История восстановления Николо-Иннокентьевского Храма г. Иркутска. В специальном выпуске будут размещены сочинения учеников школ г. Иркутска на тему : "Хрм моей души". Редактор выпуска Бритулина Е. Ю.
Вложение | Размер |
---|---|
o_hrame.docx | 20.88 КБ |
История открытия Николо-Иннокентьевского храма
Глазковское предместье с давних времен состояло из двух деревень Могилева и Глазкова, получивших свое название от основателей этих поселений – казаков Могилёва и Глазкова. Эти населенные пункты разрастались и постепенно слились, образовав Глазковское предместье, которое к середине ХIХ в. насчитывало до 60 дворов. Глазковское население было приписаны к Троицкой церкви, которая находилась на противоположном берегу реки Ангары. Через реку в то время ходил паром. В зимний период жители Глазково ходили в Троицкую церковь по льду, а в осенний и весенний периоды глазковские прихожане не могли посещать храм.
Иркутский купец второй гильдии Яков Степанович Малков, бывший в то время старостой Троицкой церкви, решил помочь глазковцам и за свой счет купил землю в центре предместья. 14 ноября 1857 года жителями предместья Глазково было направлено «покорнейшее прошение» на имя епископа Иркутского и Нерчинского Евсевия с просьбой о построении на этом месте церкви и кладбища. Отправленное прошение было рассмотрено на заседании Духовной Консистории и протоколом от 8 декабря 1857 года было разрешено строительство церкви во имя Святителей и Чудотворцев Николая архиепископа Мирликийского и Иннокентия I епископа Иркутского, с условием, чтобы она была каменная. 27 апреля (10 мая – по новому стилю) 1858 года состоялась закладка Николо-Иннокентьевской церкви. В целях экономии решили колокольню сделать из дерева и оштукатурить, а сам храм построить каменным. Закончено строительство церкви 18 сентября 1859 года. Храм был построен в стиле классицизма. Освящение храма состоялось 20 сентября 1859 года преосвященным Евсевием. Сооружение и обустройство храма обошлись примерно в 10 тысяч рублей серебром, которые пожертвовал Яков Степанович; на богослужебные книги, ризницу и другие нужды от благотворителей поступило ещё около 2 тысяч руб. Кроме постройки храма Малковым был выстроен дом для священника. За ревностное служение церковный староста Я.С. Малков был награжден Иркутской духовной консисторией похвальным листом и серебряной медалью, на Анненской ленте «За усердие».
Два года после освящения Николо-Иннокентьевский храм оставался приписным к Троицкой церкви, т.е. не имел своего собственного причта, а богослужение совершалось в нём только по праздникам приходящим священником из Троицкой церкви. В 1861 году на Николо-Иннокентьевский приход был назначен 60-летний отец Иаков (Яков Данилович Понамаревский) – первый настоятель церкви.
Увеличивающееся количество населения в приходе и соответственно увеличение исполнения всевозможных треб диктовали необходимость расширения храма. В 1863 г. началась пристройка к храму придела. 26 апреля 1866 года состоялось освящение нового предала, названного в честь Успения Божией Матери.
С сентября 1866 по май 1872 года в храме служил выпускник Иркутской духовной семинарии отец Константин (Литвинцев).
27 мая 1872 года прихожане принимали нового духовного отца Иоанна (Стукова), посвятившего более 20 лет служению в этом храме. 25 февраля 1894 года на 45 году своей жизни отец Иоанн скончался. На место умершего священника 20 марта прибыл новый – отец Иоанн (Иван Иванович Титов) с семейством, служивший до этого при Удинской Троицкой церкви. Отец Иоанн принимал деятельное участие во всех сферах жизни Глазковского предместья.
В 1890 году старостой храма Василием Дмитриевичем Могилевым был построен новый дом для священника, который сохранился до наших дней, (в 1997 г. там был устроен и начал возрождаться Николо-Иннокентьевский храм, ныне в этом доме располагается воскресная школа).
1898 год стал переломным для Сибири – началось железнодорожное движение по Транссибирской железной дороге и маленькая Николо-Иннокентьевская церковь оказалась в гуще события. Прямо к подножию Николо-Иннокентьевского храма была проведена железная дорога, именно священнослужители храма встречали и освящали первый поезд, прибывший в Иркутск. 16 августа от него был совершен крестный ход к вокзалу, на перроне было совершено молебствие святителям Николаю и Иннокентию, которое служил архиепископ Иркутский Тихон вместе с другим высшим духовенством и причтом Николо-Иннокентьевской церкви. По окончанию молебна происходила торжественная встреча первого поезда, окропленного архипастырем святою водой. С тех пор церковь становится верной «хранительницей» железной дороги. Отъезжающие в дальние края люди могли зайти в храм, поставить свечу и спокойно помолиться за спасение души и безопасную дорогу.
Помимо жителей Глазково к приходу храма относились жители деревень Максимовщина, Медведево и Кузьмиха, позже были присоединены жители Смоленщины, Мельниково, Акинского, Баклашей, Мот, Урика. В 1906 году состав прихода ещё более увеличился за счет вхождения в него поселка Порт-Артур. В результате присоединения Порт-Артура приход в 1907 году насчитывал 844 двора при населении 5568 человек. Этим объяснялось введение в церкви второго штата – священника и псаломщика. Указом Синода от 28 октября 1909 года в Глазковскую церковь назначен второй священник – отец Прокопий (Георгиев) и второй псаломщик. В 1910 году Николо-Иннокентьевский приход составлял более 1500 человек.
Отцом Иоанном была открыта в феврале 1912 года первая церковно-приходская школа, в которой он являлся заведующим. Школа была основана «в честь Святителя Николая». А также при Николо-Иннокентьевском храме действовала библиотека, которой могли пользоваться прихожане.
При церкви находилось кладбище, на котором похоронены благотворители храма, священники и многие другие. Данные о похороненных на местном церковном кладбище имеются только в Российском государственном историческом архиве и вот имена похороненных на нём по данным на 1909 год:
Также по данным летописи Н. С. Романова, в июле 1887 г. в ограде церкви был похоронен Н. Г. Тюменцев – редактор газеты «Сибирь». Их останки и доныне покоятся на своих местах.
Началась Октябрьская революция 1917 года, а затем гражданская война. Из воспоминаний прихожанка Михайло-Архангельского храма Анны Васильевной Бутаевой: «Царя убили, а народ не возмущался, нет…, батюшек убивали, закрывали храмы… Когда безбожники стали взрывать Казанский собор, верующие бросились защищать. Настоящая битва была, люди плакали, кричали, на коленях ползали, умоляя… Взорвали, колокол-то упал, да 23 человека задавил. Вот как истинно-то веруют. Я пела на клиросе в Николо-Иннокентьевском храме и помню, при нас расстреляли батюшку Алексия за то, что разрешил семёновцам поставить пулемёт на колокольню». Скорее всего, здесь Анна Васильевна имеет в виду Алексия Шергина – дьакона, т.к. среди священников такого имени нет.
После установления Советской власти в церковных делах наступил разброд и шатание. Часть иркутских церквей, стремясь приспособиться к изменившимся после революции условиям, стала примыкать к обновленческому движению, провозгласила своим принципом лояльность по отношению к Советскому государству, отреклась от деятельности православного руководства во главе с патриархом Тихоном. Не такой оказалась община Николо-Иннокентьевского храма, ставшая оплотом традиционной Русской православной церкви в Иркутске. В настоящее время трудно сказать, почему отдаленный иркутский храм взял на себя объединительные функции Православной церкви в Иркутске – документы об этом умалчивают, а очевидцев уже не найти. Но с начала 1920-х гг. и на протяжении нескольких лет в Николо-Иннокентьевской церкви проходили многочисленные общегородские собрания православных верующих, рьяно выступающих за сохранение православия, против обновленцев.
В 1928 году на собрании общины впервые было признано необходимым произвести ремонт внутри храма и исправить тротуары у церкви, но осуществить этого не удалось. В 1933 году на основании постановления Президиума Иркутского горсовета от 28 августа 1933 года в Иркутске повально стали снимать колокола со всех церквей, а 10 сентября с Николо-Иннокентьевского храма были сняты колокола и увезены на базу металлолома. Церковь к этому времени практически бездействовала – не было священнослужителей, здание её все больше и больше приходило в упадок. Окончательным финалом жизни храма стал акт от 25 апреля 1934 года о приемке культового имущества и здания Николо-Иннокентьевской церкви. Со временем у храма снесли колокольню, купола, сделали общую железную крышу, внутри всё перестроили и в 1950-е годы открыли кинотеатр «Заря», который просуществовал до открытия кинотеатра «Чайка». Храм разрушался, в доме священника поначалу была библиотека, потом магазин автозапчастей.
В 1997 году Николо-Иннокентьевский храм был передан Иркутской епархии. Священником на приход был назначен отец Сергий (Коленцов), который прослужил около года. Здание церкви находилось в очень плачевном состоянии. Сначала богослужения проходили в деревянном доме священника без алтаря. Сотрудники Театра Народной драмы сделали иконостас. Первый раз с иконостасом служили на Пасху 1997 года. 9 июля 1998 года настоятелем церкви был назначен отец Игорь (Толстиков). 16 ноября 1998 года отец Сергий уехал в Санаксарский монастырь.
За возрождение храма взялась Восточно-Сибирская железная дорога. Было принято решение снести старое здание церкви и построить новое, такое же какое было. Восстановление церкви было завершено в 2003 году. Его строили с учетом современных технологий. Вместо батарей отопления — полы с подогревом. На территории храма установлены фонари, скамейки. В цокольном этаже размещается придел Святителя Иннокентия Иркутского. Освящение Николо-Иннокентьевского храма состоялось 28 сентября 2003 года архиепископом Вадимом. После освящения отец Игорь был посвящен в сан протоиерея. В бывшем временном храме (дом священника) заработала воскресная школа для детей.
7 апреля 2004 года владыка Вадим назначил ещё двух клириков – иерея Филиппа (Макарова) и дьякона Василий (Шекина). Ровно через два года, в 2006 году на приход был назначен иерей Герман (Подлосинский). В декабре 2009 года дьякон Василий был рукоположен во иереи и назначен на другой приход. 13 декабря этого же года певчий храма Юрий (Георгий) Бажин был рукоположен во дьякона и оставлен служить на приходе. 12 июля 2012– дьякон Георгий был рукоположен во иереи. Отец Филипп был переведен на приход Рождества Христова п. Рудногорск (Братская епархия).
В 2023 году исполняется 165 лет со дня основания Николо-Иннокентьевского храма, 25-летие настоятельства отца Игоря, 20-летие со дня освящения нового здания церкви. Николо-Иннокентьевский приход продолжает свою жизнь, проходят ежедневные богослужения, растёт количество прихожан. За 20-летний период выпустилось несколько поколений учащихся воскресной школы. Церковь благоустраивается, расписываются стены, прихрамовую территорию украшают разноцветные клумбы, проходят Рождественские и Пасхальные ярмарки, праздничные концерты, евангельские беседы. Прихожане и настоятель отец Игорь активно помогают обществу инвалидов «Надежда».
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистой Твоей Матери, святителей Николая Чудотворца и Иннокентия Иркутского, помилуй и спаси наш приход, даруй ему многая лета!!!
Были использованы материалы: Иркипедии.ру (http://irkipedia.ru/content/hram_nikolo_innokentevskiy_irkutsk), журнала «Радость моя». – 2006. – №1.
Где спят снеговики?
Что общего у травы и собаки?
Как я избавился от обидчивости
Сказка "Морозко"
Карандаши в пакете