Данный исследовательский проект был выполнен для Муниципальной конференция юных экологов и биологов в 2023г.
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rab8_.docx | 214.45 КБ |
Управление системой образования
городского округа Луховицы Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Луховицкий лицей»
Адрес: 140500 Российская Федерация, Московская область, городской округ Луховицы, город Луховицы, переулок Учебный, строение 8.
Муниципальная конференция юных экологов и биологов.
Исследовательская работа
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПРЕСС - ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Над проектом работали: Лукьянова Лилия-8класс
(группа обучающихся 8 класса)
Руководитель проекта: Миненко Галина Михайловна,
учитель биологии высшей категории
Луховицы 2023
Оглавление
1. Введение........................................................................................................
2. Основная часть………………………………………………………………
3. Понятие "здоровье". Факторы, влияющие на здоровье..............................
4.Характеристика экспресс диагностических методов...................................
5.Результаты исследования................................................................................
6.Заключение..................................................................................................
7. Список Литературы .......................................................................
«Оценка состояния здоровья школьников посредством
экспресс-диагностических методов»
Введение
В наше время нет универсального критерия оценки здоровья. Поэтому в своей работе мы попытаемся найти наиболее простые и доступные способы определения здоровья (экспресс - диагностические методы оценки здоровья), которые значительно расширяют диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жизнедеятельности организма, предоставляют большие возможности для самооценивания физического здоровья.
Ожидаемые результаты: овладение обучающимися экспресс – диагностическими методами оценки здоровья, умение оценить состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.
Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья обучающихся, рекомендации школьникам по сохранению и укреплению.
Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше. Поэтому поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья: физического, психического и социального, созданию наиболее благоприятных условий по формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении своего успеха необходимо уделять значительное внимание. В наше время нет универсального критерия оценки здоровья, поэтому в своей работе я попыталась найти наиболее простые и доступные способы определения здоровья с помощью экспресс - диагностических методов оценки здоровья. Их преимущество – это ускоренная диагностика, основанная на нормативном подходе к оценке здоровья. Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.
Целью своей работы мы определили изучение наиболее доступных способов (экспресс - диагностических методов) оценки состояния здоровья, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.
Объект исследования – одноклассники и состояние их здоровья.
Предмет исследования- наиболее доступные способы определения состояния здоровья.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1.Проанализировать состояние здоровья учащихся нашего класса
2. Провести анкетирование учащихся с целью выяснения соблюдения правил здорового образа жизни.
3. Изучить, проанализировать и выбрать оптимальные способы (экспресс – диагностические методы) оценки здоровья учащихся.
4. Определить состояние здоровья учащихся посредством выбранных способов оценки.
5. На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для учащихся.
В процессе исследования использовались следующие методы: анкетирование, анализ литературы, объяснительно-иллюстративный метод, метод практических действий, индивидуальная и групповая работа.
Основная часть
Здоровье – это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (из Устава Всемирной организации здравоохранения, 1949). Всегда имеются объективные причины для того, чтобы в одной, а то и в двух-трех перечисленных сферах имелись какие-либо проблемы. По оценкам экспертов ВОЗ факторы, определяющие здоровье отдельного индивида и общества в целом, имеют следующее соотношение:
50 % и более – здоровье обусловлено образом жизни; на 20-25 % - состоянием внешней среды; на 20 % генетическими факторами; на 8-10 % - состоянием здравоохранения.
Как мы видим, основная роль в поддержании здоровья отводится здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепления здоровья и творческого долголетия. Потому и необходимо с раннего возраста формировать у себя привычки, которые способствуют укреплению здоровья, надо добиваться , чтобы они стали неотъемлемой частью нашей жизни и не вызывали никакого эмоционального дискомфорта.
В течение жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Все факторы можно сгруппировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения (здравоохранение – система общественных и государственных социально – экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения) несколько лет назад.
В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживают четыре фактора:
1.Гиподинамия (недостаток движения);
2.Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);
3.Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);
4.Экология.
Формирование здоровья должно стать одной из важнейших целей каждого человека. В школе должен быть заложен фундамент здоровья каждого ученика и для этого научить его создавать внутренние резервы жизнедеятельности, жизнеспособности, накапливать и разумно расходовать их независимо от состояния окружающей среды. Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом. Овладение экспресс - диагностическими методами позволяет достаточно объективно оценить состояние своего здоровья.
Экспресс - диагностические методы
Для оценки состояния здоровья из всего многообразия существующих диагностических методов я выбрала наиболее простые в использовании, не требующие специальной медицинской подготовки, специального оборудования и много времени.
Для определения состояния системы дыхания применялся экспресс – метод – проба Штанге. Испытуемые делали полный вдох и задерживали дыхание как можно дольше. Критерии: норма – не менее 40 с. Отличный показатель – 1 мин и более.
Для определения уровня физического развития применялась формула оценки веса – показатель Поля Брока и весо– ростовой показатель.
Показатель Поля Брока – наиболее простой метод определения оптимального веса. Нормальный вес (кг) вычисляется по формуле: вес(кг) = росту (см) – 100 (при росте до 165 см); вес(кг) = росту (см) – 105 (при росте 160 - 175 см); вес(кг) = росту (см) – 110 (при росте свыше 176 см). Отклонения от нормы указывают на избыточный или недостаточный вес. Весо – ростовой индекс – количество граммов веса (массы) которое приходится на каждый сантиметр роста: Показатель = Вес (гр) : на рост (см) . Показатель менее 300 г для учащихся 16-17 лет (испытуемая категория) указывает на недостаточный вес, а показатель больше 400 г – на избыточный вес.
Для определения пропорциональности (гармоничности) конституции тела применялся Индекс Эрисмана. Он заключается в сопоставлении роста с величиной окружности грудной клетки (широкая или узкая грудная клетка). Индекс Эрисмана равен величине окружности грудной клетки (см) минус половина величины роста стоя (см). В спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста.
Для определения упитанности использовался индекс пропорциональности роста и массы тела. Он рассчитывался по формуле: К= масса тела (кг): длина тела (см) х100. Критерии: индекс К -35-24 – истощение; менее 37 – достаточная упитанность; более 40 – повышенная упитанность; 45-54 – ожирение.
Для определения телосложения применялся индекс пропорциональности роста и обхвата грудной клетки (Показатель Пинье), который определяется по формуле: рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см). Критерии: 10 и менее – крепкое телосложение; 20 – хорошее; 20-25 – среднее; 25-35 – слабое; 35 и более – очень слабое.
Результаты исследования
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс - диагностические способы оценки здоровья. Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья обучающихся нашей целевой группы по медицинским показаниям и уровень физической подготовленности по результатам тестирования.. На втором этапе исследования провели анкетирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования. На третьем этапе оформили результаты исследования.
Исследование проводилось начиная со второго полугодия этого учебного года. С учащимися было проведено анкетирование с целью выяснения насколько учащиеся придерживаются здорового образа жизни. Как видно из ответов ребят, вредных привычек большинство не имеют, режим дня соблюдают 50% учащихся, правильно питаются 42%, 58% ребят занимаются спортом. Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что необходимо провести экспресс обследование . И вот какие получились результаты !
Результаты состояния сердечно-сосудистой системы (проба по ЧСС)
№ | ЧСС в состоянии покоя | Кол-во (чел)-28 | % |
1 | Хорошо(реже 70 уд/мин) | 18 | 64% |
2 | Удов-но(от 70 до 80 уд/мин) | 5 | 18% |
3 | Плохо(выше 80 уд/мин) | 5 | 18% |
Анализ полученных данных показал, что показатели состояния сердечно - сосудистой системы испытуемых достаточно низкие. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя у 18 (64 %) испытуемых из 18 выше 80 уд./мин, что говорит о нарушениях в работе сердечно-сосудистой системе. Пять человек (18%) имеют удовлетворительный результат(от 70 до 80 уд/мин). У пяти учащихся (18%) показатель – хорошо (реже 70 уд./мин).
Результаты состояния дыхательной системы (проба Штанге)
№ | Показатель задержки дыхания (с) | Количество (чел)-28 | В % |
1. | Отлично (1 мин и более) | 15 | 53% |
2. | Норма (не менее 40 с) | 6 | 21% |
3. | Ниже нормы (менее 40 с) | 7 | 25% |
Состояние дыхательной системы у основной массы испытуемых удовлетворительное: задержка дыхания соответствует норме у 6 (21 %) человек; ниже нормы – у 7 (25 %) учащихся, 15 (53 %) учеников имеют отличные показатели.
Результаты оценки веса (показатель Поля Брока)
№ | Показатель | Количество (чел)-28 | В % |
1. | Норма | 20 | 71% |
2. | Выше нормы | 2 | 7% |
3. | Ниже нормы | 6 | 21% |
Нормальный вес имеют 20(71 %) человека; вес выше нормы – у 2 (7 %) человек; ниже нормы – у 6 (21 %) учащихся.
Весо-ростовой показатель
№ | Показатель | Количество (чел)-28 | В % |
1. | Норма | 20 | 71% |
2. | Избыточный вес | 2 | 7% |
3. | Недостаточный вес | 6 | 21% |
По результатам более точного весо - ростового показателя выявлен избыточный вес у 2 (7%) испытуемых , 20 человек имеют нормальный вес (71%), 6 (21%) человек имеют вес ниже нормы.
Определения пропорциональности (гармоничности) конституции тела применялся Индекс Эрисмана.
№ | Показатель | Количество (чел)28 | В % отношении |
1. | Выше нормы | 15 | 53 % |
2. | норма | 10 | 36 % |
4. | Ниже нормы | 3 | 11% |
Нормальная конституция тела у 10 (36 %) учащегося; выше нормы – 15 (53%); ниже нормы – 3 (11 %) учащихся.
Индекс массы тела (индекс Кетле)
№ | Показатель | Количество (чел)-28 | В % |
1. | Норма | 20 | 71% |
2. | Ниже нормы | 6 | 21% |
3. | Ожирение 1-й степени | 2 | 7% |
По индексу массы тела (индекс Кетле) вес ниже нормы имеют 6 (21 %) человек; нормальный вес – 20 (71 %); ожирение 1-й степени – 2 (7%)человека
Индекс пропорциональности роста (длины тела) и массы
№ | Показатель | Количество (чел)-28 | В % |
1. | Истощение | 6 | 21% |
2. | Достаточная упитанность | 20 | 71% |
3. | Ожирение | 2 | 7% |
Индекс пропорциональности роста и массы тела показал, что у 6 (21 %) испытуемых – истощение, у 10(71%)– достаточная упитанность; и у 2 (7 %)– ожирение.
Индекс пропорциональности роста (длины тела) и обхвата грудной клетки (показатель Пинье)
№ | Показатель | Количество (чел)-28 | В % отношении |
1. | Крепкое телосложение | 7 | 25 % |
2. | Хорошее телосложение | 8 | 28 % |
3. | Среднее телосложение | 10 | 36 % |
4. | Слабое телосложение | 3 | 11% |
Крепкое телосложение имеют 7(25 %) учащихся; хорошее – 8(28 %); среднее – 10 (36 %); слабое – 3 (11 %).
Полученные результаты позволяют сделать вывод: уровень физического развития испытуемых в норме; состояние сердечно -сосудистой и дыхательной систем удовлетворительное.
Выводы:
В результате исследования было выявлено, что из 28 обучающихся нет ни одного практически здорового человека, показатели которого соответствовали бы общепринятым нормам в оценке здоровья:
ЧСС выше нормы – 6 человека( 21 %);
Показатели состояния дыхательной системы ниже нормы – у 10 человек (36 %);
Вес выше нормы – у 4 человек (14 %) учащихся; ниже нормы – у 6 человек (21 %). Индекс массы тела ниже нормы – у 8 человек (29 %); ожирение – у 2 человек (7 %);
Индекс пропорциональности роста и массы тела: повышенная упитанность – у 3 человек (10%);
Индекс пропорциональности роста и обхвата грудной клетки: слабое телосложение – у 3 человек (11 %) учащихся;
Овладение экспресс – диагностическими методами позволяет объективно оценить состояние своего здоровья и внести коррективы в свой образ жизни (избавиться от вредных привычек, рационально питаться, соблюдать режим дня, заниматься физической культурой и спортом и т.д.).
Использование экспресс методов повышают интерес учащихся к состоянию своего здоровья, мотивирует их на его сохранение и укрепление.
Рекомендации для учащихся.
Для сохранения здоровья необходимо следить за его состоянием, регулярно проходить медицинские осмотры.
Для укрепления здоровья следует вести здоровый образ жизни.
Отказаться от вредных привычек.
Соблюдать режим дня и режим питания.
Знать, что такое ЗОЖ,- это одно, а вести его- совсем другое.
В результате мы разработала брошюру "Я и мое здоровье", где собраны и описаны экспресс- диагностические методы определения состояния здоровья и рекомендации. Распространили ее среди обучающихся нашей школы,друзей знакомых.
Заключение
В сохранении и укреплении здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Для этого крайне необходимо уметь его оценивать. Точность самооценки здоровья зависит от знаний:
строения человеческого организма и особенностей его функционирования;
наиболее слабых мест своего организма, в первую очередь, подверженных заболеваниям;
о перенесенных заболеваниях, прививках, показателях кровяного давления, группе крови, норме веса, лекарствах, которые вам противопоказаны;
наиболее опасных для вас факторов риска;
своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;
о своем телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи определенным типам телосложения.
Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом.
Здоровье- формирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволяющей человеку находить собственные пути укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни на базе сформированной культуры здоровья.
Используемая литература
Интернетресурсы:
1.https://school-science.ru/2/1/30414
2.https://urok.1sept.ru/articles/566148
3.Анисимов В.В. Экспресс – диагностические методы оценки здоровья /ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 7 (157), июль 2009, 8-13 с. В данной статье описаны различные функциональные пробы для определения состояния систем организма.
4.Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф.Базарный.- М.:Аркти,2005. В работе описаны способы контроля за состоянием здоровья в домашних условиях и в школе.
5.Залыгин В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 1 (163), январь 2010, 41-43 с. Автор сравнивает модели, отражающие определения здоровья в медицине и валеологии.
6.Лисицкая Т.С. Что такое ЗОЖ. Привести себя в норму./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 3/2007, 50-52 с. В данной статье автор дает советы, как привести свою физическую форму в хорошее состояние с помощью физических упражнений.
БРОШЮРА
"Я и мое здоровье"
Экспресс - диагностические методы
Для оценки состояния здоровья из всего многообразия существующих диагностических методов есть наиболее простые в использовании, не требующие специальной медицинской подготовки, специального оборудования и много времени.
1.Для определения состояния системы дыхания.
Применялся экспресс – метод – проба Штанге. Испытуемые делают полный вдох и задерживали дыхание как можно дольше. Критерии: норма – не менее 40 с. Отличный показатель – 1 мин и более.
2. Для определения уровня физического развития.
Применяется формула оценки веса – показатель Поля Брока и весо– ростовой показатель. Показатель Поля Брока – наиболее простой метод определения оптимального веса. Нормальный вес (кг) вычисляется по формуле: вес(кг) = росту (см) – 100 (при росте до 165 см); вес(кг) = росту (см) – 105 (при росте 160 - 175 см); вес(кг) = росту (см) – 110 (при росте свыше 176 см). Отклонения от нормы указывают на избыточный или недостаточный вес. Весо – ростовой индекс – количество граммов веса (массы) которое приходится на каждый сантиметр роста: Показатель = Вес (гр) : на рост (см) . Показатель менее 300 г для учащихся 15-16 лет (испытуемая категория) указывает на недостаточный вес, а показатель больше 400 г – на избыточный вес.
3. Для определения пропорциональности (гармоничности) конституции тела.
Применяется Индекс Эрисмана. Он заключается в сопоставлении роста с величиной окружности грудной клетки (широкая или узкая грудная клетка). Индекс Эрисмана равен величине окружности грудной клетки (см) минус половина величины роста стоя (см). В спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста.
4.Для определения упитанности использовался индекс пропорциональности роста и массы тела.
Он рассчитывался по формуле: К= масса тела (кг): длина тела (см) х100. Критерии: индекс К -35-24 – истощение; менее 37 – достаточная упитанность; более 40 – повышенная упитанность; 45-54 – ожирение.
5.Для определения телосложения применялся индекс пропорциональности роста и обхвата грудной клетки (Показатель Пинье), который определяется по формуле: рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см). Критерии: 10 и менее – крепкое телосложение; 20 – хорошее; 20-25 – среднее; 25-35 – слабое; 35 и более – очень слабое.
Рекомендации для учащихся.
Для сохранения здоровья необходимо следить за его состоянием, регулярно проходить медицинские осмотры.
Для укрепления здоровья следует вести здоровый образ жизни.
Отказаться от вредных привычек.
Соблюдать режим дня и режим питания.
Знать, что такое ЗОЖ,- это одно, а вести его- совсем другое.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
Наводнение
Мастер-класс "Корзиночка"
Рисуем домики зимой
Осенняя паутина
Золотая хохлома