Язык и письменность представляют самые важные факторы в образовании культуры любого народа. Когда люди начинают забывать об истоках своего родного языка, то это является самым тяжелым ударом по их родной культуре.
На протяжении практически всей своей жизни люди используют алфавит для чтения и создания различных текстовых документов. Если большая часть старшего населения еще сможет назвать создателей славянской азбуки, то младшее поколение (учащиеся), к сожалению, редко называют имена авторов. В этом заключается актуальность данной темы. Я уверена, что знать прошлое необходимо, потому что эти знания помогают осознать настоящее.
Язык и письменность представляют самые важные факторы в образовании культуры любого народа. Когда люди начинают забывать об истоках своего родного языка, то это является самым тяжелым ударом по их родной культуре.
На протяжении практически всей своей жизни люди используют алфавит для чтения и создания различных текстовых документов. Если большая часть старшего населения еще сможет назвать создателей славянской азбуки, то младшее поколение (учащиеся), к сожалению, редко называют имена авторов. В этом заключается актуальность данной темы. Я уверена, что знать прошлое необходимо, потому что эти знания помогают осознать настоящее.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 1.3 МБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» Исследовательская работа: «Возникновение славянской письменности» Автор проекта: Магарамова Амина, 4 «А» класс Руководитель: Кутлушина Гульнара Зайниевна г. Нефтеюганск 2023 годСлайд 2
Цель : изучение истории возникновения славянской письменности на Руси. Задачи : воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку; предоставить одноклассникам изученный материал в форме презентации на классном часе, внеклассных мероприятиях по русскому языку. Ожидаемый результат: Расширение знаний о возникновении письменности на Руси. Сохранение памяти о создателях славянской письменности. Создание презентации.
Слайд 3
. Этапы работы: посмотреть литературу о возникновении славянской письменности; обратиться за помощью к компьютеру; провести анкетирование среди одноклассников.
Слайд 4
Актуальность. Язык и письменность представляют самые важные факторы в образовании культуры любого народа. Когда люди начинают забывать об истоках своего родного языка, то это является самым тяжелым ударом по их родной культуре. На протяжении практически всей своей жизни люди используют алфавит для чтения и создания различных текстовых документов. Если большая часть старшего населения еще сможет назвать создателей славянской азбуки, то младшее поколение (учащиеся), к сожалению, редко называют имена авторов. Я уверена, что знать прошлое необходимо, потому что эти знания помогают осознать настоящее.
Слайд 5
План работы: 1). Найти в библиотеке необходимую литературу. 2). Составить вопросы и провести анкетирование среди своих одноклассников. 3). С помощью взрослых найти необходимую информацию в сети Интернет. 4). Проанализировать полученные результаты и сделать вывод. 5). Подготовить презентацию. Анкетирование: 1). Как возникла письменность? 2). Кто был создателем первой славянской азбуки? 3). Сколько букв насчитывалось в первой азбуке? 1 вопрос знают -1 чел. не знают -23 чел. 2 вопрос знают -2 чел. не знают -22 чел. 3 вопрос знают -0 чел. не знают -24 чел.
Слайд 6
Первоначально для выражения простых образов и понятий славянами использовалось рисунчатое письмо — пиктография. При помощи сочетания рисунков изображались предметы и действия. Например, кругом изображалось солнце, волнистой линией - вода, крестом - огонь. Возможность передачи информации с помощью рисунчатого письма очень ограниченна, и его смысл расшифровывался, независимо от передачи, звуковым языком. Со временем рисунчатое письмо было заменено слоговым, а затем звуковым — фонетическим.
Слайд 7
Письменность – величайшее достижение человека. У разных народов в алфавите – разное количество букв. В русском – 33, в армянском – 39, в башкирском-42. Сегодня в мире около 5000 разных языков . Как писали славяне? Сохранились свидетельства о том, что у славян была письменность до принятия христианства. К таким свидетельствам можно отнести записи византийских и восточных авторов. Черноризец Храбр , оставивший после себя «Сказание о письменах»
Слайд 8
Черноризец Храбр дал характеристику докирилловской письменности у славян. Он указал на два вида письма — «черты» и «резы», которыми славяне «чтеху» и «гадаху» (скорее всего, это было рисунчатое письмо). Кроме того, по свидетельству Храбра, еще до Кирилла славяне пользовались греческими и латинскими буквами («без устроения»), вероятно, поскольку греческое и латинское письмо не могло передать многие звуки славянской речи.
Слайд 9
Арабский путешественник Ибн Фадлан рассказывал, что был очевидцем похорон «знатного руса», над захоронением которого был насыпан холм. На доске из тополя русы написали имя умершего человека.
Слайд 10
Знаменитый арабский ученый Аль Масуди в 956 г. видел храмы (капища) со славянскими надписями ритуального характера. В русских летописях имеются упоминания о составлении специально для «русов» копий договоров Руси с греками и русские тексты самих договоров в летописи. При всей дискуссионности вопроса о происхождении этой письменности и ее букв учеными высказывается общее мнение о существовании в разных районах, населенных восточными славянами, одного и даже нескольких алфавитов. Ни один из этих — возможно, существовавших — алфавитов не сохранился. А первые из дошедших до нас памятников старославянского языка (конца IX и Х в.) написаны «более поздними» славянскими алфавитами — кириллицей и глаголицей.
Слайд 11
Кириллица Глаголица Обе азбуки почти полностью совпадают по составу, порядку, названию и значению букв, но резко отличаются по их графике. Глаголица характеризуется крючковатостью, замысловатостью. Буквенные изображения кириллицы более чётки и просты . Судьба славянских алфавитов была разной. Сначала оба алфавита существовали параллельно. В дальнейшем алфавит глаголица, как более сложный для написания, был вытеснен у восточных и южных славян кириллицей.
Слайд 12
Князь Ростислав в 863 г. обратился к византийскому правительству с просьбой прислать в Моравию епископа и учителей, которые могли бы распространять христианское вероучение на славянском языке. В результате в Моравию была направлена миссия, во главе которой стояли братья - Кирилл и Мефодий. Кирилл был одним из талантливейших и образованнейших людей своего времени: он знал много языков, много путешествовал. Он стал создателем первой славянской азбуки и первым переводчиком на славянский язык христианских богослужебных текстов с греческого языка. Мефодий проявил себя как прекрасный организатор.
Слайд 13
Хронология 863 г. Кирилл начал работу по составлению славянской азбуки и переводу важнейших богослужебных текстов на славянский язык. Начало славянской письменности, славянской книжности и литературы. 864 г. Миссия во главе с Кириллом и Мефодием отправляется в Моравию. Здесь братья обучают людей славянской письменности и завершают перевод основной христианской литературы. 867 г. Кирилл и Мефодий направляются в Рим, чтобы получить одобрение своей деятельности у папы римского и поддержку в борьбе против немецкого духовенства, препятствовавшего распространению славянской письменности. 869 г. Кирилл умер в Риме в возрасте 42 лет. 885 г. Мефодий умер. Славянский язык запрещен в письменности. Переводы, сделанные братьями и их учениками, были уничтожены.
Слайд 14
Вывод: Единая письменность на Руси возникла с принятием христианства в 988 году, но распространялась задолго до этой даты. Создателями славянской письменности считают братьев Кирилла и Мефодия. 24 мая день памяти Кирилла и Мефодия стал в России всенародным праздником славянской письменности и культуры . Дата открытия: 24 мая 2013 год (г. Сургут)
Слайд 15
Список литературы и интернет ресурсы: 1.Бернштейн С.Б. Константин - философ и Мефодий: // С.Б. Бернштейн. - М.: Изд-во МГУ, 1984 2.Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители: (Кирилл и Мефодий). - М.: Знание, 1989. 3. http://www.philology.ru . 4. http://www.ruscenter.ru .
Басня "Море и река"
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Сказка об одной Тайне
Одна беседа. Лев Кассиль
Два Мороза