Буллинг стал глобальной проблемой современного общества – постоянные травли, насмешки. Подростковый возраст уже становится для многих детей трудным и переломным моментом, но подростковый буллинг может перерасти в нечто большее.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kadykova_olesya_10.doc | 227 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 Г. КАМЕНСК-ШАХТИНСКИЙ
БУЛЛИНГ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
ПРОЕКТ ПО ПСИХОЛОГИИ
Автор работы:
ученица 10 класса Кадыкова О.А.
руководитель проекта:
педагог-психолог Чернавцева Л.Г.
.
2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | 5 |
| 5 |
| 5 |
1.3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА «БУЛЛИНГ» НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ | 6 |
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ | 8 |
ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА | 9 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ | 12 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 14 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 15 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. У подростков часто возникают проблемы и трудности, недопонимание с родителями. Буллинг стал глобальной проблемой современного общества – постоянные травли, насмешки. Подростковый возраст уже становится для многих детей трудным и переломным моментом, но подростковый буллинг может перерасти в нечто большее.
Ссора – это конфликт между двумя людьми, выражающими свое несогласие с одним мнением, после которого происходит резкое ухудшение отношений между людьми.
Буллинг – это постоянное унижение, притеснение и жестокое обращение подростков по отношению к избранному лицу; статус жертвы.
Существует несколько проблем буллинга, одна из которых – безнаказанность агрессоров. Это чувство стирает нравственные границы и является социально опасным, поскольку агрессор делает все возможное, чтобы заблокировать обратную связь от «жертвы».
Поэтому намного сложнее узнать о проблеме буллинга от самой «жертвы».
Важным пунктом яляется не допустить переход обычных подростковых конфликтов в перерастающий буллинг.
Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.
Не все могут перенести буллинг, могут быть проблемы с последствиями буллинга, которые могут стать причиной психических и физических травм. Примеры последствий: неуверенность в себе, самоотрицание, психические расстройства, психосоматические заболевания, которые могут стать причиной суицида.
Есть трудности и в изучении выбранной мною темы. С теоретической точки зрения существует проблема с объяснением самого явления. Мало исследованы такие понятия, как: жертва, насильник, конфликт, агрессия и собственно психология. Выявить признаки буллинга во всех его аспектах сложно, так как буллинг может возникнуть в любом возрасте. Чаще всего встречается в период полового созревания, но это не значит, что взрослые не могут с ним встретиться.
В 21 веке буллинг вышел на новую ступень эволюции – кибербуллинг. Это травля, происходящая в Интернете.
Принимая во внимание то, что я указала актуальность и последствия рассматриваемой проблемы, мною были выдвинуты гипотеза, цель и задачи.
Гипотеза исследования: Проблема буллинга является актуальной у подростков в учебных заведениях.
Цель исследования: Изучить проявления буллинга в подростковом возрасте в МБОУ СОШ №8
Задачи исследования:
Объект исследования: обучающиеся 6-х классов
Предмет исследования: явление буллинга
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Типы буллинга
Буллинг может возникнуть по разным причинам. Примером могут послужить элементарные вещи: рост, вес, национальность, внешность, ориентация, раса, религия, возраст, и т.д.
Социальный тип – социальный бойкот (игнорирование), умышленное отстранение человека от общей деятельности
Физический тип – запугивание, неуместное прикосновение (агрессивное физическое запугивание)
Вербальный тип – это словесная травля или запугивание резкими словами
Кибербуллинг– считается самым опасным, так как от него невозможно защититься, понять, от кого исходит угроза и провокация. Агрессоры любят использовать такой вид травли из-за возможности анонимно вести подлую деятельность, в любое время унизить жертву, наличия большой аудитории.
1.2 Участники буллинга
Жертва – это человек, который подвергся травле на себе. У «жертв» самый низкий социальный статус и коэффициент удовлетворённости общением, что говорит об их низком положении в классе. «Жертвы» наиболее зависимы, «слабы» по сравнению с другими участниками буллинга. Самооценка у «жертв» самая низкая по сравнению с другими группами, а уровень притязаний довольно высокий, т.е. «жертвы» очень недовольны собой, не принимают сами себя и, возможно, хотят меняться.
Агрессор – человек, который начинает травлю выбранной жертвы. Ими могут оказаться весьма популярные среди сверстников подростки с задатками лидера, высоким статусом и хорошими навыками общения, которых никогда не заподозришь в желании унижать ближнего.
Последователи – люди, которые начинают брать пример с насильника. Ими движет стадный эффект, желание самоутвердиться или заслужить поощрение так называемого лидера.
Наблюдатели – люди, которые наблюдают травлю, но не являются обидчиком или жертвой. Они наименее зависимы, что позволяет вообще не вмешиваться в конфликты. Они просто смотрят со стороны, но это далеко не всегда хорошо, т.к. «наблюдатели» - те самые зрители, для которых играется спектакль - «буллинг». Во многом именно их бездействие провоцирует буллинг
Защитники – люди, которые заступаются за жертву. У «защитников» самый высокий социальный статус и довольно высокий коэффициент удовлетворенности общением, т.е. они в целом довольны занимаемой позицией, которая к тому же достаточно высока. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к одноклассникам и подвергаются буллингу, что подтверждает правильность деления на группы.
1.3 Юридическая ответственность за «буллинг» несовершеннолетних и их родителей
Тему буллинга можно рассмотреть и с правовой точки зрения. В российском законодательстве надежных способов защититься от буллинга и травли (в интернете и вне его) пока нет. Однако, при должной решительности и последовательности действий, виновных лиц можно привлечь к уголовной и/или административной ответственности
Для несовершеннолетних правонарушителей, совершающих подобные действия в отношении своих товарищей, существует гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
До 14 лет за детей несут ответственность их родители и государственные учреждения, где они находятся (школа).
Начиная с 14-ти лет наступает персональная ответственность человека по некоторым пунктам УК РФ, то есть он самостоятельно несет ответственность за свои действия.
Согласно ч. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений. В силу ч. 1 ст. 151 ГК РФ если такими действиями гражданам причинены физические и нравственные страдания, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Несовершеннолетние нарушители в возрасте до 14 лет не несут ответственность в соответствии требованиями ГК РФ, однако за их действия отвечают их родители и законные представители. С 14 лет несовершеннолетний может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности, а в случае недостаточности денежных средств – совместно опять же с родителями. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, согласно ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Также существует следующие статьи:
УК РФ Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (психологическое расстройство также относится) С 16 лет наступает ПОЛНАЯ ответственность. УК РФ Статья 117. Истязание . УК РФ Статья 110.1 Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства.
Глава 2. Практическая часть
Мною, совместно с социальным педагогом школы на Неделе Психологии было проведено исследование обучающихся 6-х классов МБОУ СОШ №8 по методике на выявление «буллинг-структуры» Е.Г. Норкиной.
На вопрос: «Испытывали ли вы буллинг на себе?», некоторые ответили «Да», то есть в свое время являлись жертвами травли.
В исследовании принимали участие 29 учащихся 6-х классов. (Приложение 1)
Получены следующие результаты:
По результатам исследования обучающихся 6-х классов было выявлено, что сформулированная гипотеза подтвердилась. Проблема буллинга у подростков в образовательных учреждениях действительно существует. Некоторые учащиеся подвергались буллингу, но благодаря профилактической работе в нашей школе, большая часть опрошенных являются в данной структуре «защитниками».
Глава 3. Профилактика буллинга
Я изучила способы привлечения людей к этой проблеме и способы профилактики буллинга.
Многие люди, да и я сама заинтересованы в проблеме травли. Мы пытаемся сообщить о её масштабе и его пагубных последствиях обществу.
В последнее время эта проблема проявляется в телепередачах и фильмах о подростках. Они желанны и интересны молодежи, и благодаря им кто-то борется со своими травмами. Режиссеры стараются показать зрителям последствия травли, к чему она может привести и как избежать негативных последствий.
Примеры фильмов и сериалов:
Родители, чьи дети подвергнуты или были подвергнуты травле, выходят на митинги. В пример могу привести пикет, проходивший в январе 2019 года в Оренбурге. Матери детей-инвалидов вышли в поддержку прав детей с ограниченными возможностями.
Волонтёры, которые обратили внимание на проблему, проводят игры, агитационную и просветительскую работу направленную на изменение их ситуации в школе.
Писатели создают книги, которые стоит прочесть каждому и сделать выводы. Примеры книг:
В нашей школе проводят тренинги общения, профилактические мероприятия, акции направленные на развитие у детей толерантности, эмпатии к окружающим. В школе работает служба медиации, направленная на разрешение спорных вопросов. Подросток может узнать себя и осознать свои ошибки, или человека, причинявшим боль другим.
Ранее было обозначено, что проблема приобретает международный масштаб. Распространение травли среди школьников происходит во всех странах мира, но чаще всего в учебных заведениях.
По мнению некоторых «специалистов» этот этап жизни стоит просто пережить. Я полностью не согласна с этим утверждением. Но разве не ужасно быть жертвой/агрессором/наблюдателем и просто переживать этот момент? Да, кто-то сможет его пережить, но кто-то другой - нет. При ситуации травли, у человека могут возникнуть проблемы с самооценкой, общением (станет более замкнутым), работоспособностью. Проблема буллинга есть и её нужно решать, несмотря на сложности.
В случае насилия над подростками в школе необходимо сообщить об этом взрослым. В любом случае, взрослые люди всегда могут оказать помощь советом или действием, неважно кто является в данной ситуации ребенком (агрессор/жертвы/наблюдатель). Иногда ребенок попадает не в тот коллектив, поэтому лучше сменить его.
Если буллинг происходит в Интернете (кибербуллинг), то человека следует игнорировать (если эти люди не знают друг друга лично); если жертва и агрессор знают друг друга лично, то жертва должна всё рассказать взрослым и постараться найти правильное решение проблемы.
Если вы родитель, стоит воспитывать детей с детства; объясните сразу, что никто не может быть осмеян и что все имеют одинаковые права. Если их ребенок уже находится в такой ситуации, то стоит поговорить с родителями других участников травли. Если проблема не решена, то по возможности смените ребенку коллектив.
Однако, если вы предприняли все возможные меры (кроме смены команды, так как возможности нет), вам следует обратиться в правоохранительные органы (обратиться в полицию). Ведь не стоит забывать про статьи УК РФ (Уголовного Кодекса Российской Федерации)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ.
В ходе проведённого исследования по изучению проявления буллинга в подростковом возрасте в МБОУ СОШ №8 подтвердилась гипотеза о том, что проблема буллинга является актуальной у подростков в учебных заведениях.
В ходе проведенной работы по изучению данной проблемы, было выяснено, что такое буллинг, его формы и типы, социальная структура буллинга, проведено анкетирование среди учащихся 6-х классов МБОУ СОШ №8 города Каменска-Шахтинского.
В ходе опроса гипотеза потвердилась, выяснили, что буллинг – явление широко распространённое в школьной среде. Актуальность данной темы также не вызывает сомнения, так как рассмотрено явление буллинга среди обучающихся 6-х классов.
Нередко травля неосознанно маскируется детьми под игру, ссору или шутку. Как часто вмешиваясь в ситуацию, где группа детей издевается над одним, вы слышали от них в ответ: «Мы просто так играем», «Это шутка, мы не серьезно», «Мы не прятали его вещи, просто решили немного разыграть, а он сразу начал плакать»? К сожалению, иногда взрослые вполне удовлетворяются таким объяснением и не продолжают разбираться в ситуации, а травля тем временем принимает другие, более изощренные и скрытые для учителей и родителей формы.
Я сама в возрасте 12-13 лет подвергалась буллингу среди учеников моей школы и не знала, что с этим делать. Благодаря этой работе я поняла, что многие дети в этом возрасте боятся и не знают, как бороться с травлей.
Эффективная профилактическая работа в школе по проблеме буллинга среди подростков может привести к снижению проявлений буллинга. Я изучила методическую литературу и подобрала памятки для детей и родителей. (Приложение 2). Очень надеюсь, что данные методические материалы пригодятся как детям, так и их родителям для решения и достойного выхода из сложной жизненной ситуации.
В дальнейшем я планирую продолжать изучать тему буллинга подростков и способов вовлечения общественности в эту проблему.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1 Методика на выявление «буллинг-структуры» (Е. Г. Норкина) На основании предложенной классификации «буллинг-структуры» нами была создана авторская методика, целью которой является определение ролей и позиций, занимаемых подростками в буллинге. Данный тест предназначен для подростков. Состоит из 25 вопросов, три из которых позволяют узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учеников, так и педагогов. хорошего.
За каждый совпавший ответ по отдельной шкале начисляется по баллу. Ответы на вопросы 13, 17 и 20 позволяет узнать о наличии насилия в классе как со стороны учеников, так и педагогов. |
Приложение 2
ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА (для родителей)
ЧТО ДЕЛАТЬ:
ПАРАЛЛЕЛЬНО С ЭТИМИ ДЕЙСТВИЯМИ НЕОБХОДИМО:
-отличить буллинг от других форм насилия и агрессии;
-обозначить травлю не как индивидуальную проблему, а КАК ПРОБЛЕМУ КОЛЛЕКТИВА
Источник:https://uvsd.ru/zamsem/214-bulling-v-shkole-rekomendacii-dlja-roditelej.html
Памятка по буллингу для школьника
БУЛЛИНГ — ЭТО ВСЕГДА НЕПРАВИЛЬНО! НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЗАПУГИВАТЬ ВАС!
Как вести себя, если вы стали жертвой буллинга
Сначала вы можете попробовать игнорировать хулигана. Это работает, когда хулиган все еще пытается понять, можно ли над вами издеваться. Это может не помочь, если агрессор уже начал вас травить или даже атакует физически.
Если возможно, необходимо уйти от хулигана. Избегайте ситуаций и мест, где хулиган обычно нападает на вас или где нет людей. Держитесь рядом с другими людьми, особенно взрослыми и учителями. Если на пути в школу есть место, где над вами часто издеваются, подумайте о том, можете ли вы использовать другой маршрут по пути в школу и из школы.
Скажите хулиганам ясно и спокойно, что вам не нравится то, что они делают, и что они должны остановиться, используя выражения, такие как «Стоп!», «Прекрати!» и «Это больно!»
Если вместо ответных оскорблений человек шутит над ситуацией, это вызывает недоумение у хулиганов. Юмор — один из самых эффективных способов разоружить хулигана, но он также и самый сложный. Не каждая шутка вызовет у хулигана чувство растерянности, некоторые могут раздражить агрессора еще сильнее.
Люди, подвергшиеся издевательствам, нуждаются в помощи своих семей и школ. Никто не может справиться с издевательствами в одиночку. Найдите кого-то, кому вы доверяете, желательно взрослого. Разговор помогает лучше понять ситуацию и справиться со сложными чувствами. Важно, чтобы человек, с которым вы решили поговорить, слушал вас и уважал ваше мнение. Если кто-то скажет вам: «Это ваша вина!» или «То, что тебя не убивает, делает тебя сильнее!» — знайте, что они не правы! Иногда взрослые не знают о реальной природе буллинга и его последствиях. Поэтому хорошо также поговорить со школьным психологом или социальным педагогом — их обучили помогать детям, ставшим жертвами травли. Никто не сможет вам помочь, если вы не скажете кому-то, что над вами издевались — ваша семья и учителя не умеют читать мысли.
В случае кибербуллинга сохраняйте сообщения от хулигана и переписки в интернете. Даже если вы хотите избавиться от вещей, которые причинили вам боль как можно скорее. Таким образом вы всегда сможете предоставить сохраненный материал в полицию, чтобы остановить хулигана. Кроме того, в случае, если хулиган попытается «отфотошопить» вашу переписку с целью оболгать вас, вы всегда сможете доказать свою невиновность.
Возможно, вам придется сообщить в полицию в случае очень серьезного эпизода буллинга. Вы можете сделать это сами, позвонив в полицию по телефону 102, или вы можете попросить своих родителей или учителя сделать это за вас. Вы не должны стесняться из-за того, что вы позвонили в полицию — у вас есть право на то, что вы делаете!
НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЗАСТАВЛЯТЬ ДРУГИХ СТРАДАТЬ! ТРАВЛЮ НИЧТО НЕ МОЖЕТ ОПРАВДАТЬ!
Источник: https://shat-schmisheron.edumsko.ru/conditions/safety/post/679396
Крутильный маятник своими руками
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Швейня
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Позвольте, я вам помогу