали жертвой буллинга в школе
Что делать,
если Вы стали свидетелем буллинга в школе
Помните, никто не имеет права Вас унижать и обижать!
Вы вправе иметь собственное мнение!
Рекомендации для Вас, подростки
Чтобы не стать жертвой буллинга Вы должны уметь:
Памятка для учащихся
Что есть на свете красота?
Стеклянный Человечек
Позвольте, я вам помогу
Никто меня не любит
Прекрасное далёко