Данная проектная работа написана, под моим руководством,ученицей 2 класса Хижняк Анастасией. Был собран и переработан краеведческий материал об истории Немецкого национального района.Те исторические сведения, которые соответствовали программе по математике в 1-2 классах,были преобразованы в математические задания.Настя создала сборник задач, к которому подобрала соответствующие фотографии и рисунки.Все задания из сборника были решены одноклассниками и очень им понравились.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Хижняк Настя | 37.18 КБ |
Направление –гуманитарные науки
Возрастная группа – начальные классы
"История и жизнь Немецкого национального района в математических задачах и заданиях"
Выполнила:
Хижняк Анастасия Сергеевна,
ученица 2 класса
Руководитель:
Боярова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
Кусакская СОШ филиал МБОУ «Гальбштадтская СОШ»,
Алтайский край, Немецкий национальный район,село Кусак
с. Кусак, 2023г
СОДЕРЖАНИЕ
I ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
II ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….5
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В 1 И 2 КЛАССЕ
III ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………………. 9
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАЧ НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ.
СБОРНИК ЗАДАЧ «ИСТОРИЯ И ЖИЗНЬ НЕМЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ И ЗАДАНИЯХ.»
IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...12
V СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………….13
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………14
I ВВЕДЕНИЕ
Я живу в Немецком национальном районе. В прошлом году исполнилось 95 лет со дня его основания. В школе и дома нам рассказывают истории из жизни нашего села и района. Обсуждая с ребятами эту информацию, я обратила внимание, как мало мы знаем. И хотя взрослые говорят, что со временем мы узнаем больше, я решила исправить эту ситуацию.
В нашем классе многие ребята любят математику. Мы решили, что в мире все взаимосвязано, и даже такие понятия, как «история» и «математика» могут дружить. Оказалось, что составлять и решать задачи, связанные с прошлым и настоящим нашей малой Родины очень увлекательно. Поэтому и возникла идея представить историю родного края в математических задачах и заданиях.
Актуальность проекта определяется тем что, изучив материал по теме, можно, решая математические задания, лучше узнать историю своего родного края.
Цель: доказать, что решение математических заданий о родном крае, помогает в решении математических заданий и задач с практическим содержанием; представить историю родного края в математических задачах и заданиях.
Задачи:
Объект: математические задачи и задания
Предмет: математические задачи и задания, составленные на основе краеведческого материала
Гипотеза: знание истории родного края поможет в развитии умений решения математических заданий с практическим содержанием и, наоборот, умения в составлении и решении текстовых задач и заданий расширят наши знания об истории Немецкого национального района.
Практическая значимость проектной работы - собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями на уроках математики при изучении соответствующих тем, при проведении математических викторин.
Проблема проектной работы: помогут ли составленные задачи заинтересовать учеников в дальнейшем изучении истории родного края?
Методы: обобщение, анкетирование, анализ результатов, опрос, изучение литературы, фотографирование.
Место проведения: школа
Сроки проведения проектной работы: ноябрь 2022 – февраль 2023 гг.
II ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
#1052;атематическаязадача.
Главным понятием моего исследования является понятие «задача». Слово “задача” является исконнорусским, образовано от глагола “задать”, и в этимологическом словаре М.Н.Шанского определяется как “то, что задано”.
Толковый словарь Ожегова даёт несколько объяснений:
#1058;о, что требует исполнения, разрешения. Поставить задачу. Выполнить задачу. Боевая з. (поставленная командиром для достижения определённой цели в бою).
#1059;пражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления. Арифметическая, алгебраическая з. Шахматная з.
3. Сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.
Научная з.
4. О чём-то трудновыполнимом, сложном(разг.)Нужно успеть в разные места. З.!
К моему исследованию подходит второе значение. А именно -упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.
На сайте “Студопедия», я узнала, что любая текстовая задача состоит их двух частей: условия и требования. В условии сообщаются сведения об объектах и их величинах, об отношениях между ними, задаются их численные значения. Требование — это указание, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной или вопросительной форме.
Содержание предмета «Математика» в 1 и 2 классе
1 класс
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин).
Двух -трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры.
2 класс
Числа и величины
Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение Запись равенства, неравенства Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц/десятков; разностное сравнение чисел.
Величины: сравнение по массе (единица массы — килограмм); измерение длины (единицы длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), времени (единицы времени — час, минута) Соотношение между единицами величины (в пределах 100), его применение для решения практических задач
Арифметические действия
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Переместительное, сочетательное свойства сложения, их применение для вычислений Взаимосвязь компонентов и результата действия сложения, действия вычитания Проверка результата вычисления (реальность ответа, обратное действие)
Действия умножения и деления чисел в практических и учебных ситуациях Названия компонентов действий умножения, деления.
Табличное умножение в пределах 50 Табличные случаи умножения, деления при вычислениях и решении задач. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь компонентов и результата действия умножения, действия деления.
Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; его нахождение.
Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения Порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок) в пределах 100 (не более трех действий); нахождение его значения. Рациональные приемы вычислений: использование переместительного и сочетательного свойства.
Текстовые задачи
Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. Решение текстовых задач на применение смысла арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Расчётные задачи на увеличение/ уменьшение величины на несколько единиц/в несколько раз. Фиксация ответа к задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность, следование плану, соответствие поставленному вопросу).
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, прямой угол, ломаная, многоугольник. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны. Длина ломаной. Измерение периметра данного/изображенного прямоугольника (квадрата), запись результата измерения в сантиметрах.
Математическая информация
Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора математических объектов: чисел, величин, геометрических фигур. Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному признаку.Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, объектов повседневной жизни. Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие количественные, пространственные отношения, зависимости между числами/величинами Конструирование утверждений с использованием слов «каждый», «все». Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения; график дежурств, наблюдения в природе и пр.) Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем, изображений) готовыми числовыми данными. Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений, измерений и построения геометрических фигур. Правила работы с электронными средствами обучения (электронной формой учебника, компьютерными тренажёрами).
III ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Алгоритм составления задач на краеведческом материале.
Для того чтобы составить задачу на историческом материале, необходимо изучить те исторические факты, которые будут использоваться при её составлении. Потом нужно выделить в этих фактах математическое содержание и определить, какого типа задача будет составляться. После этого установить зависимость между числами. Задача должна содержать в себе условие и вопрос. При этом нужно помнить, что в задаче должно находиться необходимое количество данных, чтобы можно было ответить на вопрос, поставленный в задаче.
На основании этого, я подготовила памятку составления текстовой задачи на историческом материале.
1. Собрать подходящие факты.
2. Дать небольшую историческую справку.
3. Выбрать математическое содержание и тип задания.
4. Установить зависимость между числами.
5. Составить условие задачи или задания, проверить решение.
6. Правильно оформить.
Во 2 и 3 четверти я составляла сборник математических задач под названием «История и жизнь Немецкого национального района в математических задачах и заданиях». Сначала я провела анкетирование. Затем учительница посоветовала мне составлять задачи, ориентируясь на темы, которые изучаются в курсе математики 1-2 классов. Поэтому я ознакомилась с содержанием программы по математике в 1 и 2 классе. Просмотрела образцы заданий в тетрадях для 1 и 2 класса «Математика. Проверочные работы». Исторические даты и факты для составления задач я нашла в сельской и школьной библиотеке, а также на страницах сайта «Весь Алтай»».
Когда был подготовлен рабочий материал, началась работа по составлению задач и заданий.
Из составленных задач с помощью учителя я создала и распечатала сборник задач и заданий, который может применяться на уроках математики в 1-2 классах. (Приложение 1). Сборник включает в себя 20 задач.
Каждая задача имеет небольшую историческую справку, в которой рассказывается об истории ННР, о памятнике и музее, о нашей школе и др. и сопровождается тематической фотографией, снятой на камеру или взятой в свободных источниках.
Все задания можно разделить на следующие тематические группы:
По данным анкетирования 25 учеников «Анкета для учеников 1 и 2 класса» (Приложение 2) можно сделать вывод, что ребята не знают историю Немецкого национального района, но любят решать математические задачи.
С целью выяснения пользы составленных задач и интереса к ним со стороны учащихся 1 и 2 класса было предложено в течение 20 минут решить по две задачи из сборника.
По окончании работы учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
3. Хотел бы ты больше узнать об истории нашего района?
Результаты опроса:
По первому вопросу ответы учащихся:
Затруднение вызвали задачи и задания с таблицами - 5
Задания с 3 и более числами -2
По второму вопросу ответы учащихся:
Было интересно- 23
Не очень понравилось -2
По третьему вопросу ответы учащихся:
Хотели бы больше узнать об истории района - 25
Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод по проблеме моей работы: задачи, составленные на краеведческом материале, способствуют развитию интереса к математике и истории.
IV Заключение
В начале проектной работы я выдвинула гипотезу – поможет ли знание истории родного края в развитии умений решать математические задачи и задания и, наоборот, умения в составлении и решении задач и заданий расширят ли наши знания об истории Немецкого национального района.
В ходе изучения литературы я рассмотрела понятие «математическая задача», создала памятку по составлению математических задач. Я изучила краеведческие материалы по теме, собрала статистические данные о Немецком национальном районе, составила сборник математических задач «История и жизнь Немецкого национального района в математических задачах и заданиях».
Проведенное мною анкетирование, анализ результатов, опрос, помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: составление и решение задач, включающих краеведческий материал, способствует развитию творческого, логического мышления, эрудиции, умению обобщать, расширяет наш кругозор.
Таким образом, моя гипотеза нашла свое подтверждение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Анкета для учеников 1 и 2 класса»
#1047;наете ли вы историю Немецкого национального района?
#1057;колько лет нашему району?
#1057;колько сёл в районе?
#1050;ак называется районный центр?
#1050;акие достопримечательности есть в Немецком национальном районе?
6. Любишь ли ты математику?
7. Любишь ли ты решать задачи?
Результаты анкетирования
#1047;нают-6 учеников. Не знают -19 учеников
#1053;е знают -25 учеников
#1055;равильно ответил-1 ученик. 24- неправильно
#1055;равильно назвали – 2 ученика, неправильно -23 ученика
5. Не знают -25 учеников
6. Да -24 ученика. Нет – 1 ученик
#1044;а- 20 учеников. Нет – 5 учеников
Горячо - холодно
Без сердца что поймём?
Шум и человек
Лист Мёбиуса
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка