Изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков. В работе представлено исследование о таких символах Гражданской войны как будёновка, "революционные шаровары", тачанка, папаха, революционный плакат "Ты, записался добровольцем?"
Вложение | Размер |
---|---|
neofitsialnye_simvoly_gv1.docx | 45.68 КБ |
Открытая городская научно-практическая конференция
«Сибирь в годы Гражданской войны 1918-1922г.г.»
Тема: «Неофициальные символы Гражданской войны»
Направление: «Изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков»
Автор: Сойко Анастасия Владимировна,
МБОУ ««Далайская СОШ № 11», 11 класс
Руководитель: Динисова Валентина Николаевна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ «Далайская СОШ №11»
г. Зеленогорск, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение…………………………………………………………..…...Стр 3
2. Основная часть.
2.1. «В будёновке лихой…»…………………………………….………….. 5-6
2.2. «В тачанке огневой…»……………………………………………….... 7-8
2.3. «Революционные шаровары»…………………………………………. 9-10
2.4. «Только серая папаха лихо сбита набекрень…» ….……………….11-12
2.5. Ты записался добровольцем?»…..……...……………………………13-14
3. Заключение…………………………………………………….…………15
4. Список информационных источников…………………………………16
Для меня Гражданская война – это не только цепь исторических событий. С нею связано большое количество символов. Интерес к ним у меня появился после знакомства с исследовательской работой 2009 года учеников нашей школы «Топонимика Далайского сельского совета». Моё внимание привлёк топоним «Красноармейское поле». Тут же я натолкнулась ещё на непонятное мне слово «буржуйка». Посмотрела объяснение. Многие называют печку-буржуйку атрибутом, символом Гражданской войны. Стало интересно: а какие ещё существуют символы Гражданской войны? Так появилась цель моей работы.
Цель работы: исследование Гражданской войны в Сибири через символы и атрибуты.
Задачи. Выяснить:
Актуальность работы: в 2022 году – столетие окончания Гражданской войны.
Предмет работы: символы Гражданской войны.
Объект работы: Гражданская война в Сибири.
Методы: изучение и обобщение, анализ и синтез научно-популярной литературы и материалов сети Internet, фотографий из семейных альбомов земляков, сайтов Краеведческих музеев, исследовательских работ обучающихся «Далайской СОШ №11».
Гражданская война в России породила множество неофициальных военных атрибутов, предметов военного снаряжения, обмундирования и даже вооружений, вся эта революционная атрибутика вошла навечно в историю нашей страны. Большинство, казалось бы, исконно революционного снаряжения и обмундирования между тем представляло собой наследие бывшего царского режима.
Проведя устный опрос среди земляков на тему: «Какие символы Гражданской войны вы знаете?», я выяснила, что представители моего поколения даже не понимают, о чём я спрашиваю, а вот люди старшего поколения назвали мне следующие символы: тачанки, конница, будёновки, «буржуйки», кожаные куртки и кожаные шаровары, пулемётные ленты, каракулевые папахи, плакат «Ты записался добровольцем?».
Далее я попросила земляков посмотреть свои семейные альбомы и найти на старых фотографиях изображения объектов, ставших символами Гражданской войны. Я не ожидала, что о такой далёкой и для многих неизвестной войны будет найдена довольно большой объём информации. Для меня было важно, что фото-опрос подтолкнул моих респондентов к поиску утраченной информации о своих родных и близких, имеющих отношение к Гражданской войне. Больше всего было представлено фотографий людей в военной форме, частью которой были будёновки.
В годы Гражданской войны будёновка приобрела символическое значение для Красной Армии и всех, кто поддерживал большевиков.
В советской военно-исторической литературе утверждалось, что будёновка была создана в 1918—1919 годах специально для Красной армии. Однако в 1990-е годы в российской научно-популярной литературе и публицистике стала распространённой версия о том, что подобный головной убор в составе комплекта новой формы разработали ещё в годы Первой мировой войны для предполагавшихся «парадов Победы» русской армии в Берлине и Константинополе. Согласно этой версии, новая парадная форма хранилась на складах и в войска не поступала, а уже после Октябрьской революции была использована для обмундирования бойцов Красной армии.
Впоследствии шлем, ставший ярким признаком принадлежности к Красной армии, неофициально называли по именам военачальников, под командованием которых находились первые из воинских частей, куда поступило новое обмундирование — М. В. Фрунзе («фрунзевка») и С. М. Будённого («будёновка»). Последнее название прижилось и стало обиходным, скорее всего потому что С.М. Будённый пережил М.В. Фрунзе
Официальная история этого уникального головного убора Красной Армии закончилась летом 1940 года. Всего год будёновка «не дожила» до начала Великой Отечественной войны. 5 июля 1940 г. был опубликован приказ № 187 Народного комиссара обороны СССР, заменявший будёновку в качестве зимнего головного убора шапкой-ушанкой. Такое решение было принято по итогам советско-финской войны: командование докладывало о том, что буденовки не обеспечивают достаточной защиты от холода.
Подтверждением этого факта являются фотографии моих земляков периода Великой Отечественной войны в будёновках. Фактически все они, ушедшие на фронт в 1941 г., имеют в своей экипировке будёновку. См. Приложение №1 (Фотографии в будёновках)
В 1941-1942 гг. буденовки в качестве головного убора оставались в некоторых действующих частях Красной Армии, а в партизанских отрядах, военных училищах и школах, в ряде тыловых частей буденовку использовали до 1944 года. Кстати, по некоторым данным, не особенно жаловали буденовку сами красноармейцы. Зато в 1950-е - 1960-е годы буденовку стали [1]усиленно популяризировать в массовой советской культуре. В послевоенный период буденовка широко использовалась в качестве гражданского детского головного убора, приобретя огромную популярность.
Вторым по популярности неофициальным символом Гражданской войны являются Красноармейские конница и тачанки.
Большевикам для победы в Гражданской войне нужен был мощный подвижный кулак, каким и стала 1-я конная армия С.М. Будённого, созданная в 1919 году. Кавалеристы Красного командира Будённого использовались в качестве железного тарана, проламывающего вражескую оборону и тянущую за собой общевойсковые соединения. Эта армия сыграла решающую роль в победе Советской власти. Поэтому 30-тысячная конная армия стала одним из узнаваемых символов Гражданской войны.
Красноармейский кавалерийский отряд запечатлён на одной из фотографий семейного альбома наших односельчан Полковых. К сожалению, у родственников нет информации об участниках тех событий. Знают только, что это фото, скорее всего, было сделано в Казахстане, где проживали их предки. (см. Приложение №2 )
Неотделимой частью Красноармейской конницы являются тачанки. Кто был автором тачанки? Видимо, ответ на вопрос не будет дан никогда. При этом в отцы-основатели выдвигают то Махно, то Щорса, то Чапаева…
Это была не простая телега, а специальное боевое транспортное средство огневой поддержки и транспортировки пехоты на поле боя. В классическом виде тачанка – это пулемёт «Максим», установленный на подрессоренной повозке, впряжённой минимум в тройку лошадей. Хотя приемлемым считался вариант с обычной телегой, влекомой всего одной сивкой – буркой, и использование любого станкового пулемёта, штатно применявшиеся в войсках. Бывали тачанки и с двумя пулемётами.
Экипаж тачанки состоял из трех человек - ездового, пулеметчика и второго номера обслуги.[2]
Где же у нас сохранилась память о тачанках? В годы советской власти выпускались наборы, которые назывались просто «солдатиками». Особенно популярными были красноармейские «солдатики». Их выпуск начался ещё в 30-е гг. Печатались наборами. Одним из первых их стал выпускать московский завод «Прогресс» Это был пластиковый набор «Чапаевцы» в красном цвете. Стоимость его была 80 коп., количество всадников – восемь. Фигурки были смазанные, если папахи были туда-сюда, то буденовки больше напоминали шапочки.
Позже их стали выпускать на Одесской металлогалантерейной фабрике. Они продавались и набором, и раздельно по 12 коп. в ларьках «Союзпечать». Тачанка из этого набора также продавалась отдельно. Подобные наборы выпускались затем в Харькове, Ленинграде.
Их выпускали вплоть до распада СССР. Многие эти наборы сейчас являются объектами интересов коллекционеров. Некоторые предприятия выпускают подобное и сейчас. Но они носят уже другое название - «Наборы варгеймов».
Мне было интересно: а сохранились ли сейчас «красноармейские солдатики». Этот вопрос я опубликовала в Интернет-сообществах нашего района в социальных сетях Вконтакте и Viber, но, к сожалению, никто не откликнулся. Из этого я могу сделать вывод, что или в нашем районе не сохранился данный атрибут Гражданской войны, или он есть у людей старшего поколения, которые не являются пользователями данных платформ.
"За трудовую сознательность, рабоче-крестьянскую дисциплину и преданность мировой революции наградить курсанта Трофимова красными революционными шароварами", - помните этот момент в самом начале фильма «Офицеры»?
На самом деле это не выдумка режиссера. В годы Гражданской Красная армия еще не успела сформировать полноценную наградную систему. Да и с форменным обмундированием было так себе. Многие (и белые и красные) носили все, что сумеют достать. И шароварами действительно награждали. Награда должна быть приметной поэтому шаровары были либо красными, либо кожаными.
Ну, а после Октябрьской революции кожаную моду подхватили красногвардейцы и комиссары всех рангов и мастей. Впрочем, это не удивительно, так как данная одежды из кожи была на редкость прочной и удобной.
Вскоре ношение кожанок приняло по-настоящему стихийный характер, поэтому советская власть решила самодеятельность на этом фронте прекратить. Весной 1918-го в Москве начался поштучный учет всех кожаных курток, галифе и фуражек. Затем ими запретили торговать, а 22 октября приказали всем торговцам и владельцам “отдельных кожаных штанов” свезти весь товар на склад Московского совета, в Юшков переулок. Всех торговцев предупредили, что “виновных в нарушении сего постановления будут карать по всей строгости революционных законов”.
Эта формулировка означала одно – расстрел без суда и следствия. Таким образом, летные кожанки на несколько лет превратились в основном в униформу чекистов, комиссаров и высших революционных вождей.
К сожалению, подавляющее большинство фотографий этого периода были чёрно- белыми, и трудно разобрать на ком эти геройские штаны. Поэтому привожу иллюстрацию из семейного альбома нашей землячки Александровой О.Г., на которой её прадед, в течение нескольких месяцев занимающий должность губернатора в Иркутской области, представлен в тех самых кожаных шароварах. (См. Приложение №4)
Даже после Гражданской войны советская форма продолжала оставаться дефицитом. На одной из фотографий мой односельчанин Никифоров Александр Ананьевич 1924 года рождения запечатлён в форме солдат царской армии. Фотография была сделана перед Великой Отечественной войной. (См. Приложение №3)
2.4 «ТОЛЬКО СЕРАЯ ПАПАХА ЛИХО СБИТА НАБЕКРЕНЬ…»
Папаха — один из древнейших головных уборов народов Средней Азии и Кавказа. В униформологии под папахой принято понимать меховой головной убор, как правило, из бараньего меха, без полей и козырька.
Папаха образца 1910 года с нашитой спереди красной лентой осталась головным убором и у революционного солдата. Несмотря на введение приказами РВСР от 16 января (№ 116) и 8 апреля (№ 628) 1919 года нового зимнего головного убора — знаменитой будёновки, красноармейцы периода Гражданской войны использовали как папахи образца 1910 года, так и иные папахи, традиционно носившиеся народами Кавказа и Средней Азии. Носили папахи и в армиях Белого движения.
Приказ РВСР от 31 января 1922 года № 322 установил ношение военнослужащими Красной армии исключительно суконного зимнего шлема.[3] С 1940 года папахи стали носить все высшие командиры Советской Армии.[4]
Фотографии из семейных архивов моих земляков Александровой О.Г., и Полковой Т.В., а также фотографии нашего краеведа Малашковец Н. Э. доказывают, что папахи использовали во время Гражданской войны и ещё какое-то время после её завершения. (См. Приложение №5).
В книге мемуаров нашего односельчанина Григория Трофимовича Позднякова - участника Гражданской войны, мы нашли интересное описание папахи в ситуации, когда командир красноармейского партизанского отряд Апонович, находящийся в Далае, отправляет Г.Т. Позднякова с письмом в деревню Котово (ныне с. Новопокровка) к командиру другого красноармейского партизанского отряда «товарищу Александрову». Была зима. По пути, «не доехав версты две до скрещения дорог Кохинская – Иланская - Котово» наш земляк встречает двух белогвардейцев. После допроса в поле они отпускают Григория Трофимович. Наш земляк, переночевав стогу, благополучно на следующий день прибывает в Котово и передаёт депешу. Но там он узнаёт, что партизаны «товарища Александрова». Преследовали двух белогвардейцев. Белогвардейцам удалось скрыться.
«… Вот, одна только папаха осталась, сдуло ветром, а голову унёс.
Начальник встал из-за стола, взял и показал мне папаху. Я узнал её, это была папаха того, который уехал от меня первым. Я сказал Александрову, что это папаха всадника, который говорил другому, который меня допрашивал, чтобы он не приставал ко мне. Начальник улыбнулся и сказал, что папаха ничего себе, офицерская каракулевая…» (О прожитом и пережитом.-{б.м.}: Издательские решения, 2018, с. 128[5]). Сохранилась и фотография Григория Трофимовича 1919 года в папахе. (См. Приложение №6). Чья у него папаха? Личная? Или взял, чтобы покрасоваться на фотографии? Того белогвардейца? Белогвардейцы, судя по описанию в книге, до офицеров мягко говоря не дотягивают.
Один из узнаваемых символов Гражданской войны - Плакат художника Д. С. Моора. Он использовался также в Великую Отечественную войну. В Гражданскую войну Красная армия пополнялась не только за счет мобилизации, но и за счет партийных, профсоюзных, комсомольских призывов. Именно этим категориям населения Советской России адресован вопрос красноармейца, изображенного на плакате. Во весь рост поднялась огромная фигура бойца. Он смотрит прямо, суровый и требовательный взгляд не отпускает внимание зрителя. Это не просьба о помощи, а веление долга, призыв встать в строй. Неповторимо лицо, полное страсти и самоотверженности. Четко найден выразительный жест красноармейца. В левой руке – винтовка, правая направлена на зрителя. Вопрос, с которым красноармеец обращается к гражданам Советской России, в изобразительном плане делится на две части: надпись «Ты» − в верхнем правом углу плаката, «записался добровольцем?» − в нижней части. На втором плане изображены корпуса заводов, которые в числе прочего народного достояния призвана защищать Красная армия. Плакат «Ты записался добровольцем?» − это шедевр Д. С. Моора.[6] Плакат обладал огромной агитационной силой. Этот плакат помнят люди советской эпохи. И прежде всего указывают, что запомнили взгляд бойца с плаката, потому что он смотрит всегда на тебя. К сожалению, в семейных архивах моих земляков не обнаружено наличие изображений этого плаката. Многие представители старшего поколения испытывают к нему трепетное отношение. И негодуют, когда этот образ используют, где не попадя.
Я делала запрос в 3 Краеведческих музея: Иланский, Каннский и Красноярский, мне ответил только Красноярский Краеведческий музей, прислав мне ответ на запрос, и мне представилась возможность побывать там.
Я была приятно удивлена, что в Фондах этого музея сохранились экспонаты Гражданской войны, связанные с моей работой.
Таким образом, в своей исследовательской работе мне удалось исследовать тему Гражданской войны в Сибири через символы и атрибуты.
[1] https://topwar.ru/172585-dve-versii-proishozhdenija-budenovki-iz-istorii-golovnyh-uborov-rkka.html
[2] https://weaponology.mirtesen.ru/blog/43345588545/Iz-istorii-obscheizvestnyih-atributov-vremen-Grazhdanskoy-voynyi
[5] О прожитом и пережитом.-{б.м.}: Издательские решения, 2018, с. 128
Чья проталина?
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
10 осенних мастер-классов для детей
Городецкая роспись
Если хочется пить...