В действительности я не ученый, не наблюдатель, не экспериментатор, не мыслитель. По темпераменту я не кто иной, как конкистадор — искатель приключений, если хотите перевести это — со всем любопытством, дерзостью и настойчивостью, свойственной людям этого сорта
Зигмунд Фрейд
С древнейших времен люди обращали внимание на то, что один человек очень спокойный, уравновешенный, а другой – подвижный, бурно на все реагирует. Даже в детстве мы замечаем, что одни из нас подвижные, веселые, настойчивы, а другие медлительны, застенчивы, неторопливы в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Известный педагог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, брызг. Течет второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».
Так почему же люди разные? Наблюдения показывают нам, что все люди различны не только по своей внешности, по своему поведению, движениям. Личность человека неповторима, нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
2._issledovatelskaya_rabota_lyahovoy_v.docx | 63.46 КБ |
XXXIV Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников им. В. С. Игропуло
Секция: психология
Название работы: Темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии.
Автор работы: Ляхова Валерия Николаевна 89054982935, lahovav252@gmail.com Место выполнения работы: с.Дивное, МБОУ СОШ №2, 11 класс Научный руководитель: Самойленко Галина Викторовна, педагог-психолог |
Дивное, 2023
Оглавление
Введение | 3 |
Глава 1. Темперамент. Понятие темперамента. | 5 |
1.1 История развития представлений о темпераменте. | 5 |
1.2 Учение о типах нервной системы. | 6 |
1.3 Темперамент. Типы темпераментов. | 7 |
Глава 2. Экспериментальное исследование, направленное на выявление типов темперамента старшеклассников. | 10 |
2.1 Организация и методы исследования. | 10 |
2.2 Анализ результатов исследования. | 12 |
2.3 Рекомендации для старшеклассников по выбору профессии (особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от темперамента). | 13 |
Заключение | 15 |
Список источников информации | 16 |
Приложения | 17 |
Приложение 1. Основные понятия. | 17 |
Приложение 2. Результаты исследования | 18 |
Приложение 3. Рекомендации для старшеклассников. | 21 |
Введение
В действительности я не ученый, не наблюдатель, не экспериментатор, не мыслитель. По темпераменту я не кто иной, как конкистадор — искатель приключений, если хотите перевести это — со всем любопытством, дерзостью и настойчивостью, свойственной людям этого сорта
Зигмунд Фрейд
С древнейших времен люди обращали внимание на то, что один человек очень спокойный, уравновешенный, а другой – подвижный, бурно на все реагирует. Даже в детстве мы замечаем, что одни из нас подвижные, веселые, настойчивы, а другие медлительны, застенчивы, неторопливы в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Известный педагог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, брызг. Течет второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».
Так почему же люди разные? Наблюдения показывают нам, что все люди различны не только по своей внешности, по своему поведению, движениям. Личность человека неповторима, нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни.
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решённых проблем современной психофизиологии. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при разнообразии подходов большинство исследователей признаёт, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. А свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
Можно предположить, что темперамент влияет на формирование индивидуального стиля деятельности. Иными словами, темперамент, мало поддающийся изменениям в течение жизни, необходимо учитывать и при определении профессионального будущего.
Актуальность работы заключается в возможности учёта индивидуальных особенностей нервной системы (темперамента) при выборе профессии. Человек может добиться высокого уровня социальных и профессиональных достижений, т. к. на успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его соответствие условиям труда.
Методологической основой нашего исследования послужило учение русского физиолога об основных свойствах нервной системы, установил, что темперамент зависит от особенностей свойств нервной системы человека. Он доказал, что представители разных темпераментов отличаются силой, подвижностью и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Объектом исследования является: темперамент в структуре личности. Предметом исследования является влияние особенностей темперамента на стиль деятельности и выбор профессии.
Цель исследования: изучение особенности темперамента учеников 9-10 классов, выявление наиболее ярких качеств личности, свойственных людям с различными темпераментами. Определить влияние качеств личности на стиль деятельности и выбор профессии.
Гипотеза: темперамент оказывает влияние на все сферы деятельности человека: на общение, на поведение, на деятельность, а значит, особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Выявить особенности темперамента учеников 9-10 классов.
3. Определить наиболее яркие качества личности свойственные темпераментам.
4. Разработать рекомендации по учету качеств личности, свойственных людям с различными темпераментами при выборе профессии.
Методы исследования:
Теоретические:
1. Анализ литературных источников
2. Анализ и синтез результатов исследования и наблюдения.
Эмпирические:
1. Метод включенного наблюдения за одноклассниками в различных видах деятельности, с целью выявления личностных особенностей, особенностей поведения.
2. Анкетирование с целью выявления знаний о таком понятии как темперамент.
3. Тест Айзенка (диагностика темперамента).
4. Моделирование (создание рекомендаций и рубрики на сайте «Я и моя профессия», сценарий классного часа)
Практическая значимость определяется возможностью использования рекомендаций по учету качеств личности, свойственных людям с различными темпераментами при выборе профессии.
Так же практическую значимость будет иметь рубрика на школьно сайте «Я и моя профессия», которая поможет старшеклассникам разобраться в мире профессии и сделать правильный выбор, учитывая свои личностные особенности.
Глава 1. Темперамент. Понятие темперамента
Личность человека неповторима! Нет одинаковых людей! Одни люди быстры, порывисты, другие – медлительны, спокойны, невозмутимы со слабо выраженными чувствами. От рождения человек обладает определёнными, присущими только одному ему психологическими свойствами. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента.
Мы знаем, что личность представляет собой уникальное образование, в котором переплетены индивидуально-типические (биологические особенности человека, в том числе свойства его нервной системы) и социальные влияния. В индивидуально – психологических различиях между людьми существенное место занимают динамические характеристики психики.
Под динамическими свойствами подразумевается, прежде всего, степень интенсивности психических процессов и состояний, а также та или иная скорость их протекания. Так, один человек склонен к медлительности, другой - к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому – хладнокровие.
Само слово «темперамент» в переводе с латинского языка означает соотношение частей, соразмерность. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа. Он полагал, что различия между людьми объясняется соотношением в их теле жидкостей (кровь, лимфа, желчь). По его убеждению, у сангвиников преобладает кровь (по латыни «сангвие»), у холериков – жёлтая желчь («холе»), у флегматиков – слизь или лимфа («флегма»), у меланхоликов – чёрная желчь («меланхоле»).
Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом temperamentum – «правильная мера».
Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален разработал типологию темпераментов.
Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выведены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырёх.
В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врождённые и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий.
Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная немецким психиатром Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определённым типом телосложения имеют определённые психические особенности. Большую популярность приобрела концепция темперамента американского социолога У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент – это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией.
1.2. Учение о типах нервной системы
В наши дни ряд отечественных учёных – И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.М. Русалов, П.К Анохин и др. задались вопросом о том, в чём же состоит физиологическая основа темперамента. Ими было выдвинуто учение о типах нервной системы, или о свойствах нервной системы. раскрыл закономерности высшей нервной деятельности, установил, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы. Эти свойства являются наследственными и чрезвычайно плохо поддаются изменению.
Из курса биологии нам известно о роли рефлексов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в скорости и точности образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания.
В своих трудах, посвящённых высшей нервной деятельности, изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. описал основные свойства нервных процессов, которые определяют тип нервной системы. Этими свойствами являются:
· Сила возбуждения.
· Сила торможения.
· Уравновешенность.
· Подвижность.
· Инертность.
Своеобразие комбинаций этих свойств образуют специфические типы нервной деятельности. Наиболее часто встречаются четыре типа. Три из них отнёс к сильным типам, один - к слабому.
Сильный тип нервной системы способен выдерживать очень сильные раздражители, работоспособен.
Слабый тип – чувствительный, восприимчивый, но плохо переносит большие нагрузки.
Уравновешенный или неуравновешенный, а также подвижный или инертный.
В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:
· «безудержный» - сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы, соответствующий темпераменту холерика.
· «живой» - сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствующий темпераменту сангвиника.
· «спокойный» – сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, соответствующий темпераменту флегматика.
· «слабый» – слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы, соответствующий темпераменту меланхолика.
В школе сформировалась идея о том, что тип нервной системы тесно связан с особенностями поведения, составляя физиологическую основу темперамента человека, который является психическим проявлением типа нервной системы.
1.3. Темперамент. Типы темперамента
Особенности протекания психической деятельности зависит от свойств темперамента. Темперамент определяет особенности протекания (динамику) психических процессов:
· скорость восприятия, быстроту ума, длительность сосредоточения внимания.
· Темп и ритм деятельности.
· Силу эмоций, активность воли.
· Стремление человека к контактам с новыми людьми или обращённость к самому себе.
Что же следует понимать под темпераментом? Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения.
Темперамент связан с характером. Но темперамент и характер – не одно и то же. Характер говорит нам об отношениях, переживаниях, поступках человека. Темперамент показывает, в какой форме эти отношения, переживания, поступки проявляются. Можно сказать, что темперамент – внешнее оформление черт характера, их внешний рисунок.
Психологи считают, что в «чистом виде» каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных их типов. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны, потому что они в наибольшей степени связаны с особенностями высшей нервной деятельности.
Если о характере человека можно говорить «хороший», «плохой», то положительных или отрицательных темпераментов не бывает. Существует психологическая трактовка темперамента: каждый из четырёх типов темперамента определяется на основании некоторых характерных психологических особенностей.
Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность. Замедленный и спокойный темп работы для холериков не подходит. Для них больше подходит работа, требующая немедленного исполнения.
Сангвинический тип. Сангвиник быстро приспособляется к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Легко переживает неудачи и неприятности. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность, а в некоторых случаях – беззаботность, поверхностность, непостоянство. Любят новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегают разнообразия, шаблонов работы. Легко переживают неудачи. У сангвиников хорошая работоспособность. Больше всего им подходит работа, требующая быстроты реакции и уравновешенности.
Флегматический тип. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило, флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
Меланхолический тип. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, впечатлительность, склонность к глубоким переживаниям, лёгкая ранимость, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это, как правило, малообщительные, тревожные люди. Предаёт большое значение мелочам. Склонен к внутренним переживаниям. Болезненно и долго переживает неудачи. Склонен недооценивать свои силы и переоценивать препятствия. Для меланхолика подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа.
Как видно из приведённых описаний, каждый тип темперамента имеет оттенки положительных и отрицательных характеристик.
Знаменитый английский психолог Ганз Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности, как интроверсия – экстраверсия и эмоциональная стабильность – нейротизм.
Показатель «интроверсия – экстраверсия» характеризует индивидуально – психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир(интроверсия).
Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, стремление «быть среди людей», импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптивность.
Интровертам присущи: необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу.
Показатель нейротизма характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости (стабильности). Показатель этот биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся высокой эмоциональной устойчивостью, прекрасной адаптивностью, а на другом – нервозные, неустойчивые и плохо адаптированные индивиды.
Выводы:
1. К изучению темперамента обращались многие учёные: это и древнегреческий врач Гиппократ, немецкий ученый Э. Кречмер, русский физиолог И.П.Павлов.
2. Итак, под темпераментом понимают такие качества психики, которые определяют особенности нашего поведения. У каждого из нас есть своя манера работать, общаться с людьми, отзываться на события, переживать радости и огорчения. Темперамент в «чистом виде» встречается редко, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
3. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Характерными особенностями темперамента являются:
· Целостное постоянство индивидуально – психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи).
· Свойства темперамента, объединенные в определённые структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности.
4. описал основные свойства нервных процессов, которые определяют тип нервной системы. Этими свойствами являются: сила возбуждения, сила торможения, уравновешенность, подвижность, инертность.
5.Выделяют следующие типы темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.
Глава 2. Экспериментальное исследование, направленное на выявление типов темперамента старшеклассников
2.1. Организация и методы исследования
Данное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №2. В исследовании принимали участие 40 человек - ученики 9-11 класса.
В своем исследование мы поставили следующие практические задачи:
· Выявить особенности темперамента учеников 9-10 классов
· Определить наиболее яркие качества личности свойственные темпераментам
· Разработать рекомендации по учету качеств личности, свойственных людям с различными темпераментами при выборе профессии
· Создать рубрику на школьном сайте «Я и моя профессия».
В своем исследование мы будем применять следующий комплекс методов и методик:
· Метод включенного наблюдения за одноклассниками в различных видах деятельности. Это позволит нам выделить некоторые качества личности, которые присущи каждому из типов темперамента.
· Анкетирование. Цель: выявление знаний об особенностях своего темперамента.
· Тест Айзенка, направленный на диагностику темперамента
· Тест «Формула темперамента» автор А. Белов. Тест позволяет определить процентное соотношение типов темперамента, присущее конкретному человеку.
· Моделирование: создание рекомендаций.
Последовательность действий:
1. Наблюдение за одноклассниками в различных видах деятельности.
2. Тестирование учащихся школы
3. Количественный и качественный анализ тестирования
4. Анкетирование учеников, родителей и сотрудников школы.
5. Обработка анкетных данных
6. Написание первичных выводов (наиболее значимых результатов исследования). Разработка рекомендаций
7. Апробация результатов (подтверждение или опровержение гипотезы) – проверка рекомендаций на базе исследования
8. Написание окончательных выводов и рекомендаций.
Формы записей результатов:
· Для анкетирования: таблица обработки данных анкеты
· Для тестирования: таблица, рекомендованная для фиксации результатов теста.
Первичная обработка, анализ и представление результатов исследования (эксперимента);
Ø Внесение полученных результатов исследования в соответствующие формы записей.
Ø Схематическое, графическое, иллюстративное представление результатов (подготовка приложений)
Ø Написание выводов
Написание рекомендаций по выбору профессии в соответствии с темпераментом.
Апробация результатов исследования (эксперимента) - подтверждение гипотезы будет проходить на классном часе «Правильный выбор профессии – это важно».
Описание методов исследования:
Описание теста Г. Айзенка. Тест содержит 60 вопросов, на которые надо дать либо положительный, либо отрицательный ответ.
Цель: раскрыть особенности и преимущества каждого из типов темперамента. Обработка результатов проводится по шкале экстраверсия – интроверсия и по шкале эмоциональная стабильность.
Включённое наблюдение проводились по следующим параметрам:
эмоциональная позиция в общении, особенности речи, мимика, движения.
2.2. Анализ результатов исследования
Описание результатов включённого наблюдения за одноклассниками в различных видах деятельности.
Наблюдения проводились по следующим параметрам: эмоциональная позиция в общении, принятие решения, особенности речи, мимика, движения, походка, выражение лица.
В ходе проведения включённого наблюдения нами были выделены следующие результаты (Приложение 1).
Описание результатов, полученных в результате тестирования учеников Тест Айзенка.
В исследовании принимали участие 40 человек. Дата проведения 20.02.23г.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
Таблица № 2. Результаты теста Айзенка.
Типы темперамента. | Качества личности. | Количество |
Холерический экстраверт | · Раздражительный · Агрессивный · Импульсивный · Оптимистический · Лидирующий · Активный. | 3 |
Сангвинический экстраверт | · Общительный · Открытый · Разговорчивый · Инициативный · Весёлый · Уравновешенный · Раскованный | 35 |
Меланхолический интроверт | · Обидчивый · Тревожный · Впечатлительный · Пессимистический · Необщительный | 0 |
Флегматический интроверт | · Пассивный · Старательный · Миролюбивый · Спокойный | 2 |
Проанализировав полученные результаты включённого наблюдения и теста Айзенка, можно сделать следующие выводы:
1. По результатам наблюдения выделились группы учеников, имеющие одинаковые динамические и эмоциональные проявления, особенности речи, темп движения. Эти группы примерно соответствуют тем преобладающим типам темперамента, которые мы выявили при помощи теста Айзенка.
Преобладание холерического типа темперамента выявлено у: 3 чел.
Преобладание сангвинического типа темперамента выявлено у: 35 чел.
Преобладание меланхолического типа темперамента не выявлено.
Преобладание флегматическогого типа темперамента выявлено у: 2 чел.
2.3. Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от типа темперамента
Прикладное значение учения о темпераменте, как отмечал, заключается в определении тех негативных и положительных черт, которые дают о себе знать в собственном поведении.
Например, холерику надо всегда помнить, что его активность может носить разрушительный характер. Сангвинику необходимо, особенно в важных вопросах, быть немного посерьёзнее; флегматику не забывать, что желательно действовать несколько быстрее, меланхолику – уметь отличать неурядицы от катастроф, неудачи от беды.
Из наблюдений видно, насколько не похожи и своеобразны проявления поведения и психических свойств у каждого из типов темперамента. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в труде.
Так, особая подвижность, сангвиника может принести выгоду, если работа требует от него смены общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Нужно иметь в виду, что сангвиникам часто недостаёт терпения и настойчивости. Им подойдут такие профессии как: брокер, дизайнер, имиджмейкер, врач.
Холерики предпочитают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных действий. Они стремительны, выносливы и работоспособны, быстро переключаются, любят работу, связанную с перемещением, сменой впечатлений, стремятся лидировать в групповой деятельности. Им подойдут следующие профессии: риэлтор, менеджер, творческие профессии.
У флегматиков обнаруживается стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого распорядка, а некоторую замедленность, несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием и педантичным контролем. Они предпочитают занятия и операции, включающие статичные позы, медленные и плавные движения, добиваясь в такой работе больших результатов.
Меланхолики меньше устают и раздражаются, чем представители других типов темперамента, при выполнении однообразных действий. Однако при больших нагрузках они быстро устают, и работоспособность их снижается. Им также противопоказаны стрессовые ситуации, требующие быстрого принятия решений.
Люди разных темпераментов могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности за счёт выработки индивидуального стиля, своих особенных приёмов и способов работы.
Интроверту не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше.
Меланхолик, обладающий слабым типом нервной системы, при сильных стрессах может растеряться, потерять самоконтроль (в связи с запредельным торможением нервной системы) и оказаться не в состоянии принять необходимое решение. Поэтому меланхолику не желательно, например, работать водителем на общественном транспорте. Однако меланхолики могут стать выдающимися деятелями искусства, из них часто получаются хорошие педагоги. Для людей с преобладанием меланхолического темперамента подойдут профессии: дегустатор, декоратор, художник, артист.
Флегматику не подойдёт деятельность, связанная с необходимостью быстрого переключения: если это медицина, то они, скорее, будут хорошими терапевтами, чем хирургами; если экономика – то роль главного бухгалтера получится значительно лучше, чем менеджера. Здесь подойдут следующие профессии: страховой агент, администратор, логистик, нотариус, педагог.
Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждениях и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. д.
Каким же образом темперамент влияет на успешность выбора профессиональной деятельности?
Можно предположить, что темперамент влияет на формирование индивидуального стиля деятельности. Иными словами, темперамент, мало поддающийся изменениям в течение жизни, необходимо учитывать при определении профессионального будущего, что и говорит о подтверждении нашей гипотезы.
Заключение
Темперамент занимает одно из центральных мест в структуре личности. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально – устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности.
Тем не менее, темперамент и сегодня остаётся во многом спорной и нерешённой проблемой. Однако при всём многообразии подходов к проблеме, учёные и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, поэтому свойства темперамента устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Анализируя литературу, можно сказать, что темперамент - это качество личности, которое формируется на основе его типа нервной системы и определяет в значительной мере стиль его деятельности. Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности.
Психологи выделяют несколько компонентов темперамента:
· Общая активность индивида.
· Моторика.
· Эмоциональность.
Научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог в своём учении об основных свойствах нервной системы. установил, что темперамент зависит от особенностей свойств нервной системы человека. Он доказал, что представители разных темпераментов отличаются силой, подвижностью и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырём темпераментам: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
Темперамент человека ярко проявляется в деятельности и отражается на внешней манере поведения, в познавательной деятельности, сфере чувств, в характере умственной деятельности, особенностях речи. Каждому типу темперамента свойственны определённые качества личности, которые в свою очередь определяют принадлежность к тому или иному типу темперамента.
Следует учитывать, что темперамент влияет на формирование индивидуального стиля деятельности. Темперамент необходимо учитывать при определении своего профессионального будущего.
Список источников информации
1. Основы психологии для старшеклассников.- М.: Владос, 2001г.-224с
2. Батаршев и свойства высшей нервной деятельности.- М.: Сфера, 2002 г. -87 с.
3. Батуева . Человек. Учебник для общеобразовательных заведений.- М.: Дрофа,.2002 гс.
4. Гиппенрейтер индивидуальных различий. - М.: Из-во МГУ, 1982 гс.
5. Маклаков психология.- С –Пб.: Питер, 2002 гс.
6.Мижериков -педагагический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов Н/Д.: «Феникс», 199с.
7. Рогов психология.- М.: Владос, 1998 гс.
8.Теплов и психофизиология индивидуальных различий - М.:1998 гс.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Основные понятия: Темперамент - это индивидуально особенности человека, которые определяют динамику его психической жизни.
Характер - это отношение человека к миру, к людям, к самому себе.
Типы темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик
Уравновешенность нервных процессов- это равновесие процессов возбуждения и торможения.
Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.
Личность - человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений. Физиологической основой формирования психических особенностей личности является развитие высшей нервной деятельности (ВНД). От типа ВНД в известной мере зависит форма проявления тех или иных черт личности, т. е темперамент человека.
Под структурой личности понимают: направленность, способности, темперамент
Сила нервных процессов, т. е. сила процессов возбуждения и торможения. От этого свойства зависит работоспособность клеток коры головного мозга их выносливость. Это свойство характеризует способность нервной системы человека выдерживать большие нагрузки и раздражители. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т. е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения отражает работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию условных тормозных реакций.
Уравновешенность нервных процессов (степень соответствия силы возбуждения силе торможения) возбуждения и торможения регулирует их соотношение, т. е. они могут быть либо уравновешенными между собой – одинаковой силы, либо какой-то из них доминирует. Уравновешенность нервных процессов – это равновесие процессов возбуждения и торможения.
Подвижность нервных процессов (способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде) является показателем быстроты смены возбуждения и торможения.
Инертность – противоположность подвижности. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.
Приложение 2.
Диагностические методики
Тест Айзенка.
Инструкция: Все вопросы касаются описания человеческих особенностей. Подумай, насколько это «про тебя». Честно ответь «да» или «нет», не раздумывая. На бланке ответов напротив номера вопроса напиши «плюс», если ответ «да» и «минус» если ответ «нет».
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?
4. Бывает ли так, что ты раздражен(а) чем-нибудь?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствовал(а) себя несчастным (несчастной), хотя для этого не было настоящей причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
12. Ты когда-нибудь нарушал(а) правила поведения в школе?
13. Верно ли, что ты часто раздражен(а) чем-нибудь?
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь "нет").
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20. Ты когда-нибудь говорил(а) неправду?
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22.ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь себя усталым (усталой)?
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
25. Ты обычно весел(а) и всем доволен (довольна)?
26. Обидчив(а) ли ты?
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?
42. Если ты оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить "нет", когда тебя о чем-нибудь просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Был(а) ли ты когда-нибудь груб(а) с родителями?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53. Бываешь ли ты совершенно уверен(а), что сможешь справиться с делом, которое должен (должна) выполнить?
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким (одинокой)?
55. Ты стесняешься заговорить первым (первой) с новыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым (веселой) или печальным (печальной) без всякой причины?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал(а) что-нибудь не подумав?
Таблица №1. Результаты наблюдений за одноклассниками.
№ | Фамилия, имя | Эмоциональная Позиция в общении | Особенности речи, мимика | Походка, выражение лица. |
1. | Уравновешенный | Богатая мимика | Быстрая, лицо живое. | |
2. | пассивен | немногословен | Замедленная, спокойное | |
3. | Стремиться к общению | Живая, остроумная, мимика богатая | Игривое, быстрая походка | |
4. | Общается много | Речь быстрая, мимика богатая | Стремительная, живое лицо | |
5. | Стремиться к общению | Живая, громкая, остроумная, мимика богатая | Игривое, быстрая, лёгкая походка | |
6. | Раскованный, весёлый | Быстрая, мимика богатая | Быстрая, лицо живое | |
7. | Стремиться к общению | Живая, мимика богатая | Игривое, быстрая походка | |
8. | пассивна | немногословна | Замедленная, спокойное | |
9. | В общении доминирует | Богатая мимика, речь быстрая | Быстрая, лицо живое. | |
10. | Стремиться к общению | Живая, мимика богатая | Игривое, быстрая походка | |
11. | Пассивен | Спокойная, рассудительная, мимика бедная | Неторопливая, спокойное лицо | |
12. | Стремиться к общению, импульсивный | Живая, мимика богатая | Игривое, быстрая походка | |
13. | Стремиться к общению | Живая, мимика богатая | Игривое, быстрая походка | |
14. | Открытая, общительная | Рассудительная, спокойная мимика | Быстрая походка, лицо живое |
Приложение 3.
Рекомендации для старшеклассников по учёту свойств нервной системы (темперамента) при выборе профессии.
Холерики предпочитают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных действий. Они стремительны, выносливы и работоспособны, быстро переключаются, любят работу, связанную с перемещением, сменой впечатлений, стремятся лидировать в групповой деятельности. Им подойдут следующие профессии: риэлтор, менеджер, творческие профессии.
Особая подвижность, сангвиника может принести выгоду, если работа требует от него смены общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Нужно иметь в виду, что сангвиникам часто недостаёт терпения и настойчивости. Им подойдут такие профессии как: брокер, дизайнер, имиджмейкер, врач.
У флегматиков обнаруживается стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого распорядка, а некоторую замедленность, несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием и педантичным контролем. Они предпочитают занятия и операции, включающие статичные позы, медленные и плавные движения, добиваясь в такой работе больших результатов. Здесь подойдут следующие профессии: страховой агент, администратор, логистик, нотариус, педагог.
Меланхолики меньше устают и раздражаются, чем представители других типов темперамента, при выполнении однообразных действий. Однако при больших нагрузках они быстро устают, и работоспособность их снижается. Им также противопоказаны стрессовые ситуации, требующие быстрого принятия решений. Для людей с преобладанием меланхолического темперамента подойдут профессии: дегустатор, декоратор, художник, артист
Люди разных темпераментов могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности за счёт выработки индивидуального стиля, своих особенных приёмов и способов работы.
Интроверту не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше.
Меланхолик, обладающий слабым типом нервной системы, при сильных стрессах может растеряться, потерять самоконтроль (в связи с запредельным торможением нервной системы) и оказаться не в состоянии принять необходимое решение. Поэтому меланхолику не желательно, например, работать водителем на общественном транспорте. Однако меланхолики могут стать выдающимися деятелями искусства, из них часто получаются хорошие педагоги.
Флегматику не подойдёт деятельность, связанная с необходимостью быстрого переключения: если это медицина, то они, скорее, будут хорошими терапевтами, чем хирургами; если экономика – то роль главного бухгалтера получится значительно лучше, чем менеджера.
Сценарий круглого стола: «Выбор профессии – это важно».
Цель: познакомить старшеклассников с миром профессий, условиями труда, предполагаемой профессии. Дать рекомендации, которые необходимо учитывать при выборе профессии.
Оснащение: мультимедийная презентация, буклеты.
Ход мероприятия: выступление Ляховой Валерии о классификации профессий, о выборе профессии, об ошибках в выборе профессий.
Дискуссия на тему «Выбор профессии это важно?».
[1] Маклаков психология.- СПБ.: Питер, 200с.
[2] Теплов и психофизиология индивидуальных различий - М.:1998 гс.
[3] Маклаков психология.- СПБ.: Питер, 200с.
[4] Мижериков -педагагический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов Н/Д.: изд.- во «Феникс», 199с.
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Шум и человек
Заяц-хваста
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью