Индивидуальный проект ученицы поможет выпускникам 9 классов при выборе темы для собственного индивидуального проекта.
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_soderzhanie_i_znachenie_plakatov.docx | 30.92 КБ |
СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПЛАКАТОВ
Руководитель проекта: Елаева Ирина Владимировна
Ученица: Пономарева Анастасия Александровна
9 «Б» класс
Город Улан-Удэ, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение …………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Плакат как жанр изобразительного искусства ………………………………….. 3
Глава 2. Плакаты СССР …………………………………………………….…………....…. 4
Глава 3. Плакаты нашего времени ………………………...………………………………. 5
Общие выводы и заключение ……………………………………………………………… 5
Список использованной литературы и источников ………………………………………. 6
Приложение ……………………………………………………………………….………… 6
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время очень часто можно услышать упоминания о Советском Союзе, о братстве народов, о патриотизме граждан, особенно в период Великой Отечественной Войны. По-прежнему остаются актуальными фильмы того периода, а многие из них переснимаются в настоящее время с актерами нового времени.
Большую значимость для понимания духа советского периода имеет плакатное искусство. Этой теме посвящено достаточно большое количество изданий, таких как книга издательства «Белый Город», посвященная плакатам советского времени, в которой были собраны наиболее известные и яркие работы, призывающие к труду, правильному и здоровому образу жизни, направленные на воспитание хороших привычек у детей, а также плакаты политического и пропагандистского толка. Также интересны издания «Конструктивизм в советском плакате» и «Русский плакат. Избранное» от Контакт-культуры, в которых собраны наиболее значимые работы, составившие «золотой фонд» русского плаката. Такие книги производят впечатление на широкий круг читателей, специалистов в области изобразительного искусства, музейного дела и рекламы.
Актуальность темы обусловлена популярностью в настоящее время среди российских и иностранных дизайн-школ конкурсов для плакатистов и иллюстраторов. Проводятся выставки и фестивали таких работ, в том числе на площадке моей художественной школы. Интерес вызывают работы, отличающиеся выразительными средствами, концептуальной связью с содержанием, игрой смыслов.
Исходный замысел проекта заключается в том, чтобы рассмотреть смысловое содержание плакатов в советский и современный периоды, выявить разновидности плакатного искусства и проследить связь с конкретными историческими событиям, происходящими в стране.
Задачами проекта являются: изучение литературы об искусстве плаката, сбор материалов из разных источников, создание собственного плаката.
Методами исследования являются изучение литературы в сети Интернет, поиск и обработка информации о конкурсах и фестивалях, сравнительный анализ.
Практическая значимость проекта заключается в том, что он может быть использован в качестве дополнительного пособия учащимися художественных школ и любителями плакатного искусства.
ГЛАВА 1. ПЛАКАТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Плакат — вид изобразительного искусства, разновидность прикладной печатной графики в виде наглядной информации рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера. Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: плакат (нем. Plakat) – вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных или учебных целях. А большой словарь иностранных языков определяет плакат (лат. placatum) как большой цветной рисунок с кратким текстом, вывешиваемый на улице или в общественном помещении с целью объявления о чем-либо или рекламы.
Таким образом, все определения сводятся к тому, что плакат содержит броское изображение и яркий заголовок или призыв.
К особенностям плакатов можно отнести то, что они понятны и доступны зрителям, легко и быстро воспринимаются и запоминаются, отличаются лаконичностью изображения. В них часто используется художественная метафора, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах.
Задачами художника-плакатиста являются освобождение композиции от того, что затрудняет восприятие ее смысла, сокращение числа красок и количества деталей.
ГЛАВА 2. ПЛАКАТЫ СССР
Советские плакаты – один из самых распространенных видов изобразительного искусства в СССР. Они были направлены на разъяснение определённого вопроса в доступной форме и являлись средствами агитации и пропаганды, воздействующими на сознание и настроение людей. Смыслы искусства плакатов были понятны каждому, а изображения сопровождали лозунги - короткие, броские и запоминающиеся тексты, призывающие к действию.
Содержавшаяся в плакатах пропаганда сочетала общечеловеческие ценности: свободу, справедливость, патриотизм, призывы к здоровому образу жизни, учебе и труду.
Классификация плакатов СССР: развивалось несколько видов плакатов, такие как политический, военный, просветительский, рекламный, трудовой.
Общественно-политические плакаты посвящались государственным праздникам, лидерам Коммунистической партии и крупным государственным деятелям – Ленину, Сталину, Ворошилову, Дзерджинскому, Калинину, Хрущёву и Брежневу; важным политическим событиям в стране - партийным съездам и конференциям, выборам. В них подчёркивалась важная роль коммунистической партии, отмечалась положительность и своевременность принятых решений, направленных на улучшение жизни советских людей. Выдающимся мастером советского политического плаката являлся Виктор Борисович Корецкий (1909 – 1998 годы), который использовал для работы над плакатом фотографии.
Военные плакаты играли одну из самых важных ролей. Во время Великой Отечественной войны плакаты распространялись с большой скоростью. Они формировали в людях уверенность в победе, помогали выстоять в эти тяжелые времена, давали поддержку и надежду на лучшее. Первоочередной задачей военного плаката была мобилизация народа на борьбу с врагом. Перед авторами таких плакатов стояла задача вселить ненависть к врагу и убедить народ в победе. Некоторые из военных плакатов были грубыми и карикатурными. Одним из самых ярких художников-плакатистов данного типа являлся Ираклий Моисеевич Тоидзе (1902 – 1985 годы), знаменитый плакат которого («Родина-мать зовет!») прямо перекликался с плакатом другого художника-плакатиста времен Гражданской Войны Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?».
К агитационно-просветительским плакатам относятся плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни и соблюдение личной гигиены, отказ от вредных привычек, спорт и спортивные мероприятия, соблюдение правил безопасности, культурное просвещение и преодоление безграмотности, успеваемость в учёбе, улучшение служебных обязанностей. Также были распространены плакаты о борьбе с хулиганством и аморальным поведением. Для детских садов и школ выпускались плакаты о прилежании и успеваемости в учёбе, о дисциплине и правильном поведении, образцовых октябрятах и пионерах. Огромное количество плакатов были направлены на пропаганду техники безопасности на производстве и транспорте, в быту, во время отдыха. Плакат такого плана – необходимый элемент в деле просвещения и приучения нации к чтению и образованию. Важный вклад в создание плакатов внес Виктор Иванович Говорков (1906 – 1974 годы), создавший плакат «Нет!».
Одной из разновидностей агитационно-просветительских плакатов являются плакаты, призывающие к труду, которые содержали мотивирующие лозунги к добросовестной работе, демонстрировали понятные обществу ориентиры: труд - это хорошо, а безделье – это плохо.
В СССР в большом количестве выпускали разнообразные рекламные плакаты. Они рекламировали продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки, одежду и обувь, бытовую технику, мебель, канцтовары, украшения, косметику и парфюмерию, средства гигиены, магазины и рестораны, личный транспорт, услуги. Один из видов таких плакатов – туристический, призывал развивать туризм, путешествовать по стране, рекламировал курорты, санатории, профилактории, базы отдыха. Другая разновидность рекламных плакатов занималась распространением культурно-развлекательных мероприятий: театральных спектаклей, кино, цирковых представлениях, оперы, балета, концертов. Видным советским рекламным плакатистом был Дмитрий Анатольевич Буланов.
ГЛАВА 3. ПЛАКАТЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Искусство плаката популярно и в наше время. В этой технике работают тысячи мастеров. Если раньше художники-плакатисты печатали свои работы в типографиях, то современные интернет-технологии дают возможность тиражировать работы в плакатной технике массово и без особых затрат. Современный человек воспринимает информацию визуально, ценит доходчивость и избегает длинных текстов.
На современные плакаты оказывает влияние технический прогресс, государственная власть, развитие культурной жизни страны. Они являются не только средством рекламы, политической агитации и информации, но и часто создаются для создания праздничного оформления: большой популярностью пользуются свадебные плакаты, плакаты, посвященные 23 февраля, 8 марта, Новому году и другим праздникам. Многие дизайнеры используют плакаты для оформления интерьера при создании своих авторских проектов.
Самым популярным остается рекламный плакат, который стал одним из эффективнейших средств продвижения товаров и услуг, ведь в нем сочетаются броский, запоминающийся внешний вид, информативность и высокие рекламные свойства. Они часто встречаются в повседневной жизни и получили очень широкое распространение в магазинах, аптеках, развлекательных и торговых центрах, кинотеатрах, выставках.
Популярность плакатов подтверждается проведением тематических конкурсов и выставок. Так, при поддержке Министерства культуры России раз в два года проводится Всероссийский конкурс плаката проекта «Россия. Третий путь», задача которого состоит в поиске творческих решений, воплощенных в визуальных образах в жанре плаката, пригодных для воспроизведения массовым тиражом. В 2021 году этот конкурс проводился в пятый раз и назывался «В единстве – сила!». По итогам конкурса была сформирована выставка и выпущено издание в виде красочного буклета.
Крупным культурно-образовательным проектом, посвященным шрифту, типографике и плакатному искусству, является Московский международный фестиваль Typomania, проводимый с 2012 года, цель которого заключается в популяризации шрифтовой культуры, бережному отношению к традициям, поддержка экспериментальных проектов, внимание к букве, слову, языку. В 2019 году прошла выставка «44 кириллических типо-плакатов», в которой принимали участие плакаты 2017 – 2019 годов, содержащие кириллические буквы.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уникальность советских плакатов подтверждается их популярностью в настоящее время, свидетельством чего является выпуск современных изданий о плакатах периода СССР, организация выставок на площадках различных музеев и библиотек, в том числе в субъектах Российской Федерации. Так, в ноябре 2021 года в Национальной библиотеке Республики Бурятия была представлена выставка советских плакатов и афиш, изданных в Бурятии, на колторой были представлены работы таких известных бурятских живописцев и графиков, как Окладников А.А., Рудь Т.А., Стариков И.И., Дульбеев К.А., изданные в 1960 годах.
Плакаты в наше время по-прежнему остаются актуальными и популярными, несмотря на то что видоизменились по сравнению с советским периодом. Плакаты – это жанр искусства с большой степенью коммуникативного воздействия. По мнению председателя Союза художников России Андрея Ковальчука «в XXI столетии по-прежнему востребованы все ипостаси плакатного искусства – театральное, рекламное, политическое, и каждое из этих направлений требует от авторов большого профессионализма».
Сегодня плакаты являются наиболее распространенным видом рекламы, который имеет большие преимущества, связанные с их ярким и привлекательным дизайном, а также качеством полиграфии. Перспективы плаката связаны с его качествами рекламного носителя, к которым относится визуальный образ, слоган, выделяющийся дизайн, выразительность и колоссальная энергия и кратковременность воздействия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТОРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Бархатова И.В «Конструктивизм в советском плакате», издательство «Контакт-культура», 2017 год, 248 страниц
Толстая Т.Н. «Русский плакат. Избранное», издательство «Контакт-культура», 2014 год, 176 страниц
Шклярук А.Ф. «Виктор Корецкий. Советский политический плакат 1928 – 1983 год», издательство «Контакт-культура», 2019 год, 216 страниц
Шклярук А.Ф., Снопков П.А. «Советский рекламный плакат 1923 - 1941», издательство «Контакт-культура», 2020 год, 256 страниц
Климова Е., Макарова Д. «Ученье – свет. Просветительский и книгоиздательский плакат из собрания русского музея», издательство ФГБУК Государственный русский музей, 2020 год, 120 страниц
Шклярук А.Ф., Снопков П.А., Снопков А.Е. «Реклама в плакате. 1868 – 1978», издательство «Контакт-культура», 2018 год, 256 страниц
Карев М.И. «Плакаты Великой Отечественной Войны», издательство «Контакт-культура», 2015 год, 176 страниц
«Трамвай искусств» коллекция советских плакатов, электронный ресурс https://tramvaiiskusstv.ru/
«Gallerix» картинная галерея, электронный ресурс https://gallerix.ru/
«Конкурс плаката «Россия. Третий путь»», электронный ресурс https://tretyput.ru/konkurs-plakata
«Советский плакат как зеркало эпохи. Из фондов Национальной библиотеки Республики Бурятия», электронный ресурс http://nbrb.ru
Большой энциклопедический словарь
Большой словарь иностранных языков
ПРИЛОЖЕНИЕ
Использованные плакаты:
Волшебные звуки ноктюрна
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Две снежинки
Лавовая лампа