Мир становится все ближе к становлению информационного общества. Информационное общество – это новая и более совершенная форма социальной организации, в которой сети, базирующиеся на высокоразвитых информационных технологиях, равноправный и свободный доступ к информации, соответствующее информационное наполнение в удобных форматах и эффективная связь должны помогать всем людям в полной мере реализовать свой потенциал, способствовать устойчивому экономическому и социальному развитию, повышению качества жизни, сокращению уровня бедности и ликвидации голода.
Вложение | Размер |
---|---|
ip_notalko_015-01.docx | 42.17 КБ |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чукотского автономного округа
«Чукотский многопрофильный колледж»
(ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по учебной дисциплине: информатика
Тема: Значение компьютерных технологий в жизни современного человека
Руководитель работы: Кубышева Н.В.
Выполнил(а): Ноталько А.В.
Группа: 015-01
Работа защищена с оценкой ___________
«____» _______________________20__ г.
Анадырь
20__
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1. Информационные технологии | 4 |
2. Значение информационных технологий в жизни человека | 7 |
3. Информационная технология управления | 9 |
4. Влияние информационных технологий на жизнь человека | 10 |
5. Негативное влияние компьютера на человека | 13 |
Заключение | 15 |
Список использованной литературы | 16 |
ВВЕДЕНИЕ
Мир становится все ближе к становлению информационного общества. Информационное общество – это новая и более совершенная форма социальной организации, в которой сети, базирующиеся на высокоразвитых информационных технологиях, равноправный и свободный доступ к информации, соответствующее информационное наполнение в удобных форматах и эффективная связь должны помогать всем людям в полной мере реализовать свой потенциал, способствовать устойчивому экономическому и социальному развитию, повышению качества жизни, сокращению уровня бедности и ликвидации голода.
В некоторых странах мира большинство преимуществ информационного общества стало реальностью уже сегодня.
Прежде всего, это страны Западной Европы, США, Япония, но этот перечень не является исчерпывающим. Информационные технологии делают нашу жизнь проще и получают широкое распространение.
Их много вокруг нас: на местах учебы или работы, дома. Ноутбук и коммуникатор являются постоянными спутниками успешного делового человека. И сегодня не нужно тратить кучу лишнего времени на рутинные операции, которые могут быть автоматизированы, на поиск какого-либо товара в магазинах города, то можно посетить веб-сайтов различных интернет-магазинов, и выбрать и заказать там, и очень часто при большем выборе и по меньшей цене, чем в обычном магазине.
Компьютерные технологии занимают наиболее важную часть в современной жизни общества. И самой страшной бедой для человечества было бы потерять все компьютеры одновременно. По последним подсчетам ученых, в случае глобальной катастрофы, сельское хозяйство и промышленность удастся восстановить примерно за век[5]. Тогда как выход из строя всей вычислительной техники, откинет население земли на три-четыре столетия назад.
Актуальность темы: особенностями использования и влияния информационных технологий на жизнь человека очень важны в современном мире, так как все чаще и чаще мы можем наблюдать внедрение информационных технологий в нашу жизнь.
Цель исследования состоит в том, чтобы как можно глубже исследовать уже имеющиеся источники историографии информационных технологий, раскрыть их сущность и показать их значение в жизни современного человека.
Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
Информатика – молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным.
Информационные технологии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества[7].
Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов.
Положительное влияние ИТ:
Отрицательное влияние ИТ:
2. ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени.
Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания.
Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто и информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, "интеллектуальные" функции этих технологий[3].
Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы
Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа - технологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования.
Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. При этом, на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.
Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития информационных технологий заключается в том, что их использование может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации. Ведь именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную для общества.
В настоящее время практически все организациям необходимо информационное обслуживание, переработка большого количества информации. Одним из главных техническим средством по передаче, восприятие, обработки информации является компьютер. Роль компьютера усилие интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, служит для связи и передачи информации.
В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно — телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др. Существуют основные характерные черты новой информационной технологии[1].
Основные характеристики новой информационной технологии (см. табл. 1)
Таблица 1.
Методология | Основной признак | Результат |
Принципиально новые средства обработки информации Целостные технологические системы Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации | "Встраивание" в технологию управления Интеграция функций специалистов и менеджеров Учет закономерностей социальной среды | Новая технология коммуникаций Новая технология обработки информации Новая технология принятия управленческих решений |
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Цель данного вида технологий – удовлетворение информационных потребностей каждого профессионального работника, который принимают управленческие решения. Они применяются в среде информационной системы управления и необходимы для обработки данных, которые обрабатываются с помощью специальных информационных средств. Они решают такие функции, как оценка будущего состояния деятельности объекта, оценка отклонений полученного результата от плановых показателей, выявление причин, повлиявших на отклонение, анализ возможных мероприятий. С помощью данных технологий формируются регулярные, специальные, суммирующие, сравнительные и чрезвычайные отчеты.
Информационная технология управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных потребностей работников и различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы[2].
Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, поиска, и распространения информации.
4. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
Техника и технология оказывают существенное воздействие на мир искусства и архитектуры, на эстетическую культуру и деятельность, предоставляют им новые технические средства, ведут к возникновению новых видов искусства и архитектуры, влияют на содержание художественного творчества, масштаб распространения эстетических ценностей, обусловливают развитие производственной эстетики, художественного конструирования, дизайна, технической эстетики, вызывают определенные изменения в стиле художественного мышления.
Современные технические средства привели к появлению новых видов искусства (телевизионное кино, видеофильмы, компьютерная графика и др.), существенно усилили возможности музыкальной культуры, изобразительного искусства, художественной фотографии.
В настоящее время процесс компьютеризации культуры, искусства, науки и образования всё усиливается и усиливается. В техногенном, рыночном обществе создается своеобразный "художественный рынок". СМИ в массовом порядке транслируют рекламу, комиксы, клипы, "чернуху", "порнуху", боевики, псевдонаучные передачи, культивируют насилие, агрессию, аморализм, разврат, героизируют и эстетизируют преступников, "авторитетов", проституток и т.п. В этой связи И.В.Никитина резонно замечает: "Маски массовой культуры хорошо показывают, что постиндустриальное общество генерирует и транслирует "массовую культуру" и "виртуальную реальность", "музыку для ног", словом, бескультурье: система СМИ "подстраивается" под ожидания публики, а формируют их, развивают технологию мультимедиа" [4].
Иными словами, СМИ практически перестают выполнять свою гуманистическую, культурно-воспитательную и эстетическую функции, становясь в основном фактором развлечения и отвлечения, внушая населению мысль о том, что жизнь есть игра, ни к чему в ней не надо относиться серьезно, "надо жить играючи". Кроме того, с помощью СМИ осуществляется манипулирование массовым сознанием и поведением людей. Порой даже говорится о необходимости в ней определенной ограничительной системы, обеспечивающей безопасность от того, что англичане называют "фулпруф" (защита от дурака).
Телевизор – чудо ХХ века. И мы уже без иронии называем его "членом семьи". Люди ходят друг к другу в гости, а телевизор служит фоном, связкой для разговора. В силу этого теряется умение по-настоящему, по-человечески общаться.
Сегодня ребенок сначала становится зрителем и лишь потом читателем, получив готовую визуальную картинку и лишившись возможности самостоятельно представить героя того или иного литературного произведения.
Телефон, особенно мобильный, - также подарок научно-технической революции человечеству. Однако он существенно сокращает непосредственное общение между людьми, общение "лицом к лицу", возможность быстро сообщить информацию изживает культуру письма, которая отличалась содержательной и чувственно-эмоциональной наполненностью, личностно-информационным характером.
Интернет – самое динамично развивающееся явление в жизни современного общества, способствующее усилению глобализации мира, диалогу этнокультур, их взаимообогащению. Хотя всё же Интернет в первую очередь выполняет информационную и развлекательную функции. Заметим ещё и то, что всемирные поисковые системы могут дать сведения о личной жизни людей всем, независимо от цели поиска. В результате этого возникает угроза разглашения информации о частной жизни личности, что лишает её безопасности, свободы в частной жизни.
Современные технические, компьютерно-информационные и технологические средства широко используются в науке, позволяют получать громадный объем информации, хранить и обрабатывать её, в значительной мере освобождают учёного от рутинной, механической работы, усиливают его познавательные возможности, расширяют его арсенал исследования.
В то же время они применяются и в системе образования, в которой выполняют такие основные функции, как информационная, познавательная, обучающая и контролирующая. Эти средства также обеспечивают программированное и дистанционное образование.
Компьютерно-информационная революция радикально изменила всю систему человеческих коммуникаций, привела к возникновению электронной книги и Интернета. В этой связи остро встаёт вопрос о судьбе традиционной печатной книги. Одни авторы пытаются убедить общественность в том, что традиционная книга как носитель информации отживает свой век и заменяется электронной книгой. Другие – доказывают её незаменимость, указывая на "особую энергетику", на исключительно важную роль печатных книг в развитии цивилизации и культуры, духовной жизни интеллектуального человека.
5. НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЧЕЛОВЕКА
Провокация эпилептических приступов Мнение о возможности провокации приступов при работе на компьютере сильно преувеличено. Так же не доказано, может ли компьютер влиять на течение эпилепсии. Однако имеются отдельные люди с повышенной чувствительностью к световым мельканиям и возможностью появления у них эпилептических приступов (фотосенситивные приступы). Если у вас есть опасение по поводу появления у ребенка фотосенстивных приступов, то необходимо обратиться в специализированный медицинский центр и сделать ему исследование биотоков мозга во время световых мельканий электроэнцефалограмму (ЭЭГ) с фотостимуляцией. Это исследование в абсолютном большинстве случаев выявляет нарушенную работу клеток мозга (фотосенситивную эпилептическую активность) у людей с эпилепсией. В то же время наличие фотосенситивной эпилептической активности на электроэнцефалограмме не является категорическим противопоказанием для работы с компьютером. При правильно подобранном лечении и соблюдении ряда защитных мер можно не лишать ребенка удовольствия работы на компьютере.
Желательно чтобы видеомонитор имел высокую разрешающую способность и частоту развертки кадров - это уменьшит мелькание экрана. Высокая степень концентрации внимания и необходимость быстрой реакции при работе на компьютере могут даже, активизируя работу коры головного мозга, препятствовать появлению приступов. Следует учитывать, что компьютер может стать важным фактором социального становления ребенка с эпилептическими приступами благодаря возможности работы с обучающими программами, получения интересующей его информации и общению со сверстниками используя средства телекоммуникации (связь по модему с Internet и др.)[6].
Электромагнитное излучение. Каждое устройство, которое производит или потребляет электроэнергию, создает электромагнитное излучение. Это излучение концентрируется вокруг устройства в виде электромагнитного поля. Некоторые приборы, вроде тостера или холодильника, создают очень низкие уровни электромагнитного излучения. Другие устройства (высоковольтные линии, микроволновые, печи, телевизоры, мониторы компьютеров) создают гораздо более высокие уровни излучения. Электромагнитное излучение нельзя увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус или потрогать, но тем не менее оно присутствует повсюду. Хотя вредное влияние обычных уровней электромагнитного излучения на здоровье детей и взрослых никем пока не доказано, многих волнует эта проблема. Подобные опасения чаще всего связаны с неправильным пониманием самого термина излучение. У многих из нас этот термин ассоциируется с рентгеновскими лучами (или так называемым ионизирующим излучением), т.е. высокочастотной формой радиации, которая, как доказано, увеличивает шанс заболевания раком людей и животных. В действительности же, каждый, кто знаком с принципом действия монитора компьютера (называемого также видеотерминалом или дисплеем), согласится с тем, что здесь нет смысла говорить о рентгеновском излучении[3]. Незначительное количество ионизирующего излучения, создаваемого катодно-лучевой трубкой внутри монитора, эффективно экранируется стеклом трубки. Что касается влияния на человеческий организм электромагнитного излучения более низких частот - излучения очень низкой частоты и сверхнизкой частоты, создаваемого компьютерами и другими бытовыми электроприборами, то здесь ученые и защитники прав потребителей пока не пришли к единому мнению. Исследования в этой области, проверенные в последние годы, только усилили беспокойство и поставили новые вопросы, остающиеся без ответа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный мир находится на таком этапе своего развития, который специалисты определяют как «информационное общество». Это значит, что во всех сферах деятельности на первый план выходит информация, а, следовательно, и процессы, связанные с ее получением, обработкой и использованием. Информация стала определяющим ресурсом для успешной деятельности не только предприятия, но государства в целом. Утверждение «Кто владеет информацией, то владеет миром» становится реальностью.
В данной работе мы рассмотрели роль информационных ресурсов в развитии общества. На данном этапе развития общество не может обходится без информационного обеспечения.
В медицине с 90-х начали использовать информационные ресурсы в диагностике организма, создание базы посетителей. Профессиональная деятельность непосредственно взаимосвязана с информационными технологиями. Даже культура и средства массовой информации не может обходиться без информационного обеспечения.
Таким образом, в процессе работы мы сделали акцент на использовании современных технологий для информационного обеспечения всех сфер деятельности человека, так как в последнее время они приобретают все большое значение.
Современное общество вряд ли можно представить без компьютерных технологий.
«Уже сегодня можно говорить о том, что развитие компьютерных технологий создаёт не только новый технологический уклад, но, скорее, новую социальную реальность», – сказал В.Л. Иноземцев[1].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Два плуга
Растрёпанный воробей
Отчего синичка развеселилась
Можно от Солнца уйти...
Шум и человек