Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути.
Имеются определённые цели, Но к большому сожалению нет цели в том , чтобы ребёнок или подросток попробовал изучить свою будущую профессию с практической точки зрения.
Как показали результаты проведенного нами опроса старшеклассников, что перед поступлением в профессиональные учебные заведения им бы хотелось более подробнее знать о специфики и особенностях профессии и желательно её практическая составляющая, но к сожалению школа им такой возможности не даёт.
Изучив правовую базу по данной теме , мы сделали вывод , что в документах имеется пункт о проведении профориентационных проб, это мы можем наблюдать в письме министерства Просвещения РФ от 18 августа 2022 г. N 05-1403 о направлении методических рекомендаций где и представлено описание профориентационных мероприятий на базовом и основном уровне. Но на деле чаще всего используется иной формат профориентации:
- профориентационные уроки; онлайн-диагностика; онлайн-платформы;
- мультимедийные выставки и др.
Таким образом , для создания правовой базы о профориентационной практики предлагаю внести в законодательство по трудовому, гражданскому и образовательному праву следующее:
Однозначно данные нововведения не должны быть оторваны от реального рынка труда. Поэтому и школьной администрации и отделу администрации местного самоуправления по дела молодёжи нужны связи с реальными работодателями. Можно договориться с разными организациями о встречах с ключевыми фигурами той или иной профессиональной индустрии, чтобы они рассказали детям о внутренней кухне профессии. Может быть, даже об ознакомительных стажировках на территории работодателя - ведь большинство детей не имеют представления об элементарных вещах, касающихся рабочих процессов. Старшеклассникам уже вполне можно поручить какие-то простые рабочие функции, главное - дать им возможность окунуться в рабочую атмосферу. Профориентационная практика должна коснуться всех учащихся. Но это не должно быть в принудительном характере , особенно в тех случаях , когда ребёнок отправляется на практику по той профессии , которая не интересна. Ученику и его родителям нужно помочь осознать основания своего выбора - для этого на протяжении всего обучения в школе развивается культура выбора. Также школьникам может понадобиться помощь в том, чтобы спланировать свою деятельность, оценить собственные силы, определить адекватные дедлайны. Главное, что итоговый выбор всегда должен совершать сам учащийся. Это принципиальная позиция школы.
Соответственно необходимо провести активную агитационную работу по выбору профессии. Школа должна иметь программу профориентационной практики по направлениям и профилю, входящая в основную программу воспитательной работы образовательного учреждения. Поэтому необходимы дополнения в Федеральный закон об образовании, о котором говорилось выше, чтобы у школы были все основания по формированию программы профориентационного курса по направлениям, которые должны выбирать сами учащиеся. Чтобы задействовать всех учащихся, а классы определяет само учреждение , необходимо данное положение фиксировать в аттестате с пометкой о прохождении профориентационной практики. Сам план мероприятий должен осуществляться только после обсуждения администрацией школы и работодателя , возможное осуществление подписания договоров о прохождения профориентационной практики на базе предприятия. Однако многим работодателям не выгодно предоставлять возможность ребятам пройти практику не имеющие практических навыков. Данный вопрос решить сложно из-за финансовой составляющей. Поэтому школа, имеющая финансовые ресурсы или во взаимодействии с органами исполнительной власти на местах так же имеющие в резерве финансовые средства, принимают решение о компенсации расходов на проведения профориентационных мероприятий. Тогда возможно работодатели будут охотно идти на сотрудничество.
В современной школе недооценивается важность знаний о мире профессий, о прогнозах изменений на рынке труда. Для совершенствования работы по сопровождению профессионального самоопределения в школе необходимы технологии конкретных практик профориентации, т.е. инструменты и методы работы. Однако воплотить идеи о создании профориентационной практики для школьников возможно только проведя коррективы в правовых документах на различных уровнях.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 79.09 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС МОЛОДЁЖИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЛУЧШУЮ РАБОТУ «МОЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»
____________________________________________________
Региональный этап
Секция: «Образование, наука, здравоохранение и культура»
Тема:
«Формирование правовой базы для осуществления профориентационной практики в образовательном учреждении»
Автор: Коробских Владислав Владимирович
Учащиеся 8 «Б» класс,
МОУ СОШ №5 г. Всеволожска, Ленинградской области
Научный руководитель: Хабибуллин Рамиль Миннахметович,
учитель истории и обществознания МОУ СОШ №5 г. Всеволожска
Ленинградской области
Место выполнения работы: МОУ СОШ №5 г. Всеволожска
Ленинградской области
2023г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...….3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………................21
Список литературы……………………………………….……………………….22
Приложение 1 ….………………………………………………….........................24
Приложение 2 ….………………………………………………….........................25
Введение
В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. На современном этапе развития общества одна из важнейших задач - подготовка специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики. Профориентационной работе в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания, отсутствуют в штате специалисты, которые отвечали бы за этот фронт социально-педагогической работы и отсутствие специальных организаций, работающие строго в этом направлении. Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или ионной сфере экономики, показывающие высокую производительность труда - важный стратегический ресурс для государства и общества, гарантирующий стабильность и рост. Подготовка таких специалистов - одна из главных задач всей образовательной системы государства. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы на всех ступенях образования. Выбор профессии для школьников - это очень важное жизненное решение. В старших и выпускных классах выбор профессии для школьников встает особо остро. Проводимые теоретические мероприятия по профориентации не дают целостную картину мира о будущей профессии. Многие молодые люди, заканчивая, после школы профессиональные учебные заведения, в которые они попали по причине «просто куда - то пойти учиться», активно начинают трудовую деятельность по профессии и через некоторое время бросают работу. Объяснить это можно тем, что молодёжь в полной мере не понимает с какими трудностями придётся столкнуться, выйдя работать по профессии. Поэтому необходимо создать нормативно - правовую базу для создания в школе практического курса профориентационной работы при поддержке органов власти и работодателей.
Исходя из актуальности и степени изученности материала, цель исследовательской работы заключается в изучении вопроса о создании правовой базы для осуществления профориентационной практики в образовательном учреждении.
Объект исследования: нормативно-правовая база в системе образовании.
Предмет исследования: правовая база для реализации практики по профориентационной работе.
Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить имеющиеся документы о правовых основах профориентационной работы в образовательном учреждении;
- выделить основные проблемы молодежи;
- подготовить вопросы и провести социологическое исследование;
- проанализировать результаты исследования и сделать соответствующие выводы;
- внести предложения к формированию правовой базы для проведения профориентационной практики в образовательном учреждении.
Профессиональная ориентация в современном обществе это не только совокупность мероприятий, которые позволяют человеку выбирать профессию с учетом его запросов и возможностей. И в этот момент система профориентационной работы должна работать с высокой интенсивностью, объединяя и родителей, и профессиональные учебные заведения, и медицинских работников, и психологов, и специалистов предприятий и учреждений. Как показывают социологические исследования, существует целый ряд проблем, которые препятствуют полноценной профориентационной работе:
Профориентацию в школах необходимо проводить с учетом кадровых потребностей общества. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-физиологических и производственно-технических мер по оказанию подросткам помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Несмотря на множество разработанных и применяемых профориентационных методик и тестов, профдиагностика не способна дать точного ответа на вопрос о том, какая именно профессия подходит конкретному подростку и станет делом его жизни. В большинстве своем существующие методики способны определить только сферу профессиональной деятельности, к которой у подростка есть профессиональная склонность и личный интерес. При этом в результатах тестирования чаще всего выдается очень обширный перечень подходящих подростку профессий. И, чтобы сделать выбор из предложенного перечня профессий, подростку необходимо не просто собрать как можно больше информации об этих профессиях, но и погрузиться в профессиональную среду. Только возможность освоить и попробовать на практике некоторые профессиональные навыки предложенных профессий позволит подростку понять, какая из них в наибольшей мере подходит именно ему. Поэтому при разработке методического обеспечения профориентационной работы в школе все чаще указывается на необходимость применения методов «погружения» в профессию. Подобную функцию «погружения» могут выполнять и традиционные словесные приемы изложения учебного материала: мотивирующее объяснение, рассказы о профессиях, беседы о профессиональных и жизненных планах учащихся и пр.
Однако все активнее в научной и учебной литературе обсуждается необходимость организации для учащихся активных профессиональных проб или профориентационной практики. Теоретики и практики профориентационной работы сходятся во мнении, что обязательное участие подростка в профессиональных пробах в различных видах профессиональной деятельности будет способствовать большей информированности об условиях и особенностях профессиональной деятельности, развитию познавательного интереса к выбранной специальности и соответственно повысит уровень его готовности к выбору будущей профессии. Поэтому столь важно не просто продиагностировать школьника и дать ему готовое решение, но и научить его самого делать выбор и принимать решение в ситуации множества подходящих ему профессий.
Проводимая на современном этапе профориентационная работа пока находится не на должном уровне, поскольку не приводит к четкому выбору будущей профессии всеми выпускниками школ. Мы провели опрос среди учащихся 8-11 классов по вопросу о выборе будущей профессии. Как показали результаты проведенного нами опроса старшеклассников, только треть из опрошенных окончательно определились в выборе будущей профессии (Приложение 1) . Подобная ситуация выявлена и с выбором учебного заведения для получения профессии. Имеют четкий перечень учебных заведений, в которые планируют поступать, только 27–39 % опрошенных (Приложение 1). При этом отмечается удивительная особенность у опрошенных: несколько большую долю составляют те, кто определился с учебным заведением, а не с профессией, то есть они решили, куда будут поступать, но не до конца определились с будущей профессией. Что влияет на выбор профессии , многие ребята отмечали ответы о давлении со стороны родителей ( Приложение 2). А вот на вопрос о том , что помогло бы в выборе будущей профессии учащиеся отмечали вариант о прохождение профориентационной практики (Приложение 2). Они поясняли это тем , что перед поступлением в профессиональные учебные заведения им бы хотелось более подробнее знать о специфики и особенностях профессии , но к сожалению школа им такой возможности не даёт. Приведенные цифры вызывают особую тревогу в современных условиях, когда рынок труда требует от молодежи как можно более раннего профессионального самоопределения и выбора пути своего образования по будущей профессии. Кроме того, сами вузы в большей степени желают видеть среди своих абитуриентов тех выпускников школ, которые уже полностью определились в выборе профессии и готовы к ее освоению.
Описанный в многочисленных источниках опыт профориентационной работы со школьниками, несмотря на все свое многообразие, не позволяет говорить о стопроцентном охвате всех школьников услугами именно индивидуального профориентационного консультирования.
Большинство подростков, особенно учащиеся 9 классов, крайне низко мотивированы на выбор профессии и мало интересуются данным вопросом, на консультацию по профориентации они приходят только по указанию своих родителей; родители чаще проявляют активность и заинтересованность в вопросе выбора профессии, что, несомненно, накладывает на них и большую ответственность за принятое решение и выбор. Подростки могут так и оставаться отстраненными и незаинтересованными в получении результата профдиагностики.
В вопросе выбора будущей профессии школьники в первую очередь сосредотачиваются на выборе перечня школьных предметов для сдачи ЕГЭ и только потом пытаются определиться со специальностью для поступления. Однако практика приемных кампаний в вузе показывает, что иногда для выбранной выпускником специальности требуется несколько иной перечень ЕГЭ, чем сданный школьником, что существенно ограничивает шансы на поступление на желаемую специальность. Для устранения подобных ситуаций необходимо заблаговременно проводить профориентационую работу со старшеклассниками, чтобы они заранее могли выбрать и подготовиться к соответствующим экзаменам для поступления.
Таким образом, для повышения результативности профориентационной работы со школьниками необходимы совместные усилия всех заинтересованных субъектов, что в итоге приведет к сбалансированности запросов экономики страны с устремлениями самой молодежи, а также поможет молодым людям в построении профессиональной карьеры и достижении личного успеха.
Профориентации является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения. Основные цели профориентации как важнейшего элемента государственной кадровой политики определяются следующим образом:
– обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
– достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
– прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности.
Развитие профориентации во многом определятся состоянием ее нормативно-правовой базы и её основных статей и тезисов , в которых отражена суть профориентационной работы.
В рекомендациях Международной Организации Труда № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов «(Женева 23.06.1975 г.) отражена суть понятий профориентации и кто должен помогать в осуществлении программы:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Пункт 2. В целях настоящей Рекомендации определение терминов "ориентация" и "подготовка" термином "профессиональная" означает, что ориентация и подготовка направлены на определение и развитие способностей человека к продуктивной и удовлетворяющей его трудовой жизни и, вместе с различными формами образования, на развитие способности отдельного лица сознавать и, индивидуально или коллективно, оказывать влияние на условия труда и на социальную среду.
II ПОЛИТИКА И ПРОГРАММЫ.
Пункт 11. Государства-члены должны, в первую очередь, стремиться: к привлечению внимания молодых людей к важности выбора общего и профессионального образования, учитывая в полной мере существующие перспективы занятости и направления экономического и социального развития, а также их личные склонности и интересы.
Статья 5. Политика и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки подготавливаются и осуществляются в сотрудничестве с организациями работодателей и работников, и, - когда необходимо и в соответствии с национальным законодательством и практикой - с другими заинтересованными органами.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 г. № 124 Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г. указывается возраст, когда можно официально проводить профориентационную работу:
Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости в соответствии с законодательством РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.
Согласно названному закону профориентационные мероприятия проводятся с подростками, достигшими 14 лет. Таким образом, основной объект профориентационной работы - это выпускники 9-11 классов. Однако для большей эффективности и результативности данной работы необходимо начинать применение методов профориентационного информирования с детьми более раннего возраста. Независимо от возраста ребенка и проводимой теоретической работы, в документе отсутствует положение о практическом знакомстве с профессией и проведение курсов профориентационной практики, что является большим пробелом.
Согласно Постановлению Минтруда № 47/1995 направлениями реализации профориентационной работы являются:
- оказание услуг по профдиагностике и выбору профессии;
- содействие в получении образования по выбранной профессии;
- помощь в трудоустройстве и обеспечение занятости;
- содействие в профессиональном росте и продвижении;
- первоочередное предоставление профориентационных услуг безработным гражданам и социально незащищенным группам населения;
- совершенствование работы учреждений и служб, оказывающих профориентационные услуги;
- содействие международному сотрудничеству субъектов профориентационной работы.
В данном постановлении ничего не сказано о практической профориентации.
В Трудовом кодексе Российской Федерации принятый Государственной Думой 21 декабря 2001 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. отражены права подростков о начале трудовой деятельности:
ГЛАВА 11. Заключение трудового договора
Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.
В документе закреплены основные моменты о начала трудовой деятельности подростков. Это даёт право органам исполнительной власти полномочия по организации профориентационной работы среди молодёжи и в том числе осуществлять тесное сотрудничество образовательных организаций и работодателей, где органы исполнительной власти будут выступать посредником.
В Поручении Президента Российской Федерации от 19.03. 2011 г. № Пр-634, был утвержден комплекс мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования.
Он предусматривает:
- создание сети учреждений, реализующих мероприятия по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования.
На региональном уровне было принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2016 N 170 «Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и работодателей для оценки потребности в квалифицированных рабочих и специалистах по профессиям и специальностям среднего профессионального образования»; утвержден Порядок взаимодействия ИОГВ и работодателей, разработанный Комитетом по образованию. Об организации в 2016 году деятельности по признанию профессиональных образовательных учреждений ресурсными центрами подготовки специалистов Санкт-Петербурга.
Согласно статьям Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», региональные органы исполнительной власти г. Санкт-Петербурга начали проводить ряд мероприятий , направленные на профориентационную работу.
Издаются на основе и во исполнение законодательства об образовании, Устава образовательной организации.
В письме министерства Просвещения РФ от 18 августа 2022 г. N 05-1403 о направлении методических рекомендаций представлено описание профориентационных мероприятий на базовом и основном уровне:
- профориентационные уроки;
- профориентационная онлайн-диагностика;
- профориентационные мероприятия по выбору;
- создание образовательной программы для педагогов-навигаторов;
- профориентационные онлайн-платформы;
- профессиональные пробы.
Данный формат (профессиональные пробы) реализуется на базе образовательных организаций, в том числе осуществляющих профессиональную подготовку (профессиональные образовательные организации и организации высшего образования), организаций дополнительного образования.
Сегодня видение государством системы профориентационной работы в российских школах отражено в ряде стратегических документов. Национальный проект РФ «Образование» предусматривает реализацию двух стратегических целей: вхождение России до 2024 г. в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций . Одним из оснований реализации этих стратегических целей является создание новых подходов к профориентации школьников. Некоторые федеральные проекты, входящие в состав нацпроекта «Образование», посвящены ранней профориентации детей и молодежи. Например, в федеральном проекте «Современная школа» сформулирована задача: к 2024 г. осуществлять реализацию общеобразовательных программ в сетевой форме в 70 % организаций начального, основного и среднего общего образования, что будет способствовать формированию устойчивой профессиональной ориентации школьников. В другом федеральном проекте - «Успех каждого ребенка» - на профориентацию направлены проекты «Проектория» и «Билет в будущее». «Проектория» - это сайт по бесплатной профориентации для детей, предлагающий школьникам поучаствовать в решении современных технологических задач от крупных компаний и инженерных вузов. В документе декларируется, что в обмен участники смогут получить образование, стажировку, трудоустройство или другое поощрение от заказчика. «Билет в будущее» - проект ранней профориентации для учащихся 6-11-х классов. Федеральным оператором проекта является Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Проект предполагает проведение предварительного диагностического тестирования учащихся, после которого они могут принять участие в профессиональных пробах.
Для проведения профпроб возможна организация выездной площадки (очный формат) в организациях профессионального и дополнительного образования, центрах опережающей профессиональной подготовки и т.п., либо онлайн-формат, реализуемый через сеть интернет для совместной работы: профессиональные пробы на основе платформы, вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п.
Профпроба может быть реализована на трех уровнях:
- Демонстрационный: мероприятие носит условно практический характер. Участник получает комплексную информацию о процессе, условиях и результате профессиональной деятельности. Может носить характер медиапрезентации или наблюдения за реальной работой профессионала (профессионалов).
- Моделирующий: профессиональная проба предлагается участнику через модель деятельности. Модель может быть виртуальной (компьютерной), работой на тренажере, игровой (деловая игра, и т.п.), реализована через решение реальной профессиональной задачи (кейса).
- Практический: предполагает реальную деятельность в профессиональном направлении. Достижение реального профессионального результата с использованием реальных средств в реальных профессиональных условиях.
Профессиональные пробы осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом РФ. При составлении профессиональной пробы, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности, учитываются возрастные особенности обучающихся.
Таким образом, изучив нормативно-правовую базу , можно сделать вывод, что начиная с документов международного уровня и до Федеральных законов РФ чётко отражено понятие профориентационная работа. Во многих нормативно-правовых актах не затрагивается тема о принятии статей, обязующие органы исполнительной власти , руководителей образовательных организаций и руководителей предприятий о создании программы курса профориентационной практики для учащихся образовательных учреждений. Только в методических рекомендациях Министерства Просвещения говориться о профессиональных пробах, но все находится на уровне рекомендаций, что не является основанием для проведения профориентационных практик для школьников в обязательном порядке.
Происходящие в мире изменения социально-экономического характера и модернизация рынка труда приводят к быстрому устареванию профессий с одновременным неуклонным ростом требований к квалификации работника.
В данном пункте мы рассмотрим системы профориентации школьников в Великобритании, Франции и США, которые включают концептуальные подходы, принципы, методы и содержание профориентационной работы.
В Великобритании накоплен многолетний опыт рационального использования трудовых ресурсов, начало которому было положено в 1909 году, когда правительство приняло меры по сокращению экономических потерь от неэффективной организации трудоустройства населения в стране и созданию специальных бюро по трудоустройству подростков в рамках государственных бирж труда.
Основную работу по профориентации учащихся в образовательных учреждениях выполняли профсоветники. Недостатком их работы было применение диагностического подхода (тестов способностей, вопросников выявления интересов, личностных тестов), исключающего активность самого опрашиваемого, для рекомендаций учащимся той или иной профессии. Эти рекомендации носили поверхностный характер, так как результаты тестовых испытаний были трудно сопоставимы с психофизическими характеристиками избираемых профессий, и общее их толкование не устраивало учащихся.
Повышению самостоятельности учащихся при принятии решений о выборе профессии уделяется основное внимание в профориентационной работе в школах Великобритании. Усилия профсоветников в школе направлены на организацию занятий по профессиональному просвещению учащихся, проведение ознакомительных экскурсий на предприятия, выявление преобладающих интересов и склонностей учащихся, развитие коммуникативных умений в процессе тренинговых занятий, оказание содействия в трудоустройстве учащихся, проведение индивидуальных занятий по уточнению профессиональных планов учащихся, выявление позиции родителей относительно дальнейшего профессионального пути их ребенка, а также на оказание помощи в принятии учащимися самостоятельных решений о будущей профессии. Главная отличительная особенность британской системы профориентации - совмещение профориентации с помощью по трудоустройству.
В средней школе, помимо дальнейшего личностного развития учащихся, все большее значение придается приобретению ими практического опыта в той или иной профессии. В учебный процесс вводятся различные имитационные программы с использованием активных форм и методов обучения. Обязательной составляющей учебного процесса в средней британской школе является трудовая практика.
Школьная профориентация является составной частью профориентационной системы Великобритании. Профориентация начинается на ранних этапах школьного обучения и продолжается в течение всего периода пребывания ребенка в школе, а также в "переходный период" от окончания школы до поступления в вуз или на работу и далее сопровождает трудовой путь взрослого человека.
Профессиональная ориентация учащихся во Франции развивалась поэтапно с 20-х годов XX века и прошла в своем развитии три исторические модели:
• идеалистическая механистическая модель (20 - 50-е годы XX века);
• технократическая модель (60 - 80-е годы XX века);
• воспитательная модель (с начала 90-х годов XX века).
В основе идеалистической механистической модели профессиональной ориентации учащихся лежала диагностическая концепция, согласно которой профориентация воспринималась как установление наилучшего (идеального) соответствия между требованиями профессии и личностными характеристиками учащегося. В 40 - 50-х годах XX века во Франции появились частные профориентационные бюро, которые обучали клиентов "правильно" отвечать на вопросы тестов для более выгодного представления кандидата перед работодателем.
С 1996 года Министерство образования Франции начало внедрение концепции "воспитания ориентации", основной целью которой является формирование у молодежи культуры профессионального самоопределения.
Концепция "воспитания ориентации" строится на основе следующих принципов:
• непрерывность (создание педагогами условий для разработки учащимися профессионального проекта, развитие умения их самостоятельной ориентации в мире профессий и путях подготовки к избранной профессии на протяжении всего периода обучения в колледже, лицее, вузе);
Главным в данной концепции является определение учащегося как "автора" своей учебной и профессиональной ориентации, его субъектная позиция и самостоятельность в выборе жизненного пути.
Основными методами профориентационной работы являются:
• методы информирования (знакомство с профессиями через систему профориентационных уроков, посещение выставок, ярмарок, просмотров видеофильмов и слайдов о профессиях и т.д., экскурсии на предприятия в виде информационного визита или сеанса наблюдения;
• методы консультирования (информирование, диагностирование, беседа в форме группового обсуждения после просмотра фильма о профессии, биографический метод в форме обсуждения в группе рассказа учащегося от имени человека определенной профессии).
В цикле "наблюдения и адаптации" колледжа (6-й класс) профориентационная работа сводится к изучению личности учащегося, определении его способностей, склонностей, уровня знаний.
В "центральном" цикле колледжа (5 - 4-й классы) профориентационная работа дополняется знакомством учащихся с миром профессий. С 5-го класса колледж предлагает выбрать для изучения дополнительные предметы (древние языки, углубленное изучение иностранного языка, опытные или технологические науки и т.д.). С 4-го класса учащиеся могут, по желанию, пройти стажировку на предприятии в форме "ознакомительного визита" или "сеанса наблюдения".
Цикл "ориентации" колледжа (3-й класс) является "разветвляющим", по окончании которого учащийся должен определить свой дальнейший учебный путь.
Циклы "определения" и "выпускной" относятся к лицейской ступени образования. Во Франции существует два типа лицеев с профильным характером обучения: общеобразовательный и технологический и профессиональный. В лицее происходит сближение учебной и профессиональной ориентации.
"Выпускной" цикл (с 1-го по выпускной класс) лицея - завершающий этап школьного обучения, на протяжении которого учащиеся готовятся к сдаче выпускных экзаменов. Профориентационная работа в этот период направлена на информирование о различных учебных заведениях профобразования, правилах поступления в них, условиях обучения, перспективах трудоустройства.
Профориентация учащихся в США как самостоятельная научно-практическая система прошла несколько этапов развития.
Например, программа "От школы к работе" принята в США на федеральном уровне специальным актом в 1994 году. Ее цель - улучшение подготовки американской молодежи к самостоятельной трудовой жизни. Обучаясь по такой программе, учащиеся получают более полное представление о различных сферах труда на практике, что позволяет им осознанно сделать выбор своей профессиональной карьеры, основываясь на собственном практическом опыте. Программа охватывает подростковый и старший школьный возраст (от 13 до 19 лет) и включает два направления: для учащихся, которые планируют после школы поступать в колледжи или вузы, и для тех, кто собирается работать.
Другой вариант подготовки школьников к выбору пути продолжения образования или трудоустройства - углубленные академические занятия по программе колледжа в течение двух последних лет обучения в школе (11 - 12-й классы). Такая подготовка позволяет выпускникам продолжать образование без вступительных экзаменов. В колледже учащиеся выполняют различные практические задания в лабораториях и на производстве, приобретают умения как для исследовательской, так и для исполнительской, рутинной работы. Все это происходит под руководством специалистов, которые составляют для школьников различные программы обучения.
В 1998 году в США была создана новая информационная сетевая база данных о профессиях (O*NET). В ней наиболее полно представлены сведения как о рабочих профессиях, так и о профессиях, требующих среднего и высшего образования. Информация о каждой профессии содержит следующие пункты: содержание деятельности, условия работы, квалификационные требования, средства деятельности, требования к профессиональным качествам, профессиональное образование, медицинские противопоказания, родственные профессии, а также перечень учебных заведений, в которых готовят тех или иных специалистов.
Создание O*NET послужило началом разработки других программных продуктов, использующих информацию, представленную в компьютерной сети. Так, программа "Career Zone", подготовленная министерством труда штата Нью-Йорк, предлагает понятное для детей описание профессий из сетевой базы данных O*NET. Она включает три способа поиска данных: поиск профессии по названию; использование встроенной программы оценки интересов для создания соответствующего им перечня профессий; выбор внутри определенной группы специальностей, которые характеризуются общностью навыков. Для знакомства школьников с миром профессий предлагаются также 60-секундные видеоролики, рассказывающие о содержании интересующей профессии и об учебных заведениях, где ее можно приобрести. Использование сетевой базы данных позволяет значительно повысить эффективность профориентационной работы.
Опыт профориентационной работы со школьниками, накопленный в экономически развитых странах мира, свидетельствует о понимании важности вопросов профориентации молодежи в повышении эффективности организации и использования трудовых ресурсов, снижения социальной напряженности на рынке труда и может представлять значительный интерес для совершенствования системы профориентации в российских школах.
Каждое новое поколение молодых людей сталкивается в своей жизни с выбором профессии и будущего дела. Поэтому профориентационная работа всегда была актуальна для молодежи, особенно для подростков - выпускников школ. Кроме востребованности этой работы у молодого поколения необходимость выбора подходящей профессии важна и для экономики страны. Именно специалисты, готовые полностью реализовать себя в любимой профессии, смогут обеспечить рост конкурентоспособности отечественной экономики. Таких специалистов можно подготовить из числа социально активных выпускников школ, которые характеризуются как ответственные личности, способные к осознанному выбору профессии. Именно к подготовке таких идеальных выпускников должна стремиться современная школа.
Однако школьники сталкиваются с проблемой о выборе профессии, о которой мы говорили выше. В образовательных организациях активно проводятся профориентационные работы, приглашаются специалисты , организуются выставки , конкурсы, выездные экскурсии и т.д. В сети интернета, по телевидению, в СМИ можно наблюдать, как идёт агитация и популяризация тех или иных профессии, которые могут выбрать учащиеся для своей будущей деятельности. Нормативно-правовая база тоже даёт такие возможности , но на практики не всё в полной мере реализуется. Многие выпускники поступают в профессиональные учебные заведения не по интересу и зову сердца ,а от не информированности и отсутствия практических знаний. Для плодотворной работы по профориентационной деятельности среди детей и молодёжи предлагается провести следующую работу , согласно нижеперечисленным тезисам:
1) существенно доработать и изменить методики профдиагностики, чтобы они позволяли более детально и точечно определять склонность подростка к новым профессиям, соответственно необходимо внести изменения в план работы социального педагога или специалиста курирующий вопросы профориентации;
2) увеличить количество специалистов по профориентации в образовательных учреждениях региона, которые будут курировать данный вопрос, вести переговоры с работодателями и с представителями исполнительной власти.
3) активно готовить педагогов и психологов образовательных организаций к оказанию психолого-педагогической и информационной поддержки школьников в их профессиональном самоопределении. В частности, в процессе подготовки студентов в педагогических вузах необходимо ввести освоение курса, посвященного самоопределению и профессиональной ориентации учащихся.
3) создавать условия для освоения подростками навыков и умений будущей профессии, то есть проведение профессиональных проб;
4) внести изменения в календарно-учебный план пункта об обязательном прохождении профориентационной практики;
В Федеральном документе ( №124-ФЗ от 24.07.1998) мы наблюдаем , что осуществление профессиональной профориентационной работы можно начинать с 14 лет , соответственно это прекрасный старт для подготовки и реализации проекта по созданию практического профориентационного курса. С юридической точки зрения , с подростками на время прохождения профориентационной практики можно заключать трудовой договор (ТК РФ ст.63).
Таким образом , для осуществления плана профориентационной работы среди учащихся образовательных учреждений и создания правовой базы о профориентационной практики предлагаю внести в законодательство по трудовому, гражданскому и образовательному праву следующее:
Однозначно данные нововведения не должны быть оторваны от реального рынка труда. Поэтому и школьной администрации и отделу администрации местного самоуправления по дела молодёжи нужны связи с реальными работодателями. Можно договориться с разными организациями о встречах с ключевыми фигурами той или иной профессиональной индустрии, чтобы они рассказали детям о внутренней кухне профессии. Может быть, даже об ознакомительных стажировках на территории работодателя - ведь большинство детей не имеют представления об элементарных вещах, касающихся рабочих процессов. Старшеклассникам уже вполне можно поручить какие-то простые рабочие функции, главное - дать им возможность окунуться в рабочую атмосферу. Профориентационная практика должна коснуться всех учащихся. Но это не должно быть в принудительном характере , особенно в тех случаях , когда ребёнок отправляется на практику по той профессии , которая не интересна. Ученику и его родителям нужно помочь осознать основания своего выбора - для этого на протяжении всего обучения в школе развивается культура выбора. Также школьникам может понадобиться помощь в том, чтобы спланировать свою деятельность, оценить собственные силы, определить адекватные дедлайны. Главное, что итоговый выбор всегда должен совершать сам учащийся. Это принципиальная позиция школы.
Соответственно необходимо провести активную агитационную работу по выбору профессии. Школа должна иметь программу профориентационной практики по направлениям и профилю, входящая в основную программу воспитательной работы образовательного учреждения. Поэтому необходимы дополнения в Федеральный закон об образовании, о котором говорилось выше, чтобы у школы были все основания по формированию программы профориентационного курса по направлениям, которые должны выбирать сами учащиеся. Чтобы задействовать всех учащихся, а классы определяет само учреждение , необходимо данное положение фиксировать в аттестате с пометкой о прохождении профориентационной практики. Сам план мероприятий должен осуществляться только после обсуждения администрацией школы и работодателя , возможное осуществление подписания договоров о прохождения профориентационной практики на базе предприятия. Однако многим работодателям не выгодно предоставлять возможность ребятам пройти практику не имеющие практических навыков. Данный вопрос решить сложно из-за финансовой составляющей. Поэтому школа, имеющая финансовые ресурсы или во взаимодействии с органами исполнительной власти на местах так же имеющие в резерве финансовые средства, принимают решение о компенсации расходов на проведения профориентационных мероприятий. Тогда возможно работодатели будут охотно идти на сотрудничество.
В современной школе недооценивается важность знаний о мире профессий, о прогнозах изменений на рынке труда. Для совершенствования работы по сопровождению профессионального самоопределения в школе необходимы технологии конкретных практик профориентации, т.е. инструменты и методы работы. Однако воплотить идеи о создании профориентационной практики для школьников возможно только проведя коррективы в правовых документах на различных уровнях.
Заключение
В глобальных изменениях рынка труда, социальной среды, развития технического прогресса и цифровизации, актуальным вопросом становится - место человека и его труда в этих процессах. Труд человека и его эффективность зависит от многих составляющих факторов. Какое профессиональное будущее он видит перед собой, какие навыки и компетенции он должен освоить, чтобы реализовать свои возможности и эффективно применить их в стремительно изменяющемся мире. Профориентация - система мероприятий, направленных на подготовку молодежи и взрослого населения к выбору профессии, содействий в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию, соответствующую его интересам и возможностям, принося пользу обществу. Решение этого важного вопроса происходит порой стихийно, случайно и опирается на стереотипы.
Большинство учащихся затрудняются в выборе будущей профессии. Уже на последних стадиях выпускных экзаменов ребята не знают какую специальность выбрать , хотя наше исследование показало , что часть ребят знают в какое учебное заведение поступят, но с профессией остаётся неопределённость. Профориентационные мероприятия не дают должного результата и не помогают учащимся определиться с профессией. Зачастую они просто не понимают специфики профессии , профессиональных компетенций , трудовых обязанностей и т.д. Проведённое исследование среди учащихся старших классов показало положительную реакцию о проведении , в рамках учебного курса, профориентационной практики. Цель этой практики , поближе познакомить учащихся с интересующей профессией, о её основных трудовых обязанностях , специфики, трудностях и о перспективах.
Таким образом, для осуществления плана профориентационной работы среди учащихся образовательных учреждений и создания правовой базы о профориентационной практики мы предложили внести некоторые изменения и дополнения в законодательство по трудовому, гражданскому и образовательному праву.
Список литературы
Интернет ресурсы:
[Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
[Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/136694/
[Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334897/
[Электронный ресурс] – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027
Приложение 1
Рис.1
Рис. 2
Приложение 2
Рис. 3
Рис. 4
Астрономы получили первое изображение черной дыры
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Ручей и камень
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Заколдованная буква