В прошлом году я задумалась о том, как самооценка может влиять на личность подростков. Меня заинтересовала эта тема. Позже я начала искать информацию о том, как же всё-таки самооценка может влиять на развитие личности подростка.
Актуальность. Ежедневно мы контактируем с окружающими нас людьми. Наши навыки общения и поведения в обществе закладываются еще с детства. Особенно важным и сложным становится подростковый период, во время которого происходит формирование личности. Также в этот период более-менее устойчивый характер приобретает самооценка. Особое внимание подростки придают тому, что о них думают и говорят сверстники. Мы можем заметить, что у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот. В зависимости от того, какая у подростка сформируется самооценка, во многом определит его будущее, поэтому очень важно уделять внимание её адекватному формированию ещё в юности.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_samootsenka_blagodatnyh_2023.doc | 123 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Индивидуальный итоговый проект
ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА»
Тип проекта: исследовательский
Срок реализации (сентябрь 2022г, - декабрь 2022г, )
Выполнила: Благодатных Диана,
ученица 9 «В» класса
Руководитель: Сафонова
Юлия Владимировна, учитель
Минусинск, 2023 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1. Глава 1. Основная часть
1.1. Что такое самооценка?. …………………………………………………...3
1.2.Возрастные особенности формирования самооценки у подростков...........4
Глава 2. Практическая часть.
2.1 Организация и методы исследования………………………………………6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........8
Список использованной литературы…………………………………………...9
Введение
В прошлом году я задумалась о том, как самооценка может влиять на личность подростков. Меня заинтересовала эта тема. Позже я начала искать информацию о том, как же всё-таки самооценка может влиять на развитие личности подростка.
Актуальность. Ежедневно мы контактируем с окружающими нас людьми. Наши навыки общения и поведения в обществе закладываются еще с детства. Особенно важным и сложным становится подростковый период, во время которого происходит формирование личности. Также в этот период более-менее устойчивый характер приобретает самооценка. Особое внимание подростки придают тому, что о них думают и говорят сверстники. Мы можем заметить, что у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот. В зависимости от того, какая у подростка сформируется самооценка, во многом определит его будущее, поэтому очень важно уделять внимание её адекватному формированию ещё в юности.
Гипотеза исследования: подростки с разным уровнем самооценки будут иметь нереалистичное отношение к себе и своим возможностям
Цель:
Исследовать явление самооценки и ее воздействия на жизнь подростка.
Задачи проекта:
1.Изучить научную литературу по проблеме исследования;
2.Выявить влияние самооценки на человека и его восприятие окружающего мира.
3.Выявление причин низкой самооценки в подростковом возрасте.
4.Провести опрос по проблеме самооценки среди обучающихся 9 классов.
5.Проанализировать влияние самооценки в подростковом возрасте.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:
1.Изучение научной литературы
2.Статистический
3.Сравнение
4.Опрос
Объект исследования – самооценка подростков
Предмет исследования – влияние самооценки на место подростка в коллективе.
Практическая значимость. Полученные в работе данные могут быть использованы для разработки тренинговых программ, направленных на формирование адекватной самооценки подростков, улучшение взаимоотношений в классном коллективе.
Глава 1. Основная часть
Самооценка – это значимость, которой человек наделяет себя и так же другие стороны своего поведения и личности. Она закладывается ещё в детстве, поэтому главную роль в самооценке играют родители и их отношение к своему ребёнку. То как они относятся к успехам или неудачам ребёнка.
В формировании самооценки так же большую роль играет социальное окружение самого подростка. Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья – родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.
Виды самооценки:
Нормальная и ненормальная самооценка так же делиться на две группы:
Таблица 2
устойчивая | неустойчивая |
Не изменяется под воздействием, каких либо факторов | Она в отличие от устойчивой самооценки поддаётся под влияние внешних факторов |
Нормальная или адекватная самооценка помогает радоваться жизни, ориентироваться в мире и знать своё место в нём, а так же положительно взаимодействовать с обществом. Она помогает развиваться, стремиться каких либо поставленных перед собой целей и добиваться их. Адекватная самооценка помогает подростку правильно соотнести свои силы с различными задачами и требованиями окружающих. Подростки с адекватной самооценкой имеют много интересов межличностных контактов. Человек, чья самооценка высокая, доверяет самому себе и совершает обдуманные поступки. Он в состоянии самостоятельно разобраться в ситуации и сделать правильный выбор, опираясь на свой опыт, а не на чужое мнение.
Заниженная или же низкая самооценка у подростков негативно влияет на положение в обществе. Она может стать причиной конфликтов в семье и коллективе, а также замкнутости подростка. Появляется комплекс, неполноценности, который мешает подросткам, развиваться и добиваться каких, либо поставленных целей. Подросток видит во всех своих действиях что-то плохое, он постоянно сравнивает себя с идеальными образами, появляются трудности в определении своих желаний, неумение сказать нет.
Завышенная самооценка – это неадекватно высокое оценивание подростком своих умений и способностей. Переоценка своих возможностей и большое внимание к своим сильным сторонам. Подросток уверен в том, что он всегда прав, он отрицает чужое мнение которое, как-то отличается от его «истинного» мнения. Они ставят свои интересы намного выше чужих. У таких людей отсутствует умение прощать и просить прощения. Им присуще боязнь ошибок и у них зачастую не бывает комплексов
Ещё самооценка бывает абсолютной и относительной.
Абсолютная самооценка – это выражение отношения человека к самому себе без сравнения с чужим мнением.
Относительная самооценка наоборот, отношение человека к себе, но уже в сравнении с чужим мнением.
1.2.Возрастные особенности формирования самооценки у подростков.
Подростковый возраст – это период развития ребёнка с двенадцати до семнадцати лет. В этом возрасте самооценка поднимается на следующую качественную ступень развития, приобретая новые функции. Происходит осознание себя как личности, которая обладает определенными психическими качествами, которые связаны с системой социальных отношений. Это переходное звено между ребёнком и взрослым. В это время самооценка всё так же не устойчива как в детстве.
Организм подростка испытывает очень сильные нагрузки со всех сторон:
Периодизация:
Советский психолог Д. Б. Эльконин разделял подростковый возраст на два периода: младший (12—14 лет) и старший (ранняя юность; 15—17 лет). Подростковый возраст полон противоречий. Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Но желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны кружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать. В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.
Р. Хевигхерст выделяет следующие направления развития:
- В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я»;
- Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников;
- Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости при сохранении материальной и психологической поддержки;
- Развитие абстрактного мышления;
- Формирование системы ценностей и жизненной философии;
- Самоопределение в области образования и профессии;
- Подготовка к семейной жизни.
Необъективность самооценки возникает в подростковом возрасте из-за присутствия страхов:
Вывод по 1 главе. Таким образом, в подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений.
1.Самооценка ребенка — индикатор успешности во взрослой жизни. Психологи утверждают, что правильно сформированная оценка личных качеств, как внешних, так и внутренних, обеспечивает счастливую жизнь.
2. Подростковая самооценка формируется благодаря суждениям взрослых, а именно родителей и учителей. С самого рождения малыш не имеет представления о том, как себя вести, — важную роль играет воспитание. Ребёнок обращает внимание на оценки взрослых, на их реакцию и изо всех сил стремится не разочаровать.
3. Нужно дать понять ребёнку изначально, что мир не идеален и что он не может знать и уметь все. Помогать ему раскрыться и обнаружить свои таланты. Каждый человек талантлив по-своему, и от родителей зависит, как сложится его судьба. Ребёнок обращает внимание на свою внешность и сравнивает себя со сверстниками, поэтому важно не упустить этот момент и не дать ребёнку обзавестись комплексами.
Глава 2. Исследовательская часть.
В исследовании принимало участие школьники 9-го класса. Целью данного исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте. Для наиболее полного изучения самооценки подростков была использована методика Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника. Испытуемым были зачитаны некоторые положения, было необходимо записать номер положения и против него — один из трех вариантов ответов: «да (+), «нет» (-) «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствовал собственному поведению подростка в аналогичной ситуации. Отвечать нужно было быстро, не задумываясь.
Результаты по опроснику изучения уровней самооценки подростков Г.Н.Казанцевой (в %)
Таблица 3
Результаты теста определения уровня самооценки | ||
Уровень самооценки | Количество | в % отношении |
Высокий уровень | 2 | 8% |
Средний уровень | 10 | 42% |
Низкий уровень | 12 | 50% |
Принимало в тесте участие | 24 | 100% |
таблица 4
1 | Высокая |
2 | средняя |
3 | низкая |
1 рис. Диаграмма результатов теста: определение уровня самооценки
Вывод по 2 главе. Я провела опрос среди учащихся 9 классов и внесла данные опроса в таблицу номер 3.
- Данные опроса показали, что больше всего учеников с низким уровнем самооценки (1 рис.), их половина из всех опрошенных(50%);
- Средняя самооценка всего у 42% опрошенных участников;
- И с высокой самооценкой из опрошенных участников оказалось лишь 8% .
Из-за чего же у большинства опрошенных учеников низкая самооценка? Нехватка внимания от родителей (или же одного из них), неудачи в учёбе, а так же отсутствие общения и внимания со стороны сверстников. В большинстве случаев самооценку снижают родители.
На основе содержания опроса можно сделать вывод, что низкая самооценка зависит от таких причин как:
- Страх будущего
- Зависимость от чужого мнения
- Завышенные требования от себя или же от других
- Критика
- Нехватка общения со сверстниками или плохое отношение сверстников
- Чувство вины
- Неуверенность
Заключение
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Обобщив результаты исследовательского проекта можно сказать следующее:
1) Заниженная самооценка (недооценка себя) свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
2) Адекватная самооценка соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (своего места в жизни). Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости.
3).Завышенная самооценка указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
Исходя из выше описанного, мы можем утверждать, что наша гипотеза «подростки с разным уровнем самооценки будут иметь нереалистичное отношение к себе и своим возможностям» - подтвердилась полностью.
Список литературы.
1. Агапов B.C. Методологические вопросы теории Я - концепции руководителя. Учебно-методическое пособие. - М.: Гос. ун-т управления, 1999. - 25 с.
2. Агафонов А.Ю.Исследование Я - концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … к. психол. н. - Казань, 2000. - 24 с.
3.Ананьев В.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Изв. АПН РСФСР. - М., 1948. - Вып. 18. - С. 101-124.
4. Анисимова О.М.Самооценка в структуре личности студента: Автореф. канд. дис. - Л., 1984. - 17 с.
5. Баклушинский С.А. Я - концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дис. ... канд. психол. наук. - М.; 1996. - 119 с.
Проказы старухи-зимы
Мастер-класс "Корзиночка"
Этот древний-древний-древний мир!
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Нора Аргунова. Щенята