Исследовательская работа на тему "Певец земли мордовской", посвященная творчеству мордовского поэта Никула Эркая
Вложение | Размер |
---|---|
pevets_zemli_mordovskoy.docx | 48.27 КБ |
Районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов
«Интеллект будущего»
Направление «Литературоведение»
Певец земли
мордовской
Подготовила:
Гусева Дарья Алексеевна,
Ученица 8 класса
МБОУ «Ромодановская СОШ №3»
Руководитель:
Павлинова Галина Александровна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Ромодановская СОШ №3»
Ромоданово - 2024
Содержание
Введение………………………………………………………………………….…2
Глава 1. Биография Никула Эркая………………………………………………...4
Глава 2. Тема Родины и гражданская позиция в творчестве Никула Эркая…...8
Заключение………………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………………………19
Введение
22 мая 2024 года исполняется 118 лет со дня рождения классика и зачинателя мордовской литературы, нашего земляка, Заслуженного поэта Мордовии, прозаика и публициста, драматурга и переводчика Николая Лазаревича Иркаева (Никула Эркая). За большую и плодотворную творческую жизнь Н. Эркай создал многогранное художественное наследие, без которого сегодня невозможно представить мордовскую литературу.
"Эркай не просто поэт, не просто прозаик, не просто детский писатель, а писатель, поэт - гражданин". Такую характеристику дал известный советский писатель Сергей Баруздин Николаю Лазаревичу Иркаеву. Каждая строка, написанная им, исходила из глубины души. Свидетельством тому являются и слова самого Никула Эркая: "Когда я собираюсь писать, - отмечал он, - то мне кажется, что бумага слишком далеко находится от души и сердца. Хочется эту бумагу приложить к груди, и на ней отпечатаются мои думы, желания и вся красота, которая там накопилась, и ей там тесно". Недаром произведения Эркая были так любимы и детьми, и взрослыми, получили широкую известность.
Его стихи и прозу высоко ценили А. Барто, С. Баруздин, С. Михалков, Л. Соболев, А. Твардовский и другие коллеги по перу. Исследования ведущих литературоведов и критиков творчества Н. Эркая дают писателю высокую оценку, что является весьма важным критерием "знаковости" его имени в истории мордовской литературы. Известный советский критик Алексей Киреев верно отмечает на страницах газеты "Литературная Россия": "Я знаю, в Мордовии Николая Лазаревича Иркаева многие называют мордовским соловьем, соловьем-соловушкой. Это справедливо, в этом выражены народная любовь и признание. Но мы, очевидно, с полным правом можем назвать Никула Эркая нашим общенародным соловьем, так как его стихи, его творчество давно перешагнуло границы Мордовии и стало нашим общенациональным духовным достоянием".[1]
Никул Эркай не был обойден вниманием и со стороны центральной периодической печати. Крупнейшие газеты и журналы страны охотно печатали на своих страницах его произведения и материалы о нем. А журнал "Дружба народов" в статье, помещенной во втором номере за 1965 год, поставил его имя в ряд лучших поэтических имен нашей многонациональной литературы, назвав его звездой первой величины.
Актуальность избранной темы моего исследования обусловлена недостаточной изученностью творчества писателя в целом, а также назревшей необходимостью изучения обширного художественного наследия талантливого мордовского писателя.
Целью исследования является исследование творческого пути и особенностей творчества Н. Эркая как эстетически состоявшегося явления.
Для реализации данной цели исследования были определены следующие задачи:
— изучить жизненный и творческий путь Н. Эркая;
— раскрыть особенности авторского метода художественного осмысления действительности, показать связь творчества с общественным сознанием времени;
— показать гражданскую позицию автора через его произведения;
— обозначить взаимоотношения человека и природы в творчестве Н. Эркая
как важнейший элемент его поэтики.
Объектом исследования являются биография и творчество Н. Эркая.
Предметом исследования стали наиболее яркие прозаические произведения Н. Эркая. Творчество Н. Эркая анализируется в контексте исследований мордовских и отечественных литературоведов, касающихся рассматриваемых научных проблем.
Методы исследования:
Историко-генетический метод один из наиболее распространенных в исторических исследованиях. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Этот метод позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта исследования. При этом историческое явление отражается в наиболее конкретной форме. Познание идет последовательно от единичного к особенному, а затем - к общему и всеобщему. По природе генетический метод является аналитически-индуктивным, а по форме выражения информации - описательным.
Описательный метод - научный метод; используется во всех общественно-исторических и естественных науках и стоит на первом месте по широте применения. Предполагает соблюдение ряда требований: четкое представление об избранном предмете изучения, последовательность описания, систематизации, группировки или классификации, характеристики материала (качественной, количественной) в соответствии с поставленной исследовательской задачей.
В ряду других методов описательный является исходным. В значительной мере он определяет успех работы с использованием других методов, которые обычно «просматривают» тот же материал в новых аспектах.
Метод анализа источников является преобладающим в работе. Анализ источников дает возможность проследить творческий путь Никулы Эркая, выявить особенности литературного языка и показать связь творчества писателя с историей страны.
В данной работе использовались несколько типов источников: произведения Н. Эркая, газетные статьи, биографические очерки. Работа проводилась на основе материалов предоставленных сотрудниками отдела литературы по искусству и краеведению МБУК «Ромодановская центральная библиотека им. Н. Эркая»
Научная новизна работы состоит в том, что данное исследование — первый опыт целостного анализа творческого пути Н. Эркая.
Структура и объем работы обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложений.
Глава 1. Биография Никула Эркая.
Николай Лазаревич Иркаев родился 22 мая 1906 года в с. Курилово Саранского уезда Пензенской губернии (ныне Ромодановский район РМ) в многодетной крестьянской семье Ему рано пришлось начать трудовую жизнь, познать истинную цену куска хлеба. В родном селе прошли детство и юность будущего поэта. Здесь он окончил 3 класса церковно-приходской школы, рано приобщился к книгам, чтению. Способствовали этому его отец Лазарь Иванович, единственный в то время на селе крестьянин, владеющий грамотой, а в дальнейшем - работа избачом в сельской избе - читальне.
В начале 20-х годов Иркаев вступает в комсомол, а вскоре его направляют учиться в Пензу, где оканчивает совпартшколу первой ступени. После учебы его направляют инструктором в Семилейскую волостную комсомольскую организацию. Он принимает активное участие в ликвидации неграмотности среди населения, помогает сельской молодежи поступать в учебные заведения.
Работая в комсомоле, Иркаев начинает сотрудничать с газетами "Завод и пашня", "Крестьянская газета", "Беднота". В эти годы появляется его литературный псевдоним - Никул Эркай (Николай Озеров). После окончания в 1927 году совпартшколы уже второй степени его направили учиться в Москву, во Всесоюзный институт журналистики, который он окончил в 1930 году. Первый поэтический сборник "Модась одкстомсь" ("Земля обновилась") вышел в 1932 году в Саранске, затем сборник очерков и рассказов "Корёнтнэ наксадсть" ("Корни сгнили"). В эти годы Н. Эркай работал в НИИ Мордовской культуры, в редакции газеты "Якстере теште" ("Красная звезда"), "Эрзянь коммуна".
Подающего большие надежды и уже накопившего опыт Николая Лазаревича в 1934 году принимают в члены Союза писателей СССР. Членский билет подписал ему сам М. Горький, с которым он в том же году встретился на первом съезде писателей СССР. Это во многом окрылило молодого писателя. В 1936 году он публикует большую лиро-эпическую поэму "Моро Ратордо" (Песня о Раторе), где повествуется о знаменательных вехах в истории мордовского народа. Читатели в эти годы тепло встретили его пьесу "Не рой другому яму", сказки и рассказы для детей "Хитрая лиса", "Солдат Егор", "Бандит Васька".
Стремление увидеть и познать больше привело Никула Эркая во второй половине 30-х годов вначале в редакцию газеты Большого театра Союза ССР "Советский артист", а затем в редакцию газеты "Полярная кочегарка" на о. Шпицберген.
В первые дни Великой Отечественной войны Николай Лазаревич добровольцем ушел на фронт. Однако состояние здоровья не позволило ему долго сражаться с врагом. Уже в конце августа 1941 года он приехал в Саранск, на этот раз навсегда.
В Саранске он в разное время работал заместителем редактора и редактором газеты "Эрзянь правда", литконсультантом и секретарем правления Союза писателей Мордовии, редактором журнала "Сурань толт" ("Сурские огни"), ныне "Сятко".
В годы войны Никул Эркай написал ряд рассказов о фронтовой жизни: "Комендант моста", "Лошадь", "Осенние цветы" и др. Автор пишет о нерушимой дружбе народов страны, о величии и стойкости советского человека, сумевшего не только не дрогнуть перед грозным и сильным врагом, но и дать отпор фашистским агрессорам. Как отмечала критика, поэт в годы Великой Отечественной войны сделал значительный шаг в своем творческом развитии. А многие его произведения тех лет стали хрестоматийными (стихи "В землянке", "Поэтам Грузии", "Перед боем", "Сердца не разлучить", "По полю, по лесной опушке" и др.). Стихи и поэмы военных лет вошли в сборник "Кочказь лирика" ("Избранная лирика"), изданный в 1945 году.
В послевоенные годы Н.Эркай много лирических строк посвящает Родине, её обновлению, её неповторимой красоте. Его поэзия дышит задором молодости, с годами она становится мудрой по мысли, разнообразной по форме. В 1952 году был издан сборник "Стихт ды поэмат" ("Стихотворения и поэмы"), в 1953 году - "Из глубины души", в 1958 году - "Тундонь сад" ("Весенний сад"), в 1965 году - "Теплынь". В эти годы он активно сотрудничал с центральными газетами и журналами ("Литературная жизнь", "Литературная газета", "Литературная Россия", "Дружба народов" и др).
Накопив творческий опыт поэтического мастерства, Николай Лазаревич добился немалых успехов и в прозе. В 1959 году в детском журнале "Костер" была опубликована повесть "Алешка", которая была позднее переведена на многие языки народов СССР и издана массовым тиражом издательством "Детгиз". Повесть была так востребована, что автору пришлось писать продолжение, и в 1968 году вышла в свет вторая часть "Алешка в интернате". Популярными среди читателей стали повести Н. Эркая "Березовая вода" (М., 1963), "Новая родня" (М., 1966), которая на Всероссийском конкурсе на лучшее художественное произведение для детей была отмечена второй премией, а также "Митяевы мечтания" (М.,1975), посмертные повесть "Шураган" (М., 1980) и сборник рассказов "Хозяин" (1981).
До конца своих дней Николай Лазаревич не переставал создавать и поэтические произведения. Его стихи, поэмы, наполненные глубокой мыслью, философичны, полны раздумий о жизни. Вместе с тем поэт выступает и как тонкий лирик, хороший знаток человеческой души, что особенно заметно в его сборниках стихов "Мои березы" (1976), "Живу тобою" (1977).
Читателю Н. Эркай знаком и как драматург, и как переводчик. На эрзянский язык он перевел ряд произведений А. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Некрасова, И. Крылова, А. Чехова, М. Горького, Т. Шевченко, П. Павленко, В. Маяковского, Л. Украинки, М. Джалиля, Р. Тогора, Д. Байрона и др.
Н.Л. Иркаев вписал свое имя в историю мордовской литературы и страстными публицистическими выступлениями. Большинство из них опубликовано в его сборнике речей, статей, воспоминаний "Родники души" (1981). Автор ведет с читателями живой, откровенный разговор о литературе, об окружающей природе, человеческих взаимоотношениях, размышляет о времени, характере современников, о высоких гражданских качествах людей.
Никул Эркай никогда не замыкался в кругу только литературных проблем. Он жил в гуще народа, делил с ним и радость, и горести, много встречался с читателями, шел и ехал на встречи всегда с какой-то душевной приподнятостью. И, где бы он ни побывал, там долго потом помнили о нем. Это объяснялось тем, что поэт умел находить пути в души своих слушателей и с любой аудиторией быстро устанавливал контакт.
Николай Лазаревич часто приезжал на малую родину в отчий дом, охотно общался с односельчанами, у него здесь было немало друзей. Многие годы Никул Эркай дружил с семьей Заслуженного врача Мордовии, Почетного гражданина п. Ромоданово В.С. Поросенкова. Владимир Сергеевич запечатлел для нас яркий портрет друга в своих рукописных воспоминаниях: "Я благодарю судьбу за то, что мне удалось в свое время познакомиться с замечательным человеком, и горжусь этим. Им был Николай Лазаревич Иркаев (Никул Эркай). Добрый, умный, образованный человек, Заслуженный поэт Мордовии. Он был простым, душевным и общительным человеком. У людей есть примета: чем образованней человек, тем он проще, доступнее и культурнее. Эта примета применима к Николаю Лазаревичу".[2]
Н.Л. Иркаев избирался депутатом Верховного Совета СССР, Саранского горсовета, членом и секретарем правления Союза писателей Мордовии. За заслуги, достигнутые в развитии мордовской литературы, Никулу Эркаю первому присвоено звание Заслуженного поэта Мордовии (1960), он Лауреат Государственной премии Мордовской АССР (1975), награжден орденами "Трудового Красного Знамени", "Знак Почета", медалями. Его имя занесено в республиканскую Книгу трудовой славы и героизма.
Николай Лазаревич Иркаев умер 15 июня 1978 года, похоронен в г. Саранске.
В 1986 году в связи с 80-летием со дня рождения Никула Эркая его именем была названа улица в г. Саранске. В нашем районе также не забывают прославленного земляка: его именем названа новая улица п. Ромоданово. В преддверии 100 - летия со дня рождения Н.Л. Иркаева, 21 октября 2005 года, перед зданием центральной районной библиотеки был торжественно открыт бюст поэта, а библиотеке присвоено имя Никула Эркая.
Творчество Николая Лазаревича Иркаева - одно из драгоценнейших достояний мордовской литературы. О чем бы ни писал Эркай, в каком бы жанре ни выступал, отправной точкой в оценке человека для него всегда было отношение к Отечеству, к родному народу, потому что сам он - яркий пример патриота: "Люблю Россию за ее необъятную ширь, за то, что живет здесь так много народов и народностей. Мой мордовский народ тоже прочно занимает свое место на этой благодатной земле".[3]
Глава 2. История страны в творчестве Н. Эркая.
В истории каждого народа есть художники, творчество которых отражает целые этапы развития и совершенствования национальной культуры. К их числу относится и заслуженный поэт Мордовии Николай Лазаревич Эркай. Безрадостно прошло его детство, рано познал он нужду и лишения, разделив судьбу всех детей бедноты до революции.
Первой большой радостью Эркая была победа Великого Октября. Уже в ранней молодости он был захвачен бурными событиями новой жизни: поступил в комсомол, совсем юным активно включился в общественную жизнь.
Творческая деятельность Эркая началась в конце 20-х годов. Она была теснейшим образом связана с утверждением социалистического реализма в мордовской литературе.
Уже первые стихотворения Эркая свидетельствовали о том, что он не отделял задачи поэзии от общих задач строительства социализма. Под непосредственным влиянием общественно-политической работы складывались его эстетические воззрения, заключающиеся в том, чтобы всегда быть в первых рядах борцов за социализм и своими стихами приобщать людей к прекрасному.
«Земля обновилась» - так назван первый поэтический сборник Эркая. Великий Октябрь, по словам поэта, обновил землю, открыл радость свободной жизни. Поэтому он прославляет великие преобразования в стране, родном каре, стремится показать превосходство нового мира над старым, воспитать любовь и уважение ко всему завоеванному в упорных сражениях, непримиримость к пережиткам прошлого. творческий печатный
Тематический и жанровый диапазон Эркая постепенно расширялся. Так, со временем он стал шире использовать традиции национального фольклора, о чем свидетельствует поэма «Песня о Раторе», написанная в 1936 году.
В конце 30-х годов в мордовской поэзии стало явно определяться новое явление, особенность которого состояла в значительно большей свободе авторского, лирического «я». Усиление лирического начала, окрашенного в светлые, мажорные тона находит яркое отражение в произведениях Никула Эркая этого периода: «Родной край» 1938 года, «Встал Тарас…» - того же года, «Октябрьские мотивы» 1939 года, «На родной Суре» - 1940 года.
В стихотворении «На родной Суре» говорится о том, что любимая река, которая до революции слышала песни, полные печали, теперь стала рекой счастья, радости и молодости:
А кругом луга без края,
Их пройдешь не скоро,
И - друзья Суры – сверкают
Серебром озера.
Пенье девушек-эрзянок
Слышится у брода…
Широко раскрылось сердце
Моего народа! (Перевод В. Щепотева)
Эмоционально, зримо передает поэт светлое чувство любви к родной природе. Здесь «ветерок играет с темными волнами», «улыбается берег, вышитый цветами», «смеются ивы». Вся художественная ткань стихотворения подчинена созданию цельного образа весенней реки, символа бурлящей энергии строителей нового мира.
Эркай – поэт, для которого особенно дорого то, что заложено в человеке в детстве, с ранней молодости. Связь с начальными основами жизни, их переосмысление проходит через все его творчество. Обращаясь к родным местам в стихотворении «Родной край», он пишет:
Милой хаты двери я
Долго помнить буду,
Древние поверия
Долго не забуду.
Бабушкины руки я
Целовал бы нежно,
Да с тобой в разлуке я,
Домик в шапке снежной.
Этот дом доныне я
Не забыл в столице.
Пенье петушиное
По ночам мне снится… (Перевод Б. Лейтина)
Поэт стремился к органическому синтезу личного и общественного, ко все более полному выражению социалистического мироощущения, своей активной жизненной позиции.
Новое звено в творческом развитии Эркая составили произведения военных лет, которые вошли в сборник «Кочказь лирика» («Избранная лирика» 1945 года). Будучи продолжением предыдущих поисков, они в то же время обнаруживают новые черты: усиление гражданских мотивов, духовной связи писателя с народом, единство индивидуальной судьбы лирического героя с судьбами родины.
Об общности чувств советских людей, так полно проявившейся в дни войны, говорит Эркай в стихотворении «Украина», которое было написано в 1942 году.
В стихотворениях о трудовом подвиге мордовского народа в тылу Эркай выступает как истинный национальный поэт, умеющий показать жизнь своей республики, раскрыть типические черты мордовского характера. В первый же военный год он создает одно из лучших своих стихотворений «Над полями шум…»
Волосы сползли из-под платка,
Плуг плывет, в земле взрыхленной роясь,
Прошуми привет издалека,
Поклонись-ка, лес, старухе в пояс!
Жилами постромки напряглись.
Кони ржут, и спорится работа.
Корни трав с землей переплелись,
Падают на землю капли пота.
(Перевод П. Карабана)
В послевоенное время значительное место в творчестве Эркая стали занимать лирические раздумья о большом пути, пройденном родиной. Лучшие его произведения вошли в сборники «Стихть ды поэмат» («Стихи и поэмы» 1952 года), «Тундонь сад» («Весенний сад 1959 года»), «Эрямо» («Жизнь» 1970 года), изданные на родном языке, а «Из глубины души» 1953 года, «Теплынь» 1965 года, «Мои березы» 1976 года, «Живу тобою» 1977 года – на русском языке. Он ведет поиски в разных жанрах, в том числе, и в таком трудном, как поэма. В этот период им созданы поэмы «Солдат вернулся домой» (1949), и «Весенний сад» (1951), в которых автор обращается к теме труда и военной отваги, показывает могучую силу духа советских людей, раскрывает источник их героизма. Эти произведения отличала актуальность: в них Эркай изображал жизнь послевоенной колхозной деревни, характеры недавних воинов, вернувшихся в родные села.
О своеобразии его лирического таланта, заключающемся в том, что он может по-своему, как никто до него, написать о вещах, уже много раз воспетых. Об этом свидетельствуют его стихи «Сто пудов с десятины», «Шумят колосья», «Рожь - стена», «Шуми, искрись, пшеница наливная!» и многие другие.
В стихотворении «Шуми, искрись, пшеница наливная!» нарисована картина жатвы, передается радостное настроение:
Необозримо золотое море,
И по нему, куда ни кинешь взгляд,
Комбайны наши гордо проплывают,
И зыбь колосьев жатки бороздят!
Поэтизируя творческий труд советских людей, воспевая счастье мира, Эркай пользуется яркими и светлыми красками. Земледельцу рожь видится как «золотое море», песней в его душе отдается «шум колосьев, звон косы и гул машин».
Почти каждое стихотворение автор решает в определенном поэтическом ключе. Но как бы ни было разнообразно их звучание, все они связаны единством уважения к коллективному труду, образом родной мордовской земли и основного ее богатства – хлеба, воспетого с особым проникновением. Через него передает поэт всю глубину любви к сельскому труженику. Образный строй взят из крестьянской жизни, родной и близкой автору. Образная конкретность в стихах сочетается с философской глубиной.
Многие произведения, написанные в послевоенные годы, посвящены теме борьбы за мир – «Мы за мир!», «Вечером у костра», «У дедушки», «Друзьям из демократических стран» и другие. В них заметно проявились характерные изменения в творческом почерке поэта. Он достигает не только яркости, приподнятости описания, но и объемности.
Здесь, возле вечного Кремля,
Родная собралась семья:
У этих славных древних стен
Сошлись татарин и туркмен,
И белорус, и армянин,
И ненец, брат наш, и мордвин.
Они друг друга узнают.
Друг другу руки подают.
Подлинно художественно, сильное и яркое воплощение находит в стихотворении Эркая советский интернационализм. От имени простых людей, собравшихся «со всех концов родной земли», автор выражает глубокую веру в торжество идей, несущих свет свободы, правды, справедливости.
Мордовская советская поэзия со второй половины 50-х годов испытывала большой подъем. Подлинно высокая гражданственность, лиричность и эмоциональность, новые поиски в области формы – вот ее основные черты, которые ясно проявились в творчестве Эркая, в таких его сборниках, как «Весенний сад», «Теплынь», «Эрямо, «Мои березы», «Живу тобою».
Лирическое обогащение его поэзии полно отразилось в пейзажной лирике. Природа для Эркая становится объектом напряженного философского раздумья. Общение с ней пробуждает в человеке положительную энергию, радость творчества:
Шири луговые мне ковров дороже.
Росами их мою ноги поутру,
Мшисто-травяное покидая ложе
Для трудов на раннем, ласковом ветру…
(Перевод Ф. Фоломина)
Родные пейзажи дают ощущение полноты жизни. Природа, труд, любовь – все это может служить источником большой человеческой радости и эстетического наслаждения.
В стихотворении «Дороги» он раскрывает многообразие духовной жизни, переживания и думы современника, решает вопрос, извечно волнующий его, - возможность постичь содержание и смысл человеческой жизни:
Вот высокий порог. Я стою не пороге.
Омывают порог, словно реки, дороги.
А по ним дни и ночи, недели и годы
Все идут пешеходы, идут пешеходы…
Сушит зной, бьют бураны, метели молотят,
А они все проходят, они все проходят,
Бесконечны, бессчетны и неудержимы.
О, дороги! Вы – как кровеносные жилы.
Эркай по-своему ставит вопрос о человеческой ценности, активности, неуемной жажде деятельности. Поэтический образ дороги великолепно передает возвышенность, окрыленность мысли и мечты. Поэт воспринимает жизнь как бесконечное путешествие. В стихотворении отражается способность автора пережить судьбу современника так же сильно и глубоко, как свою собственную. Личность художника присутствует в каждой строке, в глубоких размышлениях.
Годы войны – это годы возмужания таланта. Небольшая по объему проза этого периода расширяет представления о творческом облике художника и дает возможность проследить путь писателя к зрелости, к таким произведениям как повести «Алешка» (1960), «Березовая вода» (1963), «Новая родня» (1965), «Митяевы мечтания» (1975), получившим признание всесоюзного писателя.
Мордовская проза военных лет по характеру была преимущественно очерковой, публицистической. Этот жанр приобрел тогда особую значимость в советской литературе. Очерки и рассказы давали возможность быстро запечатлевать действительность, помогали воспитывать волю и мужество советских людей. Писатели не только изображали отдельные эпизоды, но и воспевали раскрывшиеся замечательные качества народной души. В произведениях «Дружба», «Отцы и дети», «Комендант моста», «Казак» Эркай показывает нравственные истоки героизма.
Мордовская проза интенсивно развивалась и в послевоенное время. Не случайно в ее жанрах начинают выступать и поэты. Об этом красноречиво говорит творческая эволюция Никула Эркая. Наполнившись новыми жизненными силами, его проза достигла зрелости.
В 1954 году был опубликован сборник рассказов Эркая на русском языке. В него вошли некоторые произведения, написанные в конце 30-х годов, лучшее из прозы военных лет и новые произведения – «Старики» (1949), «Тракторы идут» (1952), «Купрян» (1954), «Беспокойный председатель» (1954) и другие.
Этот жанр стал прежде всего творческой школой. Сложившийся в нем художественный стиль нашел развитие в лирических повестях «Алешка», «Березовая вода», «Новая родня», «Алешка в интернате» и «Митяевы мечтания». Повести и свидетельства Эркая свидетельствуют о том, что мордовская проза отражает самые крупные проблемы современности, по-своему вторгается в трудную и сложную диалектику национального и всеобщего. Новым в них является углубленное внимание к сложностям жизни, стремление разобраться в них, пробудить в читателе жажду к собственному ее изучению.
В формировании литературного мастерства замечательную роль сыграла повесть «Алешка», которая стала началом новых поисков и свершений, выявила большие возможности писателя в области детской прозы. Популярность Эркая закрепилась окончательно после выхода повести «Новая родня», которая на Всероссийском конкурсе на лучшее художественное произведение для детей (1965-1966) получила вторую премию. В этих книгах ярко отразились особенности его дарования – живое воображение, позволяющее просто и увлекательно развернуть сюжет, умение писать мягко, тепло, лирично.
В повести «Алешка» идет большой и сложный разговор о самом главном – воспитании – подрастающего поколения, смысле жизни советского человека. Это произведение наиболее совершенно и с художественной точки зрения. Главный герой его – подросток, через восприятие которого показаны и природа, и люди, и труд в коллективе.
Нелегко сложилась жизнь Алешки. Его отец, пройдя всю войну, погиб на границе уже в мирные дни, а мать умерла. Но в колхозе он нашел настоящих друзей. Это Андрейка, Петр Дмитриевич, председатель колхоза Иван Ефимович, заведующий фермой Егор Васильевич и другие герои произведения. Герои Эркая живут интересной, содержательной трудовой жизнью. Особенно ярко изображены в повести дети, и в первую очередь Алешка, образ которого является одной из наиболее ярких удач автора.
Все лето Алешка работает подпаском. В работе раскрывается для него большой и сложный мир человеческих отношений, он учится радоваться добру, распознавать и ненавидеть зло. Трудолюбие – основная черта его характера, постоянно подчеркиваемая автором. Мальчик всегда находит возможность помогать взрослым, своему другу Андрейке.
В этой повести Никул Эркай сумел увидеть мир глазами подростка во всей его прелести и поэтичности, а также трудности, которые неминуемо встают перед человеком, вступающим в жизнь. Писатель умеет тонко передать психологическое состояние героя. Он достигает этого разнообразными художественными средствами, особенно часто прибегая к внутренним монологам и пейзажным картинам.
Повесть «Алешка» - важный этап творческого развития Эркая-прозаика. Она покорила читателя поэтическими описаниями богатой природы Мордовии, превосходно передающими ее простор и многоцветность, зорко подмеченными переменами, происшедшими в жизни, некогда угнетенного народа. Обращает на себя внимание лиричность повествования и проникновение во внутренний мир героя. «Настроение» окружающего передается ему: он вместе с лесом, вместе с рекой ощущает себя частью целого.
Эркай и в поэзии, и в прозе настойчиво ищет цветовую гамму, которая была бы способна выразить красоту природы. Вот очень точное описание пейзажа осеннего поля: «Хоть и опустело оно, но красы своей не потеряло. Ярко зеленела отава люцерны. Над этим зеленым морем возвышались пузатые стога сена. По-прежнему солнце щедро лило свои лучи, но тепла стало меньше, уже не лето. Поле стало как будто больше, расширилось: теперь оно проглядывалось от края до края – каждая морщинка была заметна».
Реалистическое описание природы является одним из наиболее сильных и выразительных средств раскрытия психологии человека. Пейзаж органически связан с происходящими событиями, с душевным состоянием людей. При помощи его писатель создает соответствующее настроение, углубляет характеристику образа. Он овеян глубокой поэзией, всегда полон мысли и чувства.
Беречь и обогащать красоту родной земли, украшать ее трудом, формировать высокие нравственнее идеалы своего современника – таково эстетическое кредо писателя.
Говоря о книгах детских писателей, Л. Соболев отмечал: «В этом же ряду, но в любопытном повороте стоит прелестная повесть писателя Никула Эркая. Здесь пробуждение нового сознания в подростке происходит при соприкосновении со злобными пережитками собственничества в мрачной натуре бывшего подкулачника, а ныне работника колхозной животноводческой фермы Федьки». Писатель «интересно, глубоко и самобытно решает темы современности», книга его «полна ярких национальных красок».
Эркай создавал свои произведения, исходя из убеждения, что литература «должна вырастить своего юного читателя истинным гражданином, готовым стать героем не только в битве с силами природы, со стихийными бедствиями, но и в сражениях нравственных, которые подчас происходят в мирной, как говорят, будничной жизни, - в битвах за справедливость, за счастье людей. Таким могут воспитать ребенка книги правдивые, психологически тонкие, свободные от малейшего налета фальши, которую детское сердце ощущает особенно остро и болезненно».
Судьба героя повести взволновала юных читателей. Об этом свидетельствуют многочисленные письма, полученные автором от детей разных национальностей. В каждом из них выражено желание узнать, как в дальнейшем сложилась судьба полюбившегося им героя. Это обстоятельство натолкнуло его на мысль продолжить повесть. Через восемь лет в 1968 году он выпустил вторую часть повести «Алешка в интернате» . В этом же году обе части вышли на русском языке в издательстве «Детская литература». Само название говорит о том, что писатель рассказывает историю жизни мальчика в новых для него условиях. При этом решается та же проблема – духовное становление, нравственное воспитание юного героя, которое происходит под влиянием опытных педагогов, и прежде всего, Якова Ивановича, директора интерната.
В повести «Березовая вода» (1963) центральное место занимают уже образы молодежи: Михаила Каргина, его жены Анки, Якова Печайкина. Это сложные интересные характеры, обрисованные всесторонне и психологически убедительно. В центре внимания – духовный мир человека, утверждение в нем моральных качеств, процесс формирования стойких убеждений, который проходит не просто, но без надуманных трудностей, призванных «очеловечить» героев.
Народ – главный объект художественный интересов писателя. Воплощением народной силы и мудрости в повести «Березовая вода» является дед Потап – человек, влюбленный в людей, в природу, во все живое, что его окружает. В том, как крепко стоит он на земле, как гордится природными богатствами родного края, как оберегает их от всяких стяжателей типа Васина, убедительно раскрывается его индивидуальность.
Дед Потап – настоящий хозяин земли. вместе с годами он впитал в себя мудрость жизни, понимание того нового, к чему стремится молодое поколение. Именно поэтому он становится помощником и единомышленником Михаила Каргина. Его, умудренного жизненным опытом, до глубины души возмущает поведение тех, кто губит природу. Писатель раскрывает истинный гуманизм этого старого человека, крестьянина с прямой и открытой душой, не терпящего несправедливости, чуткого к горестям окружающих. Рядовой труженик приобщен к общечеловеческим проблемам. Он активно вмешивается в жизненные процессы, размышляет нал ними: «Завести бы нам на манер лесного охотничье, грибное, рыбное хозяйство – вот тогда бы браконьеру крышка, тогда читай ему, рабу божьему, отходную. Первое дело – лесной продукт появился бы в магазинах, и продавать его на базаре по дешевке расчету бы не было».
В повести «Березовая вода» писатель исследует сложные, остросовременные вопросы, стремится постичь смысл тех изменений в отношениях людей, в быту, которыми отмечено время, и вместе с тем выявляет и развенчивает социальное, моральное зло, мешающее утверждению всего подлинно человеческого.
Через все произведение проходит величественный и могучий образ лесной присурской природы, в общении с которой находят радость и красоту, которую берегут герои. Возвышенное чувство слитности с природой, со всем миром – существенная черта эстетического идеала писателя.
В повести «Березовая вода» все подчинено детальному раскрытию внутреннего мира героев – изображение отдельных сцен, пейзажей, подбор самобытных, наиболее выразительных слов мордовской народной речи.
Художественное исследование характера человека, его мысли, чувства, труд – таков предмет изображения писателя. Эркай верен ему в своих повестях «Алешка», «Березовая вода», а также «Новая родня» (1965), в которой писатель обращается к теме Великой Отечественной войны. В этом произведении Эркай рассказал о том, что пережили во имя победы советские люди на полях сражений и в тылу. Серьезно и просто, без сентиментальности и мелодраматизма он повествует о детях, первых столкновениях их с жизнью, о печальных встречах с жертвами войны. Вместе со взрослыми дети несут на себе все тяготы сурового времени.
Действие развертывается далеко от фронта – в мордовской деревне Курмыши, жители которой принимают самое активное участие в борьбе своей страны. Основное в книге – прославление человечности, дружбы, патриотического подвига детей в годы великих испытаний, изображение формирования характера подрастающего поколения.
Среди юных школьников автор выделяет Мику и Юку. В поступках, спорах друг с другом, во взаимоотношениях со старшими раскрываются свойственные для их возраста черты, романтическая мечта о подвигах во имя Родины. С тех пор, как ушел на фронт отец, Мика не знает покоя. Вместе с Юккой, отец которого тоже сражается с фашистами, он тайно готовится к побегу на фронт. У них есть и пароль: «Время идет, война не ждет!». Уже в начале повести раскрывается умение автора индивидуализировать образы. Мика – практичный, предусмотрительный, медлительный и обстоятельный, а Юка скор на решения, всевозможные выдумки, но у него всегда что-то не получается. Вместе с тем у ребят много общих черт. Они жаждут сделать что-то большое, стремятся помочь взрослым, мечтают быть рядом с отцами на фронте.
Эркай не ограждает героев от драматизма событий, сталкивая их с трудностями военных лет. Вот и Мика и Юка после неудачной попытки бежать на фронт везут раненых и полуживых от голода ленинградских детей. Еще по дороге, забыв на время о побеге, они делятся своими дорожными запасами с ними.
Глубоко и правдиво показывает Эркай размышления и заботы юного Микки, связанные с тем, что его мать Марфа Учайкина взяла на воспитание ленинградскую девочку Галинку. Тонкий психологизм – достоинство повести Никула Эркая «Новая родня». Исследуя становление личности подростка, он связывает его с движением истории. Индивидуальные судьбы героев изображаются на фоне судьбы страны во время суровых испытаний. .
Повесть «Новая родня» определила новую, более высокую ступень развития военной темы в творчестве Эркая и всей мордовской литературе. Эркай раскрывает ее не только как тему потерь, но и как тему нравственных приобретений, народного подвига, победы человечности и мужества. Люди маленькой, далекой от военных действий деревни, простые крестьянки, их дети делают все, чтобы приблизить победу над врагом. При этом нравственные и художественные задачи Никул Эркай решает с точки зрения народного миропонимания. Это проявляется в его умении видеть общее в судьбах простых людей, в чутком понимании языка, в стремлении достичь ясности и наполнения слова, в поэтическом восприятии природы и жизни вообще.
Говоря в целом о прозаических произведениях писателя, в идейном плане во всех них можно найти много общего. И это, прежде всего, - воспитание человека труда, красоты его души. Красной нитью проходит через них и идея гуманизма, гражданского подвига народа и яркое отражение истории нашей страны. Эркай умеет оригинально вести авторскую речь. В ней мы видим нежную, откровенную любовь художника к родному краю.
.
Заключение.
Пройдя большую и сложную творческую эволюцию, Н. Эркай явился создателем цельного литературного наследия, которое можно оценить как значительное явление и достижение мордовской литературы. В его произведениях нашли отражение закономерности процессов, формировавших художественную систему мордовской литературы XX века и ее основных составляющих: поэтику жанров, своеобразие лиро-эпического повествования, специфику предметной изобразительности. Отдельные ее элементы содержат в себе несомненные признаки художественного новаторства, творческой индивидуальности автора. Это касается и сферы характерологии, и разработки повествовательных форм, и сложной структуры внутренней речи персонажа, и многофункционального использования деталей предметного мира. Все это составляет особенности поэтики Н. Эркая.
Творчество Эркая многогранно. Разные судьбы его героев, разный возраст и разные натуры. Но всех их роднит одна особенность: в каждом гармонично сочетаются лучшие качества национального характера с моральными чертами нового человека, советского общества. Во всех своих произведениях он показывает высокоморальных и трудолюбивых людей, которые для справедливого исхода дела готовы на все.
Итак, в этой работе мы рассмотрели:
Список литературы
[1] Ермакова О.Н. Писатель, поэт – гражданин[Текст]:/О.Н. Ермакова//Победа. – 2011. – 20 мая
[2] Поросенков В. Достойный сын своего народа. [Текст]:/В. Поросенков// Победа. – 1991. – 21 мая.
[3] Ермакова О.Н. Писатель, поэт – гражданин[Текст]:/О.Н. Ермакова//Победа. – 2011. – 20 мая
Твёрдое - мягкое
Снежный всадник
Снежная сказка
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Позвольте, я вам помогу