Представленный на рецензию итоговый индивидуальный проект представляет собой исследование по истории развития граффити как молодёжной субкультуры, анализу языкового пространства граффистов, связанного с появлением в современной лексике русского языка особой группы профессиональных слов.
Тема исследовательской работы актуальна, поскольку позволяет расширить и обогатить лексический запас учащихся, расширить их знания о развитии русского языка, повысить общую языковую культуру.
В процессе выполнения работы обучающаяся показала свободное владение предметом проектной деятельности, способность самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения, инициативность, грамотность в изложении материала, мобильность в поиске и отборе необходимого материала, что свидетельствует о высоком уровне сформированности метапредметных УУД.
Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской работы. Работа включает в себя введение, основную теоретическую часть, практическое исследование, заключение, список источников информации, приложение
Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.
В теоретической части описывается этимология понятия «граффити», истоки граффити, современное развитие данной арт-культуры, дана характеристика различных стилей граффити.
Во практической части работы анализируется собранный лексический материал профессиональных слов граффистов, даётся подробное толкование терминов и приводится языковая ситуация их использования в речи.
Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и подтверждение гипотезы.
Результатом работы является составленный толковый словарь терминов профессиональных слов граффистов. Словарь представлен в приложении.
Данная работа имеет практическую значимость, т.к. может быть использована на уроках русского языка при изучении темы «Лексика. Профессиональные слова»
Вложение | Размер |
---|---|
sabisheva_proekt.docx | 41.2 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ»
Отзыв
на итоговый индивидуальный проект
Сабишевой Екатерины, обучающейся 11 класса,
по теме «Язык граффити»
Представленный на рецензию итоговый индивидуальный проект представляет собой исследование по истории развития граффити как молодёжной субкультуры, анализу языкового пространства граффистов, связанного с появлением в современной лексике русского языка особой группы профессиональных слов.
Тема исследовательской работы актуальна, поскольку позволяет расширить и обогатить лексический запас учащихся, расширить их знания о развитии русского языка, повысить общую языковую культуру.
В процессе выполнения работы обучающаяся показала свободное владение предметом проектной деятельности, способность самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения, инициативность, грамотность в изложении материала, мобильность в поиске и отборе необходимого материала, что свидетельствует о высоком уровне сформированности метапредметных УУД.
Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской работы. Работа включает в себя введение, основную теоретическую часть, практическое исследование, заключение, список источников информации, приложение
Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.
В теоретической части описывается этимология понятия «граффити», истоки граффити, современное развитие данной арт-культуры, дана характеристика различных стилей граффити.
Во практической части работы анализируется собранный лексический материал профессиональных слов граффистов, даётся подробное толкование терминов и приводится языковая ситуация их использования в речи.
Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и подтверждение гипотезы.
Результатом работы является составленный толковый словарь терминов профессиональных слов граффистов. Словарь представлен в приложении.
Данная работа имеет практическую значимость, т.к. может быть использована на уроках русского языка при изучении темы «Лексика. Профессиональные слова»
Рекомендации: итоговый индивидуальный проект Сабишевой Екатерины по теме: «Язык граффити» отвечает требованиям, предъявляемым к исследовательским работам, и рекомендуется к защите.
Работа заслуживает отметки «5».
Дата
Подпись руководителя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Новоалтайска Алтайского края»
Язык граффити
Автор: Сабишева Екатерина, ученица 11 класса МБОУ «СОШ №10 г. Новоалтайска Алтайского края» |
Руководитель: Колпакова О.Г., учитель русского языка МБОУ «СОШ №10 г. Новоалтайска Алтайского края» |
Новоалтайск, 2023
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть………………………………………………………………….…4
1.1 Что такое граффити? ……………………………………………………………........4
1.2 Истоки граффити.………………………………………………………………….….4
1.3 Начало истории современного граффити……………………………………...……4
1.4 Стили граффити……………………………………………………………………….5
2. Практическая часть……………………………………………………………………6
методы и результат исследования ………………………………………………………6
Заключение ………………………………………………………………………………..7
Список литературы …………………………………………………………………….....8
Приложение ……………………………………………………………………………….9
Введение
Почему выбрал тему: выбору данной темы сопутствовало мое отношение к изобразительному искусству. Я, как человек, закончивший художественную школу, непосредственно заинтересован в данной теме. Так же меня заинтересовала языковая картина мира граффистов. и я решила обратиться к этой теме с точки зрения русского языка
Актуальность: С появлением такой субкультуры как граффити, сформировывалась новая группа профессиональных слов, появилась определенная лексика. Сгруппированный мною подобным образом лексический материал может найти отражение в тематическом словаре сленга, который дает возможность изучения значения языковых единиц данной субкультуры.
Цель исследования: исследовать «язык» граффистов, составить толковый словарь граффиста
Задачи исследования:
Объект исследования: граффити
Предмет: лексика граффистов
Гипотеза: с появлением новой субкультуры- граффити, появились группы новых слов, профессионализмов, что привело к обогащению русского языка, пополнению его словарного состава.
Методы исследования:
Теоретические: анализ информации
Практические: интервьюирование, структурирование лексического материала
Глава 1.Теоретическая часть
1.1 Что такое граффити?
Граффити (ит. graffito — «нацарапанный») — вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социальнохудожественную практику
1.2 Истоки граффити.
История граффити началась много тысячелетий назад. Первобытные люди разрисовывали пещеры, как правило, в основном это были сцены охоты, животные и окружающая природа. Египтяне украшали стены пирамид, фрески сохранились в храмах и по сегодняшний день. Древние римляне наносили буквенные рисунки на статуи и стены. В основном это были политические изречения и признания о любви. Кстати, созданные много веков назад граффити позволяют современным ученым узнать о жизни людей в те времена. Ведь то, как изображены и оформлены были рисунки, граффити говорят об имеющемся языковых различиях и особенностях, а также о том, какой образ жизни вели древние люди. Даже в эпоху Возрождения подобное искусство было не забыто. Многие известные художники довольно часто вырисовывали или вырезали свои имена на различных поверхностях.
1.3 Начало истории современного граффити.
Совсем недавно граффити получило свое новое развитие. Нью-Йорк стал родиной данного вида искусства. Именно здесь в 70–80 годах прошлого столетия возникла хип-хоп культура, брейк-данс, а граффити стал ее частью. Особенно хорошо эта субкультура прижилась в бедных районах Латинской Америки, где ещё ранее возникла своя собственная традиция — «муралс», т. е. рисунок на домах.
К 90-м годам появляются художники, которые во многом отходят от граффити (написание букв, имён) и полностью переключаются на создание образов или прямых посланий, причём используя для этого самые разные техники. Чаще всего граффитчики создают шедевры, которые содержат определенные символы — тэги. Это набор букв, изображающийся каждым художником по-своему. Именно стиль написания тэгов способствует тому, что граффитчик становится узнаваемым по такому письму
Зарождение российского граффити-движения произошло в 1980-х годах в СССР. . С 1980-х годов и до середины 1990-х граффити в России носит эпизодический характер и только к концу 1990-х приобретает массовый характер. Это связано с доступом к информации, которая стала поступать лавинообразно с популяризацией интернета, а также с использованием граффити в шоу-рынке и коммерческих целях (реклама на ТВ и в журналах)..
Начинающие художники часто использовали для создания своих шедевров уголь, простые аэрозоли и маркеры. Рабочие инструменты частенько изготавливались самостоятельно. Даже специальные составы для подкраски обуви и штемпельная краска становились материалами для работы.
Современное граффити характеризуется тем, что при его создании используется целый арсенал различных средств. Сейчас именно аэрозольная краска в баллончиках стала главным материалом и инструментом в таком виде искусства. Кроме того, тот, кто занимается созданием изображений с помощью трафарета, самостоятельно изготавливает формы для нанесения именно таких граффити.
Для профессионала важен выбор поверхности. Ведь чем ровнее место для нанесения изображения, тем качественней получится граффити. Однако принципиального значения не имеет, ведь главное, чтобы под рукой были нужные материалы. В современном граффити художники пытаются применять и другие возможности. Магнитные светодиоды и проецируемые изображения – вот будущее древнейшего вида изобразительного искусства.
1.4 Стили граффити
Существует больше тысячи различных стилей, но среди них есть семь фундаментальных:
BLOCKBUSTERS
Это крупные, часто трёхмерные и очень широкие буквы. В некоторых случаях они могут быть выполнены с помощью контура, но иногда применяется и подсветка, для которой предпочитают белую и серебряную краски. Особенностью блоков является использование валика для закраски внутреннего поля. При очень большом размере к работе подключается целая группа. BLOCKBUSTERS, в отличие от зародившегося в Нью-Йорке стиля THROW UP, появились в Лос-Анджелесе, где их использовали для обозначения своей территории уличные группировки. Громадные надписи служили своеобразной границей зоны влияния.
BUBLES
В переводе с английского это слово означает – «пузырь». Рисуется несколькими цветами, более сложен в исполнении, чем предыдущие два. Более характерен для старой школы, ныне не моден.
WILD STYLE
В переводе с английского «дикий стиль». Это динамичный стиль, трудный для прочтения. Рисуется тремя-четырьмя и более цветами, с множеством различных зашифровок, с наложением и переплетением букв.
MESSIAH STYLE
был изобретён нью-йоркским Vulcan, работы которого, характеризуются очень своеобразной цветовой гаммой.
3D STYLE, FX, DAIM STYLE
Стиль, характерный только для новой школы. Придуман райтером Daim, который сейчас рисует в одной из самых известных команд FX CRU. Очень трудный стиль, для того, чтобы рисовать в нём, необходим большой талант.
CHARACTER STYLE
Это рисунки, похожие на карикатуры и комиксы. Иногда используется характерная для комиксов рамка речи.
FRESTYLE
Это «свободный стиль», он сочетает в себе другие стили. Рисуется то, что приходит в голову. Как правило, это должна быть свежая и неординарная идея. Чаще всего из этого ничего не выходит.
Глава 2. Практическая часть
Методы и результат исследования.
В нашем городе, г. Новоалтайске, есть ребята, которые увлекаются данной субкультурой. В ходе общения с ними мною были выделены слова, которые используют граффисты в своей речи. Слова могли обозначать признаки, действия, предметы. Основная часть лексики граффистов- англицизмы.
Словом граффити в лексиконе граффитистов означается как совокупность рисунков, так и одно изображение. Однако в свободном общении друг с другом граффитисты чаще употребляют слова, производные от граффити: графитуля, графон, граф, графит, граффитка. Иногда в их речи можно услышать также слова арт и роспись.
Начальным этапом творческого пути граффитиста является подбор псевдонима (стритнейма) и его изображение в виде стилизованного автографа, который обозначается словами таг (тэг), тэга (англ. tag ‘ярлык, этикетка’). Когда граффитист занимает достаточно прочное положение в сообществе и не опасается, что его могут принять за новичка, не знающего общепринятого в среде граффитистов сленгизма, вместо тэг он может использовать слово автограф или подпись
Граффити могут быть разными по размеру. Небольшой рисунок — миниграффити. Большой, нарисованный яркими красками, бросающийся в глаза рисунок обозначается словом бёрнер (от англ. to burn ‘гореть’). Однако отношение к такому рисунку не всегда положительное. Если граффитисты не находят в нем идеи и смысла, такой рисунок получает пренебрежительное название мясо.
В сознании граффитиста существует своеобразный эталон шрифта, которым выполняется надпись. Это так называемый стайл (англ. style).
Особо значимым является представление о носителе субкультуры. Для обозначения человека, рисующего граффити, используется райтер. Эту же функцию выполняют его «производные» —писатель и писарь. Однако чаще в этой функции используются слова, связанные по своему происхождению с граффитист или граффити, — граффер, граффитчик.
В субкультуре граффити статус ее членов определяется в первую очередь по качеству выполненного изображения, поэтому у них так много оценочных наименований. Особое место занимают обозначения неопытного, неумелого граффитиста. В первую очередь это англицизмы той, тойзер (англ. toy ‘игрушка, безделушка’), флуд, флудер (ср.: англ. to flood ‘наводнять’. Слова чикер, чико и чикокер восходят к глаголу чикать (‘рисовать кое-как’). Слово безделушка (а не игрушка) в сленге граффистов ,означает ‘ничего не стоящий, бесполезный’. В качестве обозначения неопытного, неумелого граффитиста может использоваться также фразеологизм советский писатель. Художник-граффитист с высоким уровнем мастерства уважительно именуется: граффити-артист, король, кинг, мегарайтер, тандэр (в англ. сленге tender — ‘крутой’), мастер аэрозоля, графф Толстой.
Представители субкультуры негативно относятся к явным подражателям или к тем, кто рисует по чужим эскизам. Таких людей называют байтерами (от англ. to bite ‘отщипывать’), причем начинающие граффитисты изо всех сил стараются избежать этого обидного наименования. Наоборот, очень высокий статус среди граффитистов имеют художники, создающие свой собственный стиль, их обозначают положительно окрашенные стайлер (от англ. stile ‘стиль’), маэстро.
Изучив накопленный материал по данной теме, мною были выделены основные понятия, на основе которых я составила толковый словарь граффиста, который идет в приложении
Заключение
Таким образом, в результате проведенного мной исследования удалось подтвердить гипотезу. Действительно, появление такой субкультуры как граффити, повлекло за собой появление новый групп слов, отражающих специфику субкультурной картины мира и ее языкового воплощения в молодежном социуме.
Практическое применение
Практическое использование сгруппированного мною лексического материала может найти отражение в тематическом словаре сленга, который даст возможность изучения значения профессиональных слов данной субкультуры в 6-7 классах.
Список литературы
Приложение
Граффити (ит. graffito — «нацарапанный») — вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социальнохудожественную практику
Бомба (англ. bomb).- большая по размерам, но также несложная, быстро выполняемая надпись в технике граффити .
Пис (ср.: англ. masterpiece ‘шедевр’)- это рисунки и композиции, которые отражают стиль, умение, фантазию граффитиста, отличаются богатством красок и разнообразием стилей.
Кэрэк (от англ. character ‘характер’), характер или персонаж- создание рисунков с изображением людей, животных и т.п.
Бёрнер (от англ. to burn ‘гореть’)- большой, нарисованный яркими красками, бросающийся в глаза рисунок. Однако отношение к такому рисунку не всегда положительное. Если граффитисты не находят в нем идеи и смысла, такой рисунок получает пренебрежительное название мясо
Флоп (англ. flop ‘шлепок’) и флопец (результат словообразовательной адаптации англицизма) обозначают надпись, сделанную «одним баллоном (цветом), реже двумя или тремя (зависит от мастерства) быстро, иногда, даже не отрывая баллон, в одно касание, без заливки»
Скретч (от англ. to scratch ‘царапать’)- рисунок, процарапанный на гладкой поверхности.
Стенсил (англ. stencil ‘трафарет’)- рисунок, который наносится при помощи трафарета
Холкар (англ. whole cars ‘целый вагон’)- совокупности рисунков и надписей, покрывающих всю сторону вагона, включая окна
Холтрейн (англ. whole train ‘целый поезд’) и трейн.- совокупность рисунков и надписей, покрывающих весь состав вагона
Writer (от to write ‘писать’)- обозначения человека, рисующего граффити. В русскоязычном субкультурном социуме заимствование райтер также функционирует как родовое обозначение носителя субкультуры. Эту же функцию выполняют его «производные» — вритер, писатель и писарь. Однако чаще в этой функции используются слова, связанные по своему происхождению с граффитист или граффити, — граффер, граффитчик, граф (графф).
Тагер, тэггер или тегальщик - граффитист, который нелегально наносит на различные поверхности свой псевдоним (тэг),
Бомбер, бомбёр, бомбила и бомбист- Граффитист, нелегально выполняющий более сложные по технике надписи (бомбы)
Осознавая деструктивный характер своей деятельности с точки зрения официальных властей и общественности, бомберы часто называют себя киллерами (англ. killer ‘убийца’).
Райтер - граффитист, занимающийся выполнением сложных работ с использованием пяти и более цветов, причем в местах, специально отведенных для этого
Той, тойзер (англ. toy ‘игрушка, безделушка’), флуд, флудер (ср.: англ. to flood ‘наводнять- представителя субкультуры занимают обозначения неопытного, неумелого граффитиста.
Граффити-артист, король, кинг, мегарайтер, тандэр (в англ. сленге tender — ‘крутой’), мастер аэрозоля, графф Толстой- Художник-граффитист с высоким уровнем мастерства уважительно именуется:
Представители субкультуры негативно относятся к явным подражателям или к тем, кто рисует по чужим эскизам. Таких людей называют байтерами (от англ. to bite ‘отщипывать’)
Общее понятие ‘быть граффитистом’ передается в субкультуре фразеологизмом с прозрачной внутренней формой — стоять у стены (у стенки). Приобщиться к субкультуре граффити — встать к стенке, увлечь кого-либо занятием граффити — поставить к стенке.
Фразеологизм отмечать путь ‘расставлять «теги» по ходу движения’ отражает элемент представления о себе как о первопроходце, оставляющем свой автограф там, где еще никто не был:
Неотъемлемым атрибутом уличного художника-граффитиста является аэрозольный баллончик с краской. Обычное его наименование кэн (англ. can ‘банка’)
Глагол бафить бытует в субкультурной среде в значении ‘закрашивать граффити’. Это действие совершают работники коммунальных служб.
Тоить — значит писать на чьем-нибудь граффити слово toy, таким образом оценивая работу как неудачную, непрофессиональную, выполненную «тоем» (новичком)
Кроссаутить (от англ. cross out ‘зачеркивать’) -‘зачеркивать или наносить поверх граффити свой рисунок или надпись’, в этом же значении используется глагол уязвить (людей, занимающихся этой деятельностью, называют кроссы).
Горячо - холодно
Сказка на ночь про Снеговика
Прекрасная арфа
Валентин Берестов. Аист и соловей
Эта весёлая планета