Значение святынь и святых людей, подвизавшихся на Европейском Севере трудно переоценить. В течение нескольких веков монастыри были важными духовными, политическими, административными, военными центрами края, внесли неоценимый вклад во все сферы материальной и духовной культуры Русского Севера. Политическое, административное, военное и миссионерское значение православных монастырей Севера основывалось на их мощной экономической базе. Святые обители стали не только организаторами новых отраслей хозяйства, но и проводниками самых современных технологических идей в Поморском крае. И можно уверенно сказать, что через географию подвижничества святых людей и миссионерства можно изучать географию своей страны.
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_sever.docx | 51.2 КБ |
АНО СОШ «Димитриевская»
учебно-исследовательский проект
Святыни и святые Русского Севера
Выполнили:
ученики 10 класса
Максимова Елизавета
Ежова Дарья
Борзов Пётр
руководитель:
Макшаева Ирина Ивановна
Москва
Содержание:
Страницы: | |
| 2-3 |
| |
| 4 |
| 5 |
| 6 |
| 7-13 |
| 14 |
| 15 |
Введение.
Д.С. Лихачев о Русском Севере
«Русский Север Мне трудно выразить словами мое восхищение, мое преклонение перед этим краем. Когда впервые мальчиком тринадцати лет я проехал по Баренцеву и Белому морям, по Северной Двине, побывал у поморов, в крестьянских избах, послушал песни и сказки, посмотрел на этих необыкновенно красивых людей, державшихся просто и с достоинством, я был совершенно ошеломлен
В Русском Севере удивительнейшее сочетание настоящего и прошлого, современности и истории (и какой истории – русской! – самой значительной, самой трагической в прошлом и самой философской), человека и природы, акварельной лиричности воды, земли, неба и грозной силы камня, бурь, холода снега и воздуха.
Освоение Севера, Сибири и Дальнего Востока – ключевой пункт русской истории и один из предметов нашей законной исторической гордости. Россия вообще северная страна, а 20% территории России сейчас лежит за Полярным кругом, а 60% - в зоне вечной мерзлоты. Две трети нашей нынешней земли - за Уралом, а вместе с северными областями европейской части России это уже три четверти её. Освоение северных и восточных пространств началось, по сути, тогда же, когда началась сама Русь.
Кто же изучал наш Север до возникновения системы регулярных научных исследований и наблюдений? На ум приходят новгородские ушкуйники и рыбаки - поморы, ещё в XI-XII вв. изучившие северное побережье Кольского полуострова, побывавшие на Шпицбергене, Новой Земле и на севере Западной Сибири. Позже эту задачу решали землепроходцы, большей частью – из казаков, за 100 лет, с середины XVI до середины XVII века прошедшие огромную территорию от Урала до Тихого океана. Самые громкие имена – Ермак, Семён Дежнев, Ерофей Хабаров.
И, конечно же, открыли и своим путём освоили Север коренные его жители, пришедшие туда сотни и тысячи лет назад, приспособившиеся к жизни в экстремальных условиях и создавшие свои уникальные культуры.
Но есть и ещё один отряд исследователей Севера, ещё один фактор его освоения и развития, который обычно выпадает из поля зрения. Это православные монахи и миссионеры. Монастыри, скиты, православные миссии в северных областях нередко появлялись даже раньше, чем деревни и, тем более, города.
Большинство людей, посвятивших себя служению Богу, конечно же, не ставило перед собой исследовательских и, тем более, предпринимательских задач. Чаще они уходили в глушь от мирской суеты.
Но дальнейшее течение жизни делало эти форпосты веры «точками роста» хозяйства и опорой местной инфраструктуры.
Наш проект называется «Святыни и святые Русского Севера»
Цель работы: Рассмотреть основные святыни и миссионерскую деятельность некоторых святых Русской православной церкви, которые внесли свой вклад в освоение территории Европейского Севера.
Задачи:
1) Вспомнить особенности географического положения и природные условия региона.
2) Оценить вклад святых людей, подвизавшихся на территории Русского Севера, в духовное развитие населения нашей страны.
3) Взять интервью у участников современных миссионерских походов .
4) Составить рекомендательные маршруты для туристов-паломников по регионам Европейского Севера
Этапы работы:
Географическое положение и особенности природы.
Особенности и географическое положение территории Европейского Севера довольно интересное, выгодное с точки зрения торговли. Именно это и привлекало всегда мореплавателей, стремящихся попасть на эти земли. В состав Европейского Севера входят такие территории, как Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Карелия, Коми, Ненецкий автономный округ. Район находится в северной части Русской равнины, характеризующейся чередованием возвышенностей и равнинных участков. На Кольском полуострове есть горы Хибины, которые образовались благодаря выходу на поверхность кристаллической основы Русской платформы. На протяжении длительного промежутка времени на данном участке периодически поднимались и опускались разные части платформы. При попадании осадочных пород во впадины образовывались ровные участки. Ледники внесли свою лепту в данный процесс. Именно благодаря им был сформирован окончательный вид территории Русского Севера. Природные условия сложные, по типу близкие к сибирским. Большая часть района занята тундрой, лесотундрой, тайгой. Европейский Север отличается степенью освещенности и прогрева поверхности в зависимости от времени года. Северный район находится за пределами Полярного круга, поэтому здесь есть полярная ночь. Она длится в зависимости от широты от 1 до 64 суток. На протяжении данного периода солнце не всходит, поэтому здесь холодно и темно. Территория района отличается суровыми зимами. Например, в Архангельске температура воздуха может опускаться до –45 градусов. Лето на данной территории короткое, довольно прохладное. Вода в Белом море, расположенном на территории Архангельской области, прогревается до +23 градусов. Причиной таких низких температур является холодный арктический воздух. В летний период осадки преобладают во второй половине лета, в августе в данном регионе наступает осень.
Исходя, из всего этого мы можем себе представить, какие сложные условия складываются здесь для проживания людей.
Освоение территории и миссионерство.
Еще в 9 веке сюда в поисках пушнины приходили новгородцы. Древние русские переселенцы из Новгородской земли, называющие себя поморами, заселили побережье Белого моря. Они занимались морским промыслом, добычей морского зверя и рыбы. На юге района были основаны города Белозёрск, Вологда, Великий Устюг.
Европейский Север не знал крепостного права. Крестьяне здесь были государственными, колонизация в значительной степени была монастырской. Вокруг монастырей по долинам рек селились люди, занимающиеся ловлей рыбы, пушным, соляным, а затем и пашенным промыслами. Пушнина, рыба, соль добывались и купцами (Строгановыми) и отправлялись на юг в разные районы Московского государства.
Монастырское учредительство здесь заметно активизировалось в последние десятилетия XIV века. Вскоре на глазах одного-двух поколений людей их количество на Севере утроилось. Монастыри были основаны во всех важнейших зонах края. В этот период при активной поддержке Сергия Радонежского создаётся большая часть северных монастырей. Сначала их учреждали собеседники, ученики или постриженники Сергия - Кирилл и Ферапонт Белозерские, Афанасий и Феодосии Череповецкие, Димитрий Прилуцкий, Сергий Hypомский, Павел Комельский. А затем пришло время и учеников Сергиевых учеников. В итоге возникает еще несколько районов довольно плотного размещения монастырей: Белоозеро-Кириллов и Ферапонтов монастыри, Кубеноозерье-Дионисиев Глушицкий, Александров Куштский; Вологодская округа - Спасо-Прилуцкий, Павлов Обнорский, и др.
Свою сеть православных обителей создает и Новгородская архиепископия - монастыри на Онеге (Муромский) и Ладоге (Кеновецкий), в нижнем Подвинье (Михайло-Архангельский и Николо-Корельский) и на далеком Кольском полуострове. В целом с конца XV и по XVII век на Севере было основано около 180 монастырей и пустынь. Они составили довольно разветвленную сеть, охватившую важнейшие хозяйственные зоны Севера, водные и сухопутные коммуникаций, административные центры.
В условиях, когда большая часть населения необозримых пространств Севера была языческой, миссионерство являлось основным направлением монашеского служения. Кроме этого, политическое, административное, военное значение православных монастырей Севера основывалось на их мощной экономической базе. Святые обители стали не только организаторами новых отраслей хозяйства, но и проводниками самых современных технологических идей в Поморском крае.
Наша школа и миссионерство на Русском Севере.
Представители нашей Свято-Димитриевской школы являются организаторами и участниками традиционных миссионерских походов в районы русского Севера. Это байдарочные походы организуемые директором школы иереем Александром Лаврухиным, миссионерские походы иерея Николая Петрова. Так же представители нашей школы учувствуют в проекте «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера». С некоторыми из них мы провели интервью.
Примерные вопросы для интервью с организаторами миссионерских походов в регионы Европейского Севера.
Примерные вопросы для интервью с участниками миссионерских походов в регионы Европейского Севера.
Интервью провели с директором школы иереем Александром Лаврухиным, заместителем директора по АХЧ Резниковым Ю.А. и учеником 10 класса Алексеем Н. (видео в презентации)
Карта «Паломническо-рекреационные районы Русского Севера»
(в презентации)
«Православное паломничество - давняя и почитаемая в нашем христолюбивом народе традиция. Она освящена стопами Самого Христа Спасителя, Который, по слову Евангелия, со Своей Пречистой Матерью и святым праведным Иосифом ходил "в Иерусалим на праздник Пасхи" (Лк. 2. 41). Этой традиции во все века следовали церковные иерархи, пастыри, монашествующие и многочисленные миряне, стремившиеся поклониться православным святыням и вознести пред ними горячую молитву. Ныне, после длительного богоборческого периода, в нашем народе вновь растет стремление посетить места земного подвига Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих. Многие тысячи богомольцев, как и столетия назад, отправляются в паломничество, чтобы прикоснуться к святыням, получить духовное врачевство в иноческих обителях, пообщаться с братьями и сестрами по вере. Множатся паломнические маршруты, расширяется их география. Путешествие ко святым местам - это важная часть православного образа жизни. Вместе с тем для многих наших современников, особо нуждающихся в духовном наставлении и научении, дорога к святым местам становится началом пути ко Христу».
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Рекреационный район - Русский Север
К данному району относятся территории Архангельской, Вологодской областей, республика Коми и Ненецкий АО. Территория - 1150 тыс. км Район расположен на севере Восточно-Европейской равнины, омывается водами Белого, Баренцева и Карского моря.
Кольско-Карельский рекреационный район
Данный район включает территорию Мурманской области и республики Карелии, общей площадью 325,4 тыс. км². Он расположен на северо-западе европейской части России. Граничит с Финляндией, Норвегией, Ленинградской, Вологодской, Архангельской областью. На востоке омывается водами Белого моря. Омывается Белым и Баренцевым морем.
Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монасты́рь.
Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков. Первое время это был странный монастырь — в нем не было настоятеля, не было регулярных церковных служб. Дело в том, что Ферапонт был простым монахом, не имел священного сана и не хотел его получать. Он был старцем, он пользовался огромным духовным авторитетом у насельников монастыря, но не мог совершать таинства и богослужения. Поэтому службы в монастыре велись лишь время от времени, когда туда забредал какой-нибудь священник. А первым игуменом его стал ученик преподобного Кирилла Белозерского Мартиниан.
Из стен монастыря на рубеже XV—XVI веков вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог. В монастырь на богомолье приезжали Василий III и Елена Глинская, Иван IV.
В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.
В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII веков.
Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни, Казенной и Трапезной палат. Келейные постройки не сохранились ни от мужской обители, ни от возобновленной женской. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами. Собор Рождества Богородицы составляет главную достопримечательность Ферапонтова монастыря, поскольку в нем сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора.Фрески Дионисия сделали Ферапонтов монастырь в XX в. всемирно известным. Монастырь внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.
Вдоль стен монастыря пролег большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
К 1429 году относится и начало истории Соловецкого монастыря в Белом, море. Один из его основателей-Зосима, уроженец новгородских земель-получил согласие на создание далекого северного монастыря у новгородского архиепископа Ионы. Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре – 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Из соловецких пострижеников вышли два патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть митрополитов, несколько архиепископов и епископов, множество подвижников, прославившихся святостью и чудотворениями. Монастырь был не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одной из лучших в те времена библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения.
В мае 1920 года монастырь был закрыт, и вскоре на Соловках были созданы две организации: лагерь принудительных работ для заключения военнопленных Гражданской войны и лиц, осужденных на принудительные работы, и совхоз «Соловки». На момент закрытия монастыря в нем проживали 571 человек (246 монахов, 154 послушника и 171 трудник).
За 16 лет существования на Соловках лагеря и тюрьмы через острова прошли десятки тысяч заключенных, среди которых представители известных дворянских фамилий и интеллигенции, крупные ученые самых разных отраслей знаний, военные, крестьяне, писатели, художники, поэты. Соловки стали местом ссылки многих иерархов, священнослужителей, монашествующих Русской Православной Церкви и мирян, пострадавших за веру Христову. В лагере они были примером истинного христианского милосердия, нестяжательства, доброты и душевного спокойствия. Даже в самых тяжелых условиях священники до конца старались исполнить свой пастырский долг, оказывая духовную и материальную помощь тем, кто находился рядом.
На сегодня нам известны имена более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, более 400 иеромонахов и приходских священников – узников Соловков. Многие их них скончались на островах от болезней и голода или были расстреляны в Соловецкой тюрьме, другие погибли позднее. Около 60 из них были прославлены для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Среди них такие выдающиеся иерархи и деятели Русской Православной Церкви, как священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский († 1937), Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский († 1929), Петр (Зверев), архиепископ Воронежский († 1929), Прокопий (Титов), архиепископ Одесский и Херсонский († 1937), Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий († 1937), священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский († 1962), мученик Иоанн Попов, профессор Московской духовной академии († 1938) и многие другие.
Летопись возрождения Соловецкого монастыря тоже начинается с 1988 года.
Валаамский монастырь. Валаамские преподобные Сергий и Герман.
По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. По одной из двух концепций возникновения монастыря спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными. Вторая концепция относит основание монастыря к X—XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году.
Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. Валаамский монастырь упоминается в житии Савватия Соловецкого. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год. К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.
На XIX век пришёлся наибольший подъём обители. Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале XX века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.
К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек. После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, благодаря чему монастырь номинально сохранялся, но, оказавшись церковью национального меньшинства (основная религия Финляндии — лютеранство), он испытал на себе усиливающуюся дискриминацию со стороны финских властей. Во время Советско-финской войны 1939—1940 годов монастырь попал в зону боевых действий, и монахи, принявшие к тому времени финское подданство, в начале февраля 1940 года покинули острова, увезя с собою всё самое ценное, включая подлинник Валаамской иконы Божией Матери, другие святыни и колокола (межцерковные переговоры о возвращении подлинника Валаамской иконы Божией Матери в Валаамский монастырь ведутся между РПЦ и ФПЦ уже более 20 лет). 18 марта над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора, возвестивших о прекращении жизни обители. Монахи осели в местечке Хейнявеси в Финляндии и основали там Ново-Валаамский монастырь.
Конец 80-х годов стал первым этапом в восстановлении обители, бывшей когда-то столпом православной веры на севере России. По инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 18 сентября 1989 года Совет министров Карелии решил "передать в пользование" Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор и расположенные рядом скиты, кроме Воскpесенского и Гефсиманского. С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального, то есть перешел в непосредственное ведение священноигумена, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Святой праведный Иоанн Кроншдатский.
Иоанн, Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии – на далеком севере России. В 1855 году Иоанн окончил С.-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 10 декабря 1855 года Иоанн был рукоположен во диакона, а уже 12 декабря, того же года, – во священника. В течение всех лет священнического служения о. Иоанн почти каждый день совершал Божественную литургию в в Кронштадтском Андреевском соборе , а в последние 35 лет жизни служил ежедневно (последний раз – 9 декабря 1908 г.). Отец Иоанн вставал очень рано. Встав, начинал готовиться к Божественной Литургии. Когда он шёл в храм, его встречали толпы верующих, жаждавших получить благословение. Здесь же присутствовали нищие, коих он одаривал милостыней.
В свободное от служб и занятий время (отец Иоанн преподавал в гимназии и училище) батюшка направлялся в городские трущобы, где помогал обездоленным всем, чем мог - деньгами, словом, физической работой или присмотром за детьми. Меценаты присылали в Кронштадт деньги на благотворительность. Трудно сказать, какая сумма прошла через руки Иоанна, потому что все, до последней копейки, он отдавал страждущим.
Были подведены приблизительные подсчеты, и оказалось, что в год ему присылали не менее одного миллиона рублей. Эти деньги святой тратил на питание нуждающимся, в Кронштадте появился «Дом трудолюбия». В своей родной деревне Сура батюшка инициировал строительство храма и создал женский монастырь. Эта обитель, которую удалось возвести под руководством отца Иоанна всего за один год (1899–1900 гг.), всегда стояла особняком. Батюшка задумал ее не только как душеспасительный пример благочестия и трудолюбия, куда бы приходили за отречением от всего мирского, но и как место служения не только Богу, но и миру. Монастырь виделся отцу Иоанну Кронштадтскому и как просветительский центр для мирян, где бы велась миссионерская и благотворительная деятельность, которая, по словам пастыря Христова, должна стать «призрением престарелых, приютом сирот, пристанищем бедных, безродных». Поэтому в 1900-м году по инициативе и благословению Батюшки (а именно так, что сто лет назад, что сегодня, в Суре называют все своего любимого святого и праведного отца) при монастыре была открыта церковно-приходская школа-интернат для крестьянских девочек, где ученицы могли получить начальное образование. Сейчас это Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь. В настоящее время Сурская женская обитель активно ведет строительные работы как по восстановлению разрушенных святынь, так и по возведению новых монастырских зданий (дома милосердия, гостевого дома).
20 декабря 1908 года батюшка тихо предал свой дух Богу на восьмидесятом году жизни. Отца Иоанна похоронили в усыпальнице, специально выстроенной в подвальном этаже в возведенном им же Иоанновском монастыре в Санкт-Петербурге.
Хибиногорский женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери в г.Кировске Мурманской области.
Прежде самым северным женским монастырем у нас считалась Скоропослушническая обитель в Приполярье, в г.Печоре Республики Коми. Теперь на Русском Севере появилась обитель и за Полярным кругом. 20 апреля 2005 года решением Священного Синода учрежден Хибиногорский женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери в г.Кировске Мурманской области.
Новый монастырь призван продолжить традиции женского благочестия в этом суровом крае. До сих пор мурманчане помнят о подвижничестве схимонахини Херувимы (Александры Куршевой), много лет подвизавшейся в Свято-Никольском соборе г. Мурманска и препятствовавшей его закрытию в советское время. Помнят и монахиню Евдокию (Волкову) из ссыльных, которая была первой старостой Казанского храма Кировска. Именно этот храм и стал престольным для нового монастыря.
Открытие обители стало возможным после того, как в конце 2004г. в Кировске освятили церковь Спаса Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Редкий случай - появилась она здесь в самый пик гонений на православие, 90 лет назад. В ту пору сюда, в Хибинские горы, со всей страны согнали десятки тысяч репрессированных. Возводя знаменитый ныне индустриальный гигант «Апатит», они построили для себя и каменную церковь. Власти молиться в нем не разрешили, и верующим приходилось ездить за 23 километра в деревянный Казанский храм. Теперь же надобность в этом отпала, просторные его помещения занимают монахини. Кировск находится в самом центре Кольского полуострова. Несмотря на длинные зимы (до 9 месяцев в году) и непроглядные полярные ночи, климат здесь из-за близости Гольфстрима довольно мягкий. Растут столетние сосны, много черники, морошки и прочих ягод, водятся глухари, тетерева, а так же экзотические птицы - орланы и полярные куропатки.
Заключение
Подытоживая сказанное, подчеркнем, что значение святынь и святых людей, подвизавшихся на Европейском Севере трудно переоценить. В течение нескольких веков монастыри были важными духовными, политическими, административными, военными центрами края, внесли неоценимый вклад во все сферы материальной и духовной культуры Русского Севера. Политическое, административное, военное и миссионерское значение православных монастырей Севера основывалось на их мощной экономической базе. Святые обители стали не только организаторами новых отраслей хозяйства, но и проводниками самых современных технологических идей в Поморском крае. И можно уверенно сказать, что через географию подвижничества святых людей и миссионерства можно изучать географию своей страны.
Современный этап миссионерства на Русском Севере включает в себя следующие задачи:
- участие в восстановительных работах, проводимых в деревянных храмах и часовнях;
- работы по проведению уборки внутри храмов, монастырей и прилегающих к ним территорий;
- проведение богослужений – Литургии, крещений, молебнов, панихид – в тех деревнях, где нет местного священника;
- организация библиотек, проведение духовно-просветительских бесед с жителями северных деревень;
- проведение концертов, творческих вечеров, праздничных мероприятий;
- совместные паломнические поездки по святым местам региона.
И в решении этих задач активно учувствуют преподаватели и ученики нашей Свято-Димитриевской школы.
Список использованных материалов
Книги
1.Камкин А. В. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992.-164 с.
2.Дронов В.П. География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс. 2018 г.
Интернет –ресурсы
- Православие.ру
- Милосердие.ру
- Общеедело.ру
Фотографии: Из личных архивов и интернета
Акварель + трафарет = ?
Вокруг света за 80 дней
Заяц, косач, медведь и весна
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
В поисках капитана Гранта