Исследовательская работа посвящана изучению местного источника, определению его экологического состояния
Вложение | Размер |
---|---|
istochnik_oblast_2023.docx | 185.63 КБ |
istochnik_oblast_2023.ppt | 2.4 МБ |
Отечество – 2023 год
Номинация: Природное наследие. Юные геологи
Тема:
«Источник – бесценный дар села»
Автор:
Жукова Юлия Александровна,
11 класс
Руководитель:
Илясова Олеся Валериевна,
учитель истории и обществознания,
г.о. Серебряные Пруды, 2023 г.
Оглавление
1. Введение 3
2. Основная часть……………………………………………………………….4-5
3. Практическое исследование………………………………………………...5-7
Заключение…………………………………………………………………..…..8
Литература………………………………………………………………………..9
Приложения…………………………………………………………………..10-12
Введение
Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вся живая природа не может обойтись без воды. Именно в воде когда-то зародилась жизнь на нашей планете. Без воды не может жить ни одно живое существо.
Родник – это сосредоточенный естественный выход подземной воды на поверхность земли. Из далекой старины дошло до нас почитание родников, наши предки понимали, что без воды нет жизни, поэтому в родниках видели, прежде всего, силу плодородия, к ним обращались с мольбой о дожде. Родники всегда поражали воображение людей: зимой не замерзают, а летом, в жестокий зной, вода в них холодна и студена.
Многие родники являются историко-культурным наследием нашего народа и играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения. В связи с повсеместным развитием централизованного водоснабжения в настоящее время бережное отношение к родникам незаслуженно забыто, многие прекрасные родники оказались заброшенными и требуют не только благоустройства, но и спасения.
Так и наш родник, расположенный на левом берегу реки Березня на восточной окраине села Крутое (см. Приложение 1), находится в бедственном положении. В начале осени жители стали жаловаться на состояние родника. Побывав на месте, мы увидели плачевную картину: сруб и площадка к роднику была затоплена водой. Мы убедились в том, что необходимо спасать родник. Что же можно сделать для этого? Для решения этой проблемы мы поставили цель и задачи.
Цель: узнать историю источника, определить его экологическое состояние.
Задачи:
Актуальность моего исследования состоит в важности подземных вод для питания рек, использования их для бытовых и иных нужд.
Место проведения исследования: территория источника в селе Крутое.
Время проведения исследования: сентябрь - ноябрь 2023 года.
Методы исследования: наблюдение, беседа, изучение научно-популярной литературы беседа, описательный, проведение практических работ.
Основная часть
Согласно этимологического словаря происхождение слова «родник» восходит к той же основе, что и род, родить [6. с.254]. Буквально обозначает «то, что родит», а родит родник, конечно же, воду. В толковом словаре С.И. Ожегова «Родник - водный источник, текущий из глубины земли, ключ». [4. с.198]
В словаре русских синонимов у слова родник есть «братья» и «сестры» - ручеек, родничок, криница, ключ, источник, ручей.
Источник (родник, ключ) называется выход воды, выбивающийся из недр земли, на поверхность.
Родниковая вода проходит целую систему естественных фильтров - песок, уголь, глина, по пути она обогащается минеральными солями и приобретает ровную постоянную температуру независимо от времени года и погоды на поверхности. [6. с.254]
Народная мудрость гласит: «Родник — не просто источник питьевой воды, это — живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим». Ведь не зря слово родник однозначное со словами род, родина, природа, народ. У родникового ключа душа отдыхает от забот, оберегает покой. В каждом городе, посёлке, деревне есть свои родники с чистейшей водой.
Все ли мы понимаем, какое сокровище – родник? И как оно уязвимо, это сокровище! Можно заново построить разрушенный город, можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но родник, если он умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.
Наш родник существует давно, и рассматривать его историю мы можем только со слов тех местных жителей, которые живут в наши дни.
Мы обратились к старожилу села, Петриковой Александре Федоровне 07.01.1926 г.р. Она рассказала, что родников в окрестностях села было мало. Самый известный родник расположен на окраине села у реки. Появился он очень давно, она помнит его с детства и названия у него не было. По словам Александры Федоровны, этот родник питал всю деревню.
И это неудивительно, ведь раньше первые дома и огороды находились недалеко от этого родника. В народе он был популярным и потому, что местные жители считали родниковую воду святой, целебной, помогающей при различных заболеваниях. Это было связано с тем, что выше родника в начале XX века была построена церковь Зачатия Святого Преподобного Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Новый храм производил весьма хорошее впечатление и относился к лучшим храмам не только округа, но и уезда. В 1965-1966 гг. церковь была разрушена, со временем появились многоквартирные дома и центральное водоснабжение. И интерес к роднику стал постепенно угасать.
Дальнейшую судьбу родника нам поведала бывший специалист сельского поселения Узуновское Лазаренко Наталья Викторовна. В начале своей деятельности к ней обратился местный житель Петриков Николай Петрович с просьбой облагородить родник. Это была просьба не только Николая Петровича, но многих других жителей села. Наталья Викторовна с радостью отозвалась на просьбу, так как ей не безразличны проблемы родного села. Она повесила объявление, в котором просила неравнодушных жителей помочь в благоустройстве родника. Откликнулись пару семей. Совместными силами и материальной помощью сельского поселения удалось соорудить сруб и вымостить к нему деревянную площадку.
Осенью 2014 года приходской священник отец Виталий (Храмов) вместе с сельчанами совершил освящение родника в честь иконы Божией Матери «Тихвинская».
Я изучила законодательные материалы по защите окружающей среды и сохранению водных ресурсов. На основании «Водного кодека Российской федерации» от 03.06.2006 N 74-Ф (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (действующая редакция от 31.10.2016) к поверхностным водным объектам относятся в том числе природные выходы подземных вод (родники, гейзеры (статья 5).
В соответствии со статьёй 66 Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами.
На основании приказа Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 г. № 613 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» Следует учитывать, что родники на территории муниципального образования должны соответствовать качеству воды согласно требованиям СанПиНов и иметь положительное заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора, на особо охраняемых территориях природного комплекса для обустройства родника, кроме вышеуказанного заключения, требуется разрешение уполномоченных органов природопользования и охраны окружающей среды. Родники рекомендуется оборудовать подходом и площадкой с твердым видом покрытия, приспособлением для подачи родниковой воды (желоб, труба, иной вид водотока), чашей водосбора, системой водоотведения.
Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999г. направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
При этом граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
Изучив нормативно-правовую базу моего исследования, я сделал вывод о том, что мы не только имеем право привести территорию родника в порядок, мы обязаны это сделать, как настоящие граждане нашей страны.
Практическое исследование
Полную информацию о качестве воды в роднике мы можем получить, сделав ее химический анализ. Но о состоянии водоема можно судить и по его внешнему виду, по физическим характеристикам воды.
Для оценки экологического состояния источника я использовала следующие наиболее важные физико-химическими показатели состояния воды (2, с.18).
Мы взяли пробу воды из нашего источника и сравнили ее с водопроводной, сделали в школьной лаборатории самые простые физико-химические анализы. Результаты представлены в таблице (см. Приложение 2)
Определение цветности:
Окраску родниковой воды мы определили следующим образом: профильтрованную воду налили в цилиндр из бесцветного стекла, цилиндр поставили на белую бумагу; рядом с ним поместили такой же цилиндр с дистиллированной водой. Мы увидели, что и родниковая и водопроводная вода прозрачная.
Жесткость воды
Для определения жесткости воды взяли 2 образца: родниковую и водопроводную воду. В каждый стакан бросили кусочек мыла и встряхнули, добиваясь полного растворения, в течение 5 мин. Увидели, в образце с родниковой водой пены чуть больше, чем в стакане с водопроводной водой. Следовательно, родниковая вода мягче водопроводной.
Определение рН среды.
Для определения рН среды взяли пробирки с родниковой и водопроводной водой. В каждую из них поместили лакмусовую бумагу. Окраска индикаторной бумаги показала, что вода в той и другой пробирке имеет нейтральную среду, pH=7.
Окисляемость
В пробирку налили 15 мл воды, добавили 5 капель 0,03% раствора КмnO4, оставили на 20 минут. Через 20 минут в пробирке сохранилась розовая окраска, значит, вода удовлетворительна и пригодна для питья.
Наличие простейших: Нанесли капельку родниковой воды на предметное стекло и рассмотрели ее под микроскопом, тоже самое проделали с водопроводной водой. Простейшие в родниковой и водопроводной воде отсутствуют.
Вывод: родниковая вода практически не отличается от водопроводной воды в нашем селе. Экологическое состояние родника удовлетворительное.
В ходе обзора литературы по данной теме, а также в результате исследования можно сделать следующие выводы:
- благодаря естественной фильтрации она полностью сохраняет свои
природные качества, структуру и свойства;
- ее не обеззараживают хлором, не озонируют, не подвергают иному
физико-химическому воздействию, не добавляют микроэлементы и
всевозможные добавки;
- в ней много кислорода.
Вред родниковой воды:
- пить можно воду только из проверенных, то есть безопасных родников.
Для составления паспорта источника я взяла методику обследования водного источника А.Г. Озерова, описанную в методичке «Исследовательская деятельность учащихся в природе». Паспорт состоит из 14 пунктов. (см. Приложение 3).
Почему же сейчас к святому источнику поднялась вода из реки? По словам жителей, река поднялась в конце лета. Оказывается, бобры построили плотину, и именно из-за этого вода в реке поднялась почти на полметра.
Для источников это губительно, потому что река не прочищает свое дно и источники погибают, так как у них маленькая сила выброса. Весной вода в реке тоже поднимается и-за таяния снегов и это создает трудности для сбора святой воды.
Поэтому, я считаю необходимо привлечь внимание общественности к данной проблеме. Важно, чтобы жители могли пользоваться водой удобно и безопасно. Источник нуждается в благоустройстве.
Предложения по охране и благоустройству: работы по благоустройству
родников лучше выполнять в июле или августе, в летнюю межень – самое сухое время года, когда уровень воды в ручьях и реках низкий, в почве мало влаги и удобно проводить земляные работы. [1. с.21]
Заключение
Итак, после изучения сведений о роднике, после беседы с жителями села, я могу подвести итоги своей работы и сделать следующие выводы:
- источник необходим людям нашего села;
- я узнала о пользе родниковой воды;
- сделала простые физико-химические анализы воды;
- составила паспорт источника.
Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что не все задачи удалось решить. В перспективе необходимо:
- следить за чистотой территории около источника;
- посадить молодые деревья на склоне берега;
- проводить в школе мероприятия, на которых школьникам будет разъясняться значимость источников;
- провести детальный анализ воды из источника, используя лабораторию санитарноэпидемиологической станции;
- привлечь внимание общественности к благоустройству источника.
Следующие поколения не простят нам то, что мы лишили их возможности наслаждаться первозданной природой. Сохранить гармонию человека и природы – основная задача, которая стоит перед настоящим поколением. Необходимо развить у каждого человека чувство «экологического сознания», которое будет определять, на какой планете мы будем жить – зеленой и красивой или похожей на пустыню. И нам, поколению XXI века нужно сделать так, чтобы спасти подземные воды от загрязнений. Чтобы не иссякали живительные родники нашей малой родины.
Я надеюсь, что данная работа станет еще одним источником познания родного края, побудительным мотивом бережного отношения к его культуре и заповедным местам.
Источники:
Воспоминания Петриковой А.Ф.
Воспоминания Лазаренко Н.В.
Водного кодека Российской федерации от 03.06.2006 N 74
Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999г.
Приказ Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 г. № 613 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований»
Литература:
— М.:«Аделант»,2014.—512с.
Приложение 1.
Географическое положение источника на карте села Крутое
Приложение 2.
Таблица «Физико-химические показатели качества воды»
Показатели качества воды | Вода из источника | Водопроводная вода |
Цвет | прозрачная | прозрачная |
Жесткость | Мягкая | Не жесткая |
рН среды | нейтральная среда, pH=7 | нейтральная среда, pH=7. |
Окисляемость | вода удовлетворительна и пригодна для питья | вода удовлетворительна и пригодна для питья |
Запах | отсутствует | отсутствует |
Наличие простейших | отсутствуют | отсутствуют |
Приложение 3.
Паспорт источника
Дата и час обследования | 23 сентября 2023г., 12 часов дня. | |
Местное название источника | Тихвинский источник | |
Месторасположение выхода грунтовых вод (в русле реки, на склоне долины или балки, в стенке или на дне оврага, у подошвы террасы) | грунтовые воды выходят на склоне берега реки | |
Вид источника (восходящий или нисходящий, мочажинный). Высота места проявления источника над уровнем воды, в реке или над дном оврага. Затопляется ли источник во время весеннего разлива? | источник низходящий, во время весеннего разлива затопляется. | |
Характер рельефа, где находится ключ. Какие породы слагают местность? Хорошо ли выражены пласты? | рельеф местности – холмистый, представлен суглинистыми породами, пласты выражены плохо | |
Характеристика водоносной породы (водоносного горизонта), откуда вытекает источник, и водоупорной породы (водоупорного горизонта), подстилающего водоносный пласт | водоносная порода слабо выражена | |
Характер вытекания воды из источника (сочится, бьет ключом, вытекает отдельными струйками или в виде одной широкой струи). Донные ключи легко заметить, наблюдаятсквозь воду грунт дна реки. Там, где есть ключи, со дна поднимаются фонтанчики песка (если дно песчаное) или вода в этих местах взмучивается (если дно илистое) | вода вытекает в виде одной широкой струи, место, откуда вытекает родник – песчаное, а почва – илистая. | |
Влияние, оказываемое источником на прилегающую местность (оползни, оседание или размыв грунта, заболачивание местности около выхода источника, образование ручья). Какова растительность вблизи родника? | родник в результате своей деятельности вызывает заболачивание местности; крапива, подорожник, одуванчик, осока береговая | |
Расход (дебит) воды источника, т.е. какой объем воды дает он в единицу времени? | Нельзя определить в данный момент | |
Увеличивается ли расход воды в источнике при выпадении дождей, уменьшается ли он или иссякает совершенно в какие – либо периоды? Из бесед со старожилами выяснить, в какие годы было особенно много или мало воды. Замерзает ли родник, в какой месяц? | зимой родник замерзает только в сильные морозы, в конце зимы вода выступает вблизи замерзшего ключа. | |
Температура воды в источнике (сравнить ее с температурой воздуха и температурой воды в реке) | температура воздуха - 16 °C температура воды – 8 °C | |
Качество воды (прозрачность, цвет, вкус, запах, жесткость). Нет ли на траве или камнях беловатого известкового налета или ржавого осадка гидроксида железа? Не является ли источник минеральным (данное качество определяется проведением аналитических исследований) | вода прозрачная, мягкая, не имеет запаха; налета нет | |
Использование воды источника местными жителями (для питья, водопоя животных, стирки белья) | для питья, полива, водопоя животных | |
Санитарное состояние источника в момент обследования (имеет ли он сруб, его высота над землей, обложен ли камнем, вытекает ли из трубы). | деревянный сруб, вытекает из трубы |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крутовская средняя общеобразовательная школа» г.о.Серебряные Пруды Автор: Жукова Юлия Александровна, Руководитель: Илясова Олеся Валериевна. 18.01.24Слайд 2
Географическое положение источника на карте села Крутое 18.01.24
Слайд 3
Источник села Крутое 18.01.24
Слайд 4
Цель: узнать историю источника, определить его экологическое состояние. Задачи: • Расширить свои знания и получить новые о источниках, используя научно-популярную литературу; • Собрать исторические сведения о возникновении источника; • Провести анализ воды источника и водопроводной воды; • Составить паспорт источника: описать их местоположение, экологическое состояние; • Привлечь внимание общественности к данной проблеме; • Провести работы по благоустройству территории источника. 18.01.24
Слайд 5
Беседа с Петриковой Александрой Федоровной 07.01.1926 г.р. 18.01.24
Слайд 6
Церковь Зачатия св. и преп. Предтечи и Крестителя Иоанна в с.Крутое. Реконструкция О.И.Горлова. 1999 г. 18.01.24
Слайд 7
Лазаренко Наталья Викторовна, 17.09.1978 г.р. Специалист сельского поселения Узуновское с 2013-2019 гг. 18.01.24
Слайд 8
Физико-химические анализы воды 18.01.24
Слайд 9
Таблица «Физико-химические показатели качества воды» Показатели качества воды Вода из источника Водопроводная вода Цвет прозрачная прозрачная Жесткость мягкая Не жесткая рН среды нейтральная среда, pH =7 нейтральная среда, pH =7. Окисляемость вода удовлетворительна и пригодна для питья вода удовлетворительна и пригодна для питья Запах отсутствует отсутствует Наличие простейших отсутствуют отсутствуют 18.01.24
Слайд 10
Выводы - благодаря естественной фильтрации она полностью сохраняет свои природные качества, структуру и свойства; - ее не обеззараживают хлором, не подвергают иному физико-химическому воздействию, - в ней много кислорода. - пить можно воду только из проверенных, то есть безопасных источников. 18.01.24
Слайд 11
Заключение - источник необходим людям нашего села; - я узнала о пользе родниковой воды; - сделала простые физико-химические анализы воды; составила паспорт источника. Перспективы: - следить за чистотой территории около источника; - посадить молодые деревья на склоне берега; - проводить в школе мероприятия, на которых школьникам будет разъясняться значимость источников; - провести детальный анализ воды из источника, используя лабораторию санитарноэпидемиологической станции; - привлечь внимание общественности к благоустройству источника. 18.01.24
Рисуем пшеничное поле гуашью
Кто грамотней?
Воздух - музыкант
Осенняя паутина
Сказка "12 месяцев". История и современность