Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательное школа №16 аул Малый Барханчак
Ипатовского района Ставропольского края
«Экологическая оценка состояния окружающей среды
территории аула Верхнего Барханчака»
Автор: Джанаев Д.Ш.
10 класс
Руководитель:
Джанаева Лилия Рифатовна,
учитель биологии.
2020 год
Содержание.
1 | Введение. | 4-5 |
2 | Основная часть проекта. | 5 |
2.1 | Экологическое состояние аула Верхний Барханчак. | 5 |
2.2 | Основные источники загрязнения атмосферы в ауле. | 5-7 |
2.3 | Вклад учащихся в решении экологических проблем. | 7 |
3 | Практическая часть. | 7 |
3.1 | Исследование загрязнения территории в ауле Верхний Барханчак бытовым мусором. | 7-9 |
3.2 | Результаты анкетирования | 9 |
3.3 | Оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта. | 9 |
3.3.1 | Определение количества и типового состава автотранспорта | 9-10 |
3.3.2 | Определение количества топлива и выделяющихся вредных веществ. | 10-11 |
3.3.3 | Анкетирование владельцев автомобилей. | 11-12 |
4 | Вывод. | 12 |
5 | Заключение. | 12 |
6 | Используемая литература. | 13 |
Приложения. | ||
1 | Экскурс по селу с целью выявления несанкционированных свалок и захламлённых территорий. | 14-16 |
2 | Анкетирование автовладельцев. | 17 |
3 | Рекомендации. | 17 |
4 | Социальный опрос жителей. | 18 |
1. Введение
«Раньше природа страшила человека, а сейчас человек
страшит природу». (Жак Ив Кусто)
Сегодня многие в мире понимают, что экологическая обстановка на нашей планете далеко не благополучна. Мы видим, как на Земле из года в год лесов становится всё меньше, а пустынь всё больше; происходит эрозия плодородного слоя земли; истощается озоновый слой; сокращается количество видов растений и животных; из-за скопления газов усиливается парниковый эффект. Когда в больших масштабах уничтожается и истощаются природные ресурсы, когда в результате деятельности человека, загрязняющие вещества вторгаются в окружающую среду, страдает не только мир природы. Здоровье людей также подвергается негативному воздействию; люди не могут оставаться здоровыми, если они дышат отравленным воздухом, пьют непригодную воду и употребляют в пищу продукты, содержащие пестициды и другие вредные вещества. Каждый человек зависит от состояния всей планеты, в том числе от состояния окружающей его среды. Нет никакой возможности ни для кого, избежать этой глубокой зависимости.
Каждый из нас должен прийти к осознанию и принятию ответственности, как за свой собственный образ жизни, так и за то воздействие, которое он оказывает на планету. Здоровье нашей планеты зависит от действий каждого человека, в каждом уголке Земли (1).
Любой населенный пункт - это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только человек может поддерживать чистоту и порядок.
Любое село, как и город, является крайне неустойчивой системой, зачастую полностью утратившей способность к самовосстановлению под воздействием негативных экологических факторов среды.
В каждом учебном году в нашей школе проводится месяц экологии (апрель). Этот месяц посвящен охране птиц, анализу экологического состояния и озеленению окружающей среды.
Актуальность обусловлена тем, что на территории нашего аула Верхний Барханчак в последние годы значительно увеличилось количество твёрдых бытовых отходов, а также количество несанкционированного мусора.
Будущее нашей планеты зависит от чистоты экологии. Чтобы добиться всего этого необходимо, чтобы человек сам осознал и сделал шаг по охране природы.
Исходя из всего изложенного выше, я перед собой поставил следующие цели:
Задачи:
1. Выявить наиболее экологические проблемы, связанные с мусором;
2. Определить основные источники загрязнения аула Верхний Барханчак;
3. Провести опрос обучающихся и местных жителей, выявить их отношение к проблеме;
4. Проанализировать полученные результаты.
5. Сформулировать выводы.
6. Разработать программу решения экологических проблем.
Гипотеза: экологическая обстановка в нашем ауле достаточно благоприятная.
Методы исследования:
-обзор источников информации
- исследования;
-наблюдения;
- социологический опрос
Объекты исследования:
Окрестности и улицы аула Верхний Барханчак, автотрасса «Малый Барханчак - Верхний Барханчак - Ипатово»
Практическая значимость проекта: теоретический и практический материал, содержащийся в данной работе, может быть использован на уроках биологии, на факультативных занятиях, а также на классных часах, посвященных экологии.
2. Основная часть.
Проблема загрязнения улиц мусором существует в каждом селе. Большинство людей не радует вид брошенных бутылок, пивных банок, этикеток, пакетов и др. Многие относятся к этому равнодушно. Некоторые - с сочувствием, при случае выходят на уборку.
Мы живем в сельской местности, и может показаться, особенно городским жителям, что серьезные экологические проблемы от нас далеки. Многие думают, что мы дышим чистым воздухом, пьём чистую воду, питаемся экологически чистыми продуктами. Я решил провести исследование территории аула Верхний Барханчак и понять так ли у нас на самом деле всё хорошо.
В ходе своего исследования столкнулся со следующей проблемой: экологические вопросы волнуют всех, от их решения зависит состояние жизни современного человека, но мало кто задумывается, что виновником всех этих проблем сам человек чаще всего и является. Экологически грамотные действия даже отдельно взятого человека ведут к значительному улучшению экологической обстановки в конкретном регионе.
Экологическая обстановка нашего аула волнует немало и обучающихся нашей школы, но зачастую они ограничиваются простым перечислением проблем.
В своей работе я хочу показать, что данная тема очень важна. В связи с этим, мною были проведены: социологический опрос жителей, анкетирование учащихся, автоводителей, подсчет количества мусора в одной семье и подсчет, незначительных на первый взгляд, маленьких кучек мусора на территории аула, которые выглядят не только не эстетично, но и отравляют нашу жизнь,количество выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
2.1 Экологическое состояние аула Верхний Барханчак
Территория аула Верхний Барханчак расположена на северных отрогах Ставропольской возвышенности и представляет собой широкоувалистую равнину со слабопологими склонами и со слабовыраженными долинами балок и пересыхающих речек, расположенной в юго-восточной части Ипатовского района Ставропольского края. По климатическим условиям относится ко второй почвенно-климатической зоне, характеризующейся засушливым континентальным климатом. Среднегодовая температура воздуха +9.3 градуса. Среднегодовое количество осадков составляет 412 мл.
Расстояние до краевого центра: 103 км. Расстояние до районного центра: 16 км.
Имеется разветвленная сеть дорог с подъездом к населенным пунктам. Дороги поселения обеспечивают круглогодичный проезд транспортных средств по территории всего поселения. Протяженность автомобильных дорог общего пользования - 36 км, в т.ч. в границах поселения 14 км. В Верхнем Барханчаке 3 улицы — Гагарина, Набережная, Школьная.
2.2. Основные источники загрязнения атмосферы в ауле.
Загрязнение окружающей среды территории аула Верхний Барханчак, несмотря на то, что промышленных предприятий у нас нет, является серьезной проблемой. Я, как член «Совета старшеклассников», ответственен за экологическую работу среди школьников и населения нашего аула.
Главной проблемой аула является мусор. Бытовой мусор выбрасывают на улицы, мусором завалены поля вокруг села. Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Так, среднестатистически, каждый житель выбрасывает за год более 360 кг твёрдых бытовых отходов. В последнее время свалки становятся источниками давно забытых эпидемий.
Свалка уродует пейзаж аула. С ее поверхности в воздух поступает в виде испарений летучие соединения, которые ветром могут разноситься на десятки километров. Часть веществ растворяется дождевыми водами, которые затем поступают в подземные воды и разносятся на десятки километров. Окруженные свалками населенный пункт, оказываются в зоне влияния этих свалок.
Также в ауле есть недобропорядочные граждане, которые организуют свалку позади своих дворов, не думая о своем здоровье и окружающих их людей, выбрасывают мусор вдоль дорог и в лесополосы.
Чтобы не утонуть в грудах мусора и не отравиться продуктами его разложения, мусор надо куда-то девать.
Утилизация мусора – одна из важнейших проблем современной цивилизации. Пока что человечество придумало три принципиально разных пути: вторичное использование отходов, организация свалок и сжигание мусора. Однако ни один из них нельзя признать абсолютно приемлемым.
Чтобы мусор использовать вторично, его необходимо рассортировать. Бумага, металлический лом, стекло – всё должно находиться отдельно. Первая проблема заключается в том, что сортировать мусор, поступивший на свалку, практически невозможно. Его надо сортировать там, где сбрасывают. Значит, каждый человек должен завести отдельные ёмкости для пищевых отходов, бумаги, пластмассы и т.д.
А как быть, например, с электрическими лампочками? В каждой лампочке содержаться несколько десятков миллиграммов молибдена, вольфрама, редких и ценных металлов. Вторичная переработка этих металлов требует высоких температур, т.е. необходимо реактор большого объема. В каждом городе электроламповый завод не построишь. В России-то их всего несколько. Вот и получается, что вторичная переработка лампочек при всей её кажущейся привлекательности, занятие накладное.
Вторая проблема – доставка мусора к месту переработки. Если мусора и потребителей переработки его продуктов много, то и заводов, способных перерабатывать такого типа, должно быть много.
Третья проблема заключается в том, что мусор – сырьё принципиально нестандартизируемое, то есть каждая новая партия мусора, поступившего на переработку, будет заметно отличаться от предыдущей по целому ряду параметров. Мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции.
Таким образом, столь привлекательная, на первый взгляд, идея вторичного использования бытового мусора до сих пор почти не находит воплощения.
Мусор же приходиться либо вывозить на свалки, либо сжигать.
Вывоз мусора на свалку – самый дешёвый, но недальновидный способ его утилизации, потому что мусор остаётся мусором.
Сжигание мусора должно было бы, по идее, высвободить огромные площади, занимаемые свалками, газообразные продукты (углекислый газ, водяной пар, азот) развеялись бы в воздухе и включились в естественный круговорот. Однако, во-первых, далеко не весь мусор горит, а многие горючие отходы при сгорании дают золу, масса которой может составлять несколько процентов от массы исходного мусора. Поэтому все шлаки, которые остаются после сгорания, всё равно приходиться вывозить на свалки. Во-вторых, мусор содержит много влаги и трудносгораемых материалов, поэтому горит плохо. Неполное сгорание приводит к выбросу огромного количества сажи и вредных органических соединений, таких как фенол и его производные. Чтобы подобные вещества не выделялись, температура сгорания мусора должна превышать 1200С, но при простом горении температура редко превышает 800С.
Исключение составляют пищевые отходы на садовых участках, которые компостируют (сваливают на 2-3 года в кучу и дают перегнить), получая полезное удобрение.
Мусор нужно обязательно утилизировать. Например, бумагу можно сжигать (практически у каждого из нас имеются бани, печки); солому, навоз и пищевые продукты, из которых через 2-3 года получается полезное удобрение, нужно выбрасывать на свалку отдельно от металлического лома, стекла и пластмассы.
Загрязнение почвы обусловлены экологически неправильными действиями человека. Это происходит потому, что человек не задумывается об их последствиях. Он еще не в полной мере осознал тесную связь между своим здоровьем и состоянием окружающей среды (2).
Еще одной проблемой встает вопрос запыленности аула. Лишившись постоянной работы на территории, жители занимаются личным хозяйством: разводят КРС, лошадей, мелкий рогатый скот. При этом хозяева приспособились держать скот не на подворье, а за двором. В результате, летом в сухое время года, пыль и навоз поднимаются в воздух.
Запылённость воздуха – важнейший экологический фактор. Пылью считают любые твёрдые частицы, взвешенные в воздухе. Безвредной пыли не существует. Их экологическая опасность для человека определяется составов, размером частиц и концентрацией в воздухе.
Кроме этого, многие жители имеют автотранспорт, выхлопные газы автомобилей, которых становится все больше, содержат немалое количество загрязняющих веществ, ядовитых газов, тяжелых металлов и др. Среди множества различных газов и химических соединений, выбрасываемых автомобилем, есть и токсичные вещества. На некоторых магистралях в часы пик их содержание в воздухе превосходит предельно допустимые концентрации в десять и более раз. Больше всего выделяется моноксида углерода (СО)– угарного газа и различных углеводородов, среди которых особую опасность представляет бензпирен. Кроме того, азот, входящий в состав воздуха, при высоких температурах и давлении, развиваемых в цилиндре двигателя, реагирует с кислородом, образуя весьма опасные оксиды. Дизели выбрасывают еще и сернистый ангидрид – при работе на топливе, в котором содержится много серы, а также твердые частицы, образующиеся при горении топлива в цилиндрах. А также масляные аэрозоли (3).
2.3. Вклад учащихся в решении экологических проблем
Поэтому мы, молодые исследователи природы, не можем оказаться в стороне и быть равнодушными к проблемам, которые касаются всех жителей нашего аула. Решение данных проблем мы видим в экологической пропаганде среди взрослых жителей и подрастающего поколения нашего села, в эковоспитании населения, в административных мерах со стороны Мало-Барханчакской администрации, в активной позиции подрастающего поколения по охране окружающей среды. А также в личном примере по благоустройству территории нашего села.
Асфальтирование улиц, увлажнение земли машинами, администрации, конечно, не под силу. Но я считаю, что если бы люди загоняли свой скот во двор, следили бы за ними, поливали центральные улицы села водой, то воздух был бы намного чище.
Ежегодно наш муниципалитет участвует в акциях «Чистый двор», «Чистая улица», чтобы жители аула отвечали за порядок и красоту аула. Наша инициативная группа ежесезонно проводит акцию «Чистая лесополоса». Учащиеся расчищают лесопосадки от мусора. Также, мы (я и инициативная группа) объявили акцию «Чистый аул», и нас поддержала вся наша школа. Проводятся экологические рейды, выступаем перед родителями на собраниях, готовим и выпускаем информационные листы, в школе проводим экологические конкурсы.
Чтобы мы меньше болели, часто проветриваем помещения на переменах. Дежурный класс ежедневно проводит рейды. На переменах следим за порядком. В классах и в коридорах развели комнатные растения. Весной и осенью проводим акцию «Посади дерево». Ребята очень активно участвуют в акции «Сдай макулатуру – спаси природу».
То, что мы сделали – это всего лишь малая частица в деле экологии. Каждому из нас необходимы экологические знания. Экология – та уникальная область, где каждый человек, будь он водителем, продавцом, просто отдыхающим туристом в лесу, сам принимает решения, как ему вести себя в окружающем мире.
3.Практическая часть
3.1. Исследование загрязнения территории в ауле Верхний Барханчак бытовым мусором.
На одного жителя Российской Федерации приходится примерно 300- 400 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5%.
Я решил узнать, а как обстоит дело с утилизацией мусора в моем ауле. Я выяснил, что в селе нет оборудованных мест для сбора мусора. И что самое плохое - нет даже в ближайших окрестностях разрешенного места для складирования мусора. По моим наблюдениям, наши жители вывозят мусор на несанкционированную свалку вблизи нашего аула, а это в 1 километре!
А что делать пожилым жителям села не имеющим своего транспорта? Сжигать? Отравляя при этом себя и окружающих опасными продуктами горения отходов! Или превращать в сплошную свалку близлежащие лесополосы. Я обследовал эти территории и обнаружил, что они тоже усыпаны мусором.
Я сделал вывод, что сегодня загрязнение почвы и водоема в окрестностях аула бытовыми отходами приобрело внушительные размеры.
Все начинается с малого. Я решил узнать, а какой «вклад» в накопление мусора вносит моя семья. Сколько и какого мусора моя семья накапливает за 1 неделю.
Я стал сортировать и взвешивать отходы, появляющиеся дома. Полученные данные расписал по дням (таблица 1).
Таблица 1.
Виды мусора | Масса мусора (г) | |||||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье | Всего | |
пищевые отходы | 1654 | 1100 | 1345 | 1488 | 1200 | 1575 | 1783 | 10145 |
бумажные отходы | 360 | 255 | 230 | 345 | 456 | 300 | 450 | 2396 |
металлы | 35 | 12 | 0 | 0 | 18 | 47 | 0 | 112 |
синтетические материалы – полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, стаканы от йогурта, упаковки от продуктов, пластмассовая тара | 750 | 0 | 0 | 340 | 112 | 241 | 0 | 1443 |
стекло | 0 | 0 | 18 | 0 | 32 | 0 | 18 | 68 |
бумага | 250 | 43 | 87 | 200 | 150 | 150 | 120 | 1000 |
органические остатки | 354 | 200 | 150 | 150 | 210 | 110 | 240 | 1414 |
всего | 3403 | 1610 | 1830 | 2523 | 2178 | 2423 | 2611 | 16578 |
Получается, что моя семья за неделю накапливает 16кг 578г мусора. Семья состоит из 3 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 22кг 104 г мусора, а за год примерно 265 кг. Предположим, что органические отходы как у меня в семье частично скармливаются животным, а часть закладывается в компост, на одного человека приходится 850гр неорганических отходов. Я узнал в администрации Мало-Барханчакского муниципального образования, что в ауле Верхний Барханчак проживает 388 человек. За год 365 дней получится примерно 102 тонны отходов! И эта масса отходов со всего аула без официально разрешенной свалки рассеивается в виде ядовитого дыма, грязной воды и неразлагающихся отходов в ближайших лесополосах аулов Малый, Верхний и Нижний Барханчак.
Далее сосчитал и собрал мусор на территории исследования в радиусе 300м.
Измерил массу бытового мусора – 6,4 кг (таблица 2).
Таблица 2.
Найденный мусор | Количество находок |
Итого | 3 7 6 1 2 7 5 9 6.4 кг |
3.2. Результаты анкетирования.
Я провел анкету среди ребят своего 10 класса:
Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме.
Выводы
Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, я пришел к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своего дома, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел.
Приложение 1. «Экскурс по аулу с целью выявления несанкционированных свалок и захламлённых территорий»
3.3.Оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
На данном этапе работы использовались известные методики, применяемые для школьного экологического мониторинга: методика учета движения автотранспорта и расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидам азота и угарным газом, содержащихся в выхлопных газах. Доля транспортного загрязнения воздуха составляет более 60% по СО и более 50% по NOх от общего загрязнения атмосферы этими газами. Повышенное содержание СО и NОх можно обнаружить в выхлопных газах неотрегулированного двигателя, а также в двигателях в режиме прогрева.
Выбросы вредных веществ от автотранспорта характеризуются количеством основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу из выхлопных газов, за определённый промежуток времени.
К выбрасываемым вредным веществам относятся угарный газ (концентрация в выхлопных газах 0,3 - 10%), углеводороды - несгоревшее топливо (до 3%) и оксида азота (до 0,8%), сажа.
До 85% всех заболеваний современного человека связано с неблагоприятными условиями окружающей среды. В данной связи заболевания человека, связанные с выбросами в воздух вредных веществ от автотранспорта, представляют наиболее серьёзную угрозу.
3.3.1. Определение количества и типового состава автотранспорта.
Оборудование: пишущие принадлежности, микрокалькулятор.
Выполнение работы
Данные внес в таблицу №3
Таблица №3.
Тип автотранспорта | Количество штук за 30 минут n | Количество штук за 1 час N | Общий путь За 1 час L(км) |
Легковые автомобили Грузовые автомобили Автобусы Дизельные грузовики Итого | 9 4 3 1 17 | 18 8 6 2 34 | 9 4 3 1 17 |
На выбранном участке наибольшее количество транспорта относится к легковым автомобилям 53 %, 24 % приходится на долю – грузовых автомобилей и лишь незначительная часть принадлежит автобусам и дизельным грузовым автомобилям
3.3.2. Определение количества топлива и выделяющихся вредных веществ.
Коэффициент численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента, в литрах, при сгорании в двигателе автомашины количества топлива, равного удельному расходу Y.
1.Изучив данные удельного расхода топлива ( л на км), я рассчитал количество топлива (Q, л)
Q=LY
Типавтотранспорта | Расход топливаY (л на км) |
Легковой автомобиль Грузовой автомобиль Автобус Дизельный грузовик | 0,13 0,33 0,44 0,34 |
Полученный результат занес в таблицу№4.
Таблица №4.
Тип автотранспорта | L | Количество сожженного топлива Q(л) |
Легковые автомобили Грузовые автомобили Автобусы Дизельные грузовики | 9 4 3 1 | 1,17 1,32 1,32 0,34 |
Всего | 17 | 4,15 л |
Рассчитал количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях и заполнил таблицу №5.
Эмпирические коэффициенты К, определяющие выброс вредных веществ в зависимости от вида горючего, приведены в таблице.
Вид топлива | Коэффициент К | |
Бензин Дизельноетопливо | Угарный | Углеводороды |
0,6 0,1 | 0,1 0,003 |
Таблицу №5.
Типавтомобилей | Q(л) | Количество вредных веществ за один час | |
СО Угарный(л) | Углеводороды (л) | ||
Легковые автомобили Грузовые автомобили Автобусы Дизельные грузовики Всего | 1,17 1,32 1,32 0,34 4,15 | 0.7 0,792 0,792 0,034 2,318 | 0,117 0,132 0,132 0.00102 0,38202 |
Выводы:
Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидам азота и угарным газом, содержащихся в выхлопных газах. Количество автотранспорта растет из года в год, что непременно приводит к загрязнению окружающего воздуха.
К основным проблемам автотранспортного загрязнения в Верхнем Барханчаке относят повышение количества автотранспорта на душу населения, не соблюдение правил техобслуживания автомашин, неразвитость объездных дорог, качество самих дорог.
3.3.3. Анкетирование владельцев автомобилей.
Исходя из выводов, я предложил анкету для владельцев автомобилем (Приложение 2 ).
Анализируя данные 35 опрошенных автомобилистов, я сделал вывод о том, что большинство автомобилистов это люди со стажем от 10 до 30 лет, которые практически не пользуются общественным транспортом, при покупке главным критерием было экономичность. Они следят за уровнем СО в автомобильных выхлопах по иным причинам, чем ответственность за состоянием воздуха в нашем ауле. Все они знают о вредности выбросов в атмосферу автомобилями вредных веществ, но менять свои средства передвижения не собираются.
Исходя из выводов, я разработал рекомендации, которые направлены на улучшение воздушной среды не только исследуемого мной участка, но и всего нашего аула в целом (Приложение 3) .
Приложение 4. Социологический опрос жителей аула.
4. Вывод
В ходе нашего исследования наша гипотеза подтвердилась частично: источники загрязнений разнообразные, самым распространенным источником загрязнения являются бытовые отходы, они загрязняют и отравляют не только почву, но и воду, и воздух. Экологическое состояние аула зависит не только от автомобильного потока. Можно предположить, что экологическое состояние зависит от наличия антропогенного воздействия человека, например, наличия мусора и бытовых отходов.
Выполнив практическую работу, я достиг поставленной перед собой цели: выявил и изучил основные источники загрязнений окружающей среды территории аула Верхний Барханчак и его окрестностей. Полученный опыт готов передавать всем, кто к этому проявляет интерес, в том числе и через сайт своей школы.
5. Заключение
Данная работа очень обогатила меня теоретически. Дала очень ценный опыт в области экологического мониторинга, выявления и оценки экологических проблем.
Думается, что данная работа актуальна, своевременна и жизненно важна. Мы должны бережно, с любовью относиться к окружающей среде, ведь в результате человеческой деятельности, в результате неграмотности, халатности, разгильдяйства возникают многие экологические причины, приводящие к экологическому кризису. Надеюсь, что весь изложенный мною материал будет интересен не только мне, но и многим людям, в том числе тем, кто помогал мне при работе над проектом, кто участвовал в исследованиях. Также, проект будет очень интересен и администрации поселения, т.к. «взгляд со стороны» на, казалось бы, привычные проблемы бывает очень полезен. Сразу становятся видны все просчёты, недостатки и, напротив, положительные стороны.
Работа, за неимением достаточного времени и специальных знаний, рассматривает только поверхностные стороны проблемы, приводит к некоторой ограниченности выводов, возможности качественного проведения исследований.
Очевидно, что одной из главных проблем современности является утилизация и переработка бытовых отходов. Человечество не беспомощно перед его лицом. Существует масса современных эффективных способов утилизации и переработки отходов. Но до сих пор сложно говорить о каких
-либо кардинальных изменениях, происходящих в этой области в нашей стране. У России все еще впереди.
В жизненно важном деле охраны природы и ее рациональном использовании каждый человек может и должен что-то делать. Пусть даже малое, но нужное и полезное в его работе и жизни. Только совместными усилиями можно сохранить природу для нас и для тех, кто придет к нам на смену.
Я надеюсь, что моя работа – это мой посильный вклад в решении данной проблемы и что на наших улицах станет меньше мусора, а в черте аула сократится количество несанкционированных свалок.
Без нас, без совместной работы администрации и жителей аула, эту задачу никому не решить. Ведь мы – будущей нашей нации. Следовательно: работы по улучшению экологического состояния аула нужно делать уже сегодня. Завтра будет поздно.
6. Используемая литература
Интернет – ресурсы:
Слайд 1
«Экологическая оценка состояния окружающей среды территории аула Верхнего Барханчака » Автор: Учащийся 10 класса Джанаев Дамир Руководитель: Учитель биологии Джанаева Л.Р. «Раньше природа страшила человека, а сейчас человек страшит природу». (Жак Ив Кусто)Слайд 2
Цель работы выявить и изучить основные источники загрязнений окружающей среды территории аула Верхний Барханчак и его окрестностей; расширить знания по экологической безопасности среди населения.
Слайд 3
Задачи: 1. Выявить наиболее экологические проблемы связанные с мусором; 2. Определить основные источники загрязнения аула Верхний Барханчак ; 3. Провести опрос обучающихся и местных жителей, выявить их отношение к проблеме; 4. Проанализировать полученные результаты. 5. Сформулировать выводы. 6. Разработать программу решения экологических проблем.
Слайд 4
Аул Верхний Барханчак и его проблемы: Главной проблемой аула является мусор. Бытовой мусор выбрасывают на улицы, мусором завалены поля вокруг села. Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Вторая проблема – доставка мусора к месту переработки. Если мусора и потребителей переработки его продуктов много, то и заводов, способных перерабатывать такого типа, должно быть много. Третья проблема заключается в том, что мусор – сырьё принципиально нестандартизируемое , то есть каждая новая партия мусора, поступившего на переработку, будет заметно отличаться от предыдущей по целому ряду параметров. Мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции.
Слайд 5
Еще одной проблемой встает вопрос запыленности аула. Лишившись постоянной работы на территории, жители занимаются личным хозяйством: разводят КРС, лошадей, мелкий рогатый скот. При этом хозяева приспособились держать скот не на подворье, а за двором. В результате, летом в сухое время года, пыль и навоз поднимаются в воздух. Запылённость воздуха – важнейший экологический фактор. Пылью считают любые твёрдые частицы, взвешенные в воздухе. Безвредной пыли не существует. Их экологическая опасность для человека определяется составов, размером частиц и концентрацией в воздухе. Кроме этого, многие жители имеют автотранспорт, выхлопные газы автомобилей, которых становится все больше, содержат немалое количество загрязняющих веществ, ядовитых газов, тяжелых металлов и др .
Слайд 6
Наш вклад в решении экологических проблем
Слайд 7
Практическая часть 1. Исследование загрязнения территории в ауле Верхний Барханчак бытовым мусором. Я решил узнать, а какой «вклад» в накопление мусора вносит моя семья. Сколько и какого мусора моя семья накапливает за 1 неделю. Я стал сортировать и взвешивать отходы, появляющиеся дома. Полученные данные расписал по дням (таблица 1 ). .
Слайд 8
Таблица 1: Виды мусорам Масса мусора (г) понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье Всего пищевые отходы 1654 1100 1345 1488 1200 1575 1783 10145 бумажные отходы 360 255 230 345 456 300 450 2396 металлы 35 12 0 0 18 47 0 112 синтетические материалы 750 0 0 340 112 241 0 1443 стекло 0 0 18 0 32 0 18 68 бумага 250 43 87 200 150 150 120 1000 органические остатки 354 200 150 150 210 110 240 1414 всего 3403 1610 1830 2523 2178 2423 2611 16578
Слайд 9
Результаты: Получается , что моя семья за неделю накапливает 16 кг 578 г мусора. Семья состоит из 3 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 22кг 104 г мусора, а за год примерно 265 кг. Предположим, что органические отходы как у меня в семье частично скармливаются животным, а часть закладывается в компост, на одного человека приходится 850гр неорганических отходов. Я узнал в администрации Мало- Барханчаксой муниципального образования, что в ауле Верхний Барханчак проживает 388 человек. За год 365 дней получится примерно 102 тонны отходов! И эта масса отходов со всего аула без официально разрешенной свалки рассеивается в виде ядовитого дыма, грязной воды и неразлагающихся отходов в ближайших лесополосах аулов Малый, Верхний и Нижний Барханчак .
Слайд 10
Далее сосчитал и собрал мусор на территории исследования в радиусе 300м. Измерил массу бытового мусора – 6,4 кг (таблица 2). Найденный мусор Количество находок Одежда, обувь. Бумага, картонные коробки, упаковочные материалы; Пластмассовые бутылки А втомобильные шины (кусок) Стеклянные банки многократного использования Стеклянные бутылки многократного использования Алюминиевые банки Тряпки 3 7 6 1 2 7 5 9 6.4 кг Таблица 2.
Слайд 11
Результаты анкетирования среди моих одноклассников: на вопрос «Собираешь ли ты макулатуру?» ответили «да» 1 человек из 11 учащихся класса. на вопрос «Собираешь и сдаешь ли ты пустую стеклянную посуду?» ответили «да» - 0 человек. «Используешь ли ты для записей обе стороны листа?» ответили «да» - 8 человек «Используешь ли ты упаковки для изготовления полезных вещей?» «да» -9 человек. «Отдаешь ли ты одежду и обувь, из которых вырос, другим? «да» - 4 человека. «Бережно ли ты относишься к школьному имуществу?» «да» - 11 человек Вывод очевиден . Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме.
Слайд 12
Вывод: Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, я пришел к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своего дома, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел.
Слайд 13
Приложение 1. «Экскурс по аулу с целью выявления несанкционированных свалок и захламлённых территорий»
Слайд 14
2. Определение количества и типового состава автотранспорта. Выполнение работы: Выбрал участок дороги Верхний Барханчак – Малый Барханчак . Измерил шагами длину участка 0,5 км, предварительно определив среднюю длину своего шага . Определил время наблюдения: 15.00-15.30 Определил количество единиц автотранспорта n , прошедшего по участку в течение 30 минут. Рассчитал количество единиц автотранспорта N за один час, предполагая движение одинаково интенсивным N = 2 n Рассчитал общий путь L (км.), пройденный автомобилями каждого типа за 1 час: L = N l Данные внес в таблицу №3
Слайд 15
Таблица №3 Тип автотранспорта Количество штук за 30 минут n Количество штук за 1 час N Общий путь За 1 час L (км) Легковые автомобили Грузовые автомобили Автобусы Дизельные грузовики Итого 9 4 3 1 17 18 8 6 2 34 9 4 3 1 17 Таблица №3.
Слайд 16
3. Определение количества топлива и выделяющихся вредных веществ. Изучив данные удельного расхода топлива ( л на км), я рассчитал количество топлива (Q, л) Q = L Y Полученный результат занес в таблицу№ 4. Таблица №4. Тип автотранспорта L Количество сожженного топлива Q (л) Легковые автомобили Грузовые автомобили Автобусы Дизельные грузовики 9 4 3 1 1,1 7 1,32 1,32 0,34 Всего 17 4,15 л
Слайд 17
Рассчитал количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях и заполнил таблицу №5 . Эмпирические коэффициенты К, определяющие выброс вредных веществ в зависимости от вида горючего, приведены в таблице Таблицу №5 . Тип автомобилей Q(л) Количество вредных веществ за один час СО Угарный (л) Углеводороды (л) Легковые автомобили Грузовые автомобили Автобусы Дизельные грузовики Всего 1,17 1,32 1, 32 0,34 4,15 0.7 0, 792 0,792 0, 034 2,318 0, 117 0, 132 0, 132 0.0 0102 0,38202
Слайд 18
Выводы: Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидам азота и угарным газом, содержащихся в выхлопных газах. Количество автотранспорта растет из года в год, что непременно приводит к загрязнению окружающего воздуха. К основным проблемам автотранспортного загрязнения в Верхнем Барханчаке относят повышение количества автотранспорта на душу населения, не соблюдение правил техобслуживания автомашин, неразвитость объездных дорог, качество самих дорог.
Слайд 19
Вывод: В ходе нашего исследования наша гипотеза подтвердилась частично: источники загрязнений разнообразные, самым распространенным источником загрязнения являются бытовые отходы, они загрязняют и отравляют не только почву, но и воду, и воздух. Экологическое состояние аула зависит не только от автомобильного потока. Можно предположить, что экологическое состояние зависит от наличия антропогенного воздействия человека, например, наличия мусора и бытовых отходов. Выполнив практическую работу, я достиг поставленной перед собой цели: выявил и изучил основные источники загрязнений окружающей среды территории аула Верхний Барханчак и его окрестностей. Полученный опыт готов передавать всем, кто к этому проявляет интерес, в том числе и через сайт своей школы.
Слайд 20
Заключение: Думается, что данная работа актуальна, своевременна и жизненно важна. В жизненно важном деле охраны природы и ее рациональном использовании каждый человек может и должен что-то делать. Пусть даже малое, но нужное и полезное в его работе и жизни. Только совместными усилиями можно сохранить природу для нас и для тех, кто придет к нам на смену. Я надеюсь, что моя работа – это мой посильный вклад в решении данной проблемы и что на наших улицах станет меньше мусора, а в черте аула сократится количество несанкционированных свалок. Без нас, без совместной работы администрации и жителей аула, эту задачу никому не решить. Ведь мы – будущей нашей нации. Следовательно: работы по улучшению экологического состояния аула нужно делать уже сегодня. Завтра будет поздно.
Приложение № 1
«Экскурс по селу с целью выявления несанкционированных свалок и захламлённых территорий»
Несанкционированная свалка.
Приложение 2.
Анкетирование.
1.Сколько лет вы уже за рулем?
А.от 1 до 5
Б. от 5 до 10
В. От 10 до 30
Г. свыше 30
2.Пользуетесь ли вы общественным транспортом?
А.Да__ Б.Нет__ В. Иногда___
3. Какой основной критерий был при покупке автомобиля ?
А. Престижность
Б. Потребности семьи
В. Низкая цена
Г. Экономичность.
4. Регулярно ли вы проводите профилактику , держите в исправности воздушные и масляные фильтры?
А .Да __Б. Нет__ В. Не всегда ____.
5.Какая причина заставляет вас следить за уровнем СО в автомобильных выхлопах?
А. Штраф ГАИ
Б. Ответственность за состояние воздуха в нашем городе?
В. Иные причины.
6 . Известно ли вам, что автомобильный транспорт – основной источник загрязнения воздуха в городе?
А. Да___ Б. Нет____ В, Для меня этот фактор не имеет никакого значения.
7. Приходилось ли вам испытывать недомогание из-за высокого уровня загазованности воздуха в городе ( головная боль, резь в глазах , кашель)
А.Постоянно ____ Б. Редко ___ В. Никогда ___.
8. Согласитесь ли вы поменять свой автомобиль на экологически чистый , не загрязняющий окружающую среду?
А. Да____ Б. Нет_______
Приложение 3.
Рекомендации :
Приложение № 4.
В период с 28.09.2020 по 10.10.2020 я провел опрос нескольких жителей аула, в ходе которого пытался выяснить интересующие меня ответы на следующие вопросы:
Результаты социологического опроса населения аула Верхний Барханчак:
1. Места наиболее замусоренные
улицы – 47%
дворы жилых дворов – 16%
остановки – 15%
школьная территория – 1%
места отдыха детей– 21%
2. Главная причина замусоривания
Недостаточное количество урн и контейнеров для мусора – 18%
Отсутствие четкой системы сбора и утилизации мусора – 25%
Низкий уровень культуры жителей аула – 57%
3. Кто больше всего мусорит?
Дошкольники и ученики младших классов – 30%
Подростки – 44%
Молодежь – 16%
Взрослые - 10%
4. Что бы вы выбросили на улице?
Пустую картонную коробку – 4%
Пустую банку или бутылку из-под сока, воды, пива и т.д. – 3%
Обертку от жевательной резинки – 19%
Прочитанную газету – 11%
Бумажный стаканчик – 3%
Шкурку от банана, апельсина и т.д.– 14%
Вообще ничего – 46%
Рисуем "Осенний дождь"
Рисуем пшеничное поле гуашью
Знакомимся с плотностью жидкостей
Ласточка. Корейская народная сказка
Рисуем кактусы акварелью