С 1 сентября 2022 года у нас в школе по понедельникам проходит урок «Разговоры о важном». На этом уроке мы говорим о России, о ее богатстве, процветании, традициях, о знаменитых людях нашей страны и т.д. И каждый раз звучит гимн Российской Федерации, сопровождаемый поднятием флага нашей страны. Я задумался, почему решили внести в расписание школьников данное занятие. И вот, что я понял. «Разговоры о важном» - патриотический урок. Каждый понедельник мы всё больше и больше проникаемся чувством любви к своей Родине, гордостью за своё Отечество. А только ли этот урок воспитывает в нас чувство патриотизма? Поразмышляв над этим вопросом, я решил, что мой любимый предмет «Литература» тоже большую роль играет в воспитании патриотизма школьников. Мне стало интересно узнать подробности, поэтому я решил провести исследование на тему «Воспитание патриотизма на уроках литературы»
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_shamil.docx | 39.1 КБ |
МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
ВЫПОЛНИЛ: УНАДЖЕВ ШАМИЛЬ,
УЧАЩИЙСЯ 5В КЛАССА
СОДЕРЖАНИЕ:
#1042;ведение………………………………………………………..2
II. Основная часть
Что такое патриотизм?.........................................................3
Анализ школьного учебника по литературе………………3
Выявление патриотизма на уроках литературы в 5 классе………………………………………………………………4
Анкетирование………………………………………………6
III. Заключение……………………………………………………6
Список использованной литературы…………………..............7
Приложение……………………………………………………..8.
#1042;ВЕДЕНИЕ
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВЫЯВИТЬ, СПОСОБСТВУЮТ ЛИ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: УЧЕБНИК ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАССА ПОД РЕДАКЦИЕЙ В.Я. КОРОВИНОЙ, УЧАЩИЕСЯ 5 В,Г КЛАССОВ МБОУ «СШ №5» Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПАТРИОТИЗМ
ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ БЫЛИ ПРИМЕНЕНЫ МЕТОДЫ: анализ литературы, анализ школьного учебника по литературе, изучение опыта работы учителя, наблюдение, анкетирование.
Гипотеза исследования: уроки литературы способствуют воспитанию патриотизма у меня и у моих сверстников..
С 1 сентября 2022 года у нас в школе по понедельникам проходит урок «Разговоры о важном». На этом уроке мы говорим о России, о ее богатстве, процветании, традициях, о знаменитых людях нашей страны и т.д. И каждый раз звучит гимн Российской Федерации, сопровождаемый поднятием флага нашей страны. Я задумался, почему решили внести в расписание школьников данное занятие. И вот, что я понял. «Разговоры о важном» - патриотический урок. Каждый понедельник мы всё больше и больше проникаемся чувством любви к своей Родине, гордостью за своё Отечество. А только ли этот урок воспитывает в нас чувство патриотизма? Поразмышляв над этим вопросом, я решил, что мой любимый предмет «Литература» тоже большую роль играет в воспитании патриотизма школьников. Мне стало интересно узнать подробности, поэтому я решил провести исследование на тему «Воспитание патриотизма на уроках литературы»
#1054;сновная часть
.Сначала выясним, что такое патриотизм. Патриотизм – в переводе с греческого означает «отечество, соотечественник». Толковый словарь русского языка даёт определение патриотизма как нравственного и политического принципа, который заключается в любви к Отечеству и способности подчинить собственные интересы его интересам.
Одним из направлений патриотического воспитания школьников является воспитание патриотизма на основе ценностей народной художественной культуры, устного народного творчества.
Я решил изучить школьный учебник по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, по которому мы учимся, а также изучить вопрос о воспитании патриотизма у обучающихся 5-х классов на основе литературных произведений. Изучив программу, я выяснил, что сама программа по литературе в 5-ом классе предусматривает знакомство учащихся с такими фольклорными произведениями, как: пословицы, поговорки, загадки о Родине, сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо», былины.
Начинается знакомство с устным народным творчеством с определения «фольклора», знакомимся с этимологией данного слова. Затем мы, учащиеся, объясняем лексическое значение слова «народ». В начальной школе в рамках предмета «Окружающий мир» мы уже изучали модуль «История», поэтому значение слова «народ» мне и моим одноклассникам знакомо. На уроках, опираясь на знания по литературному чтению, мы можем уже назвать характерные черты русского народа, такие как: смелость, храбрость, патриотизм, честность, смекалка, гостеприимство.
Следующий этап моей работы - работа с пословицами, поговорками, загадками.
Я отметил, что в учебнике предлагается несколько пословиц и поговорок.
Например, «Родина – мать – умей за неё постоять», «Кто за Родину горой, тот истинный герой», «На чужой стороне и весна не красна», «Своя земля и в горсти мила», «На чужой стороне Родина милей вдвойне», «Чужбина – калина, Родина – малина», «Родной край – сердцу рай» и др.
Анализируя пословицы и поговорки, я пришел к выводу о том, что все они объединены одной темой – темой любви к Родине, родной земле. Отсюда и патриотические интонации звучания.
.Я вспомнил урок литературы по данной теме. Разобрав пословицы, учитель на уроке предложил нам письменно прокомментировать поговорки «В согласном стаде волк не страшен», «Всякому мила родная сторона». Мои одноклассники давали разные ответы, но они единодушны в том, что если люди сплочены, дружны, едины в достижении цели, то им не страшен никакой враг. Также сделали вывод, что каждый человек должен любить свою малую родину, свою «родную сторону».
В качестве домашней работы мы получили творческое задание: придумать 2-3 загадки про Родину. Выполнение данного задания не только развивает у нас образное мышление, но и способствует воспитанию патриотизма, гражданской позиции.
Анализируя русскую народную сказку «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо» обращаем внимание на идейно-тематическое содержание произведения.
Тема сказки вынесена в заглавие: противоборство добра и зла. Идея заключается в призыве защищать Родину от врагов, не дать Чудо-юду осквернить родную землю, спасти невинных людей. Мои одноклассники, определяя основные черты характера главного героя, на первое место ставят смелость, храбрость, любовь к родной земле. Все действия Ивана-крестьянского сына продиктованы стремлением во что бы то ни стало освободить родную землю от «поганого Чуда-юда».
На уроке мы сделали вывод, что главный герой – патриот , мотивируя свое мнение тем, что Иван-крестьянский сын бескорыстен в своем желании защитить Родину. Ему не нужны слава и почет, лишь бы народ был свободен и чувствовал себя в безопасности.
Изучая данную сказку, сделали экскурс в историю: мы узнали о монголо-татарском иге, о том, сколько отважных русских воинов погибло, сражаясь с вражескими полчищами за освобождение Руси. Рассказ учителя подкреплялся видеорядом: отрывок о пленении русских монголо-татарами, затем мы рассматривали репродукции картины Михаила Ивановича Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». После обсуждения мы поняли, что в образе Ивана-крестьянского сына воплотились мечты русского народа о герое-освободителе, образ же Чудо-юдо – собирательный образ врагов русской земли.
Особенно ярко патриотизм фольклорных произведений представлен в жанре былин. Ведь именно былины являются кладезем народной мудрости о подвиге, чести, смелости, храбрости человека и воина. Воспитанию чувства любви к Родине и высоких моральных качеств способствует изучение киевского цикла былин, герои которого - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - олицетворяют свойства, черты, интересы, возможности целого народа, его идеалы.
На уроке литературы в пятом классе нам предлагается изучение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». В центре сюжета героический подвиг богатыря Ильи Муромца, битва с врагом русской земли: Соловьем-разбойником. В произведении богатырь побеждает не только Соловья-разбойника, но и несметные полчища врагов, окруживших Киев. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства. В образе Ильи Муромца воплощается мощь русского народа, его представление об идеальном герое. Богатырь - это всегда воин-патриот.
В конце урока с помощью учителя мы сделали вывод о том, что идейное содержание былин актуально и сегодня: мысли о едином сильном государстве, о безвозмездном служении русскому народу, о защите Родины как естественном долге богатыря. Русские воины беззаветно любят свою родину и не захватывают чужих территорий, воюют не числом, а уменьем; самоотверженно помогают всем, кто в этом нуждается; являются носителями лучших нравственных черт: мужества, благородства, бескорыстия, доброты; выражают наш национальный характер, русское понимание добра и зла, морали, долга, дружбы и любви.
Фольклорные произведения являются универсальными, поскольку они ненавязчиво показывают нам примеры поведения настоящего гражданина, патриота. По сути дела, все фольклорные жанры являются средствами патриотического воспитания, возвращая нас к истокам народной культуры, рассказывая об истории Отечества и становлении государства.
Также высокое патриотическое чувство передает басня И.А. Крылова “Волк на псарне”. В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа мы определили мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ждет участь Волка.
Это лишь маленький список произведений, изученных в сентябре этого года. И все они патриотического характера. Далее мы с учителем литературы просмотрели содержание нашего учебника за 5 класс. Наталья Михайловна указала мне на самые значимые произведения патриотического характера: М.Ю. Лермонтов «Бородино», Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», В.П. Катаев «Сын полка», В.П.Астафьев «Васюткино озеро» и многие стихотворения русских поэтов 19,20 и 21 веков. Думаю, все эти произведения нам понравятся и вызовут чувство гордости за наше Отечество ,за её патриотов.
Основываясь на наблюдениях, изложенных выше, можно сделать вывод о том, что рассмотренные нами произведения талантливых русских
писателей объединяет одна общая тема — чувство патриотизма. Несмотря на разные подходы в изображении Отчизны, чувство патриотизма переполняет все эти произведения.
Мы решили, что было бы недостаточно только изучить литературу по формированию чувства патриотизма у школьников, поэтому провели анкетирование среди учеников 5 классов МБОУ «СШ №5». Всего в анкетировании приняли участие 58 человек. (Приложение 1)
Из анкетирования учеников я сделал следующие выводы:
Ученики смогли объяснить понятия «Родина», «патриотизм», «патриот». Все учащиеся испытывают чувство гордости за свою страну, когда звучит гимн РФ и знают, как себя вести во время звучания гимна. Около 80 % учащихся считают себя патриотами. Остальные, видимо, считают, что еще ничего не сделали для своей страны, чтобы считать себя таковыми. Все опрошенные считают, что на уроках литературы присутствует патриотизм, и назвали произведения патриотического характера.
III. Заключение
Проделав данную работу, я узнал, что такое патриотизм.
Изучив учебник литературы 5 класса под редакцией В.Я. Коровиной, я узнал, какие произведения носят патриотический характер, направлены на воспитание любви к своему народу, к своей родине. Анкетирование показало, что дети знают, что такое патриотизм, считают себя патриотами и верят, что уроки литературы воспитывают настоящих патриотов своей страны.
Таким образом, гипотеза о том, что уроки литературы способствуют воспитанию патриотизма, нашла своё подтверждение.
Идея патриотизма не устареет никогда. Любить родину, защищать Отечество - это не дань моде, это суть жизни. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. И литература обогащает внутренний мир человека.
Список использованной литературы
Приложение 1
Анкета
Просим Вас помочь нам, очень честно ответив на данные вопросы.
Вам необходимо выбрать (обвести) один/несколько вариантов ответа, где необходимо – написать свой ответ.
Анкеты анонимны, подписывать фамилию или имя не нужно.
#1063;то такое Родина для Вас? (выберите 1 вариант ответа)
#1050;огда звучит гимн, Вы испытываете чувство гордости за свою страну? (выберите 1 вариант ответа)
#1050;ак надо слушать гимн Российской Федерации?
(напишите свой ответ)
_______________________________________________________________________________________________
#1063;то такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
(выберите 3 варианта ответа)
1) стремление к социальной справедливости
2) любовь к национальной культуре
3) любовь к своей семье, близким
4) прославление побед Родины
5) коллективный образ жизни
6) стремление к безопасному глобальному миру
7) любовь к Родине
8) любовь к родному городу, деревне, дому
9) религиозная вера, которую я исповедаю
10) возрождение традиций советского государства
11) возрождение традиций российского государства
12) любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
13) любовь ко всему человечеству, гуманизм
14) уважение к своей Родине, гордость за свою страну
15) любовь к народу
5. Звучит ли на уроках литературы тема патриотизма?
#1044;а
2. Нет
3. Не знаю
6. Какие произведения, изученные в 5 классе, проникнуты чувством патриотизма? Напишите ответ
__________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
АННОТАЦИЯ
Цель работы. Изучить возможности урока литературы в воспитании патриотизма у учащихся пятых классов.
Методы и приемы, которые использовались в работе. В работе были использованы такие методы исследования как анализ литературы, анализ школьного учебника по литературе, изучение опыта работы учителя, наблюдение.
Полученные данные. Человек, воспитанный на традициях семейных или народных, сможет и в своей семье создавать новые традиции, еще сильнее укрепляя связь с предками, с государством. Чем больше молодежь узнает об истории своей страны, чем больше она прочувствует ее страдания и радости, тем ближе станет к ней духовно. На сегодняшний день «процветает» историческая безграмотность среди подрастающего поколения. Поговорив со своими одноклассниками, я могу отметить, что многие не интересуются прошлым своей семьи и своей страны, не осознавая, как печально может это отразиться на их будущем.
Одним из направлений патриотического воспитания школьников является воспитание патриотизма на основе ценностей народной художественной культуры, устного народного творчества.
Выводы. Изучив программу я выяснил, что сама программа по литературе в 5-ом классе предусматривает знакомство учащихся с такими фольклорными произведениями, как: пословицы, поговорки, загадки о Родине, сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо», былины.
Следующий этап урока - работа с пословицами, поговорками, загадками.
Я отметил, что в учебнике предлагается несколько пословиц и поговорок.
Разобрав пословицы, учитель на уроке предложил нам письменно прокомментировать поговорки «В согласном стаде волк не страшен», «Всякому мила родная сторона». Мои одноклассники давали разные ответы, но они единодушны в том, что если люди сплочены, дружны, едины в достижении цели, то им не страшен никакой враг. Также обучающиеся подчеркивают ту мысль, что каждый человек должен любить свою малую родину, свою «родную сторону».
В качестве домашней работы мы получили творческое задание: придумать 2-3 загадки про Родину. Выполнение данного задания не только развивает у пятиклассников образное мышление, но и способствует воспитанию патриотизма, гражданской позиции.
Фольклорные произведения являются универсальными, поскольку они ненавязчиво показывают обучающимся примеры поведения настоящего гражданина, патриота. По сути дела, все фольклорные жанры являются средствами патриотического воспитания, возвращая детей к истокам народной культуры, рассказывая об истории Отечества и становлении государства.
Я сделал вывод, что нельзя строить крепкое государство без его фундамента – патриотизма.
Чья проталина?
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
За чашкой чая
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Как я избавился от обидчивости