Данный проект является информационно-познавательным.
Автора заинтересовал вопрос об особенностях педагогических традиций разных стран. Тема интересна, потому что сегодня, в современное время, стало модно интересоваться жизнью подростков за рубежом, в частности, их обучением и воспитанием.
В теоретической части работы дано определение понятия «педагогическая традиция», рассмотрены основные педагогические традиции таких стран, как Россия, Америка, Англия, Германия, Китай, Франция и Япония.
В практической части проекта приведены примеры необычных педагогических традиций в школах этих государств.
Продуктом данного проекта является буклет по теме: «Необычные педагогические традиции разных стран».
Вложение | Размер |
---|---|
stepan.docx | 775.29 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальный проект
Тип проекта: информационно-познавательный
Тема проекта: Педагогические традиции разных стран
Автор проекта: Красавкин Степан,
обучающийся 7 класса МКОУ
Наставник проекта: Стратий Е.Н.,
учитель русского языка и литературы
Каменский, 2023
Аннотация наставника
Данный проект является информационно-познавательным.
Автора заинтересовал вопрос об особенностях педагогических традиций разных стран. Тема интересна, потому что сегодня, в современное время, стало модно интересоваться жизнью подростков за рубежом, в частности, их обучением и воспитанием.
В теоретической части работы дано определение понятия «педагогическая традиция», рассмотрены основные педагогические традиции таких стран, как Россия, Америка, Англия, Германия, Китай, Франция и Япония.
В практической части проекта приведены примеры необычных педагогических традиций в школах этих государств.
Продуктом данного проекта является буклет по теме: «Необычные педагогические традиции разных стран».
Содержание
стр.
Введение……………………………………………………………………………………4
1.1. Что такое педагогические традиции?..........................................................................5
1.2. Педагогические традиции России……..…………….……………..………………..5
1.3. Педагогические традиции разных стран……………...………………….………….8
2. Практическая часть
2.1. Необычные педагогические традиции разных стран…………………….……….12
Заключение……………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………………...16
Введение
2023 год объявлен президентом России годом педагога и наставника, ведь именно они учат нас тому, что знают сами, помогают нам в сложных ситуациях и поддерживают, но главное – воспитывают.
Но в разных странах детей воспитывают по-своему. Где-то родители помешаны на оценках, а где-то на безопасности, где-то детям можно все, а где-то им надо ложиться спать строго по расписанию.
На самом деле многие вещи, привычные в школьной жизни у нас в стране, методы воспитания, которые используют наши педагоги и родители, отличаются от того, что принято и считается нормальным в других странах. Всë вместе это носит название «педагогические традиции». Именно педагогические традиции страны могут лучше всего познакомить нас с особенностями воспитания в ней.
Однако педагогические традиции обучения детей у разных народов мира значительно отличаются, и влияют на эти различия многие факторы: религия, образ жизни и даже климатические условия.
Мы решили узнать, как воспитывают детей в разных странах и какие педагогические традиции характерны для той или иной страны.
Тема проекта актуальна, так как знания о педагогических традициях разных стран способствуют формированию представления об учебе, воспитании и жизни в разных странах мира.
Поэтому целью данного проекта является: знакомство с педагогическими традициями разных стран.
Также в работе была сделана попытка выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «педагогические традиции».
2. Узнать о педагогических традициях России и зарубежных государств.
3. Выявить необычные педагогические традиции разных стран.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его материалы могут применяться классными руководителями в процессе проведения внеклассных занятий для расширения кругозора учащихся.
Сначала следует подробнее разобраться, что же такое педагогическая традиция. Это проверенный временем опыт воспитания и обучения, позволивший предыдущим поколениям людей в прошлом достигнуть определенного прогресса, то, что закрепилось в сознании людей как позитивное знание. [3]
Народные традиции издавна пронизывали весь образ жизни человека и являлись универсальным фактором социализации растущего ребенка. Нравственные нормы в любой общности не изобретаются, не создаются намеренно, они возникают из повседневной жизни самой общности. Элементы народной педагогики способствуют в процессе воспитания активно осваивать и проникать ребенку в систему национальных культурных традиций.
Традиции оказывают огромное влияние на воспитание школьников, они несут в себе значительный воспитательный потенциал.
К. Д. Ушинский считал, что воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров.
Педагогические традиции имеют большое значение. Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа». [6]
Традиции объединяют и буквально связывают различных людей в одну нацию и народ.
Воспитание детей в России имеет свои традиции, которые формировались на протяжении довольно длительного времени.
Семья и школа – это основа для всестороннего развития личности ребенка, многообразная система отношений с родителями, родными, учителями, одноклассниками. Семья и школа несут ответственность за воспитание человека, поэтому нужно помогать друг другу, вырабатывать правильный подход к каждому ребёнку. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и школы.
Семейные традиции – очень ценное средство воспитания. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании норм поведения, чувств и позиции ребёнка. В российской семье воспитание детей строится на любви, опыте, традиции, личном примере родных и близких.
В большинстве семей существуют определённые правила, которые просты и выполняются уже как бы автоматически. Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Неизменным остаётся их назначение в человеческом обществе: они служат укреплению семейно-родственных связей и отношений, передаче культурных ценностей. Традиции сплачивают семью.
Какие же они, семейные педагогические традиции России?
В обязанности школы входит реализация 3 задач: обучения, развития и воспитания. В школе занимаются с детьми и дают им знания в рамках учебной программы. Помимо этого, школьникам прививаются полезные личностные качества. Одновременно осуществляется морально-нравственное воспитание. Таким образом, дети развиваются всесторонне.
Для того чтобы вырастить гармонично развитого ребенка, необходимо, в первую очередь, делать это комплексно. Это значит, что нужно использовать педагогические традиции, которые помогают прийти к реализации главной цели воспитания детей в школе. Для этого осуществляются:
Необходимость получить знания о мире, человеческих ценностях, природных явлениях, исторических событиях для интеллектуального развития ребенка.
Освоение этических и нравственных норм.
Привитие ребенку определенных качеств, например: терпение, умение достигать поставленной цели, ответственность.
Занятия физической культурой, спортивные кружки и секции предназначены для развития полезных навыков и поддержания здоровья.
Расширение и углубление творческого развития.
Любовь к Родине позволяет поддерживать ее статус на уровне крупной международной державы. Патриотически настроенные молодые люди развивают технологии и двигают прогресс, участвуют в экономической и политической жизни общества, занимают активную гражданскую позицию. Они делают все это для своего отечества, таким образом, осуществляя вклад в рост страны, в которой родились и выросли.
Направлено на привитие ребенку понимания ценности земных ресурсов, бережного отношения к природе.
Обучение разрешению конфликтов через имеющиеся законные способы и методы. Воспитание сознательных действий.
Обучение разбираться в особенностях формирования товарно-денежных отношений, собственных потребностях, определять их актуальность и своевременность, соответствие реальным возможностям и так далее.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: семейные и школьные педагогические традиции совместно организуют воспитание гармонично развитой личности. Чем многообразнее традиции, тем воспитаннее ребенок. [6]
Родители по всему миру одинаково сильно любят своих детей. В то же время взгляды на воспитание подрастающего поколения очень зависят от традиций и обычаев той страны, в которой проживает семья. И то, что для представителей одной страны может казаться неприемлемым, в другом уголке нашей планеты считается нормой. Давайте посмотрим, чем схожи и чем отличаются педагогические традиции в разных странах мира.
Мы решили рассмотреть педагогические традиции шести различных государств.
Педагогические традиции Америки
В воспитании детей в Америке стремятся создать полную гармонию. Там активно следят за развитием ребенка. Берутся в учет все его составляющие: интеллектуальная, физическая и духовная.
Для детей в Америке имеется ряд ограничений, которые родители с переменным успехом накладывают на своих воспитанников. В норме дети в этой стране должны рано ложиться спать, а сами дети с рождения спят в своих комнатах.
Если ребенок нарушил правило, то он наказывается путем избавления от развлечений. Также достаточно эффективной для маленьких детей является техника «тайм-аут», которую американцы расхваливают.
Суть ее заключается в том, что ребенка просят молча посидеть или постоять и подумать о том, какой он нехороший и почему нельзя поступать определенным образом. Мамы говорят, что это их изобретение является невероятно эффективным.
Хотя русский человек может увидеть явные параллели с нашей техникой воспитания «стань в угол». Ведь психология ребенка все равно есть. Поскольку он прожил мало, то для него пять минут постоять в углу является действительно тяжелой задачей.
Американцев старшей школы нередко отправляют подрабатывать несколько часов. А как только чаду исполняется 21 год, его отправляют в свободное плавание! [2]
Педагогические традиции Англии
Англия славится своим строгим воспитанием. Родителями в этой стране становятся к 35-40 годам, поэтому к воспитанию детей подходят со всей серьезностью. Англичане гордятся своими традициями и безупречными манерами и прививают их малышам с раннего возраста. Детство маленького англичанина наполнено массой требований, уже к 2-3-м годам деток учат, как надо вести себя за столом, как обращаться с окружающими людьми, как сдерживать свои эмоции. Родители сдержанно показывают свою любовь, но это совсем не означает, что они любят их меньше, чем представители других народов.
В Англии принято с младенчества развивать в ребенке уверенность в себе. Родители постоянно хвалят свое чадо, даже за самые небольшие достижения, чтобы ребенок не имел низкой самооценки. Это касается как родителей, так и воспитателей, и учителей, замечания детям делают крайне редко. Обычно ограничиваются словами, пытаются объяснить, как делать можно, а как нельзя.
В школе в детях развивают стремление к индивидуализму, ценят неординарную точку зрения, стараются к каждому ученику подбирать свой подход. Ребенок сам выбирает, что ему интересно и занимается этим, сколько хочет. Родители уважают личное пространство детей и никогда не входят в комнату сына или дочери без спроса. Однако при этом англичане всегда строги и предъявляют к своим детям очень много требований.
Британские дети похожи на маленьких взрослых. С ранних лет им прививают безупречные манеры и учат быть сдержанными. [7]
Педагогические традиции Германии
В Германии процесс воспитания детей проходит достаточно интересно. Фактически сразу же после наступления трехгодичного возраста родители уделяют особое внимание активному его развитию.
Детей перед садиком отправляют в специальную группу развития. Занятия в ней проходят раз в неделю.
Развивающие детские группы в Германии являются прекрасным инструментом социализации ребенка, который позволяет каждому родителю сделать свое чадо неповторимой уникальной личностью со своим мировоззрением и умением общаться с разными социальными слоями.
После того, как человек прошел программу развивающих детских групп в Германии, оно направляется в дальнейшем в детский садик.
Там ребенок еще больше совершенствует навыки, которые были получены в развивающих детских группах, благодаря чему они начинают себя чувствовать свободно и уверенно. А эти качества нужны каждому человеку, который хочет достичь успеха достаточно просто. [1]
Педагогические традиции Китая
В детском садике ребенок сразу приучается к строгости. Это касается режима питания, игр, развивающих занятий, сна и спортивных мероприятий. Везде здесь соблюдается принцип «во всем нужна мера».
Вообще, в Китае помешаны на раннем развитии ребенка. Например, сразу после детского садика человека отправляют в группы интеллектуального развития, в которых ребенок занимается чем-то полезным для своего роста.
Какие основные правила, в которых воспитываются дети в Китае?
1. Уважение к старшим.
Это достаточно важный пункт, так как это является залогом хорошего воспитания.
2. Дух коллективизма.
Коллективный труд является прекрасным средством, которое позволяет обеспечить человеку выживание.
3. Взаимопомощь.
В Китае очень развита помощь со стороны даже незнакомых людей. Если человек помогает кому-то другому, то он и сам может быть уверенным в том, что ему кто-то поможет в трудную минуту.
4. Дисциплинированность.
Китай – это нация, которая целиком и полностью построена на дисциплине. Именно поэтому она сохраняет высокий уровень экономического развития на протяжении многих тысячелетий.
5. Трудолюбие и терпение.
Что касается распределения домашних обязанностей, то в учет не берется пол человека, как это происходит у нас. Например, мужчина может мыть посуду, а женщина – таскать мебель! И это для китайцев полностью нормально.
Вот где существует настоящее равноправие. Никто никого не притесняет. Основной принцип этого народа – справедливость. [1]
Педагогические традиции Франции
Когда смотришь на французских детей, то порой удивляешься их взрослости даже в самом раннем возрасте. Достаточно часто можно встретить картину, что маленький человек лет 7-8 самостоятельно закупает продукты в супермаркете и сам ходит в школу.
Большим плюсом детских садиков во Франции является то, что дети приучаются там к самостоятельности. Получается, что люди там взрослеют психологически достаточно быстро.
В принципе, интересно то, что дети своих родителей в этой стране видят нечасто, но связь с ними сохраняется порой до самой смерти.
Возможно, потому, что из родительского гнезда в психологическом плане такие дети вылетают достаточно быстро. При этом с фактическим вылетом люди не спешат: они могут даже до тридцати лет жить под родительским крылом.
Временами можно даже применять наказание ребенку в случае его непослушания. Выражается оно, как правило, в лишении ребенка всяческих удовольствий и излишеств. И это правильный метод наказания. Ведь умение жить без удовольствий в любом случае будет полезным для человека, независимо от возраста. А если он умеет отказывать себе в развлечениях, то ему будет значительно легче жить.
Нужно чтобы в жизни было поменьше хочу, побольше «надо». Так что метод лишения развлечений поможет человеку не только заставить слушаться, но и адаптироваться к взрослой жизни.
Педагогические традиции Японии
Япония характерна своей особенной системой воспитания ребенка. Как только ребенок рождается, ему дают полную свободу. В нее входят:
Воспитание детей в Японии предполагает раннее знакомство с компьютером, бытовой электроникой, интернетом.
В стране восходящего солнца детей с самых малых лет приучают к ответственности. В японских школах нет уборщиков – ученики сами убирают классы и коридоры.
Акцент делается на воспитании ценностей: уважении к другим людям и животным, великодушию, способности к сочувствию, поиску истины, самоконтролю и бережному отношению к природе. [8]
Подход к воспитанию детей значительно зависит от того, откуда родом и в какой стране проживает семья. На это влияет множество факторов, такие как: традиции и обычаи страны, религия, социально-демографическая ситуация, климат и т.д.
В каждой стране в процессе ее исторического развития формируются своеобразные педагогические традиции, которые влияют на мировоззрение ребенка и его отношение к окружающему миру. Представители всех стран считают свои методы единственно верными и искренне хотят вырастить достойное поколение себе на смену. По тому, какими людьми вырастают граждане разных стран, можно сделать вывод об эффективности их педагогических традиций. Для каждого народа и каждой нации характерны собственные традиции, вырабатываемые на протяжении многих лет.
А в заключение хочется сказать, что самая лучшая педагогическая традиция – это любовь к детям.
Каждый родитель любит своего ребенка и отдает ему всю заботу, ласку и нежность.
Детские годы – счастливая пора, которая навсегда остается в памяти, однако будни детей в разных странах мира сильно отличаются друг от друга. Мы привели примеры самых необычных педагогических традиций в разных уголках планеты.
Американцы серьезно относятся к дисциплине и наказанию: если лишают детей компьютерной игры или прогулки, то всегда объясняют причину. Кстати, именно США – родина такого наказания, как тайм-аут. В этом случае родитель перестает общаться с ребенком или оставляет его в одиночестве на короткое время. Период «обособления» зависит от возраста: по одной минуте на каждый год жизни. То есть четырехлетнему малышу хватит 4 минут, пятилетнему – 5 минут. Например, если ребенок дерется, достаточно отвести его в другую комнату, усадить в кресло и оставить одного. После окончания тайм-аута нужно обязательно спросить, понял ли ребенок, почему его наказали. [1]
Воспитание детей в Великобритании во многом сходно с типом правления в этой стране – царское. Поскольку сами британцы постоянно гордятся своими манерами, то и детей они воспитывают в этом духе.
Детей в Англии приучают с двух лет к хорошим манерам, как правильно вести себя в обществе: как вести себя за столом, как вести себя в обществе, как сдерживать свои эмоции.
Жизнь немецких детей с самого юного возраста подчинена строгим правилам: им не разрешают надолго засиживаться перед телевизором или компьютером, спать они ложатся около восьми часов вечера. С детства малыши приобретают такие черты характера, как пунктуальность и организованность.
Немецкие мамы растят самостоятельных детей: если кроха упадет – он поднимется сам, если разобьет чашку – сам соберет осколки. Родители вполне могут оставить малыша гулять на детской площадке и отправиться с подругами в ближайшее кафе. А в чем особенности немецкого воспитания?
В дошкольном учреждении немецких детей не учат чтению и счету. Педагоги считают важным привить дисциплину и объяснить правила поведения в коллективе. Дошкольник сам выбирает занятие по душе: шумные забавы, рисование, игру в машинки.
Грамоте ребенка учат в начальных классах. Учителя превращают уроки в занимательную игру, тем самым прививая любовь к учебе. Взрослые стараются приучить школьника к планированию дел и бюджета, приобретая для него ежедневник и первую копилку. [6]
Главное в воспитании детей в Китае – это послушание. Еще с детского сада ребенок должен неукоснительно делать то, что ему говорят взрослые. Весь день ребенка четко расписан, распорядок меняют крайне редко. Обязанности по дому детям назначают еще в дошкольном возрасте. В это же время ребенка отдают в различные кружки и секции по желанию родителей. Перечить им нельзя. Они выбирают досуг ребенка, даже то, в какие игрушки ему можно играть. При этом хвалят детей в Китае крайне редко.
Еще в Китае существуют школьные интернаты кунг-фу, где дети тренируются целыми днями. Общая цель всех китайских школ – воспитание уважения к труду, дисциплине и старшим.
В китайской школе очень высокие требования к ученикам.
Основные принципы воспитания детей в Китае:
- строгая дисциплина в семье и в учебных заведениях;
- беспрекословное доверие и уважение к старшим;
- конкуренция между учениками;
- развитие физической формы и выносливости;
- трудолюбие с самого раннего возраста. [6]
В этой стране большое внимание уделяется раннему развитию детей. Особенно французские мамы стараются воспитать в малышах самостоятельность, поскольку женщины рано выходят на работу, стремясь реализовать себя.
Французы относятся к малышам мягко, обращая внимание лишь на серьезные проступки. Мамы награждают за хорошее поведение, лишая крох подарков или лакомств за плохое. Если же наказания не избежать, то родители обязательно объяснят причину этого решения. [4]
Главная отличительная черта японских педагогических традиций – полная свобода действий ребенка до наступления пятилетнего возраста. Что включает подобная «вседозволенность»?
Родители разрешают своим чадам практические все. Хочется рисовать фломастером на обоях – пожалуйста! Нравится копаться в горшке с цветами – отлично!
Японцы уверены, что ранние годы – время для забав, игр и наслаждения. Конечно, это не означает, что малыши абсолютно избалованы. Их учат вежливости, хорошим манерам, приучают ощущать себя частью государства и общества.
Мама с папой никогда не повышают тон в беседе с детьми и не читают многочасовые нотации. Исключены и физические наказания. Главная дисциплинарная мера – родители отводят малыша в сторону и объясняют, почему нельзя себя так вести.
Родители ведут себя мудро, не утверждая свой авторитет через угрозы и шантаж. После конфликтов японская мама первой идет на контакт, косвенно показывая, насколько сильно ее огорчил детский поступок.
Однако к моменту поступления в школу отношение взрослых к детям резко меняется, говорят даже, что малыши становятся «рабами». Их поведение строго регламентировано: нужно почитать родителей и учителей, носить одинаковую одежду и не выделяться на фоне сверстников. «Будь как все» – главное правило японских школьников. К 15 же годам ребенок должен стать полностью самостоятельным человеком. [10]
Школьные традиции в каждой стране по-своему уникальны, иногда даже слишком. Единственное, что мы знаем наверняка, это то, что люди в этих странах с трудом представляют себе жизнь без них.
Подход к воспитанию детей значительно зависит от того, откуда родом и в какой стране проживает семья. На это влияет множество факторов, такие как: традиции и обычаи страны, религия, социально-демографическая ситуация, климат и т.д. Важно помнить, что воспитание – это не только поощрение и наказание, этот процесс многогранен и происходит на протяжении всей жизни. [9]
Заключение
Познакомившись с педагогическими традициями разных странах мира, можно сделать вывод, что в каждой из них есть как плюсы, так и минусы.
Работа над проектом показала мне, что в отдельных странах детство – время для забав, игр и наслаждения, в других – подчинено строгим правилам, в одних присутствует строгая дисциплина в семье и в учебных заведениях, в других – полная свобода действий ребенка. Здесь нужно искать золотую грань и не забывать, что ребенок является уникальностью, поэтому к вопросу его воспитания нужно подходить индивидуально.
Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы:
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
10. https://gdemoideti.ru/blog/ru/sistema-obrazovaniya-v-raznykh-stranakh
Снег своими руками
Сила слова
Любили тебя без особых причин...
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Глупый мальчишка