Тема, выбранная автором, имеет историческое направление, посвящена исследованию педагогической династии семьи Друкис.
Работа достаточно актуальна, так как 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Анна считает, что её родные достойны того, чтобы о них узнали. Они гордость не только семьи, но и нашего города Каменска- Уральского.
Автор работы провела серьезные исследования, применив различные методы работы: просмотрены и изучены документы, справки, удостоверения, фотографии, личные записи родственников, проведено анкетирование среди учащихся школы, сделан анализ собранного материала, составлена хронология.
В работе чётко сформулирована цель, задачи работы и показаны пути их решения. Исследование отличается цельностью, логичностью и последовательностью изложения материала.
В качестве положительного момента нужно отметить, что Анна изучила теоретический материал, составила летопись педагогической династии, провела исследование в группе учащихся школы. Некоторым недостатком можно считать небольшое количество книг, изученных по данной теме.
Работа ученицы представляет определенный интерес и может быть использована в деятельности музея школы, на уроках и конференциях, опубликована в средствах массовой информации г.Каменска-Уральского.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект «Учительская династия моей семьи» | 52.49 КБ |
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Орган местного самоуправления
«Управления образования Каменск- Уральского ГО»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
Направление: историческое краеведение
Тема проекта:
«Учительская династия моей семьи»
Исполнитель:
Друкис Анна Андреевна,
ученица 8 «б» класса
Руководитель:
Агафонова Любовь Явитовна,
учитель музыки
Каменск-Уральский ГО
2023 г.
Содержание
Введение | 3 |
1. Летопись педагогической династии моей семьи | 5 |
2. Анкетирование | 9 |
3. Выводы и результаты анкетирования | 10 |
4. Заключение | 10 |
5. Список литературы. 6. Приложение | 12 13 |
Введение
Педагогика относится к сфере деятельности, которая касается каждого человека. Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках.
Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника.
Учитель…Что стоит за этим привычным словом? Учитель это и отличный психолог, учитель – это и замечательный поэт, учитель – это и великолепный актёр, но самое главное, что учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг. Учитель ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Он помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте, справедливости.
В своей работе я хотела бы рассказать о семейной династии, в которой профессия учителя передавалась из поколения в поколение. Я изучу историю нашей семейной учительской династии, узнаю, кто и когда работал, какие получил награды, звания. Мои родные достойны того, чтобы о них узнали. Они гордость не только нашей семьи, но и нашего города.
Цель:
Составить летопись «Педагогическая династия моей семьи».
Задачи:
Актуальность моей работы заключается в том, что семья, семейные ценности актуальны во все времена … Миллионы семей… И каждая семья особенная, непохожая на другие. У всех семей есть что-то интересное, необычное, что-то такое, о чём хотелось бы рассказать всем. Я хочу собрать и сохранить материал для составления данных об учительской династии моей семьи. В этом я вижу актуальность своей работы.
Гипотеза исследования моей работы заключается в следующем: выбор профессии учителя представителями педагогических династий был и остается осознанным и закономерным и на него не влияют ни низкая зарплата, ни падение престижа профессии. Я думаю, что представители учительских династий внесли огромный вклад в дело развития образования и общественную жизнь города. Яркий пример родных может помочь в выборе профессии.
Объект исследования: учительская династия.
Предмет исследования: история учительской семьи.
Проблема исследования: сколько лет учительской династии?
Методы исследования:
1. Беседы. Просмотры и изучение документов, справок, удостоверений, фотографий, личных записей.
2. Анализ собранного материала, составление хронологии.
3. Отбор материала, установление связи, обобщение.
4. Анкетирование.
Практическая ценность: Работа может быть использована в деятельности музея нашей школы, на уроках и конференциях, опубликована в средствах массовой информации г. Каменска-Уральского. И так же, когда я стану взрослой, то смогу рассказать своим детям про наш род и династию.
Летопись « Педагогическая династия моей семьи.»
Семья... как много в этом слове для каждого из нас! Все в нашей жизни начинается с семьи. Это источник жизни! Здесь мы рождаемся, делаем свои первые шаги, перенимаем опыт родителей, бабушек…Я считаю, что семья – это главное в жизни человека, и я очень люблю свою семью!
Расхожая фраза « Как быстро летит время!»
Вот я уже в восьмом классе, и всё чаще и дома и в школе говорят о будущем: После девятого класса куда? Куда пойти учиться? Кукую профессию выбрать?
А вот как рассказывала бабушка, Наталья Алексеевна о себе: « 10 классов окончены, что дальше? Одноклассники, - все такие целеустремлённые, уже определились, а я на распутье… Идти по культурной линии, как папа и брат?
Педагогика?- как дед и мама? Особых предпочтений не было. Пусть будет педагогика!»
Мой прадед, Андрей Тимофеевич Талалаев- учитель, репрессирован в 1937году, забрали из дома вместе со всеми книгами, дальше- неизвестность…
Моя прабабушка, Иванова Валентина Андреевна.
Кто-то только выбирает себе профессию, а кто-то уже « подводит итоги» и проживает свою жизнь заново. Вот и Валентина Андреевна, Моя прабабушка, готовясь к своему 80-летию, написала план-сюжет, а мы её дети узнали о ней много нового. Мы не удивлялись этому плану-сюжету. Валентина Андреевна всегда была «философом» и сочинительство сопровождало её всегда. А теперь по порядку. Из автобиографии.
Окончив 7 классов в Тюмени поступила в Свердловское театральное училище, которое закончила в 1942году. С 1942-1948 « служила» в Невьянском и Красноуральском театрах (приложение №1). Роль комиссара определила дальнейшую судьбу. Из воспоминаний: « Играем спектакль «Оптимистическая трагедия». Это 1918год. Корабль балтийского военного флота. Бунтовавшиеся матросы. Назначен новый комиссар. В роли комиссара я. Публика – учащиеся 5-7 классов интерната. Кончился спектакль. Гул аплодисментов, топот, крики. Захотели встретиться с комиссаром (со мной), усмирившим матросов. Ввалились на сцену. Восторженные, любопытные окружили меня. Я в чёрной кожаной куртке, потрогали меня. Кто-то из учителей, сопровождающих ребят: «Вот бы вам у нас работать!» Девочки: «И правда! И правда!» Я обещала подумать и вскоре встретилась с ними.
С октября 1948 года Валентина Андреевна перешла работать в школу №2 города Краснотурьинска (туда перевели её мужа) в качестве старшей пионервожатой.( Приложение 2)
С 1950 года – учитель русского языка и литературы в этой же школе.
С 1950-1953 учёба, заочно в Нижнетагильском учительском институте (учить до 7 класса).
С 1953-1959- на факультете русского языка и литературы (с правом преподавания в старших классах).
1959 году назначена завучем школы-интерната.
Прошла многочисленные управленческие курсы (очень любила учиться и познавать новое).
В 1962 году - директор восьмилетней школы № 24.( Приложение 3)
Активная жизненная позиция и желания познать всё - Валентину Андреевну избрали председателем Горкома союза работников просвещения, депутатом горсовета.
В 60-е годы в Краснотурьинске строились новые школы и Валентина Андреевна стала первым директором одной из больших школ- школа №15, где проработала с сентября 1964г. по август 1969.
Очень много труда, любви к своей профессии вложила она, в сплочение нового коллектива и дальнейшее развитие школы. При ней стали работать разнообразные студии, не смогла обойтись и без театрального кружка, который возглавляла сама.
Вскоре о школе стали говорить, как о самой лучшей. Валентина Андреевна преподавала литературу в старших классах (Дочь Наталья Алексеевна 2 года была её ученицей).
По причине переезда мужа в город Каменск- Уральский, оформилась на работу в школу №5 организатором внеклассной работы с 26 августа 1969 года. Вскоре мужа, Алексея Алексеевича, назначают директором дворца УАЗа.
С 1970- го Валентина Андреевна возглавляет школу №35.
( Приложение 4)
До 1978 года Валентина Андреевна была директором школы.
Ещё 3 года проработала там же учителем литературы, потом школа №18 и пенсия.
А дальше - поиск себя. Работа в клубиках, выступление с лекциями, написание сценариев для «ветеранских посиделок».
Её как и прежде редко видели дома, а если дома – пишет, читает очень много, ждёт обожающих её внуков, а потом и правнучку. Она легко находила с ними общий язык, говорили обо всём, её эрудиция поражала: с сыном о театре (народный артист РФ Иванов Александр Алексеевич, актёр Драмы №3, своё первое звание Заслуженного получил за роль Павки Корчагина.); с дочерью Натальей Алексеевной о педагогике, психологии, о новых веяниях в образовании- её интересовало всё.
«Не обделила жизнь детьми, которые пошли по стопам матери, но что исторически закономерно, шагнули дальше её: сын-артист, гордою любовью наделяет мать; не школой заведует, городским методическим центром достойно возглавляет дочь»,- пишет Валентина Андреевна в своём плане-сюжете.
Удивительное чувство самоиронии в этом плане - вот её узнают посетители поликлиники, а ей неловка, она сейчас уже старенькая, да и одна говорит: «Куда же ты, Андреевна, тело-то директорское дела?» « Ну не похожа сейчас, её Богу, не похожа!»
И вдруг обращение к внукам; «Чтобы к 40 годам, возрасту первой мудрости, поднялись на вершину прочной семейной-финансовой славы и деятельности. А поэтому ни часа безделья, да что там ни часа, ни секунды лени. Идите по жизни дорогой чести, стезей достоинства!»
И как вывод для себя и для нас: « Оказывается, трагедия старости не в том, что тело одряхло, а в том, что душа молода!»
Валентина Андреевна целеустремлённая, отдающаяся работе, постоянно в поиске, очень начитанный советчик, великолепно исполняющая и прозу и стихи, создающая захватывающие сценарии праздников, обладающая ораторским мастерством, - такой помнят её коллеги, ученики и дети. Награждена медалью «Ветеран труда» (за долголетний добросовестный труд)
Так же я хочу в своей работе рассказать о бабушке, Наталье Алексеевне, на сегодня она имеет педагогический стаж – 52 года.
Учительство началось в 35 школе. Сначала учитель физкультуры, а потом 24 года учитель литературы и 5 из них старший завуч. ( Приложение 5)
Бабушка, как классный руководитель, выпустила 4 класса, пройдя с первым выпуском с 5-10 класс.
Последний выпуск можно назвать самым театральным классом.
Сейчас бывшие её выпускники из этих классов стали учителями и преподают в школах города № 15, 17, 20, 27, 34,35, «Аксиоме» и других городах: Тюмень, Екатеринбург, Тбилиси. 8 из них - учителя литературы.
В 1992 году получает 2 диплом, закончив «Институт управления образованием» при Ростовском департаменте, ей присвоена квалификация «Менеджер образования». В то время с таким образованием было 3 человека в городе.
А потом начальник Управления образования В.И. Армянинов предложил возглавить школу № 35 или создать Городской методический центр при Управлении образования.
И новый центр заработал в 1995 году, на основании Положения, разработанного бабушкой (пригодились знания, полученные в Ростове). Потом были многочисленные курсы в Москве и Екатеринбурге.
Сфера деятельности Центра (ГМЦ) расширялась с каждым годом. Помимо повышения квалификации педагогов (а в центре работали 20 методистов только по предметам), ГМЦ совместно с В.И. Армяниновым и главой города В.Якимовым ввели традицию чествования победителей и призёров Всероссийской олимпиады. Бабушка не только писала сценарии, но и первые годы была ведущей, только напарники менялись.
Награждения проходили: в большом зале администрации, ДК УАЗа и в школах. Награждались учащиеся, их родители и педагоги.
По результатам олимпиад и НПК издавался сборник.
А ещё бабушка была ведущей на церемонии награждения медалистов школ города.
Много мероприятий проходило в ГМЦ: открытые уроки, семинары, педагогические чтения, различные литературные конкурсы и спортивные игры. Одним из основных был Всероссийский конкурс «Учитель года» – муниципальный этап. Бабушка проводила все консультации для участников, проводила его совместно со своими методистами.
Составляла она сценарии и для ежегодного торжественного собрание «День учителя» и проводила это мероприятие.
Такой методический центр с разнообразными направлениями работы был один в области, и своим опытом работы они делились на областных семинарах.
Также Наталья Алексеевна была членом областного совета при региональном Институте развития образования.
У бабушки много грамот и благодарственных писем. Она ветеран труда, а 2014 году ей присвоено почётное звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации».
20 лет она возглавляла Городской методический центр Управления образования.
И вот уже 6 год – старший методист центра дополнительного образования, вместе с ней продолжают трудиться и методисты из ГМЦ.
Моя бабушка не просто учитель с богатым опытом и знаниями, но и учитель учителей! Под редакцией Натальи Алексеевны были выпущены методические сборники ЦДО для учителей нашего города.
И ещё о бабушке. Это её увлечение – садоводство: 11 сортов винограда и 32 сорта розы. (Приложение 6.)
Моя мама - Друкис Светлана Владимировна. Она работает учителем логопедом в ГБОУ «Каменск- Уральская школа». (Приложение 7) Мама закончила школу в 1997 году и поступила в медицинский колледж, закончила его по специальности «медицинская сестра». Она работала в 7 ГБ медсестрой и училась в Курганском университете по специальности « Учитель- логопед.»
Получила диплом и работала воспитателем в детском саду с 2014г.
С 2018г работает учителем – логопедом в ГБОУ «Каменск- Уральская школа».
Моя мама принимает участие в различных онлайн и офлайн семинарах, вебинарах муниципального, регионального и федерального уровня. Публикует свои материалы на интернет – сайте «Мультиурок». Участвовала во Всероссийском конкурсе педагогов «ПроКонкурс.ру» в номинации «Лучшая методическая разработка» заняла 1 место в 2020г.
Моя мама имеет 1 квалификационную категорию. Стаж - 9 лет.
Она работает в ГБОУ «Каменск-Уральская школа» с умственно- отсталыми детьми с тяжёлыми нарушениями речи и с детьми аутистического спектра. Это очень тяжёлый труд, требующий терпения и любви к детям.
Я провела мини-исследование в группе учеников нашей школы.
Цель анкетирования – выяснить, отношение восьмиклассников к профессии учитель.
В анкетировании приняли участие учащиеся 8-го класса - 19 учеников. Школьникам было предложено ответить на вопросы анкеты.
Анкета для старшеклассников
" Твое отношение к профессии учитель."
1. Ты уже выбрал себе профессию?
А) да
В) нет
С) еще сомневаюсь
2.Тебе нравится профессия учитель?
А) да
В) нет
С) не знаю
3.Считаешь ли ты, что профессии учитель интересная?
А) да
В) нет
С) не знаю
4. Считаешь ли ты, что профессии учитель тяжелая?
А) да
В) нет
С) не знаю
5.Хотел бы ты стать учителем?
А) да
В) нет
С) не знаю
3.Выводы и результаты анкетирования
Проведенное анкетирование показало, что большинство учащихся относятся положительно к профессии учителя и считают её трудной, но интересной. И даже 3 человека хотят связать свою жизнь с педагогикой, стать учителями.
4.Заключение
Главной целью моей исследовательской работы было составить летопись «Педагогическая династия моей семьи». Цель достигнута.
Работая с семейным архивом, слушая рассказы родственников, я открыла для себя много нового о своих близких. Как оказалось, в моем роду 4 поколения учителей и все со своими удивительными судьбами. Исследовав педагогическую историю моей семьи, я много узнала о династии и невероятно горда, что труд преподавателя очень ценится в нашей семье. Я часто слышу воспоминания мамы и бабушки о своей работе, так как работа с детьми надолго откладывается в памяти, а у некоторых и в сердце. Каждое воспоминание вызывает на их лицах улыбку. Я горжусь тем, что в моем учительском роду было немало преподавателей с большой буквы, которых и по сегодняшний день помнят их бывшие ученики. Мне очень бы хотелось продолжить замечательную традицию – учить детей.
Я считаю, что гипотеза исследования моей работы подтвердилась: выбор профессии учителя представителями педагогических династий был и остается осознанным и закономерным. Представители учительских династий вносят огромный вклад в дело развития образования и общественную жизнь города. Яркий пример родных помог мне в выборе профессии.
Общий педагогический стаж нашей учительской династии на сегодняшний день составляет 94 года. Ещё немного остается до векового юбилея! Из поколения в поколение члены моей семьи как эстафету передавали гордое знамя учительской профессии. Они преподавали разные дисциплины, но их объединяют профессионализм, стремление к творчеству и желание отдавать сердце детям. Я преклоняюсь перед людьми, избравшими этот нелегкий труд. Я ими горжусь!!!
Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда своих предков
Достойно сквозь годы пронесем.
Потомственный врач, учитель…
Как славно и гордо звучит!
И в русле семейного счастья
Наш дух единенья кипит.
Так пусть же растут, процветают
На благо любимой страны.
Ведь трудовые династии,
Бесспорно, нужны и важны!
Ирина Веренчик.
Кроме того, моя работа - это способ выразить огромную благодарность не просто отдельным людям, а целой семье, посвятившей жизнь воспитанию, образованию, педагогике, науке и просвещению. Рассказ о педагогической династии - лишний повод задуматься о том, что Учитель - это больше, чем просто профессия, это великая миссия, вечная и гуманистическая!
Список использованных источников и литературы:
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Круговорот воды в пакете
Валентин Берестов. Аист и соловей
Снежная книга