Суицидальные наклонности – наклонности, проявляющееся в виде фантазий, мыслей или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение. Это означает что, суицидальные наклонности достаточно сильно влияют на психологическое здоровье и образ жизни подростков.
ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 3,
филиал Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
Заводоуковского городского округа
«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №2»
(СОШ № 3, филиал МАОУ «СОШ № 2»)
Суицидальные наклонности у подростков
Автор проекта:
Нохрина Валерия Константиновна
Тюменская область, г. Заводоуковск
Российская Федерация, Тюменской области,
Заводоуковский городской округ, город Заводоуковск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №3»,
10 «Б» класс
Научный руководитель:
Бабич Марина Борисовна,
педагог-психолог,
Российская Федерация, г. Заводоуковск , 2023 г.
Оглавление
2.1 Научная статья
2.2 Внешняя обусловленность суицидальных наклонностей
2.3 Внутренняя структура
3. Практическая часть
Суицидальные наклонности у подростков
Нохрина Валерия Константиновна
Российская Федерация, Тюменской области, Заводоуковский городской округ, город Заводоуковск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №3»,
10 «Б» класс
Введение
Заметив, что у моих сверстников есть проблемы с повышенной тревожностью, депрессивным состоянием, у меня созрел вопрос из-за чего возникают все эти проблемы? Изучив научные статьи и литературу, я узнала что все эти признаки приводят к суицидальным наклонностям: Суицидальные наклонности – наклонности, проявляющееся в виде фантазий, мыслей или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение. Это означает что, суицидальные наклонности достаточно сильно влияют на психологическое здоровье и образ жизни подростков. Таким образом я решила рассказать о проблемах суицидальных наклонностей и из-за чего они могут появится у подростков через исследование среди учащихся 10-11 классов с применением методики: опросника по шкале П. Зунге (диагностика депрессии). В проекте предоставлены результаты исследования по выявлению и склонности к суицидальным наклонностям среди подростков.
Актуальность: Проблема подросткового суицида в последнее время превратилась в одну из острых и первостепенных проблем нашего общества. Постоянно происходящие в обществе неблагоприятные политические и социально-экономические события увеличивают чувство страха и неуверенности в будущем каждого человека. По сей день причины и факторы толкающие подростка к самоубийству глубоко изучаются.
Гипотеза: предполагаю, что подросток решается на самоубийство не с целью уйти из жизни, а обратить внимание окружающих на свои проблемы либо комплекс проблем, с которыми он не может самостоятельно справиться.
Цель: исследовать по каким причинам возникают суицидальные наклонности среди подростков.
Задачи:
1) Изучить суицидальные наклонности среди подростков.
2) Провести тестирование по выявлению депрессивного состояния.
3) С учётом результата тестирования составить мониторинг классов более склонных к депрессивному состоянию, которое может привести к суициду.
Объект исследования: причины суицидальных наклонностей
Предмет исследования: суицидальные наклонности (по школе)
Методы исследования:
Данный исследовательский проект посвящён суицидальным наклонностям среди подростков. В проекте отражена идея исследовать причины возникновения суицидальных наклонностей у подростков.
3.Математический (подсчет результатов опроса)
Суицидальные наклонности среди подростков
Нохрина Валерия Константиновна
Российская Федерация, Тюменской области, Заводоуковский городской округ, город Заводоуковск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №3»,
10 «Б»
Создателем термина суицидальные наклонности считается Ипатов Андрей Владимирович. Он утверждал, что несогласованность, противоречивость самопонимания и саморуководства в структуре самосознания подростков станут источником нарушения регуляции и контроля поведения [1].
Депрессия как причина суицида:
В соответствии со статистическими данными пик самоубийств приходится на пубертатный возраст (15-20). Суицидальная депрессия встречается в любой возрастной группе, но если этиология расстройства связана с наследственной предрасположенностью, особенностями воспитания и личности человека покончить с собой больной предпринимает под влиянием какой-либо психотравмирующей ситуации.
У подростков это:
Суицидальные наклонности – это форма отклоняющегося поведения, характеризующаяся враждебными действиями, направленными на себя. Возникает в ситуациях переноса агрессии с внешнего социально либо физически недоступного объекта. Проявляется на ментальном уровне – самообвинением, самоуничижением, навязчивыми мыслями, и на уровне действий – причинением физического вреда напрямую и косвенно [2].
Суицидальные наклонности проявляются:
Таким образом, самая распространённая типология суицидальные наклонности базируется на распределении людей на четыре типа, в зависимости от преобладания у них того или иного типа [3].
Типология суицидальных наклонностей:
Углубляясь в тему суицидальных наклонностей я узнала о том , что они бывают внешними и внутренними.
Галина Яковлевна Пилягина считает, что для возникновения суицидальных наклонностей необходима система, включающая как минимум два компонента:
Данная теоретическая модель делает акцент на внешней обусловленности суицидальных наклонностях [5].
С точки зрения Андрея Владимировича Ипатова аутодеструкция представляет собой аномальное состояние личности, выражающееся в стремлении индивида к саморазрушению вследствие нарушения процесса его социализации. По его мнению эта социально-психологическая дезадаптация возникает на фоне личностного конфликта, и вызывается парадоксальной ситуацией, сочетающей в себе наличие в один и тот же момент и жизненно важной потребности и того, что препятствует её удовлетворению.
2.3 Внутренняя структура
Артур Александрович Реан в исследовании подростковой агрессии предложил ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Суицидальные наклонности, по его мнению, представляет собой сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. В структуре суицидальных наклонностей личности он выделяет 4 субблока:
Суицидальные наклонности у подростков
Нохрина Валерия Константиновна
Российская Федерация, Тюменской области, Заводоуковский городской округ, город Заводоуковск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №3»,10 класс.
Существует не мало тестов на выявления депрессивного и тревожного состояния подростков.
Я изучила суицидальные наклонности среди подростков по опросу Зунге. Число опрошиваемых составило 104 человека.
В результате опросника были выявлены следующие результаты (таблица 1)
Таблица 1
№ п/п | Класс | Кол-во уч. | Без депрессии | Легк. Сид. Депрессия | Депрессивное состояния |
1 | 10 класс | 64 | 29 | 12 | 4 |
2 | 11 класс | 40 | 33 | 4 | 3 |
3 | Всего: | 104 | 72 | 16 | 7 |
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Суицидальные наклонности среди подростков
Нохрина Валерия Константиновна
Российская Федерация, Тюменской области, Заводоуковский городской
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №3»,
10 «Б» класс
Выводы:
1.На основе нашего исследования можно сделать вывод, что малая часть опрошенных подростков имеют предрасположенность к суицидальным наклонностям. Это, возможно, объясняется и особенностями подросткового возраста его «кризисами», а так же несформированностью жизненных ценностей и позиций, что вызывает у учащихся снижения настроения, легкой депрессии с переходом в депрессивное состояние.
Суицидальные наклонности достаточно сильно влияет на жизнь и способности подросткового возраста на учащихся.
В нашей школе среди учащихся 10-11 классов в основном преобладает эмоциональное устойчивое состояние (без депрессии). В 10 и 11 классе у некоторых из учащихся наблюдается легкая депрессия. Рассмотрев результаты, видно, что у большинства испытуемых нет депрессивного состояния и сниженного настроения, и находятся в устойчивом эмоциональном состоянии, преобладает хорошее настроение, у участников исследования отсутствует тенденция к саморазрушающему поведению.
Результаты исследования подчеркивают необходимость обстоятельного рассмотрения вопроса о проведении работы с подростками и их родителями в рамках профилактики суицидальных наклонностей в молодёжной среде. К сожалению, в переходном возрасте проблема эмоционального неблагополучия становится актуальной для многих подростков. В этот период их психическая организация крайне нестабильна и может характеризоваться повышенной тревожностью, раздражительностью, снижением настроения и трудностями контроля над эмоциями.
Библиографический список
https://studfile.net/preview/3006481/page:11/
http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4765/1/07Shimrova2.pdf
https://iskitimr.nso.ru/sites/iskitimr.nso.ru/wodby_files/files/page_887/01.pdf
https://help-point.net/articles/suitsidalnoe-povedenie-priznaki-prichiny-pomoshch/
ИНСТРУКЦИЯ:
«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время
Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет
Варианты ответа
1 — никогда или изредка
2 — иногда
3 — часто
4 — почти всегда или постоянно»
№ | УТВЕРЖДЕНИЕ | Никогда или изредка | Иногда | Часто | Почти всегда или постоянно |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Я чувствую подавленность, тоску | ||||
2 | Утром я чувствую себя лучше всего. | ||||
3 | У меня бывают периоды плача или близости к слезам | ||||
4 | У меня плохой ночной сон. | ||||
5 | Аппетит у меня не хуже обычного | ||||
6 | Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом | ||||
7 | Я замечаю, что теряю вес. | ||||
8 | Меня беспокоят запоры | ||||
9 | Сердце бьется быстрее, чем обычно. | ||||
10 | Я устаю без всяких причин | ||||
11 | Я мыслю так же ясно, как всегда. | ||||
12 | Мне легко делать то, что я умею | ||||
13 | Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте. | ||||
14 | У меня есть, надежды на будущее | ||||
15 | Я более раздражителен, чем обычно | ||||
16 | Мне легко принимать решения | ||||
17 | Я чувствую, что полезен и необходим. | ||||
18 | Я живу достаточно полной жизнью | ||||
19 | Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру | ||||
20 | Меня до сих пор радует то, что радовало всегда |
ОБРАБОТКА
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:
УД= [(Σпр+Σобр)/80]*100, где
Σпр.— сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям номер 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;
Σобр — сумма цифр «обратных», зачеркнутым, к высказываниям номер 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20.
Например:
у высказывания, номер 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла;
у высказывания номер 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла;
у высказывания номер 6 зачеркнут ответ 3 — ставим в сумму 2 балла;
у высказывания номер 11 зачеркнут ответ 4 — ставим в сумму 1 балл и т. д.
1 | 2 | 3 | 4 | |
Прямое высказывание | 1 | 2 | 3 | 4 |
Обратное высказывание | 4 | 3 | 2 | 1 |
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла.
— Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии; лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения.
— Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза; незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения.
— При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется как субдепрессивное состояния или маскированная депрессия; значительное снижение настроения.
— При УД более чем 70 баллов диагностируется как истинное депрессивное состояние; глубокое снижение настроения.
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Попробуем на вкус солёность моря?
Щелкунчик
Свинья под дубом
Рождественский венок