Снег - это не мороженое, и сосулька- не леденец. Так что же такое снег? Снег — это атмосферные осадки, состоящие из кристаллов льда. Талая вода впитывается в почву, участвует в корневом питании растений, а так же попадает в грунтовые воды. Выяснение чистоты снежного покрова территории школы и стала темой моего исследования.
Цель: исследование химического загрязнения снега и сосулек с крыши разными методами.
Задачи:
1. Выявление причин загрязнения снега.
2. Проведение исследования влияния талой воды снега и сосульки на прорастание растений.
3. Выявление наличия загрязнений и определение кислотности исследуемого снега и льда.
4. Анализ результатов опыта.
Объект исследования: химическое и механическое загрязнение снега и сосулек.
Предмет исследования: пробы снега и сосульки с крыши.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 24.55 КБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Новозыбкова»
Брянской области
243020 Брянская область, г. Новозыбков, ул. Бульварная, д.86
Контактный телефон: 8-48343-55711
E-mail: sch6nov@mail.ru
Российский национальный конкурс водных проектов
Зимнее лакомство детей. Что мы должны знать о снеге и сосульках
Выполнила работу: Титоренко Наталья Александровна, 27.06.2008 г.р., обучающаяся 8 «Б» класса МБОУ «СОШ №6 г. Новозыбкова»
Руководитель работы: Товстыко Наталья Николаевна, учитель химии МБОУ «СОШ №6 г. Новозыбкова»
Брянская область, г. Новозыбков, 2023 год
Содержание
Введение
«Жила-была на свете девочка, которая любила зимою на улице кушать снег и прозрачные сосульки облизывать. Часто ей мама повторяла, что нельзя этого делать, только не понятно было девочке – почему так? Почему нельзя снег кушать, когда это так вкусно, словно мороженое, которое зима повсюду разложила». С размышлениями героини «Сказки про девочку, которая любила кушать снег» Юлии Глебовой, согласно большинство детей.
Снег - это не мороженое, и сосулька- не леденец. Так что же такое снег? Снег — это атмосферные осадки, состоящие из кристаллов льда. Талая вода впитывается в почву, участвует в корневом питании растений, а так же попадает в грунтовые воды. Выяснение чистоты снежного покрова территории школы и стала темой моего исследования.
Цель: исследование химического загрязнения снега и сосулек с крыши разными методами.
Задачи:
1. Выявление причин загрязнения снега.
2. Проведение исследования влияния талой воды снега и сосульки на прорастание растений.
3. Выявление наличия загрязнений и определение кислотности исследуемого снега и льда.
4. Анализ результатов опыта.
Объект исследования: химическое и механическое загрязнение снега и сосулек.
Предмет исследования: пробы снега и сосульки с крыши.
Основная часть
Оценка загрязненности микрорайона школы
Часто после уроков можно наблюдать, что ученики нашей школы, идя домой, пробуют снег, отламывают сосульки от водопроводных труб, крыши, теплотрассы. Я решила опросить обучающихся на предмет того, как они относятся к «дарам атмосферных осадков». Обучающимся 2-х классов были предложены следующие вопросы:
1.Пробовали вы снег или сосульки с крыши?
2.Если пробовали, то что?
В опросе приняли участие 64 человека. Абсолютное большинство (48 учеников) ответили, что пробовали снег или сосульки. 36 опрошенных отметили, что ели и то, и другое (Приложение 1).
Оценка загрязненности микрорайона школы показала, что наше учебное учреждение располагается в районе частной застройки. С трех сторон от территории школы проходят автомобильные дороги по улицам Бульварной, Красногвардейской, Советской площади. На территории располагается котельная, использующая в качестве топлива природный газ. В шаговой доступности от школы действуют небольшие предприятия города: пекарня «Хлебный пир», макаронная фабрика «Макноф», предприятие по распилке лесоматериалов «ООО Рогнеда». Все вышеперечисленные факторы могут привести к накоплению в атмосфере вредных веществ, в том числе оксидов серы и азота.
Снег является одним из основных показателей загрязненности, так как:
1) Основу роста снежных кристаллов составляют частицы, попавшие в атмосферу, а это пыль, копоть, сажа.
2) Попадая на землю, сформированные снежинки захватывают дополнительные частички пыли и дыма, количество которых напрямую зависит от загрязненной атмосферы.
3) Достигая поверхности снега, в период между снегопадами, частицы пыли и копоти, достигают поверхности снега, образовывая прослойки грязно-серого цвета.
4) Оксиды серы и азота, растворяясь в атмосферной влаге, образуют растворы слабых кислот, которые выпадают на землю в виде кислотных дождей.
5) Сосульки образуются при нагревании крыши и таянии снега, который стекая , растворяет в себе все, что находится на поверхности кровли.
Можно предположить, что все вместе эти источники создают общее загрязнение снежного покрова. Весной, с талыми водами, эти вещества поступают в открытые и подземные водоёмы, загрязняя их.
Для исследования чистоты атмосферных осадков мной использовался метод биотестирования и химический эксперимент
Метод биологического эксперимента
В качестве растения – индикатора, в методе биологического эксперимента , я использовала семена горчицы салатной, всхожесть которой приближается к 100 %. Эксперимент длился 10 дней.
В конце декабря я растопила сосульку и снег, взятые на территории школы. В три подписанные пластиковые тарелки («водопроводная вода», «снег», «сосулька») я уложила хлопчатобумажные салфетки, обильно смоченные водой из разных проб, и сверху положили по 15 семян горчицы.
В ходе биологического эксперимента я наблюдала за количеством пророщенных семян, добавляла талую воду из разных проб по мере необходимости.
Всходы появились на четвертый день. На 6 день всходы начали появляться дружней. Всхожесть в пробах со снегом и сосулькой оказалась выше, чем в пробе с водопроводной водой. Проростки ровные, крепкие. Все результаты я занесла в таблицу.
Вывод: для прорастания семян более благоприятной оказалась талая вода (Приложение 2).
Метод химического эксперимента
Используя знания, полученные на уроках химии и изучив тематическую литературу, я провела опыты. Для этого мне понадобилась следующая химическая посуда: мерные стаканы, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, предметные стекла для выпаривания, пинцет, штатив; реагенты: вода (H2O), универсальный индикатор.
Опыт 1. Определение наличия механических загрязнителей.
Проведение опыта: приготовила бумажный фильтр, вставила его в воронку, закрепленную в кольце штатива. Подставила под воронку колбу и профильтровала талую воду сначала снега, потом сосульки. На фильтре заметны остатки грязи и мусора в пробе снега, меньше – в пробе сосульки. (Приложение 3)
Вывод: снег имеет больше механических включений, чем сосулька.
Опыт 2. Определение наличия сухого остатка.
Проведение опыта: несколько капель полученного фильтрата поместила на предметное стекло и над горелкой выпарила воду. В обоих случаях на стекле остается след.
Вывод: фильтраты снега и сосульки после выпаривания имеют сухой остаток- в талой воде имеются растворенные вещества.
Опыт 3. Определение прозрачности воды.
Проведение опыта: талую воду снега и сосульки наливаю в стеклянные плоскодонные стеклянные цилиндры диаметром 2,5 см и высотой 30 см. Для контроля использую дистиллированную воду. Поочередно устанавливаю цилиндры на печатный текст. Читаемость текста зависит от прозрачности воды, прозрачность воды, в свою очередь, зависит от наличия взвешенных частиц. По итогам опыта было выявлено, что текст читается при высоте водного столба в 30 см
Вывод: пробы талой воды снега и сосульки прозрачны.
Опыт 4. Определение интенсивности запаха
Проведение опыта: в колбу поочередно наливаю исследуемые пробы талой воды. Закрываю колбу. Встряхиваю, открываю колбу и оцениваю запах воды в баллах. Запах не был обнаружен.
Вывод: в пробах талой воды отсутствует ощутимый запах-интенсивность запаха 0 баллов.
Опыт 5. Определение кислотности среды
Проведение опыта: определяем с помощью универсального индикатора реакцию среды. Индикаторная бумажка незначительно меняет цвет, по цветовой диаграмме pH, определяем уровень pH в обеих пробах, он равен 6.
Вывод: талая вода снега и сосульки имеет нейтральную среду.
Заключение
Снежный покров и сосульки, образовавшиеся на территории школы, являются индикаторами загрязнения воды. Проведя несложные исследования, можно сделать вывод о чистоте атмосферного воздуха.
В ходе работы я выполнила все поставленные задачи:
1.Выявила причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы.
2. Провела биологический эксперимент с использованием семян горчицы.
3. Провела химический эксперимент, поставив опыты по выявлению механических и химических примесей в талой воде.
4. Провела опрос обучающихся начальной школы, заинтересовав их проблемой загрязнения снега, и, по итогу работы, провела разъяснительную беседу о том, почему нельзя есть снег и сосульки, даже если они, по внешним признакам чистые.
Выводы и рекомендации по итогам проделанной работы:
1. Проведя исследовательскую работу, можно сделать вывод, что экологическое состояние атмосферного воздуха и поверхностного слоя почвы в микрорайоне школы находится на хорошем уровне.
2. Показатели уровня pH талой воды находятся в диапазоне от 5,5 до 8, что говорит о нейтральности среды проб талой воды и отсутствия кислотных осадков.
3. На основании биотестирования можно сделать вывод, что всхожесть семян лучше, если их поливать талой, а не водопроводной водой. Этот вывод имеет для меня практическое значение: комнатные растения в снежный период года я буду поливать талой водой.
4.Мной не проводились опыты по обнаружению органических примесей в талой воде, наличия спор грибов, растений, бактерий, но и механические включения, обнаруженные в пробах талой воды, в виде сажи, дыма, пыли дают основания сказать, что чистого снега и сосулек, которые можно было бы съесть, не опасаясь заболеть, нет.
5.Для своевременного предотвращения вредных выбросов в атмосферу проводить экологический мониторинг окружающей среды.
6.Администрации школы рассмотреть возможность массового озеленения (хвойными и лиственными породами) территории школы, как основного природного очистителя атмосферы.
Список литературы
Шум и человек
Кто должен измениться?
Любимое яичко
Пчёлки на разведках
Снежная сказка