В наши дни школьная форма – предмет жесточайших споров среди школьников, их родителей и учителей. Аргументы обеих сторон одинаково имеют право на существование. Но были времена, когда такие споры показались бы, как минимум, странными, а форма была обязательной частью жизни каждого ученика. Сейчас в России нет единых правил относительно школьной формы. Конкретные фасоны и сам факт ношения формы регулируют отдельные школы исходя из своих представлений о дисциплине и прекрасном. Наша школа тоже не стала исключением в этом вопросе, на протяжении многих лет в школе был классический стиль , светлые , белые рубашки и блузки, серые пиджаки, брюки и юбки. Администрация школы заметила, что такую форму учащиеся не очень любят и предпочитают, поэтому в этом учебном году произошли новшества она приобрела более молодежный свободный вид , вместо пиджаков, жилетов ввели свитшоты , для общеобразовательных классов свитшоты синего цвета, для математических - бордового цвета.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_bayronova_buyanova.docx | 150.01 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г.Улан-Удэ
Муниципальное Образовательное Автономное Учреждение
«Физико-математическая школа №56»
XХIX республиканская научно – практическая конференции школьников
«Шаг в будущее»
«Влияние школьной формы на поведение и сознание современных подростков»
Выполнили: Байронова Алина Сергеевна и Буянова Светлана Алексеевна
ученицы 7 «М» класса
Руководитель: Туманова Екатерина Вячеславовна,
учитель истории и обществознания
г. Улан-Удэ
2022г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….. .2
Глава I. История школьной формы в России ……………………………………4
1.2. История школьной формы в XX веке………………………………………...7-9
1.3. Актуальность школьной формы в современное время …………………… 9-10
1.4. Достоинства и недостатки школьной формы………………………………...10-11
Глава II. Влияние школьной формы на сознание и поведение подростка …......12
2.1 Практические исследования…………………………………………………...12-13
2.2. Результаты исследования……………………………………………………. ..14
Заключение………………………………………………………………………... ..14
Список используемой литературы…………………………………………………15
Приложения…………………………………………………………………………. 16-20
Введение
В наши дни школьная форма – предмет жесточайших споров среди школьников, их родителей и учителей. Аргументы обеих сторон одинаково имеют право на существование. Но были времена, когда такие споры показались бы, как минимум, странными, а форма была обязательной частью жизни каждого ученика. Сейчас в России нет единых правил относительно школьной формы. Конкретные фасоны и сам факт ношения формы регулируют отдельные школы исходя из своих представлений о дисциплине и прекрасном. Наша школа тоже не стала исключением в этом вопросе, на протяжении многих лет в школе был классический стиль , светлые , белые рубашки и блузки, серые пиджаки, брюки и юбки. Администрация школы заметила, что такую форму учащиеся не очень любят и предпочитают, поэтому в этом учебном году произошли новшества она приобрела более молодежный свободный вид , вместо пиджаков, жилетов ввели свитшоты , для общеобразовательных классов свитшоты синего цвета, для математических - бордового цвета. Изменения школьной формы, тоже вызвало споры, недопонимания, противоречия среди учителей, родителей и учащихся
Однажды дедушка показывал семейный альбом, мы нашли фотографию, когда он был таким же школьником, как и я сейчас. Это было 1 сентября 1966 года. На нем была белая рубашка и темно серая форма.
Нашли фотографию бабушки и мамы, когда они стали первоклассницами, когда первый раз пошли в школу.
И у мамы, и у бабушки была нарядная школьная форма. Платье с белым фартуком, на рукавах манжеты, воротнички украшены белыми кружевами. Белые банты в волосах дополняли праздничный образ. И мы сразу вспомнили свой первый день в школе. Но у меня и у девочек была совсем другая форма. Меня заинтересовал вопрос, какую форму носили школьники раньше, почему форма изменилась и почему некоторые дети вообще не носят школьную форму. Так возникла тема нашей исследовательской работы «Влияние школьной формы на поведение и сознание современных подростков».
Цель исследовательской работы: выяснить, какое влияние оказывает школьная форма на поведение и сознание современных подростков , нужна ли современным школьникам форма.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи :
1. Узнать из разных источников историю школьной формы:
2. Провести опрос среди своих одноклассников и их родителей о том,
3. Проанализировать результаты опроса и сделать выводы.
Объектом исследования являются: ученики 7-8 классов МАОУ ФМШ №56 , в возрасте 13-15 лет.
Предмет исследования: Необходимость в школе единой формы для учащихся.
В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования:
Теоретический – изучение и анализ литературы и различных информационных источников по данной теме, анализ фото и визуальных документов
Практический – анкетирование и анализ опросов, математическая обработка данных, построение диаграмм. опрос подростков , которые будут участвовать в анкетировании.
Гипотеза работы о школьной форме: Школьная форма напрямую влияет на обучение и воспитание, дисциплинирует и позволяет сосредоточиться. Школьная форма оказывает положительное влияние на психологическое здоровье школьника. Я думаю, что исследовательская работа поможет мне определиться в отношении к школьной форме и будет способствовать возникновению интереса к моей теме у учеников, и желанию носить школьную форму.
Глава I. История школьной формы в России XIX века
Любая одежда — от стесняющей движения юбки-карандаша и строгого костюма до гавайских рубашек и вечерних платьев — влияет на поведение человека. Единообразную форму одежды для обозначения принадлежности к определенной группе впервые использовали члены монашеских орденов. С появлением в XVII веке постоянных армий носить униформу начали военные. Первый опыт введения школьной формы был предпринят в XVI веке в английской благотворительной школе для детей из бедных семей «Приют Христа», однако повсеместной эта практика стала лишь через 200 лет.
Школьная форма должна была оказывать дополнительное дисциплинарное воздействие на учеников, приучая детей к тому, что они находятся в особом социальном пространстве, где действуют свои правила и порядки. В странах с разной политической системой форма может иметь прямо противоположные функции: либо подчеркивать элитарность учащихся, либо, наоборот, уравнивать детей из семей с разным достатком. За два века существования школьной формы в России одна и та же одежда выполняла все функции. Предпосылки введения школьной формы в Российской империи возникли в начале XIX века. Учрежденное Александром I Министерство народного просвещения (МНП) в 1804 году приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», который разделил страну на шесть учебных округов с университетом во главе. Гимназические платья официально регламентированы не были, однако воспитанники престижных гимназий и пансионов заимствовали мундиры у студентов своих учебных округов.
Школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы. Впервые обязательную школьную форму в Российской империи ввел Николай I, и с тех пор она неоднократно менялась в зависимости от предпочтений того или иного правителя. В наши дни школьная форма – предмет жесточайших споров среди школьников, их родителей и учителей. Аргументы обеих сторон одинаково имеют право на существование. Но были времена, когда такие споры показались бы, как минимум, странными, а форма была обязательной частью жизни каждого ученика.
Школьная форма появилась в 1834 году. Обязательная для всех гимназистов форма была введена императором Николаем I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года, все учащиеся подведомственных МНП учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Парадные мундиры, детали которых имели ту же цветовую гамму, были украшены золотыми галунными петлицами. У каждого из этих учебных заведений был свой цвет выпушки на фуражке: у Первой Санкт-Петербургской гимназии — красный, у Второй — белый, у Третьей — голубой. Тогда и был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров. Но тогда форма была введена лишь для мальчиков. В 1896 году утверждено положение о гимназической форме для девочек. С тех пор школьную форму неоднократно изменяли, отменяли и вводили заново.
Воспитанники престижных школ — гимназий, реальных и коммерческих училищ — при Николае II продолжали носить парадный синий мундир. Учащиеся промышленных, городских и духовных училищ, а также сельскохозяйственных и ремесленных школ на праздники наряжались в тужурки и куртки.
Форма учащихся средних учебных заведений имела полувоенный характер. Сходные по фасону фуражки, шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами.
У учащихся гимназий были светло-синие фуражки с черным козырьком, цветным кантом и эмблемой. Эмблема прикреплялась к околышу и представляла собой две серебряные пальмовые ветви, между которыми размещались инициалы города, номер гимназии и буква "Г" (например, "СПБ.3.Г." или "М.5.Г."). Летом на тулью фуражки надевался чехол из коломянки. Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Кроме того, в морозы надевали башлык цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.
Повседневная форма гимназистов состояла из суконной гимнастерки синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой, на которой были выгравированы и закрашены черной краской те же буквы и цифры, что и на эмблеме. Брюки у гимназистов были черные, без канта. Ботинки были черные, на шнуровке. Летом гимназисты носили коломянковые гимнастерки с серебряными пуговицами. Старшеклассники обычно ходили не в гимнастерках, а в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. В некоторых гимназиях гимнастерки и куртки приняты были не синие, а серые, брюки же всегда были черного цвета. Гимназисты имели также выходную форму - мундир, темно-синий или темно-серый, однобортный, с обшитым серебряным галуном воротником. Этот мундир носили и с ремнем, и без ремня (вне школы). К мундиру надевали крахмальный воротничок.
Учителя и прежде всего надзиратели строго следили за соблюдением всех правил ношения костюма. Гимназистам строго запрещалось носить разные по цвету предметы костюма, например, серую блузу и черные брюки. Костюм должен был быть только черного цвета. Однако ученики старших классов гимназии зачастую носили разные по цвету брюки и костюм.
Школьная форма для девочек была закреплена на государственном уровне на 60 лет позже мальчишеской. Екатерина II основала первое в Российской империи учебное заведение для женщин — Смольный институт благородных девиц — в 1764 году. Помещенные в институт девочки на долгие годы оказывались изолированными от негативного, по мнению императрицы, влияния невежественного окружения. Одним из орудий «облагораживания» девушек была форменная одежда, цвет которой становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых. В течение следующего века в Российской империи возникло множество образовательных учреждений для женщин, в том числе училища, школы и гимназии. По примеру Смольного в них вводилась школьная форма, однако ее внешний вид зависел только от пожеланий руководства учреждений. Гимназическая форма для девочек была утверждена в 1896 году. В отличие от воспитанниц Смольного, гимназистки носили не цветные шелковые, а коричневые шерстяные платья, поверх которых повязывался фартук: черный — по будним дням, и белый — по праздничным. У разных гимназий оттенки коричневого варьировались, некоторые ученицы приходили на занятия в платьях в клеточку. Повседневные платья воспитанниц институтов благородных девиц шили из забытой теперь шерстяной материи - камлота:
- самые младшие ученицы (от 5 до 7 лет) носили кофейные или коричневые платья;
- от восьми до десяти - голубые или синие;
- от одиннадцати до тринадцати - серые;
- старшие гимназистки носили белые платья.
Платья были закрытые, одноцветные, самого простого покроя. C ними носили белый передник, белую пелеринку и, иногда - белые рукавчики.
Среди заведений для мальчиков стоит выделить Царскосельский Лицей. С самого момента его основания там существовала специальная форма, лицейский мундир. Лицеисты носили темно-синий кафтан с красным стоячим воротником. Мундир дополнял белый камзол и белое же белье. В 1825 году, когда решался вопрос о форме для учащихся петербургских гимназий, за основу был взят именно мундир Лицея.
Создание школьной формы в советские времена
В начале своего существования советская власть решительно отвергает старую форму для учащихся в ряду других "пережитков прошлого". Школьная форма признается одним из атрибутов порабощения и зависимости ученика. Конечно, имели место и чисто экономические причины - средств на пошив формы не было ни у обнищавшего государства, ни у не менее обнищавших родителей. Массовая ликвидация безграмотности и доступность школьного и высшего образования всем слоям общества делали школьную форму несущественной, если не вредной, и ее отмена в тех реалиях облегчила многим жизнь. Впрочем, в 1948 году форму вернут в средние школы. Еще раньше в некоторых учебных заведениях, например, в ремесленных и технических училищах или пионерских лагерях вводили форменную одежду. В средних школах форма была почти полностью скопирована с гимназической и приобреталась за счет семьи.
После революции 1917 года ВЦИК принял декрет «О единой трудовой школе», который упразднил разделение школ на разного вида училища и гимназии. Старая униформа была отменена как символ принадлежности к высшему сословию и пережиток буржуазного прошлого. Кроме того, у государства не было средств для того, чтобы обеспечить формой всех детей РСФСР. Школьники ходили на учебу в том, что могли позволить себе их родители, некоторые донашивали одежду старших братьев и сестер.
После социалистической революции 1917 года форма была отменена. Возрождение школьной формы происходит только в 1948 году уже в Советском Союзе. Источником вдохновения послужила старая гимназическая форма: гимнастёрки с поясами и фуражки у мальчиков. У девочек - классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант (см. приложение 4).
Платья были украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты.
В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, а форма девочек осталась прежней.
В 1975–1976 учебных годах серые костюмы были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем – символом просвещения. А вот старшеклассникам полагался синий костюм с синей эмблемой на рукаве, но помимо солнца и раскрытой книги было еще стилизованное изображение атома.
В 1984 году для старшеклассниц был введён костюм синего цвета, состоящий из юбки – трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу.
Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».
У мальчиков брюки и куртка заменились на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Это форма значительно уступала оригинальности полюбившимся удобным курточкам.
Считается, что школьную форму отменили в 1991 году, после распада СССР. На самом деле, это не совсем так. В 1991 году школьную форму отменили и согласно Временному положению о государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР решение о ношении школьной формы должен был принимать Совет общеобразовательного учреждения. И, если вначале отмена школьной формы обрадовала, то с каждым годом сторонников возвращения формы становится все больше.
А с 1992 года после принятия закона «Об образовании» введение школьной формы никакими нормативными документами не регламентировалось, и решение о ее введении на практике принималось самостоятельно органами управления школ (совет школы, родительский комитет, общешкольное родительское собрание, попечительский совет).
Но мечта о централизованном введении школьной формы жила все эти годы. Конечно, времена изменились. Единая школьная форма для всех регионов страны - задача почти невыполнимая и, по большому счету, ненужная. Оценивая нынешнюю ситуацию и предыдущий исторический опыт можно сказать, что школьная форма обладает рядом преимуществ, о которых нельзя забывать - она способствует организации учебного процесса, позволяет создать единство и чувство сопричастности в рамках каждой конкретной школы. При этом совершенно очевидно, что школьная форма, прежде всего, должна быть удобной, практичной и не вызывать отторжение у учеников, оставляя им право на эксперимент и индивидуальность.
Только кадеты и курсанты военных училищ никогда не изменяли традиции и всегда ходили в форме.
Таким образом, в большинстве развитых стран мира школьная форма является предметом гордости, т.к. она подчеркивает принадлежность к престижным учебным заведениям, в некоторых странах форменная одежда становится особо модным атрибутом в одежде молодежи. Осознание того, что форма может быть стильной и модной может привести российских школьников к желанию иметь такую же форму.
1.3. Актуальность школьной формы в современное время
Владимир Путин, предложив «подумать» над введением школьной формы, снова актуализировал давно уже ведущуюся в обществе дискуссию о том, в чем ходить в школу.
В.В.Путин, выступая 31 марта 2013 года на конференции «Общероссийского народного фронта» в Ростове-на-Дону, заявил о необходимости введения школьной формы. «Школьная форма в стране должна быть»,- сказал Глава государства.
Тема школьной формы неожиданно оказалась в центре внимания не только общественности, но и властей. Идею унификации одежды, в которой дети ходят на занятия, уже поддержал министр образования России Дмитрий Ливанов.
«Безусловно, необходимо стандартизировать вопросы, касающиеся школьной одежды на федеральном уровне, всех тех вопросов, которые касаются внешнего вида учеников, но, в то же время, мы точно не сможем одеть всех школьников в нашей стране в одну и ту же одежду», – заявил чиновник.
«Мы совершенно точно должны ввести единые требования, но вместе с тем каждый ученик должен чувствовать себя комфортно в классе, и школьный класс, и помещение школы не должны быть местом, где возникают какие-то различия», – подчеркнул Ливанов.
Вольности в одежде демонстрируют социальное неравенство. Именно этот аргумент чаще всего высказывают сегодня при обсуждении инициативы Главы государства о введении формы.
«У нас идет довольно сильное имущественное расслоение общества, а у детей не должно возникать комплекса неполноценности из-за того, что у соседа по парте одежда дороже, моднее, лучше», – заявила газете «ВЗГЛЯД» доктор психологических наук, сопредседатель экспертного совета при комитете Госдумы по делам семьи, женщин и детей Галина Семья.
«Индивидуальность ребенок может проявлять своим хобби, занятиями в кружках, секциях, участием в различных конкурсах, на уроках труда и домоводства», – считает Галина Семья.
С тем, что в школе не следует показывать финансовые возможности родителей, согласен и член Общественной палаты России Николай Сванидзе.
Против ярмарки тщеславия в классах выступает и председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. «Школа – это не место для ярмарки тщеславия», – заявил он ИТАР-ТАСС.
Некоторые публицисты утверждают, что вводить форму для борьбы с неравенством – мера запоздалая, поскольку дети миллионеров и дети кухарок давно учатся в разных школах.
На самом деле, это в какой-то степени актуально для Москвы.
А вот в провинции, где элитарных школ и гимназий нет, дети, пусть не миллионеров, но местных богачей, вполне могут учиться в одном классе с детьми из семей среднего достатка, а то и вовсе малообеспеченных. Сторонники формы уверены, что она не только сглаживает имущественные противоречия. Есть еще одно достоинство.
«Форма позволит почувствовать каждому школьнику причастность к корпорации – корпорации школьников, тут есть определенный элемент формирования причастности, солидарности к своей социальной группе», – считает Михаил Федотов.
Достоинства :
1. Равенство. Если в одной школе учатся дети бедных и состоятельных родителей, то школьная форма уравнивает их материальное положение, потому что по внешнему виду трудно определить, кто есть кто. Богатые школьники не могут щеголять в своих дорогих нарядах, а дети из малообеспеченных семей не будут чувствовать себя ущемленными из-за того, что их родители не могут купить им такую же красивую и модную одежду, как у других.
2. Соблюдение определенного дресс-кода в школе позволяет ученикам почувствовать всю серьезность учебного процесса, что приводит к лучшей дисциплине и успеваемости. Возможность же приходить на занятия в обычной одежде отвлекает детей от учебы, мешает им сосредоточиться и негативно влияет на дисциплину.
3. Безопасность. Школьников в специальной форме видно как в школе, так и на улице. Если в школу заходят незнакомцы, их сразу видно на фоне детей в форме. Это может обезопасить учеников от нападения хулиганов на школьной территории.
4. Школьная форма способствует укреплению чувства единства учеников и командного духа, а также способствует улучшению качества коллективной работы. Эмблема или герб школы может использовать определенные цвета, которые присутствуют и в одежде школьников, вследствие чего они, будучи в школьной форме, при победе на соревнованиях или выездных конкурсах, могут испытывать гордость за свое учебное заведение.
5. Главный аргумент, который приводят защитники школьной формы, заключается в том, что купить комплект униформы намного дешевле, чем собирать ребенку целый гардероб на весь школьный год. Заплатил один раз — и можно больше не думать о том, в чем отправить ребенка в школу. Для бедных родителей это большое подспорье.
Недостатки
1. Рано или поздно ученики могут начать бунтовать и испытывать отрицательные эмоции по отношению к школьной форме. Это может происходить тогда, когда на некоторые мероприятия им часто позволяется приходить без формы. В таком случае школьная форма становится уже не предметом гордости от того, что ученик принадлежит к тому или иному учебному заведению, а поводом для негативного к нему отношения.
2. Общепринятый в определенном учреждении дресс-код лишает человека индивидуальности и возможности самовыражения. Навязанные ограничения в ношении одежды часто не дают ему полностью раскрыться и чувствовать себя свободным.
Но главное, учителя в школах с обязательной формой тратят огромное количество времени на то, чтобы контролировать ношение этой самой формы. Все это выливается в минуты и часы постоянных замечаний, придирок и дискуссий о длине носков, правильных ботинках и степени проглаженности рубашки, которые можно было бы потратить на то, чтобы выучить что-нибудь полезное из уроков.
Если школьная форма комфортна в ношении и нравится ребенку, то о недостатках можно с легкостью забыть!
Глава II. Практическое исследования на тему «Влияние школьной формы на поведение и сознание современных подростков»
Анкета
1.Носили ли Вы школьную форму? а) Да; б)Нет
2. Качество школьной формы: а) Устраивает; б) Не устраивает
3. Предпочтение стиля школьной формы: а) Официальный; б) Современный; в) Другое
4. Считаете ли Вы, что школьная форма должна быть обязательной? а) Да; б) Нет
5. Дисциплинирует ли школьная форма учеников? а) Да; б) Нет
6. Назовите достоинства школьной формы (свой ответ)
7. Назовите недостатки школьной формы (свой ответ)
8. Вам нравится носить школьную форму? а) Да; б) Нет
9. Ваше мнение о школьной форме: а) За; б) Против
Для выявления мнений молодежи насчёт школьной формы был проведён учащихся МАОУ ФМШ №56. Общее количество опрошенных составляет 120 человек. Анкетирование включало в себя следующие вопросы:
Анализ и интерпретация полученных данных позволили сформулировать следующие выводы:
В ходе анализа результатов опроса было выявлено следующее: обязательная школьная форма – это не всегда верный шаг для дисциплины учеников. В наше время большинство подростков стараются следить за модными трендами, так как индустрия красоты очень востребована. Следует учитывать, что они проводят в школе большую часть своего времени, в среднем по 6 часов. И это время важно проводить в одежде, которая удобна и практична. Для многих сочетания одежды – это не просто способ выделиться, а желание выразить себя иначе, стремление показать другим своё настоящее «я». Получается, что детям сейчас нужно ни сколько единство, сколько свобода в самовыражении и внешнем виде, даже во время учебы. Из этого можно сделать вывод, что заключения подростка в какие-либо рамки приводит к негативным последствиям и это действительно актуальная проблема сейчас.
Заключение
Таким образом, мы пришли к следующим выводам, что школьная форма имеет свои плюсы и свои минусы. В ходе исследовательской работы, анализируя историю школьной формы с самого начала и по сей день, мы многое узнали о том, когда появилась школьная форма в России, в чем была необходимость её введения. Если подойти к вопросу совместно с подрастающим поколением, учитывая предложения ребят, усмотрение администрации и родителей, то в ходе всех действий можно было получить форму, которая устроила бы всех и ребята носили бы её с удовольствием. Из результатов опроса, мы узнали, что школьная форма не так удобна для наших учеников. Делая выводы, мы можем сказать, что школьная форма, как и любая повседневная одежда, должна быть практичной, удобной, комфортной, модной, а самое главное – приносить удовольствие!
Список используемой литературы:
Приложения:
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Финист - Ясный сокол
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Рисуем кактусы акварелью
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Золотая хохлома