Исследование по теме:
«Влияние выбросов котельной на окружающую среду села».
Снежный покров – прекрасная возможность для исследования загрязнений природной среды нашей местности. Он обладает рядом свойств, делающих его удобным индикатором загрязнения не только самих атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха, а также последующего загрязнения воды и почвы.
Цель исследования: исследовать загрязненность снежного покрова на разных участках возле школы и жилого дома и выяснить возможные последствия твердых выбросов местной котельной на здоровье населения.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа. 3 место на муниципальной научно- практической конференции | 903.96 КБ |
муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
Родионовская средняя общеобразовательная школа
Бурейского района
Исследование по теме:
«Влияние выбросов котельной на окружающую среду села».
Автор работы:
Федоренко Анна Евгеньевна
4 класс
Руководитель работы:
Луханина Галина Владимировна
с. Родионовка, 2021 год
Оглавление
1. Результаты анкетирования…………………………………………...11
2. Серия опытов………………………………………………………….12
Актуальность
Зима – мое самое любимое время года, когда сбываются все заветные мечты, потому что каждой зимой мы встречаем Новый год. А ещё - приятно поваляться в сугробах или поиграть в снежки, покататься на санках с горки и на лыжах. Снег такой белый, пушистый, блестящий. И кажется, что ты попал в волшебную страну.
Но волшебная страна заканчивается, когда мы подходим к нашей школе. Дело в том, что на расстоянии ста метров от школы расположена местная котельная, которая работает на угле. Каждую зиму, когда ветер меняет свое направление, на нашу школу и расположенные рядом дома с неба сыпется все то, что выбрасывает котельная в атмосферу. И территория школы, и здание, и подоконники в классах покрываются слоем сажи. Еще ближе к котельной расположен жилой дом. На протяжении всей зимы над школой и домом висит смог. Я считаю, что это очень вредно для здоровья.
Я решила выяснить – на каком расстоянии от школы загрязнение снежного покрова сажей будет минимальным, а значит безопасным.
Снежный покров – прекрасная возможность для исследования загрязнений природной среды нашей местности. Он обладает рядом свойств, делающих его удобным индикатором загрязнения не только самих атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха, а также последующего загрязнения воды и почвы. Основным источником загрязнения воздуха и снежного покрова в зимнее время в нашей местности является котельная.
Данную тему я выбрала, потому что в настоящее время в современном мире остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. Состояние среды обитания человека сильно влияет на его здоровье и на другие живые организмы.
Цель исследования: исследовать загрязненность снежного покрова на разных участках возле школы и жилого дома и выяснить возможные последствия твердых выбросов местной котельной на здоровье населения.
Задачи:
Методы исследования: описательный, сравнительный, метод наблюдения, опытнический, анализ полученных результатов.
Практическая значимость: материалы работы можно использовать на классных часах, посвященных здоровому образу жизни, на уроках окружающего мира при изучении темы «Снег», для самостоятельного изучения.
Важную роль во всех природных процессах на Земле играет вода. Она является одним из важнейших компонентов жизнеобеспечения человека, непременным условием существования всего живого. Вода на Земле может находиться в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.
Вода всегда находится в воздухе в виде невидимого газа - водяного пара. При благоприятных условиях этот пар конденсируется в маленькие капельки воды или образует кристаллики льда, которые превращаются в облака, а затем в дождь или снег. Снег - это замёрзшая вода, так как снежинки состоят из маленьких кристалликов льда, и поскольку свет, отражающийся от их многочисленных граней, снежинки кажутся белыми, а не прозрачными. Снег образуется при замерзании водяного пара, содержащегося в атмосфере. В некоторых регионах снег бывает красным, зелёным, голубым. Причина - бактерии, грибки, пыль содержащиеся в воздухе. Снег плохо проводит тепло, так как между снежинками имеются большие промежутки воздуха. Это свойство используется человеком для сохранения озимых посевов. Снежный покров как одеялом покрывает землю, не давая траве и верхнему слою почвы вымерзнуть в зимнее время.
Снег является эффективным индикатором, позволяющий судить о загрязненности окружающей среды. Зимой это загрязнение больше, так как на полную мощность работают котельные, дым из их труб виден издалека. При этом загрязнение распространяется на очень большое расстояние от источника загрязнения, в зависимости от направления ветра. При таянии снега все эти вещества попадают в окружающую среду. Каждый из нас вдыхает огромное количество воздуха, с которым, в организм попадают и вредные вещества. Мы давно привыкли очищать или кипятить воду, которую пьем, но, к сожалению, не всегда задумываемся о воздухе, которым постоянно дышим.
2.3 Источники загрязнения биосферы
Источников загрязнения биосферы множество. Так, главными источниками загрязнения атмосферного воздуха в нашем селе являются:
Продуктом горения дров и угля является сажа, канцерогенные вещества и угарный газ.
Даже небольшие примеси угарного газа в воздухе вызывают тяжелые отравления. Наряду с загрязнением атмосферы происходит одновременно загрязнение поверхностных, грунтовых вод и почвы. Уровень загрязнения среды определяет экологическую безопасность. Вопрос экологической безопасности связан с основным правом человека – правом жить в чистой экологической среде.
В зависимости от источника загрязнения изменяется состав снегового покрова. Те примеси, которые оседают на поверхности снега, сохраняются в толще снега в течение холодного времени. С наступлением теплого периода, температура воздуха повышается, вода из твёрдого состояния переходит в жидкое. Часть токсичных веществ растворяется в воде и становятся менее ядовитыми, а те примеси, которые не взаимодействуют с водой оседают на поверхности почвы. С потоками воды данные вещества частично поступают в верхние слои почвы, а часть вымывается стоками и попадает в водоёмы и грунтовые воды. Таким образом, происходит загрязнение почвы тяжёлыми металлами и другими вредными выбросами. Из почвы по корневым системам загрязняющие вещества попадают в надземные части растений (частично накапливаются в тканях растений и грибов), которые употребляют в пищу травоядные животные. Хищники питаются травоядными организмами, тем самым получая свою долю токсичных веществ по пищевой цепи. Многие вещества накапливаются в организме, это может привести к постепенному отравлению и даже к летальному исходу живого организма, в том числе и человека.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что изучение снежного покрова может дать точную оценку экологического состояния данной территории.
3.Практическая часть.
Для взятия образцов снега мною были выбраны: площадка № 4 – непосредственно возле котельной, площадка № 3– территория возле школы (100 метров от котельной), площадка № 2 – стадион школы ( 200 метров от котельной), площадка № 1 – за территорией школы ( 300 метров от котельной)
3.1 Основные этапы работы
№ | Мероприятия | Сроки | Цель, результаты, выводы |
1.Подготовительный этап | |||
1.1 | Подготовка материалов и оборудования, подбор опытов. | 15 февраля | |
1.2 | Анкетирование жителей дома, расположенного рядом с кочегаркой (см. Приложение № 1) | 16 февраля | Выявить отношение жителей к данной проблеме. Выводы: жители понимают , что выбросы приносят вред их здоровью |
1.3 | Анализ источников, результатов анкет. | 17 февраля | Введение в проблему и выдвижение гипотез. |
2.Исследовательский этап. Исследование физических свойств снега и талой воды. | |||
2.1. | Наблюдение за снегом во время прогулки. | 18 февраля | Обратить внимание на цвет снежного покрова на различных участках. |
2.2 | Разбор фотографий, сделанных во время наблюдений за снегом № 1 № 2
№ 3 № 4 | 19 февраля | Сравнить внешний вид снега на разных участках. |
2.3. | Забор образцов снега с различных участков | 19 февраля | Провести исследование снега и определить зависимость внешнего вида снега от его местонахождения и жизнедеятельности человека. |
2.4 | Рассматривание снега на улице ( визуально) | 19 февраля | Результат: В снеге есть мелкий мусор, он более грязный в образцах, взятых у котельной и на территории школы, Вывод: ближе к источнику загрязнения - снег более грязный |
2.5 | Наблюдение за таянием снега в теплом помещении. | 19 февраля | Результат: снег тает быстрее на отопительной батарее, он темнеет, в нем есть мелкий мусор, частицы земли, песка, угля, сажи. Ощущается запах гари и дыма в образцах № 3,4. Вывод: Большая часть примесей оседает ближе к источнику загрязнения |
2.6 | Сравнение растаявшего снега и водопроводной воды. | 19 февраля | Результат: в талой воде есть мелкий мусор, частицы земли, песка. Вода у школы серого цвета, мутная; у котельной черная, грязная; водопроводная – прозрачная, чистая. Вывод: водопроводная вода чистая, прозрачная, а талая – грязная и мутная. |
2.7 | Очищение талой воды через фильтр. | 19 февраля | Результат: - в стаканчике с водой отсутствуют мелкие частицы и песок, но она не совсем прозрачная; - в талой воде есть частицы и песок, вода мутная. Вывод: профильтрованная вода чище, но не годится в пищу, ею можно поливать растения. |
2.8 | Рассматривание внешнего вида фильтра после фильтрации воды. | 19 февраля | Результат: на фильтре образцов № 3,4 есть песчинки грязи, песка, фильтр темный. Вывод: фильтр способен очистить воду, так как талая вода, проходя через фильтр, оставила более крупные частицы на ней, но вода остается мутной в образцах № 3,4. |
3.Обобщающий этап. | |||
3.1. | Рассматривание фотографий с опытами, сделанными дома. | 22 февраля | Вывод: талая вода, образовавшаяся из снега грязная и непригодна для человека, но можно использовать для полива цветов. |
3.2. | Решение экологических задач: «Почему снег на разных участках имеет разную степень загрязненности?», «Что мы можем сделать, чтобы снег был чище?» | 22 февраля | Найти экологически грамотное решение на основе самостоятельно полученных фактов. |
3.3. | Беседа «Осторожно, снег!» | 25 февраля | Привлечь к этой проблеме одноклассников, презентация результатов проекта. |
3.2 Анкетирование жителей по данной проблеме
В анкетировании «Котельная рядом- хорошо или плохо?» приняло участие 16 человек. Все опрошенные единогласно ответили, что им не нравится жить рядом с котельной, но поменять место жительства согласны только 10 человек. Все 16 человек знают о том, что выбросы наносят вред их здоровью.
Ожидаемые результаты.
4. Заключение.
В своей работе я исследовала степень загрязнения снежного покрова. Моя гипотеза подтвердилась частично. Исследования показали, что самый чистый снег оказался в образцах, взятых на расстоянии 300 метров от источника загрязнения. Снег белый, талая вода без запаха, бесцветна, в ней нет посторонних примесей. Самым грязным оказался снег в образцах, взятых на школьном дворе и рядом с котельной. Цвет снега серый, обусловлен пылью и сажей, ощущается запах, при отстаивании образуется осадок. Предположения, что котельная – один из основных видов загрязнителя снега, подтвердились.
Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы:
Снег – это часть нашего дома, в котором мы живём. Только от нас зависит, будет он белым и пушистым или же станет грязным и опасным. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что степень загрязненности снежного покрова напрямую зависит от состояния атмосферного воздуха. Поэтому необходимы переход на высококачественное топливо или электричество, установка очистительных сооружений и фильтров, контроль экологического состояния.
5.Список источников.
т. 3,4,5 – М., 1995.
С.Пб.: Печатный двор, 1994.- 108с.: ил.
Приложение № 1.
Анкетирование « Котельная рядом- хорошо или плохо?»
Вопросы.
Результаты.
Приложение № 2.
Образцы снега Водопроводная вода
Талая вода
Площадка № 1
Площадка № 2
Площадка № 3 Площадка № 4
Осадок примесей, содержащихся в пробе с площадки № 4
Для чего нужна астрономия?
Сказка "12 месяцев". История и современность
Мороз Иванович
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Две снежинки