По своему усмотрению природа «расписывает» бересту, украшая причудливыми наплывами, завитками и сочетаниями штрихов. Не каждый может создать свое полотно, не нарушив гармонии естественного рисунка.
Гипотеза: Как нельзя лучше, подходит берестовая кора для холста художнику. Она придает работам объемности, бархатистости, воздушности, и кажется, что картины, которые выходят из-под руки мастера, дышат.
Цель: изучить работу с берестой и выявить его особенности на примере выполнения панно «Цветы».
Задачи:
• Ознакомиться с таким материалом как береста.
• Выявить декоративные и живописные элементы в росписи
• Ознакомиться с историей и выполнить работу на бересте по иллюстрациям
• Получить навыки исследовательской работы.
Метод исследования: сравнительно-исторический анализ с использованием методов наблюдения, сопоставления и обобщения.
Ожидаемые результаты: исследование, дальнейшее использование на уроках ИЗО, технологии.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_panno_iz_beresty.pptx | 2.78 МБ |
gorbunov._i._beresta.docx | 987.61 КБ |
Слайд 1
Изготовление панно из бересты «Цветы» Горбунова Ивана ученика 4А класса МОУ СОШ N14Слайд 2
Для того, чтобы погрузиться в мир мастеров декоративно-прикладного творчества мы решили своими руками смастерить панно из бересты , использовав способ декорирования аппликацию. Нашли листы бересты, расслоили их. Дело это кропотливое, не требующее спешки.
Слайд 3
Далее придумали примерный рисунок нашей картины и начали вырезать из тонких листов бересты заготовки для аппликации. Сложили заготовки в примерный рисунок ,а потом на заготовленный спил дерева,у нас это ольха
Слайд 4
С помощью клеевого пистолета мы начали склеивать элементы бересты, листики сами хорошо закручиваются , придавая картине причудливость и объем!
Слайд 5
Вот такое панно у нас получилось! При желании можно выкрасить спил дерева лаком по дереву, придав ему разные оттенки от темного, до светлого.
Слайд 6
Спасибо за внимание!
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………….2
Строение и свойства бересты……………………………………………………………….……..3
Зарождение и развитие промыслов декоративной обработки бересты……………………..….4
Способы декорирования изделий из бересты……………………………………………….....…6
Заключение………………………………………………………………………………………...12
Список литературы………………………………………………………………………………..13
Введение
Как бы быстро не развивалось производство, технологии, изделия, созданные руками мастера, всегда будут привлекать внимание. История ремесел огромна. Еще много можно узнать из народной памяти. То, что мы видим в музеях, - малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как они работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование, поделки из природного материала – наиболее интересные и эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках развивает пространственное воображение, конструкторские и творческие способности. В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от родителей - к детям в процессе наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городской цивилизации такая преемственность прервалась. В какой-то мере сохранить традиции, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта, а также способствовать решению вопросов гармоничного развития и творческой самореализации детей, призвана данная научно - практическая работа. Так же в нашей работе мы попробуем сами смастерить изделие из бересты ,как это делали в стародавние времена наши предки.
Строение и свойства бересты
Береста – наружная часть коры березы.
Береста состоит из множества тонких, полупрозрачных, но прочных и плотных слоев. Слои гладкие, легко разделяются друг от друга, имеют белую, желтоватую, розоватую, коричневатую, зеленоватую окраску.
Слои бересты нарастают каждый год. Самые молодые расположены у ствола, старые – снаружи. Внутренний слой снятой бересты при изготовлении изделий считается лицевым. Он имеет приятную, слегка глянцевую поверхность и насыщенный золотисто-желтый цвет.
На поверхности бересты в поперечном направлении ствола расположены сосуды, предназначенные для дыхания ствола. Они носят название «чечевички». Весной и летом они открыты, осенью и зимой – закрыты. Более прочная и водонепроницаемая береста осенью, когда чечевички закрыты. Помимо своей прямой роли – обеспечения дыхания, чечевички обладают разными размерами и формой, придают бересте особую декоративность и выразительность..
Как поделочный материал, береста обладает рядом декоративных, физико-механических и технологических свойств, которые делают возможными ее утилитарное использование и декоративную обработку.
К декоративным свойствам бересты относят:
К физико-механическим свойствам бересты относят:
Гидро- и теплоизоляция – способность сопротивляться проникновению жидкости, а также изолировать прилегающую среду от воздействия тепла. Эти свойства бересты обусловили изготовление из нее туесов, обладающих свойствами термоса, подставок под горячие предметы, использование ее при строительстве в качестве гидроизолятора.
Технологические свойства - это свойства, накладывающие отпечаток на процесс обработки бересты. К ним можно отнести
· Пластичность
· Простота обработки бересты
· Легко тонируется и окрашивается
Мягкость и гибкость
· Легко прорезается
Помимо названных свойств, береста обладает еще рядом достоинств
· Бактерицидность – способность убивать действие болезнетворных микроорганизмов, это важно при изготовлении посуды для хранения пищевых продуктов, использовании бересты в народной медицине, устроительстве.
Доступность – береза распространена на практически всей территории России, Беларуси. Украине, в европейских странах, заготовка и обработка ее достаточны просты и нетрудоемки.
Зарождение и развитие промыслов декоративной обработки бересты
Изделия из бересты известны с давних времен. Их изготовление считается одним из древнейших ремесел и является исконно славянским промыслом. Этот практичный и легко доступный материал давно использовался в быту сельских жителей.
Бересту использовали в строительстве для защиты домов от холода и сырости. Ее подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в нее не проникала влага. Берестяные пласты, соединив их какими-либо животными волокнами (конский волос, жилы животных), использовали для покрытия жилища народов Севера России. В Древнем Новгороде расписной берестой украшали стены жилища. Русские крестьяне, проживающие в южных районах страны, берестой обивали ямы, предназначенные для хранения зерна.
Берестой отбивали лодки, делали из нее поплавки и другие рыбацкие снасти. Она служила отличным материалом для изготовления влагостойкой обуви, головных уборов от солнца.
Многие предметы домашнего быта: посуду, сумки, игрушки, украшения, музыкальные инструменты изготавливали из доступных и практичных материалов, которым и является береста.
Берестяная утварь была очень разной: всевозможные плетеные корзины и лукошки, короба и пестери (заплечные корзины для сбора грибов, ягод,плодов), шкатулки и хлебницы. Наиболее распространенными были туеса – сосуды цилиндрической формы, изготовленные из цельного берестяного цилиндра, которые служили для хранения жидких и сыпучих продуктов.
В Древней Руси береста заменяла пишущую бумагу. Берестяные грамоты 11-15 веков представляют собой куски бересты, на поверхности которых специальными костяными писалами выдавливали нажимом буквы.
Искусство художественной обработки бересты достигло высокого уровня развития в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке, на Русском Севере и Российском Черноземье. У каждого народа сложились самобытные традиции изготовления и способы художественного оформления берестяных изделий.
Крупные центры по тиснению на бересте имелись на Среднем Урале, русском Севере. Среди расписных берестяных изделий выделяются работы мастеров западной Сибири, Урала. Широкое признание получила роспись туесков, сложившаяся в Пермогорье (на Северной Двине) В Архангельской области туеса украшали свободной кистевой росписью, используя яркие цвета. Роспись Вологодской области отличается спокойной, мягкой тональностью красок.
В наше время народные промыслы используют бересту для изготовления сувенирной и эстетической продукции. В современном производстве из бересты, подвергнутой специальной обработке, получают черный краситель, березовое масло, деготь.
Заготавливают бересту в мае-июне, во время сокодвижения, когда она эластичная, она легко снимается со ствола, хорошо принимает тиснение, гравировку. Для заготовки необходимо получить разрешение.
Лучшая береста – на березах, выросших в густой роще на песчаных почвах. Плохого качества – на торфяниках, болотистых почвах. Лучше брать бересту на вырубках, т.к. со спиленных деревьев можно снять любой участок. Хорошо так же заготавливать бересту с погибших деревьев.
Бересту можно заготавливать:
-сколотнем
-пластом
-лентой
Сколотень (берестяной цилиндр) получают, разрезав березовый ствол на чурбаки нужной высоты и выдолбив древесную середину молотком.
Ленту – сдирают спирально, отделяя тупой стороной ножа, выполнив на коре предварительно надрез необходимой конфигурации.
Пласт (шириной 35-40 см) снимают, выполнив предварительно 2 горизонтальных или один вертикальный надрез, отслаивая тупой стороной ножа.
Нарезав пласты, их кладут в тени. Когда береста начнет скручиваться, ее скручивают в рулоны белой стороной вверх, по 8-10 пластов.
Способы декорирования изделий из бересты
Тиснение
Это способ украшения изделий из пластевой бересты с помощью чеканов и штампов. Чеканы делают из различных материалов: дерева, металла, кости. На рабочем конце формируют рисунок. Тисненые орнаменты наносят на изделие с определенным ритмом, надавливая на чекан рукой или ударяя молотком.
Туеса украшенные тиснением (работа А.В. Шутихина)
Применяют так же горячее тиснение, когда чекан или штамп нагревают, при этом отпечаток в местах прикосновения с берестой будет иметь коричневый оттенок, насыщенность которого будет зависеть от температуры штампа, времени выдержки и толщины бересты, тут главное не передержать, береста может сгореть.
В заводских условиях можно изготовить различные штампы со сложными рисунками.
Туеса украшенные методом горячего прессования
Гравировка выжиганием
Наносить рисунок на бересту можно выжиганием. Для этого используют электро-выжигательный прибор, главное при выжигание на бересте использовать минимальный нагрев пера.
Выжигание по бересте (работа Т. Козловой)
Лазерная резка и гравировка
Резку и гравировку на бересте можно получать, используя современное лазерное оборудование. На лазерном станке выполняется резьба на бересте и любой вид выжигания. Данный способ позволяет изготавливать большое количество элементов или изделий.
Пример гравировки на бересте выполненный на лазерном станке
Выскабливание или Процарапывание
Выскабливание применяют на темной окрашенной бересте, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, она снимается с дерева с большим усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия коричневого цвета, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы. Коричневую бересту можно получить если сдирать кору с погибших берез, подержать бересту 4-5 дней на солнце, иногда смачивая ее водой, подержать бересту в болоте на глубине 10-15 смв течении 14 дней, можно так же окрасить бересту отваром ольховой коры, окрасить красителем.
Рисунок на бересту наносят шилом прокалыванием кальки с изображением или обводя трафарет. Затем бересту слегка смачивают и острой стороной ножа-резака выскабливаю элементы орнамента, убирая темный слой.
Крышка короба с изображение лебедей, выполненная выскабливанием. XIV в.
Резьба
Резьба выполняется на бересте, снятой с молодых берез. На кусок пластевой бересты переносят шилом рисунок через трафарет. С помощью ножа удаляют участки фона. Резьбу делают на деревянной доске крепкого дерева. Однотипные элементы можно вырезать пробойником соответствующей формы. Прорезная береста может украшаться тиснением.
Роспись
Стародавний способ украшений изделий, очень часто применялась для украшения берестяных туесов или бураков. Используют цвета красный, зеленый синий и их оттенки, смешивая с белым. Иногда весь туес покрывал фоновой краской, а потом уже наносили рисунок. Перед росписью поверхность грунтуют, это может быть смесь мела со столярным клеем, а можно использовать клей ПВА. Для росписи можно использовать гуашь, темперу и масляные краски. Для закрепления росписи изделие покрывают масляными лаками.
Пример расписных берестяных изделий
Плетение – способ изготовления изделий из узких полос бересты способом объемного формования путем их переплетения. Для плетения из бересты берут узкие ленты, шириной 1-3 см. Маленькие сувенирные изделия изготавливают из ленты шириной 5-7 мм. Специфика плетения основана на свивании лент между собой, чередуясь через одну с лентами основы - образуется клетчатый узор (прямой или косой)
Аппликация из бересты – наклеивание отдельных деталей, вырезанных из слоеной бересты различных оттенков и фактуры на декорируемую поверхность в соответствии с эскизом композиции. Эта техника легка и доступна. Одна из главных задач – поиск ярких сочетаний цветовых пятен. Способом аппликации украшают поверхность утилитарные предметов, а также изготавливают самостоятельные композиции сувенирного типа.
Именно этот вид декорирования мы выбрали для нашей работы- создание панно, украшенное аппликацией из бересты.
Подготовка бересты к работе заключается в:
- очистке (наружный слой - наждачной бумагой, внутренний – мягкой тряпочкой с целью удаления мусора, частично отслоившихся частичек)
- размачивании или распаривании (2-3 дня в соленой воде, в зависимости от возраста и свойств бересты, мы бересту не замачивали, она отлично расслаивалась, если расслаивается плохо рекомендуется замачивание)
- расслаивании (разделении на одно- или многослойные полотна, в зависимости от характера работы)
- сортировке (по цвету, фактуре, толщине)
- проутюживании (ему подвергают самые тонкие полотна перед вырезанием деталей аппликации, проводят через проутюжильник, при невысокой температуре, во избежание расслаивания.)Мы не утюжили бересту, так как хотели в своей работе получить ажурные кусочки, с закрученными краями.
Для выполнения аппликации бересту мы сортировали по цвету. Подбирали кусочки разных тонов. Для аппликации разработали эскиз. На эскизе желательно пометить направление чечевичек в каждой детали. А также отметить особенности фактуры. Красиво получается , когда сочетаются кусочки разных оттенков. По подготовленным лекалам с изнаночной стороны подобранной бересты нарисовали карандашом или ручкой контуры деталей и вырезали их. Вырезанные детали наклеивали клеем пистолетом подготовленный фон (у нас это был срез дерева Ольхи, который мы покрыли прозрачным лаком для блеска) в соответствии с эскизом, начиная с заднего плана. При этом клеем смазывали детали, а не фон. Очень красивы получаются ажурные аппликации.
Часто поверхность берестяных изделий подвергают декоративной отделке.
1. Для большинства берестяных изделий применяют прозрачную отделку, потому что сама береста имеет красивую и характерную окраску. Прозрачная отделка не только придает бересте определенную окраску, т.к. разные места древесины неравномерно поглощают краситель, но и подчеркивает естественные текстуры. Способы:
- вощение – покрытие воском
- лакирование – производят в несколько слоев лаком от самого густого либо жидкого, со шлифованием каждого лакового слоя.
- полирование при помощи специальной политуры (глянцевой или полуглянцевой)
Можно поверхность берестяных изделий покрывать растительным маслом (чистым или с добавлением олифы – 15-20%), это придает глубокий, свежий и концентрированный цвет.
2. Непрозрачная отделка – она скрывает текстуру бересты. Используется как вспомогательное оформление (масляными или нитроцеллюлозными красками и эмалями, золочением и серебрением).
Опаливание используют для придания изделиям особого колорита или контраста. Способ красив в сочетании с деталями из светлой бересты, с медными или латунными элементами. Опаливание производят погружением бересты в горячий песок (меняя температуру и время выдержки)
Заключение
Ручной труд- это умения и навыки, которые все больше исчезают из нашей жизни. Все виды рукоделия развивают моторику, точность движений, умения и навыки. При этом маленький человек познает мир, узнает новое о своих предках, которые когда-то создавали предметы быта своими руками.
Вещи, созданные своими руками всегда будут вызывать интерес у детей, стремление, чему-то научится самому- развивает нестандартность мышления, индивидуальность. А работа с натуральными материалами –это и тактильное и эстетическое удовольствие.
В создании нашей работы, мы хотели немного приблизиться к тем временам, когда мастера создавали красоту своими руками, ведь сейчас, в наше время, это забытое творчество, но необходимо возвращаться к истокам, для того, чтобы развивать личность ребенка всесторонне.
Список литературы:
1. Клевцов В.И. Плетение из бересты: 50 полезных изделий.-СПб.: Лениздат, 1996.-158 с., ил
2. Махнюк В.Г. Береста: Техника. Примы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 168 с.: ил. 2008 г.
3. Финягин В. В. Изделия из бересты. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. – 128 с.: ил. – (Учимся у народных мастеров).
Источники:
http://www.severberesta.ru/
http://www.bibliotekar.ru/krasota/16.htm
Попробуем на вкус солёность моря?
У меня в портфеле
Глупый мальчишка
Щелкунчик
Филимоновская игрушка