Выявление основных проблем русского языка и пути их решения.
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 82.36 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.42 МБ |
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области
«Тульский государственный машиностроительный колледж
имени Никиты Демидова»
(ГПОУ ТО «ТГМК им. Никиты Демидова»)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
Проблемы современного русского языка
« Я русский бы выучил...»
Выполнил: Андрюшин Игорь Михайлович
профессия: 15.01.32 Оператор станков с программным управлением
Курс II группа 1801
Руководитель: преподаватель Глазкова Наталия Борисовна
Тула, 2022.
Оглавление
Пояснительная записка 3
Введение 5
1. Проблемы современного русского языка «Я русский бы выучил...» 6
1.1. Русский язык национальный язык русского народа 6
1.2. Роль русского языка в современном обществе 7
1.3. Современная языковая ситуация 8
1.4. Проблемы современного русского языка 9
1.5. Причины появления сорных слов в речи 12
1.6. Пути решения проблемы 13
Выводы и практические рекомендации 15
Список использованных источников 16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность моего исследования: богатством нашего языка можно восхищаться бесконечно. Наши классики признавались в любви родному языку и боролись за его чистоту. С развитием общества, с развитием инновации, отношение к «великому могучему языку» меняется. Сочный, искрящийся, самобытный язык нашего народа, отточенный, красивый, богатый, глубокий язык наших русских писателей и поэтов находится в опасности, потому что ненормативная лексика стала в современном русском языке доминировать.
Сейчас русский язык переживает тяжелый период, поэтому работа является весьма актуальной.
Цель исследования: выяснить, каково состояние русского языка в условиях кризиса современного общества. Выявить основные проблемы русского языка и разработать пути их решения.
Задача исследования: изучить источники необходимой информации; обозначить проблемы современного русского языка; проанализировать рейтинг русского языка в современном мире; предложить пути решения проблем.
Объект исследования: современный русский язык.
Предмет исследования: проблемы, испытываемые русским языком в условиях современного общества.
Гипотеза исследования: русский язык, как и все общество, переживает кризис, и это может привести к тому, что в скором времени он выйдет из числа мировых языков.
Проблема исследования: процессы, угрожающие целостности русского языка, расшатывающие нормы, разрушающие культурные традиции.
Методы исследования: анализ, прогнозирование.
Этапы деятельности:
1) выбор темы;
2) формулирование целей, задач и гипотезы;
3) изучение источников по теме;
4) определение объектов исследования;
5) выбор методов исследования;
6) изучить проблемы современного русского языка;
8) оформление работы;
9) выводы по результатам работы;
10) оформление презентации;
11) защита проекта.
Введение
Русский язык ‒ это официальный язык Российской Федерации. Он обслуживает все сферы деятельности людей, живущих на территории России: на нём пишутся важнейшие документы страны и ведётся преподавание в учебных заведениях.
Язык всегда являлся средством передачи человеком своих чувств, эмоций и мыслей. Без него человек не смог бы сделать столько величайших открытий, изменивших весь мир, написать книги, покорившие сердца миллионов людей, и, в конце концов, не смог бы общаться.
К.Д. Ушинский писал: «В языке своем народ, в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов, сложил свои мысли и чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка. Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и эти чувства».
То, как использует человек язык, показывает: что он из себя представляет, его мировосприятие, всю его сущность. Именно поэтому язык играет важнейшую роль в жизни человека. И одной из его главных составляющих является грамотность.
В настоящий момент русский язык переживает кризис: он насыщен ненормативной лексикой, заимствованиями, жаргонизмами, сокращениями и сленговыми словами.
1. Проблемы современного русского языка «Я русский бы выучил...»
1.1 Русский язык как национальный язык русского народа
Русский язык ‒ это язык русской нации, язык, с помощью которого была создана и создается ее культура.
Русский язык является официальным языком Российской Федерации. Он служит всем сферам деятельности людей, живущих в России. На нем пишутся важные документы, в них проводится обучение в учебных заведениях.
Поскольку наша страна многонациональна, русский язык является средством международного общения: его понимает каждый гражданин России. Русский язык является родным для большинства нашего населения.
Русский язык ‒ это язык, с помощью которого русская нация создавала и создает свою культуру, особенно литературу. Русский язык в его современном виде впервые появился в XIX веке во времена А. С. Пушкина. Его считают основоположником современного русского языка, который понятен всем и на котором мы говорим.
Русский язык включает в себя как литературные разновидности (то есть те, которые соблюдают все правила грамматики), так и нелитературные (то есть диалекты, наречия, сленг и арго - случаи отклонения от общепринятой нормы).
Русские писатели и поэты всегда успешно использовали как разновидности русского языка, так и создавали великие произведения русской литературы.
В современном обществе русскому языку уделяется большое внимание. Внимание общества к языку выражается в его кодификации, то есть упорядочении языковых феноменов в едином своде правил.
Русский язык невероятно разнообразен. Авторы всегда упоминали о большом количестве выразительных средств, существующих в русском языке.
Русский язык выполняет, помимо других, функцию межнационального общения, без которой невозможны были бы необходимые в быту и на работе связи людей различных национальностей, проживающих в одном регионе. Русский язык стал средством межнационального общения исторически, в силу фактического признания его таковым всеми многочисленными народами нашего обширного государства.
Русский язык знает и им активно пользуется подавляющее большинство граждан России, независимо от их национальности [1, с.176 - 177].
1.2. Роль русского языка в современном обществе
Русский язык ‒ это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение которой исключительно велико.
Русский алфавит лег в основу письменности многих младописьменных языков, а русский язык стал вторым родным языком нерусского населения Российской Федерации. Происходит постоянный процесс взаимообогащения русского языка и языков народов Российской Федерации.
Язык и общество плотно, неразрывно связаны. Чем быстрее развивается общество, тем богаче становится язык. С появлением новых средств производства, отраслей культуры появляются новые слова, возникают новые способы общения.
В последнее десятилетие в дальнем зарубежье наблюдался определенный спад интереса к русскому языку. Но сегодня все больше людей обращаются к нему вновь.
С одной стороны, их интересует русская культура, а с другой - это сугубо прагматический интерес, потому что русский язык позволяет сотрудничать с российскими бизнесменами и строить деловые отношения на долгосрочной основе.
Русский язык продолжает вызывать интерес в современном мире. По свидетельству публикаций в российской прессе, число граждан США, Франции, Испании, Швеции, Финляндии, Австрии, Кореи, начавших изучать русский язык и литературу, в последнее время увеличилось в несколько раз.
Главным источником его развития, обработки и шлифовки явилось созидательное творчество русского народа, прежде всего поколений русских и всех российских деятелей науки, политики, техники, культуры и литературы ‒ русский язык стал высокоразвитым, богатым, исторически сбалансированным языком.
В настоящее время по степени распространенности русский язык пока еще занимает четвертое место в мире.
Огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием. [2, с. 89 - 90]
1.3 Современная языковая ситуация
Бурные общественно-политические сдвиги в России последнего десятилетия привели к коренному изменению общественного уклада российского общества, что, естественно, не могло не сказаться на развитии и функционировании русского языка.
Современное российское общество - это общество, в котором реально осуществлены принципы политической свободы.
Сдерживавшаяся ранее активность многих членов общества выплеснулась наружу, в том числе и в форме агрессивности, грубости, вызывающего, неконтролируемого поведения. Накопление в людях агрессивности, обусловленное длительным подавлением ее внешними силами, а также возникающий у субъекта страх перед окружающим миром при резком изменении обстоятельств существования - естественная реакция человека.
В сфере языка это проявляется в росте агрессивности диалога, увеличении удельного веса оценочной лексики в речи, росте вульгарного и нецензурного словоупотребления, жаргонизации речи отдельных слоев населения и т.д. Свобода слова стала наиболее заметной политической реальностью в современном российском обществе.
В условиях свободы слова значительно расширился доступ людей к информации. Расширение доступа к информации приводит к увеличению словарного запаса людей во всех возрастных категориях.
Увеличивается доля людей, считающих для себя возможным пренебрежительно относиться к нормам речевого этикета. Заметно увеличилась частотность использования обращения на «ты» к незнакомым людям, особенно в крупных городах, наблюдается тенденция к формированию у людей мнения об «условности» речевого этикета, его ненужности в современном общении.
Резко упала культура речи и общая культура работников средств печати, радио и телевидения. В прямом эфире допускаются многочисленные речевые ошибки, грубые отклонения от норм культуры речи. Ставшее модным раскованное поведение в эфире в языковом плане приводит к повышенной громкости, убыстренному темпу речи, чрезмерной эмоциональности диалога со зрителем, а также нередко к использованию ненормативной лексики, рискованных речевых эпитетов и метафор. Уровень культуры речи упал во всех социальных и возрастных группах. [3, с. 316 - 317]
1.4. Проблемы современного русского языка
На мой взгляд, в современном мире большинство молодых людей пользуется Интернетом и всевозможными социальными сетями, что неминуемо ведет к исключению из речи литературного языка.
Ведь при наборе текста на компьютере пользователи стараются как можно компактнее подать текст, вследствие чего происходят сокращения. Вместо слова «пожалуйста» пишут «пжл», а вместо «спасибо» пишут «спс».
Все это ведет к тому, что многие забывают, как правильно пишутся те или иные слова. Уходит на задний план правописание. Предложения становятся все короче и короче. Конечно, в том, что человек будет уметь сокращать предложения до удобного минимума, нет ничего плохого, но плохо, когда человек не будет знать, как слова пишутся в правильной форме.
Плохо, когда человек не будет знать, в каком моменте следует поставить запятую, а в каком – тире.
Становится заметно, что у людей появляются проблемы с речью и не только с ней это становится проблемой, в том что люди перестают контролировать то как они общаются.
Главными проблема в современном русском языке стали:
- сленг;
- слова - паразиты;
- ненормативная лексика;
- жаргон.
- ненормативная лексика ‒ (недопустимая) лексика, которую говорящие воспринимают как отталкивающую, непристойную. В это определение входят такие понятия, как кощунство, проклятия и брань. Такой язык находится вне нормального стиля общения.
- жаргон ‒ социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией. Иногда термин «жаргон» применяется для обозначения искаженной, неправильной речи.
- слова - паразиты ‒ это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой.
Они характерны для неформального общения и спонтанной речи, в ходе которой осуществляются одновременные процессы мышления и говорения. Эти процессы всегда сопровождаются небольшими заминками, которые заполняются теми или иными словами. Позже говорящий привыкает к такому способу заполнения пауз, приобретая тем самым вредную привычку употреблять сорные слова или фразы.
Согласно опросу представляю наиболее популярные слова паразиты в русском языке: блин, как бы, вот, вот так вот, типа, короче, так сказать, значит, просто, по - любому, прикинь, смотри, то есть, это самое, ага, ну, ведь, якобы, вот видишь, в некотором роде, в целом, грубо/мягко говоря и другие.
- сленг ‒ набор слов или новых значений существующих слов, употребляемых в различных группах [4, с.45 - 46].
Сленг (англ. slang) ‒ набор слов или новых значений существующих слов, употребляемых в различных группах. В английской лексикографии термин «сленг» получил широкое распространение приблизительно в начале XIX века. Этимология этого слова представляется спорной. На изучение сленга повлияла англоязычная культура.
1.5. Причины появления сорных слов в речи
Время от времени слова-паразиты появляются в речи каждого человека, однако если паразиты в речи стали привычкой, необходимо обратить внимание на возможные причины возникновения проблемы.
Скудный словарный запас.
Люди, чей словарный запас ограничен в силу некоторых обстоятельств, непременно попадают в ловушку слов-паразитов. В процессе речи у таких людей возникают длинные паузы, вызванные невозможностью подобрать подходящее слово. Как правило, эти паузы заполняются звуками наподобие «э-э-э» или «м-м-м», а также многочисленными словами-паразитами.
Скорость мышления.
Слова паразиты и характер человека очень связаны между собой. Так, при невысокой скорости формулирования мысли происходит возникновение пауз, о которых уже говорилось ранее. Слова-паразиты и звуки-паразиты помогают говорящему протянуть время, пока тот строит мысль и готовит ее к речевому воспроизведению.
Проявление эмоций.
Среди слов-паразитов имеются элементы с яркой эмоциональной окраской, применяемые говорящим для выражения его чувств. Слово паразит «типа» — это пример проявления неуверенности человека в отношении того или иного явления. Наиболее популярными являются такие слова, как «блин», «черт», «жесть», «елки-палки», слово паразит «типа» и другие. К числу таких паразитов также относятся многие элементы ненормативной лексики.
Слова-паразиты как часть образа.
Использование паразитов в речи может быть намеренным для создания определенного образа. Интересно, что такое происходит не только в реальной жизни, но и в актерской среде, где артисты намеренно перенимают черты того или иного персонажа, вживаясь в образ.
Влияние моды.
Некоторые слова-паразиты становятся своего рода мейнстримом среди молодого поколения и разносятся от одного к другому. Употребление слов такого рода в речи говорит о том, что говорящий следит за новостями, набирающими популярность в интернете или на телевидении, являющимися главными источниками распространения моды на речевые паразиты.
Речевые паразиты не приносят речи говорящего ничего, кроме засоренности. Кроме того, речь, переполненная часто повторяющимися словами или звуками становится трудной для восприятия и даже режет слух. Для того чтобы речь звучала приятно и понятно, стоит потрудиться над тем, как убрать слова паразиты из своей речи [5].
1.6. Пути решения проблемы
1. Повышать качество изучения русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях.
2. Отслеживать качество литературных произведений, выпускаемое книжными издательствами.
3. Возрождать хорошее филологическое образование (подготовка квалифицированных педагогических кадров). Нужны преподаватели ‒ творцы, влюблённые в своё дело которые воспитывали бы в учениках чуткость и требовательность к слову. Высокообразованным в России всегда считался человек начитанный, хорошо владеющий навыками устной и письменной речи, владеющий 2-3мя языками.
4. Через средства массовой информации пропагандировать культуру речи, а сами СМИ должны стать образцами русского литературного языка. По телевидению, радио, на сцене, в театре должна звучать грамотная, эмоциональная речь.
5. Публичные люди: журналисты, политики, представители высшего эшелона власти, шоу-бизнеса ‒ должны владеть нормами русской литературной речи.
6. Поднять общественность, молодёжь на борьбу с засорением русского языка (проводить конференции, форумы, акции, «круглые столы»…).
7. И главное: все вместе и каждый в отдельности должен захотеть говорить на родном языке правильно, доступно, выразительно. Грамотная речь должна стать нормой.
Выводы и практические рекомендации
В настоящее время состояние русского языка является критической проблемой как для государства, так и для общества в целом.
Когда мы говорим о языке – в первую очередь мы говорим о средстве общения людей, но мы должны помнить, что с помощью языка формируется культура любого общества, и как язык, так и культура находятся в неразрывной связи и непрерывном взаимодействии, что и определяется их развитие.
Все мы созданы языком и заложенной в нем культурой, доставшейся нам от многих поколений предков.
Язык – не личная, а общественная собственность. Это мощное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания.
Русский язык широко распространен в мире, он обладает достаточным внутренним потенциалом и может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем. Русский язык на современном этапе является глобальным, он останется доминирующим мировым языком в обозримом будущем.
Русский язык как язык международного общения не уступает главенствующее положение в мире другим языкам. Я считаю, что роль русского языка определяется тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ – творец и носитель этого языка.
Цель моего проекта достигнута: определены проблемы современного русского языка, поставленные задачи выполнены, а на основополагающий вопрос полностью дан ответ.
Список использованных источников
1. Архипова А.Е.Основы методики развития речи. – М.: Вербум-М, 2018. – 286 с.
2. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. – М.: МГУ, 2017. – 380 с.
3. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку. – М.: Московский университет. 2017. – 486 с.
4. Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. // РЯШ. – 2019. – №5, – 96 с.
5. [Электронный ресурс]. Проблемы современного русского языка. Режим доступа: https://lfirmal.com/referat-na-temu-russkiy-yazyk-v-sovremennom-mire/
Слайд 1
ГПОУ ТО «ТГМК им.Н.Демидова» Проект по теме: Проблемы современного русского языка «Я русский бы выучил...» Выполнил: Андрюшин Игорь Михайлович профессия: 15.01.32 Оператор станков с программным управлением Руководитель: Глазкова Наталия Борисовна Тула, 2022.Слайд 2
Актуальность моего исследования: богатством нашего языка можно восхищаться бесконечно. Наши классики признавались в любви родному языку и боролись за его чистоту. С развитием общества, с развитием инновации, отношение к «великому могучему языку» меняется. Сочный, искрящийся, самобытный язык нашего народа, отточенный, красивый, богатый, глубокий язык наших русских писателей и поэтов находится в опасности, потому что ненормативная лексика стала в современном русском языке доминировать. Сейчас русский язык переживает тяжелый период, поэтому работа является весьма актуальной.
Слайд 3
Задача исследования: изучить источники необходимой информации; обозначить проблемы современного русского языка; проанализировать рейтинг русского языка в современном мире; предложить пути решения проблем. Цель исследования : выяснить, каково состояние русского языка в условиях кризиса современного общества. Выявить основные проблемы русского языка и разработать пути их решения. Гипотеза исследования : русский язык, как и все общество, переживает кризис, и это может привести к тому, что в скором времени он выйдет из числа мировых языков.
Слайд 4
Русский язык является официальным языком Российской Федерации. Он служит всем сферам деятельности людей, живущих в России. На нем пишутся важные документы, в них проводится обучение в учебных заведениях. Русский язык
Слайд 5
Русский язык продолжает вызывать интерес в современном мире. По свидетельству публикаций в российской прессе, число граждан США, Франции, Испании, Швеции, Финляндии, Австрии, Кореи, начавших изучать русский язык и литературу, в последнее время увеличилось в несколько раз. Русский язык в международном общении В настоящее время по степени распространенности русский язык пока еще занимает четвертое место в мире.
Слайд 6
1. Увеличивается доля людей, считающих для себя возможным пренебрежительно относиться к нормам речевого этикета. 2. Заметно увеличилась частотность использования обращения на «ты» к незнакомым людям, особенно в крупных городах, наблюдается тенденция к формированию у людей мнения об «условности» речевого этикета, его ненужности в современном общении. 3. Резко упала культура речи и общая культура работников средств печати, радио и телевидения. Современная языковая ситуация
Слайд 7
Главными проблема в современном русском языке стали: - сленг; - слова - паразиты; - ненормативная лексика; - жаргон; ненормативная лексика; слова – паразиты. Проблемы современного русского языка Жаргон ‒ социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией. Иногда термин «жаргон» применяется для обозначения искаженной, неправильной речи.
Слайд 8
Слова - паразиты ‒ это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они характерны для неформального общения и спонтанной речи, в ходе которой осуществляются одновременные процессы мышления и говорения. Слова - паразиты Согласно опросу представляю наиболее популярные слова паразиты в русском языке: блин, как бы, вот, вот так вот, типа, короче, так сказать, значит, просто, по - любому, прикинь, смотри, то есть, это самое, ага, ну, ведь, якобы, вот видишь, в некотором роде, в целом, грубо/мягко говоря и другие. - сленг ‒ набор слов или новых значений существующих слов, употребляемых в различных группах.
Слайд 9
Сленг (англ. slang ) ‒ набор слов или новых значений существующих слов, употребляемых в различных группах. В английской лексикографии термин «сленг» получил широкое распространение приблизительно в начале XIX века. Этимология этого слова представляется спорной. На изучение сленга повлияла англоязычная культура. Использование сленга
Слайд 10
Ненормативная лексика ‒ (недопустимая) лексика, которую говорящие воспринимают как отталкивающую, непристойную. В это определение входят такие понятия, как кощунство, проклятия и брань. Такой язык находится вне нормального стиля общения. Ненормативная лексика ПОЧЕМУ ЛЮДИ ИСПОЛЬЗУЮТ НЕНОРМАТИВНУЮ ЛЕКСИКУ Попытка связать слова, отражает бедность словарного запаса Брань – форма хамства люди его использующие защищают таким образом свои комплексы Увеличивают эмоциональное воздействие на собеседника Желание унизить собеседника Попытка самоутвердиться Попытка снять стресс или ослабить боль
Слайд 11
Скудный словарный запас. Скорость мышления. Проявление эмоций. 4.Слова-паразиты как часть образа. 5. Влияние моды. Причины появления сорных слов в речи
Слайд 12
1. Повышать качество изучения русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях. 2. Отслеживать качество литературных произведений, выпускаемое книжными издательствами. 3. Возрождать хорошее филологическое образование (подготовка квалифицированных педагогических кадров). 4. Через средства массовой информации пропагандировать культуру речи. 5. Публичные люди: журналисты, политики, представители высшего эшелона власти, шоу-бизнеса ‒ должны владеть нормами русской литературной речи. 6. Поднять общественность, молодёжь на борьбу с засорением русского языка (проводить конференции, форумы, акции, «круглые столы»…). 7. И главное: все вместе и каждый в отдельности должен захотеть говорить на родном языке правильно, доступно, выразительно. Грамотная речь должна стать нормой. Пути решения проблемы
Слайд 13
Русский язык широко распространен в мире, он обладает достаточным внутренним потенциалом и может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем. Русский язык на современном этапе является глобальным, он останется доминирующим мировым языком в обозримом будущем. Русский язык как язык международного общения не уступает главенствующее положение в мире другим языкам. Я считаю, что роль русского языка определяется тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ – творец и носитель этого языка. Цель моего проекта достигнута: определены проблемы современного русского языка, поставленные задачи выполнены, а на основополагающий вопрос полностью дан ответ. Заключение
Слайд 14
1. Архипова А.Е.Основы методики развития речи. – М.: Вербум-М, 2018. – 286 с. 2. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. – М.: МГУ, 2017. – 380 с. 3. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку. – М.: Московский университет. 2017. – 486 с. 4. Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. // РЯШ. – 2019. – №5, – 96 с. 5. [Электронный ресурс]. Проблемы современного русского языка. Режим доступа: https://lfirmal.com/referat-na-temu-russkiy-yazyk-v-sovremennom-mire/ Список использованных источников
Слайд 15
Спасибо за внимание
Весенняя сказка
Шум и человек
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Н. Гумилёв. Жираф
Четыре художника. Осень