И в этом исследовании разобраемся что такое «гендер» и что его определяет, историю возникновения и развития гендерных понятий, особенности в Америке.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 932.16 КБ |
рецензия на работу | 14.75 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное образование «Закаменский район»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»
Районная научная конференция школьников «Шаг будущее»
Секция: психология
«Гендерная реформа в Америке: ужас или реальность»
исследовательская работа
Автор: Шойдонова Арюна, ученица 10 класса
Научный руководитель: Галсанова Арюна Аюшеевна
учитель английского языка, МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»
2023 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование в гендерной идентичности: актуальные проблемы современности.
Глава 2. Практический исследование гендерного самосознания школьников.
2.1. Проективная методика «Рисунок человека» для младших школьников 2-4 классы…………………………………………………………………………...6
2.2. Опрос «Исследование маскулинности-фемининности личности» для старшеклассников 8-10 классы……...……………………………...……..……8
Заключение…………………………………………………………………………….....9
Список использованной литературы….……………………………………………....10
Приложение……………………………………………………………………………..11
Введение
В Соединенных Штатах Америки детям позволят самостоятельно принимать решение о смене пола. Уже в пять лет ребенок сможет определиться, кем он хочет быть: мальчиком или девочкой. А позже подросток сможет консультироваться у врачей и проводить необходимые операции, даже не ставя в известность родителей.
Так же в Америке выдан первый в истории страны паспорт гражданина, в котором стоит отметка о третьем гендере «Х» – по факту, указание на третий пол человека (традиционные гендеры – М (мужской пол) и F (женский пол). Американские авиалинии вводят дополнительные гендерные опции для пассажиров. Голливудские знаменитости разбираются в гендерно-нейтральном воспитании детей. Даже в консервативных университетах США профессорам не рекомендуют злоупотреблять местоимениями «он» или «она», на всякий случай теперь говорят «they» — «они».
И в этом исследовании, мы решили разобраться что такое «гендер» и что его определяет, историю возникновения и развития гендерных понятий, особенности в Америке.
Цель исследования: ознакомиться с гендерными понятиями, возникновение гендерных исследований и его развитие.
Задачи: 1. Изучить подробно о понятии «гендер» и выяснить отличие от слова «пол».
2. Объяснить причины и особенности развития гендерных понятий в зарубежной и отечественной психологии.
3. Выявить проблемы гендерной социализации в нынешних реалиях.
Предметом исследования является особенности психики, а именно гендерной идентичности. Объект исследования - диагностика по определению особенностей самосознания среди учащихся МАОУ «Цаган-Моринской СОШ».
Гипотеза: может ли гендерная идентичность соответствовать или отличаться от пола, который был присвоен при рождении.
В работе были использованы методы:
- поисковый, направленный на более подробное изучение этой темы: работа с литературой и интернет ресурсами, сбор материалов;
- сравнительный, гендерные исследования в зарубежной и отечественной психологии;
- аналитический, анализ полученных данных.
Глава 1. Теоретическое исследование в гендерной понятии: актуальные проблемы современности.
Люди склонны использовать термины «пол» и «гендер» как взаимозаменяемые. Но, хотя эти два термина связаны, они не эквивалентны. Традиционно понятия «пол» использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины.
Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах.
Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий.
Во второй половине XX в. в Соединенных Штатах радикальным образом меняется гендерная политика. Основным содержанием этого изменения стало создание действенного государственного механизма по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности. Гендерный вопрос, каким мы его знаем сейчас, возник как раз в связи с женским освободительным движением и его призывом поставить под сомнение установившиеся к тому времени в обществе представления о том, что значит быть женщиной и мужчиной.
Под воздействием массового женского движения 1960 - 1980-х гг. в Соединенных Штатах, как и в Западной Европе, осуществилась революционная по своим последствиям трансформация гендерной системы. Говорить об окончательном искоренении дискриминационных практик, утверждавшихся в течение столетий, конечно, пока не приходится. Тем не менее, принципы равноправия стали неотъемлемым элементом гендерной политики США.
Согласно отчету Pew Research Center, опубликованному в 2019 г., 68% населения США считают, что гендерное равенство возросло за последние 20 лет. И отталкиваясь, от других показателей можно рассматривать как признак того, что в глобальной перспективе ведущие мировые государства уверенно движутся к достижению гендерного равенства. И США продвинулась намного дальше в вопросах гендерного равенства и идентичности.
в истории зарубежной и отечественной науки.
Понятие «идентичность» (в 1960-х ввел в широкий оборот американский психолог Э.Эриксон) в науке возникла ранее термина «гендер» и соответственно термина «гендерная идентичность». Осмысление понятий «идентичность» началось ещё от древней философии. Средневековые философы трактуют идентичность с теологической (духовной, религиозной) точки зрения. В Новом времени идентичность рассматривается с различной позиции, например, как самоопределение индивида, которое зависит только от него самого или как неосознанное человеческое качество соотнесения с абсолютным торжеством – «всеединства».
В отечественной науке до последнего времени единственным подходом к формированию гендерной идентичности была теория полоролевой социализации. Согласно обозначенной теории, в основе формирования гендерной идентичности лежит биологический пол, который задает программу воспитания, зависящую от возраста и пола детей.
Таким образом, можно отметить, что западные ученые уделяли этой проблеме больше внимания, что нашло отражение в разнообразии подходов к исследованию гендерной идентичности. Кроме того, интерес к этой теме можно объяснить особенностями социокультурной и политической ситуации, связанной с развитием феминизма и выделением гендерных исследований как отдельного научного направления. Советские мыслители и ученые были сосредоточены на проблемах социализации, которые частично пересекались с проблематикой гендерной идентичности.
Глава 2. Практический исследование гендерного самосознания школьников.
2-4 классы
Младший школьный возраст – один из самых важных периодов в развитии личности. Как известно, в этом возрасте формируются важные личностные адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим, усвоение социальных норм, и, конечно, нравственное развитие.
В рамках этого проекта нами было проведено исследование по изучению гендерных особенностей детей младшего школьного возраста в нашей школе. Всего в исследовании приняли участие 19 человек, среди которых 6 мальчиков и 13 девочек в возрасте 8–10 лет.
Для изучения гендерных особенностей детей были применены следующая методика: проективная методика «Рисунок человека» (гендерный аспект), которая применяется для определения психологических особенностей личности, в том числе для определения гендерных особенностей.
Ключевыми параметрами содержательного анализа рисунка человека с точки зрения гендерных особенностей являются следующие:
Основные признаки половой идентификации, важные при проведении анализа рисунков, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Основные признаки половой идентификации
Показатели анализа | Пол фигуры | |
Женщина | Мужчина | |
Основные признаки пола | Грудь, талия-бедра, плечи | Обозначение паховой области, мускулатура, плечи-бедра |
Дополнительные признаки женственности – мужественности | Длинные и волнистые волосы, пышная прическа, длинные и загнутые реснички, пухлые губки. | Борода, усы, короткие волосы на голове, оволосение на теле |
Аксессуары, связанные с полом | Косметика, сумки, украшения | Шляпа, зонты, сигары, трость |
Традиционная одежда | Туфли, платье, рюшечки, юбка, воланы | Ботинки, рубашка, шорты, брюки, галстук |
Признаки детскости, инфантильности | Отсутствие соответствующих вторичных половых признаков | |
Корона, бантики | Короткие штанишки | |
Пуговицы как единственный атрибут в одежде |
Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования по данной методике «Рисунок человека» (гендерный аспект).
По критерию «Совпадает или нет пол автора рисунка с полом изображённого человека». Получены данные, свидетельствующие о предпочтении детей на рисунках изображать человека своего пола – 83 % детей на рисунках изобразили человека своего пола.
По критерию выраженности половой идентификации получены результаты, свидетельствующие о преобладании средней выраженности половой идентификации (67 % детей). Эти дети имеют представления о своей половой принадлежности, на их рисунках представлены все признаки пола, которые проявляются достаточно чётко. На рисунках фигуры у девочек – узкие (покатые) плечи, грудь обозначена волной, тонкая талия, относительно широкие бедра; на рисунках фигуры у мальчиков – широкие плечи, мускулатура, узкие бедра.
Представлены дополнительные признаки мужественности и женственности. У 27 % детей выраженность половой идентификации слабая, у 7 % – не выражена совсем. У 76 % детей сформировалось понятие и принятие своей половой идентичности.
Дети изобразили фигуру человека своего пола с соответствующими половыми признаками отчетливой выраженности, своего возраста, позитивно воспринимающиеся самим ребенком. Надо отметить, что в ходе исследования не было выявлено детей с нарушениями или затруднениями в сфере половой идентификации. В целом, результаты, полученные по методике «Рисунок человека» (гендерный аспект), доказывают, что у детей в возрасте 8–10 лет продолжается процесс становления гендерного самосознания.
2.2. Опрос «Исследование маскулинности-фемининности личности» для старшеклассников 8-10 классы.
Методика Саманты Бем «Исследование маскулинности-фемининности личности» предназначена для диагностики гендера как психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. В таблице 2 представлены варианты утверждений.
Таблица 2.
Методика С.Бема «Исследование маскулинности-фемининности личности»
№ | Утверждения | № | Утверждения |
1. | Верящий в себя | 31. | Быстрый в принятии решений |
Умеющий уступать | 32. | Сострадающий | |
3. | Способный помочь | 33. | Искренний |
4. | Склонный защищать свои взгляды | 34. | Полагающийся только на себя |
5. | Жизнерадостный | 35. | Способный утешить |
6. | Угрюмый | 36. | Тщеславный |
7. | Независимый | 37. | Властный |
8. | Застенчивый | 38. | Имеющий тихий голос |
9. | Совестливый | 39. | Привлекательный |
10. | Атлетический | 40. | Мужественный |
11. | Нежный | 41. | Теплый, сердечный |
12. | Театральный | 42. | Торжественный, важный |
13. | Напористый | 43. | Имеющий собственную позицию |
14. | Падкий на лесть | 44. | Мягкий |
15. | Удачливый | 45. | Умеющий дружить |
16. | Сильная личность | 46. | Агрессивный |
17. | Преданный | 47. | Доверчивый |
18. | Непредсказуемый | 48. | Малорезультативный |
19. | Сильный | 49. | Склонный вести за собой |
20. | Женственный | 50. | Инфальтивный |
21. | Надежный | 51. | Адаптивный, приспособляющийся |
22. | Аналитический | 52. | Индивидуалист |
23. | Умеющий сочувствовать | 53. | Не любящий ругательств |
24. | Ревнивый | 54. | Не систематичный |
25. | Способный к лидерству | 55. | Имеющий дух соревнования |
26. | Заботящийся о людях | 56. | Любящий детей |
27. | Прямой, правдивый | 57. | Тактичный |
28. | Склонный к риску | 58. | Амбициозный, честолюбивый |
29. | Понимающий других | 59. | Спокойный |
30. | Скрытный | 60. | Традиционный, подверженный условностям |
Результаты диагностики детей (7 учащихся) по методике С. Бем, представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты диагностики по методике С. Бем
Ярко выраженная маскулинность | Маскулинность | Андрогинность | Фемининность | Ярко выраженная фемининность | |
Мальчики, % | 50% | 50% | 0% | 0% | 0% |
Девочки, % | 0% | 0% | 0% | 70% | 30% |
Как видим, более 70 % девочек имеют сформированный психологический пол (фемининный), в то время у половины мальчиков психологический пол определен 50/50.
Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства детей, принимавших участие в исследовании, процесс формирования гендерной идентичности, в целом, проходит благополучно.
Заключение
В ходе выполнения данной исследовательской работы были рассмотрены основные теоретические понятия по этой теме. И полученные данные показывают, что сегодняшняя молодежь имеет значительно иное понимание гендера, чем предыдущие поколения, что имеет последствия для всех детей, семей, организаций и учреждений.
Люди склонны использовать термины “пол” и “гендер” как взаимозаменяемые. Но, хотя эти два термина связаны, они не эквивалентны. Гендер человека - это сложная взаимосвязь между тремя измерениями: телом, идентичностью и социальным полом. Гендерная идентичность - это наш внутренний опыт и обозначение нашего пола. Он может соответствовать или отличаться от пола, который нам присвоили при рождении.
Воспитание, культура, сверстники, сообщество, средства массовой информации и религия - вот лишь некоторые из многих факторов, влияющих на наше понимание этого ключевого аспекта идентичности. То, как вы изучали гендер и взаимодействовали с ним в детстве, напрямую влияет на то, как вы смотрите на мир сегодня.
Гендерное разнообразие существовало на протяжении всей истории и во всем мире. Как один из самых фундаментальных аспектов личности человека, гендер глубоко влияет на каждую часть его жизни, т.к. гендерная идентичность является неотъемлемым аспектом личности.
Список использованной литературы
Приложение
РЕЦЕНЗИЯ
на проектную работу ученицы 10 класса МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» Шойдоновой Арюны по теме «Гендерная реформа в Америке: ужас или реальность».
Арюна определила целью своего проекта ознакомиться с гендерными понятиями, возникновение гендерных исследований и его развитие. Результатом проекта является презентация и диагностика по определению особенностей самосознания среди учащихся МАОУ «Цаган-Моринской СОШ».
Тема проекта была сформулирована самим автором и была сохранена на протяжении всей работы над проектом. Данная тема является актуальной в наше время, т.к. социальные сети предоставляют молодым людям возможность экспериментировать с собой и бросать вызов нормативным представлениям об «идеальном» теле. В то же время через социальные сети можно исследовать идентичности или обсуждать их, одновременно закрепляя их в оффлайновых идентичностях и отношениях.
Выполненный проект соответствует поставленным целям и задачам. Логика работы над проектом продуманна, культура письменного оформления обеспечивает понимание содержание изложенного материала. Практическая значимость исследования заключается в анализе и диагностике результатов методики «Рисунок человека» и опроса по методике С.Бема, примененных в исследовании.
Вывод: Базовая гендерная грамотность необходима для того, чтобы дети понимали свой собственный пол, вступали в здоровые отношения, идентифицировали и помещали сообщения СМИ и социальных сетей в контекст, а также имели возможность определять аспекты своего пола сейчас и в будущем. Представления общества о гендере будут влиять на все важные аспекты их жизни, от образования до карьеры, финансов, отношений и многого другого.
РЕЦЕНЗЕНТ
Учитель английского языка Галсанова А.А. /________________________/
Плавает ли канцелярская скрепка?
Финист - Ясный сокол
Машенька - ветреные косы
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Как нарисовать небо акварелью