Поисково- исследовательская деятельность обучающихся
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Социальный проект
«Мой край родной и город, в котором я живу»
Тематическое направление разработки: гражданское воспитание и приобщение к культурному наследию родного края и города
Составитель: классный руководитель
Ленкина Маргарита Николаевна
высшая квалификационная категория
Бийск 2020
Разработка данного проекта это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Помимо работы с конкретной темой предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с детьми в группе. В процессе работы учащиеся получают полное и глубокое удовлетворение от исследовательской деятельности, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребёнка. При этом познаётся культура Алтайского края, города Бийска, воспитываются патриотические чувства.
Цель проекта: приобщение учащихся к ценностям родного края через исследовательскую и творческую деятельность.
Учебно-педагогические задачи: приобщение учащихся к общественно-полезной деятельности; развитие творческих способностей, развитие эстетического вкуса, формирование навыков исследовательской деятельности.
Тип проекта: многоаспектный.
Время работы над проектом: 5 недель
Развитие навыков:
Личностные результаты воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего края, усвоение традиционных ценностей алтайского края.
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Осуществление учебного проекта. Работа построена по типу творческой мастерской. Класс разделён на три группы, где определены цели поиска: 1 группа- История , 2 группа – Архитектура, 3 группа – Литература.
Учитель помогает в постановке цели, задач, поисковой, творческой деятельности, корректирует работу над проектом.
Работа над проектом включает 3 этапа.
1 этап Исследовательский.
Задачи: расширить представления детей об истории и культуре алтайского края и городе Бийске, определить тему проекта, расположить детей к поисковой деятельности.
Подготовка:
Учащимся предлагается поисковая работа по изучению истории и культуры, Алтайского края и города Бийска; символики городов Алтая, истории создания герба Бийска. Учитель направляет учащихся к источникам информации. Ставит задачу проекта, помогает в постановке цели творческим группам.
Планирование:
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы. Создаётся банк идей и предложений.
Планирование предстоящей деятельности:
2 этап Технологический.
Задачи: закрепить навыки поисковой работы, способствовать развитию умений изображать архитектурные постройки, уголки города, предметы декоративного искусства, сочинять стихи; воспитывать гражданственность и патриотические чувства.
Исследование:
3 этап Заключительный.
Задачи: способствовать формированию навыков у учащихся самоанализа, анализа работы
Результаты и выводы:
Обучающиеся работают над созданием альбома «Мой край родной и город, в котором я живу».
Презентация:
Демонстрация интересных страниц альбома с изображением уголков природы Алтайского края и города Бийска, архитектурных памятников, народных промыслов Алтайского края. Помещение материалов на сайт школы. (Приложение)
Озвучивание детских сочинений. (Приложение)
Оценка результатов:
Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, потенциал продолжения работы, качество отчёта.
Список использованной литературы
Приложение№1
Герб нашего края-
Гордость, величие Алтая,
Богатого лесом и хлебом,
Богатого полем и гербом.
Герб французской геральдической формы,
Размер не выходит за пределы нормы.
В верхней части печь доменная
На лазоревом фоне дымится,
Значит, должно у нас всё получиться.
В нижней части – царица ваз!
Эту красавицу сделали у нас!
Щит обрамлён венком
Из колоса и ленты золотой.
Герб наш яркий – знатный щит.
Он наш край от невзгод защитит.
МОЙ БИЙСК! Автор работы: Громоздина Соня 5В класс
1 )
Есть в мире одном
Город загадочный,
Город таинственный
И это город Бийск!
ПРИПЕВ.
Мой город Бийск.
Ты всегда со мной
Мой город Бийск
Я буду всегда с тобой
Мой любимый город
Город Бийск.
Он наполнен счастьем, красотой
Этот город Бийск.
2) Лучше города Бийска
Нет на свете
Город Бийск
Один на планете
ПРИПЕВ.
Мой город Бийск.
Ты всегда со мной
Мой город Бийск
Я буду всегда с тобой
Мой любимый город
Город Бийск.
Он наполнен счастьем, красотой
Этот город Бийск.
3) В нём я живу
Со мной вся моя родня
И песня эта всегда со мной
Песня эта моя!
ПРИПЕВ.
Мой город Бийск.
Ты всегда со мной
Мой город Бийск
Я буду всегда с тобой
Мой любимый город
Город Бийск.
Он наполнен счастьем, красотой
Этот город Бийск.
Бийск. Автор работы: Дроздова Таня 5 В класс
Есть на карте Алтая
Городок небольшой.
Это только в масштабе
Обозначен кружком.
Он основан давненько
По указу Петра,
Был он крепостью прежде,
Но прошли времена.
И теперь Бийск наш славный
Город передовой.
Стал он наукоградом
Не стареет душой.
И врата для туризма,
Он откроет для всех.
И на улицах чисто
Слышен детский, лишь смех
Будь красив и прекрасен
Ты мой город родной,
Вопреки неудачам
Крепко, накрепко стой.
Приложение № 2
Словарь малоупотребительных слов
Бестиарий - средневековый трактат о зверях и их символическом значении.
Валёк – деревянная плашка, которой колотят бельё на речке.
Каолин – белая глина.
Капище – место языческих обрядов, храм.
Клюкарза – инструмент резчика по дереву, изогнутый крючком.
Пальметка – элемент растительного орнамента в виде пальмового листа, декоративная форма кроны дерева.
Патина – налёт различных оттенков.
Полупольтик – женское пальто из плюша.
Причелина – доска, прикрывающая торцы жердей.
Припорх – рисунок, трафарет на бумаге для перенесения узора на доску.
Пруток – железный прут круглого сечения.
Руны – древнейшие письмена, сохранившиеся на камнях, оружии, утвари.
Рядно – толстая, грубая ткань домашней работы.
Сень – кров, навес.
Светцы – кованные из металла подставки для лучины.
Скарпель – стальной инструмент для обработки камня.
Приложение №3
Народное искусство Алтая.
Жилые постройки.
Художественная культура русского населения Алтайского края сказывается в народной архитектуре – жилых домах. Во множестве деревень встречаются «круглые» дома (крестовая изба с четырёхскатной крышей из лиственницы или кедра). В домах существует монументальность и лаконизм в характере укладки массивных круглых брёвен, в пропорциях между проёмами окон, входа и общей высотой стен. Как в башнях острогов, массивный карниз выдаётся вперёд, всё сооружение венчает четырёхскатное покрытие. Характерно соотношение очень маленьких двух или трёх фасадных окон со всей передней стеной дома, массивность стен, навес крыши над фасадом, высокая подклеть, крытое приставное крыльцо ( Солонешенский, Сорокинский районы).
Среди «круглых» нередко встречаются дома живописные, украшенные выносными крылечками, балкончиками, террасами. Крылечки и балкончики с резьбой, резными балюстрадами, столбиками и карнизами. Также сильно распространены открытые галереи. Крыльца на точёных столбах, балконы (Каргопольский район). В 19 веке сохраняется богатая полихромная декорация сельских построек, украшенных резьбой и росписью. Украшены стены, фронтоны, крыльцо, ворота, оконные проёмы, наличники, ставни. В декорировке применена токарная трёхгранно – выемчатая резьба, пропильная резьба и накладные выпиловочные узоры. Встречается полихромная раскраска частей фасада зданий. Под сильно выступающим навесным профилированным карнизом круглого дома нередко проходит, как бы опоясывая дом, сплошной расписной фриз. Первоначально он украшался резьбой, а в конце 19 века заменяется росписью. Роспись фриза несложна и представляет собой бесконечную полосу, составленную из горизонтальных S – образных форм или спиральных завитков. Однако простота этого узора, его несложный ритм очень уместно подчёркивают и дополняют массивную выразительность карниза, фронтона и всего здания в целом. Очень хорошо угадано место этой ленты – это зримый, художественно оформленный переход к освещённой поверхности стены. Под треугольным фронтоном крытого выступающего крыльца, ниже резного кружевного края карниза часто находилась длинная расписная доска, узор которой состоял из цветов и листьев.
Встречается декорация стиля барокко. Фронтон с волютами и раскреповкой (с. Сорокино). Накладные выпиловочные украшения на фасаде и роспись на ставнях имеют узор растительного характера (с. Топольное). Характерные для русских районов Алтая богатство и красочность внешнего оформления (красный, синий, зелёный цвета) можно видеть в селе Хмелевка Сорокинского района. Фигуры носят зооморфный характер. Присутствуют мотивы алтайского узора – симметричный рогообразный узор (г. Бийск).
Стенные росписи
Искусство росписи изб Алтая разнообразно. Имеются сложные композиции и примитивные. Роспись выполняется масляными красками, реже глиной с примесями. Расписывают обычно потолки, кутные заборки, двери, наличники, иногда стены. Особенно интересны росписи полотнищ дверей, где чувство меры в цвете подсказало исключительно удачные решения. Излюбленной тематикой является растительный орнамент: колосья, берёзовые листья, цветы лопухов, ягоды облепихи, калины и т. д. . Стены, потолки, полати, полочки, двери и деревянная утварь блестят как лакированные. По блестящему, чаще всего приглушённому красному, реже белому фону смелой лёгкой кистью мастера нанесены изображения фантастических вазонов, из которых растут и тянутся вверх по стенам пышные и удивительные растения. На гибких ветвях и побегах, симметрично раскинувшихся в обе стороны, расцветают голубые, сиреневые, розовые, белые, малиновые цветы и бутоны, окружённые свежими изумрудно – зелёными листочками. В вымышленных растениях проглядывает природа Алтая (цветы водосбора, огоньки, ирис, Марьин корень). Над цветами изображены птицы: трясогузки, синицы, сороки, кукушки, ушастые филины. Композиция никогда не повторяется. Узоры наносились кистевой росписью (с. Комаринское, С. Гоношиха, С. Хмелевка). Иногда использовались тематические сцены. В росписях бытовых предметов мы видим вазоны, цветы, птиц, исполненных на красном фоне.
Прялки, мебель, утварь
Расписные предметы домашнего обихода схожи со стенными росписями. Органической частью ансамбля являются стенные посудные шкафчики. Очень красив шкаф М. А. Трепикиной с. Туманово Солонешенского района. Створки и боковая его стороны расписаны. На красном фоне изображён синий затейливый горшочек – вазон, окаймлённый белым тонким контуром. Из него поднимается высоко вверх чёрный тонкий, слегка волнообразный стебель, усаженный тёмно – розовыми и золотистыми цветами и розетками и изумрудно – зелёными листьями, от цветов и листьев закручиваются чёрные усики – завитки. Створку окаймляет серо – голубой зубчатый с подборами «занавес», образующий концентрические сегменты на углах створок.
Резные шкафчики также украшены растительными мотивами в виде кустов и букетов. Обычно изображены какие – нибудь травы или цветы, выходящие из вазы.
Кроме шкафчиков расписывали ушата, корыта, прялки и др.
Старинные алтайские прялки своеобразны по своей форме и художественной декорировке. Они имеют простую форму: удлинённую прямоугольную лопаску и заканчивающуюся на узких сторонах симметричными полукруглыми вырезами. Лопаска переходит в ножку в виде столбика, круглую, точёную. Декор её исполнен в свободной манере. Мотивами росписи служат цветы или птицы. В птицах на алтайских прялках нет отточенности, тоже и в отношении цветов. Мы видим отмывку, придающую лепесткам условную объёмность и живость, тона входят в фон мягко, создавая общую живописную среду. Лист в алтайской росписи длинный, свободный, мягкий, лист – мазок, подвижный и фантастический, отражая почерк мастеров.
Текстильные изделия
Текстильные изделия отражают национальные художественные традиции Алтая. Широко распространены тканые и вышитые рушники, скатерти, махровые домодельные коврики и тканые дорожки. На полотенцах весь орнамент геометрический с простыми мотивами: ромбы, зубчатые и крестообразные фигуры. Свойство этого орнамента в том, что фон и узор уравновешены, это равновесие поддерживается двусторонностью орнамента. Такие каймы полотенец выполнены техникой браного ткачества из красной бумаги – белая основа, красный уток. Обычно край полотенца заканчивается широкой красно – белой узорной полосой. Полоса равномерно и густо заполнена правильными, мелкими линейно – геометрическими формами, постепенно срастающимися в сплошную узорную сетку, в концентрические, вписанные один в другой, поставленные на углы квадраты, раппортно заполняющие всю плоскость. Ярким примером подобных решений могут служить полотенца из села Топольного, работы М. О. Ломакиной. Подобные полотенца широко распространены по всему русскому Алтаю. Они встречаются в Сорокинском, Залесовском, Алтайском, Смоленском, Змеиногорском районах.
Особой красочностью, декоративностью отличаются «стеновые» полотенца, служившие украшением интерьера. Их вешали около икон в красном углу и около зеркала на передней стене. Стеновые полотенца делали из обычного длинного и узкого рушника, два конца которого сшивали вместе вдоль по вертикальной кромке, так что вверху образовывалась петля для иконы. Предназначенные для украшения рушники делались особенно нарядными. Сшитые из двух полотнищ, они приобретали ширину и размеры, превращавшие их в декоративные панно. Под край подшивался второй край рушника, получался широкий рушник с двумя каймами.
Встречаются стеновые тканые полотенца. Они отличаются размерами, шириной и обилием цветных кайм, отделкой бахромой или кружевами. Фон полотенец кирпично-красный, узор состоит из полос разной ширины и заполненных ромбическими и многоугольными формами.
В Сибирячиха, Топольном, Туманове встречались кумачовые стеновые полотенца. Они были с широкими «наконечниками», украшенные вышивкой. Они производят строгое впечатление. Крупные стежки вышивки при ярких тонах гаруса рельефно выступают на глубоком чёрном фоне. Техникой вышивки является набор. Декоративный эффект основан на чередовании различных по ширине полос, то с меньшей, то с большей загрузкой фона.
Мотивы и общая композиция алтайских вышивок отличаются строгостью и простотой.
Кроме полотенец мастерицы украшали мужские и женские рубахи. В конструкции их самое минимальное количество швов и почти нет кроеных деталей, но зато необычайное обилие украшений. Основу – перед и спину рубахи составляет прямой кусок холста, в котором прорезано отверстие для шеи с небольшим косым разрезом. К основному полотнищу под прямым углом пришиваются рукава. Ворот, грудь, манжеты богато украшены вышивкой, с преобладанием насыщенного красного цвета, узорчатыми вышитыми полосками замаскированы швы. В дополнение к вышивке подмышками вставлены треугольные красные ластовицы. Орнамент рубах - сложный, мелкий, геометрический, с обилием чёрного цвета с красными оторочками. Красочность и богатство этих вышивок с обилием красного цвета сочетается с суровой сдержанностью. Ритм расположения мотивов прост, строится на сопоставлении больших и малых квадратов, контрастов равновеликих чёрных и красных фигур. Характерно, что вышивка состоит их отдельных резко очерченных участков.
Плетёные (тканые) пояса и опояски составляют важную часть женского старинного костюма русского Алтая. Вытканный из многоцветного гаруса ярких тонов, мягкий и пушистый оканчивался массивными круглыми кистями. Пояс являлся ударным красочным пятном в общем комплексе костюма. Орнаментальное решение поясов однообразно. По краям проходит окантовка из узеньких разноцветных полосочек. Посредине, на фоне, контрастном по цвету расположены редкие орнаментальные фигурки: золотисто – жёлтые на чёрном фоне или сиреневые на ярко – зелёном, или ярко – красные на голубовато – сером. Фигурки орнамента геометрические, очень несложные. Кисти бывают одноцветные и пёстрые. Встречаются именные пояса, которые считались праздничными.
Опояски отличались от поясов размерами и узорами. Она являлась принадлежностью мужского костюма. Основу составляли х/б и шерстяные цветные нити. Обычно двухцветные и лишь по краям вводится третий цвет. Орнамент геометрический, близкий к узорам тканых рушников. Составлен из крестообразных и крючковых, взаимно пересекающихся линейно – плоскостных фигур. Часто встречается фигура – свастика. Заканчиваются опояски бахромой.
Паласное и махровое ковроткачество широко распространено на Алтае. Паласной и закладной техникой ткутся половики и дорожки на пол. Дорожки полосатые, из ярких поперечных полос шерсти, домашнего крашения. Каждая дорожка сшита из двух полотнищ. Вместе с расписными стенами, дверьми и потолками они придают особую нарядность и уют. Махровые ковры используют на сундуках или при кроватях. В орнаментации их часто встречаются простые геометрические членения и сопоставления оранжевых или малиновых ромбов на чёрном фоне. Например, работа М. Чуриловой с. Солонешное.
Итак, русское декоративно – прикладное искусство Алтая основывается на материальной культуре русского европейского Севера. В целом русское искусство Алтайского края едино со всем русским народным декоративным искусством, истоки которого можно проследить на ярославских, великоустюжских, архангельских памятниках
Приложение №4
Рисунки детей
Приложение №5
СЕМЬ БИЙСКИХ ЧУДЕС.
Когда к вам приезжают гости, куда вы их ведете прежде всего, чтобы показать город? Газета «Бийские ведомости» в 2008 году составила небольшой список, который состоит из 7 городских достопримечательностей.
В 2001 году участок зеленой зоны между улицами Ленина и Красноармейской решением Думы города был назван бульваром Петра Первого.
Известная в городе главная торговая улица названа в честь Героя Советского Союза Григория Семеновича Васильева. Он родился в 1918году. К началу ВОВ он уже имел за плечами большой опыт в военном деле. В начале войны в Бийске формировались полки 232 Краснознаменной дивизии. В то время уже полковник Васильев ушел на фронт командиром этой дивизии. Зимой 42-43 годов в наступательных боях Григорий Семенович
Со своими бойцами неоднократно прорывал линию фронта.
Несмотря на то, что Григорий Васильев был командиром полка, он часто брал атаку на себя, а иногда нес знамя впереди всех бойцов. Зачастую знаменосцев враги убивали первыми, дабы лишить солдат боевого духа. В январе 1943 года под селом Нижне-Туево Васильев взял знамя Советской Армии и повел солдат в бой. Именно здесь он погиб. В 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Улица Васильева интересна и примечательна многим. Вереница многочисленных продуктовых маркетов, кафе, бутиков, баров по обе стороны от трамвайной линии ведет к площади 9 января, и, соответственно, парку. А за парком расположена еще одна наша гордость –Городской Дворец культуры. Уникальный киноконцертный зал на 77 посадочных мест, сделанный в виде амфитеатра, видел многое на своем веку: городские партийные и профсоюзные конференции, выступления лучших звезд советской и российской эстрады, профессиональные праздники бийских химиков в период расцвета отрасли. В этом помещении практически ничего не изменилось с тех пор, как в 1964 году строители, а также их добровольные помощники сдали здание в эксплуатацию.. Та же люстра весом в полторы тонны. Та же уникальная роспись на потолке, среди персонажей которой можно узнать вполне реальных людей, современников возведения Дворца. Теперь ГДК и парк – излюбленное место встречи молодежи.
Бийский драматический театр основан в 1943 году. Построено это здание по заказу полковника Антона Петровича Копылова на деньги его дяди, мецената Павла Андреевича Копылова, в 1914-1916 годах архитектором И.Ф. Носовичем. Здесь располагался Народный дом с театральной сценой, библиотекой, прачечной, дешевым банком Копыловых, где простые люди могли брать маленькие суммы под символические проценты. Это была территория борьбы за трезвость: в Народном доме не продавали спиртное и не пускали туда пьяных. Сейчас в БДТ на втором этаже располагается галерея выдающихся людей города, среди них есть и сам Копылов. Здание Бийского драматического театра – одно из красивейших старинных зданий города.
От улицы Советской до берега реки справа от моста, на том месте, где когда-то базировалась организация «Мостопоезд», расположен этот парк. Он был заложен по инициативе главы города Геннадия Карпушкина в 1995 году в честь 50-летия Победы. И создан руками учащихся школ города, ветеранов войны при активном участии БЛТ. Здесь в торжественной обстановке под звуки духового оркестра люди старшего возраста и совсем юные ребята, пионеры и кадеты, высаживали деревья. Красивый парк, здесь можно сидеть и любоваться часами чудесным видом на мост и Бию.
Правильное название – Успенский кафедральный собор. Современное здание, которое мы видим сейчас. Было построено в 1989—1902 годах. В истории города было три Успенских церкви, первая из которых – деревянная. Сооружена в августе 1774 года. Летом 1789 года было завершено строительство каменной успенской церкви, которая была первым каменным зданием Бийской крепости. Старожилы дореволюционного Бийска называли её Казачьим собором. Именно здесь 18 июня 1909 года была отслужена заутреня, с которой начались торжества, посвященные 200-летнему юбилею нашего города. Деревянное и каменное здания были снесены в 20-х годах прошлого века. Серебристые купола играют на солнце причудливыми бликами, создавая праздничное настроение. Красиво так, что дух захватывает. Это не только кусочек исторического прошлого, архитектурный памятник или святое место. Это одна из визитных карточек нашего города. Издалека видная, сразу узнаваемая, церковь напоминает нам о временах Бийской крепости и освещает даже самый пасмурный холодный день.
Основанный в 1920 году Бийский краеведческий музей имени Виталия Бианки – один из самых крупных и старых музеев на Алтае. Здание отдела природы ( то, что у моста) построено в 1912 году как частный особняк Варвинских. Построено из 8 модификаций так называемых бросовых кирпичей, которые производились на кирпичных заводиках нашего города. Бросовым кирпич называется потому, что при проверке на прочность его бросали с 10-метровой высоты. Такие кирпичи обладают повышенной прочностью, и когда в 1974 году в здание врезался танк, оно практически не пострадало. В краеведческом музее есть на что посмотреть, как в природном, так и в исторических отделах. Но и сами здания представляют немалую эстетическую ценность. Особенно отдел природы. Когда въезжаешь в город из заречной части, первое, что предстает перед глазами, - это как раз здание музея.
Даже те, кто ни разу не был в планетарии, знают его кодовое название – Купол и любовались им со стороны. Жители получают истинное удовольствие от прогулок по мощеным дорожкам вокруг планетария. Тем более, что сразу за ним начинается лес, любимый жителями не только микрорайона АБ. Нои всеми горожанами. Планетарий является составной частью Дома технического творчества имени Г. Савченко. Построено в 1988 году. Аппарат планетария в Бийск привезли из Звездного городка более 10 лет назад. На сегодняшний день он является лучшим в Сибири.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» город Бийск, Алтайский край
Осокина Виктория 11 в класс
Номинация «Семейный (домашний) музей»
История чернильницы
В нашей семье хранится обычная на первый взгляд вещь – чернильница.
Черни́льница (Википедия) — сосуд, в который во время письма периодически окунают не заправляемую перьевую ручку для набора порции чернил.
Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли (не обязательно) иметь крышку и подставку.
Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка, которая, благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании (горлышко снабжено направленной внутрь ёмкости конусообразной воронкой), позволяла носить готовые к использованию чернила при себе, что являлось весьма важным до изобретения поршневых (заправляемых чернилами) и шариковых авторучек.
История ее совсем простая, если не считать, что с недавнего времени у нее началась вторая жизнь в виде предмета, который, вероятно, станет передаваться по наследству. А так ее бы уже выкинули, если бы не заметили случайно в груде вещей, собранных на выброс. Она была подарена мне бабушкой. В настоящее время ими уже никто не пользуется. Предмет-чернильница оказывается не обычной вещью, а связующим звеном между прошлым и настоящим. Она рассказывает о своих предшественниках, которых она превосходила, и потомках, которые ее превзошли.
Чернильница изготовлена из двойного стекла (конец 19- начало 20 века), имеет округлую приплющенную форму в два яруса, широкое горлышко. По всей поверхности декорирована в виде стилизованного растительного рисунка. В верхней части огранка в виде полукруглых арок. На круглом основании «алмазная звезда». Эта чернильница - довольно красивая вещь, особенно, если в нее налить фиолетовые чернила.
Она дорога мне как память о родном прадедушке (по материнской линии). Эта чернильница прошла вместе с прадедом всю войну, была его верной спутницей по жизни, а теперь стала семейной реликвией.
Писали чернилами из этой чернильницы деревянным пером с металлическим наконечником.
Бочаров Иван Николаевич (1916 г.р.). родился в селе Точильное Смоленского района Алтайского края в многодетной семье (8 детей). Учился в сельской школе, окончил 4 класса (в то время это было хорошее образование), позже окончил курсы счетовода.
В 1937 году был призван в ряды Красной армии (действительная служба).
До войны работал в колхозе учетчиком.
Когда началась война, он ушел на фронт (в возрасте 26 лет) 18 сентября 1942 года. Служил в 33 гвардейской мотострелковой дивизии в должности писарь, участвовал в боях под городом Шауляй. Получил контузию, но продолжал сражаться с врагом.
Чернильницу он увез с собой как частичку родного дома. Он писал все необходимые документы в части и, конечно, письма родным. Письма с фронта согревали теплом каждую семью. За годы службы чернильницей пользовались однополчане деда. Из этой чернильницы сообщались трагические новости с войны и благие мирные вести. Иван Николаевич не захотел с ней расставаться в память о боевых товарищах.
За отличную службу прадед был отмечен командованием благодарственным письмом родителям. Имеет награды: «За боевые заслуги», «За победу над Германией», за участие в Великой Отечественной войне», за доблесть и отвагу в ВОВ».
Рядовой стрелок Бочаров Иван Николаевич воевал всю войну, дошел до города Берлина и отпраздновал День Победы.
На основании указа Верховного Совета СССР № АК336-42 от 25.09.1945 года был демобилизован, по состоянию здоровья. После мобилизации долго лежал в госпитале и был признан инвалидом 2 группы по общему заболеванию. Инвалидность не отгородила его от жизни, не выкинула на обочину: он всегда был неутомимым тружеником.
В послевоенные годы помогал восстанавливать страну, вернувшись в родное село. Несмотря на трудности, продолжал трудиться на благо своей малой Родины. Мой дедушка занимался бухгалтерией в колхозе. Засиживаясь до поздна, часто сидел над бумагами. Люди работали не за заработную плату, а за трудовые дни (трудодень). Мимо него не ускользала ни одна цифра. На его столе всегда была его спутница – талисман чернильница.
Когда его дети (моя бабушка Лидия Ивановна, ее сестра Нина Ивановна и брат Николай Иванович) подросли и пошли в школу, то стали пользоваться чернильницей. В те времена не было шариковых ручек, а были чернила, которыми писать было не так уж просто. Писали красивым каллиграфическим почерком. С гордостью обмакивая перо, зная, что чернильница пришла с войны.
Так окончили школу, уехали из родного дома, а дедушка хранил эту простую вещь как драгоценность.
Иван Николаевич всегда был организованным человеком, поэтому многое успевал, чему учил своих детей и внуков. За эти жизненные уроки мы ему благодарны даже спустя многие годы. А самый главный урок он преподал нам, защищая Родину. Он сделал то, что и многие солдаты Победы: отстоял Отчизну на фронте ценой собственного здоровья, а потребовалось бы и жизни. Была великая цель, и он приблизил ее.
Умер в возрасте 60 лет.
Сегодня я рада, что чернильница жива, она - связь поколений, времен.
Приложение
Чернильница (к19 н 20 века)
Бочаров Иван Николаевич (27.11.1916 – 14.07.1977)
МБОУ «Средняя гобщеобразовательная школа №3» Г.БИЙСК
Социальный проект
9б 9в классов
«Мы помним,
мы гордимся!»
по патриотическому воспитанию школьников
Посвящается 75-летию Победы
в Великой Отечественной войне
Классный руководитель
Ленкина М. Н.
2019-2020 учебный год
Город Бийск
«Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости.
Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно»
А.С. Пушкин.
Паспорт проекта
№ | ||
Тема проекта | Мы помним! Мы гордимся! | |
Тип проекта | творческий, групповой, краткосрочный, краеведческий | |
Возраст участников | 15-16 лет | |
Время реализации проекта | 2019-2020 учебного года | |
Цели проекта | Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
| |
Задачи проекта |
| |
Практическая значимость проекта | Воспитание чувства гордости за своих предков, целенаправленное воздействие на детей, в познании исторического прошлого героев родного края, материалы могут быть использованы в работе педагогов . | |
Прогнозируемый результат | Личностный рост учащихся: - приобретение новых знаний о героях-земляках, - рост чувства патриотизма, гордости за славное прошлое земляков; -обогащение новыми способами сбора и обработки информации; - Закреплены навыки продуктивной деятельности в ходе работы в программе PowerPoint в соответствии с требованиями к электронной презентации; -совершенствование коммуникативных УУД. -Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов. | |
Продукты проекта | -краеведческий материал для классного часа в присутствии родителей; - презентация «Мы помним! Мы гордимся!» |
В преддверии празднования 75-летия Великой Победы проблема нравственно–патриотического воспитания подростков становится одной из актуальных.
Противоречие времени: с одной стороны в СМИ проявляется тенденция фальсификации вопроса о роли России в победе над фашизмом, с другой - в обществе, в т.ч. в школе, активизируется подготовка к празднованию Дня Победы в войне против гитлеровской Германии.
Актуальность проекта: В современной литературе существуют примеры исключения или фальсификации важнейших исторических событий, великих научных свершений, достижений и воинских побед предшествующих поколений, вклада разных народов в развитие общероссийской культуры. Отсутствие общепризнанных, положительных, героических примеров, которыми должно гордиться подрастающее поколение, не способствует созданию системы убеждений в том, что быть патриотом своей страны, является жизненно необходимым.
Этапы работы над проектом:
№ | Этап | Содержание | Сроки |
1 |
|
| Октябрь |
2 | Основной этап |
| 1-2 неделя ноября 1-2 неделя ноября 3-4 неделя ноября |
3 | Заключительный этап | Классный час «Мы помним! Мы гордимся!»
| 9 Декабря |
4. | Рефлексивный этап | Обсуждение итогов проекта | Декабрь |
Госпожа Метелица
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Воздух - музыкант
Притча о гвоздях
Убунту: я существую, потому что мы существуем