Победитель Всероссийской НПК , посвященной 60-летию БРХК "Хореографическое образование диалог времен"
Вложение | Размер |
---|---|
Прушенова Дарима НПК 2021 | 32.9 КБ |
prezentatsiya_prushenovoy_darimy.pptx | 1.22 МБ |
Министерство культуры Республики Бурятия
ГАПОУ «Бурятский республиканский хореографический колледж
им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева»
Исследовательская работа
ТЕМА:
«Вдохновение в семье из века в век»
Автор: Прушенова Дарима -
ученица 2/6 класса
Руководители:
преподаватель математики-
Очиртарова
Маргарита Анатольевна,
преподаватель
классического танца-
Данилова
Мария Батоевна
г.Улан-Удэ
2021 год
Содержание
Данилова Мария Батоевна». с.8-9
Введение
Тема моей исследовательской работы выбрана не случайно. Второй год я обучаюсь в Бурятском республиканском хореографическом колледже им. Л.П.Сахьяновой и П.Т. Абашеева. Один из моих любимых предметов –классический танец – преподает замечательный, чуткий педагог Данилова Мария Батоевна. Я узнала, что Мария Батоевна сама из творческой семьи, дочь известного и талантливого концертмейстера Хилтухиной Лиры Данриевны, работающей в нашем колледже с 1961 года. И я решила провести исследовательскую работу, посвященную изучению творческого пути представителей разных поколений одной семьи. Мне стало интересно понять, как передается любовь к искусству от поколения к поколению. Как сказал президент Российской Федерации В.В. Путин: «В российском обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю, традиции, объединяли бы время и поколения…»
Цель работы: на примере пути моего преподавателя Даниловой Марии Батоевны узнать, как образовалась творческая династия, и что влияет на то, как в одной семье люди разных поколений остаются верными Искусству.
Задачи:
- собрать материал о жизни и деятельности Даниловой М.Б.
-собрать материал о жизни и деятельности Хилтухиной Л.Д.
-проанализировать, обобщить имеющиеся материалы.
Методы исследования:
- встречи и интервью с преподавателями;
-систематизация материалов;
-анализ и интерпретация полученных данных;
-обобщение полученных данных.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что материалы моего исследования могут быть использованы на уроках и классных часах, чтобы учащиеся колледжа могли больше знать о педагогах, кроме того, материалы моей работы могут войти в сборник работ конференции моего учебного заведения.
Глава 1
«Истоки. О Лире Данриевне Хилтухиной»
«Льется музыка,музыка,музыка,
И вовек не устанет кружить,
Бесконечная, вечная, мудрая,
От которой так хочется жить.»
(Л.Дербенев)
О Лире Данриевне Хилтухиной можно говорить только с восхищением, это человек, который стоял у истоков хореографического училища с момента его открытия в 1961 году. Лира Данриевна Хилтухина – концертмейстер, заслуженный работник культуры Республики Бурятия, заслуженный работник культуры Республики Тува. Лира Данриевна родилась в г.Улан-Удэ. Ее отец – бурятский поэт и писатель Хилтухин Данри Данилович, мама Николаева Анна Петровна. Данри Данилович Хилтухин, уроженец с.Заглик Боханского района Усть-Ордынского автономного округа Иркутской области, занимался литературным творчеством с юношеских лет. Он окончил Иркутский государственный университет, работал в Высшей краевой колхозной школе г.Канска, в научно-исследовательском институте г.Иркутск. Был делегатом 1-го Всесоюзного съезда советских писателей в 1934 году. Его стихи получили всесоюзное признание. В 1936 году вышла первая книга стихов « Родина счастливых». В 1938 году он стал членом Союза писателей СССР. Фронтовой путь Д. Хилтухин прошел на Ленинградском фронте, где он продолжал заниматься творчеством. В 1943 году по Всесоюзному радио прочитали его стихотворение «Письмо матери», проникнутое верой в победу. С годами главной темой Д.Хилтухина стала военная тема. Совместно с А.Бальбуровым он написал повесть «Приказываю жить». В целом литературное наследие Д. Хилтухина составляет более 30 книг.
Таким образом, Лира Данриевна, единственная дочь поэта и писателя Д.Хилтухина, росла в творческой семье, училась в школе № 3 г.Улан-Удэ, одновременно училась в музыкальной школе по классу фортепиано. При этом она имела много других увлечений: теннис, волейбол, любила кататься на коньках. Но музыку она любила больше всего. Лира Данриевна вспоминает: « Музыка меня увлекла с 8-9 лет. В детские годы я восхищалась и вдохновлялась классическими композиторами: Чайковский, Глинка, Рахманинов, из зарубежных – Верди и Шопен». После окончания музыкальной школы в 1961 году Лира Данриевна поступила в музыкальное училище на отделение фортепиано. В тот же год открылось хореографическое училище, куда пригласили работать тогда еще студентку Лиру Данриевну. В 1965 году Лира Данриевна с отличием окончила музыкальное училище. На экзамены тогда приезжала комиссия, в составе которой были великие и знаменитые профессора из Ленинграда, Москвы. На протяжении 20 лет Лира Данриевна работала с Петром Тимофеевичем Абашеевым, работала с Ларисой Петровной Сахьяновой. Не может не вызывать восхищения тот факт, что Лира Данриевна – мама пятерых детей. Двое из них – Эржена и Мария- окончили хореографическое училище.
С любовью и уважением отзываются о Лире Данриевне коллеги. Например, концертмейстер хореографического колледжа Вашкевич Людмила Александровна рассказывает: «С Лирой Данриевной я работаю с 2015 года. Она всегда приходит на помощь в подборе музыкальных произведений для уроков классического танца, показывает примеры импровизации для определенных движений, прыжков, батман тандю и других. Лира Данриевна –великий мастер своего дела, хороший наставник, охотно делится своим педагогическим опытом, пользуется огромным уважением среди коллег».
На вопрос «Что помогает Вам тонко чувствовать музыку?», Лира Данриевна говорит: «Это природное, это профессиональное качество музыканта. Кто тонко чувствует танец, тот чувствует музыку, и будто ты танцуешь с ними вместе…».
Глава 2.
« Решающее влияние семьи. Мой учитель – Данилова Мария Батоевна».
Данилова Мария Батоевна родилась в многодетной семье из пятерых детей, самый младший ребенок. Училась в школе № 3, в детстве увлекалась рисованием, ей нравилось заниматься в кружке при школе, где дети выращивали в теплице растения. С 8-9 лет Марию Батоевну увлек балет. Она восхищалась Ларисой Сахьяновой, с которой работала ее мама Лира Данриевна. Старшая сестра Марии – Эржена уже окончила хореографическое училище, выступала в театре. Поэтому Мария Батоевна, выросшая в творческой семье, видя любовь мамы к музыке, старшей сестры – к балету, тоже пошла по стопам старших и всей душой навсегда полюбила мир искусства, мир балета. Мария Батоевна вспоминает: «Однажды, еще до поступления в училище, я заменяла одну девочку в танце, и мне очень понравилось. Но мои родственники не хотели, чтобы я поступала в училище, все-таки мир служения искусству – тернист и труден. Но я была непреклонна, я ведь уже почувствовала, что такое танец. И со слезами на глазах я отстояла свое мнение и поступила по зову сердца в хореографическое училище». После окончания училища Мария Батоевна стала работать в Бурятском театре оперы и балета. После чего уехала в Новосибирск, где она проработала в театре до конца театрального сезона, затем вернулась в г.Улан-Удэ, где проработала в театре оперы и балета на протяжении 10 лет. Затем Мария Батоевна работала в Калмыкии, и после чего вернулась в родной город, где приняла решение работать, как и Лира Данриевна, в хореографическом училище. Мария Батоевна является преподавателем классического танца, а также ведет репетиции. Сестра Марии Батоевны – Эржена, также работала в Новосибирске, долгое время танцевала на сцене Академического театра, сейчас трудится хореографом в школе искусств. На вопрос «Сложно ли работать преподавателем?» Мария Батоевна говорит, что, когда она видит своих танцующих учеников, это большая награда для нее. Ее слова: « Я вспоминаю себя, свой путь, который был непростым. И с опытом, вспоминая свои трудности, всегда стараюсь понять своих учеников».
Мария Батоевна, как и ее мама Лира Данриевна, пользуется уважением и признанием коллег. Например, так отзывается о ней Юлия Владимировна Ланина, преподаватель классического танца хореографического колледжа: «Всегда спокойная и уравновешенная, она с приветливой улыбкой входит в класс, начинает урок, воспитывает своим примером учеников. В меру строгая, обладающая большим тактом, она объясняет материал на уроках доступно и понятно. Я никогда не видела, чтобы она повышала голос на учеников. Ее любовь к своей профессии невольно передается ученикам, заражает их желанием учиться. Ведь настоящий Учитель не тот, кто только передает знания, а тот, кто формирует личность своего ученика. В классах, где преподает Мария Батоевна, всегда царит правильная эмоциональная и здоровая атмосфера. Марию Батоевну отличает высокое профессиональное мастерство, целеустремленность и кропотливый труд. Я очень рада и горжусь тем, что работаю рядом с таким профессионалом.»
Мария Батоевна считает, что решающее и огромное влияние на нее оказала ее семья, она всегда брала пример с мамы и сестры, находя вдохновение в семье.
Заключение
Подводя итоги своей исследовательской работы, считаю, что достигла поставленную цель и задачи, а именно узнала о жизненном и творческом пути семьи замечательных педагогов и профессионалов хореографического колледжа Хилтухиной Лиры Данриевны и Даниловой Марии Батоевны. Самое главное, на примере их семьи поняла, что такое преемственность поколений - это и историческая, и социальная, и природная взаимосвязь разных по возрасту поколений людей в одной семье. Это нить, которую нельзя разрывать, это важная связь между прошлым, настоящим и будущим. С помощью преемственности передаются от поколения к поколению семейные традиции, культурные и социальные ценности, и передается огромная Любовь к своему делу, к искусству. В чем секрет такой любви? Я думаю, что он кроется во Вдохновении – том самом состоянии, которое является неотъемлемой чертой творческой деятельности, характеризуется высокой производительностью труда, концентрацией сил человека, а может, даже, в чем-то это проявление дара высших сил. А источником постоянства вдохновения является семья.
Список литературы
Слайд 1
Исследовательская работа ТЕМА: «Вдохновение в семье из века в век» ГАПОУ «Бурятский республиканский хореографический колледж» и м Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева Автор: Прушенова Дарима, 2/6 класс Научные руководители: Очиртарова М.А. Данилова М.Б. г. Улан-Удэ 2021 г.Слайд 2
Цель работы: у знать, как в семье моего преподавателя Даниловой М.Б. образовалась творческая династия, и что влияет на то, как в одной семье люди разных поколений остаются верными Искусству
Слайд 4
Хилтухин Данри Данилович – б урятский поэт и писатель, Член Союза писателей СССР, Заслуженный работник культуры Бурятии. Одно из его известных п роизведений – повесть «Приказываю жить» (в соавторстве с А. Бальбуровым ) Литературное наследие составляет более 30 книг.
Слайд 5
Лира Данриевна Данилова ( Хилтухина ) родилась в г . Улан-Удэ, работает в БРХК им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева с 1961 г. Работала с П.Т. Абашеевым и Л.П. Сахьяновой в течении 20 с лишним лет.
Слайд 7
Мария Батоевна Даниловна – мой преподаватель классического танца, окончила хореографическое училище, имеет большой трудовой путь.
Слайд 8
На примере семьи Даниловых я поняла что такое преемственность поколений, с помощью которой передаются семейные, культурные традиции и огромная любовь к своему делу, к искусству. В чем секрет такой любви? Думаю ,ч то он кроется во Вдохновении. А источником постоянства Вдохновения является Семья.
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Осенняя паутина
Если хочется пить...
За еду птицы готовы собирать мусор
Сочные помидорки