Данный проект предназначен для учеников 10-11 классов, которые уже имеют базовые знания в области тригонометрии и алгебры. Если вы хотите улучшить свои навыки в решении тригонометрических уравнений, то этот проект может стать отличным помощником и вдохновителем в изучении этой темы. Он поможет вам не только лучше понять и научится решать тригонометрические уравнения, но и познакомит вас с другими интересными и полезными математическими концепциями, которые могут оказаться полезными в будущем. Кроме того, этот проект имеет практический характер и содержит множество упражнений, которые помогут вам закрепить полученные знания и применить их на практике. Я надеюсь, что наш проект станет для вас полезным и интересным и поможет вам стать лучше в области тригонометрии и математики в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный проект | 71.56 КБ |
Презентация к выступлению | 1.66 МБ |
Текст выступления | 22.62 КБ |
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНООЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 1»
Индивидуальный проект
«Решение одного тригонометрического уравнения различными способами»
Автор: Диана Тахировна Латыпова
10 «А» класс
Научный руководитель:
Крендясова Лариса Анатольевна,
учитель математики
с.п.Салым 2023 год
Содержание
Оглавление
Метод решения с помощью формул приведения и суммы, разности тригонометрических функций (специальные приемы) 5
Координатно-графический метод; 6
Метод введения вспомогательного угла; 7
Тригонометрические уравнения, сводящиеся к однородным 8
Универсальная тригонометрическая подстановка 9
Данный проект предназначен для учеников 10-11 классов, которые уже имеют базовые знания в области тригонометрии и алгебры. Если вы хотите улучшить свои навыки в решении тригонометрических уравнений, то этот проект может стать отличным помощником и вдохновителем в изучении этой темы. Он поможет вам не только лучше понять и научится решать тригонометрические уравнения, но и познакомит вас с другими интересными и полезными математическими концепциями, которые могут оказаться полезными в будущем. Кроме того, этот проект имеет практический характер и содержит множество упражнений, которые помогут вам закрепить полученные знания и применить их на практике. Мы надеемся, что наш проект станет для вас полезным и интересным и поможет вам стать лучше в области тригонометрии и математики в целом.
В школьной программе изучаются такие методы как использование тригонометрических формул для приведения уравнения к простейшему; в частности, использование формул приведения и основного тригонометрического тождества; так же существуют приемы приведения уравнений к квадратному; изучается решение однородных уравнений первой и второй степени, а так же методы которыми можно привести некоторые тригонометрические уравнения к однородным; универсальная тригонометрическая подстановка и метод введения вспомогательного угла. В рамках проекта мы не предполагаем охватить все существующие методы решения тригонометрических уравнений, которые изучаются в школьной программе, это еще одна из причин почему мы рассматриваем только одно уравнение, оно как бы само нас ограничит в выборе методов.
Для исследовательского проекта я выбрала уравнение .
В математике часто так делают берут одну задачу и решают ее несколькими уже известными способами или даже придумывают свои. Это показывает всю красоту математики как науки. Позволяет посмотреть на одну проблему с различных точек зрения, глубже окунуться в суть проблемы.
В этой работе мы будем рассматривать данное тригонометрическое уравнение и изучать несколько разных методов его решения. Каждый метод уделяет особое внимание определенным аспектам уравнения и находит решение с учетом этих особенностей. Таким образом, мы сможем не только лучше понять, как работают различные методы решения, но и научиться выбирать наиболее эффективный метод для решения конкретной задачи. Кроме того, рассмотрение различных методов решения позволит нам получить более глубокое понимание сути тригонометрических уравнений и их применения на практике.
Цель проекта: для успешной сдачи экзамена по математике, мне необходимо научиться решать тригонометрические уравнения. Мы вместе с моим руководителем решили выбрать одно уравнение и найти для его решения как можно больше способов. Так же своей разработкой я могу поделиться со своими одноклассниками и не только, которым тоже предстоит сдавать экзамен по математике.
Уравнение вида с помощью формул приведения и суммы, разности тригонометрических функций можно свести к простейшим: Аналогично, уравнение вида можно свести к простейшим: | |
Решим уравнение | |
Применим формулу приведения | |
Преобразуем сумму синусов
| |
Преобразуем, получим простейшее уравнение | |
Решим полученное простейшее уравнение по определению | |
В каждом из уравнений выразим x | |
Запишем ответ | Ответ: ; |
Решите уравнения | |
Пусть в уравнение входят только синус и косинус одного аргумента, т.е. . 1. Добавим к этому уравнению основное тригонометрическое тождество 2. Выполним Замену , , получим Систему 3. Решим систему графически. 4. Запишем числа, соответствующие найденным точкам - это решения данного уравнения. | Решим уравнение |
Ответ: ; ,. | |
Пусть , , | |||
Составим систему | |||
Решим систему графически | |||
Запишем соответствующие точкам числа | |||
A (0;1) B (1;0) | |||
Решите уравнения | |||
Уравнение вида Где, , может быть решено с помощью введения вспомогательного угла:
тогда
| |
Решим уравнение | |
Умножим обе части на | |
Заменим: | |
Свернем по формуле | |
Решим полученное простейшее уравнение по определению | |
В каждом уравнении выразим x | |
Запишем ответ | Ответ: |
Решите уравнения | |
Уравнение вида , где , не является однородным тригонометрическим уравнением первой степени. Это уравнение можно привести к однородному уравнению первой или второй степени с помощью основного тригонометрического тождества и формул двойного угла для : | ||
Решим уравнение | ||
Представим 1 в виде
И воспользуемся формулами двойного аргумента | ||
Преобразуем: приведем подобные и вынесем за скобки общий множитель |
| |
Приравняем каждый множитель к нулю, заметим, что один из множителей – однородное тригонометрическое уравнение первой степени | ||
Решим каждое из уравнений | ||
В каждом уравнении выразим x | ||
Запишем ответ | Ответ: | |
Решите уравнения | ||
Под универсальной тригонометрической подстановкой понимается выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента: если то | ||
Решим уравнение | ||
Выполним подстановку, помним, что может произойти потеря корней | Пусть то | |
Испытаем на корни числа вида | Проверка: следовательно, не являются корнями уравнения | |
Получим и решим дробно-рациональное уравнение | ||
Выполним обратную замену, решим простейшее уравнение | ||
Запишем ответ | Ответ: | |
Решите уравнения | ||
В результате исследования были выбраны следующие методы решения тригонометрического уравнения :
В ходе исследования были рассмотрены и проанализированы вышеперечисленные методы, применимые к данному уравнению. Проведенный анализ помог выявить как преимущества, так и недостатки каждого из этих методов, а также определить условия их применимости. К недостаткам можно отнести громоздкость решения в методе использование формул приведения и суммы или разности тригонометрических функций для решения данного уравнения и при введении тригонометрической единицы, но это относится только к рассматриваемому уравнению, при решении других уравнений может получится так, что этот метод самый компактный.
Больше всего на практике мне понравились координатно-графический метод и универсальная тригонометрическая подстановка. Они для рассматриваемого уравнения оказались самыми компактными, а возможность представить решение уравнения графически еще и «увидеть» эти решения.
В дальнейшем данную работу можно будет расширить другими методами решения тригонометрических уравнений, конечно же уже не ограничиваясь одним уравнением.
Самое сложное в работе было определить применимость существующего метода к выбранному уравнению, но именно решение данной проблемы и помогает сформировать навык выбора того или иного метода для решения уравнения.
Слайд 1
«Решение одного тригонометрического уравнения различными способами» 2023 НРМОБУ «Салымская СОШ№ 1 », п . Салым Руководитель проекта: Крендясова Лариса Анатольевна Автор проекта: Латыпова Диана Тахировна Ученица 10 «А» классаСлайд 2
ВВЕДЕНИЕ Проблема Научится выбирать наиболее эффективный метод для решения тригонометрических уравнений.
Слайд 3
Цель проекта: научится выбирать метод для решения тригонометрического уравнения и решать его выбранным способом.
Слайд 4
ЗАДАЧИ Выбрать уравнение для исследования Проанализировать знакомые методы на применимость к решению данного уравнения Решить с помощью выбранного метода Для каждого метода подобрать уравнения, которые можно будет решить представленным методом Сравнить полученные результаты и сделать выводы по каждому из методов
Слайд 5
Структура исследовательской работы
Слайд 10
- Метод решения с помощью формул приведения и суммы или разности тригонометрических функций (он относится к специальным приемам); - Координатно-графический метод; - Метод введения вспомогательного угла; - Тригонометрические уравнения, сводящиеся к однородным (первой или второй степени); - Универсальная тригонометрическая подстановка.
Слайд 11
Выводы
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Выступление:
[СЛАЙД 1]Уважаемые члены жюри. Я ученица 10 класса, Латыпова Диана Тахировна. Тема моего проекта «Решение одного тригонометрического уравнения различными способами»...
Данный проект предназначен для учеников 10-11 классов, которые уже имеют базовые знания в области тригонометрии и алгебры. Если вы хотите улучшить свои навыки в решении тригонометрических уравнений, то этот проект может стать отличным помощником и вдохновителем в изучении этой темы. Он поможет вам не только лучше понять и научится решать тригонометрические уравнения, но и познакомит вас с другими интересными и полезными математическими концепциями, которые могут оказаться полезными в будущем. Кроме того, этот проект имеет практический характер и содержит множество упражнений, которые помогут вам закрепить полученные знания и применить их на практике. Я надеюсь, что наш проект станет для вас полезным и интересным и поможет вам стать лучше в области тригонометрии и математики в целом.
В школьной программе изучаются много способов решения тригонометрических уравнений. В рамках проекта я не предполагаю охватить все существующие методы решения тригонометрических уравнений, которые изучаются в школьной программе, это еще одна из причин, почему я выбрала только одно уравнение, оно как бы само нас ограничит в выборе методов.
Для исследовательского проекта я выбрала уравнение .
В математике часто так делают берут одну задачу и решают ее несколькими уже известными способами или даже придумывают свои. Это показывает всю красоту математики как науки. Позволяет посмотреть на одну проблему с различных точек зрения, глубже окунуться в суть проблемы.
[СЛАЙД 2]Каждый метод уделяет особое внимание определенным аспектам уравнения и находит решение с учетом этих особенностей. Таким образом, мы сможем не только лучше понять, как работают различные методы решения, но и научиться выбирать наиболее эффективный метод для решения конкретной задачи. Кроме того, рассмотрение различных методов решения позволит нам получить более глубокое понимание сути тригонометрических уравнений и их применения на практике.
[СЛАЙД 3]Цель проекта: для успешной сдачи экзамена по математике, мне необходимо научиться решать тригонометрические уравнения. Мы вместе с моим руководителем решили выбрать одно уравнение и найти для его решения как можно больше способов. Так же своей разработкой я могу поделиться со своими одноклассниками и не только, которым тоже предстоит сдавать экзамен по математике.
Подготовить отчет о проделанной работе в виде презентации и краткое изложение хода исследования.
[СЛАЙД 6,7] В работе я решила не выделять в отдельную главу на теорию, практику и задания для тренировки, а для каждого из методов представить это все в удобной таблице. В первой сточке или столбце таблицы краткая теория по выбранному методу,
[СЛАЙД 8,9]ниже представлено уже решение уравнения с пояснениями к каждому шагу
[СЛАЙД 10] и в конце таблицы уравнения для того чтобы каждый мог попрактиковаться в решении уравнений данным методом.
Проведенный анализ помог выявить как преимущества, так и недостатки каждого из этих методов, а также определить условия их применимости.
[СЛАЙД 13,14] Больше всего на практике мне понравились координатно-графический метод и способ решения с помощью универсальной тригонометрической подстановки. Они для рассматриваемого уравнения оказались самыми компактными, а возможность представить решение уравнения графически еще и «увидеть» эти решения.
В дальнейшем данную работу можно будет расширить другими методами решения тригонометрических уравнений, конечно же уже не ограничиваясь одним уравнением.
[СЛАЙД 15]Самое сложное в работе было определить применимость существующего метода к выбранному уравнению, но именно решение данной проблемы и помогает сформировать навык выбора того или иного метода для решения уравнения.
Всем спасибо за внимание у меня все. Если есть вопросы могу на них ответить.
Лягушка-путешественница
Хитрость Дидоны
Прекрасная арфа
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Сочини стихи, Машина