В данной работе описывается создание красок своими руками из натуральных ингридиентов, изучается их достоинство и недостатки в работе.
Вложение | Размер |
---|---|
ya_issledovatel_baldanova_udivitelnye_kraski.docx | 67.95 КБ |
МБОУ «Иракиндинская средняя общеобразовательная школа»
Секция: «Естествознание»
Исследовательская работа на тему:
«Удивительные краски»
Выполнил: Балданова Елизавета
Учащаяся 1-го класса,
Руководитель: учитель
начальных классов
Бурдюг Галина Николаевна
п. Иракинда
2022г
Оглавление
Введение
1.Теоретическая часть. …………………………………………………………………...4-5стр
2.Практическая часть. …………………………………………………………………...5-6стр
2.1. Анкетирование, анализ анкет…………………………………………….........5стр
2. 2. Краски своими руками…………………………………………………………6стр
3. Заключение………………………………………………………………………………7стр
4.Литература.
5.Приложение. Анкета, презентация.
Введение. Я очень люблю рисовать. Мне нравится рисовать мелом, карандашами, красками. Когда я была совсем маленькой, то часто пробовала краски на вкус, хоть это запрещали мне делать взрослые. Когда я научилась читать, то прочитала на коробке с акварельными красками "Медовая акварель". Медовая - значит из меда? Эту краску можно есть? Почему же мама запрещала мне пробовать краски? Это очень заинтересовало меня, я решила узнать о красках подробнее, попробовать сделать краски в домашних условиях, используя мед.
Цель: узнать, из чего сделаны краски, изготовить краски самостоятельно.
Задачи:
- изучить историю появления красок;
- узнать, какими красками пользуются в современном мире;
- изготовить краски самостоятельно
- провести анкетирование;
- познакомить своих одноклассников с полученной информацией.
Гипотеза: в медовых красках, которые продаются в магазинах, помимо меда содержатся вредные вещества, краски, приготовленные дома из натуральных продуктов - безопасны.
Методы исследования:
1. Теоретические: поиск и изучение информации;
2. Практические: анкетирование, создание красок, выступление перед одноклассниками.
1.Теоретическая часть
1.1. История красок. Люди использовали краски всегда: для воздаяния почестей, устрашения врагов, придания красоты. История появления красок — это сама история человечества. Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром. Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые. Так же, для рисунков использовали мел, охру, угольки из костра. (Приложение 1)
В Древнем Египте для изготовления красок использовали известь, сок растений, жир животных. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений. Затем люди научились изготавливать специальные краски из растений. При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго (краситель из листьев растения индигофера). (Приложение 1). В Древней Руси синюю краску добывали из корня горца красильного, желтую - из корней щавеля конского, вишневую - из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи, голубая лазурь и киноварь, получаемые из меди. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранились псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет. (Приложение 1).
В Китае были изобретены акварельные краски. Эта краска предназначалась только для нанесения на бумагу. На другой поверхности она скатывалась. Помимо красящих веществ, в составе акварельных красок использовался сахар, мед, глицерин. Акварельные краски сегодня успешно используются в художественном искусстве. (Приложение 1).
В средние века появились изображения, выполненные масляными красками. Эти краски быстрого высыхают, очень стойкие. Основа подобных составов — растительные масла. Чтобы улучшить цветовую гамму, художники начали использовать технику лессировки. Она предполагает нанесение одного слоя за другим. Этот метод стал очень быстро популярным его используют художники и в наше время. (Приложение 1)
1.2. Современные краски. В современных красках помимо природных материалов, которые использовались в древности, присутствуют компоненты синтетического происхождения. Какими же красками пользуются люди в современном мире? Что является их основой? Основа всех красок - пигмент и связующее вещество. От того, на чем замешивают краски, и зависит получится она акварельной, гуашевой, масляной или темперной.
Темперные краски имеют в своем составе водорастворимую эмульсию. В традиционной иконописи – смесь желтка. В современном производстве используется казеин или ПВА (синтетическая поливинилацетатная смола). Темперные краски очень быстро сохнут, сильно изменяют цвет и тон, но прочнее темперных красок ничего нет. Это - живопись на века.
Масляные краски замешивают на сохнущих маслах (чаще всего, используя специально обработанное льняное масло), алкидных смолах и сиккативе (растворителе, позволяющем краске быстрее высыхать). Масляные краски появились в Европе в XV веке, но кто их изобрел - неизвестно, они не меняют цвет при высыхании, имеют насыщенные, яркие оттенки.
Самые популярные акварельные краски. Их замешивают на основе природного гуммиарабика - это такие смолы растительного происхождения, а в качестве пластификаторов используют мёд, глицерин или сахар. Потому и пишут на упаковках "Акварель медовая". Несмотря на всю безобидность состава, пробовать акварель не стоит: в состав входят и некоторые антисептики, в частности, фенол. При попадании в организм он может стать причиной отравления. В Европе эти краски появились в XII веке. (Приложение 3)
2.Практическая часть.
2.1. Анкетирование. Из чего сделаны современные краски, есть ли в них мед, можно ли краски сделать самостоятельно заинтересовала меня. Я решила узнать, что знают об этом учителя и учащиеся школы. Для этого я провела анкетирование. (Приложение 2). Результаты анкеты следующие: в анкетировании приняли участие 16 человек, из них - 6 человек ученики начальной школы и 7 человек – учащиеся среднего и старшего звена, 3-е учителей.
Вопросы | Варианты ответа | ||
да | нет | затрудняюсь ответить | |
1. Есть ли в современных акварельных красках мед? | 37% | 20% | 43% |
2. Можно медовые краски пробовать на вкус? | 45% | 20% | 35% |
3. Можно ли краски приготовить самостоятельно? | 28% | 35% | 37% |
Изучив результаты опроса, я пришла к выводу, что большинство ребят, считающие, что краски можно есть и нельзя приготовить самостоятельно - это ученики младших классов. Поэтому я решила рассказать об этом учащимся начальной школы.
2.2. Краски своими руками. Изучив различные источники информации, я поняла, что некоторые краски можно попробовать сделать дома из материалов которые легко найти - это мел, глина, мед, клей ПВА, сок ягод, корица, пищевые красители. Твердые материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент. Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Но т.к. меня интересовали именно медовые краски, я решила использовать только мед, пищевые красители из пасхального набора и корицу, потому что в наборе не было коричневой краски. Этапы создания красок:
1. Если мед густой, его необходимо растопить на водяной бане.
2. Мед разлить в стаканчики.
3. В стаканчики добавить пищевые красители, корицу (от количества зависит цвет краски).
4. Все хорошо перемешать и можно использовать.(Приложение 1).
3. Заключение.
В ходе данной исследовательской работы я узнала много интересного о красках, их составе и происхождении. Я пришла к следующим выводам;
Также, я рассказала об этом своим одноклассникам, показала им рисунки, которые выполнила своими краскми, предупредила, что краски купленные в магазине, пробовать нельзя - это опасно! В ходе исследования я узнала много интересного и нового, научилась делать "вкусные" краски, работать с анкетами. Поставленные цели и задачи достигнуты, гипотеза доказана.
4. Литература
1. Ресурсы сети Интернет.
2.Алексеева В. В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973.
3. Алексеев С. П. и др. Что такое? Кто такой? - М.: Педагогика – Пресс,1995 с. С. 328
4.Ликум А.А. «Все обо всем» - Популярная энциклопедия для детей. Филологическое общество «Слово». Москва 1994г с.525.
5. Дитрих А.В. «Почемучка» - Москва «Педагогика - Пресс», 1998 с.356.
6.Орлова Н. Г. Иконопись – М.: Белый город, 2004.
7.Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2.- М.: Аванта+, 2005.
Приложение №2. Анкета.
Вопросы | Варианты ответа | ||
да | нет | затрудняюсь ответить | |
1. Есть ли в современных акварельных красках мед? | 37% | 20% | 43% |
2. Можно медовые краски пробовать на вкус? | 45% | 20% | 35% |
3. Можно ли краски приготовить самостоятельно? | 28% | 35% | 37% |
Приложение №3
Кто грамотней?
Красочные картины Джастина Геффри
Притча о гвоздях
Осенняя паутина
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны