Несказанно прекрасен мир устного народного творчества. Народные песни создавались в минуты душевного переживания. Они ярко и полно отражали природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывали об их праздниках и буднях. Несмотря на то, что организовываются фольклорные экспедиции, собираются и записываются народные песни, все же стоит большая проблема утери песен в связи с тем, что носители песен уносят их собой в другой мир. Цель работы сохранение наследия песенной культуры бурятского народа.
Вложение | Размер |
---|---|
ip_iz_sokrovishchnih_narodnyh_pesen._enebishieva_soelma.docx | 134.47 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ:
«Арадай дуунай абдарhaa.
Из сокровищниц народных песен»
Автор проекта: Энэбишиева Соёлма,
ученица 11 «А» класса
Руководитель проекта: Гомбожапова Сэсэгма Базарнимаевна,
учитель истории и обществознания
Улан-Удэ
2023
Паспорт проекта: «Арадай дуунай абдарhаа. Из сокровищниц народных песен»
1. Предметная область, в рамках которого разрабатывался проект: музыка, история, лингвистическое краеведение.
2. Тип проекта: практико-ориентированный, межпредметный, краткосрочный
3. Актуальность исследования: Многие народные песни слагались ещё в то далёкое от нас время, когда музыке никого не учили, когда не было музыкальных инструментов. В те времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на инструментах, которые придумали сами. В связи с низкой грамотностью среди населения и не знания нотной грамоты народные песни не записывались, а пелись по слуху, передаваясь от одного человека к другому, из поколения в поколение. И сейчас во всём мире записаны тысячи замечательных народных песен.
Несказанно прекрасен мир устного народного творчества. Народные песни создавались в минуты душевного переживания. Они ярко и полно отражали природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывали об их праздниках и буднях.
Несмотря на то, что организовываются фольклорные экспедиции, собираются и записываются народные песни, все же стоит большая проблема утери песен в связи с тем, что носители песен уносят их собой в другой мир.
3. Цель проекта:
4. Задачи проекта:
5. Предполагаемый продукт проекта: видеоролик на видеохостинге YouTube «Сбор и жанровый анализ народных песен Агинских бурят».
6.Основные этапы реализации проекта
№ | Название этапа | Содержание | Сроки |
1 | Подготовительный этап | Изучение теоретических аспектов понятия «Бурятская народная песня». | 1.12.2022.-6.12.2022 |
2 | Этап создания видеоролика | Сбор песенных видеоматериалов в селе Узон Забайкальского края. Создание видеоролика «Песенная культура села Узон Агинского Бурятского округа» | 24.12.2022 – 7.01.2023 |
3 | Заключительный этап | Презентация видеоролика на видеохостинге YouTube | 28.02.2023 |
7. Основное оборудование и ресурсы: видеокамера, программа InShot, ресурсы Интернета.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Бурятские народные песни и их классификация 4
1.1 Понятие народной песни и бурятской народной песни 4
1.2 Классификации и жанры бурятских народных песен 6
Глава 2. Сбор песенного материала в селе Узон Агинского бурятского округа и определение жанра собранных песен 13
2.1 Сбор песенного материала в селе Узон Агинского бурятского округа 13
2.2 Определение жанров собранных песен 17
2.3 Создание ролика и выпуск на YouTube 19
Заключение 20
Список использованных источников 21
Введение.
Актуальность исследования состоит в том, что фольклор бурятского народа уникален, самобытен и неповторим. Песенная культура жива, пока есть люди, исполняющие старинные фольклорные произведения народа. Есть угроза утраты народных песен, в случае если они не будут записаны у их носителей.
Цель проекта ориентирован на сохранение песенного наследия и состоит в том, чтобы песенное наследие (бурятские народные песни) не забывалось и оставалось актуальным.
Задачи проекта. Разобрать теоретические аспекты понятия «Бурятская народная песня» и ее классификацию. Собрать песенный материал, определить жанр собранных песен в селе Узон Агинского Бурятского округа Забайкальского края и презентовать видеоролик с народными песнями Агинских бурят на видеохостинге YouTube.
Значимость данного проекта состоит в том, что нужно возрождать песенную культуру бурятского народа так как народные песни теряют ценность в современное время.
Глава1. Бурятские народные песни и их классификация.
1.1. Понятие народной песни и бурятской народной песни.
Народная песня — музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.
Народная песня отражает характер народа, его традиции, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания и музыкального языка. В некоторых видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным фольклором, народным театром.
Бурятская народная песня представлена как исполнителями из Российской Федерации (Республика Бурятия, Агинский и Усть-Ордынский Бурятские округи), так и исполнителями бурятского происхождения из Монголии и Китая. Бурятская музыкальная культура формировалась в тесном контакте с музыкой других регионов - Центральной Азии, Сибири, Дальнего Востока - и генетически родственна музыке монголов, тувинцев, эвенков, калмыков и других представителей алтайской этноязыковой семьи. С древних времен пение и музицирование составляли важную часть народного быта бурят. Многие древние виды бурятской музыки связаны с охотничьей и скотоводческой практикой (игра на дудках-манках, заклинание овцематки), с обрядами поклонения тэнгри (небесным божествам) и духам предков, обрядами шаманизма. В традиционной музыке бурят преобладает сольное музицирование, часто с инструментальным сопровождением, распространены также и хоровые танцевальные композиции. Распространена традиция индивидуального песнетворчества по различным поводам (приветственные, величальные песни). Бурятские народные песни имеют куплетную форму. Бурятской музыкальной культуре свойственны локальные различия соответственно географическим и этническим зонам (предбайкальский регион – западные буряты, забайкальский регион - восточные буряты). Так, например, для восточно-бурятских песен характерны большой диапазон, широкие интервальные ходы, пентатоника (пентатоникой называется 5-ступенный звукоряд, не содержащий полутонов); а в западно-бурятских песнях преобладают ангемитоника (бесполутоновые лады разного ступенного состава, группирующихся в соответствии с двумя структурными разновидностями), их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики.
1.2.Классификации и жанры бурятских народных песен.
По форме исполнения народные песни бурят делятся на две большие группы: словесно-музыкальную и словесно-музыкально-кинетическую, т. е. на песни, которые исполняются вне движения, одним только голосом, и песни, исполняемые в сопровождении различных телодвижений. Эти две группы по форме бытования подразделяются на обрядовые и необрядовые классы. Анализ бурятских обрядов показывает, что для них обязательным элементом является обращение к тэнгриям (божествам), хозяевам местностей, духам предков. Обрядовые песни, сопровождающие открытие охотничьего сезона, свадебный обряд, любые семейно-бытовые обряды, магтаалы (восхваления), а также древние хороводные танцы «ехор» и «нэрьеэн» – все они предваряются или же непосредственно сами являются обращением к богам, в отличие от песен необрядовых.
Следующую ступень деления составляют виды произведений, объединенные функциональной ролью. В свою очередь каждый вид включает один или несколько различных жанров народных песен, отличных друг от друга формой исполнения, поэтикой.
Словесно-музыкальная группа класса обрядовых песен включает виды: культовые, календарно-производственные и семейно-бытовые песни. По особенностям исполнения и поэтике культовая песенная поэзия разделена на следующие жанры: шаманские песнопения, песни «ай дон» и песни «сэгээнзугаа», генетически восходящие к древним обрядам поклонения явлениям природы, тэнгриям. Основное содержание этих песен – призывание счастья и благополучия. Отличительной чертой данного вида является ритуальное брызганье специальными напитками (кумысом или молочной водкой) во время исполнения песен. Исполнение песен «ай дон» было связано с обрядностью культа плодородия, являясь обязательным компонентом обрядовой системы белого шаманства, и посвящалось верховному богу-громовержцу Айа. Песни «ай дон» отличаются от песен других жанров хоровым исполнением людьми старшего возраста. Начинал и вел песню запевала. Этот жанр имеет разные названия: «зэргын дуун» (песни ряда), «хаахиргаан дуун» (призывные песни), «yбгэдэй архиин дуун» (застольные песни стариков), «ай дон дуун» (песни ай дон).
Песни жанра «сэгээн дуун» являются остатками древнего обрядового песнопения, посвященного весенним празднествам родовых кумысных жертвоприношений. Эти песни исполнялись стариками, «которые, чинно сидя вокруг деревянного жбана, наполненного молочной водкой, вели между собой неторопливые и нескончаемые беседы, прерываемые исполнением песен «сэгээн дуун»
К ним примыкают застольные песни – «архиин дуун» (досл. – песни архи). Это старинные протяжные, обильно орнаментированные застольные песни, песни-величания. Поэтические тексты этих песен отличаются степенностью, глубиной идейного содержания, философскими раздумьями. В них воспеваются родные кочевья, окружающая природа, родственники и гости.
К культовым песням мы отнесли и религиозные песни ламаистского толка – «Буддын шажанай магтаал», так как они являются обращением к богам. В традиционных религиозных буддийских песнопениях основными темами были божества буддийского пантеона, дацаны, служители буддийского культа. Большинство традиционных религиозных буддийских песен представляют собой магтаалы – песни-прославления, или «хвалебные» песни, в которых бурханы, будды и бодисаттвы воспеваются в высокопарных выражениях, заимствованных из заученных молитв и богослужебных номов.
В календарно-производственные песни мы включаем древнейшие виды обрядовых песен, которые были связаны с охотничьим, скотоводческим, а позднее, земледельческим бытом бурят. Песни сопровождали исполнение обрядов, которые способствовали удачной охоте, размножению домашнего скота и плодородию.
Охотничьи песни («ангуушадай дуун») отражали мировоззрение патриархально-родового общества охотничьих племен. Они возникли на заре истории бурятского народа, когда охота на диких животных была основным занятием и важным источником существования древних бурят. Охотничьи песни первоначально были связаны с магией и заклинаниями. С переходом к полукочевому скотоводческому типу хозяйства у бурят сформировались специфические обряды, которые также не обходились без песен. Особый самобытный жанр устного народного творчества, связанный со скотоводческой деятельностью, составляет «тээгэ» – род песенного заклинания овцематки. Само слово «тээгэ» не имеет определенного смыслового значения. Исполняется заклинание исключительно женщинами, и лишь в тех случаях, когда овца не принимает своего новорожденного ягненка.
Летней порой проводится календарный обрядовый праздник – сурхарбан, устраиваемый после весенне-полевых работ, перед началом сенокоса. Национальный праздник включает три основных массовых состязания – борьбу, скачки и стрельбу из лука. Они издревле были обязательным компонентом жертвоприношений и молений на родовых культовых местах монголов и бурят. «Родовые шаманистические жертвоприношения («тайлган»), а позже ламаизированные обряды («обоо») завершались, как правило, состязаниями, играми и народным гуляньем». На них исполнялись песни-прославления сильнейшего борца, меткого стрелка и коня-победителя («соло дуудалга»). Прославления у добайкальских бурят исполняются напевно, тогда как у забайкальских – речитативно, в быстром темпе – скороговоркой.
Семейно-бытовые песни включают жанры, которые сопровождают обряды, сопутствующие жизни семьи от рождения человека до кончины: рождение ребенка («милаангууд»), обряд захоронения последа («тоонто тахиха»), обряд укладывания в люльку («ooбэйдэ оруулха»), свадебный обряд («тyрэ хурим»), похоронный обряд, на котором исполняли песни, называемые «шаналахын дуун» (досл. – скорбные, печальные песни).
В словесно-музыкальную группу класса необрядовых входят эпические, исторические и бытовые песни. К необрядовым песням относятся песни, которые не являются элементами каких-либо обрядов. К эпическому виду мы отнесли улигерные напевы («yльгэрэй аялганууд»), к виду бытовых песен – лирические песни «домог дуун». Вид исторических песен составили песни разных эпох и форм, объединенные историчностью своего содержания («тyyхын дуун»).
Улигерные напевы – наиболее древние виды музыкального творчества бурят. Прежде улигеры исполнялись напевно от начала до конца. В разных местах существовали свои особенности исполнения улигера, связанные с местными сказительскими школами. Исполнение улигера всегда предполагало верность предшествующей традиции и соблюдение точности в воспроизведении унаследованного текста.
Первые записи исторических песен были сделаны во второй половине ХIХ в. В них отразились наиболее важные и переломные моменты народной истории. На формирование исторических песен огромное воздействие оказали жанры исторической прозы – предания и устные рассказы, в основе которых лежат конкретные факты общественно-политической жизни народа. Реальные события, ставшие содержанием исторических песен, прошли поэтическую обработку в рамках фольклорных традиций. Образцы исторических песен представляют собой сочетание рассказа и песни. Прозаическая часть содержит описание основных этапов жизненного пути героя, а в песне передаются его душевное состояние, чувства. По времени создания и тематике исторические песни можно подразделить на следующие группы:
К бытовым лирическим песням, или так называемым «обычным песням», хори-буряты относят песни, которые по бурятской народной терминологии называются «домог дуун», «юрын дуун» (обычная песня), «богони дуун» (короткая песня). С древнейших времен и до настоящего времени они являются самыми многочисленными и широко распространенными песнями. Для песен этого типа характерны небольшие поэтические тексты, состоящие из двух-трех четверостиший.
Бытовые песни условно можно разделить на следующие тематические группы: семейная (о родителях и детях), интимная (о любви) и патриотическая (о родине) лирика. Тема семьи в бурятском песенном фольклоре вызвала рождение цикла песен-прославлений родителей. Образы родителей, их почитание и уважение нередко связывались с образами родной природы. Самыми распространенными лирическими песнями являются песни о любви, тематический диапазон которых весьма широк. Одна из любимых тем – тема родины. В каждом аймаке, селе есть песни о родной земле. Как правило, они географически конкретизированы, и в них воспеваются самые примечательные места края: величественные горы, прозрачные реки, широкие долины.
Словесно-музыкально-кинетическая группа разделена на классы обрядовых и необрядовых песен. К этой группе относятся песни, сопровождаемые какими-либо телодвижениями. Термином «кинетика» принято обозначать систему движенческой пластики как элемент многосоставного и многофункционального явления народного творчества. Обрядовые песни словесно-музыкально-кинетической группы составляют жанры хороводных песен – древний хоровод «нэрьелгэ» и круговой хороводный танец «ехор». Хороводные песни сопровождали обряды поклонения божествам и тэнгриям. К словесно-музыкально-кинетической группе относятся песни, сопровождающие танцы – «нааданай дуунууд»: «хурын наадан», «hойр наадан», «дэрбээшэн» и др.
Древний хори-бурятский обрядовый хоровод «нэрьелгэ» связан с культом огня, неба, бога-громовержца и свадебной обрядностью. Нэрьехэ – букв. – поднимать шум, греметь. Хороводные песни «hойр наадан», «хурын наадан», «дэрбээшэн» и др. связаны с бурятскими народными танцами и поются во время их исполнения. Все танцы в прошлом имели ритуальное значение. Для ранних стадий развития общества были характерны тотемические танцы – подражания птицам и животным, содержащие реалии скотоводческого быта и охотничьих промыслов.
В класс необрядовых песен словесно-музыкально-кинетической группы вошли игровые песни – «песни кольца» («Бэhэлигэй дуун» или «Оройдоhоной дуун»). Из всех жанров хори-бурятской народной песни наибольшего развития достигли именно протяжные песни, которые впоследствии были оформлены в целостный цикл под названием «Бэhэлигэй дуун» и стали бурятской национальной музыкально-поэтической классикой. «Есть глубокая органическая связь между песней и ее родиной». Именно в условиях дикой природы, необозримых степных просторов и некогда разобщенной жизни зародилась и сформировалась протяжная песня. «Песни кольца» имеют протяжные мелодии с широкой внутрислоговой распевностью. В отличие от обычных песен («домог дуун»), «песням кольца» свойственны устойчивые фиксированные напевы. Исполняются они обычно в медленном темпе, на широком дыхании. В «песнях кольца», как и во всех старинных хоринских песнях, припевы не встречаются.
Бурятские песни отличают лаконизм текста, сжатый поэтический текст. Постоянный стилистический прием – вертикальная аллитерация стиха. В ней – основа соединения стихов всей строфы, своего рода ключ к запоминанию. Бурятские лирические песни выработали традиционную поэтику, излюбленным приемом которой является психологический параллелизм. Его широкое применение обусловлено спецификой содержания – наличием, с одной стороны, образов символических из мира природы, с другой, – образов человеческих. В песнях, построенных по принципу параллелизма, всегда наблюдается закономерная последовательность: вначале дается природная, символическая картина, затем следует картина-образ из человеческой жизни. Причем первая, символическая, картина всегда выполняет функцию эмоционального вступления, способствует усилению выразительности второй «человеческой» картины, в которой раскрывается основное содержание, выражаются конкретные мысли и чувства героя.
Глава 2. Сбор песенного материала в селе Узон и определение жанра собранных песен.
2.1.Сбор песенного материала в селе Узон.
Чтобы собрать песенный материал, я обратилась к жителю села Узон Агинского бурятского округа, исполнителю бурятских народных песен, лауреата межрегионального конкурса необрядовых народных песен хори-бурят «Арадай абдарhаа», ветерану труда и обладателю многих наград и благодарственных писем от администрации села Узон и Дульдургинского района Саможаповой Буда-Ханде. Мне были предоставлены 7 народных песен из репертуара Саможаповой Буда-Ханды. Это песни: «Баяр баатар», «Уулын үндэр модондо», «Уулын харгы хоёрлоод байна», «Хазаараа ханхинаша хатарааша», «Утахан Ононой олтирогhoo», «Элеэ голой дуун», «Сэрэмпилай дуун».
«БаярБаатар»
Урда уулынгаа оройгоор,
Орожо ерэбэлши, Баяр Баатарнай,
Урда уулынгаа хүмэг хабшалhаа,
Оложо ерэбэлши үнэгэеэ.
Хойто хадынгаа оройгоор,
Харижа ерэбэлши, Баяр Баатарнай,
Хойто хадынгаа хүмэг хабшалhаа,
Барижа ерэбэлши халтар үнэгэеэ.
Баруун хадынгаа оройгоор,
Бусажа ерэбэлши, Баяр Баатарнай,
Баруун хадынгаа оройгоор,
Барижа ерэбэлши Баатар үнэгэеэ.
«Уулын үндэр модондо»
Хадын үндэр модондо,
Ханхинадаг ямар хүхы гээшэб!
Харалсаа, үзэлсоо бэшэхэн аад,
Ханилдаг ямар ёhо гээшэб!
Уулын үндэр модондо,
Уянгалдаг ямар хүхы гээшэб!
Уулзаа, харалсаа бэшэхэн аад,
Ушардаг ямар ёhо гээшэб!
Шэлын үндэр модондо
Шэнхинэдэг ямар хүхы гээшэб!
Шэгээ, харалсаа бэшэхэн аад,
Шэнэлдэг ямар ёhо гээшэб!
«Уулын харгы хоёрлоод байна»
Уулын харгы хоёрлоод байна,
Унагшаа аляа руунь табихам бэ.
Улаан зүрхэм хоёрлоод байна,
Ушараад аляантайнь ябахам бэ.
Хадын харгы хоёрлоод байна,
Хазаартаа аляа руунь табихам бэ.
Харахан зүрхэм хоёрлоод байна,
Ханилаад аляантайнь ябахам бэ.
«Хазаараа ханхинаша хатарааша»
Хазаараа ханхинаша хатарааша,
Хатарша хүринүүдэйм аляаниинь бэ?
Харахан зүрхыем байрашуулэн,
Ханилhан хоёройнь аляаниинь бэ?
«Хабтагай Ононой ольтирогhоо»
Хабтагай Ононой ольтирогhоо,
Хараасгайн ганганаан таhарнагүй.
Харахан зүрхэнэйм оёорhоо,
Ханилhан домоглоод hанагдана.
Утахан Ононой ольтирогhоо,
Уулиин ганганаан таhарнагүй.
Улаахан зүрхэнэйм оёорhоо,
Ушарhан домоглоод hанагдана.
«Элеэ гол тухайдуун»
Алтанхан хүриhэтэ дэлхэй дээрэ,
Аажамхан урдана даа Элеэ голнай.
Алагхан эреэн зүрхыем,
Амаруулан байгаа хүнэй ганса.
Хабтагай алтанхан дэлхэй дээрэ,
Харьялан урдана даа Элеэ голнай.
Харахан алаг зүрхыем,
Хүлэгүүлэн байгаа хүнэй ганса.
Сэлгеэхэн алтан дэлхэй дээрэ,
Сэнхирлэн урдана даа Элеэ голнай.
Сээжэхэн алаг зүрхыем,
Сэнгүүлэн байгаа хүнэй ганса.
«Сэрэмпилэй дуун»
Гэгээн сагаан нарамни,
Гэрэлтүүлжэ холоhоо харуулнаш.
Үндэр hайхан ууламни,
Үргэжэ дээрэhээ харуулнаш.
Эреэлэн шаралаан харагданхай,
Эхэхэн хонгор Хэжэнгэмги.
Энхэрэн дурдан гээгдэнхэй,
Эмгэн буурал эжымни.
Хорёодхон наhандаа гүлмэрдөөгүйб,
Холшорхон тэнэгтэй хулжаагүйб.
Хурсахан зоригоор харюусаалби,
Хоротон хондайсадтаа хорлогдоолби.
Баяд ноёдойнгоо барагдаал hаан,
Байсахан нютагтаа түбхинэхэл hэм.
Элдинхэн дайдамнай элбэгхэн даа,
Энээхэн бэеэым багтаахал даа.
2.2.Определение жанра собранных песен
Жанр бурятской народной песни | Песня |
«Соло дуудалга» - (песни прославления) | «Баярбаатар», «Хазаараа ханхинаша хатарааша» |
«Домог дуун» - (обычные песни) | «Уулын үндэр модондо», «Уулын харгы хоёрлоод байна», «Элеэ голой дуун» |
«Совеэд уеын дуун» - (исторические песни советского периода) | «Утахан Ононой олтирогhоо» |
«Урданай туухын дуун» - (ранние исторические песни) | «Сэрэмпилэй дуун» |
Исходя из содержания текста и описания песен Саможаповой Буда-Ханды, песню «Баяр Баатар» я отнесла к жанру «Соло дуудалга» - (песни прославления). Так как в песне упоминается охотник Баяр Баатар, в песне идёт восхваление охотника.
Песня «Хазаараа ханхинаша хатарааша» также относится к жанру «Соло дуудалга». В песне поётся о коне-рысаке, также в песне восславляют коня.
Песня «Уулын үндэр модондо» относится жанру «Домог дуун» - (обычные песни). В песне упоминается тема любви. Также упоминается тема любви в песне «Уулын харгы хоёрлоод байна». В песне рассказывается о переживаниях девушки, которая делает выбор между двумя юношами. Эти переживания она сравнивает с раздвоенной дорогой. В песне «Элеэ гол тухай дуун» раскрывается тема любви к родине, а точнее к реке Иля, которая находится в селе Узон.
К жанру «Совеэд уеындуун» - (исторические песни советского периода) относится песня «Утахан Ононой ольтирогhоо». В песне рассказываются переживаниях жён, мужья которых отправились защищать свою родину от немецких захватчиков.
К жанру «Урданай туухын дуун» - (ранние исторические песни) относится песня «Сэрэмпилэй дуун». В песне повествуется история о непростой жизни в рабстве. Таким образом, я определила жанр собранных народных песен
2.3 Создание ролика и выпуск на YouTube.
Мной также были собраны видеоматериалы. Семь вышеуказанных бурятских народных песен и описание к ним в исполнении Саможаповой Буда-Ханды. Эти видеоматериалы я обработала в приложении InShot и выпустила в своём канале на YouTube.
Заключение
Завершая исследовательскую работу, можно сделать следующие выводы. Народная песня - это душа народа, она объединяет людей, придает силы в трудную минуту жизни, улучшает настроение. Сегодня молодежь увлекается легким жанром. Как не потерять нашу родную песенную культуру? От кого зависит, чтобы народная песня не забывалась и исполнялась? Начать нужно с себя. Народная песня сохраняется и живёт в памяти и передается из уст в уста, это продукт коллективного устного творчества бурятского народа.
Бурятская песенное искусство– это живое творчество бурятского народа и, покуда оно будет жить, будет жить и наша богатая бурятская культура!
Библиографический список:
Список основных информантов:
Весёлые польки для детей
Муравьиная кухня
Лупленый бочок
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Бородино. М.Ю. Лермонтов