Исследовательская работа по психологии "Проблема выбора профессии в подростковом возрасте"
Вложение | Размер |
---|---|
stromova_e._problema_vybora_professii_v_podrostkovom_vozraste.docx | 63.42 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
г. Советский
Исследовательская работа
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Выполнила: Стромова Екатерина Ивановна, 11а класс
Руководитель: Подоксенова Ирина Владимировна,
педагог-психолог
г. Советский,
2022-2023 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ………………………………………………………………………..5
1.1.Определение понятий «профессия», «профориентация», «самоопределение» ……………………………………………………………….5
1.2. Классификация профессий ………………………………………………….7
1.3. Факторы, влияющие на выбор профессии ………………………………..10
1.4. Типичные ошибки при выборе профессии …………………………….....13
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ 11А КЛАССА …………………………………………………17
2.1. Выбор сферы профессиональной деятельности учащимися 11А класса и определение факторов, влияющих на данный выбор…………………………17
2.2. Определение правильности выбора профессии учащимися 11А класса, исходя из профессиональной направленности………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………22
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………23
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЕ В ………………………………………………………………25
ВВЕДЕНИЕ
Счастлив тот человек, который утром
с радостью идёт на работу,
а вечером с радостью возвращается домой.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как у каждого человека в жизни наступает переломный момент, когда нужно определиться, с какой профессией связать свою жизнь, куда поступать, где работать. К этому вопросу необходимо подходить обдуманно. Ведь от правильного выбора профессии зависит вся дальнейшая жизнь человека.
Само понятие «правильный выбор» профессии подразумевает, прежде всего, возможность эффективного использования человеком личностного потенциала в профессиональной деятельности. На сегодняшний день мир профессий настолько огромен, что очень сложно в нем «не потеряться». И любой старшеклассник, в том числе и я, стоит перед сложным выбором, решая с какой деятельностью связать свою жизнь.
Меня заинтересовало, выбрали ли мои одноклассники профессию и насколько ответственно они подошли к этому выбору.
Поэтому я решила провести исследование с целью оценки правильности выбора профессии моими одноклассниками.
Так как данное исследование впервые проводится на учащихся 11А класса, то в этом и заключается его новизна.
Мной была выдвинута гипотеза – проблема выбора будущей профессии у подростков существует, не все выпускники правильно выбрали для себя область профессиональной деятельности.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы мной были поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме выбора профессии;
- провести анкетирование и диагностическое обследование среди учащихся 11а класса с целью оценки правильного выбора профессии;
- провести качественный анализ результатов анкетирования и диагностического обследования.
Объектом исследования являются учащиеся 11а класса МБОУ гимназии г. Советский.
Предметом исследования – выбор профессии выпускниками школы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- диагностические методы: тестирование, анкетирование;
- анализ полученных данных.
Практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что использованные в работе теоретические материалы и результаты исследования по проблеме выбора профессии будут полезны как учащимся, так и родителям, педагогам, в частности педагогу-психологу при проведении профориентационной работы со школьниками.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Определение понятий «профессия», «профориентация», «самоопределение»
Вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение, так как именно на этот возраст выпадает последний период обучения детей в школе.
Самоопределение – это самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности.
Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в подростковом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация.
Необходимость в ней представляется значительной и необходимой по нескольким причинам:
Подростки склонны к частой смене интересов, поэтому программа профориентации должна строиться на динамическом показателе, т. е. проводится несколько раз, например, раз в год в течение трех лет.
Говоря о данной теме необходимо рассмотреть понятие профессия.
Профессия – это устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием; большая группа людей, объединенных общим родом занятий, трудовой деятельностью.
Выбор профессии, планирование карьеры, трудоустройство: такие вопросы возникают не только у каждого подростка и выпускника школы, но и у его родителей, учителей. Своевременный и грамотный ответ на эти вопросы, а также психологическая и педагогическая помощь специалистов станут условиями благополучного выбора профессии и карьеры, определят успех личности в профессиональной деятельности, общественной и личной жизни.
Исходя из этого основная задача современной школы и родителей – подготовить выпускника к самостоятельной жизни, успешному выполнению им своих социальных и профессиональных функций, помочь в том, чтобы каждый ребёнок правильно выбрал профессию, сделал правильный выбор своей судьбы. Проблема выбора профессии сегодня обсуждается на государственном уровне.
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» образование осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства; в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Воспитание направлено на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учащихся.
Ориентация подрастающего поколения на овладение различными профессиями, на трудовую деятельность является важнейшей государственной задачей, насущной социально-экономической и педагогической проблемой. Эта идея отражена в новом федеральном государственном образовательном стандарте: школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны.
Стандарт ставит задачу – при освоении основной образовательной программы в области профориентации формировать готовность и способность учащихся к осознанному выбору профессии, к построению дальнейшей индивидуальной образовательной траектории на основе знания мира профессий, рынка труда, воспитания уважительного отношения к труду.
1.2 Классификация профессий
Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление новых и исчезание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обуславливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности, характеристик субъекта и человеческих ресурсов, содержания трудовых задач, вида рабочих нагрузок, орудий труда и т. д. Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяет возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам.
Например:
1) по характеру рабочей нагрузки субъекта деятельности и его усилий по реализации трудовых задач на (преимущественно) физический или умственный труд;
2) по характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на управленческий, операторский, творческий (стандартный и нестандартный), эвристический; динамический и статический; однообразный и разнообразный;
3) в зависимости от условий деятельности – на комфортный, в необычных, неблагоприятных и в экстремальных условиях;
4) по форме организации деятельности – на регламентированный, нерегламентированный и смешанный; индивидуальный и коллективный.
Возможно использование и целого ряда других классификационных признаков – по характеристикам орудий труда, типу трудовых задач, виду исходного и конечного продукта деятельности и т. д. Различные сочетания признаков трудовой деятельности создают своеобразный облик конкретных профессий. Научно-практическая деятельность определяет необходимость сопоставления и классификацию профессий по психологическим, гигиеническим, экономическим и другим признакам. При решении психологических задач диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности такая необходимость в классификации профессий определяется потребностью использования методического аппарата, разработанного и обоснованного для какой-либо одной профессии, при решении аналогичной задачи в родственной профессии (профессиях).
Российский психолог Е. А. Климов предложил четырехъярусную классификацию профессий [4], которая построена на основе многофакторного принципа. Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:
1) человек – живая природа (Ч-П) – агроном, микробиолог и т. п.;
2) человек – техника (Ч-Т) – слесарь, механик, оператор ЭВМ и т. п.;
3) человек – человек (Ч-Ч) – врач, учитель, продавец и т. п.;
4) человек – знаковая система (Ч-З) – математик, редактор и т. п.;
5) человек – художественный образ (Ч-Х) – дирижер, художник, артист и т. п.
Во втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:
1) гностические профессии (Г) – дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;
2) преобразующие профессии (П) – мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-Т), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.;
3) изыскательские профессии (И) – летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.
На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:
1) профессии ручного труда (Р) – контролер слесарных работ (Г-Ч-Т), лаборант химического анализа (Г-Ч-П), ветеринар (П-Ч-П), слесарь (П-Ч-Т) и т. п.;
2) профессии машинно-ручного труда (М) – токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;
3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) – оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный мастер АЭС и т. п.;
4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф) – актер, акробат и т. п.
На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда:
1) работа в помещении с нормальным микроклиматом (Б) – лаборанты, бухгалтеры и т. п.;
2) работа на открытом воздухе (О) – агроном, монтажник, инспектор ГИБДД и т. п.;
3) работа в необычных условиях (Н) – водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;
4) работа в условиях повышенной ответственности (М) – воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п.
Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими, но не взаимоисключающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.
Предложенная классификация предназначена не для того, чтобы разложить все профессии по своим ячейкам, а для определения их близости, общности по совокупности признаков. Эта задача, конечно, весьма условна, потому что большинство профессий характеризуется множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве, как отмечает Е. А. Климов, полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные различия и отождествления.
1.3. Факторы, влияющие на выбор профессии
На выбор профессии оказывают влияние многие факторы, но подростки чаще всего руководствуются следующими:
Согласно социологическим исследованиям, школьники в своем выборе будущей специальности редко ориентируются на личную психологию, свои личностные качества, надеясь, скорее, на финансовые возможности семьи, всецело доверяются решению родителей. А мамы и папы, руководствуясь распространенными в обществе стереотипами о престижности профессий юриста и экономиста, обрекают чадо на жесткую конкуренцию и трудный поиск работы после получения диплома.
Частое игнорирование «душевной» стороны «профессионального» вопроса психологи ставят в вину именно взрослым. Педагоги тоже не устают напоминать родителям, что будущие проблемы выпускника (начиная от трудоустройства и необходимости переквалификации и заканчивая неустроенной карьерой в зрелом возрасте) корнями уходят в школьную жизнь. Вердикт профконсультантов таков: если ребенку вовремя не предоставить возможность и время для выбора «близкой сердцу» деятельности, будущая работа грозит превратиться для молодого специалиста в каторжный труд.
Можно выделить следующие основные приоритеты в профессиональном самоопределении молодых людей:
1. Помощь в нахождении подростку личностных смыслов не только по отношению к привлекательным выбираемым профессиям, но и по отношению к профессиям, которые «приходится» выбирать даже вопреки первоначальному желанию. Для этого ему необходимо познать самого себя, особенности своего характера, выявить свои интересы, способности. Осуществить это можно при помощи профконсультанта, который по итогам индивидуальной беседы и психологической диагностики поможет ребенку расставить основные приоритеты при выборе профессии.
2. Постепенное формирование у молодых людей умения прогнозировать развитие выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориентации на существующие «моды» по отношению к довольно ограниченному числу профессий типа юрист, экономист, менеджер, т.е. ориентация подростка на реальный спрос на рынке труда, а не на престижность выбираемой профессии.
Прежде всего, имеют значение интересы и склонности человека.
Склонности – это желания, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Если ребенку будет нравиться содержание труда, то он охотнее будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать.
Также одним из важнейших моментов, которые необходимо учитывать в процессе профессионального выбора является профессиональная пригодность. Требования к состоянию здоровья человека, его профессиональной квалификации и требования к профессионально важным качествам определяют профессиональную пригодность. Из этих трех компонентов только уровень профессиональной квалификации можно значительно повысить в соответствии с желанием человека.
Но наибольший интерес в плане выбора профессии представляют способности человека. Понятие способностей позволяет объяснить, почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности.
Каждый человек может в той или иной степени обучаться новому, запоминать, рассуждать, воображать, анализировать, принимать решения, влиять на других людей и так далее. Иначе говоря, люди обладают многими способностями. Способности принято делить на общие и специальные. Независимо от содержания профессиональной деятельности любой специалист должен уметь обучаться новому, общаться с другими людьми, управлять своим поведением и состоянием. Это и есть общие способности, которые еще называют интеллектом.
Разумеется, успешность профессиональной деятельности зависит не только от общего интеллекта, но и от других способностей. Чтобы человек хорошо овладел какой-либо профессией, часто бывает недостаточно только высокого уровня умственного развития. Иногда, в зависимости от специальности, требуются специальные способности: технические, математические, художественные, музыкальные, организаторские, педагогические, артистические, спортивные.
1.4 Типичные ошибки при выборе профессии
Выбор профессии – это сложное и ответственное дело, к которому стоит подходить серьёзно и принимать только взвешенные решения. Легкомысленное отношение к выбору профессии может привести к ошибке, из-за которой человек может потратить несколько лет на обучение профессии, которая ему не подходит.
Существуют наиболее распространённые ошибки, которые допускаются при выборе профессии [6]:
1. Неумение анализировать собственные способности и склонности. Для того чтобы стать выдающимся специалистом в какой-либо области, необходимо иметь определённые способности и склонности, которые помогут вам достичь высоких результатов. Иногда люди не могут определить свои склонности, из-за чего выбирают профессию, в которой не могут полностью самореализоваться и проявить свои таланты.
2. Влияние популярности и престижности профессии. Многие люди выбирают популярные или престижные профессии, не задумываясь о том, будут ли они получать удовольствие от этой работы и смогут ли они в ней полностью реализовать свои возможности, а главное, будет ли их специальность востребованной.
3. Увлечение внешней стороной профессии. Выбирая профессию, люди обычно представляют её такой, какой они хотят её видеть. При этом некоторые особенности или трудности выбранной профессии обычно не учитываются или даже остаются неизвестными. В результате человек может разочароваться в профессии, на обучение которой он потратил несколько лет.
4. Выбор профессии под влиянием друзей. В школе у детей появляются друзья и знакомые, с которыми они привыкают учиться и общаться каждый день. Поэтому, когда приходит время выбирать профессию, многие идут учиться на одинаковые профессии, только для того, чтобы не разлучаться со своими друзьями. Ни к чему хорошему такой выбор обычно не приводит.
5. Несамостоятельность выбора профессии. Родители часто решают за ребёнка его судьбу, заставляя его продолжать семейное дело или учиться профессии, которая приносит большой доход. Зачастую, в подобных ситуациях ребёнку не нравится профессия, которой он обучается и, получив образование, он идёт работать не по своей специальности.
6. Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Знания, приобретённые в школе, являются лишь общей и поверхностной информацией о различных науках. Поэтому хорошая успеваемость по определённым предметам в школе ещё не гарантирует успех в профессии, связанной с данными предметами. Выбирая будущую профессию, стоит, прежде всего, ориентироваться на конкретные знания, которые в ней пригодятся, а не на школьные предметы, связанные с ней.
7. Недостаточная информированность о мире профессий. На сегодняшний день в мире существует огромное количество профессий. О некоторых профессиях человек может даже не знать, а ведь возможно, что одна из них может идеально для него подходить.
8. Недооценка своих физических способностей. Для некоторых профессий требуется идеальное здоровье, которого с рождения нет у многих людей. Человеку, имеющему проблемы со здоровьем, лучше сразу отбросить подобные профессии и искать варианты, которые ему подходят.
9. Выбор профессии приравнивается к выбору уровня образования. Существует распространённое заблуждение, что для получения любой высокооплачиваемой и престижной работы необходимо иметь высшее образование. Это утверждение неверно, так как для получения хорошей работы в первую очередь требуются знания и способности, а не диплом о высшем образовании.
Как уже было сказано выше, выбор профессии – задача сложная и достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в том, что с одной стороны, каждая профессия – это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения, и адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности. С другой стороны, прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать, учитывая при этом желания, направленность личности, способности, возможности и особенности рынка труда. Другими словами придерживаться базовых правил профессионального самоопределения:
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИХСЯ 11А КЛАССА
2.1. Выбор сферы профессиональной деятельности учащимися 11А класса и определение факторов, влияющих на данный выбор
Исследование проводилось на базе МБОУ гимназии г. Советский. В эксперименте участвовали учащиеся 11А класса в количестве 13 человек, из них 9 юношей и 4 девушки в возрасте 17-18 лет.
Целью данного исследования является определение выбора учащимися 11А класса сферы профессиональной деятельности и факторов, влияющих на данный выбор.
Была проведена анкета среди учащихся 11А класса (Приложение А), результаты которой представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования, направленного на определение выбора сферы профессиональной деятельности и факторов, влияющих на данный выбор учащимися 11А класса
Испытуемый | Выбранная профессия | Факторы, влияющие на выбор профессии |
1 | Филолог | Личностный анализ ситуации и своих предпочтений |
2 | Предприниматель | Выбор профессии из соображений престижа |
3 | Военный | Личностный анализ ситуации и своих предпочтений |
4 | Журналист | Выбор профессии из соображений престижа |
5 | Звукорежиссер | Личностный анализ ситуации и своих предпочтений |
6 | Пожарная безопасность | Личностный анализ ситуации и своих предпочтений |
7 | Программист | Выбор профессии из соображений престижа |
8 | Авиатехник | Личностный анализ ситуации и своих предпочтений |
9 | Востоковед | Личностный анализ ситуации и своих предпочтений |
10 | Программист | Личностный анализ ситуации и своих предпочтений |
11 | Покадровый аниматор | Личностный анализ ситуации и своих предпочтений |
12 | Комплексная безопасность | Личностный анализ ситуации и своих предпочтений |
13 | Программист | Личностный анализ ситуации и своих предпочтений |
Анализ результатов анкетирования показал, что 100% выпускников определились со сферой профессиональной деятельности, что является очень хорошим показателем. Большая часть моих одноклассников выбирали профессию, исходя из личностного анализа ситуации и своих предпочтений (77%), 23% – выбрали профессию только из соображений престижа, что является ошибкой.
2.2. Определение правильности выбора профессии учащимися 11А класса, исходя из профессиональной направленности
Как можно проверить насколько правильно выбрали профессию мои одноклассники? Существует великое множество различных психологических профориентационных тестов, но для определения склонности человека к определенным типам профессий я выбрала Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) в онлайн-формате [3], разработанный под руководством Е.А. Климова, результаты которого сопоставила с выбранными профессиями моих одноклассников (Приложение Б).
В основе методики лежит предложенная Е. А. Климовым классификация профессий по предмету труда, на который они (профессии) направлены:
Человек – природа (Ч-П);
Человек – техника (Ч-Т);
Человек – знаковая система (Ч-З);
Человек – человек (Ч-Ч);
Человек – художественный образ (Ч-Х).
Сопоставив результаты диагностического обследования выпускников с выбранной профессией (Приложение Б, приложение В) можно сделать вывод, что все учащиеся 11А класса выбрали профессию в соответствии с профессиональной направленностью. Так 5 человек (38%) относятся к типу «человек-человек», 7 обучающихся (54%) – к типу «человек-техника», у 1 учащегося (8%) результаты теста лежат в области «человек-художественный образ».
В целом, по результатам тестирования можно сделать вывод, что мои одноклассники осознанно и мотивированно подходят к выбору профессии. Они понимают, что профессия должна отвечать интересам и склонностям человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – выявление правильности выбора профессии моими одноклассниками.
Для достижения данной цели были полностью решены задачи: изучена психолого-педагогическая литература по проблеме выбора профессии, проведено анкетирование и диагностическое обследование среди учащихся 11а класса с целью оценки правильного выбора профессии с последующим качественным анализом.
На основе анализа теоретических источников я узнала о наличии различных классификаций профессий, о факторах, влияющих на выбор профессии и типичных ошибках, которые выпускники школы допускают, выбирая сферу профессиональной деятельности.
Также я поняла, что выбор профессии – задача сложная и достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в том, что с одной стороны, каждая профессия – это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения, и адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности. С другой стороны, прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать, учитывая при этом желания, направленность личности, способности, возможности и особенности рынка труда.
В ходе экспериментальной части было выявлено, что 100% выпускников определились со сферой профессиональной деятельности, что является очень хорошим показателем. Большая часть моих одноклассников выбирали профессию, исходя из личностного анализа ситуации и своих предпочтений (77%), 23% – выбрали профессию только из соображений престижа, что является одной из типичных ошибок.
Проведя диагностическое обследование по тесту Е. А. Климова, и сопоставив данные результаты с выбранной профессией выпускников, можно сделать вывод, что все учащиеся 11А класса выбрали профессию в соответствии с профессиональной направленностью. Так 5 человек (38%) относятся к типу «человек-человек», 7 обучающихся (54%) – к типу «человек-техника», у 1 учащегося (8%) результаты теста лежат в области «человек-художественный образ».
В целом, по результатам тестирования можно сделать вывод, что мои одноклассники осознанно и мотивированно подходят к выбору профессии. Они понимают, что профессия должна отвечать интересам и склонностям человека. Поэтому выдвинутая гипотеза не подтвердилась.
Считаю, что практическая значимость моей работы заключается в том, что использованные в работе теоретические материалы и результаты исследования по проблеме выбора профессии будут полезны как учащимся, так и родителям, педагогам, в частности педагогу-психологу при проведении профориентационной работы со школьниками.
В перспективе было бы интересно изучить, как личностные особенности человека влияют на выбор профессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2001 – 511 с.
2. Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников / И.В. Вачков. – Санкт – Петербург.: Подростки – психологические исследования – Популярные изнадия, 2009. – 188 с.
3. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова //Onlin Test Pad. [Электронный ресурс]. URL: https://onlinetestpad.com/ru/test/99-differencialno-diagnosticheskij-oprosnik-ddo-eaklimova
4. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» - Москва: Издательство «Просвещение», 2004.
5. Паров Д.А. Кем быть? Секреты выбора профессии. Книга, с которой начинается карьера / Д.А. Парнов. – М.: Книжный мир, 2014. - 256 с.
6. Урутина Т. М., Агеева Л. Г. «Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников» - Москва: Издательство «Молодой учёный», 2015.
Приложение А
Анкета
Фамилия, имя ______________________________________ Класс __________
1. Выбрал ли ты профессию?
- да
- нет
2. Если выбрал профессию, то какую?
__________________________________________________________________
3. Что тебе помогло определиться с выбором профессии?
- беседы с родителями
- давление со стороны родителей
- выбор профессии за компанию с друзьями
- личностный анализ ситуации и своих предпочтений
- выбор профессии из соображений престижа
Приложение Б
Сравнительный анализ результатов исследования профессиональной направленности по Е. А. Климову и выбранной профессии учащихся 11А класса
Испытуемый | Результаты ДДО | Выбранная профессия | Соотношение выбранной профессии с результатом теста |
1 | Ч - Ч | Филолог | совпадает |
2 | Ч - Ч | Предприниматель | совпадает |
3 | Ч - Ч | Военный | совпадает |
4 | Ч - Х | Журналист | совпадает |
5 | Ч - Т | Звукорежиссер | совпадает |
6 | Ч - Ч | Пожарная безопасность | совпадает |
7 | Ч - Т | Программист | совпадает |
8 | Ч - Т | Авиатехник | совпадает |
9 | Ч - Ч | Востоковед | совпадает |
10 | Ч - Т | Программист | совпадает |
11 | Ч - Т | Покадровый аниматор | совпадает |
12 | Ч - Т | Комплексная безопасность | совпадает |
13 | Ч - Т | Программист | совпадает |
Приложение В
Результаты исследования профессиональной направленности
учащихся 11А класса
Зимний лес в вашем доме
Сказка "Узнай-зеркала"
Какая бывает зима
Лепесток и цветок
Почему Уран и Нептун разного цвета