В нашем современном мире мы видим значимость изучения иностранного языка сталкиваясь со знанием элементарных слов изо дня в день. В данный период времени к иностранному языку все больше и больше проявляется активный интерес, особенно к английскому языку, как средству общения. При повышенном интересе к иностранному языку запоминание иноязычной лексики является большим препятствием для учащихся. Выявление и создание памятки эффективных способов и методов заучивания, запоминания английских слов и выражений для обучающегося при изучении иностранного языка, будет способствовать улучшению знаний.
Вложение | Размер |
---|---|
методы запоминания английских слов и выражений | 169.31 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трускляйская средняя общеобразовательная школа
Рузаевский район
Республика Мордовия
«Создание памятки»
«Эффективные способы
запоминания английских слов и выражений»
Проектная работа
Автор: Старкин Роман Евгеньевич
7 класс, МБОУ «Трускляйская СОШ»
Руководитель работы: Старкина Мария Валерьевна
учитель английского языка МБОУ «Трускляйская СОШ»
2024 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Теоретическая часть.
Исследования памяти. Ее строение, функции и развитие…….…………5-6
Возрастные особенности развития памяти……........................................7-8
Описание способов и методов при применении запоминания английских слов …………………………………………………………………………….9-11
Глава 2. Практическая часть.
Определение типов личности разновозрастных классов………………..12
Определение способов и приёмов запоминания слов, которые используют обучающиеся при изучении английского языка……………12-13
Знакомство с памяткой, описывающей существующие способы и методы запоминания английских слов………………….. …………………………….14
Анализ полученных результатов в процессе анкетирования обучающихся……………………………………………………………………14
3. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .… ..15
4. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .16
5. Приложения…. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………....17-31
Введение
В нашем современном мире мы видим значимость изучения иностранного языка сталкиваясь со знанием элементарных слов изо дня в день. В данный период времени к иностранному языку все больше и больше проявляется активный интерес, особенно английскому языку как средству общения.
Проблема: трудности в запоминании слов при изучении английский язык.
Актуальность работы: При повышенном интересе к иностранному языку запоминание иноязычной лексики является большим препятствием для учащихся.
Объект работы: способы и методы запоминания английских слов.
Предмет работы: эффективность применения методов запоминания английских слов, при изучении иностранного языка.
Цель исследования: выявить эффективные способы и методы заучивания, запоминания английских слов и выражений для обучающегося при изучении иностранного языка.
Задачи:
1. Узнать, как происходит процесс запоминания слов, дать определение термину «память».
2. Выявить эффективные способы и методы запоминания слов.
3. Определить тип личности обучающихся разновозрастных классов и найти эффективные способы и методы запоминания иноязычных слов.
4. Определить результативность применения способов и методов при изучении иностранных слов.
5. Разработать памятку способов и приемов запоминания иноязычной лексики.
Гипотеза исследования: Способствуют ли эффективные способы и методы запоминания иноязычной лексики успешному овладению английским языком?
Методы: Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретические (при изучении литературы, осмыслении и обобщении результатов исследования); социологические (беседа, анкетирование); статистические методы обработки данных.
Практическая значимость работы состоит в том, что, полученные знания могут использовать учащиеся при подготовке к урокам английского языка, а также все желающие при самостоятельном изучении английского языка.
Глава 1. Теоретическая часть.
Интерес к проблеме памяти проявлялся уже в далекой древности. Древние обнаружили, что память очень тесно связана с воображением, и что с помощью воображения можно значительно облегчить процесс запоминания. Воображение помогает строить ассоциации, то есть связи между предметами или явлениями. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.
Аристотель определил четыре фундаментальных закона для построения ассоциаций: 1) сходство; 2) контраст; 3) соотнесенность в пространстве; 4) соотнесенность во времени. Мудрецы древности охотно пользовались ассоциациями и, по всей видимости, весьма успешно. В пользу этого метода говорит тот факт, что он до сих пор не забыт и занимает в современных учебниках по психологии подобающее ему место.
С точки зрения современной психологии выделяются три вида памяти (сенсорная, кратковременная и долговременная) и три ее типа: наглядно-образная, словесно - логическая и эмоциональная. Благодаря наглядно-образной памяти, мы хорошо запоминаем лица, звуки, предметы, их цвет т.е. то, что мы видим. Словесно-логическая память помогает нам запомнить такие абстрактные понятия, как формулы, схемы, термины. И, наконец, эмоциональная память лучше всего сохраняет пережитые чувства.
Все эти типы памяти, так или иначе, связаны между собой. Когда мы видим какой-либо предмет, который нам уже знаком, мы узнаем его, действует наглядно-образная память, но, если бы не было словесно-логической памяти, мы бы не смогли назвать этот предмет, даже если нам будут сотни и тысячи раз повторять его название. И, если при виде этого предмета в первый раз мы что-то чувствовали, то, увидев его вновь, в нашей памяти снова воспроизведутся эти эмоции, и мы еще раз сможем пережить эти чувства.
Так, например, если в нашей жизни происходило что-то, и в это время
звучала какая-либо песня или мелодия, то если мы услышим ее, пусть даже через несколько лет, мы снова сможем пережить все эти эмоции, даже не помня, что именно вызвало эти чувства.
В зависимости от длительности хранения информации различают память кратковременную и долговременную. При кратковременной памяти материал запоминается быстро, но не на долго, в отличие от памяти долговременной, которая требует больших усилий, но дает результаты на многие годы. Но наличие этого вида памяти не говорит о том, что мы можем запомнить что-либо, услышав только один раз. Конечно, есть исключения, но, в основном, мы так или иначе заучиваем материал. Скорость заучивания у людей разная: некоторые заучивают быстро, а некоторые – медленно. Но люди, которые заучивают медленно, помнят материал обычно дольше, т.к. этот вид заучивания требует примерно втрое больше времени.
Доказано, что каждый нормальный человек при целенаправленном овладении способами запоминания может рационально увеличивать эффективность своей памяти. Учеными доказано, что каждый человек обладает феноменальной памятью. Следовательно, в каждом из нас заключены неизвестные нам возможности, но т.к. мы, в основном, не тренируем память, то это способствует забыванию.
Память имеет большое значение для изучения иностранного языка, т.к. в наше время знание одного языка недостаточно. Сейчас задача любого человека – выучить несколько иностранных языков. Психологию памяти надо знать каждому. Память – это психологический процесс, развитие которого происходит в течение всей жизни.
В школу дети приходят с определенным уровнем развития памяти. У некоторых из них память развита, а у некоторых недостаточно. Решение проблемы памяти в младшем школьном возрасте возможно только при планомерном формировании всех компонентов учебной деятельности. Для этого учитель должен научить школьника таким способам заучивания, как смысловая группировка материала, выделение опорных пунктов, смысловое соотнесение того, что запоминается и т.д. Первоначально у ребенка преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом.
Также различают память непроизвольную. В школьном обучении непроизвольное запоминание играет большую роль. Изучение его показало, что от класса к классу увеличивается объем этого запоминания. Дети запоминают больше сказок, стихов, предметов. Непроизвольное запоминание зависит от интереса к предмету. В начальной школе стоит задача формирования произвольного запоминания. Ученые считали, что произвольное запоминание в этом возрасте – механическое. Оказалось, что это не так. Детям данного возраста механически запомнить труднее, чем взрослым, т.к. это требует воли. Выяснилось, что они легко запоминают бессмысленный материал – считалки или необычные рассказы. Здесь на запоминание влияет новизна. Дети не владеют приемами мнемотехники. Главная задача – сформировать произвольное и осмысленное запоминание. Оно связано с развитием воли и развитием специальных умений по запоминанию. Одним из главных умений является деление материала на части. Дети младшего школьного возраста делят текст по предложениям, т.к. не умеют выделять главную мысль из отрывка. Воспроизведение материала подменяется в этом возрасте узнаванием. Дети не знают, что запоминать материал надо не только путем чтения. Успех чтения зависит от владения техникой чтения. Слабые дети, читая несколько раз, не запоминают материал, не работают с материалом. Сильные ученики каждый раз читают текст по-новому. В этом возрасте у многих детей есть явление реминисценции, которая связана, прежде всего, с внутренней работой по осмыслению заученного материала и овладению им. Реминисценция наиболее ярко обнаруживается на материале, вызывающем интерес. В действительности память у первоклассника оказывается лучше через 7 месяцев, чем сразу после заучивания. Психологи объясняют это осмысленностью запоминания.
В старшем же школьном возрасте запоминание происходит более осмысленно. У школьников этого возраста преобладает словесно-логическая и эмоциональная память. Они легко запоминают формулы, схемы, термины. Если говорить об эмоциональной памяти, то следует отметить, что у старшеклассников эмоциональная память более яркая и долговременная, а чувства, которые были пережиты глубоко и бурно, надолго остаются в памяти, а, следовательно, детям этого возраста будет легко вспомнить прочувствованный материал.
Описание способов и методов при применении запоминания английских слов
Зачем нам нужно развивать память? С возрастом люди начинают забывать многие вещи, поэтому нам необходимо уметь применять определённые способы запоминания. Существует большое количество интересных методов, которые облегчают процесс запоминания иноязычной лексики.
1. Метод ассоциаций. Данный метод основан на том, что к изучаемому иностранному слову подбирается созвучное слово в родном языке и создаётся смысловая связка. Например, запоминаем слово “commodity”, означающее «товар, предмет потребления». Слово созвучно русскому слову «комод». Представляем себе комод с открытой дверцей, из которой вываливаются коробки, свёртки, пакеты и т. д. Когда нам потребуется вспомнить, как по-английски будет слово «товар», в памяти возникнет комод, полный товаров. Использовав это слово пару раз, про комод можно забыть, слово и без того осядет в памяти.
2. Использование рифмовок, стихов и пословиц. Для запоминания правильной артикуляции английских звуков и запоминания слов используются: рифмовки; короткие стихи; пословицы.
3. Стикеры. На стикеры вы пишете английские названия различных предметов, которые находятся у вас в комнате и расклеиваете их на соответствующие предметы интерьера. Встречаясь взглядом на развешанные повсюду «маячки», вы автоматически будете запоминать английские слова и, практически не предпринимая никаких специальных усилий и не выделяя специального времени на запоминание слов.
4. Карта памяти. Более прогрессивный метод — карты памяти или блок-схемы. Берем большой лист бумаги, пишем в центре тему, по которой будем собирать слова. Например, тема «Путешествие». Теперь от этого слова рисуем лучики — подтемы – транспорт, отель, экскурсии. Следующий слой — еще более конкретный: самолет, завтрак, памятник. В итоге получается центрированная логичная схема, вмещающая в себя десятки, если не сотни слов, связанных по смыслу и графически друг с другом. Кстати, такая центрированная схема — не единственно возможный вариант, вполне подойдет и схема в форме пирамиды или многоугольника, разбитого на сектора. Главное, чтобы карта была логичной и наглядной. Часть слов вам запомнится уже в самом процессе рисования схемы, остальные будут освоены, если схему почаще внимательно разглядывать и размышлять над связями и зависимостями, а также воспроизводить по памяти.
5. Тематические карточки. Такое запоминание английских слов очень эффективно, поскольку при написании от руки тематических карточек и постоянном их использовании используется память воспроизведения, и слова автоматически запоминаются. Например, тематические карточки по теме: «Домашние питомцы».
6. Аудио-лингвистический метод. Он подходит тем людям, у которых хорошо развита слуховая память. Суть метода заключается в том, чтобы учить язык посредством устного усвоения английского текста. Это возможно, как через прослушивание аудиозаписей, так и путем просмотра фильмов на английском языке. Лучшим вариантом является именно просмотр фильмов, так как человек лучше воспринимает материал. На начальном этапе лучше всего просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском.
7. Метод физического действия. Так удобно запоминать глаголы, а также хорошо тренировать временные формы глагола. Вы называете определенное действие и совершаете его. I am striking a match - я зажигаю спичку (сейчас, в этот момент).
8. Пассивное и активное восприятие слов. Запишите на диск несколько десятков слов с переводом или текст, который вам необходимо запомнить. Слушайте эту запись в любой удобный для вас момент времени. После многократного прослушивания слова как бы сами запомнятся.
Так же широко используемый метод для эффективного запоминания и повторения с помощью флэш-карточек, предложенный немецким ученым и журналистом Себастьяном Лейтнером в 70-е годы XX века.
Эта система — простое применение принципа интервальных повторений, где карточки повторяются через увеличивающиеся интервалы.
В этом методе так называемые флеш-карточки рассортированы в группы в зависимости от того, как хорошо ученик усвоил информацию на каждой карточке. Например, при изучении иностранного языка ученик пытается вспомнить значение слова, написанного на флеш-карточке. Если он вспоминает его, то карточка перекладывается в следующую группу. Если же нет, то карточка возвращается в первую группу. Каждая следующая группа повторяется через увеличивающийся интервал. Данный метод может использоваться как для изучения слов иностранного языка, так и запоминания другой информации.
Зная о таком разнообразии способов, можно легко приступить к изучению иностранного языка, ведь каждый способ по-своему интересен, а самое главное, что каждый их них легок в применении.
Глава 2. Практическая часть.
Определение типов личности разновозрастных классов.
Проанализировав научно – методическую литературу, я составил памятку с подробным описанием существующих способов и приёмов запоминания английских слов, с рекомендациями как правильно, быстро выучить и надолго запомнить английские слова.
Чтобы выяснить к какому типу личности визуалам, аудиалам или кинестетикам (Приложение 1) относятся обучающиеся школы для эксперимента я взял два класса: 3 класс из начальной ступени и 7 класс из средней ступени. С ними, в последствии, я провел тест (Приложение 2). Выяснилось, что из обучающихся 3 класса (всего 11 человек) 7 человек– визуалы, 2 человек – аудиалы, 2 человека – кинестетики (Приложение 3). Из обучающихся 7 класса (всего 12 человек) 5 человека-визуалы, 4 человека-аудиалы, 3 человека-кинестетики (Приложение 4).
Определение способов и приёмов запоминания слов, которые используют обучающиеся при изучении английского языка
Я с удовольствием учу английский язык. Но мне, как и многим ученикам, трудно запомнить огромное количество лексики. Поэтому приходится использовать традиционные способы запоминания. Так как они занимают много времени и требуют концентрации внимания, мне бы хотелось найти эффективные способы запоминания лексики.
Своё исследование я решил начать с анкетирования обучающихся школы, чтобы узнать их отношение к английскому языку и способы заучивания лексических единиц (Приложение 5).
В анкетировании приняли участие 23 ученика. Проанализировав ответы, я выяснил, что только 14 участников анкеты с удовольствием учат английский язык: 6 обучающимся он дается легко, 8 обучающихся на среднем уровне, а остальным (9 учеников) - сложно.
Основные причины, почему обучающимся нравится английский язык:
9 учащихся не любят учить английский язык, так как им трудно запоминать слова и писать словарные диктанты. Особую трудность у них вызывает грамматика, перевод и необходимость запоминания новых слов. У всех есть свои способы запоминания слов. В основном они делятся на три группы: первая – просто «зубрю», как стихотворение повторяю и повторяю, пока не запомню. Второй – пишу слова на листке несколько раз и повторяю про себя. Третий – запоминаю прямо на уроке – после многократного повторения за учителем, и при последующем выполнении упражнений.
Проанализировав оценки за словарный диктант, я получил следующие результаты: 6 человек – «5» (24%); 8 человек – «4» (36%); 6 человек – «3» (24%); 3 человека – «2» (16%).
В ходе проведенного мною тестирования было выявлено, что большинство обучающихся школы 3,7 классов испытывают трудности при изучении иностранного языка, потому что им трудно заучивать слова (Приложение 6).
Знакомство с памяткой, описывающей существующие способы и методы запоминания английских слов.
После проведения анкетирования, я раздал каждому ученику памятку с подробным описанием приемов заучивания лексики. После ознакомления с основными способами и приёмами запоминания английских слов, я предложил своим одноклассникам выбрать самые подходящие для них способы заучивания слов, которые в дальнейшем они будут использовать при работе над словами. Результаты проведённого опроса: Стикеры – 6 чел. (24%); Карта памяти - 5 чел. (20%); Подсознание- 4 чел. (16%); Ассоциации – 2 чел. (4%); Заучивание – 2 чел. (8%); Синонимы, антонимы – 1 чел. (4%); Аудирование - 1 чел. (4%); Визуализация – 2 чел. (8%) ( Приложение 7 ).
Анализ полученных результатов в процессе анкетирования (повторного) обучающихся
После того, как учащиеся выбрали свои методы разучивания английских слов, прошёл месяц. Я провел повторное анкетирование, чтобы узнать эффективность применения выбранных способов запоминания слов. Результаты показали, что подобранные методы облегчили процесс запоминания и уменьшили количество времени на заучивание лексики. Проанализировав качество знаний, стало ясно, что методы, выбранные детьми, были эффективными. За словарные диктанты они получили следующие оценки: 14 человек-«5» (38%), 5 человек-«4» (30%), 4 человек-«3» (23%) и никто не получил «2» ( Приложение 8).
3. Заключение
В ходе исследовательской работы гипотеза нашла свое подтверждение.
Эффективные способы и приёмы запоминания иноязычной лексики способствуют успешному овладению английским языком.
В результате проделанной мною работы и создания памятки (Приложение 9) я понял, что методов заучивания лексики много, но каждый ученик должен сам выбрать именно тот, который подойдет именно ему. В любом случае, помните, что какой бы метод вы не выбрали, успех будет зависеть только от вашего желания, упорства и настойчивости. Только ежедневная и упорная работа приведет к желаемому результату. И знайте, что самый лучший способ правильно учить английские слова - это учить их с удовольствием!
4. Список литературы
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980
2. Зайцев В. Помогите слабым! Как развить память у первоклассника //
Учительская газета. – 1998 использованной. – № 13.
3. Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. – Д.; Сталкер, 2003. –304с.
4. Обучение и развитие. Экспериментально-педагогическое исследование
Под ред. Л. В. Занкова. – М., 1975. С. 75 - 77
5. Авшарян Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. — Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008.
6. Арнаутова Ю.Е. Memoria: «Тотальный социальный феномен». Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени. М., 2003, с. 19-37.
7. Гарибян С.А. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Изд-во Цицеро, 1992 г.
8. Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. – Д.; Сталкер, 2003.
9. Литвинов П. Моя первая 1000 английских слов/Айрис Пресс. Москва.2007
10. Медина Джон «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям»
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1995
5. Приложения.
Приложение 1
Приложение 2.
Определение типа восприятия: аудиал, визуал, кинестетик
Определение репрезентативных систем
(ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации)
Тест Б.А. Левиса, Ф. Пукелика
Инструкция.
Оцени каждое утверждение пяти блоков теста баллом от 1 до 3.
№ блока | Вопросы | Балл | |
1 | Когда ты принимаешь важные решения, то основываешься на: А) своих эмоциях и чувствах; Б) решениях подобных проблем другими; В) собственном варианте решения, который кажется наилучшим. | ||
2 | Когда ты обсуждаешь что-либо с другими людьми, что на тебя больше всего действует? А) интонация речи, голос собеседника; Б) те картины, перспективы, которые описывает собеседник; В) искренние чувства собеседника. | ||
3 | С какими людьми тебе легче общаться? В них тебе нравится: А) манера одеваться; Б) эмоциональность и чувства, которые ты разделяешь; В) интонация, темп речи, тональность голоса. | ||
4 | Что легче тебе сделать? А) найти идеальную громкость звучания плеера; Б) выбрать наиболее удобную мебель; В) подобрать для одежды, интерьера богатые цветовые комбинации. | ||
5 | Что больше всего влияет на твое настроение, самочувствие? А) я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, интонациям голосов людей; Б) я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли мне в ней находиться, двигаться и т. д.; В) на меня производит сильное впечатление освещение и общий вид обстановки, помещения. |
Обработка результатов
Аудиальная модальность: 1Б, 2А, ЗВ, 4А, 5А.
Визуальная модальность: 1В, 2Б, ЗА, 4В, 5В.
Кинестетическая модальность: 1А, 2В, ЗБ, 4Б, 5Б.
Наибольшее количество баллов определяет ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации.
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Анкета.
1. Нравится ли тебе изучать английский язык? Почему?
2. Труден ли английский язык для изучения?
3. Что вызывает особую трудность?
4. Любишь ли ты заучивать лексику, английские слова?
5. Есть ли у тебя особенные пути запоминания лексики? Если есть, то, какие, опиши их.
6. Вы пишите словарные диктанты на уроках по английскому языку? Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант?
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Спасибо тебе, дедушка!
Снег своими руками
Весенние чудеса
Лепесток и цветок
Астрономы получили первое изображение черной дыры