Каждый населённый пункт имеет свою историю названий. Название – это не только «визитная карточка» улицы или проспекта, но своеобразный памятник той эпохи, в которую оно возникло. Ведь названия городских и сельских улиц возникли не сразу, их происхождение идет из глубины веков, раскрывая исторические корни наших предков.
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_v_istorii.doc | 92 КБ |
МКУ «Управление образования» Джидинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оерская средняя общеобразовательная школа»
Депутат – представитель народа
Выполнила: Галсанова Чимита
ученица 8 класса
Руководитель: Галсанова Ханда Цырендашиевна
учитель математики и информатики
2019 г
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………………3
Заключение …………………………………………………………………………….……..9
Список использованной литературы ………………………………………………………10
Приложения
Введение
Каждый населённый пункт имеет свою историю названий. Название – это не только «визитная карточка» улицы или проспекта, но своеобразный памятник той эпохи, в которую оно возникло. Ведь названия городских и сельских улиц возникли не сразу, их происхождение идет из глубины веков, раскрывая исторические корни наших предков.
Исследованием содержания названий занимается интереснейшая область географии, выделившаяся в самостоятельную науку на стыке географии, естествознания, истории, филологии и ряда других наук. Название её ТОПОНИМИКА. Это – интегральная научная дисциплина, изучающая названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Существует ряд групп топонимов:
В своей работе я остановлюсь на годонимах (топонимах улиц) села Оер.
Я люблю свое село, где я родилась, где живут мои самые близкие люди – мои дедушка и бабушка. Мы с друзьями часто гуляем по улицам нашего села. Я живу на улице, которая носит имя Машеева Гонгора Дылыковича.
Любовь к Отечеству зарождается с малого - с любви к своему дому, улице, городу, краю. В настоящий момент в нашей стране стоит большая проблема – как воспитать патриота и гражданина Родины? Думаю, что эту задачу можно решить через воспитание обучающихся на примере героического прошлого нашего города, края, улиц. Надеюсь, что, изучив боевое прошлое нашей малой Родины, у многих молодых современных людей проявится патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, уважение к старшему поколению.
Актуальность нашей работы заключается в том, что каждый житель нашего села должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания.
Тема исследования: Депутат – представитель народа.
Цель изучить историю и узнать, почему моя улица носит имя Гонгора Дылыковича Машеева.
Для достижения цели исследовательской работы были определены следующие задачи:
Объект исследования: исторические события, повлиявшие на судьбу тракториста Машеева Г.Д.
Предмет исследования: биография Г.Д. Машеева
Методы исследования
1. История образования улицы
Все, кто когда-либо был в Оёре, знают, что наше село, расположенное на берегу Джиды, со всех сторон окружают горы. Вся картина представляет собой живописное зрелище: огромная чаща (горы, леса, равнины, поля) на дне которой и располагается наш Оёр. Может поэтому слово «оер» с бурятского переводится «дно». В нашем селе находятся 19 улиц. У каждой улицы своё название и своя история. До 1967 года все жители нашего села жили у подножия горы Ухэр Чулуун и в связи с наводнением на реке Джида, были вынуждены переселиться на нынешнюю местность. Началось переселение дворов и строительство разных учреждений.
Улица имени Г.Д Машеева раньше называлась Пионерской. Своё название получила от слова «пионер» - значит первый. На этой улице впервые в Оёре были построены каменные дома. Это 4 больших двухквартирных дома и один многоквартирный дом для молодых учителей. Они до сих пор в хорошем состоянии. С 1990 года переименована в улицу имени Машеева, в честь заслуженного механизатора Бурятской АССР, депутата Верховного Совета СССР.
2. Биография Машеева Гонгора Дылыковича
Гонгор Дылыкович родился 12 января 1919 года в селе Укыр-Челон (старое название села Оер). Жизнь не баловала сына джидинского крестьянина, в 12 лет он осиротел. Гонгор Дылыкович рос вторым в многодетной семье. С 13 лет он работал на строительстве начальной школы в селе Петропавловка, плотничал. Работал он с раннего утра до поздней ночи наравне со взрослыми, зарабатывая себе на хлеб. Был он очень сметливым и умелым, обладал недюжинной физической силой.
В 1935 году устроился трактористом в колхоз «Заветы Ильича», сел за баранку первого отечественного трактора «ХТЗ». Профессия механизатора пришлась ему по душе и с появлением новой машины «ЧТЗ-НАТИ» молодой механизатор и здесь оказался первым. Через его руки прошли и последующие марки тракторов ДТ-54, Т-74, МТЗ-50 усовершенствованные комбайны «Коммунар», «С-6», «Сибиряк».
С мая 1941 года по 30 июля 1945 года проходил воинскую службу в стройбате сапером-красноармейцем. С 15 сентября 1945 года в 25 отдельном дорожно-эксплуатационном батальоне стрелок-красноармеец. 21 июля 1946 года демобилизован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР. Принимал активное участие в разгроме японских милитаристов на Дальнем Востоке и был награжден медалью «За победу над Японией».
Мало кто знает, что после победы над Германией наши воевали ещё и с японцами. 3 сентября 2015 года – исполнилось 70 лет победы над Японией. Вопрос о вступлении СССР в войну с Японией был решён на конференции в Ялте 11 февраля 1945 года специальным соглашением. В нём предусматривалось, что Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне союзных держав через 2−3 месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе. Япония отвергла требование США, Великобритании и Китая от 26 июля 1945 года сложить оружие и безоговорочно капитулировать.
Август 1945 года был ненастным. Над Аргунью низко плыли мрачные тучи, то моросил мелкий дождь, то обрушивались на землю ливни. На рассвете 9 августа 1945 года передовые разведывательные отряды трёх советских фронтов начали наступление. Одновременно авиация нанесла массированные удары по военным объектам в Харбине, Синьцзине и Цзилине, по районам сосредоточения войск, узлами связи и коммуникациям противника в пограничной зоне. Тихоокеанский флот перерезал коммуникации, связывавшие Корею и Маньчжурию с Японией, и нанёс удары по японским военно-морским базам в северной Корее — Юки, Расину и Сэйсину.
Войска Забайкальского фронта, наступая с территории Монголии и Даурии, преодолели безводные степи, пустыню Гоби и горные Хинганские хребты, разгромили калганскую, солуньскую и хайларскую японские группировки, вышли на подступы к важнейшим промышленным и административным центрам Маньчжурии, отрезали Квантунскую армию от японских войск в Северном Китае и, заняв Синьцзин и Фэнтянь, продвигались к Дайрэну и Рёдзюну. 18 августа была начата Курильская десантная операция, в ходе которой советские войска заняли Курильские острова.
Южно-Сахалинская сухопутная операция была проведена для освобождения южной части Сахалина. Боевые действия на островах полностью закончились 5 сентября.
Акт о капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 года на борту линкора «Миссури» в Токийском заливе. 2 сентября 1945 года советский народ услышал Обращение Верховного Главнокомандующего о том, что «разбитая наголову на морях и на суше и окруженная со всех сторон Япония признала себя побежденной и сложила оружие….»
3 сентября было объявлено Днем Победы над Японией.
После демобилизации Гонгор Дылыкович вернулся в родное село и начал поднимать разрушенное сельское хозяйство, работал механизатором, потом возглавил тракторную бригаду. На каких только тракторах не работал Гонгор Дылыкович, на которых вспахал ни одну тысячу гектаров земли, намолотил несколько тысяч центнеров зерна. Одновременно Гонгор Дылыкович по праву назывался одним из лучших наставников молодежи, за свою трудовую деятельность он обучил профессии механизаторов свыше 20 человек. Образцы трудолюбия и добросовестного отношения к технике прививал знатный механизатор молодежи.
В общей сложности около 50 лет трудился Г.Д.Машеев в родном хозяйстве механизатором. За успехи в труде, активное участие в общественной жизни Гонгор Дылыкович был награжден двумя орденами «Трудового Красного Знамени», Ленинской юбилейной медалью, медалью «За освоение целинных земель». Почетными Грамотами РСФСР, РК КПСС, Почетным званием «Победитель социалистического соревнования среди хлеборобов». «Заслуженный механизатор сельского хозяйства Бур. АССР». Машеев Гонгор Дылыкович – депутат Верховного Совета СССР (совета национальностей) от Джидинского избирательного округа № 519 Бур. АССР.
На протяжении всей своей жизни Гонгор Дылыкович отличался добросовестностью, трудолюбием, порядочностью и скромностью.
Вместе со своей супругой они вырастили и воспитали семерых детей. Замечательные выросли дети, трудолюбивые и уважительные, как и все Машеевы, работают на зависть всем. Четыре дочери, получив образование, работают в разных сферах производства. А трое сыновей продолжили дело отца - трудятся механизаторами в родном совхозе.
У всех детей Гонгора Дылыковича есть уже свои дети и внуки, в общей сложности 24 внука и 11 правнуков. Славный род Машеевых продолжается.
Односельчане чтят и помнят Машеева Г.Д. и в доказательство этого они назвали улицу в селе, на которой он жил, его именем, а дети летом 2011 года установили памятник в честь отца.
На этой улице проживают заслуженные и уважаемые люди нашего села. Это - «Заслуженный строитель Бур. АССР» Очиров Леонид Сергеевич, «Заслуженный животновод Бур. АССР доярка Базарова Александра Николаевна», «Почётный работник общего образования», «Заслуженный учитель РБ» Сансуева Ольга Дондоковна.
3. Итоги социологического опроса.
В ходе исследовательской работы мы провели опрос среди учащихся 7-10 классов, жителей улицы и учителей школы. Всего в опросе приняли участие 57 человек. Предлагались следующие вопросы:
1. Знаете ли вы, почему улица Машеева так называется?
2. Всегда ли она носила такое название?
3. Какое название она носила раньше?
4. В каком году была переименована в улицу Машеева?
После проведения опроса, были подведены итоги (диаграмма 1). Вот такие выводы мы сделали:
Но главным вопросом был: Знаете ли вы, в честь кого названа улица Машеева?
Результаты получились любопытными. Всего было опрошено 57 человек в возрасте от 13 - 50 лет, правильно на все вопросы ответил только один человек. Этот факт очень печален. И многие взрослые не дали верного ответа.
Также в ходе своего исследования я беседовала со своей бабушкой – старожилом нашего села. В ходе беседы мы выяснили, что каждый уважающий себя человек должен знать историю родного села, а тем более историю улицы, на которой он проживает. Знание и понимание истории своей улицы позволяет почувствовать себя частицей малой Родины.
Диаграмма 1.
На первый вопрос ответили верно – 18 человек, неверно 39. На второй вопрос – 51 человек затруднились ответить, а 6 человек – ответили верно. На третий вопрос 6 человек ответили верно, 51 неверно. И на 4 вопрос был дан только 1 верный ответ из 57 человек.
Заключение
Нам, молодым, которым жить и творить в 21 веке, не безразлична судьба нашей Родины. И хотелось бы обратиться ко всем людям словами А.Е.Ферсмана: «Познайте свою гору и речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое».
Подводя итог нашей работы мы можем сделать следующие выводы:
Давно отгремела Великая Отечественная война. Восстановлены города, сёла, возведены памятники героям – солдатам, которые победили фашизм. Нельзя вернуть погибших на фронте и в тылу, нельзя залечить раны в душе ветеранов, но увековечить память об этих героях можно – в названиях улиц. Если каждый житель нашего района с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любовь к нему.
Теперь я с гордостью могу ходить по родной улице.
Изучение исторического прошлого города, края, улицы играет огромное значение для воспитания будущего поколения. Наша исследовательская работа способствовала формированию у обучающихся нравственных и патриотических качеств человека, уважения к героическому прошлому наших предков. Знание и понимание истории своего края, города, улицы позволяет осознать, какие процессы происходят в непосредственной близости, и помогает каждому учащемуся почувствовать себя частичкой малой и большой Родины.
Список использованной литературы:
Интернет – источники:
http://cbs-ulan-ude.ru/index.php?option=com_simplefaq&Itemid=6023 – имена Героев в названиях улиц.
Дерево в снегу
Голубая лягушка
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Сказка про Серого Зайку
Вокруг света за 80 дней