В работе описываются основные обычаи и традиции калмыцкого народа.
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_obychai_kalmykov.docx | 23.61 КБ |
МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им.Х.Косиева»
Традиции и обычаи калмыцкого народа
Автор: Барангов Эрдни, ученик 10Б класса
Калмыки - народ в России, живущий в Республике Калмыкия, а также в других регионах России и мире. Калмыки - единственный монголоидный народ, проживающий в Европе.
Предки- ойраты, которые занимались кочевым скотоводством в Центральной Азии. В XVI-XVII веках племена ойратов начали переселяться на земли нижнего течения Волги в поисках лучших пастбищ для своего многочисленного скота. Здесь они вошли в состав Российского государства.
Калмыки говорят на калмыцком языке, который относится к монгольской ветви алтайской языковой семьи. Калмыцкая культура связана с буддизмом, который они приняли в XVII веке. Это - уникальный народ в Европе, сочетающий монголоидную и европейскую генетические черты.
Калмыцкие обычаи и традиции
У калмыков множество традиций, обычаев и обрядов, сложившихся в глубокой древности. Большинство из них сохранилось в повседневной жизни до сегодняшнего дня.
Издавна у калмыков существовали свои понятия о вежливости и культуре поведения.
Например, если молодой человек нагрубит старшему по возрасту, это считалось равносильным тому, что он нагрубил своим родителям.
Когда двое разговаривают, со стороны вмешивается третий или подслушивает их разговор - это было очень неприлично. Неприличным считалось вообще всякое любопытство: подглядывание, подслушивание.
Когда человек, встречаясь, сердечно приветствовал своего знакомого, а тот как будто не замечал и проходил мимо – это считалось зазнайством и осуждалось всеми.
Если, находившийся в гостях после чаепития опрокидывал чашку вверх дном – это считалось крайне неприличным.
Традиция гостеприимства
Одна из традиций - традиция гостеприимства.
Гость, знакомый или незнакомый, всегда находит у калмыков самый радушный прием. Традиция обязывает калмыка прежде всего напоить и накормить гостя, не расспрашивая, кто он и откуда.
Есть калмыцкая пословица: "Сначала дай гостю утолить жажду, а потом спрашивай у него причину визита", «Хотын сяннь куунд ег» (Лучшую пищу отдай гостю)
Уважение к старшим.
У калмыков существует давний обычай – с уважением относиться к пожилым людям, старшим товарищам, гостям. Эти моральные правила исполнялись из поколения в поколение и выражались в следующем:
Когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь. Раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился. Пожилым уступали дорогу. Когда разговаривали старшие, младшие не вступали в разговоры.
На свадьбах, праздниках, новосельях и в других торжественных случаях благопожелания произносили старшие люди по возрасту, а потом остальные.
Сноха при свекре не должна была снимать головной убор и быть босиком.
Культ огня. Поклонение огню.
Огонь считается у калмыков великим божеством. Вот почему с огнем связано множество традиций, обычаев и поверий.
В далекие времена, когда калмыцкий народ вел кочевой образ жизни, прежде чем устанавливать кибитку, люди обрабатывали выбранное место огнем. Обряд очищения огнем жив и по сей день, по традиции калмыки, въезжая на новое место проживания, проносят по комнатам чашу с огнем.
В каждом месяце есть три святых дня лунного календаря– Мацг (8,15,30). В эти дни в домах по обычаю зажигают зул (лампадки), окуривают дом благовониями. Это также считается поклонением огню.
На праздники Зул, Цаһан Сар это обязательный обряд.
В старину калмыкам-кочевникам приходилось часто переезжать с места на место: в поисках пресной воды, хороших и богатых пастбищ. Порой с насиженного места уезжали в связи с неблагоприятными событиями, болезнями, неурожаем, падежом скота и др. Покидая прежнее местожительство, степняки проводили обряд очищения огнем, чтобы все плохое осталось на старом месте, а не отправилось вслед за ними.
Обычно эта процедура представляла собой разожженные костры по обе стороны дороги, в которых для усиления действия бросают соль. Между огнями проводили скот, лошадей с телегами, верблюдов с вьюками, туда же шли и люди.Калмыки искренне полагали, что таким образом они очистятся от всей скверны, накопленной за время, прожитое на старом месте.
Переезжая с места на место, людям не полагалось оставлять после себя мусор. Поэтому ветошь, ненужные вещи тщательно сжигали. На новом месте, прежде чем приступить к расположению, предварительно освящали новое место все тем же очистительным огнем. И так до следующего переезда.
Требовалось провести обряд очищения огнем и на выходе из зимы.Кроме того, огнем обрабатывались, чтобы не было болезней среди людей и скота, погодных катаклизмов.
Праздники у калмыков.
На празднествах, как религиозных, так и народных, если они происходили летом, калмыки устраивали различные состязания и игры: скачки и борьбу богатырей, собиравшие массу народа. К проведению этих состязаний специально готовили и тренировали лошадей и борцов. Борцам было известно более двухсот приемов борьбы. Победители награждались ценными призами.
Праздник Зул. (Калмыцкий Новый год)
Зул - главный национальный праздник, символизирующий наступление Калмыцкого Нового года. Праздник также носит религиозный характер: считается, что в этот день, широко известный и почитаемый в буддийском мире Лама Цонкапа (XIV–XV в.) достиг просветления, состояния Будды.
В древние времена в калмыцких семьях не отмечались дни рождения, и поэтому был общий для всех калмыков праздник «Зул», также называемый «День прибавления возраста у калмыцкого народа».
Зул наполнен большим религиозным содержанием - в этот день в хурулах проходят большие молебны, последователи Ламы Цонкапы возжигают лампадки, совершают обходы священных объектов. С наступлением темноты, когда на небе зажигаются первые звезды, проводятся семейные обряды по встрече Нового года и продления жизни.
Цаган Сар
Калмыцкий праздник Цаган Сар (переводится как «Белый месяц») согласно религиозной традиции калмыков отмечается в первый лунный день первого месяца по буддийскому лунному календарю и знаменует собой приход весны. Цаган Сар является символом обновления человека и природы. Исторически, с приходом Белого месяца у калмыков завершался период зимовки и обязательно соблюдался обычай перекочевки на новое место.
В каждой семье готовили молочный чай «Джомба» и жареные кусочки теста «Борцг». Существует обычай жарить на Цаган Сар обязательный набор борцгов, каждый из которых символизирует появление благополучных признаков, благопожелание. Весь Белый месяц принято ходить в гости. «Благополучно ли вышли из зимы?» - спрашивают друг друга люди. Значит, главным содержанием праздника, несмотря на его буддийскую окраску, все же было завершение зимнего периода, начало нового сезона, более благоприятного для скотоводов. В настоящее время на Цаган Сар калмыки совершают подношения предкам и божествам, посещают хурулы, ходят в гости или встречают гостей традиционными борцгами и джомбой.
Ур Сар
Этот месяц по лунному календарю является особо благоприятным для духовной практики, а результаты всех благих действий, равно как и дурные поступки, совершенные в этот месяц, увеличиваются в тысячи. В Калмыкии многие миряне традиционно используют этот месяц для совершения различных практик и накопления больших благих заслуг. Верующие отказываются от курения, алкоголя и прочих сомнительных благ. стараются избегать совершения десяти неблагих деяний, которые ведут к плохому рождению. К ним относятся убийство и воровство, пустословие, обман, злословие и зависть, гнев, неправильные воззрения и др.
Ур Сар — время поста, в священный месяц Ур Сар принимают вегетарианскую пищу, берут на себя обеты.
Во время Ур Сар миряне стараются уделять максимум времени духовной практике, поскольку если в эти дни человек прочитываем хотя бы одну единственную мантру, то получает такую же пользу, как если бы прочел сто тысяч мантр.
Самым важным временем месяца Ур Сар является пятнадцатый лунный день, это День рождения Будды — кульминационный день священного месяца Ур Сар. В этот же месяц после длительных поисков он достиг Просветления и в возрасте 80 лет ушел в Паринирвану.
День Рождения Будды Шакьямуни.
День рождения Будды Шакьямуни — один из главных праздников буддистов. Буддисты встречают день рождения своего учителя добродетельными поступками: избегают отрицательных мыслей, уделяют большое внимание физическому и духовному очищению и самосовершенствованию.
По их мнению, в это время накапливается благая карма, которая поможет им в следующих жизнях.
Джангариада
Культурно-спортивный праздник Джангариада – это большой национальный праздник калмыков, пришедший из глубины времен. Издавна у калмыков любимым видом развлечений являются различные виды соревнований. В состязаниях участвуют самые сильные и ловкие мужчины и женщины.
Джангариада проводится один раз в два года и собирает множество зрителей и участников. Здесь соревнуются лучшие конники, борцы, метатели копья и аркана, проходят соревнования по стрельбе из лука. Все эти виды национальных спортивных игр описаны в народном эпосе «Джангар», из которого и вытекает название самого праздника.
Фестиваль Лотосов
Это мероприятие приуроченного к цветению лотосов.
Лотос – священный для калмыков цветок, который является символом Калмыкии, о чем говорит его изображение на государственном флаге.
В буддизме лотос – символ чистоты. Согласно легенде, там, где ступал юный Будда, вырастали прекрасные цветы лотоса. Рожденный в мутной воде, цветок этот всегда остается сухим, чистым и излучает свежесть. Обычно период цветения «цветка Будды» длится со второй половины июля до середины августа. Первый фестиваль был проведен в 2017 году и с каждым годом, количество участников растет. В рамках Фестиваля проводятся культурно-массовые мероприятия, с помощью которых можно глубже погрузится в национальный колорит.
Фестиваль Тюльпанов
Фестиваль тюльпанов - это общенациональный праздник, знаменующий пробуждение природы, преображение калмыцкой степи, начало периода цветения диких степных тюльпанов. Это прекрасная возможность вместе отпраздновать наступление весны, познакомиться с богатой культурой калмыцкого народа, насладиться уникальной природой степного края, окунуться в атмосферу добра и гостеприимства.
Чайная церемония
Чайная церемония — один из важных обрядов калмыков. В ней отразились их национальный дух, религиозная приверженность, преданность традициям и обычаям предков.
Калмыцкий молочный чай варили на основе молока, соли, масла или жира. Им освящают новое жилье, с пиалой встречают новорожденного ребенка и провожают ушедшего в иной мир. Калмыки верят, что можно продлить жизнь и удалить препятствия с ее пути с помощью ритуального приготовления самого любимого в народе напитка – молочного чая.
Первая порция свежего чая – деедж – преподносится в качестве подношения богам (бурханам). Напиток наливается в жертвенную чашечку на алтаре. Человек, подносящий чай, должен держать пиалу обеими руками на уровне груди, демонстрируя тем самым свое уважение гостю.
Существуют определенные правила чайной церемонии.
1. Запрещалось кипячение воды (хоосн хар усн) без чайной заварки.
2. Все движения во время приготовления чая и ритуала чайного подношения совершаются слева направо, по ходу солнца.
3. После того, как чай хорошо заварится (агнь Ьарад), его солят, добавляют по вкусу молоко и мускатный орех, толченый в сливочном масле. Затем чай тщательно размешивают с помощью половника.
4. Первая порция приготовленного чая преподносится в качестве подношения (дееж.) бурханам.
5. Посуда, предназначенная для гостей, должна соответствовать канонам традиционного этикета. Хорошей пище должна соответствовать качественная посуда. Гость мог отказаться от чая, если он подается в пиале с отломленными краями (кемтрхя аагд), если подносящий опускает в пиалу с чаем указательный палец (аагин ам чавчад бярхля).
6. Человек, подносящий чай, должен держать пиалу обеими руками (на хадаке – в особых случаях) на уровне груди, тем самым, демонстрируя свое уважение и сердечное расположение гостю.
7. При подношении чая строго учитывалась иерархия присутствующих: сначала чай подают старшему по возрасту, независимо от того, является он гостем, родственником.
8. Принимающий подношение должен взять пиалу обеими руками, безымянным пальцем правой руки совершить ритуал кропления (цацл цацх), произнести благопожелание (йорял), в котором добрые пожелания адресуются самому напитку, человеку, угощающему чаем, его семейству.
9. Выпив чай, калмыки возвращают пустую посуду хозяину. Запрещается переворачивать пустую пиалу вверх дном. Подобное расценивалось как проклятье.
Калмыки – удивительный народ, который имеет богатейшее культурное и духовное наследие. Его представители отличаются высокой нравственностью, мудростью и простотой. Современная молодежь должна знать и соблюдать богатые традиции и обычаи своего народа.
Список литературы
1. Котвич В. Л. Калмыцкие загадки и пословицы.- Элиста, 1972
2. Ользеева С.З. Калмыцкие народные традиции.- Элиста, 2012г
3. Хабунова Е.Э. Формулы традиционного этикета калмыков или как стать «йоста хальмг». – Элиста,2010.
4. Челбанова Е. И. Традиции и обычаи калмыков. – Элиста, 2008
5. Эрдниев У.Э. Калмыки: историко-этнографические очерки. – Элиста, 1985.
6. Эрендженов К. Золотой родник. – Элиста, 1985
Как нарисовать зайчика
Лягушка-путешественница
Простые летающие модели из бумаги
Рисуем "Осенний дождь"
Вокруг света за 80 дней